Если ребенок ураган в 3 года

Если ребенок ураган в 3 года thumbnail

«Ребенок – ураган» или «Как работать с гиперподвижными детьми?»

Советы психолога педагогам

Работа с гиперподвижными детьми очень сложна, требует много физических и душевных сил, чёткой организации, но такой, которая бы не подавляла активность ребёнка, а помогала ему в усвоении правил поведения знаний, навыков.

Можно выделить 3 направления этой работы:

1.Снятие напряжения и излишней двигательной активности.

Для гиперподвижных детей самым важным является зрительный, тактильный контакт. Слова запрета, нотаций, окрики для таких детей — пустой звук.  Поэтому необходимым считаем на занятиях посадить такого ребенка за первым столом или рядом с воспитателем. Это позволит поддерживать с ним постоянный зрительный контакт. Когда спустя несколько минут нашему “урагану“ уже не будет сил сидеть, он начнет вертеться, мешать другим ребятам, достаточно подойти к нему, молча положить на плечо руку, погладить по плечу или слегка похлопать. Непоседа на какое-то время успокоится.

Часто воспитатели наблюдают картину: как гиперподвижный ребенок несётся за кем-то из детей, полный гнева. В таком случае можно прижать его к себе со словами: «Давай с тобой подышим и посчитаем вдохи». И ребёнок отвлечется.

В качестве лечения детям с гиперподвижностью показана физкультура. Она успокаивающе действует на нервную систему ребёнка, помогает выработать правильную координацию движения, восстановить поведенческие реакции.

Во время прогулки, если непоседа перевозбудился, можно попробовать  вовлечь его в лёгкий бег: «Давай с тобой пробежимся по площадке». Во время бега можно менять его виды: змейкой, челночный бег и т.д. После бега нервное напряжение оставляет ребёнка.

Так как гиперподвижные дети часто страдают так называемой дизритмией – у них с трудом устанавливается суточный биоритм, они плохо засыпают, с трудом просыпаются, во время дневного сна целесообразно сидеть рядом с таким ребёнком, держа его за руку или поглаживая плечико, голову, пока он не уснёт.

2.Тренировка внимания. 

 Поскольку для гиперподвижных детей характерны также нарушения внимания и самоконтроля, важно с ними проводить простые игры на развитие данных функций.

В этом хорошо помогают игры с правилами. Причём, игры и правила к ним лучше придумывать самим. Например: отбить о землю мяч, поймать его, хлопнуть в ладоши, поймать, снова отбить и т.д. Побеждает тот, кто не собьётся с ритма.

Вот пример ещё одной игры: добежать до противоположного конца площадки, 3-5 раз присесть и возвратиться. Любая игра должна заканчиваться на положительной ноте. Ребёнку обязательно надо дать почувствовать, что прилагая определённые усилия, он может со всем справиться.

Хорошо также тренируют внимание такие игры, как «Назови всё деревянное в комнате», «Назови всё зелёное», «Море волнуется», «День и ночь», «Что изменилось?», «Лабиринты», «Найди отличия», «Найди лишнее», «Внимание, фотографируем» (произносятся слова: «Внимание, фотографируем» и ребёнку показывается сюжетная картинка. Ребёнок её 3-5 секунд рассматривает. Картинка убирается. Ребёнок должен запомнить как можно больше предметов, изображённых на картинке).

Важно призывать ребёнка поддерживать во всём порядок. Тогда как беспорядок и раскиданные вещи – очень характерная черта жизненного пространства гиперподвижного ребёнка. Он так быстро переключается с одной деятельности на другую, что времени и внимания, для того чтобы положить взятую вещь на место, просто не оказывается. В то же время беспорядок сильно дезорганизует внимание, мешает сосредоточиться.

После прогулки (впрочем, как и в течение всего дня) необходимо привлекать  ребёнка к себе в помощники (попросить его навести порядок в своем шкафчике, помочь и другим детям навести такой же отличный порядок)

Игрушки советуем убирать с гиперподвижным ребёнком вместе, при этом давая ему небольшие поручения (сложить в коробку кубики, пока воспитатель убирает  машинки).

3.Снижение импульсивности. 

 Мысли ребенка – «урагана» хаотичны. Они порхают с одного предмета на другой, подолгу ни на чём не задерживаясь. Педагогу важно увидеть тот момент, когда его что-то заинтересовало и постараться удержать его внимание на этом предмете, объекте как можно дольше, расспросить, чем заинтересовал его этот предмет, предложить описать его детали как можно подробнее.

Конечно, все перечисленные мероприятия не избавят ребёнка от гиперподвижности, но несомненно позволят педагогам  держать ситуацию под контролем.

Источник

Ребенок в доме — это счастье и радость, но что делать, если малыш временами становится неуправляемым — скачет и носится по квартире, кричит, хохочет, срывается на истерику и снова веселится? Родители нередко сталкиваются с подобным поведением во время адаптации к детском саду, но и домашнему ребенку необходимо время от времени сбрасывать накопившееся напряжение. Помочь ему в этом могут специальные антистрессовые игры, которые полезно проводить перед сном и во время затянувшихся капризов.

Игра для беспокойного ребенка «бутерброд»

Если ребенок чем-то напуган, расстроен или просто переутомился, то его успокоит и утешит игра под названием «бутерброд». Все, что родителям понадобится для ее проведения — это постельные принадлежности. Свернув одеяло или взяв подушку, предложить малышу улечься на нее, играя роль хлеба на тарелке. Теперь «хлеб» нужно «намазать маслом», выполняя поглаживания и приговаривая ласковые слова. Накрыв кроху слоем «сыра» или «колбасы» в виде пледа или покрывала, увеличить воздействие на тело, посильнее надавливая на разбушевавшегося непоседу. Ну а в заключение предстоит приготовленный бутерброд «съесть» и завершить массаж движениями, которые приносят малышу особое удовольствие и хорошо расслабляют.

Читайте также:  Успокоительные травки для ребенка 3 года

Такая игра поможет перевозбужденному и гиперактивному ребенку успокоиться и быстрее заснуть. Осуществляемое при этом глубокое давление оказывает релаксационное действие, а используемые постельные принадлежности создают эффект кокона, а вместе с ним и ощущение покоя и защищенности.

Как унять детские капризы? Построить домик!

Как унять детские капризы? Построить домик!

Наверняка каждый в детстве создавал вот такие домики из подушек, стульев, покрывал и прочих подручных вещей, а после устраивался в таком импровизированном жилище поудобнее вместе с игрушками и книгами, чувствуя какую-то внутреннюю уверенность и защищенность. Время от времени каждый малыш ощущает потребность в собственном личном пространстве — месте с четко установленными границами, где он мог бы побыть наедине с собой. Поэтому не стоит ругать кроху за очередные «городушки». Лучше использовать этот момент для того, чтобы поговорить с ним по душам.

Можно постучаться в импровизированную дверь и попросить разрешения войти. Ну а дальше смотреть по ситуации. Как вариант, устроить магазин или больницу. Можно построить еще один домик и ходить друг к другу в гости. Это отличный способ борьбы с капризами малыша — конструктивный и действенный.

Что еще можно предложить родителям ребенка-урагана?

Бывает, что ребенок впадает в настоящую истерику, и никакими уговорами, а также угрозой наказания успокоить его не получается. Родители просто не знают, что делать в такой ситуации и как реагировать, когда обычные капризы приобретают характер буйного помешательства. Взрослый человек понимает, что в таком состоянии хочется рвать и метать, вот и можно предложить буяну найти выход отрицательной энергии, порвав в клочья несколько газет или журналов. Пусть малыш рвет, топчет бумагу, делает с ней все, что заблагорассудится, а чтобы потом не собирать клочки по всему дому, стоит заранее дать ему тазик или ведро. Такая игра называется «рвакля». Она спасет положение, когда испробованы все другие способы утихомирить разбушевавшийся ураган.

А не рассказать ли малышу сказку?

А не рассказать ли малышу сказку?

Ни у кого нет сомнений в том, что родители уже успели прочитать своему ребенку массу всевозможных сказок. А что, если попробовать использовать сказки не только в качестве развлечения и проведения досуга, но и меры первой помощи при болезненной адаптации в детском саду, проблемах в школе или мешающих внутренних страхах и комплексах? В современной психотерапии есть целое направление, предусматривающее лечение сказкой. Оно называется сказкотерапия.

На самом деле нет ничего сложного в том, чтобы сочинить вместе с малышом рассказ или сказку на тему прошедшего дня. В ее основу стоит положить идентичную проблему, при этом избегая прямого сходства с уже имеющейся. Маме или папе останется только предложить главному герою правильное решение, которое поможет ему справиться с трудностями и извлечь урок из ситуации. Можно рекомендовать ребенку выплеснуть свои эмоции на бумагу при помощи красок или карандашей, использовать для этих целей пластилин или природный материал. А еще можно купить для малыша специальные наборы сказочного театра.

Игры с водой

Не секрет, что вода обладает мощным антистрессовым эффектом, ведь не зря ее широко используют в самых разных психотерапевтических методиках. Водные занятия обеспечивают гармоничное физическое развитие и при этом улучшают функции саморегуляции. Игры в водной среде — любимое занятие многих детей. Не стоит запрещать ребенку возиться со всевозможными корабликами, уточками и дельфинчиками. Мама и папа не успеют оглянуться, как вся злость и раздражение уйдут, «стекут» с малыша вместе с усталостью и напряжением. Дети очень любят устраивать «переливашки» из одной емкости в другую, размешивать в кружечках мыло и другие косметические средства, стоящие на полочках в ванной.

Если родители хотят направить капризы малыша в мирное русло, то стоит приобрести для него такую игру, как «рыбалка». Крохе обязательно понравится ловить на удочку всевозможных речных и морских обитателей. Собственно, для игр в воде можно использовать самые разные подручные приспособления — губки для мытья посуды, баночки, мыльные пузыри и т. д.

Игра «упрямая подушка»

Игра «упрямая подушка»

Многие слышали или читали о том, как полезно колотить подушку для выхода отрицательной энергии. Такой психотерапевтический прием действительно существует, причем он подойдет не только взрослым, но и детям. Родителям стоит завести специальную «упрямую подушку» и рассказать ребенку, что в ней живут «упрямки», которые и заставляют его капризничать. Выгнать «упрямок» легко — достаточно изо всех силы побить нехорошую подушку. Пусть малыш снимает таким образом всю свою агрессию и негатив. Если маме кажется, что он еще недостаточно успокоился, можно прижать ухо к подушке, чтобы послушать «упрямок». Если они все еще там, пусть малыш продолжит игру до тех пор, пока все «упрямки» не разбегутся по сторонам. Вот такие игры помогут родителям установить в доме долгожданный покой и тишину.

Пройдите тестТревожность ребенка
Ребенок проявляет беспокойство и жалуется на страшные сны? Не может сосредоточиться на занятии, волнуется и часто жалуется на больной живот? Наш тест поможет определить уровень тревожности у ребенка и подскажет дальнейшую тактику поведения.

Использованы фотоматериалы Shutterstock

Источник

Действительно — «ураган», иначе не скажешь: ни секунды не сидит спокойно, хватает то одно, то другое, тут же бросает, ничем не занимается дольше двух минут, замечаний будто не слышит и, понятно, на них не реагирует. Другие дети в пять лет уже и пишут, и читают, а этот на занятиях по подготовке к школе носится по классу, а то и катается по полу, будто не слыша слов преподавателя. Что ж дальше-то будет?

Читайте также:  Жар у ребенка 3 года что делать

-ЕСЛИ родители не помогут своему «домашнему урагану», его ожидают большие трудности не только в школе, но и в будущей взрослой жизни, — считает педагог-психолог психологического центра «Исток», доцент кафедры психологии и педагогики МГУЛ Елена Владимировна КЛИМАЧЕВА. — Потому что в большинстве случаев такое «буйное» поведение (по-научному оно называется «синдром дефицита внимания с гиперактивностью», сокращенно СДВГ) — отнюдь не результат плохого воспитания или избалованности: беспрерывное движение помогает ребенку улучшить кровоснабжение своего головного мозга, по разным причинам нарушенное.

Беседу с мамой, пришедшей на консультацию, Елена Владимировна обычно начинает с вопроса о том, какими были беременность и роды. И мамы этому очень удивляются. Увы, ни один врач не объяснял им, что такие незначительные проблемы, как низкий гемоглобин, повышенный тонус матки, небольшие кровотечения во время беременности, обвитие пуповины, использование в родах щипцов, наркоза, кесарева сечения, неизбежно влияют на состояние ребенка, и особенно — на его мозг. Организм новорожденного, к счастью, способен компенсировать полученное повреждение: нервные импульсы находят обходной путь, но вряд ли малыш родится абсолютно здоровым и спокойным. Скорее всего, уже в первые месяцы у него обнаружится гипертонус, повышенная возбудимость, а со временем все это может обернуться «синдромом дефицита внимания с гиперактивностью».

Правда, психоневролог в детской поликлинике может утверждать, что «патологии нет». При СДВГ действительно нет настолько грубой патологии, чтобы ее можно было увидеть во время осмотра: все отделы мозга у ребенка на месте, не хватает лишь согласованности в их работе. Чтобы добиться этой согласованности, помочь сформироваться очень важным для дальнейшего развития мозга связям между его полушариями, малышу необходим массаж и лечебная физкультура. Причем чем раньше, тем лучше!

Препараты «Пантогам» и «Фенибут», которые нередко назначают «неуправляемым» детям, как и все сильнодействующие лекарства, не лишены побочных эффектов. Мягче и безопаснее действуют гомеопатические препараты. Но они назначаются строго индивидуально.

Однако помимо сугубо лечебных мероприятий есть еще повседневная жизнь. И если в семье родился гиперактивный ребенок, то он нипочем не будет спокойно лежать в кроватке или коляске! И вот тут существует два совершенно противоположных подхода. Первый — давать младенцу «накричаться», не подходить и не брать на руки. Второй — носить на руках, брать к себе в постель, пользоваться рюкзачком-«кенгуру». Если цель — любой ценой заставить ребенка замолчать, то первый способ может оказаться результативнее: в какой-то момент любой младенец замолкает, поняв, что маме нет никакого дела до его страданий. Если же цель — помочь малышу справиться с недомоганием, чрезмерным возбуждением, страхом одиночества, то второй подход оказывается не только человечнее, но и конструктивнее: близость к маме успокаивает младенца, помогает ему наладить ритмичную работу пищеварения, дыхания, сердца (он бессознательно подстраивает свои биоритмы под мамины). Поглаживания, объятия и поцелуи (не только мамины, но и папины) тоже действуют успокаивающе.

Смотрите также:

  • Будущим мамам на заметку. Ребенок «с характером» →
  • Девочкам пора к врачу →
  • Снова мокрые штанишки →

Источник

Малыши 3-4 лет чаще всего подвержены страхам. В этом возрасте у ребёнка формируется своя осознанная внутренняя жизнь. Он уже понимает, что окружающий мир наполнен опасностями. Также в этом возрасте формируются такие чувства, как любовь, нежность, сочувствие.

Страх – это реакция человека на действительную или мнимую (но переживаемую как действительность) опасность. Это чувство свойственно каждому человеку и вполне нормально. Страх — это составляющая инстинкта самосохранения.

Чувство страха для малыша 3-4 лет является очень негативным и травмирующим. Поэтому родителям и педагогам необходимо вовремя распознать и искоренить это чувство.

Откуда берутся страхи

Существует множество причин возникновения страхов у детей.

— Большое количество запретов.

— Предоставление полной свободы.

— Гиперопека, изоляция от общения с другими детьми, чрезмерная защита от опасностей.

— Страхи родителей могут передаться ребёнку, это может произойти даже неосознанно.

— Одиночество, нехватка общения с родителями.

— Угрозы в семье, авторитарное и запугивающее воспитание («Быстро спать, а то сейчас баба-яга заберет!», «Не убегай, а то дядя тебя посадит в мешок и унесет с собой!», «Деток, которые плохо едят, забирает медведь в темный лес!»), гнев взрослых по отношению к ребенку.

— Боль.

— Ссоры родителей и негативные отношения в семье друг к другу.

— Черты характера: впечатлительность, ранимость, тревожность, пессимизм, мнительность, неуверенность в себе.

— Детские фантазии. В этом случае чаще всего страх возникает из-за страшной сказки, разговоры при ребёнке о смерти, болезнях, пожарах, убийствах, а также ребёнок может и сам придумать себе страх.

— Плохие взаимоотношения со сверстниками.

— Сравнение ребёнка с другими.

Возникновение того или иного страха зависит, в первую очередь, от характера ребёнка. Но чаще всего мы сами учим детей бояться одним неосторожным словом, запугиванием, даже самым безобидным на первый взгляд. Ребёнка может сильно испугать излишне эмоциональное предупреждение об опасности или же реакция на неё взрослого.

Виды страхов

Читайте также:  Ребенок в 3 года не говорит жестами

Выделяют два основных вида детских страхов это «немые» и «невидимки».

«Немые» — это когда родители замечают у ребёнка тот или иной страх, а ребёнок его отрицает. Например: страх громкого звука, чужих людей и т.д.

«Невидимки» — это совсем противоположный «немому» страху, т.е. ребенок признаёт страх, а родители не замечают. Такой вид страхов наиболее распространён, это, например, страх перед наказанием, вида крови.

Некоторые из страхов сопровождают определённый возрастной период. Для детей 3-4 лет характерны следующие: страхи, связанные с фантазированием, а также страх темноты, одиночества, замкнутого пространства, перед сказочными и мифическими персонажами (Баба Яга, Кощей, Бармалей, «бабайка»). Также довольно часто встречаются страх боли, врачей, смерти.

Страх замкнутого пространства без определённой коррекции может перерасти в болезнь – клаустрофобию.

Диагностика страхов

Если ребёнок не говорит о страхе, это ещё не значит, что его вовсе и нет. Детский страх может протекать и бессимптомно, негативных последствий для психики будет больше, т.к. ребёнку вовремя не помогли его преодолеть. Но всё же, как правило, определить, что ребёнок чего-то боится очень легко, это видно родителям. В поведении появляется настороженность, беспокойство, ребёнок пытается избежать то, чего боится.

Для выявления страха детей 3-4 лет в домашних условиях можно воспользоваться следующими методиками:

1. «Страхи в домиках». Данная методика подходит, если ребёнок плохо рисует или вовсе не любит рисовать. Взрослый рисует контуры двух домов: чёрный и красный. Потом просит ребёнка расселить в домики страхи, в чёрном — живут страшные страхи, а в красном — не страшные. Взрослый называет страхи и записывает себе те, которые малыш поселил в чёрный домик. Это значит, что он их боится. После выполнения задания ребенку предлагают закрыть на замок чёрный дом, а ключ выбросить.

Ты боишься:

1. Когда остаешься один;

2. Нападения;

3. Заболеть, заразиться;

4. Умереть;

5. Того, что умрут твои родители;

6. Каких-то детей;

7. Каких-то людей;

8. Мамы или папы;

9. Того, что они тебя накажут;

10. Бабы Яги, Кощея Бессмертного, Бармалея, Змея Горыныча, чудовища. (У школьников к этому списку добавляются страхи невидимок, скелетов, Черной руки, Пиковой Дамы — вся группа этих страхов обозначена как страхи сказочных персонажей);

11. Перед тем как заснуть;

12. Страшных снов (каких именно);

13. Темноты;

14. Вволка, медведя, собак, пауков, змей (страхи животных);

15. Машин, поездов, самолетов (страхи транспорта);

16. Бури, урагана, наводнения, землетрясения (страхи стихии);

17. Когда очень высоко (страх высоты);

18. Когда очень глубоко (страх глубины);

19. В тесной маленькой комнате, помещении, туалете, переполненном автобусе, метро (страх замкнутого пространства);

20. Воды;

21. Огня;

22. Пожара;

23. Войны;

24. Больших улиц, площадей;

25. Врачей (кроме зубных);

26. Крови (когда идет кровь);

27. Уколов;

28. Боли (когда больно);

29. Неожиданных, резких звуков, когда что-то внезапно упадет, стукнет (боишься, вздрагиваешь при этом);

30. Сделать что-либо не так, неправильно (плохо — у дошкольников);

31. Опоздать в сад (школу);

2. Рисование. Попросить нарисовать малыша то, что тревожит его.

3. Лепка. Смысл данной методики такой же, но только рисование заменяется лепкой.

4. Беседа. Разговор должен быть спокойным, непринуждённым и, если малыш не идёт на контакт, принуждать ни в коем случае нельзя.

Для выбора методики необходимо учитывать возраст малыша и индивидуальные особенности.

Как преодолеть страхи

Почти все детские страхи временные и поддаются коррекции. Но, несмотря на это, родители должны серьезно относиться к страхам детей, ни в коем случае не игнорировать их, иначе детская психика сильно пострадает.

Способы преодоления страха.

— Часто для преодоления страха родителям нужно лишь больше проводить времени с ребенком, например, поиграть вместе.

— Разговор с малышом, чем больше говорить о страхе, тем быстрее он перестанет бояться.

— Сочинить сказку о страхе, который беспокоит малыша, а в конце победить его.

— Нарисовать страх. Тут есть два пути: нарисовать и сжечь и при этом объяснить, что его больше нет, или нарисовать его смешным, страх уже не будет казаться таким пугающим. Но данная методика недопустима, если причиной страха служит событие, произошедшее совсем недавно (например, укус собаки).

— Общение со сверстниками на тему общего страха.

— Поделиться страхом, который был в детстве и обязательно рассказать о том, как перестали бояться.

— Если малыш боится темноты, оставляйте открытой дверь, включайте ночник. Детская игра «прятки» зачастую помогает избавить от страха темноты и замкнутого пространства. При появлении признаков страха прекратить играть, если ребёнок не хочет играть принуждать нельзя.

— Коррекция посредством куклотерапии методика А.И.Захарова.

Малышу предлагается возможность выбрать игрушки и материалы, предварительно подготовленные. Они должны быть похожи на то, чего боится ребёнок. Далее необходимо разыграть сюжет, в котором он побеждает свой страх. Разыгрывание страха помогает отреагировать напряжение, снять его, перенести на куклу.

Ни одна методика не поможет, если воспользоваться ими один раз, проводить их нужно регулярно.

Родители должны помнить, что во многом всё зависит от Вас, умением вовремя успокоить, адекватно отреагировать на возникший страх, сказать теплое слово. В тех случаях, если в домашних условиях страх преодолеть не получилось, необходимо обратиться к детскому психологу.

Источник