Если ребенок не смотрит в глаза 4 года

Если ребенок не смотрит в глаза 4 года thumbnail

Многие слышали, что отсутствие «контакта глазами» у ребенка – симптом аутизма. Люди с аутизмом с раннего возраста меньшей вероятностью смотрят напрямую в глаза других людей, что говорит о том, что они меньше вовлечены в общение и в целом меньше реагируют на других людей.

Тем не менее, этот симптом не так прост, как принято считать. Во-первых, причины отсутствия взгляда глаза могут быть разные. Более того, не всегда эти причины связаны с аутизмом.

Симптомы аутизма

При диагностике аутизма специалисты должны обращать внимание на нарушения разных типов невербального поведения, в том числе взгляд в глаза, мимику, жестикуляции, и на то, как ребенок использует (или не использует) их во время социального взаимодействия.

Отсутствие взгляда в глаза – это один из множества критериев при диагностике аутизма, но одного этого симптома недостаточно для постановки диагноза. Это лишь один из множества признаков и типов поведения, которые могут указывать на аутизм.

Поскольку аутизм нельзя диагностировать по анализу крови или результатам сканирования мозга, врачи должны полагаться на целый спектр характерных видов поведения и учитывать, в каком контексте они проявляются. Только обследование опытного специалиста может подтвердить или исключить аутизм, а иногда врач не может сделать окончательных выводов.

Как взгляд в глаза связан с аутизмом?

Существует множество причин, по которым любой ребенок может не смотреть в глаза другим людям. И далеко не все они имеют какое-то отношение к аутизму. Например, возможно, ребенок не смотрит в глаза потому что:

— Он боится человека, который пытается установить с ним контакт глазами, или ему этот человек не нравится.

— У ребенка есть нарушение слуха, из-за чего он может не понимать, когда нужно посмотреть на другого человека.

— Ребенок в целом застенчив или испытывает тревожность в социальных ситуациях.

— Возможно, в культуре, к которой принадлежит семья ребенка, считается невежливым смотреть людям в глаза напрямую (это относится ко многим азиатским культурам).

Однако дети с аутизмом, как правило, не смотрят в глаза совсем по другим причинам. Хотя исследования в этой области все еще не пришли к окончательным выводам, существующие данные предполагают, что:

— У детей с аутизмом может не быть достаточной социальной мотивации, которая побуждает других детей устанавливать контакт глазами.

— Им может быть трудно слушать чужую речь и смотреть в глаза одновременно.

— Возможно, для них нет разницы смотреть ли в глаза или, например, на рот или руки другого человека.

— Для некоторых взгляд в глаза кажется слишком интенсивным опытом, который вызывает у них сенсорную перегрузку.

Другие симптомы аутизма у детей

В диагностических руководствах аутизм определяется как нарушения социальной коммуникации и социального взаимодействия в различных ситуациях, которые включают такие особенности как:

— Нехватка взаимного общения и эмоционального обмена (взаимный обмен реакциями, не обязательно с помощью речи).

— Нехватка невербальной коммуникации во время взаимодействия (мимики, языка тела).

— Неспособность устанавливать, поддерживать и понимать отношения с другими людьми (при этом часто ребенок кажется другим людям апатичным и не заинтересованным в общении).

Очевидно, что контакт глазами играет важную роль в каждом из этих пунктов. Если ребенок не смотрит в глаза, но активно взаимодействует с другими людьми, пользуется при этом мимикой и жестами, может устанавливать контакт и близкие отношения, то маловероятно, что у него есть аутизм.

Когда это проблема

Отсутствие контакта глазами само по себе не является симптомом аутизма. В первую очередь, это верно для младенцев, которые могут не смотреть в глаза, но поворачивают голову в сторону лица другого человека. Тем не менее, стоит изучить информацию об аутизме и обратиться за профессиональной диагностической помощью, если ребенок младше трех лет не смотрит в глаза, а также имеет другие особенности:

— Не откликается на свое имя несмотря на отсутствие проблем со слухом.

— Имеет задержку в развитии речи.

— Повторяет одинаковые движения или действия без какой-либо функциональной цели, не играет «понарошку» или не играет игрушками обычным образом.

Окончательный диагноз может поставить только специалист, желательно имеющий опыт именно в отношении расстройств аутистического спектра. В случае диагностики аутизма существуют методы раннего вмешательства, в первую очередь, поведенческой терапии, которые помогают детям улучшить навыки социальной коммуникации.

Хотя иногда в процессе терапии ставится цель развить «контакт глазами», например, в моменты, когда ребенок хочет привлечь чье-то внимание, обычно это не является основной целью и развитие этого навыка не повлияет на остальные проявления аутизма. Нельзя заставлять детей с аутизмом смотреть в глаза, когда они этого не хотят – это может вызвать у ребенка тревожность, сенсорную перегрузку и негативное отношение к общению с другими людьми.

Также смотрите: «Почему детям с аутизмом трудно смотреть в глаза?»

Источник

Взгляд в глаза — один из самых важных моментов невербальной коммуникации. Своим взглядом мы даём понять собеседнику, что мы его слушаем и нам интересно то, что он говорит.

Дети с нарушениями развития нередко имеют большие проблемы со взглядом в лицо собеседника. Особенно это характерно для детей с РАС.

фото из открытых источников

Почему дети не смотрят в глаза?

До сих пор не выделены чёткие причины. Специалисты только предполагают в чём может быть дело. Есть такие версии:

Читайте также:  Расчет больничного листа за ребенком 4 года

1. Сенсорная перегрузка

Смотрела однажды интервью со взрослой девушкой с РАС. Она очень доступно объяснила каково некоторым аутистам смотреть в лицо другому человеку — как если мы начнем пытаться неотрывно смотреть на палящее солнце в зените.

Мимика человеческого лица меняется слишком быстро и создаёт слишком много информации одновременно. Аутисты в силу своих особенностей не могут быстро справиться с обработкой этой информации, как мы не можем справится с избытком света от солнца;

2. У аутистов лучше работает боковое, а не прямое, зрение

Эта теория предполагает, что человеку с РАС проще рассмотреть детали без прямого взгляда на собеседника и так они лучше улавливают какие-то вещи в общении, чем если будут смотреть прямо;

3. Зрительный контакт не даёт сконцентрироваться

Взрослые аутисты иногда говорят, что в детстве, когда от них требовали при разговоре смотреть в глаза, им приходилось сильно концентрироваться на удерживании взгляда. В результате в глаза-то они смотрели, только толку? Они почти ничего не слушали и не улавливали сути разговора, так как всё внимание уходило на удержание взгляда.

4. Проблемы со слуховым восприятием

А вот это общая проблема для детей с РАС и сенсорных алаликов, которые тоже часто не смотрят в глаза.

Некоторые аутисты просто не воспринимают речь как способ общения, поэтому могут не вникать в то, что говорит собеседник.

Сенсорные алалики, пока не начинают понимать речь, просто не слушают, что им говорят и по этой причине не считают нужным реагировать на обращённую к ним речь.

Стоит ли вызывать глазной контакт?

Зависит от конкретного ребёнка.

Если ребёнку «больно» смотреть в лицо, если внимание наоборот ухудшается, так как ему требуется использовать всю силу воли, чтобы не отвести глаза, насиловать глазным контактом однозначно не стоит.

Если от взгляда в глаза заметно, что ребёнок лучше слушает, концентрируется, однозначно надо работать над улучшением.

Как можно улучшить глазной контакт?

Раньше для детей с РАС применялось обучение на базе ABA, но сейчас его используют мало, так как обычно дальше тренировки дело не идет и ребёнок не начинает смотреть в глаза произвольно, а только по команде «Посмотри на меня».

Я со своим сыном ( из-за сенсомоторной алалии у нас слабый зрительный контакт сохранялся где-то до 3 лет) добилась установления зрительного контакта парой других методов.

Первый метод — это поощрение спонтанных взглядов.

Смысл в том, что в бытовой жизни наблюдаете ли вы специально за ребёнком, или просто случайно поймали его взгляд в глаза, вы должны моментально «поощрить» его улыбкой или тёплыми словами, вроде «Молодец», «Какой хороший взгляд», «Мне нравится, что ты смотришь в глаза», чтобы у ребёнка был какой-то приятный стимул, непосредственно связанный с общением.

Можно не просто ловить случайные взгляды, а увеличивать желание ребёнка смотреть вам в глаза:

  • Если ребёнок говорит, можно говорить на какие-то очень интересные для него темы;
  • Можно поиграть в прятки или в игру для малышей «Ку-ку» — ребёнок будет вынужден искать ваше лицо глазами. Но вынужден в хорошем смысле, а не через «не хочу»;
  • Можно какое-то время (недолго, секунд 10) молчать и не реагировать на вопрос/просьбу ребёнка, пока он не посмотрит вам в глаза.

Эти нехитрые действия приведут к тому, что ребёнок будет чаще смотреть на вас, а вы получите возможность больше поощрять его улыбкой и похвалой за это, закрепляя зрительный контакт.

Второй метод работал у нас даже, когда сын ещё не говорил и не понимал речь. Нужно сделать своё лицо более заметным.

Если на занятиях я чувствовала, что ребёнок совсем где-то в облаках и не слушает меня, я начинала удерживать карточку, предмет или игрушку у своего лица — буквально на расстоянии 5-10 см справа или слева (как удобнее) и только тогда уже что-то рассказывала.

Сын смотрел на игровое пособие, но в его поле зрения также попадало моё лицо. Он видел, что я что-то говорю и невольно начинал хоть немного вслушиваться и больше смотреть на меня для объяснений.

В общем, методы хоть и не быстрые, но довольно простые, рабочие, требующие не специальных занятий, а обычного взаимодействия и общения с ребёнком.

Спасибо всем, кто дочитал!

Не забывайте подписываться и ставить лайк — так вы сможете видеть больше материалов по теме от меня и других авторов 🙂

Вам могут быть интересны другие статьи по теме:

Как я научила сына отзываться на имя (для родителей алаликов и аутистов)

Как научить ребёнка указательному жесту (для родителей детей с аутизмом, алалией и другими нарушениями развития)

Ребёнок убегает на прогулке — как бороться? (для родителей детей с аутизмом и другими нарушениями развития)

Источник

Если ребенок не смотрит вам в глаза, вам придется посмотреть в глаза правде

Более 400 тысяч родителей в России не догадываются, что у их детей расстройство аутистического спектра (РАС). По данным ВОЗ, с подобными нарушениями развития на свет появляется уже каждый 68-й ребенок. Ученые всего мира озабочены тем, что истинные причины расстройства до сих пор не выяснены, при этом численность детей с аутизмом за последнее десятилетие выросла в десять раз.

Читайте также:  Надо ли делать прививку от гриппа ребенку 4 года

Между тем еще несколько лет назад в нашей стране диагноз «аутизм» даже не был официально признан. И если во многих государствах действуют государственные программы по коррекции и социальной адаптации аутистов, разработаны методики ранней диагностики и терапии, то Россия только в начале пути. Почему во всем мире увеличивается количество таких детей? Существует ли эффективная система реабилитации аутистов и чем каждый из  нас может им помочь? На эти и другие вопросы мы попросили ответить депутата Мосгордумы, главного детского невролога столицы, директора НПЦ детской психоневрологии Татьяну Батышеву и эксперта Елену Багарадникову, исполнительного директора родительской организации помощи детям с расстройствами аутистического спектра «Контакт».

— Татьяна Тимофеевна, в последнее время много говорят о таком диагнозе, как аутизм. Складывается впечатление, что число таких детей скоро превысит все мыслимые пределы. Действительно ли это так?

— К сожалению, да, тенденция такова, что за последние 10 лет количество особых детишек стремительно увеличивается. Но на самом деле этот диагноз объединяет огромное количество заболеваний. На мой взгляд, отчасти имеет место и гипердиагностика. Наши американские коллеги говорят сегодня, что каждый 80-й ребенок в мире в той или иной степени имеет расстройство аутистического спектра.

Подобные расстройства проявляются главным образом в виде нарушений социального взаимодействия, в области коммуникации, поведении.

— Но далеко не все люди, которым был поставлен диагноз «расстройство аутистического спектра» закрываются от мира.

— Конечно, нет двух одинаковых детей с аутизмом. Они заинтересованы в общении с другими людьми, способны устанавливать глубокие эмоциональные связи, однако не имеют достаточных навыков для того, чтобы общаться так, как это делают их сверстники.

Доказано что в 40 процентах случаев причиной проявления РАС могут быть неврологические заболевания, связанные с различного рода травмами, расстройствами при родах и многим другим.

Если мы говорим о детях, имеющих расстройство аутистического спектра, здесь также надо учитывать множество обстоятельств. Так, в числе факторов риска: урбанизация, наш бешеный ритм жизни, экологическая обстановка, состояние организма матери во время подготовки к беременности, течение беременности и родов, нарушения на уровне генов.

Вместе с тем ни один из нас, даже самый благополучный и здоровый, не застрахован от рождения особого малыша.  Хочу подчеркнуть, что такой ребенок может появиться в любой семье! Вне зависимости от достатка, образования, социального статуса родителей. В том, что у ребенка аутизм, нет ничьей вины.

В настоящее время специалисты научились гораздо лучше выявлять аутизм. Это привело и к тому, что такой диагноз стали ставить чаще, чем раньше, и на более ранних сроках. Причем у мальчиков подобные расстройства встречаются в четыре раза чаще, чем у девочек.

— Полтора года назад в вашей клинике было открыто отделение для детей, имеющих расстройство аутистического спектра. Можно ли говорить о каких-то первых положительных результатах?

— Известно, что аутистам бывает крайне сложно оставаться в больнице. Поэтому мы всеми силами стараемся максимально подстраиваться под возможности ребенка и семьи. Это может быть и дневной стационар, и круглосуточный, амбулаторная помощь. И знаете, удивительный факт — в 100 процентах случаев мы получаем положительный результат. В отделении с таким малышом всегда находится кто-то из родителей: мама или папа. Маленький пациент проходит комплексное обследование, по результатам которого для него разрабатывается индивидуальная программа реабилитации.

Мировая практика показывает, что дети с аутизмом нуждаются в регулярных занятиях по специальным методикам. Реабилитационный процесс требует значительных усилий и длительного времени. К сожалению, от аутизма нет таблетки и с этой проблемой не справиться в одиночку. Индивидуальный подход к лечению, интенсивная терапия, рано начатое обучение, участие всех членов семьи в образовательном процессе очень эффективны и приводят к заметным улучшениям в развитии большинства детей, которые имеют подобные расстройства нервной системы.

Они нуждаются в признании и принятии их особенностей так же, как и любой условно здоровый человек. Но без нашей с вами помощи им крайне сложно достойно и комфортно жить в социуме.

— Могут ли особые дети надеяться на коррекционное и инклюзивное образование?

— Моя принципиальная позиция — все дети должны учиться, всем нужен детский коллектив и педагогическая поддержка. Коррекционное образование — это будущее для наших детей.

Сокращение коррекционного образования, которое сейчас проводится, наша боль. К инклюзии детей с РАС и ментальными нарушениями подавляющее большинство школ не готовы. Настоящая инклюзия подразумевает огромную работу: нужно обучить педагогов, весь персонал школы, работать с родителями обычных детей, с будущими одноклассниками, обеспечивать психологическую поддержку и дальше, в процессе обучения. Всем сторонам процесса необходимо создать соответствующие особые образовательные условия. Все это непросто реализуется. Но есть ряд образовательных комплексов, которые уже научились это делать. И на их опыт, безусловно, надо равняться.

— На что родителям малышей прежде всего стоит обратить внимание?

— Нарушения социального взаимодействия — самые важные симптомы аутизма. Часто особый малыш ведет себя так, будто он настроен «на свою волну». Он может не проявлять интереса к играм с другими детьми, не реагирует на свое имя, на улыбку, не смотрит в глаза, не дает брать себя на руки или протестует против объятий, его бывает сложно заинтересовать чем-то, что ему предлагает взрослый. Как правило, такие дети поздно начинают говорить. Если у родителей закрались сомнения, на специализированном сайте аутизм-тест.рф они могут пройти скрининговый тест. Он бесплатный и находится в открытом доступе.

Читайте также:  Поделки из теста с ребенком 4 года

Вообще в аутизме крайне важна ранняя диагностика. И это даже не проблема, а целый комплекс проблем. И первая заключается в том, что данное заболевание в нашей стране редко диагностируется у детей до 3-х лет. Это связано и со сложностями выявления заболевания, и с тем, что родители мало знают о его первых проявлениях, мало информированы и сами врачи. Очевидно и то, что дети с РАС недостаточно включены в сферу образования, их семьи испытывают нехватку социальных и медико-реабилитационных услуг.

Безусловно, рождение ребенка с особенностями развития — это тяжелое испытание для всей семьи. И здесь очень важно, чтобы родные смогли понять и принять своего малыша таким, какой он есть. Любите его, верьте в него. Особые дети делают поразительные успехи, причем даже те, которые казались самыми безнадежными.

Очень важно для таких детей иметь братьев и сестер, подчас благоприятная атмо-сфера большой любящей семьи — лучшее лекарство.

* * *

— Елена Вячеславовна, вопрос вам. Именно родители первыми узнают о диагнозе своего ребенка. Они принимают решение, что делать дальше. Благодаря их усилиям начинаются изменения в обществе и, как следствие, в образовании и медицине. Организация, которую вы возглавляете, занимается помощью семьям с детьми, имеющими расстройство аутистического спектра. С какими трудностями чаще всего сталкиваются родители особых малышей и чем вы можете им помочь?

— Проблем много, и они касаются всех аспектов жизни: диагностики, реабилитации, обучения, социализации. Большинство родителей, когда узнают о диагнозе своего малыша, находятся в состоянии, близком к шоковому, и сами нуждаются в психологической помощи, не понимают, что им делать и как с этим дальше жить. Мы не отказываем в поддержке никому. Тем более что хорошо понимаем состояние «новичков». Мы объединились, чтобы помогать друг другу.

Аутизм — это не приговор и не конец. Это я вам заявляю, как мама особого ребенка. Но близким нужно быть готовым к тому, что их жизнь кардинально изменится. Прежде всего родным малыша нужно перестать сравнивать его со своими нормотипичными сверстниками. Постарайтесь сравнивать своего ребенка только с ним самим — и вы увидите, какие успехи он делает. В большинстве случаев проявления аутизма могут быть существенно скорректированы при условии эффективного и раннего психолого-педагогического вмешательства.

К сожалению, в нашей стране пока практически отсутствуют организации, в которых созданы специальные образовательные условия для особых детей, поэтому в подавляющем большинстве случаев они оказываются на надомном обучении. И это при том что важнейшим фактором успеха является именно обучение и социализация. Сейчас есть позитивные изменения в законодательстве, которые позволяют надеяться на то, что дети пойдут в сады и школы: и в инклюзивные, и в коррекционные. Например, недавно приняты федеральные государственные образовательные стандарты для детей с ограниченными возможностями здоровья, их апробация идет в нескольких пилотных регионах. С 2016 года они вступят в силу по всей стране.

— Я знаю, что сейчас силами родительского сообщества вы пытаетесь реализовать в Москве масштабный проект «Инклюзивная молекула».  Расскажите подробнее, что он из себя представляет?

— Очень надеемся, что правительство Москвы и Департамент образования поддержат это начинание.

Инициативным группам наших родителей удалось договориться с рядом столичных образовательных комплексов о создании на базе их учреждений так называемых ресурсных классов, оборудованных специальным образом, а также о создании специальных образовательных условий для детей с РАС. Мы рассчитываем, что в штате таких «пилотных» детсадов и школ будет формироваться служба психолого-педагогического сопровождения. У нас уже есть примеры таких работающих классов, например в школе 1447.

Ведущая роль в успешной социальной адаптации особых ребят принадлежит именно методам педагогической коррекции. До 80% детей, имеющих те или иные ментальные нарушения, могут быть успешно социализированы при наличии специальных образовательных условий в детских садах и школах. Общемировая практика это подтверждает. И, надеюсь, мы скоро сможем подтвердить эти данные и в России.

— На государственном уровне оказывается какая-то поддержка, направленная на развитие инклюзивного образования, на социализацию детей с аутизмом?

— Большая работа ведется на всех уровнях. Например, рабочей группой по ранней помощи и РАС, созданной при Министерстве труда РФ, в ее состав входит и Татьяна Батышева. Результатом работы в том числе и этой группы стал замечательный проект Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Программа называется «Ты не один» и направлена на формирование в трех пилотных регионах комплексной системы помощи детям с расстройствами аутистического спектра. Мы очень надеемся, что Москва тоже подаст свою заявку на участие в этом проекте. В его рамках будет разработан и апробирован межведомственный подход по оказанию комплексной медико-социальной и психолого-педагогической помощи особым детям. Усилия предполагается сосредоточить на четырех ключевых направлениях: ранней диагностике, оказании ранней помощи детям и их семьям, реализации индивидуального образовательного маршрута для каждого из таких малышей, подготовке их жизни в обществе.

Источник