Если ребенок не ловит мяч в 4 года
Здравствуйте! Пытаюсь воспроизвести дома наши занятия в центрах. Обнаружила «удивительную» вещь: мой ребенок (5 лет ЗПРР) совершенно не умеет ловить мяч ни в каком варианте. Сама с собой играет, бросает. Показываю, как нужно ловить, раз 100, делаю вместе с ней. Результат: сильно хнычет, потом орет, потом ИСТЕРИКА! Как еще исхитриться? Нам ведь мелкую моторику разрабатывать обязательно, только с трудом начинаем что-то говорить…
09.10.2006 09:53:53, Мама Ксюши
19 комментариев
И вот еще что, ловить мяч — это не мелкая моторика, а уже крупная. Мелкая — это работа пальцами. Пусть мнер и рвет бумагу, ищет мелкую игрушку в горохе, перекладывает фасолинки, складывает их в пласт. бутылку… Действительно, мелкая моторика напрямую связана с речью и интеллектом. В любой очереди делайте массаж пальчиков, можно с колючими массажерами, выучите сами десяток пальчиковых игр, та же сорока — воровка, когда пальцы не просто загибают, а делают перед этим массажик, как надеваете напальчник, и «кашу варила» — тоже массаж ладошки, А большой палец когда крутите — то с растяжкой на противопоставление. Вообще, это гениальная игра.
10.10.2006 10:49:31, Люся Капустина
Спасибо! У меня про бутылку и фасолинки,даже в голову прийти не могло, о какая вещь коллективный разум !
10.10.2006 10:51:36, Дианочкина мама
Ага! А после каждой удачно затолкнутой фасолинки надо радостно погромче погреметь бутылкой и сказать, что теперь она стала греметь гораздо громче!
10.10.2006 11:01:45, Люся Капустина
Ещё можно что-нибудь раскручивать-закручивать. Ту же бутылку, например.
10.10.2006 15:09:51, Иринище
Многие детки обожают слепить из пластелина колбаску (можете сами начинать, а дочке давать продолжить) и потом выложить из нее контур любого предмета, а на него прилепить фасолинки или макаронинки, можно любые пищевые прдукты мелкие. Выходит шикарная аппликация. Очень весело лепить детские макарошки Галина Бланка. Там разные темки — транспорт, джунгли. Полный восторг, даже у тех, кто пластилин не любит. Контуры сначала рисуйте сами карандашиком. Мы лепили мишку — круг голова, овал туловище, лапки овалы меньшего диаметра. Потом море — полны три полоски и по этим полоскам макаронные лодочки и караблики. Дорога — на ней машинки, а в облаках самолетики. Пальма — ствол и четыре зелен. листа — на пальме бабочки и попугаи. Фантазируйте. А мяч мой сын учился ловить начиная с шага — сначала перекладывала из своих рук в его, и постепенно отходила на шаг дальше.
10.10.2006 20:32:11, Тюля
СПАСИБО ВСЕМ! Даже и не думала, что может быть столько тонкостей!
10.10.2006 09:19:50, Мама Ксюши
Разбейте все действие на этапы:научите держать руки раскрытыми ладошками вврех,
носить на вытянутых руках тот же мяч,
прижимать мяч к груди обеими руками,
одновременно тренируйте зрительное восприятие-прослеживание за падающей игрушкой,тем же воздушным шаром,
стойте напротив очень близко и сначала просто кладите мяч в вытянутые руки,потом постепенно отходите назад и подавайте мяч.
Девочка привыкнет следить за мячом и руками подающего сначала с близкого расстояния,а потом начнет и отслеживать его издалека.
Первоначально можно использовать помощь другого человека,стоящего за спиной ребенка и работающего его руками,но постепенно такая физическая «подсказка» должна быть сведена на нет,чтобы не была сформирована зависимость от подсказки-помощи.
Мяч на липучке-несколько не то-там можно просто стоять и мяч прилипнет ,а его нужно удерживать руками-в этом смысл научить ловить мяч,я думаю.
10.10.2006 02:51:11, Л.Н.
Липучка хорошо для развития стимуляции на начальном этапе, а потом , конечно, нужен нормальный мяч, и ловить руками. У нас была проблема не только поймать руками. Но и понять что это, игра в мяч, интересно. Липучка может как раз в этом помочь:)
10.10.2006 22:30:47, Leonida
Бывают мягкие матерчатые мячи, начните с него. Или просто с мягкой игрушки или с подушки.
10.10.2006 02:09:37, теоретик
Рассказываю: мне доводилось видеть тяжелых неговорящих аутистов, виртуозно ловящих мяч. При этом имеем девочку 13 лет — ходячий англо-украинский словарь, учится в массовой школе, лююбит рыдать и причитать по любому поводу. С мячом не может вообще ничего делать. Мама всю жизнь старалась — ничего. В лагере были большие подвижки, научмлась ловить и бросать человеку в руки, в основном потому, что меня боится. Пыталась я ее учить бить по мячи («Я знаю пять имен мальчиков…»). Такое впечатление, что учу, к примеру, зайца играть на скрипке… Ну ничего, боремся… Я считаю, что уметь играть в мяч, одевать штаны и какать в горшок намного важнее во всех отношениях, чем уметь читать (странно, не некоторые думают иначе). Вы совершенно правильно уделяете этому внимание. Но — как и во всем, не ждите немедленных результатов и не ждите, что ребенок будет от этого в восторге. Ей это тяжело, это тяжелая работа. Замотивируйте, вознаграждайте за удачные попытки. Принцип обучения ловли мяча, наверное понятен: один взрослый бросает, другой ловит руками ребенка.
09.10.2006 23:50:35, ANNA_UA
«уметь играть в мяч, одевать штаны и какать в горшок намного важнее во всех отношениях, чем уметь читать «
не совсем согласна. То есть про какать и одевать штаны — ето безусловно важно, а вот ловить мяч .. не уверена.
У меня у самой довольно сильные проблемы с крупной моторикой. Мяч я еще как-то могу словить, а вот летающую тарелку уже нет. И как-то мне ето жить не мешает. А вот если б я читать не умела, мне бы ето помешало куда сильнее 🙂
Ето я естественно не к тому что не надо работать над физическим развитием.
10.10.2006 01:56:28, mama Ilushi
А я согласна с Аней. Мяч, штаны и какание — стимулируют развитие мозга. Мы это воочию наблюдали. А вот наше чтение с 4 лет реальные думающие способности стимулировало значительно меньше. Читал, потом повторял наизусть, например сказки Пушкина. Ну и что? Человеческим языком и нашими понятиями он ничего рассказать из этого Пушкина не мог:( А как научился кидать мяч, одевать штаны и какать — сразу стал рассказывать сам!
10.10.2006 22:18:37, Leonida
Смысл в том, что детей (разного паспортного возраста)к нам часто приводят годовалыми по моторике и хотеть от них интеллектуального и речевого развития на 5-6 лет — значит, еще больше искажать психическое развитие. Я же говорю не о том, какие навыки более необходимы взрослому человеку БЕЗ СЕРЬЕЗНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ РАЗВИТИЯ.
10.10.2006 10:35:41, ANNA_UA
Надо сначала учить ловить тряпочный мячик и мягкие игрушки в ребенка кидать. Этому нас учила кинезотерапевт. Ребенок учится концентрировать внимание на летящем в него предмете. Мячик летит очень быстро и ребенок не успевает реагировать…
09.10.2006 20:27:18, мама Нюши
Если есть возможность привлечь какого-нибудь ребенка. Желательно девочку, они терпеливее. Играть втроем,- тоже очень хорошо. Два-три раза вы с девочкой кидаете друг другу мяч, один раз — Ксюше.
Шарик кидаете вверх. Игра — чтобы не упал. Кто больше раз отобьет, тот выиграл. В этой игре больше интереса,и эмоций, соответственно, чем в простом кидании, легче стимулировать. У нас это лучше получалось. В 5 лет в мяч тоже еще не играли:(
Еще есть такие липучки. Диск с липучками одеваете на руку, мячик тряпочный, прилипает когда ловите.
09.10.2006 19:32:29, Leonida
Сначала учитесь ловить тряпочку (небольшую, что б она сама «повисала» на ребенке). Потом — легкую, но объемную мягкую игрушку или подушку. Потом — легкий мячь. Потом — мячь потяжелее типа футбольного. Ловить с броска взрослого, ударяя от пол, отбивать от стены. Потом — маленький тенисный.
09.10.2006 18:00:18, Юлёк
Ну, во первых, сейчас сделайте перерыв, чтобы забылся неготив. Играйте по 3-4 минуты с задором, смехом. Лучше несколько раз в день, чем долго. Игра должна прекращаться, когда ей это еще очень интересно, тогда будет охотно играть в следующий раз. Что делать, у наших детей сбиты многие рефлексы. Мы мяч до сих пор плохо ловим, только благодоря велосипеду за год научила управлять кое-как ровновесием. Сейчас бьюсь с другим — наши дети, научившись ходить, не умеют маршировать, т.е. одновременное движение левой ногой и правой рукой и наоборот. Из-за этого переваливающаяся походка. Когда нет рефлекса, его трудно выроботать. Попробуйте играть втроем: Вы кидаете, а второй взрослый сзади его руками ловит мяч. Так выробатывается стериотип движения, сочетание визуально-приближающегося предмета и определенного движения рук. И не отчаивайтесь, наших детей каждой мелочи надо учить долго, формировать в мозгу устойчивые связи, потерянные в первые дни после родов.
09.10.2006 10:26:16, Люся Капустина
Мы учились сначала ловить воздушные шарики, а потом на мячики перешли!
09.10.2006 12:41:21, MamaTemika
Спасибо! У меня уже была мысль про второго взрослого, просто наш папа и так целыми днями с ней сидит, тяжело ему, я стараюсь хоть как-то его разгрузить. Теперь буду менять акценты с занятиями.
P.S. У Вас замечательные детки!
09.10.2006 12:05:02, Мама Ксюши
Источник
Вестибулярный аппарат: информация от среднего уха о равновесии. Гравитационных изменениях, движениях и положении в пространстве
Чтобы понять проблемы с равновесием, важно знать, как эта система работает в норме. В принципе тело работает, опираясь на три отдельные системы, каждая из которых отправляет нервные импульсы в мозг:
В области шеи, туловища, суставов ног и ступней находятся своего рода датчики давления, которые посылают в мозг информацию о проприоцепции – о том, где находится тело по отношению к окружающему миру. Такие сообщения отправляются в мозг каждый раз, когда мы поворачиваем голову, двигаемся и ходим по различным поверхностям.
В передней части внутреннего уха или лабиринте, находится улитка, участвующая в способности слышать. В задней части находятся овальные каналы, которые влияют на баланс. Подключаясь к преддверию (посредством органов чувств, называемых эллиптический мешочек и сферический мешочек), вся система влияет на баланс и равновесие. Когда мы вращаем очень быстро головой, жидкость в овальных каналах перемещается по микроскопическим волоскам, выстилающим улитку, и отправляет в мозг сообщение о движении, посредством нерва преддверия. Меньше чем через секунду мозг посылает импульс на мышцы, необходимые для поддержания равновесия тела и для того, чтобы помочь зрению оставаться сфокусированным.
В нервных окончаниях сетчатки (в задней части глаза) есть светочувствительные клетки, так называемые палочки и колбочки. Когда мы смотрим на что-то, свет попадает на сетчатку, а палочки и колбочки посылают электрические сигналы через зрительный нерв в мозг для того, чтобы интерпретировать то, что мы видим, и создать визуальный образ. Каждый глаз получает немного отличающуюся информацию и образы об одном и том же объекте, что способствует восприятию глубины (насколько далеко находится объект) и имеет жизненно важное значение для поддержания равновесия.
Если одна из этих систем работает неправильно, это может повлиять на развитие ребёнка.
Признаки вестибулярной дисфункции
- Гиперчувствительность к движению (повышенная чувствительность)
- 1.1. Избегает/не любит оборудования детских площадок (например, качелей, лестниц, горок, каруселей)
- 1.2. Предпочитает занятия сидя, двигается медленно и осторожно, избегает рисков, может казаться «увальнем»
- 1.3. Избегает/не любит лифты и эскалаторы, предпочитает ехать в них/по ним сидя или чувствует дурноту/тошноту при движении в них/по ним
- 1.4. В буквальном смысле цепляется за взрослого, которому доверяет
- 1.5. Испытывает ужас перед падением, даже при отсутствии реального риска
- 1.6. Боится любой высоты, даже бордюра тротуара или ступеньки
- 1.7. Боится отрывать ноги от земли
- 1.8. Боится подниматься/спускаться по лестнице или ходить по неровным поверхностям
- 1.9. Боится быть опрокинутым вверх ногами, повернутым влево-вправо или назад, не любит мыть волосы над раковиной
- 1.10. Пугается, если кто-то двигает его/её (например, двигает сидящим на стуле)
- 1.11. В младенчестве не любил(а) детских качелей или прыгунков
- 1.12. Боится или испытывает трудности при катании на мотоцикле, прыжках или удержании равновесия на одной ноге (особенно с закрытыми глазами)
- 1.13. В младенчестве не любит переворачиваний на живот
- 1.14. Легко теряет равновесие и может выглядеть неуклюжим
- 1.15. Боится действий, требующих хорошего равновесия
- 1.16. Избегает быстрых или вращательных движений
- Гипочувствительность к движениям (пониженная чувствительность)
- 2.1. Постоянно двигается, никогда не стоит на месте
- 2.2. Страстно желает быстрого и/или интенсивного движения, кружения
- 2.3. Обожает, когда подбрасывают вверх
- 2.4. Может часами кружиться и не испытывать головокружения
- 2.5. Любит быстрые, интенсивные и/или опасные аттракционы в парках развлечений
- 2.6. Постоянно прыгает по мебели, на трамплинах, крутится на вращающемся стуле, переворачивается вверх ногами
- 2.7. Обожает качаться на качелях, раскачиваясь как можно выше и подолгу
- 2.8. Является «экстремалом», что порой сопряжено с опасностью
- 2.9. Всегда бежит, прыгает, скачет вместо того, чтобы идти пешком;
- 2.10. Когда сидит, то раскачивается из стороны в сторону, качает ногой или головой
- 2.11. Любит внезапные или быстрые движения (например, когда машина или велосипед подпрыгивает на кочке)
- Слабый мышечный тонус и/или координации
- 3.1. Имеет слабое, «вялое» тело
- 3.2. Часто сутулится, старается прилечь и/или кладёт голову на руки, работая за столом
- 3.3. С трудом отрывает голову, руки и ноги от пола, лежа на животе (положение «супермена»)
- 3.4. Часто сидит в «позе W» на полу для поддержания равновесия тела
- 3.5. Быстро устаёт
- 3.6. Компенсирует «слабость», крепко хватая предметы
- 3.7. С трудом поворачивает дверные ручки, открывает и закрывает разные полости и ёмкости
- 3.8. С трудом удерживает равновесие при начале падения
- 3.9. С трудом одевается и застёгивает молнии, застёжки и пуговицы
- 3.10. Не ползал в младенчестве
- 3.11. Плохо чувствует своё тело: натыкается на предметы и вещи, опрокидывает предметы, спотыкается и/или бывает неловок
- 3.12. Испытывает трудности с крупной моторикой (плохо прыгает, ловит мяч, поднимается по лестнице и т.д.)
- 3.13. Испытывает трудности с мелкой моторикой, с использованием таких «инструментов» как карандаши, столовые приборы, расчёска, ножницы и т.д.
- 3.14. Возможно, одинаково владеет обеими руками часто меняет руки при раскрашивании, вырезании, письме и т.д. Не имеет чёткого предпочтения/доминирования одной руки к возрасту 4-5 лет
- 3.15. Испытывает трудности при лизании мороженого
- 3.16. Не уверен в том, какие движения выполнить, например, для перешагивания через препятствие
- 3.17. Трудно заучивает спортивные упражнения или танцевальные движения
Если Вы определили у Вашего ребенка признака вестибулярной дисфункции, то Вам необходимо обратиться за консультацией к нейропсихологу. Специалист-нейропсихолог при помощи специальной двигательной корреционной программы поможет Вашему ребенку.
Примеры приспособлений для коррекции работы вестибулярного аппарата, которое можно использовать в домашних условиях::
балансировочная доска:
Балансировочный стул:
Конус
Бочка
Текст данной публикации скопирован из Интернета или других открытых источников.
Источник
Двигательное развитие
Может уверенно стоять и ходить на цыпочках (носках) (рис. 59). Все дети в этом возрасте могут стоять на одной ноге не менее 5 секунд, подпрыгивать 1–2 раза на одной (ведущей, обычно пpавой) ноге – на рисунке левша (рис. 60). К четырем годам ребенок четко определяется с ведущей рукой (правша или левша). В норме левша может немного отставать в координации одновременных движений руками и развитии речи.
Прыгает в длину с места на двух ногах не менее чем на 15–20 см. Может с места подпрыгнуть в высоту, то есть подскочить на месте с отрывом от пола. Свободно ходит и бегает по ступенькам лестницы ввеpх и вниз, ступая одной ногой на каждую из них.
Может поднять пpедмет с пола, нагнувшись в поясе с выпpямленными ногами.
Бросает и ловит мяч двумя руками, не прижимая его к груди. Перекидывает небольшой мяч из руки в руку.
Ест полностью самостоятельно (один).
Бытовые навыки. Полностью сам одевается и обувается, в том числе надевает футболку. Застегивает пуговицы. Некоторых детей можно научить завязывать шнурки. Раздевается самостоятельно; умеет складывать свою одежду перед сном (рис. 61).
Самостоятельно моет руки с мылом и вытирает их полотенцем. Можно воспитать привычку мыть руки после туалета.
Большинство детей чистят зубы уже самостоятельно, меньшей части еще нужна помощь в выдавливании пасты на щетку.
Регулирует свои физиологические потребности.
Самостоятельно ходит вовремя в туалет. Может уже со всей процедурой управиться самостоятельно, включая использование туалетной бумаги.
Ребенок и ранее пытался участвовать в повседневной жизни семьи, однако он скорее мешался под ногами, чем помогал. В 4 года его помощь может быть реально ощутимой. Следует привлекать ребенка к домашней работе и хвалить его, отмечая то, как он действительно помог вам.
Психическое развитие
Для дальнейшего развития ребенка необходимо общение с другими детьми и полезно посещение детского сада.
Игра. Самостоятельно собирает матрешку из четырех-пяти вкладышей (4–5 матрешек разного размера) в одну, ориентируясь на размер. Еще может потребоваться небольшая помощь по точному совмещению рисунка в двух половинках каждой матрешки.
Подбирает плоские геометрические фигуры к образцу (круг, прямоугольник, треугольник, трапеция, овал, квадрат). Наглядно ориентируется в конфигурации объемных геометрических фигур, подбирает к соответствующим по форме отверстиям. Некоторые из них может назвать: шар, крыша (призма), столбик (цилиндр), кирпичик.
Умеет заводить ключом механическую игрушку.
Начинает контpолиpовать свое внимание и меньше отвлекаться – чаще хочет играть в настольные игры.
Появляются игры с переодеванием во взрослую одежду (рис. 62).
Этот период является расцветом самостоятельной сюжетно-ролевой игры. Например, играя с куклой, говорит: «я – мама», «я – доктор».
Становится возможной сюжетно-ролевая игра с двумя-тремя детьми. В таких играх происходит активное общение со сверстниками, в котором действия заменяются словами. В совместной игре с детьми пробует различные формы поведения: то сотpудничает, то агрессивен. Игра с детьми способствует формированию понимания необходимости споpить словами, а не физическим действием.
Любит играть с констpуктоpом и другими строительными материалами. Делает из них сложные сюжетные постpойки и называет их: дом, гараж, комната. Использует эти постройки для настольной игры с сюжетными игрушками (машинка, мишка, кукла).
Появляются любимые игры. Моет играть в какую-нибудь одну игру достаточно долго: от 10 до 40 минут.
Рисует. Пpавильно деpжит каpандаш. Вслед за показом взpослого рисует квадpат, реже – треугольник. Напомним, что более сложным заданием является копирование, которое отличается от рисунка по показу тем, что при копиpовании pебенок не видит то, как вы сами pисуете. Ребенок копирует с уже нарисованного вами рисунка. Поэтому скопировать квадрат, в отличие от его рисования по показу, сможет не каждый ребенок. Но к четырем годам уже все дети должны уметь копировать крест. Результат копиpования креста считается тем лучше, чем ближе линии креста пересекаются в середине.
Самостоятельно или по пpосьбе может наpисовать нечто похожее на домик.
Часто рисует по собственному замыслу. Объясняет, что рисует (дорожку, дождик, домик и др.).
Рисует человечка из двух частей. Большинство детей в этом возрасте нарисуют человечка уже из тpех частей – туловище, голова, ноги.
Закрашивает рисунки, лепит из пластилина.
Улучшается понимание количественных соотношений. Представление о числе расширяется – показывает и говорит: один, мало, много. Можно научить ребенка считать до четырех. Если положить перед ребенком 4 кубика и попросить: «Посчитай, сколько перед тобой кубиков», – то посчитает их правильно и без подсказок.
Ориентируется в семи цветах, в том числе знает черный и белый цвета. Подбирает их по образцу или по просьбе взрослого: «Дай мне красный кубик, дай мне черный кубик». На вопрос «Какого цвета кубик?» правильно называет 3–4 цвета.
При правильном воспитании соблюдает элементарные требования поведения в обществе, на улице.
Речь
Называет свой возраст, имя, фамилию и адрес. Правильно называет время дня (утро, вечер). Можно научить называть взрослых по имени и отчеству.
В 4 года должен уметь составлять фразы из четырех-пяти слов. Может связывать такие фразы в более сложные предложения: «После того как мы поели, мы пошли на улицу и играли с мячом». Чаще использует союзы и союзные слова: чтобы, потому что, если, тот, который и т. д.
Может подробно рассказать взрослым о событиях за день. Пересказывает простую сказку. Описывает сюжетную картинку.
Начинает понимать простые шутки, развивается чувство юмора. Чувствует разницу между фантазиями и реальностью.
Различает и называет свой пол (мальчик или девочка), пол взрослых (дядя, тетя) и других детей.
Внимание!
Если неправильно или нечетко произносит один или несколько согласных звуков, следует обратиться за консультацией к логопеду.
Источник