Если ребенок не говорит в 4 года это аутизм

Если ребенок не говорит в 4 года это аутизм thumbnail

Задержка в развитии ребенка: о чем говорит

Содержание:

  • Указательный жест, чтобы что-то попросить или привлечь внимание
  • Понимание речи
  • Как ребенок играет?
  • Повторение чужих действий
  • Что могут сделать родители при задержке речи у ребенка

У многих детей младшего дошкольного возраста бывает задержка речи. В некоторых случаях задержка речевого развития – это признак чего-то большего, в том числе аутизма.

Аутизм у детей

Для родителей вопрос о том, что означает задержка речи у их ребенка, может быть крайне сложным и болезненным, особенно когда они пытаются попасть к специалисту в области аутизма, найти которого до сих пор очень сложно. Я знаю об этом по своему собственному опыту. В этой статье я хочу кратко описать, на что важно обратить внимание в этот период неопределенности. Также я хочу подчеркнуть, что могут сделать родители, независимо от того, аутизм ли это или «просто» задержка речевого (психического) развития.

Как и в случае многих других детей с аутизмом, сначала у моего сына Лукаса была просто задержка речевого развития. В два года он посещал обычный детский сад, не плакал и редко капризничал. Раз в неделю он посещал логопеда, и первоначально логопед был настроен оптимистично – мне говорили, что речь появится, и все будет хорошо.

Хотя по профессии я медсестра, я не знала об этапах психического развития детей и даже никогда не слышала про ранние признаки аутизма. В свою защиту скажу, что это были 1990-е годы, до появления Google или Фейсбука, а официальный уровень аутизма среди детей в США составлял 1 случай на 500, а не 1 на 50, как сейчас.

За один день до того, как Лукасу исполнилось три года, у него диагностировали аутизм. В тот момент я поставила для себя цель – я узнаю все, что могу, про ранние признаки аутизма, и я буду обучать им педиатров в нашем штате Пенсильвания. Я смогла сделать это благодаря гранту на раннее выявление аутизма от организации «Первые признаки». Я не могу диагностировать аутизм, но как медсестра, а теперь и как поведенческий аналитик с большим опытом работы в области аутизма я всегда стараюсь обращать внимания на первые возможные признаки аутизма у ребенка. Например, если в 18 месяцев или в два года ребенок говорит слишком мало или вообще не говорит.

Ниже я перечисляю те факторы, на которые всегда обращаю внимание. Если у вашего ребенка есть эти ранние признаки аутизма, пожалуйста, не надо паниковать. Независимо от того, подтвердится диагноз «аутизм» или нет, уже сейчас вы можете начать действовать, чтобы помочь ребенку.

Итак, на какие признаки нужно обратить внимание при задержке речи у детей?

Указательный жест, чтобы что-то попросить или привлечь внимание

В первую очередь, если речь идет о ребенке в возрасте от 18 до 24 месяцев, я проверяю, есть ли у него указательный жест. К 18 месяцам, в крайнем случае, к двум годам ребенок должен уметь привлекать ваше внимание к чему-то с помощью указательного жеста.

И речь идет не о том, чтобы ребенок показывал на что-то раз в месяц — он должен делать это постоянно. Ребенок должен указывать на те предметы, которые он хочет получить, например, на пачку сока или на игрушку.

Он также должен указывать на что-то, чтобы привлечь ваше внимание – это то, что мы называем разделенное внимание, указывать с целью что-то вам показать. Например, ребенок указывает на самолет в небе, чтобы вы тоже на него посмотрели. Даже если он пока не может сказать «самолет», он может показать на него пальцем и сказать «о!» – это очень хороший знак. Один из основных «тревожных звоночков» в отношении аутизма – отсутствие указательного жеста.

Понимание речи

Помимо указательного жеста, я проверяю, в какой степени ребенок понимает речь других людей, даже если он сам совсем не говорит. Когда моему сыну было два года и шесть месяцев, я пригласила к нам домой фотографа. Я помню, что тогда, в 1990-х, фотограф отдал Лукасу упаковку для пленки и сказал: «Держи малыш, выброси это». Лукас явно не понимал, что он вообще говорит. Тот фотограф удивленно посмотрел на него, словно хотел сказать «ты же уже достаточно большой». Тогда я не знала, в какой степени он должен понимать речь в этом возрасте, и не придала этому значения. Сейчас я осознаю, что тогда Лукас совсем не понимал чужую речь. Это была не просто задержка экспрессивной речи, но и задержка рецептивной речи.

Я хочу подчеркнуть, что задержка рецептивной речи сама по себе не обязательно говорит об аутизме. У ребенка с такой задержкой может и не быть аутизма. Но в случае Лукаса и в случае многих других детей аутизм проявлялся в тяжелой задержке как экспрессивной, так и рецептивной речи.

Как ребенок играет?

Помимо указательного жеста и понимания речи я всегда обращаю внимание на то, как ребенок играет. Ребенок играет с разными игрушками, с более чем одной игрушкой? Или он полностью сосредоточен на каком-то одном предмете, например, хочет все время носить его с собой? Когда он играет, он выполняет одно и то же действие снова и снова, например, раскладывает кубики? Не пару минут, пока вы заняты чем-то своим, а час за часом, когда кажется, что ребенок вполне доволен повторением этого действия и отсутствием речи? Например, ребенок может часами раскладывать предметы в ряд или вращать что-нибудь. Такие виды поведения – возможные признаки аутизма.

Читайте также:  Развитие моторики ребенка на 4 году

Задержка речи

Повторение чужих действий

Наконец, в 18-24 месяца для ребенка естественно повторять за окружающими их действия, например, помахать вам «пока-пока», когда вы прощаетесь, или запустить самолетик, если вы это сделали. Отсутствие имитации ваших действий может быть потенциальным признаком аутизма.

Таким образом, само по себе отсутствие речи еще не говорит об аутизме. Важно принять во внимание то, как ребенок играет, умеет ли он имитировать чужие действия, понимает ли он язык, пытается ли он общаться с помощью жестов. Если он никак не имитирует других людей во время игры и если он не понимает чужую речь, это может быть больше, чем просто задержка речи.

Что могут сделать родители при задержке речи у ребенка

Я работала с сотнями, если не с тысячами детей как поведенческий аналитик, и я поняла, что неважно, аутизм это или задержка речевого развития – методы прикладного анализа поведения (ПАП) помогут ребенку улучшить речь и уменьшить проблемы поведения. Я также работала с маленькими детьми, у которых удалось предотвратить диагноз «аутизм», так как благодаря интенсивной поведенческой терапии они смогли быстро «подтянуться» и сравняться со сверстниками.

Так что я рекомендую три шага, если у вашего ребенка есть задержка речи и возможные признаки аутизма. Возможно, вы сейчас ждете назначенного визита к врачу, пытаетесь «выбить» помощь или ищете специалиста, чтобы узнать другое мнение о диагнозе. В любом случае, вы можете составить конкретный план действий на основе этих трех шагов.

  1. Узнайте как можно больше про типичные этапы развития и постарайтесь сравнить их с развитием вашего ребенка. Существуют очень подробные описания и таблицы о том, какие навыки должны быть у ребенка в том или ином возрасте. Так что если вашему ребенку 4 месяца, 8 месяцев, 18 месяцев или два года, вы можете определить, есть ли у него отставание в физическом, познавательном и языковом развитии. Например, когда у ребенка должен появиться указательный жест, когда он должен начать говорить фразами из двух слов, когда он должен есть самостоятельно.

Очень важно обращать внимание не только на развитие речи – обратите внимание на навыки самообслуживания. Например, ребенок может самостоятельно есть ложкой, пить из открытой чашки? Может ли он самостоятельно успокоиться, или у него часто бывают истерики и другое проблемное поведение, потому что он не понимает мир вокруг себя?

Такие описания – это просто ориентиры, это не значит, что все без исключения двухлетние дети обязаны это уметь. Но если вы видите, что у вашего ребенка не появилось практически никаких навыков, которые обычно формируются в два года, но он может все, что могут дети в 18 месяцев – это значит, что задержка есть, но она не очень сильная. Такое сравнение также поможет вам определить, над какими навыками ребенка нужно работать и с каким запросом обращаться к специалистам.

  1. В любом случае, если у ребенка есть задержка по сравнению с типичными этапами развития, вам нужно обратиться к врачу. В возрасте между 2 и 3 годами у нашего сына не было общих обязательных обследований, мы с мужем беспокоились о его развитии, но даже не думали о том, чтобы обращаться к врачу. Лучше всего сразу ищите специалиста, который может провести процесс диагностики и с которым можно обсудить возможную помощь.

Во время беседы с врачом, опишите все, что вас беспокоит, перечислите все задержки, которые вы обнаружили у вашего ребенка, а если ребенок посещает детский сад, то заранее поговорите с воспитателями – возможно, есть что-то, что беспокоит их, но вы об этом не знаете. Если вам сложно понять, как пройти диагностику в вашем регионе, попробуйте связаться с местной организацией родителей детей с аутизмом или просто найти родителей детей с аутизмом и поговорить с ними.

  1. Постарайтесь узнать как можно больше о прикладном анализе поведения (ПАП). Пока ребенок еще маленький, даже если у него диагностирована тяжелая форма аутизма, интенсивная терапия на основе ПАП может оказать огромную помощь и будет способствовать тому, чтобы ребенок вел нормальную жизнь в будущем. Даже если окажется, что это просто задержка речевого развития, терапия на основе ПАП ребенку не повредит – она лишь поможет ему быстрее освоить речевые навыки. Самый лучший подход для родителей – самостоятельно и активно обучаться стратегиям на основе ПАП и сразу же начать применять их со своим ребенком дома. ПАП применяется для детей с разными расстройствами и задержками развития, и он помогает развивать социальные навыки и речь.

Подводя итоги: если у вашего ребенка или ребенка, которого вы знаете, есть задержка речи, и вы подозреваете, что это может быть аутизм: «погуглите» этапы типичного развития ребенка; поговорите с воспитателями, врачами, другими родителями и обратитесь за диагностикой, будьте настойчивы и обращайтесь за помощью как можно раньше; узнайте как можно больше про методики ПАП и о том, как они могут помочь вашему ребенку.

Источник

Диагностика аутизма у ребенкаСамым основным, ядерным нарушением при аутистическом типе дизонтогенеза (отклоняющегося развития) является нарушение коммуникации.  Именно поэтому, когда ребенок «просто плохо разговаривает» очень важно исключить данный тип нарушений.

Раздался звонок. Взволнованный женский голос. «У моего ребенка проблемы с речью, он очень плохо разговаривает» — прозвучало в телефонной трубке. После недолгих переговоров, приглашаю их на консультацию.

И вот, дверь кабинета открывается, и маленький человек входит в помещение. У него модная прическа, ямочки на щеках и дивные голубые глаза, с длиннющими ресницами. 

Читайте также:  У ребенка мешки под глазами ребенку 4 года

Я улыбаюсь ему и говорю: «Привет! Давай знакомиться. Как тебя зовут?». Но малыш, не обращая на меня ни малейшего внимания, проходит мимо, и уверенно идет к шкафчику с игрушками.  У меня возникает стойкое ощущение, что я для него – как мебель, как часть интерьера, не более. 

«Сын почти не разговаривает, хотя ему уже скоро будет четыре года» —  поясняет мама.  Забегая вперед, скажу — как правило, именно так начинается беседа с родителями ребенка с нарушением развития аутистического спектра.

Я подхожу, и сажусь на корточки перед ребенком. «Здравствуй, где твои глазки? Посмотри-ка на меня…».  Скользнув по моему лицу мимолетным и безразличным взглядом,  мальчонка тянет руку к игрушке…

читайте также:

Приемная семья и энурез
С точки зрения семейной психологии и психотерапии, энурез — это признак высокого уровня тревоги, вследствие нарушений …

Невроз: симптомы, причины и пути работы
Невроз – это обобщенное название. Включает в себя совокупность функциональных расстройств, имеющих психологическую причину, и обладающих временным характером (т.е. эти расстройства обратимы).

«Он почему-то никому не хочет говорить, как его зовут» — вступает в диалог мама. «А сколько слов в словаре?» — спрашиваю я. «Около двадцати».  «Он употребляет эти слова в зависимости от контекста ситуации, или просто так, когда захочет?». Обескураженная мама, начинает понимать, что дело принимает более серьезный оборот, и морщит лоб, пытаясь припомнить, как это обычно происходит. «Кажется, только когда что-то сильно  хочет…  А в остальное время, просто так…».

Дальше начинается стандартная процедура. Задавая вопросы, параллельно я наблюдаю за действиями ребенка.  Вот он рассматривает машинку, крутит колеса, пробует открыть дверцу. Дверца не открывается и машинка летит в угол.  Затем малыш видит коробку с игрушками, вытаскивает ее и начинает методично выбрасывать игрушки на пол. Мама порывается прекратить эту явно неконструктивную деятельность, я останавливаю ее. Тем временем, в коробке обнаруживается погремушка с зеркальцем и ребенок с довольным видом начинает ходить по кабинету и потряхивать ее.  

Затем заприметив на шкафу разноцветную пирамидку, подходит к матери и начинает тянуть ее за руку. Мама, улавливает что он хочет и достает игрушку. Ребенок бросает погремушку и начинает изучать новый предмет.

«Понимаете, он делает только то, что хочет. А заставить делать то, что нужно вообще невозможно. Он такой упрямый» — немного кокетливо сообщает мама. Я вздыхаю. Эту фразу, от родителей аутичных детей, я слышала уже несколько сотен раз…

Когда ребенок проходит мимо нас, я протягиваю руки и пытаюсь привлечь его к себе. Дитя,  мгновенно бросает игрушку, и возмущенно выкрикивая что-то вроде «ня-ня-ня», начинает усердно вырываться. Отпускаю. Еще несколько секунд ребенок возмущенно потряхивает кистями рук на уровне груди. «Видите, это двигательные стереотипии» — говорю я. «Ой, а я как-то не обращала  на это внимания…» — произносит женщина, удивленно поднимая брови.

В это время, малыш с обиженным видом залазит маме на руки.  

Воспользовавшись моментом, и уже хорошо зная, какой именно будет реакция, я даю ему сортер – специальную досточку, в которой вырезаны отверстия для фигур различной формы. Один взмах руки и доска тоже летит в угол. «Вот видите, с ним невозможно заниматься» — сообщает мама. Ребенок освобождается из ее объятий и лезет на стол. «Форд» — неожиданно произносит он, глядя в окно. «Он знает все марки машин, у него чудесная память» — продолжает пояснять мама ребенка.

Я не оставляю попыток увлечь ребенка заданиями, но делаю это уже ненавязчиво, и как бы ненароком, подталкиваю доску с фигурами к нему поближе. Малыш легко справляется с заданием. Но затем начинает снова и снова выкладывать и вкладывать фигурки. Когда я делаю попытку ему «помочь», он возмущенно, но по-прежнему не глядя на меня, отталкивает мою руку.  

Именно так выглядит типичное поведение ребенка-аутиста, в возрасте от 2,5 – до 4 – 4,5 лет, с теми или иными нюансами.  

Кто-то из детей сразу же начинает выстраивать игрушки в длинные ряды, кто-то обнюхивает или облизывает игрушки, кто-то сразу же демонстрирует протестные реакции и попросту расшвыривает все, окружающее его предметы.

Но, так или иначе, таких деток объединяет одно – нарушение коммуникативной функции.  Независимо от уровня интеллекта, наличия или отсутствия речи (недоразвитие которой, в данном случае, является вторичной проблемой)  — такие детки не способны вступать в социальное взаимодействие на уровне, соответствующем их уровню развития.  Имея возможность сравнить, мы увидим, что ребенок с умеренной степенью умственной отсталости, речь которого, не развивалась именно по этой причине, способен гораздо более явно и адекватно просигнализировать о своих желаниях и потребностях – пользуясь общепонятными жестами, звуками.  Иными словами, ребенок с нарушением развития аутистического спектра может иметь великолепную память, но избирательно запоминать только то, что его увлекает – марки машин (как в вышеописанном случае), местонахождения кондитерских магазинов или рекламных щитов с любимыми логотипами. Также он может знать и произносить довольно сложные слова («хеллоуин», «аквапарк») но не пользоваться ими в нужной ситуации.

Я не буду углубляться в вопрос, зачем и кому нужно говорить о сложности постановки данного диагноза, необходимости углубленных исследований и длительных наблюдений. Скажу лишь одно – ребенка с отклонениями аутистического спектра видно сразу. Как говорили старые врачи – «от дверей». Только в редчайших случаях это не столь очевидно – например, тогда, когда отдельные признаки аутистического развития (например, двигательные стереотипии и эхолалии) сочетаются с поведенческими проявлениями не характерными для аутистического спектра – реакциями застенчивости, относительно неплохо развитой коммуникацией.

Читайте также:  Развивающие игрушки ребенку в 1 год и 4 месяца

Эта статья предназначена для того, чтобы молодые родители могли оценить, насколько поведение их ребенка напоминает поведение ребенка с аутистическим типом развития.  Ведь, как правило, строгие и четкие клинические критерии МКБ или ДСМ не дают достаточно явного представления об этом.

Ведь, каждый из представленных критериев, имеет свои нюансы – и, то, что специалисты называют «двигательными стереотипиями» или «феноменом тождества» может иметь различные проявления в поведении, которые, однако, оказываются сходными по своей природе.

Важно также понимать, что на каждом этапе своего развития, в зависимости от своих интеллектуальных способностей и сохранности эмоциональной сферы, у таких деток, возникают свои, не присущие для детей с нормативным развитием, проявления. Так,  если в три года ребенок выглядит «гиперактивным», «упрямым» и «плохоговорящим», то уже к шести-семи годам, он может стать весьма разговорчивым и даже навязчивым, однако его речь останется весьма специфичной (эхолаличной), а мышление – непоследовательным.

Аутистический спектр. Нюансы.

Итак, важные признаки искаженного развития при расстройствах аутистического спектра в возрасте от 2,5 до 4-4,5 лет

  1. Трудности сонаправленного внимания — ребенок не использует или очень поздно начинает использовать указательный жест, чтобы обратить внимание родителей или других людей на то, что привлекло его внимание, вызвало интерес  (то есть не выражает жестами и не готов разделить эмоцию удивления — «ой, какая собака огромная, посмотри скорее!»). При этом ребенок может использовать указательный жест, когда хочет получить желаемый предмет (такой жест, подразумевающий «дай, хочу» называется протоимперативным), либо показывать рукой в нужном направлении или брать руку находящегося рядом человека, чтобы воспользоваться ей как подходящим инструментом. 
  2. Двигательные стереотипии — это преимущественно взмахивания кистями рук, либо выкручивание рук — которое напоминает то, как в младенчестве дети бурно радуются — подпрыгивая и взмахивая руками.  Иногда, дети с аутизмом разглядывают свои руки, что опять-таки, напоминает игру трех-четырех месячного младенца. 
  3. Нарушения мышления — родители иногда называют это «отсутствием логики», или описывают так: «он/она когда что-то рассказывает, понять это могут только близкие люди, которые знают о чем речь, понимают контекст ситуации». То есть ребенок не стоит свой рассказ последовательно: «вчера мы с бабушкой были в планетарии, там показывали планету Уран … и т.п.»,  а скажет что-то наподобие:  » такие здоровые пятна… все фиолетовое… стульчики еще были …». Однако, нужно учитывать, что плохо говорящие дети с органикой, тоже иногда так могут говорить… 
  4. О себе такой ребенок может долго, примерно лет до пяти-шести, а иногда и позже, говорить «ты» вместо «я», «Мальчик», «Миша». На вопрос  «Ты хочешь супчик? —  ребенок может отвечать «ты хочешь» (утвердительно) или «мальчик хочет».  В иностранной литературе такой симптом называют «реверсией местоимений». 
  5. Ребенок не пользуется общеупотребительными жестами в достаточной степени.  Например, не кивает головой, когда произносит «да» или «нет», не сопровождает свою речь жестикуляцией. Однако, важно отметить, что жесты отрицания, формируются у детей с аутистическим типом развития, как правило, значительно раньше,  чем жесты подтверждения, хотя это тоже происходит с запозданием. 
  6. Сниженный зрительный контакт — не обязательно, что ребенок не смотрит в глаза, он просто может делать это значительно реже  чем другие дети – например,  задать вопрос,  но не дожидаться ответа, а смотреть в другую сторону с отсутствующим видом…  Иногда, зрительный контакт устойчив, однако ребенок недостаточно учитывает невербальные знаки и мимику собеседника и не соотносит с ними свое поведение. Он просто смотрит на взрослого, но не «читает» на его лице эмоции, которые оно выражает. 
  7. Часто такие детки в 3-4 года избирательно отзываются на имя. Если говоришь просто: «Миша!», а ребенок в это время чем-то увлечен (а занят «своими делами» он почти всегда – обернется, в лучшем случае, после десятого раза…  Но стоит только сказать «Миша, на конфету» — мгновенно прибежит…
  8. Склонность к стереотипной деятельности, может также проявляться по-разному.  Это и бессмысленная беготня по кругу («манежный бег»), и выстраивание игрушек в ряды, перебирание веревочек, кручение колесиков, наблюдение за стиральной машинкой и долгие игры с водой или песком. Также  ребенок  может методично и последовательно каждым цветом рисовать штрихи и точки, но просьба «нарисовать домик» или «человечка» может вызвать бурное сопротивление.  Сюда же относятся и сверхценный, повышенный интерес к определенным логотипам,  Иными словами – это все то, что ребенок делает долго, увлеченно, а главное – бесцельно. Вид, как правило, у ребенка в такие моменты отсутствующие, а попытки переключить его на более конструктивное занятие – вызывают протест. 

Я не буду описывать подробно такие признаки как избирательность в еде,  особенности мимики, специфический характер привязанности к матери, сниженное чувство опасности, сенсорные нарушения и некоторые другие. Все это описано в специальной литературе, но не характерно абсолютно для всех детей с нарушением развития аутистического  спектра.  Что-то из этого списка может наблюдаться в поведении ребенка, что-то – нет.  Но еще раз повторюсь – самым основным, ядерным нарушением при данном типе дизонтогенеза (отклоняющегося развития) является нарушение коммуникации.  Именно поэтому, когда ребенок «просто плохо разговаривает» очень важно исключить данный тип нарушений.

Наталья Науменко, клинический психолог  08/11/2012

Последнее редактирование 2019-09-19 в 09:40

» Здоровье и болезни » Ребенок не говорит — задержка развития речи или спектр аутизма?

Источник