Ерофеева казакова урунтаева отслеживания развития ребенка

Ерофеева казакова урунтаева отслеживания развития ребенка thumbnail

Методика изучения уровня развития игровой деятельности у детей 3 – 7 лет (Ерофеева Т.И., Казакова Р.Г., Урунтаева Г.А.)

Ход обследования: экспериментатор наблюдает за самостоятельной игрой детей.

Цель: оценить сформированность игровой деятельности дошкольника по предлагаемым параметрам.

1. Характеристика ролей, которые выполняет дошкольник в игре

— называет ли себя именем взрослого и когда (до начала игры, в процессе, после окончания)? На основании полученных данных можно сделать вывод об умении ребёнка поставить себя на место другого человека. Переход к названию роли до начала игры (Я буду мамой, врачом, продавцом) говорит о появлении собственно сюжетно-ролевой игры;

— какие средства использует для реализации роли (игровые действия и предметы, ролевая речь, мимика, пантомимика, интонация)?

— может ли передавать и как отличительные особенности персонажа, ориентируется на внешние признаки (у доктора белый халат) или на способы взаимоотношений и нравственные нормы (доктор внимателен к пациенту)? Если ребёнок передаёт в игре взаимоотношения людей, это говорит о том, насколько глубоко он осознаёт их;

— какие роли в игре ребёнок выполняет и какие из них предпочитает по содержанию (дочка, матрос, продавец) и значимости (главные, второстепенные)? Здесь проявляется не только поведение ребёнка., первое связано с увеличением разнообразия, второе – со всё большим пониманием функций взрослого, когда малыш открывает для себя за внешними признаками людей и присущими им атрибутами их внутреннюю сущность, смысл и мотивы деятельности.

2. Отношение к правилам игры:

— соотносит ли дошкольник правила со взятой на себя ролью, действует ли в соответствии с ними;

— как, в каких ситуациях нарушает правила;

— как реагирует на замечания других детей по поводу нарушения правил (признаёт их справедливость и изменяет своё поведение, настаивает на своём, идёт на конфликт, выходит из игры, обращается к взрослому)

— как реагирует на нарушения правил другими детьми (делает замечания, отстаивает свой способ действий, на замечает)

— как мотивирует необходимость выполнения правил?

Важно проследить, как ребёнок мотивирует необходимость выполнять правила игры, подчиняется ли им добровольно, следит за выполнением партнёрами по игре и замечает, когда нарушает их сам. Осознанное отношение к правилам – показатель высокого уровня развития игры.

3. Характеристика игровых действий

— развёрнутость (подробные или сокращённые с предметами, действия во внутреннем мысленном плане). Обобщённость действий, протекание их без опоры на предметы – показатель высокого уровня развития игры и воображения;

— сформированы ли у ребёнка и какие игровые умения и навыки, умеет ли он отразить с помощью игровых действий функции взрослого?

— взаимосвязь игровых действий дошкольника с речью (не связаны, сопровождаются, завершаются речью или планируются в ней, заменяются словом). Речь делает действия обобщёнными и обеспечивает более глубокое постижение ребёнком функций взрослого, роль которого он выполняет;

— осознаёт ли ребёнок, что игровое действие, воображаемая ситуация нереальны, а условны – как будто, понарошку.

4. Игровые предметы и их характеристика (желательно выяснить, какие ребёнок предпочитает, насколько велико их разнообразие, каково использование):

— как выбор предметов связан с ролью и сюжетом игры (предмет подсказывает выбор сюжета или наоборот)?. В последнем случае можно говорить о планировании игры;

— игрушки;

— воображаемые предметы;

— предметы – заместители (какие предметы и чем замещает ребёнок, как называет заместители, по чьей инициативе их использует – по своей, сверстника или взрослого: случайно, например. увидел палочку: «Это будет ложка» или преднамеренно «Нужна ложка. Вот палочка подойдёт»; в каких ситуациях принимает значение заместителей от сверстников)

— природный материал.

5. Характеристика ролевых и реальных взаимоотношений между детьми в игре:

— какие нормы поведения и функции взрослых отражает дошкольник в игре?

— по какому поводу возникают между детьми реальные отношения (выбор сюжета, распределение ролей, выполнение правил)?

— по каким причинам возникают конфликты в игре и как разрешаются? Желательно проследить, как взаимосвязаны возникновение, развитие и разрешение конфликтов со сформированностью у ребёнка нравственно-волевых качеств, организаторских умений и коммуникативных навыков.

6. Характеристика сюжетов в играх детей

— как велико их разнообразие (следует указать их источник: бытовая, профессиональная деятельность, телепередачи, кино- мультипликационные фильмы, литературные произведения, рассказы взрослых, личный опыт)? Разнообразие сюжетов зависит от возраста, знаний, интересов ребёнка, эмоциональной привлекательности для него той или иной сферы деятельности, позиции взрослого;

— как долго ребёнок развивает один и тот же сюжет? Устойчивость сюжета обусловлена развитием произвольности в деятельности, свойств внимания, волевых качеств: настойчивости, самостоятельности, целеустремлённости, возрастом ребёнка;

— почему возникает игра (под влиянием игрушки, взрослого, сверстника, инициативе самого ребёнка)? О развитии способности поставить цель и спланировать игру говорит умение сформулировать сюжет до начала игры;

Читайте также:  Центр развития ребенка 112

7. Характеристика содержания игры, т.е. что отражает ребёнок в игре (действия с предметами или отношения людей).

Критерии оценки

На основании проведения методики можно выделить 3 уровня развития игровой деятельности: высокий, средний, низкий.

Инициативность ребёнка в выборе главной роли. Ребёнок объясняет свой выбор

Ребёнок не проявляет инициативу, главную роль выполняет не всегда удачно.

Безинициативен, не справляется с главной ролью

3

2

1

2

Использование различных средств для реализации роли.

Отсутствует многообразие средств.

Использование единичных средств

3

2

1

3

Передача в игре глубокого осознания взаимоотношений людей.

Частично передаёт взаимоотношения людей.

Практически отсутствует осознание взаимоотношений людей

3

2

1

4

Охотно берёт на себя любые роли: главные или второстепенные, справляется с ними, выполняет до конца.

Затрудняется в выполнении любых ролей

Не справляется не с главной , ни со второстепенной ролями

3

2

1

5

Соотносит правила игры с ролью, действует в соответствии с ними. Осознанное отношение к правилам.

Нарушает правила, но признаёт справедливость замечаний

Правила не соблюдает, не признаёт замечания

3

2

1

6

Развёрнутые действия во внутреннем мысленном плане. Обобщённые действия, протекание их без опоры на предметы.

Не полностью развёрнутые, протекают с опорой на предметы.

Действия не развёрнуты, не обобщены.

3

2

1

7

Чётко сформированные, различные игровые умения и навыки, с помощью игровых действий отражает функции взрослого.

Не полностью сформированные, игровые умения и навыки не отличаются разнообразием.

Не сформированы

3

2

1

8

Взаимосвязь игровых действий с речью. Речь делает действия обобщёнными и обеспечивает более глубокое постижение ребёнком.

Взаимосвязь игровых действий с речью не стойкая.

Нет взаимосвязи игровых действий с речью

3

2

1

9

Осознание условности игровой ситуации.

Не всегда осознаёт.

Игровые действия, воображаемую ситуацию принимает за действительность.

3

2

1

10

Выбор различных игровых предметов подчинён воображаемой ситуации. Сюжет игры подсказывает выбор предмета.

Не всегда выбор подчинён ситуации; чаще выбор подсказывает сюжет игры.

Затрудняется в выборе игровых предметов, неумело их использует, отсутствует разнообразие. В основном предмет подсказывает выбор предмета.

3

2

1

11

Ребёнок чётко регулирует и реальные и игровые отношения, самостоятельно распределяет роли, подсказывает действия и предусматривает развитие ситуации. Ролевые и реальные отношения не противоречат друг другу.

Иногда затрудняется в самостоятельном распределении ролей, подсказке действий. Слабо регулирует отношения.

Не регулирует отношения, не распределяет самостоятельно роли, не разрешает без помощи взрослого конфликты.

3

2

1

12

Разнообразие сюжетов (несколько сюжетов объединяет в один), их устойчивость в соответствии с возрастом.

Сюжеты в основном однообразны, не всегда устойчивы.

Обычно один и тот же сюжет, устойчивость отсутствует

3

2

1

13

Отражение в содержании игры не только действий с предметами, но и отношений людей, осознание смысла деятельности.

В игре отражает часто действия с предметами, не учитывая отношения людей.

Выполняет только действия с предметами

3

2

1

высокий уровень – 35 – 39 баллов

средний уровень – 26 – 34 балла

низкий уровень — 13 – 25 баллов

Методика Е.А. Стребелевой «Игра со взрослым».

Цель: выявить уровень развития совместной игры дошкольника с взрослым, а также для диагностики интереса ребёнка к игрушкам, характера употребления игрушек и характера самой игры (манипуляция, процессуальные действия, стремление к более или менее сложному сюжету).

Оборудование: игровой уголок, где находятся кукла, коляски, наборы одежды и посуды для куклы, машина, кубики, солдатики, ворота, мяч, тазик с водой, мелкие игрушки.

Процедура проведения обследования: взрослый приглашает ребёнка в игровой уголок и эмоционально вовлекает в совместные действия с игрушками. Сначала предлагается покормить куклу, затем покатать её в коляске, потом уложить спать. Если ребёнок не хочет играть с куклой, ему предлагается нагрузить кубики в машину и принять участие в строительстве. Взрослый строит дорогу из кирпичиков, а затем сажает в машину куклу и просит ребёнка провезти её по дорожке. В случае отказа ребёнку предлагается поиграть около тазика с водой: опускают туда по одной мелкой игрушке (шарики, рыбки и т.д.), затем предлагают поймать их по сачкам.

Оценка действий ребёнка проводится по следующим критериям: характер взаимодействия со взрослым, отношение к игрушкам, интерес и характер действий с игрушками, избирательность в игрушках.

Оценка в баллах.

1 балл — не включается в игру со взрослым;

2 балла — включается в игру со взрослым, интерес к игрушкам поверхностный, выполняет процессуальные действия;

3 балла — включается в игру, выполняет ряд предметно — игровых действий с игрушками;

4 балла — включается в игру, может организовать сюжетную игру.

Методика Е.А. Стребелевой « Индивидуальная ролевая игра»

Цель: выявить уровень развития индивидуальной самостоятельной сюжетно – ролевой игры.

Оборудование: в игровом уголке находятся куклы, посуда, бельё, одежда, коляски, наборы для парикмахера, для доктора, машины, строительный материал, конструктор, солдатики, таз с водой, мелкие игрушки.

Читайте также:  Нарушение внимания памяти ребенка развитие

Процедура проведения обследования: ребёнку предлагается поиграть в игровом уголке, при этом отмечает интерес к игрушкам, характер действий с игрушками, умение самостоятельно развернуть игру, речь ребёнка во время игры.

Оценка действий ребёнка проводится по следующим критериям: интерес к игрушкам, характер действий с игрушками (манипуляции, процессуальные или неадекватные действия, стремление к сюжету).

Оценка в баллах.

1балл – низкий уровень. Ребёнок принимает игру на самом элементарном уровне;

2 балла – средний уровень. Ребёнок принимает задание, действует с игрушками, но действия носят манипулятивный характер, проявляет интерес к игрушкам в воде;

3 балла – повышенный уровень. Ребёнок принимает задание, действует с интересом с игрушками, может развернуть простой сюжет: кормить куклу, укладывать спать, качает её в коляске и т.п.;

4 балла – высокий уровень. Ребёнок принимает задание, действует с интересом, может развернуть игру, разговаривает с игрушками, рассказывает, во что он будет играть; ребёнок способен удерживать специфическое поведение определённой роли.

Источник

Автор: Васильева Ирина Михайловна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: ГБОУ школа №2093 им.Савельева ,ДК№1
Населённый пункт: Москва
Наименование материала: методическая разработка
Тема: «Музыкальное воспитание дошкольников»
Дата публикации: 23.04.2018
Раздел: дошкольное образование

Диагностическая методика

изучения музыкальности и эстетических чувств

у детей 3-7 лет.

Пособие «Примерные технологии отслеживания развития ребенка

дошкольного возраста в разных видах деятельности»

Авторы: Ерофеева Т.И.

Казакова Р.Г.

Урунтаева Г.А.

Изучение музыкальности и эстетических чувств у детей 3-7 лет.

Материал: оборудование для музыкального занятия.

Ход исследования: Воспитатель наблюдает за ребёнком на музыкальном занятии во время

слушания музыки.

Схема анализа данных:

I. Особенности музыкальности:

1.

Умение слушать музыкальное произведение: выслушать до конца, не отвлекаясь;

запоминать и узнавать.

2.

Эмоциональная отзывчивость на музыку: отношение к процессу слушания (получает

удовольствие, равнодушен и пр.); экспрессивно-мимическое выражение эмоций в

соответствии с характером музыкального произведения (хмурится, улыбается, смеётся,

зажмуривает глаза и пр.); сопровождение музыки движениями (притоптывает, хлопает в

ладоши, покачивается в такт музыке и пр.).

3.

Понимание музыкального произведения: умение определить и словесно обозначить его

характер; умение видеть в нём определённое содержание; умение выделить некоторые

средства выразительности (темп, громкость и пр.).

4.

Эстетическая оценка музыкального произведения: самостоятельная или с помощью

взрослого; содержание и разнообразие критериев этой оценки.

II. Эстетические чувства:

На основании описанных выше критериев можно сделать вывод об эстетических чувствах, под

которыми понимают умение переживать красивое и некрасивое, чувствовать гармоническое

сочетание музыкальных звуков.

Критерии оценки

п/п

Критерии

Баллы

1

а

б

Внимательно слушает музыкальное произведение до конца, не отвлекаясь,

запоминает и узнаёт его.

Внимательно слушает, но отвлекается, не всегда узнаёт.

Отсутствует интерес, не запоминает.

3

2

1

2

а

б

Эмоционально отзывчив на музыку: получает удовольствие, проявляются

эмоции в соответствии с характером музыкального произведения.

Не всегда получает удовольствие, иногда равнодушен или проявляет

экспрессивно-мимическое выражение эмоций.

Отсутствует эмоциональная отзывчивость: равнодушен, пассивен.

3

2

1

3

а

б

Понимает музыкальное произведение: определяет и словесно обозначает его

характер, выделяет средства выразительности.

Не всегда понимает музыкальное произведение.

Не понимает.

3

2

1

4

а

б

Самостоятельно даёт эстетическую оценку музыкального произведения,

используя разнообразие критериев.

Самостоятельно даёт оценку, но поверхностную или с помощью взрослого.

Затрудняется оценить даже с помощью взрослого.

3

2

1

После наблюдений составляется протокол, в котором каждому ребёнку выставляются баллы в

соответствии с указанными критериями.

Определяется уровень музыкального развития.

Уровень

Сумма баллов

Высокий

От 11 до 12

Средний

От 8 до 12

Низкий

От 4 до 7

Выводится процентное количество детей с определённым уровнем развития.

Изучение музыкальности и эстетических чувств у детей 3-7 лет.

п/п

Фамилия, имя ребёнка

Задания

1

2

3

4

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

Источник

Организация и методы исследования

Для проверки гипотезы было проведено экспериментальное исследование. Экспериментальное исследование проводилось на базе ДОУ №401. Выборку исследования составили 30 старших дошкольников.

Экспериментальное исследование проводилось в несколько этапов:

  • 1. Констатирующий эксперимент. На этапе констатирующего эксперимента осуществлялась диагностика сформированности игровой деятельности старших дошкольников.
  • 2. Формирующий эксперимент. На этапе формирующего эксперимента испытуемые были разделены на 2 группы:
  • 1) Экспериментальная группа — ЭГ — 15 старших дошкольников.
  • 2) Контрольная группа — КГ — 15 старших дошкольников.

С испытуемыми ЭГ была проведена опытно-экспериментальная работа по развитию игровой деятельности.

3. Контрольный эксперимент. На этапе контрольного эксперимента у испытуемых ЭГ и КГ проводилась повторная диагностика сформированности игровой деятельности, проводился сравнительный анализ, формировались выводы и рекомендации.

Читайте также:  4 месячный ребенок развитие рост вес таблица

Для диагностики сформированности игровой деятельности старших дошкольников использовались следующие методики:

1. Методика «Давай поиграем в игру»

Экспериментатор предлагал дошкольникам поиграть с ним в игру (дочки-матери. железная дорога, лото). При проведении данной методики оценивалась мотивация ребенка к игровой деятельности, эмоциональная вовлеченность в игру, умение выполнять в игре определенную роль, общаться со взрослым.

2. Диагностическая методика изучения уровня развития игровой деятельности у детей 3 — 7 лет (Ерофеева Т.И., Казакова Р.Г., Урунтаева Г.А.

Ход обследования: экспериментатор наблюдает за самостоятельной игрой детей.

Данная методика позволяет оценить сформированность игровой деятельности дошкольника по следующим параметрам:

  • 1. Характеристика ролей, которые выполняет дошкольник в игре
  • — называет ли себя именем взрослого и когда (до начала игры, в процессе, после окончания)? На основании полученных данных можно сделать вывод об умении ребёнка поставить себя на место другого человека. Переход к названию роли до начала игры (Я буду мамой, врачом, продавцом) говорит о появлении собственно сюжетно-ролевой игры;
  • — какие средства использует для реализации роли (игровые действия и предметы, ролевая речь, мимика, пантомимика, интонация)?
  • — может ли передавать и как отличительные особенности персонажа, ориентируется на внешние признаки (у доктора белый халат) или на способы взаимоотношений и нравственные нормы (доктор внимателен к пациенту)? Если ребёнок передаёт в игре взаимоотношения людей, это говорит о том, насколько глубоко он осознаёт их;
  • — какие роли в игре ребёнок выполняет и какие из них предпочитает по содержанию (дочка, матрос, продавец) и значимости (главные, второстепенные)? Здесь проявляется не только поведение ребёнка., первое связано с увеличением разнообразия, второе — со всё большим пониманием функций взрослого.
  • 2. Отношение к правилам игры:
    • — соотносит ли дошкольник правила со взятой на себя ролью, действует ли в соответствии с ними;
    • — как, в каких ситуациях нарушает правила;
    • — как реагирует на замечания других детей по поводу нарушения правил (признаёт их справедливость и изменяет своё поведение, настаивает на своём, идёт на конфликт, выходит из игры, обращается к взрослому)
    • — как реагирует на нарушения правил другими детьми (делает замечания, отстаивает свой способ действий, на замечает)
    • — как мотивирует необходимость выполнения правил?

Важно проследить, как ребёнок мотивирует необходимость выполнять правила игры, подчиняется ли им добровольно, следит за выполнением партнёрами по игре и замечает, когда нарушает их сам. Осознанное отношение к правилам — показатель высокого уровня развития игры.

  • 1. Характеристика игровых действий
  • — развёрнутость (подробные или сокращённые с предметами, действия во внутреннем мысленном плане). Обобщённость действий, протекание их без опоры на предметы — показатель высокого уровня развития игры и воображения;
  • — сформированы ли у ребёнка и какие игровые умения и навыки, умеет ли он отразить с помощью игровых действий функции взрослого?
  • — взаимосвязь игровых действий дошкольника с речью (не связаны, сопровождаются, завершаются речью или планируются в ней, заменяются словом). Речь делает действия обобщёнными и обеспечивает более глубокое постижение ребёнком функций взрослого, роль которого он выполняет;
  • 4. Игровые предметы и их характеристика (желательно выяснить, какие ребёнок предпочитает, насколько велико их разнообразие, каково использование):
    • — как выбор предметов связан с ролью и сюжетом игры (предмет подсказывает выбор сюжета или наоборот)?. В последнем случае можно говорить о планировании игры;
    • — игрушки;
    • — воображаемые предметы;
    • — предметы — заместители (какие предметы и чем замещает ребёнок, как называет заместители, по чьей инициативе их использует — по своей, сверстника или взрослого:
    • — природный материал.
  • 5. Характеристика ролевых и реальных взаимоотношений между детьми в игре:
    • — какие нормы поведения и функции взрослых отражает дошкольник в игре?
    • — по какому поводу возникают между детьми реальные отношения (выбор сюжета, распределение ролей, выполнение правил)?
    • — по каким причинам возникают конфликты в игре и как разрешаются? Желательно проследить, как взаимосвязаны возникновение, развитие и разрешение конфликтов со сформированностью у ребёнка нравственно-волевых качеств, организаторских умений и коммуникативных навыков.
  • 6. Характеристика сюжетов в играх детей
  • — как велико их разнообразие (следует указать их источник: бытовая, профессиональная деятельность, телепередачи, кино — мультипликационные фильмы, литературные произведения, рассказы взрослых, личный опыт)?;
  • — как долго ребёнок развивает один и тот же сюжет? Устойчивость сюжета обусловлена развитием произвольности в деятельности, свойств внимания, волевых качеств: настойчивости, самостоятельности, целеустремлённости, возрастом ребёнка;
  • — почему возникает игра (под влиянием игрушки, взрослого, сверстника, инициативе самого ребёнка)? О развитии способности поставить цель и спланировать игру говорит умение сформулировать сюжет до начала игры;
  • 7. Характеристика содержания игры, т.е. что отражает ребёнок в игре (действия с предметами или отношения людей).

На основании проведения методики можно выделить 3 уровня развития игровой деятельности: высокий, средний, низкий.

Источник