Ерофеева казакова урунтаева отслеживания развития ребенка
Методика изучения уровня развития игровой деятельности у детей 3 – 7 лет (Ерофеева Т.И., Казакова Р.Г., Урунтаева Г.А.)
Ход обследования: экспериментатор наблюдает за самостоятельной игрой детей.
Цель: оценить сформированность игровой деятельности дошкольника по предлагаемым параметрам.
1. Характеристика ролей, которые выполняет дошкольник в игре
— называет ли себя именем взрослого и когда (до начала игры, в процессе, после окончания)? На основании полученных данных можно сделать вывод об умении ребёнка поставить себя на место другого человека. Переход к названию роли до начала игры (Я буду мамой, врачом, продавцом) говорит о появлении собственно сюжетно-ролевой игры;
— какие средства использует для реализации роли (игровые действия и предметы, ролевая речь, мимика, пантомимика, интонация)?
— может ли передавать и как отличительные особенности персонажа, ориентируется на внешние признаки (у доктора белый халат) или на способы взаимоотношений и нравственные нормы (доктор внимателен к пациенту)? Если ребёнок передаёт в игре взаимоотношения людей, это говорит о том, насколько глубоко он осознаёт их;
— какие роли в игре ребёнок выполняет и какие из них предпочитает по содержанию (дочка, матрос, продавец) и значимости (главные, второстепенные)? Здесь проявляется не только поведение ребёнка., первое связано с увеличением разнообразия, второе – со всё большим пониманием функций взрослого, когда малыш открывает для себя за внешними признаками людей и присущими им атрибутами их внутреннюю сущность, смысл и мотивы деятельности.
2. Отношение к правилам игры:
— соотносит ли дошкольник правила со взятой на себя ролью, действует ли в соответствии с ними;
— как, в каких ситуациях нарушает правила;
— как реагирует на замечания других детей по поводу нарушения правил (признаёт их справедливость и изменяет своё поведение, настаивает на своём, идёт на конфликт, выходит из игры, обращается к взрослому)
— как реагирует на нарушения правил другими детьми (делает замечания, отстаивает свой способ действий, на замечает)
— как мотивирует необходимость выполнения правил?
Важно проследить, как ребёнок мотивирует необходимость выполнять правила игры, подчиняется ли им добровольно, следит за выполнением партнёрами по игре и замечает, когда нарушает их сам. Осознанное отношение к правилам – показатель высокого уровня развития игры.
3. Характеристика игровых действий
— развёрнутость (подробные или сокращённые с предметами, действия во внутреннем мысленном плане). Обобщённость действий, протекание их без опоры на предметы – показатель высокого уровня развития игры и воображения;
— сформированы ли у ребёнка и какие игровые умения и навыки, умеет ли он отразить с помощью игровых действий функции взрослого?
— взаимосвязь игровых действий дошкольника с речью (не связаны, сопровождаются, завершаются речью или планируются в ней, заменяются словом). Речь делает действия обобщёнными и обеспечивает более глубокое постижение ребёнком функций взрослого, роль которого он выполняет;
— осознаёт ли ребёнок, что игровое действие, воображаемая ситуация нереальны, а условны – как будто, понарошку.
4. Игровые предметы и их характеристика (желательно выяснить, какие ребёнок предпочитает, насколько велико их разнообразие, каково использование):
— как выбор предметов связан с ролью и сюжетом игры (предмет подсказывает выбор сюжета или наоборот)?. В последнем случае можно говорить о планировании игры;
— игрушки;
— воображаемые предметы;
— предметы – заместители (какие предметы и чем замещает ребёнок, как называет заместители, по чьей инициативе их использует – по своей, сверстника или взрослого: случайно, например. увидел палочку: «Это будет ложка» или преднамеренно «Нужна ложка. Вот палочка подойдёт»; в каких ситуациях принимает значение заместителей от сверстников)
— природный материал.
5. Характеристика ролевых и реальных взаимоотношений между детьми в игре:
— какие нормы поведения и функции взрослых отражает дошкольник в игре?
— по какому поводу возникают между детьми реальные отношения (выбор сюжета, распределение ролей, выполнение правил)?
— по каким причинам возникают конфликты в игре и как разрешаются? Желательно проследить, как взаимосвязаны возникновение, развитие и разрешение конфликтов со сформированностью у ребёнка нравственно-волевых качеств, организаторских умений и коммуникативных навыков.
6. Характеристика сюжетов в играх детей
— как велико их разнообразие (следует указать их источник: бытовая, профессиональная деятельность, телепередачи, кино- мультипликационные фильмы, литературные произведения, рассказы взрослых, личный опыт)? Разнообразие сюжетов зависит от возраста, знаний, интересов ребёнка, эмоциональной привлекательности для него той или иной сферы деятельности, позиции взрослого;
— как долго ребёнок развивает один и тот же сюжет? Устойчивость сюжета обусловлена развитием произвольности в деятельности, свойств внимания, волевых качеств: настойчивости, самостоятельности, целеустремлённости, возрастом ребёнка;
— почему возникает игра (под влиянием игрушки, взрослого, сверстника, инициативе самого ребёнка)? О развитии способности поставить цель и спланировать игру говорит умение сформулировать сюжет до начала игры;
7. Характеристика содержания игры, т.е. что отражает ребёнок в игре (действия с предметами или отношения людей).
Критерии оценки
На основании проведения методики можно выделить 3 уровня развития игровой деятельности: высокий, средний, низкий.
Инициативность ребёнка в выборе главной роли. Ребёнок объясняет свой выбор
Ребёнок не проявляет инициативу, главную роль выполняет не всегда удачно.
Безинициативен, не справляется с главной ролью
3
2
1
2
Использование различных средств для реализации роли.
Отсутствует многообразие средств.
Использование единичных средств
3
2
1
3
Передача в игре глубокого осознания взаимоотношений людей.
Частично передаёт взаимоотношения людей.
Практически отсутствует осознание взаимоотношений людей
3
2
1
4
Охотно берёт на себя любые роли: главные или второстепенные, справляется с ними, выполняет до конца.
Затрудняется в выполнении любых ролей
Не справляется не с главной , ни со второстепенной ролями
3
2
1
5
Соотносит правила игры с ролью, действует в соответствии с ними. Осознанное отношение к правилам.
Нарушает правила, но признаёт справедливость замечаний
Правила не соблюдает, не признаёт замечания
3
2
1
6
Развёрнутые действия во внутреннем мысленном плане. Обобщённые действия, протекание их без опоры на предметы.
Не полностью развёрнутые, протекают с опорой на предметы.
Действия не развёрнуты, не обобщены.
3
2
1
7
Чётко сформированные, различные игровые умения и навыки, с помощью игровых действий отражает функции взрослого.
Не полностью сформированные, игровые умения и навыки не отличаются разнообразием.
Не сформированы
3
2
1
8
Взаимосвязь игровых действий с речью. Речь делает действия обобщёнными и обеспечивает более глубокое постижение ребёнком.
Взаимосвязь игровых действий с речью не стойкая.
Нет взаимосвязи игровых действий с речью
3
2
1
9
Осознание условности игровой ситуации.
Не всегда осознаёт.
Игровые действия, воображаемую ситуацию принимает за действительность.
3
2
1
10
Выбор различных игровых предметов подчинён воображаемой ситуации. Сюжет игры подсказывает выбор предмета.
Не всегда выбор подчинён ситуации; чаще выбор подсказывает сюжет игры.
Затрудняется в выборе игровых предметов, неумело их использует, отсутствует разнообразие. В основном предмет подсказывает выбор предмета.
3
2
1
11
Ребёнок чётко регулирует и реальные и игровые отношения, самостоятельно распределяет роли, подсказывает действия и предусматривает развитие ситуации. Ролевые и реальные отношения не противоречат друг другу.
Иногда затрудняется в самостоятельном распределении ролей, подсказке действий. Слабо регулирует отношения.
Не регулирует отношения, не распределяет самостоятельно роли, не разрешает без помощи взрослого конфликты.
3
2
1
12
Разнообразие сюжетов (несколько сюжетов объединяет в один), их устойчивость в соответствии с возрастом.
Сюжеты в основном однообразны, не всегда устойчивы.
Обычно один и тот же сюжет, устойчивость отсутствует
3
2
1
13
Отражение в содержании игры не только действий с предметами, но и отношений людей, осознание смысла деятельности.
В игре отражает часто действия с предметами, не учитывая отношения людей.
Выполняет только действия с предметами
3
2
1
высокий уровень – 35 – 39 баллов
средний уровень – 26 – 34 балла
низкий уровень — 13 – 25 баллов
Методика Е.А. Стребелевой «Игра со взрослым».
Цель: выявить уровень развития совместной игры дошкольника с взрослым, а также для диагностики интереса ребёнка к игрушкам, характера употребления игрушек и характера самой игры (манипуляция, процессуальные действия, стремление к более или менее сложному сюжету).
Оборудование: игровой уголок, где находятся кукла, коляски, наборы одежды и посуды для куклы, машина, кубики, солдатики, ворота, мяч, тазик с водой, мелкие игрушки.
Процедура проведения обследования: взрослый приглашает ребёнка в игровой уголок и эмоционально вовлекает в совместные действия с игрушками. Сначала предлагается покормить куклу, затем покатать её в коляске, потом уложить спать. Если ребёнок не хочет играть с куклой, ему предлагается нагрузить кубики в машину и принять участие в строительстве. Взрослый строит дорогу из кирпичиков, а затем сажает в машину куклу и просит ребёнка провезти её по дорожке. В случае отказа ребёнку предлагается поиграть около тазика с водой: опускают туда по одной мелкой игрушке (шарики, рыбки и т.д.), затем предлагают поймать их по сачкам.
Оценка действий ребёнка проводится по следующим критериям: характер взаимодействия со взрослым, отношение к игрушкам, интерес и характер действий с игрушками, избирательность в игрушках.
Оценка в баллах.
1 балл — не включается в игру со взрослым;
2 балла — включается в игру со взрослым, интерес к игрушкам поверхностный, выполняет процессуальные действия;
3 балла — включается в игру, выполняет ряд предметно — игровых действий с игрушками;
4 балла — включается в игру, может организовать сюжетную игру.
Методика Е.А. Стребелевой « Индивидуальная ролевая игра»
Цель: выявить уровень развития индивидуальной самостоятельной сюжетно – ролевой игры.
Оборудование: в игровом уголке находятся куклы, посуда, бельё, одежда, коляски, наборы для парикмахера, для доктора, машины, строительный материал, конструктор, солдатики, таз с водой, мелкие игрушки.
Процедура проведения обследования: ребёнку предлагается поиграть в игровом уголке, при этом отмечает интерес к игрушкам, характер действий с игрушками, умение самостоятельно развернуть игру, речь ребёнка во время игры.
Оценка действий ребёнка проводится по следующим критериям: интерес к игрушкам, характер действий с игрушками (манипуляции, процессуальные или неадекватные действия, стремление к сюжету).
Оценка в баллах.
1балл – низкий уровень. Ребёнок принимает игру на самом элементарном уровне;
2 балла – средний уровень. Ребёнок принимает задание, действует с игрушками, но действия носят манипулятивный характер, проявляет интерес к игрушкам в воде;
3 балла – повышенный уровень. Ребёнок принимает задание, действует с интересом с игрушками, может развернуть простой сюжет: кормить куклу, укладывать спать, качает её в коляске и т.п.;
4 балла – высокий уровень. Ребёнок принимает задание, действует с интересом, может развернуть игру, разговаривает с игрушками, рассказывает, во что он будет играть; ребёнок способен удерживать специфическое поведение определённой роли.
Источник
Автор: Васильева Ирина Михайловна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: ГБОУ школа №2093 им.Савельева ,ДК№1
Населённый пункт: Москва
Наименование материала: методическая разработка
Тема: «Музыкальное воспитание дошкольников»
Дата публикации: 23.04.2018
Раздел: дошкольное образование
Диагностическая методика
изучения музыкальности и эстетических чувств
у детей 3-7 лет.
Пособие «Примерные технологии отслеживания развития ребенка
дошкольного возраста в разных видах деятельности»
Авторы: Ерофеева Т.И.
Казакова Р.Г.
Урунтаева Г.А.
Изучение музыкальности и эстетических чувств у детей 3-7 лет.
Материал: оборудование для музыкального занятия.
Ход исследования: Воспитатель наблюдает за ребёнком на музыкальном занятии во время
слушания музыки.
Схема анализа данных:
I. Особенности музыкальности:
1.
Умение слушать музыкальное произведение: выслушать до конца, не отвлекаясь;
запоминать и узнавать.
2.
Эмоциональная отзывчивость на музыку: отношение к процессу слушания (получает
удовольствие, равнодушен и пр.); экспрессивно-мимическое выражение эмоций в
соответствии с характером музыкального произведения (хмурится, улыбается, смеётся,
зажмуривает глаза и пр.); сопровождение музыки движениями (притоптывает, хлопает в
ладоши, покачивается в такт музыке и пр.).
3.
Понимание музыкального произведения: умение определить и словесно обозначить его
характер; умение видеть в нём определённое содержание; умение выделить некоторые
средства выразительности (темп, громкость и пр.).
4.
Эстетическая оценка музыкального произведения: самостоятельная или с помощью
взрослого; содержание и разнообразие критериев этой оценки.
II. Эстетические чувства:
На основании описанных выше критериев можно сделать вывод об эстетических чувствах, под
которыми понимают умение переживать красивое и некрасивое, чувствовать гармоническое
сочетание музыкальных звуков.
Критерии оценки
№
п/п
Критерии
Баллы
1
а
б
Внимательно слушает музыкальное произведение до конца, не отвлекаясь,
запоминает и узнаёт его.
Внимательно слушает, но отвлекается, не всегда узнаёт.
Отсутствует интерес, не запоминает.
3
2
1
2
а
б
Эмоционально отзывчив на музыку: получает удовольствие, проявляются
эмоции в соответствии с характером музыкального произведения.
Не всегда получает удовольствие, иногда равнодушен или проявляет
экспрессивно-мимическое выражение эмоций.
Отсутствует эмоциональная отзывчивость: равнодушен, пассивен.
3
2
1
3
а
б
Понимает музыкальное произведение: определяет и словесно обозначает его
характер, выделяет средства выразительности.
Не всегда понимает музыкальное произведение.
Не понимает.
3
2
1
4
а
б
Самостоятельно даёт эстетическую оценку музыкального произведения,
используя разнообразие критериев.
Самостоятельно даёт оценку, но поверхностную или с помощью взрослого.
Затрудняется оценить даже с помощью взрослого.
3
2
1
После наблюдений составляется протокол, в котором каждому ребёнку выставляются баллы в
соответствии с указанными критериями.
Определяется уровень музыкального развития.
Уровень
Сумма баллов
Высокий
От 11 до 12
Средний
От 8 до 12
Низкий
От 4 до 7
Выводится процентное количество детей с определённым уровнем развития.
Изучение музыкальности и эстетических чувств у детей 3-7 лет.
№
п/п
Фамилия, имя ребёнка
Задания
1
2
3
4
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
Источник
Организация и методы исследования
Для проверки гипотезы было проведено экспериментальное исследование. Экспериментальное исследование проводилось на базе ДОУ №401. Выборку исследования составили 30 старших дошкольников.
Экспериментальное исследование проводилось в несколько этапов:
- 1. Констатирующий эксперимент. На этапе констатирующего эксперимента осуществлялась диагностика сформированности игровой деятельности старших дошкольников.
- 2. Формирующий эксперимент. На этапе формирующего эксперимента испытуемые были разделены на 2 группы:
- 1) Экспериментальная группа — ЭГ — 15 старших дошкольников.
- 2) Контрольная группа — КГ — 15 старших дошкольников.
С испытуемыми ЭГ была проведена опытно-экспериментальная работа по развитию игровой деятельности.
3. Контрольный эксперимент. На этапе контрольного эксперимента у испытуемых ЭГ и КГ проводилась повторная диагностика сформированности игровой деятельности, проводился сравнительный анализ, формировались выводы и рекомендации.
Для диагностики сформированности игровой деятельности старших дошкольников использовались следующие методики:
1. Методика «Давай поиграем в игру»
Экспериментатор предлагал дошкольникам поиграть с ним в игру (дочки-матери. железная дорога, лото). При проведении данной методики оценивалась мотивация ребенка к игровой деятельности, эмоциональная вовлеченность в игру, умение выполнять в игре определенную роль, общаться со взрослым.
2. Диагностическая методика изучения уровня развития игровой деятельности у детей 3 — 7 лет (Ерофеева Т.И., Казакова Р.Г., Урунтаева Г.А.
Ход обследования: экспериментатор наблюдает за самостоятельной игрой детей.
Данная методика позволяет оценить сформированность игровой деятельности дошкольника по следующим параметрам:
- 1. Характеристика ролей, которые выполняет дошкольник в игре
- — называет ли себя именем взрослого и когда (до начала игры, в процессе, после окончания)? На основании полученных данных можно сделать вывод об умении ребёнка поставить себя на место другого человека. Переход к названию роли до начала игры (Я буду мамой, врачом, продавцом) говорит о появлении собственно сюжетно-ролевой игры;
- — какие средства использует для реализации роли (игровые действия и предметы, ролевая речь, мимика, пантомимика, интонация)?
- — может ли передавать и как отличительные особенности персонажа, ориентируется на внешние признаки (у доктора белый халат) или на способы взаимоотношений и нравственные нормы (доктор внимателен к пациенту)? Если ребёнок передаёт в игре взаимоотношения людей, это говорит о том, насколько глубоко он осознаёт их;
- — какие роли в игре ребёнок выполняет и какие из них предпочитает по содержанию (дочка, матрос, продавец) и значимости (главные, второстепенные)? Здесь проявляется не только поведение ребёнка., первое связано с увеличением разнообразия, второе — со всё большим пониманием функций взрослого.
- 2. Отношение к правилам игры:
- — соотносит ли дошкольник правила со взятой на себя ролью, действует ли в соответствии с ними;
- — как, в каких ситуациях нарушает правила;
- — как реагирует на замечания других детей по поводу нарушения правил (признаёт их справедливость и изменяет своё поведение, настаивает на своём, идёт на конфликт, выходит из игры, обращается к взрослому)
- — как реагирует на нарушения правил другими детьми (делает замечания, отстаивает свой способ действий, на замечает)
- — как мотивирует необходимость выполнения правил?
Важно проследить, как ребёнок мотивирует необходимость выполнять правила игры, подчиняется ли им добровольно, следит за выполнением партнёрами по игре и замечает, когда нарушает их сам. Осознанное отношение к правилам — показатель высокого уровня развития игры.
- 1. Характеристика игровых действий
- — развёрнутость (подробные или сокращённые с предметами, действия во внутреннем мысленном плане). Обобщённость действий, протекание их без опоры на предметы — показатель высокого уровня развития игры и воображения;
- — сформированы ли у ребёнка и какие игровые умения и навыки, умеет ли он отразить с помощью игровых действий функции взрослого?
- — взаимосвязь игровых действий дошкольника с речью (не связаны, сопровождаются, завершаются речью или планируются в ней, заменяются словом). Речь делает действия обобщёнными и обеспечивает более глубокое постижение ребёнком функций взрослого, роль которого он выполняет;
- 4. Игровые предметы и их характеристика (желательно выяснить, какие ребёнок предпочитает, насколько велико их разнообразие, каково использование):
- — как выбор предметов связан с ролью и сюжетом игры (предмет подсказывает выбор сюжета или наоборот)?. В последнем случае можно говорить о планировании игры;
- — игрушки;
- — воображаемые предметы;
- — предметы — заместители (какие предметы и чем замещает ребёнок, как называет заместители, по чьей инициативе их использует — по своей, сверстника или взрослого:
- — природный материал.
- 5. Характеристика ролевых и реальных взаимоотношений между детьми в игре:
- — какие нормы поведения и функции взрослых отражает дошкольник в игре?
- — по какому поводу возникают между детьми реальные отношения (выбор сюжета, распределение ролей, выполнение правил)?
- — по каким причинам возникают конфликты в игре и как разрешаются? Желательно проследить, как взаимосвязаны возникновение, развитие и разрешение конфликтов со сформированностью у ребёнка нравственно-волевых качеств, организаторских умений и коммуникативных навыков.
- 6. Характеристика сюжетов в играх детей
- — как велико их разнообразие (следует указать их источник: бытовая, профессиональная деятельность, телепередачи, кино — мультипликационные фильмы, литературные произведения, рассказы взрослых, личный опыт)?;
- — как долго ребёнок развивает один и тот же сюжет? Устойчивость сюжета обусловлена развитием произвольности в деятельности, свойств внимания, волевых качеств: настойчивости, самостоятельности, целеустремлённости, возрастом ребёнка;
- — почему возникает игра (под влиянием игрушки, взрослого, сверстника, инициативе самого ребёнка)? О развитии способности поставить цель и спланировать игру говорит умение сформулировать сюжет до начала игры;
- 7. Характеристика содержания игры, т.е. что отражает ребёнок в игре (действия с предметами или отношения людей).
На основании проведения методики можно выделить 3 уровня развития игровой деятельности: высокий, средний, низкий.
Источник