May 12th, 2016, 06:31 pm

Елизавета Филоненко. Воспитание ребенка от 1 года до 3 лет. Перезагрузка

Петрановская лучше — проще и емче 🙂 Но эта книжка тоже ничего. Оставила легкое впечатление, что воспитание ребенка подобно танцам на минном поле :

Об одной из основных родительских ошибок:

Пытаясь спрятаться от неприятной обязанности занимать роль ведущего в отношениях с ребенком, родители пытаются постоянно договариваться с ребенком, стараясь склонить его добровольно следовать правилам и предписаниям, добиваясь понимания того, почему родители хотят от него именно этого, а не другого. Особенно это касается таких непопулярных родительских мероприятий как, например, отлучение от груди, дисциплинирование ребенка, введение правил поведения. Родители просто не чувствуют себя вправе командовать, однако отношения с ребенком в любом случае предполагают иерархию власти.

В отношениях с ребенком родители занимают роль начальника, представителя власти. Это может быть разумная и защищающая власть, или жестокая и бездушная, или какая-то другая, но это в любом случае власть.

Маленький ребенок не может быть равноправным партнером взрослому, не стоит пытаться разделить с ним тяжесть принятия каких-то решений. На равноправные отношения с ребенком родитель может рассчитывать, безусловно, но для этого ребенок должен подрасти. И тогда, как двое взрослых, вы можете построить действительно равноправные отношения. Любить и уважать ребенка, принимать во внимание его интересы – все это прекрасные чувства и установки, которые помогают родителям. Но в то же время, нужно понимать, что перед вами все-таки ребенок, который имеет право на все привилегии ребенка, включая привилегию быть под опекой.

**

До трех лет ребенка вообще не интересует, каков продукт его деятельности (картинка, фигурка из пластилина), он интересуется только процессом и тактильным опытом (размазывание краски, раздавливание пластилиновой массы). Все попытки выжать из него именно продукт (заштрихованную елочку, слепленный мячик) насильственны и не способствуют его развитию. Естественно, путем направленного и упрямого воздействия можно научить его мазать кисточкой не там, где хочется ребенку, а там, где хочется взрослым (например, внутри контура елочки), но этот процесс никак не будет способствовать ускорению развития ребенка. Для него, по-прежнему, цель деятельности — процесс размазывания краски, ощущение себя в качестве человека, влияющего на окружающее пространство, а не закрашенная елочка и не пластилин, скатанный в шарик.

**

Про агрессию:

  В арсенале ребенка любого пола должны быть так называемые агрессивные игрушки: мечи, пистолеты, громко звучащие музыкальные инструменты, спортивный инвентарь. Игры с такими игрушками способствуют тому, что агрессивное напряжение находит свой выход.
  Обязательно нужно обеспечивать ребенку игры с такими природными материалами, как песок, камни, вода. Это также способствует снятию напряжения.
  Выбирая книжки для ребенка, не стоит избегать так называемых страшных сказок (часто это народные сказки, где встречается насилие или убийство). Некоторые родители, опасаясь напугать ребенка или сделать его жестоким, не читают подобных историй. Это ошибка, детям требуется какое-то количество страшных историй для благополучного психологического развития.

Вот насчет сказок даже не знаю, что думаете?:) Меня братья Гримм без цензуры потрясли в свое время.