Елизавета филоненко воспитание ребенка от 1 года до 3 лет pdf
Филоненко Елизавета: Мама, папа, я: Острые углы семейного круга
Скачать книгу (размер 1 136 Kb , формат fb2, страниц 224) Аннотация: «Родился ребенок — и все поменялось. Поменялись желания, обязанности и… отношения. Дочка стала мамой, а отец, например, дедушкой. Укрепило это связи поколений или окончательно разделило семью на отдельные «боевые единицы»? Почему обострились конфликты и стали натянутыми прежде комфортные отношения? А что делать с самим «пришельцем»? Кто он в семейной иерархии: «царь», «божество», «игрушка»,…
Филоненко Елизавета: Детки без клетки: 5 ступеней к развитию самостоятельности
Скачать книгу (размер 957 Kb , формат fb2, страниц 189) Аннотация: «Каждый родитель хочет воспитать ребенка, способного опираться на самого себя, действовать и мыслить самостоятельно. Но всегда ли на деле действия родителей ведут к этой цели? Зачастую, желая защитить своих детей, мы слишком активно берем ответственность на себя и тем самым ослабляем ребенка, делая его хрупким и зависимым. Эта книга рассказывает о том, как поддерживать ребенка, но одновременно…
Филоненко Елизавета: Воспитание ребенка от 3 до 6 лет: Перезагрузка продолжается
Скачать книгу (размер 1 523 Kb , формат fb2, страниц 300) Аннотация: Книга, которую вы держите в руках, направлена на то, чтобы лучше понимать детей, знать о законах их развития и границах возможностей. Также в книге рассматриваются механизмы психологического влияния на детей. Книга дает необходимые сведения о детях и помогает смоделировать выходы из типичных проблемных ситуаций. В книге делается акцент на активную позицию родителей, будь то подход к образованию…
Филоненко Елизавета: Тайное общество победителей Страха
Скачать книгу (размер 299 Kb , формат fb2, страниц 60) Аннотация: «Ваш ребенок боится темноты, высоты или ответов в школе у доски? А не пора ли ему в таком случае в Тайное общество победителей Страха? Совладать со Страхом в игровой форме — кто говорил, что это невозможно? Три доступных и интересных истории с хорошим концом позволят по-новому взглянуть на его причину. Ваш ребенок не только узнает, что «Страх сам боится тех, кто действует!», но еще и сделает…
Филоненко Елизавета: Воспитание ребенка от 1 года до 3 лет: Перезагрузка
Скачать книгу (размер 1 437 Kb , формат fb2, страниц 283) Аннотация: Многие задаются вопросом: как не повторить ошибок наших родителей? Часто мы прекрасно помним, что было не так в нашем воспитании, и надеемся, что у нас получится лучше. Однако настает момент, когда мы с удивлением понимаем, что лучше не получается. Когда приходит время воспитывать собственных детей, наряду с растерянностью и страхом включается «программаповторялка». И мы начинаем воспроизводить…
Филоненко Елизавета: Тайное общество победителей Страха
Скачать книгу (размер 299 Kb , формат fb2, страниц 60) Аннотация: Ваш ребенок боится темноты, высоты или ответов в школе у доски? А не пора ли ему в таком случае в тайное общество победителей Страха? Совладать со Страхом в игровой форме — кто говорил, что это невозможно? Три доступных и интересных истории с хорошим концом позволят по-новому взглянуть на его причину. Ваш ребенок не только узнает, что «Страх сам боится тех, кто действует!», но еще и…
Филоненко Елизавета: Тайное общество покорителей вранья
Скачать книгу (размер 289 Kb , формат fb2, страниц 58) Аннотация: Ребенок привык прибегать ко лжи, чтобы избавиться от проблем, но обман растет как снежный ком, а тут и до лавины рукой подать? Книжка «Тайное общество покорителей вранья» ненавязчиво и в доступной игровой форме объяснит любому ребенку, что говорить правду гораздо выгоднее. Четыре истории с хорошим концом и специальный план под кодовым названием «6 ступенек к жизни без вранья»…
Источник
В целом нельзя сказать, что эта книга перевернула мое сознание. Нет, она типовая. Елизавета Филоненко просто напоминает, что ребенка надо любить, принимать, обеспечивая ему опору и руководство. Т.е. общие гуманистические принципы, плюс подчеркивается, что взрослые должны помнить о том, что они лидеры и задают рамки того поведения, которое хотели бы наблюдать у своих детей. Родители должны быть авторитетны. Самый простой совет, как сохранить свой авторитет у ребенка – это не врать. Если ребенок часто слышит пустые угрозы, не получает обещанного, то он очень быстро учится ни во что не ставить требования родителей. Яркий пример – если родители много привирали («Отойдешь – утащит барабашка» — мой пример), то ребенок может недостаточно серьезно воспринять, когда родители предупреждают его о реальной угрозе (не уходить никуда с незнакомыми взрослыми).
Авторитет также поддерживается тем, что родители не ведутся на истерики. Если в результате истерики ребенок получает то, в чем ему изначально по какой-то причине отказывали, то, возможно, истерики с целью что-то выклянчить будут повторяться. Допустим, так будут добываться конфеты. Правильное поведение при истерике, сопутствующей «Кризису трех лет» следующее: обеспечить уединение, находиться рядом и спокойно дышать, переждать истерику, а после нее придерживаться своей линии. Что-то внушать, пока ребенок заходится в крике, бесполезно. Истерика запускает физиологические процессы, которые мешают восприятию, и если уж истерика в разгаре, придется ждать, пока она утихнет. Чтобы истерика не стала средством детской манипуляции, нельзя после нее отказываться от своих первоначальных намерений и идти на поводу у ребенка.
Я это читаю и понимаю, что советы вроде дельные. Но за себя не ручаюсь. Я тяжело переношу детские слезы. Кстати, Елизавета Филоненко призывает, услышав просьбу или заявление ребенка подумать еще, нельзя ли пойти на уступку. Если можно, то иногда стоит поступать так, как хочет ребенок, просто не доводя до истерики. А уж если все-таки истерика случилась, не стоит идти на попятную и только после истерики соглашаться с тем, что требовал ребенок. В общем-то, Л. Петрановская в «Тайной опоре» пишет о том же: в возрасте 2-3 лет ребенок учится конфликтовать, и в дальнейшем ему очень пригодится, если у него образовался арсенал различных приемов. Когда-то надо согласиться с ребенком, когда-то ребенку приходится уступать, а в других случаях родителям полезно свое требование выразить в форме альтернативы, когда ребенок выбирает, как именно что-то сделать, но основное решение принимается родителями. Например, если ребенок упирается и не хочет возвращаться домой, то приказ уйти с площадки может вызвать истерику. А если спросить малыша «Побежим до подъезда, или пойдем, как черепашки?», ребенок выберет то, что ему интереснее, но в целом – последует «политике партии».
Елизавета Филоненко дает советы о том, как грамотно хвалить ребенка и подкреплять желательное поведение, и в то же время не провоцировать нежелательное (иногда лучше всего работает способ сделать нежелательное просто невозможным – например, убрать все хрупкие предметы вне пределов досягаемости). Любая воспитательная тактика должна учитывать возраст ребенка. Ребенку до двух лет проще создать такое пространство для игр, где он сможет безопасно исследовать окружающие его предметы. Ребенок этого возраста так устроен, что он будет все трогать и пробовать на зуб, стоит только отвернуться, и словесные запреты проблему не решат.
Разделы, которые мне не понравились, — это главы про то, как лучше свернуть грудное вскармливание, и про приучение к горшку. Общая идея в том, что не стоит оказывать большое давление на ребенка, быть последовательными и учитывать именно свои пожелания, а не вестись на советы диванных экспертов. И все-таки я не поняла, к чему вообще эти главы. Не иначе как для объема. Совсем не информативно.
Самые полезные для меня советы – это 1) максимальное поощрять позитивную самостоятельную активность ребенка; 2) использовать неустойчивое детское внимание к своей выгоде. Первое подразумевает, что родители могут и должны давать ребенку время для самостоятельных игр, и, если ребенок чем-то занят, ни к чему постоянно к нему лезть с ц/у. Та деятельность, которую ребенок себе выбирает в данный момент, и есть самая для него правильная. Если все время корректировать действия ребенка, он долго не приучится сам себя развлекать, а маму будет воспринимать как лучшую игрушку. Это тяжело для любой мамы. Раньше я сомневалась, не забрасываю ли я ребенка, если он, допустим, месит хаотично кусочки сортера с деталями пирамиды, а я в это время что-то делаю на кухне. К счастью, наука говорит, что нет. Ребенок может и должен сам играть. Если ему понадобится мать, он даст знать. Второй пункт о том, что, чем грубо отнимать запрещенный, опасный предмет, можно ненавязчиво подсунуть безопасный и так отвлечь ребенка от нытья. И не только – ребенок легко отвлекается, и так проще его отвести туда, куда надо, занять подальше от опасных мест и т.п.
Странный список литературы для дальнейшего чтения размещен в конце издания. К чему, допустим, мне Чезаре Ломброзо с шовинистским трудом «Женщина. Преступница и проститутка», в котором женщину рассматривают с чисто физиологической стороны, как самку крупного млекопитающего? Как бы это помогло с воспитанием ребенка с года до трех? Я прямо очень заинтригована.
Источник
Хороший психологический практикум для родителей без лишней воды и размазывания одной мысли на всю книгу. Есть адекватный список использованной литературы, что вселяет к автору больше доверия, чем к новомодным психологам, которые преподносят чужие идеи за свои. Здесь же собраны основные принципы поведения родителей в непростой период формирования маленького человечка. Последовательно раскрыты основные кризисы этого этапа – 1 и 3 лет, а также доступно описаны их причины и что же со всем этим делать. Непременно перечитаю книгу, когда придет ее время лично для меня О ней я узнала из очередного выпуска на youtube канале «Мамина школа». Кстати эту передачу тоже могу рекомендовать всем молодым родителям: в отличие от Комаровского, ее авторы приглашают разных врачей, психологов и журналистов, собирая общее адекватное мнение о разных вопросах в сфере воспитания детей и себя (последнее даже важнее, не правда ли?).
Для себя как всегда запишу тезисно основные моменты книги
1. Принципы общения с ребенком:
— Придерживаться 3х правил общения: поддерживать контакт глаз, тактильный контакт, находить время для 100% внимания к ребенку. Тем не менее во время общения с ним нужно принимать ребенка таким, какой он есть и минимально вмешиваться в его деятельность, скажем, во время игры, оставаясь активным наблюдателем. Это будет способствовать развитию самостоятельности и уверенности в своих возможностях.
— Привыкнуть к роли родителя, а значит уметь устанавливать правила поведения (в т.ч. и социальные): к примеру, «В нашем доме не ходят в уличной обуви» должно звучать четко и ясно, без неопределенности в интонации. Так понятнее и спокойнее ребенку. Тем более что для ребенка до 3х лет жизненно необходима установка на четкие непротиворечивые правила.
2. Особенности ребенка:
— Эмоции: важно понять, что малыш еще не умеет с ними справляться, и даже распознавать их может с трудом. Соответственно, нужно помогать ему с ними уживаться, озвучивать их, успокаивать если нужно.
— Привязанность: с 9 месяцев до 2,5 лет бывает острая потребность в присутствии родителей рядом с малышом, а чужие люди вызывают тревогу. Нужно принять это спокойно, так ребенок учится отличать своих от чужих. Также постепенно надо приучать его (и себя) к расставанию на короткое время (быть готовыми к плачу перед уходом). Однако никогда не надо тайно убегать от ребенка, пусть он знает наше предсказуемое поведение и будет гтов остаться один (даже если немного взбунтуется против этого).
— Ошибки взрослых при общении с малышом до 3х лет:
1) Разговор на равных (малыш никак не может быть равноправным с взрослым, нужно ставить четки границы и определять его поведение как родитель)
2) Вопросы (эта ошибка у нас в крови, автоматически задаешь вопросы : «А кто у нас тут?» «Будем играть?» и т.д, хотя ребенок еще не может ответить, значит, мы за него решаем и на его мнение не опираемся… Но я думаю, что здесь родитель как бы досрочно борется с шизофренией, ведь малыш еще не умеет говорить, а нам так нужно с кем-то поделиться мыслями и просто не говорить же со стеной?))
3) Публично решать проблемы: нужно уединяться 1 на 1 с малышом для улаживания его настроения или капризов, посторонние люди (даже второй родитель зачастую) лишние, это нужно для комфортного и безболезненного разрешения ситуации.
4) Также автор приводит аргументы против раннего развития, объясняя это тем, что всему свое время, и ребенок просто физически еще не дорос до изучения, скажем, чисел. В дальнейшем это может даже привезти к отставанию в развитии… Поэтому лучше играть в то, что доступно малышу. Согласна с автором.
— Кризис 1 года: это появление речи и способность самостоятельно передвигаться. Что, конечно, влечет за собой не только новые открытия, но и новые переживания. Нужно обеспечить максимальную безопасность его свободного передвижения и познания мира в доме, быть рядом с ним, увлекать полезной деятельностью (можно своим примером, работой по дому), и переключать его внимание в своих интересах (если хочет вылить воду из стакана ради интереса, то отвести его в ванную и показать куда можно ее выливать). Это интересный период в общении малыша и родителя, нужно только знать, чего ожидать от малыша, чтобы ограничить свои и его переживания.
— Кризис 3 лет: ребенок по-новому себя ведет, а также проявляет новые эмоции. Он просто начинает себя воспринимать как отдельную личность, а это уже само по себе непросто. Нужно стараться идти на контакт с ним мягко, давать «выбор без выбора», если нужно чтобы он что-то сделал по-вашему, но проявил участие в действии. Упрямством он может заявлять о своем личном мнении, и нужно это учитывать (не всем же хочется вырастить полностью покорное существо?). Приобщать ребенка к домашним делам, взращивать в нем важность и вес в семье от такой «командной работы». Капризы нужно принять как способ самовыражения (иного-то просто пока нет). Ну а самое главное – это быть спокойным и уравновешенным самому, чтобы транслировать это малышу. Без этого никакое воспитание не в силах как-то повлиять на ребенка.
Источник
May 12th, 2016, 06:31 pm
Елизавета Филоненко. Воспитание ребенка от 1 года до 3 лет. Перезагрузка
Петрановская лучше — проще и емче 🙂 Но эта книжка тоже ничего. Оставила легкое впечатление, что воспитание ребенка подобно танцам на минном поле :
Об одной из основных родительских ошибок:
Пытаясь спрятаться от неприятной обязанности занимать роль ведущего в отношениях с ребенком, родители пытаются постоянно договариваться с ребенком, стараясь склонить его добровольно следовать правилам и предписаниям, добиваясь понимания того, почему родители хотят от него именно этого, а не другого. Особенно это касается таких непопулярных родительских мероприятий как, например, отлучение от груди, дисциплинирование ребенка, введение правил поведения. Родители просто не чувствуют себя вправе командовать, однако отношения с ребенком в любом случае предполагают иерархию власти.
В отношениях с ребенком родители занимают роль начальника, представителя власти. Это может быть разумная и защищающая власть, или жестокая и бездушная, или какая-то другая, но это в любом случае власть.
Маленький ребенок не может быть равноправным партнером взрослому, не стоит пытаться разделить с ним тяжесть принятия каких-то решений. На равноправные отношения с ребенком родитель может рассчитывать, безусловно, но для этого ребенок должен подрасти. И тогда, как двое взрослых, вы можете построить действительно равноправные отношения. Любить и уважать ребенка, принимать во внимание его интересы – все это прекрасные чувства и установки, которые помогают родителям. Но в то же время, нужно понимать, что перед вами все-таки ребенок, который имеет право на все привилегии ребенка, включая привилегию быть под опекой.
**
До трех лет ребенка вообще не интересует, каков продукт его деятельности (картинка, фигурка из пластилина), он интересуется только процессом и тактильным опытом (размазывание краски, раздавливание пластилиновой массы). Все попытки выжать из него именно продукт (заштрихованную елочку, слепленный мячик) насильственны и не способствуют его развитию. Естественно, путем направленного и упрямого воздействия можно научить его мазать кисточкой не там, где хочется ребенку, а там, где хочется взрослым (например, внутри контура елочки), но этот процесс никак не будет способствовать ускорению развития ребенка. Для него, по-прежнему, цель деятельности — процесс размазывания краски, ощущение себя в качестве человека, влияющего на окружающее пространство, а не закрашенная елочка и не пластилин, скатанный в шарик.
**
Про агрессию:
В арсенале ребенка любого пола должны быть так называемые агрессивные игрушки: мечи, пистолеты, громко звучащие музыкальные инструменты, спортивный инвентарь. Игры с такими игрушками способствуют тому, что агрессивное напряжение находит свой выход.
Обязательно нужно обеспечивать ребенку игры с такими природными материалами, как песок, камни, вода. Это также способствует снятию напряжения.
Выбирая книжки для ребенка, не стоит избегать так называемых страшных сказок (часто это народные сказки, где встречается насилие или убийство). Некоторые родители, опасаясь напугать ребенка или сделать его жестоким, не читают подобных историй. Это ошибка, детям требуется какое-то количество страшных историй для благополучного психологического развития.
Вот насчет сказок даже не знаю, что думаете?:) Меня братья Гримм без цензуры потрясли в свое время.
Источник