Единство в воспитании и развитии ребенка с овз

Единство в воспитании и развитии ребенка с овз thumbnail

Воспитание ребенка – трудный и ответственный процесс, требующий много времени и терпения. Воспитание детей с ОВЗ сопровождается еще большими сложностями и проблемами. Однако при правильном подходе можно добиться значительного прогресса в развитии таких детей. Особенности воспитания детей с ОВЗ Ребенок с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) – ребенок, который имеет физические или психические недостатки, препятствующие освоению образовательных программ. Данная категория включает в себя детей с разными нарушениями развития: слуха и зрения; интеллекта; опорно-двигательного аппарата; речи; эмоционально-волевой сферы и поведения (расторможенные, гиперактивные, с неврозами и нарушениями навыков) с задержкой и комплексными нарушениями развития.

В ноябре 2016 года мне пришлось побыть в Балашихе на совещании: «Дети с ОВЗ» Выступила зам. Министра образования Клочко Е. Н. Она сказала: — 82% зарегистрировано детей с ОВЗ.

Это конечно страшная картина.

Понятие и классификация:

Попытаемся разобраться, что же это за категория детского населения. Итак, определение «дети с ОВЗ» подразумевает наличие у ребенка временного или постоянного отклонения в физическом или психическом развитии. При этом существует необходимость создания для него специальных условий для обучения и воспитания. В данную группу можно отнести как детей-инвалидов, так и не признанных инвалидами, но при наличии ограничений жизнедеятельности.

Согласно основной классификации дети с ОВЗ разделяются на следующие категории:

  • с нарушением слуха;

  • с дисфункцией речи;

  • с патологией опорно-двигательного аппарата;

  • с проблемами психического развития, отсталостью умственного развития;

  • с поведенческими расстройствами и нарушением общения;

  • дети с сочетанными, сложными нарушениями развития.

Характеристика детей с ОВЗ зависит от многих показателей, из которых определяющим является сам дефект. Ведь именно от него зависит дальнейшая практическая деятельность индивидуума.

Для каждой категории детей с ОВЗ предусмотрены специальные коррекционные схемы обучения. В результате таких программ ребенок может полностью избавиться от своего дефекта или хотя бы сгладить его проявления и развить компенсаторные механизмы адаптации.

Особенностью воспитания детей с ОВЗ является максимально возможная их интеграция в общество. Для этого необходимо обратить внимание на коррекцию их недостатков и оказание помощи в усвоении общеобразовательных программ.

Для этого необходимо обратить внимание на коррекцию их недостатков и оказание помощи в усвоении общеобразовательных программ. В наше время все больше применяется инклюзивное воспитание таких детей в условиях школьной жизни, а также среди ровесников.

Дети, имеющие значительные нарушения, могут быть адаптированы. Однако стоит понимать, что им требуется индивидуальный подход и специальное обучение. Предварительно учитель и психолог проводят беседу с родителями ребенка с ОВЗ. Специалисты уточняют домашние методы воспитания и ухода, особенности характера и заболевания ребенка, на что он реагирует положительно, а на что – отрицательно. Нравственное воспитание детей с ОВЗ дает возможность формировать их духовный мир, что позволяет органично вписаться в общество, умение отвечать за свои поступки. Большое значение в нравственном воспитании детей с ОВЗ отводится ролевым играм, обыгрыванию разных ситуаций. Также не стоит забывать о народных сказках, былинах, причем, нужно не только их читать детям, но и анализировать содержание после прочтения, делать выводы.

Эстетическое воспитание являет собой целенаправленный процесс формирования творчески активной личности, которая способна чувствовать, воспринимать, оценивать прекрасное в жизни и искусстве. Главными методами эстетического воспитания педагоги считают средства искусства – живопись, музыку, театр и прикладное творчество. Изобразительное искусство способствует развитию у детей правильного восприятия цвета, величины, конструкции, формы предметов, их расположения в пространстве. Музыка способствует снятию напряжения у ребенка, корректирует речь, развивает эстетический вкус. Театральная педагогика комплексно воздействует на все сферы психики ребенка достижение им социальной адаптации и материальной независимости. Именно в семье каждый малыш усваивает навыки поведения, представления о себе и окружающем мире. Поэтому очень важно правильное отношение к ребенку и его заболеванию. В первую очередь родители должны установить особый режим дня для ребенка с ОВЗ. Большинство из них страдают разными расстройствами – повышенной возбудимостью или, наоборот, вялостью, высокой утомляемостью, неспособностью концентрироваться на одном действии в течение длительного времени и многими другими отклонениями.

Также широко практикуется кратковременное пребывание детей с ОВЗ в общих школьных образовательных учреждениях. Обычно такой метод используют для адаптации ребенка.

Нравственное воспитание детей с ОВЗ дает возможность формировать их духовный мир, что позволяет органично вписаться в общество. Воспитание нравственности ребенка с ОВЗ включает в себя:

  • воспитание этического сознания и нравственных чувств:

  • различение плохих и хороших поступков;

  • уважительное отношение к близким людям и окружающим;

  • бережное отношение ко всему живому;

  • формирование и воспитания трудолюбия;

  • получение навыков коллективной работы;

  • экологическое воспитание бережное отношение к растениям и животным;

  • воспитание гражданственности:

  • ознакомление с историей и государственными праздниками;

  • любовь к своему городу и стране:

  • умение отвечать за свои поступки:

Большое значение в нравственном воспитании детей с ОВЗ отводится ролевым играм, обыгрыванию разных ситуаций. Также не стоит забывать о народных сказках, былинах, причем, нужно не только их читать детям, но и анализировать содержание после прочтения, делать выводы.

Эстетическое воспитание детей с ОВЗ Особенности воспитания детей с ОВЗ эстетическое воспитание являет собой целенаправленный процесс формирования творчески активной личности, которая способна чувствовать, воспринимать, оценивать прекрасное в жизни и искусстве. Главными методами эстетического воспитания педагоги считают средства искусства – живопись, музыку, театр и прикладное творчество. Изобразительное искусство способствует развитию у детей правильного восприятия цвета, величины, конструкции, формы предметов, их расположения в пространстве. Музыка способствует снятию напряжения у ребенка, развивает эстетический вкус. Театральная педагогика комплексно воздействует на все сферы психики ребенка. Занимаясь прикладным творчеством, ребенок видит результаты своего труда, что повышает его самооценку, позволяет гордиться своими достижениями.

Как будем преодолевать эти особенности? Обратимся к опыту наших великих педагогов. В. А. Сухомлинский говорил: «В практической работе по нравственному воспитанию наш педагогический коллектив сможет формировать общечеловеческие нормы нравственности» В младшем возрасте, когда душа очень податлива к эмоциональным воздействиям, мы раскрываем перед детьми общечеловеческие нормы нравственности, учим их азбуке морали:

Во–первых, придя в школу, ребенок переходит от «житейского» усвоения окружающей действительности, в том числе и морально–нравственных норм, существующих в обществе, к его научному и целенаправленному изучению. Это происходит на уроках чтения, русского языка, и т.д. Значение такого же целенаправленного обучения имеет и оценочная деятельность учителя в процессе уроков, его беседы, внеклассная работа т. п.

Читайте также:  Оценка возраста социального развития ребенка

Во–вторых, в ходе учебной работы школьники включены в реальную коллективную деятельность, где также идет усвоение нравственных норм, регулирующих взаимоотношения учащихся между собой и взаимоотношения учеников с учителем.

И третий фактор: в процессе обсуждения положения в современной школе все чаще звучит тезис о том, что обучение в школе – это, прежде всего, формирование нравственной личности. Учебная деятельность имеет все возможности, позволяющие развивать у учащихся нравственные качества личности в процессе инклюзивного изучения любого предмета.

С этой точки зрения необходимо решать проблему умственного и нравственного развития учащихся в процессе школьного обучения, в единстве, в тесной взаимосвязи одного и другого. С этих позиций учебная деятельность является фактором целостного развития личности ребенка. Формирование нравственности происходит в школе на всех уроках.

Эффективность нравственного воспитания школьников возможна при создании педагогических условий: мотивационной, содержательной, операционной. Проведенные мероприятия дали динамику развития нравственных поступков школьников. Дети станут высоконравственными личностями: вежливыми, внимательными к другим людям, научатся бережно относиться к труду. Не это ли главная цель работы учителя? Совершенствование традиционных форм и использование новых методик и технологий позволит создать в школе воспитательное пространство коррекционной школы, способствующее формированию и коррекции нравственных качеств и нравственного поведения учащихся.

И в заключении хочу сказать как — говорил великий педагог Конфуций: — Когда тебе плохо – прислушайся к природе. Тишина мира успокаивает лучше, чем миллионы ненужных слов»

Источник

Одегова Екатерина
Воспитания ребенка с ограниченными возможностями здоровья

Семья в жизни каждого человека играет очень важную роль. Особенно важно

осознание семьи для ребенка, личность которого еще только формируется. Для него семья — это самые близкие люди, принимающие его таким, какой он есть, независимо от социального статуса, состояния здоровья и индивидуальных особенностей.

Рождение ребенка с отклонениями в развитии является тяжелым жизненным событием в семье.

Дети с ОВЗ отличаются наличием физических и психических отклонений, которые способствуют формированию нарушений общего развития.

Функции семьи, воспитывающей ребенка с ОВЗ

1 Абилитационно-реабилитационная, сущность, которой состоит в восстановлении

психофизического и социального статуса нетипичного ребенка, включении его в социальную среду, в к нормальной жизни и труду в пределах его возможностей.

2 Корригирующая, Она направлена на исправление, ослабление или сглаживание недостатков психофизического развития детей с ограниченными возможностями.

3 Компенсирующая, направленная на замещение, перестройку нарушенных или недосформированных функций организма, на его приспособление к негативным условиям жизнедеятельности и попытку заменить пораженные, вышедшие из строя или непродуктивно работающие структуры относительно сохранными, компенсаторными механизмами.

Отношение семьи к проблеме:

• Конструктивное отношение – это результат эмоциональной адаптации всех членов семьи: они принимают проблему. Критические моменты в таких семьях тоже случаются, тем не менее родители уже успели выбрать позитивные установки по отношению к себе, своему ребенку, что позволяет им формировать у него такие навыки, которые помогут адаптироваться и семье, и ребенку.

• Деструктивное отношение, которое может выражаться в форме игнорирования проблем («Это не мои, а его проблемы – пусть выкарабкивается сам»); жесткого отношения и эмоционального отвержения ребенка.

Изменения в семье происходят на нескольких уровнях:

Психологический уровень (сильный стресс, оказывающий деформирующее воздействие на психику родителей, невозможность обретения новых жизненных ценностей, психологические особенности личности самих родителей (способность принять или не принять больного ребенка).

Социальный уровень (семья ребенка с ОВЗ становится малообщительной, избирательной в контактах. Она сужает круг своих знакомых и ограничивает общение с родственниками в силу особенностей состояния ребенка с отклонением, а также из-за личностных установок самих родителей).

Соматический уровень (переживания, выпавшие на долю матери ребенка с отклонением в развитии, часто превышает уровень переносимых нагрузок, что проявляется в различных соматических заболеваниях, астенических и вегетативных расстройствах).

Особенности поведения родителей

Первая группа родителей – психосоматичные. Для этих родителей

характерно стремление «положить собственное здоровье на алтарь жизни

своего ребенка».

Вторая группа родителей – невротичные. Этому типу родителей свойственна пассивная личностная позиция, которую можно сформулировать следующим образом: «Уж что есть, то и есть. Ничего не переделаешь. Каким ребенок родился, таким и будет!»

Третья группа родителей – авторитарные. К родителям авторитарного можно отнести две категории. Первые, узнав о дефекте ребенка, могут от него отказаться, оставив в роддоме. Вторая категория, представленная преобладающей частью родителей, проявляет другую позицию – стойкое желание найти выход из создавшегося положения как для себя, так и для своего ребенка. «Пусть общество приспосабливается к нам и нашим детям, а не мы к ним» – это высказывание может оказаться девизом многих из таких родителей.

Правил для родителей, воспитывающих особого ребёнка

• Никогда не жалейте ребёнка из-за того, что он не такой, как все.

• Дарите ребёнку свою любовь и внимание, но не забывайте, что есть и другие члены семьи, которые в них тоже нуждаются.

• Организуйте свой быт так, чтобы никто в семье не чувствовал себя «жертвой», отказываясь от своей личной жизни.

• Не ограждайте ребёнка от обязанностей и проблем. Решайте все дела вместе с ним.

• Предоставьте ребёнку самостоятельность в действиях и принятии решений.

• Не бойтесь отказать ребёнку в чём-либо, если считаете его требования чрезмерными.

• Чаще разговаривайте с ребёнком. Помните, что ни телевизор, ни радио не заменят вас.

• Не ограничивайте ребёнка в общении со сверстниками.

• Чаще прибегайте к советам педагогов и психологов.

• Общайтесь с семьями, где есть особые дети. Передавайте свой опыт и перенимайте чужой.

• Не изводите себя упрёками. В том, что у вас больной ребёнок, вы не виноваты.

• Помните, что когда-нибудь ребёнок повзрослеет и ему придётся жить самостоятельно. Готовьте его к будущей жизни, говорите о ней.

Источник

Цель разработки – создание Концепции развития образования детей с инвалидностью и детей с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ), позволяющей использовать результаты современных междисциплинарных исследований как основу для принятия решений.

Концепция определяет пути достижения качественно более высоких результатов в развитии, воспитании, образовании, социализации и профессионализации детей с ОВЗ, развитие социального статуса ребенка, сохранение и развитие социального статуса и жизненной перспективы семьи, его воспитывающей.

Читайте также:  Органическое нарушение в развитии ребенка

Созданная Концепция впервые адресована в равной мере специалистам и родителям – так сможет реализоваться на деле представление о семье ребенка с ОВЗ как о полноправном субъекте образования.

Смысл создаваемой Концепции мы видим в том, чтобы определить точки роста современного образования детей с ОВЗ, выделить и обосновать стратегические направления его развития и ожидаемые результаты.

В концепции решаются задачи:

Определения научно обоснованных ориентиров современного воспитания и эффективного обучения детей с ОВЗ, адресованных каждому уровню образования, начиная с первого года жизни ребенка, включая как инклюзивные, так и специальные условия образования. Представлены ориентиры, основанные на традиционном для отечественной науки понимании единства законов развития детей с ОВЗ и без ОВЗ и учитывающие при этом возможность существенного расхождения паспортного и психологического возраста и наличие особых образовательных потребностей детей.

Научного обоснования необходимости введения нового уровня образования детей с ОВЗ (от рождения до 3 лет), описания ожидаемых результатов ранней помощи для семьи, воспитывающей ребенка с ОВЗ, для него самого, специалистов и общества в целом.

Научного обоснования стратегических направлений развития существующей образовательной системы (на всех действующих уровнях), продуктивного для семьи, ребенка, специалистов, страны в целом.

Разработанная Концепция основывается:

  • На современных представлениях детской, возрастной и специальной психологии о современном детстве, закономерностях развития и обучения ребенка с ОВЗ.
  • На результатах анализа современного состояния и прогнозирования тенденций развития практики образования детей с ОВЗ в странах Западной Европы и России, научных представлениях о социокультурных и экономических детерминантах перехода образовательных систем на качественно новые этапы развития.
  • На современном знании специальной психологии и коррекционной педагогики о максимуме достижений в развитии и обучении разных категорий детей с ОВЗ и необходимых для этого специальных условиях.
  • На современном опыте практической реализации достижений отечественной научной школы специальной психологии и педагогики в обучении и воспитании детей с ОВЗ разных категорий и разных возрастов.
  • На понимании того, что формирование жизненной компетенции на всех уровнях образования является неотъемлемым компонентом содержания как специального, так и инклюзивного образования детей с ОВЗ.
  • На научных представлениях о широком диапазоне вариантов психического развития и в популяции детей с ОВЗ в целом, и в каждой нозологической группе, и соответствующем ему столь же широком диапазоне вариантов образования.
  • На научных представлениях о необходимости выделения и дифференциации вариантов образования в соответствии с типологическими вариантами развития детей каждой нозологической группы для каждого уровня образования (от инклюзивного до специального индивидуализированного). Только это позволяет при разной степени неблагополучия обеспечивать продуктивное обучение в зоне ближайшего развития и требуемый ребенку баланс академической и жизненной компетенции.
  • На анализе опыта разработки Концепции Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО) для обучающихся с ОВЗ, выявлении достижений и рисков, связанных с утерей ряда принципиальных положений при переходе от Концепции к ее реализации, прежде всего рисков недооценки значения компонента жизненной компетенции в содержании образования. На анализе рисков ориентации исключительно на нозологию и паспортный возраст ребенка с ОВЗ, имеющих место в современной практике дошкольного образования детей с ОВЗ.
  • На представлениях о необходимости преемственности всех уровней образовательной системы с учетом выделенных ориентиров и ожидаемых достижений.

Представим основные направления развития образования детей с ОВЗ как целостной современной и динамично развивающейся системы.

Основные положения Концепции

Ключевая точка роста всей образовательной системы – это создание ее нового фундамента – системы ранней (с первых месяцев жизни) помощи детям с ОВЗ и детям группы риска. Это стратегическое и ключевое направление развития образовательной системы в целом, поскольку развертывание ранней помощи в образовании детям от рождения до 3 лет позволит принципиально изменить стартовые возможности и детей группы риска, и детей с ОВЗ на всех последующих этапах образования. Ранняя помощь, как показали исследования, позволяет увеличить число детей, способных полноценно осваивать образование в условиях инклюзии и сократить количество детей с ОВЗ, нуждающихся в индивидуализированной, специальной и максимально развернутой помощи.

Необходима разработка и внедрение психолого-педагогической типологии детей с ОВЗ для каждой нозологической группы и каждого возрастного этапа развития. Выделение вариантов развития детей позволит обеспечить качественную дифференциацию вариантов образования и тем самым максимально возможную эффективность образовательной системы. Выделение психолого-педагогической типологии детей с ОВЗ необходимо для организации продуктивного межведомственного взаимодействия, обозначая сферу ответственности, профессиональные задачи и инструменты. Попытки использовать в системе образования типологию детей с ОВЗ, принятую в других ведомствах для решения других задач, приводят к снижению качества образования и социализации ребенка с ОВЗ, поскольку в этом случае игнорируются вторичные по своей природе нарушения развития, которые именно в образовании требуется корригировать и предупреждать.

Принципиальную роль в развитии образования детей с ОВЗ играет дальнейшая разработка понятия «особые образовательные потребности» применительно к каждой нозологической группе, каждому типологическому варианту и возрастному этапу развития, что необходимо для качественной дифференциации вариантов самого образования. Необходимо признать, что особые образовательные потребности должны определяться не для нозологических групп в целом, а для типологических вариантов развития детей каждой нозологической группы и каждого уровня образования. Только в этом случае они, действительно, смогут ориентировать специалистов и смогут стать основой качественной и эффективной дифференциации образовательных маршрутов и самих вариантов образования.

Требуется разработка категории «особые образовательные потребности» в отношении детей с приобретенными ограничениями здоровья, переходящих из категории здоровых в категорию детей с ОВЗ, и нуждающихся в особой психолого-педагогической помощи.

Требуется перейти от декларируемого признания родителей детей с ОВЗ субъектами образования к пониманию и описанию их особых образовательных потребностей, т.е. к более точному определению их роли в образовании на каждом уровне. Необходимо разработать технологичное научно-методическое и информационное обеспечение семьи как полноправного участника образовательного процесса. Требуется определение и описание ее взаимодействия с другими участниками процесса и при этом ясное разграничение сфер ответственности и компетенций профессионалов и близких ребенка с ОВЗ.

Требуется разработка категории «особые образовательные потребности» в отношении семьи ребенка с внезапно приобретенными ограничениями здоровья, и потому нуждающейся в специальной психолого-педагогической помощи.

Неотъемлемым и наиболее специфичным компонентом качественного образования детей с ОВЗ является целенаправленное формирование их жизненной компетенции – способности применять осваиваемые знания и умения для решения жизненно важных личных и социальных задач во взаимодействии и в коммуникации с окружающими людьми. Требуется, наконец, перейти от декларации значения формирования жизненной компетенции детей с ОВЗ к действительной разработке процесса ее формирования на всех уровнях образования для каждой нозологической группы каждого типологического варианта развития. Требуется определение содержания и методов формирования жизненной компетенции, разработки способов оценки достижений ребенка с ОВЗ в этой области, принципиально отличающихся от способов оценки его академических достижений.

Читайте также:  Гены интеллектуального развития ребенка

Требуется признать, что ребенок с ОВЗ растет, воспитывается, образовывается в цифровом мире, и в большей мере, чем его здоровые сверстники, нуждается в помощи во вхождении в этот мир, освоении его инструментов и технологий, в том числе – «ассистирующих», и также в большей мере, чем другие дети, нуждается в обеспечении информационной безопасности. Требуется формировать и укоренять в сознании специалистов и семьи ребенка с ОВЗ убеждение в том, что защита от угрозы «ухода» ребенка в сеть Интернет заключается не в запретах использования «гаджетов», а в организации жизни, впечатлений ребенка, способных полноценно конкурировать с впечатлениями и жизнью в сети.

Требуется укрепить представление специалистов и близких ребенка с ОВЗ о значимости и ценности поддержания его эмоциональной стабильности в системе образования на всех уровнях. Эмоциональная стабильность ребенка с ОВЗ является гарантией предупреждения его агрессии в отношении окружения. Необходимость обеспечивать и контролировать эмоциональную стабильность ребенка с ОВЗ в образовании должна осмысливаться специалистами как важнейшая профессиональная задача, для решения которой требуется взаимодействие педагога и психолога.

Какие исследования и разработки нужны для реализации Концепции в ближайшее десятилетие:

  • Исследования современной популяции детей с ОВЗ, включая новые группы.
  • Исследования современной семьи ребенка с ОВЗ.
  • Разработка современной психолого-педагогической типологии детей с ОВЗ всех возрастов (варианты психического развития в каждой нозологической группе для каждого возраста).
  • Разработка современного психолого-педагогического инструментария оценки вариантов психического развития в каждой нозологической группе для каждого возраста.
  • Уточнение понятия «особые образовательные потребности» детей для каждой нозологической группы и каждого уровня образования с учетом всего спектра вариантов психического развития детей.
  • Разработка понятия «особые образовательные потребности семьи ребенка с ОВЗ» на основе осмысления результатов современных комплексных научных исследований.
  • Переосмысление содержания образования в аспекте соотношения задач формирования академической и жизненной компетенции при разных вариантах психического развития детей одной и той же нозологической группы.
  • Анализ и разработка недостающего инструментального обеспечения всех видов и этапов практической профессиональной деятельности дефектолога на разных уровнях образования в отношении детей разных нозологических групп и вариантов психического развития внутри каждой из них.
  • Разработка единой открытой сетевой информационной платформы для презентации верифицированных методов помощи детям с ОВЗ и их семьям, включая описание их назначения, целевой группы, возможностей и ограничений, ожидаемых эффектов правильного применения и рисков в случае некорректного использования.

Что должно измениться в подготовке специалистов для реализации Концепции?

Подготовка современных специалистов для развивающейся системы образования детей с ОВЗ должна основываться на:

  • достижениях отечественной научной школы специальной психологии и коррекционной педагогики, основанной на идеях Л.С. Выготского, пока недостаточно представленной и недостаточно реализованной в действующей системе непрерывного образования;
  • научных представлениях и данных о современной популяции детей с ОВЗ, с инвалидностью, детей группы риска, начиная с младенческого возраста;
  • научных представлениях о содержании, этапах, вариантах практической профессиональной деятельности современного дефектолога в развивающейся образовательной системе применительно к усложняющемуся составу группы детей с ОВЗ, начиная с младенческого возраста;
  • основных положениях Концепции развития системы образования детей с ОВЗ, для которой готовятся кадры будущих специалистов;
  • научных представлениях о необходимости разработки применения электронных инструментов надежного и контролируемого формирования собственно профессиональных компетенций дефектологов, создания виртуальных лабораторий студента, где он может получать и накапливать опыт решения профессиональных задач на специально подобранных детских случаях в интерактивном взаимодействии с компетентными специалистами.

Что должна содержать Концепция развития системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов:

  • Научно обоснованные целевые ориентиры в развитии профессионального образования специалистов, работающих с детьми с ОВЗ на разных уровнях образования.
  • Обоснование смены оснований для дифференциации специальностей и специализаций дефектолога.
  • Обоснование необходимости перехода (возврата) к специалитету в подготовке дефектологов.
  • Определение содержания и объема базовых представлений, выработанных отечественной научной школой культурно-исторической дефектологии, развивающей идеи Л.С. Выготского, и обязательных для освоения дефектологами всех специальностей и специализаций.
  • Описание в общем виде основных задач, этапов, содержания, методов практической профессиональной деятельности дефектологов разного профиля в современной развивающейся образовательной системе и точное соотнесение содержания высшего образования с будущей практикой.
  • Современное научное представление о базовых профессиональных компетенциях дефектолога каждого профиля для каждого вида и этапа практической профессиональной деятельности на каждом уровне образования.
  • Установку на целенаправленное и контролируемое формирования в ВУЗе профессионального мышления дефектолога, обеспечивающего способность компетентно решать не только традиционные, но и новые сложные задачи в отношении постоянно усложняющегося контингента детей с ОВЗ.
  • Современные научные представления о роли и месте специальных электронных инструментов профессиональной подготовки дефектологов, позволяющих планомерно и контролируемо формировать профессиональное мышление и практические умения на специально подобранных множествах детских случаев.
  • Представление о современных интерактивных инструментах объективированной оценки сформированности базовых профессиональных умений и навыков будущего дефектолога в ходе моделируемой профессиональной деятельности на специально подобранном множестве детских случаев.
  • Представление о структуре и функциях современной единой сетевой образовательной платформы для подготовки специалистов к работе с детьми с ОВЗ.

Итак, разработанная Концепция включает целевые ориентиры и стратегические направления развития образования детей с ОВЗ на всех его уровнях на ближайшее десятилетие.

Концепция представляет развитие жизненной компетенции, социальной состоятельности ребенка с ОВЗ как одну из основных задач его образования на всех уровнях, без решения которой просто невозможно его полноценное развитие и интеграция в социум. Концепция делает ясной перспективу и задачи современных научных исследований в области специальной психологии и коррекционной педагогики для будущего поступательного развития отечественной образовательной системы.

Концепция задает научно обоснованные ориентиры в развитии системы подготовки кадров – специальных психологов и педагогов, специалистов инклюзивного образования, социальных работников, требующихся для интенсивно развивающейся системы современного образования детей с ОВЗ.

Источник