Двигательная сфера ребенка в 5 лет

Двигательная сфера ребенка в 5 лет thumbnail

ОСОБЕННОСТИ ДВИГАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ДЕТЕЙ 5 – 7 ЛЕТ

Старшие дошкольники быстро растут. Именно в это период происходит ростовой скачок, зримо увеличивается длина конечностей, изменяются в пропорции тела. Поэтому необходимо постоянный контроль позы и осанки детей, использование общеразвивающих физических упражнений, укрепляющих мышечную систему, а также специальные мера для предупреждения развития плоскостопия и функциональных отклонений осанки.

Движения детей старшего дошкольного возраста становятся всё более осознанными и носят преднамеренный характер. У них развивается способность понимать задачу, поставленную педагогом, самостоятельно выполнять указания педагога, определяющие заданный способ. Дети обращают внимание на особенности разучиваемых упражнений, пытаются выяснить, почему следует проделывать их так, а не иначе. Во время объяснения у ребёнка возникает мысленное представление о движении, его направлении, последовательности составных частей. Дети учатся постоянно планировать свои практические и игровые действия, стремясь к их результативности.

Двигательная деятельность детей становится всё более интенсивной. Дети уже достаточно хорошо владеют основными движениями, им знакомы различные гимнастические упражнения, подвижные игры, начинается формирование разнообразных способов выполнения многих видов спортивных упражнений. Усиливаются проявления самостоятельности, возникают творческие поиски новых способов действий. Начинают создаваться небольшие группировки по интересам к тому или иному виду упражнений.

В двигательной деятельности большое внимание следует уделять развитию движений и физических качеств детей. Целесообразно рационально организовать двигательный режим, разнообразить двигательную деятельность детей в течение дня. Педагогу важно поддержать попытки ребёнка в правильной организации собственной деятельности, учить элементам разминки и релаксации с помощью специальных атрибутов.

В двигательной деятельности у детей складываются более сложные формы общения со взрослыми и между собой. У них развивается чувство уважения к старшим, стремление подражать им. У некоторых детей появляется желание помочь другому, научить его. При этом существенное значение имеет направленность на достижение коллективного результата в движении, игре. Однако в этом возрасте нередко поведение детей обусловливает возникающие мотивы соперничества, соревнования.

Оценка ребёнком движений, как своих, так и товарищей, приобретает более развёрнутый и обоснованный характер, что обусловливает большую её объективность. Стремясь к правильной оценке, дети начинают понимать связь между способом движения и полученным результатом. Они начинают упражняться в движениях по своей инициативе, многократно повторять их без напоминания педагога, пытаясь освоить то, что не получается. При этом они довольно настойчиво преодолевают трудности.

Старший дошкольный возраст – начало активного социального развития. В этот период начинает складываться личность с её основными компонентами. Взрослым необходимо учитывать и поддерживать проявления индивидуальности в ребёнке. Важно развивать у ребёнка представления о собственных возможностях и силах, учить познавать себя, используя самонаблюдение. Важно, чтобы каждый ребёнок чувствовал себя принятым в обществе, это даёт ему необходимое для полноценного личностного развития ощущения уверенности и защищённости. Необходимо поддерживать в детях ощущение своего взросления, вселять уверенность в своих силах. Поэтому, взаимодействуя с детьми, педагогу целесообразно придерживаться следующих правил: 1) подходить к каждому ребёнку с «оптимистической гипотезой», верить в его успех, всегда поддерживать положительные действия и намерения; 2) развивать в детях чувство самоуважения, потребность в совершении социально одобряемых, справедливых действий и поступков; 30 признавать право каждого ребёнка на проявление творчества, поддерживать и поощрять самостоятельность и инициативу, чаще ставить детей перед необходимостью самостоятельно сделать выбор решения; 4) обеспечивать нарастание стремления детей к освоению новых умений, способов деятельности.

Старший дошкольный возраст – это важный возраст для развития детской самостоятельности. В двигательной деятельности целесообразно соблюдать ряд требований, способствующих её развитию:

  • создавать разнообразные условия и ситуации, побуждающие детей к активному применению знаний, умений, способов деятельности в личном опыте;
  • постепенно выдвигать перед детьми более сложные задачи, требующие сообразительности, творчества, поиска новых подходов, поощрять детскую инициативу;
  • тренировать волю детей, поддерживать желание преодолевать трудности, доводить начатое дело до конца;
  • поддерживать у детей чувство гордости и радости от успешных самостоятельных действий, подчёркивать рост возможностей и достижений каждого ребёнка, побуждать к проявлению инициативы и творчества;
  • содействовать освоению умений детей поставить цель (или принять её от взрослого), обдумать путь и средства её достижения, осуществить свой замысел и оценить полученный результат с позиции цели;
  • широко использовать ситуацию выбора, что создаёт почву для самовыражения каждого ребёнка.

В образовательной программе дошкольного образования «Детство» обозначен ряд задач образовательной деятельности по физическому развитию детей старшего дошкольного возраста, которые целесообразно решать каждому педагогу в практике собственной деятельности.

Задачи образовательной деятельности с детьми 5 – 6 лет

  • Развивать умения осознанного, активного, с должным мышечным напряжением выполнения всех видов упражнений (основных движений, общеразвивающих и спортивных упражнений).
  • Развивать умение анализировать (контролировать и оценивать) свои движения и движения товарищей.
  • Формировать первоначальные представления и умения в спортивных играх и упражнениях.
  • Развивать творчество в двигательной деятельности.
  • Воспитывать у детей стремление самостоятельно организовывать и проводить подвижные игры и упражнения со сверстниками и малышами.
  • Развивать физические качества: координацию, гибкость, общую выносливость, быстроту реакции, скорость одиночных движений, максимальную частоту движений, силу.

Задачи образовательной деятельности с детьми 6 – 7 лет

  • Развивать умение точно, энергично и выразительно выполнять физические упражнения, осуществлять самоконтроль, самооценку, контроль и оценку движений других детей, выполнять элементарное планирование двигательной деятельности.
  • Развивать и закреплять двигательные умения и знания правил в спортивных играх и спортивных упражнениях.
  • Закреплять умение самостоятельно организовывать подвижные игры и упражнения со сверстниками и малышами.
  • Развивать творчество и инициативу, добиваясь выразительного и вариативного выполнения движений.
  • Развивать физические качества: (силу, гибкость, выносливость), особенно ведущие в этом возрасте быстроту и ловкость, а также координацию движений.
  • Формировать осознанную потребность в двигательной активности и физическом совершенствовании.
  • Формировать представления о некоторых видах спорта, развивать интерес к физической культуре и спорту.

Программа определяет основные методы взаимодействия с детьми:

  • привлечение внимания ребенка к физическим упражнениям как к особому объекту познания: педагог использует показ в сочетании с объяснением, частичный показ движений, показ некоторых упражнений ребёнком, указания, анализ, оценку движений ребёнка, побуждает к оценке движений товарища и элементарной самооценке;
  • рассматривание физкультурных пособий, выделение их свойств и выполнение движений с ними в соответствии с этими свойствами;
  • использование специальных подводящих упражнений, создающих мышечное ощущение правильного выполнения элемента техники основного движения, спортивного упражнения;
  • развитие физических качеств с помощью равномерного, посменного, игрового, соревновательного методов.

Литература

М. С. Анисимова «Двигательная деятельность детей 5 – 7 лет»

Источник

Мария Орел
Особенности физического развития детей 5,5–6,5 лет

У детей 5-6 лет совершенствуются двигательные умения и навыки. Развивается культура движений и телесная рефлексия. Развиваются психофизические качества: быстрота, сила, выносливость, гибкость. Формируется умение осознанно и творчески выполнять движения. У детей закрепляется умение легко ходить и бегать, энергично отталкиваться от опоры. Они учатся бегать наперегонки, с преодолением препятствий. Учатся лазать по гимнастической стенке, меняя темп. Учатся прыгать в длину, в высоту с разбега, правильно разбегаться, правильно отталкиваться и приземляться в зависимости от вида прыжка, прыгать на мягкое покрытие через длинную скакалку, сохранять равновесие при приземлении. Учатся сочетать замах с броском при метании, подбрасывать и ловить мяч одной рукой, отбивать его правой и левой рукой на месте и вести в ходьбе. Всесторонне развивается личность ребенка, формируются физические, умственные, нравственные, эстетические, духовные качества.

К концу года дети 5-6 лет мог

ут:[/b]

1. Ходить и бегать легко и ритмично, сохранять правильную осанку, направление и темп.

2. Лазать по гимнастической стене, с изменением темпа.

Читайте также:  Температура при запоре у ребенка 5 лет

3. Прыгать в длину с места, с разбега, не менее 100 см., прыгать через скакалку.

4. Метать предметы правой и левой рукой на расстоянии 5-9м., в вертикальную и горизонтальную цель с расстояния 3-4 м., бросать мяч верх, о землю и ловить его одной рукой, отбивать мяч о землю не менее 10 раз, владеть школой мяча.

5. Выполнять упражнения на статическое и динамическое равновесие.

6. Перестраиваться в колонну по трое, четверо; равняться, размыкаться в колонне, в шеренге; выполнять повороты на право, налево, кругом.

7. Продолжать развивать творчество в двигательной деятельности, формировать умение варьировать упражнения и игры, придумывать и выполнять имитационные и не имитационные упражнения, демонстрируя красоту и грациозность, выразительность и пластичность движений.

Физическое развитие детей 6 – 7 лет:

У детей 6-7 лет формируется потребность в ежедневной двигательной деятельность. Совершенствуется техника основных видов движений, появляется естественность, легкость, точность, выразительность их выполнения. Закрепляется умение соблюдать заданный темп при ходьбе и беге. Дети учатся сочетать разбег с отталкиванием в прыжках на мягкое покрытие, в длину и высоту с разбега. Учатся перелазать с пролета на пролет гимнастической стенки по диагонали. Учатся перестраиваться на месте и во время движения, равняться в колонне, шеренге, кругу; выполнять упражнения ритмично, в указанном темпе. Также у детей развиваются психофизические качества: сила, быстрота, выносливость, гибкость. Дети продолжают упражняться в статистическом и динамическом равновесии, развивают координацию движений и ориентировку в пространстве. Закрепляют навыки спортивных упражнений. Учатся самостоятельно следить за состоянием физкультурного инвентаря, спортивной формы, активно участвуют в уходе за ними. Продолжают учиться самостоятельно организовывать подвижные игры, придумывать собственные игры, варианты игр, комбинировать движения.

К концу года дети 6-7 лет мог

ут:[/b]

1. Выполнять правильно все основные виды движений.

2. Прыгать в длину с места не менее 100см., с разбега 10см., в высоту 50см., прыгать через короткую и длинную скакалку.

3. Перебрасывать набивные мячи, бросать предметы в цель из разных исходных положений, попадать в вертикальную и горизонтальную цель с 4-5 м., метать предметы правой и левой рукой на 5-12 м., владеть школой мяча.

4. Выполнять физические упражнения из разных исходных положений четко, ритмично, в заданном темпе.

5. Сохранять правильную осанку.

6. Проявлять дисциплинированность, выдержку, самостоятельность и творчество в двигательной деятельности, демонстрировать красоту, грациозность, выразительность движений.

Совет родителям:

Родители должны поддерживать интерес детей к различным видам спорта, сообщать им некоторые сведения о событиях спортивной жизни страны.

Источник

Особенности психофизического развития детей 5-го года жизни

Это возраст дальнейшего развития  способностей. Ребёнок занявшись чем-то интересным, меньше отвлекается от своего занятия, чем раньше. Его игры становятся более длительными и сложными.
Ребенок учится действовать последовательно, подчиняется правилам: не только тем, которые диктуем ему мы, но и тем, которые он сам вырабатывает для себя.

Он уже лучше запоминает, пытается рассуждать. Эти рассуждения еще очень наивны и нередко вызывают у нас улыбку. Ребенок стремится понять взаимосвязь событий, догадаться о причинах того, что происходит вокруг него.

Он уже способен оценивать свойства вещей, сравнивая их друг с другом, замечать сходства и различия между ними.
К 5 годам у детей возрастает потребность в общении, особенно со сверстниками, осознании своего положения среди них. Лучше ориентируется в человеческих отношениях: способен заметить эмоциональное состояние близкого взрослого, проявить внимание, сочувствие.

Гордость за собственные достижения, стремление продемонстрировать свои умения перед сверстниками особенно важны для ребенка в среднем возрасте, так как у него формируется потребность в уважении.

На 5-году складываются представления, как надо вести себя, поэтому они обращаются к сверстникам: «надо делиться», «нельзя обижать другого». Свобода поведения выражается в стремлении совершать независимые поступки, выбирать ту или иною деятельность (игру), детей, с кем играть.

А теперь я хочу остановиться на наиболее информативном и сложном показателе развития – это умственное развитие. В широком смысле слова под умственным развитием понимается развитие основных познавательных процессов: восприятия, памяти, внимания. Какие же изменения происходят.

Значительное развитие получает изобразительная деятельность. Рисунок становится предметным и детализированным. Графическое изображение человека характеризуется наличием туловища, глаз, рта, носа, волос, иногда одежды и ее деталей. Совершенствуется техническая сторона изобразительной деятельности. Дети могут рисовать основные фигуры, вырезать ножницами, наклеивать изображения

Усложняется конструирование. Постройки могут включать 5-6 деталей. Формируются навыки конструирования по собственному замыслу, а также планирование последовательности действий.

Двигательная сфера ребенка. Характеризуется позитивными изменениями мелкой и крупной моторики. Развиваются ловкость, координация движений. Дети в этом возрасте лучше, чем младшие дошкольники,

удерживают равновесие, перешагивают через небольшие преграды. Усложняются игры с мячом.

К концу среднего дошкольного возраста восприятие становится более развитым. Дети оказываются способными назвать форму, на которую похож тот или иной предмет. Они могут вычленять в сложных объектах простые формы и из простых форм воссоздавать сложные объекты. Дети способны упорядочить группы предметов по сенсорному признаку — величине, цвету; выделить такие параметры, как высота, длина и ширина. Совершенствуется ориентация в пространстве. Возрастает объем памяти. Дети запоминают 7-8 названий предметов. Начинает складываться произвольное запоминание: дети способны принять задачу на запоминание, помнят поручения взрослых, могут выучить небольшое стихотворение и т. д.

В среднем дошкольном возрасте улучшается произношение звуков и дикция. Речь становися предметом активности детей. Они удачно ими тируют голоса животных, интонационно выделяют речь тех или иных пер сонажей. Интерес вызывают ритмическая структура речи, рифмы. Развива ется грамматическая сторона речи. Дети занимаются словотворчеством на основе грамматических правил. Речь детей при взаимодействии друг с дру гом носит ситуативный характер, а при общении со взрослым становится внеситуативной.

Восприятие

Ребенок в этом возрасте не только хорошо владеет представлениями об основных цветах спектра, но и имеет представление об оттенках.

Может сопоставить по величине 7-10 предметов одинаковой формы.

Может назвать различия двух фигур разной формы.

Может разделить спектральную сложную фигуру на несколько простых.

Мышление

Ребенок может по предложенной схеме сделать несложную постройку (из кубиков).

Узнают предметы на схематических изображениях. Ребенок может найти выход из простого лабиринта (2-3 перегородки). Классифицирует, обобщает простые слова, может выделить главные признаки.

Воображение

Ребенок может дорисовать начальное изображение, дополнить его деталями.

Может сочинить самостоятельно небольшую сказку или историю на заданную тему.

Внимание

Ребенок может заниматься привлекательной для него деятельностью в течении 15-20 минут.

Ребенок может действовать в соответствии с правилами: отбирать нужные картинки, заштриховать необходимые фигуры.

К 5-годам можно предложить следующую игру на внимание: на листе бумаги в случайном порядке изображены ряды квадратов, кругов и треугольников. Предложить закрасить один вид геометрических фигур, например треугольник.

Память

Ребенок может запомнить по просьбе взрослого 5 названий предметов. Ребенок запоминает поручения взрослого (2-3 последовательных действия).

Что нужно, чтобы ребенок рос любознательным, умным, сообразительным? Чтобы все его возможности могли реализоваться, способности раскрыться?

Наш совет: постарайтесь прислушаться к ребенку, понять и учитывать особенности данного возраста, оценить его собственные индивидуальные возможности.

Источник

РАЗВИТИЕ   МЕЛКОЙ МОТОРИКИ

Двуручные игры и   упражнения. Их цель: синхронизировать   работу обоих полушарий головного мозга, улучшить зрительно-моторную   координацию. В результате увеличивается зрительное поле ребенка,   активизируются творческие способности, повышается внимание.

«Ладушки». Эта игра одной из первых появляется в опыте   любого ребенка. Если он с ней не   знаком научите его играть   сначала в классическом варианте, но не только руками, но и лежа ногами.

«Рисование двумя руками». Взрослый берет в обе руки и дает ребенку   мелки/карандаши/ фломастеры/кисточки и рисует синхронно двумя руками,   ребенок повторяет за ним от самого простого – кружки, солнышко, тучки,   капельки дождя, домик, дерево, траву, забор, животных из геометрических   фигур. Также можно раскрашивать двумя руками любые раскраски, барельефы,   шишки, кубики и т.п. Поверхность и формат для рисования любой: старые обои,   А3, А4, доска, мольберт и т.п. Чем меньше ребенок, чем больше отставание в   развитии графических навыков, тем крупнее должны быть детали раскраски и   больше формат бумаги.

«Сортировка двумя руками». Выкладывание бус, фишек, монет, фасоли, пуговиц,   мозаика и складывание игрушек в коробку двумя руками. Если ребенку тяжело   синхронно сортировать, пусть сортирует по очереди: «Пусть правая ручка пока   отдохнет, а потрудится левая».

«Пальчиковые игры». Очень популярны среди мам и малышей музыкальные   пальчиковые игры Железновых. Вот названия некоторых из них: «Я хочу построить   дом», «Есть в лесу из бревен дом», «Паучок», «Десять мышек», «Часы», «Веселая   мышка», «Мальчик-с-пальчик», «У кошечки нашей есть десять котят» и др. Полезно   также «ходить» пальчиками, постукивать, катать шарики каждым пальчиком по   очереди, имитировать игру на фортепииано.

«Бусы» нанизывание специальных или самодельных крупных бусин   на шнурок или толстую нитку.

«Шнуровки» Великое множество деревянных, картонных, мягких игрушек   с дырочками, в которые необходимо просунуть шнурок.

«Сухая песочница»/«Сенсорная коробка». Любую большую емкость,   не очень глубокую, (подойдут таз, контейнер, коробка из под обуви) заполните   на 1/3 крупой (манка/ рис/пшено/их смесь), затем спрячьте мелкие   игрушки/ракушки/камушки/фишки/пуговицы и попросите ребенка их отыскать.   Кто-то из детей будет с удовольствием искать и прятать игрушки, кому-то   понравится пересыпание крупы из одной емкости в другую.

Упоминавшиеся ранее пуговицы, мозаика, фасоль, а   также пазлы, игры с влажным с песком, тестом и т.п.

Аппликации из разрезанных или порванных кусочков   цветной бумаги, из скатанных в шарики кусочков бумажных салфеток. Учите   правильно рвать бумагу пальцами.

Глина и пластилин. Лепка фигурок.   Облепить пластилином пустую бутылочку   из-под детского сока пластилином, чтобы получилась вазочка. Пластилиновые   картины – размазывать пластилин по готовому образцу на плотной бумаге.

Вырезание. Самое главное, чтобы ребенку хотелось   резать. Возможно, сначала он будет держать ножницы двумя руками сразу. Не торопите,   найдите самые легкие ножницы.

 

ОБЩИЙ ДВИГАТЕЛЬНЫЙ   РЕПЕРТУАР

Растяжки — система спец. упр. на   растягивание, основанных на естественном движении. В комплекс включены упр.,   направленные на оптимизацию и стабилизацию общего тонуса тела. При их   выполнении в мышцах должно быть ощущение мягкого растяжения. Выполнение   растяжек способствует преодолению разного рода мышечных дистоний, зажимов и   патологических ригидных телесных установок; оптимизации мышечного тонуса и   повышению уровня психической активности. Растяжки выполняются медленно.

«Струночка». Ребенок лежит на полу   (вытянувшись струночкой, руки вместе над головой, ноги вместе),   расслабившись. Один взрослый берет ребенка за руки, другой за ноги. По   команде они одновременно, очень медленно и осторожно начинают растягивать   ребенка в противоположные стороны.

Заканчивают растягивать тоже   одновременно, постепенно возвращая ребенка в исходное положение. Подается   команда расслабиться. Обязательно обратите внимание на то, чтобы в этой   «растяжке», равно как и во всех последующих, соблюдалось непременное условие:   напряжение и расслабление должны занимать равные промежутки времени.

Будьте внимательны и осторожны,   действуйте с партнером синхронно. Не берите ребенка за запястья и лодыжки. Не   сжимайте сильно руки. Следите за тем, чтобы ребенок во время упражнения не   напрягался. Если напряжение возникает   и сохраняется – не растягивайте дальше.

«Дотянись». Ребенок лежит на животе.   Взрослый, сидя перед ним держит предмет, а ребенок тянется к нему сначала   левой рукой, а потом правой. Затем взрослый, сидя у его ног, просит   дотянуться до предмета ногами – сначала левой ногой, а потом правой.

«Марионетка». Это упражнение взрослый   выполняет сам ребенку, как при массаже. По мере опыта и взросления, ребенок   научится делать его сам. Все вращения суставов выполняются по кругу вовнутрь,   потом наружу – по 8 раз:

1) взрослый вращает кисти ребенка (одна рука держит руку ребенка выше кисти, вторая – саму   кисть);

2) локтевые суставы (одна рука держит повыше локтя, чтобы не вращалось   плечо, вторая – ниже локтя);

3) плечевые суставы (имитация движения рук пловца кролем вперед, потом   назад, руки ребенка выпрямлены);

4) стопы (одна рука держит ногу за лодыжку, вторая – стопу);

5) коленные суставы (одна рука держит ногу повыше колена, чтобы не   вращалось бедро, вторая – ниже колена);

6) тазобедренные суставы (одна рука держит колено, вторая – лодыжку, чтобы вся нога при   вращении находилась в одной плоскости).

Амплитуда и радиус движения в силу различной эластичности тканей у   всех детей разные. Поэтому делайте все движения аккуратно и мягко. Если   чувствуете сопротивление мышц ребенка, попросите его расслабиться, отвлеките   и тогда уже приступайте к дальнейшим вращениям.

«Бревнышко».   Ребенок должен покататься по полу, как «бревнышко» («колбаска»,   «рулетик» и т.п.):

1)       С прямыми руками и ногами, руки   прижаты к бокам («по стойке смирно»);

2)       С вытянутыми прямыми ногами и руками   над головой.

«Качалочка». Сесть   на пол, обхватить колени руками. Качаться на спине, прокатываясь всеми   позвонками по полу. В этом упражнении до 5-6 лет, как правило, у ребенка   проблемы с удержанием головы. Тогда ведущий (мама, папа) помогает ему, кладя   свою руку ему под голову (на уровне сочленения шеи и затылка).

«Корзиночка» Ребенок ложится на   живот, руками обхватывает сзади лодыжки ног, согнутых в коленях. Взрослый   помогает своими руками удерживать обхват ног и аккуратно раскачивает ребенка   вперед-назад. Ребенок при этом находится   в положении лежа на животе, голова, плечи, руки и ноги собраны в «корзинку»,   позвоночник прогибается.

«Расстяжки с мячом». Ребенок держит небольшой   мяч над головой и делает круговые движения вверху. Ребенок стоя и/или сидя   катает мяч по своему телу сверху вниз и снизу вверх. Наклоны в бок и прямо с   вытянутыми руками, в которых находится мяч.

«Расстяжки с обручем». Опускать обруч небольшого   диаметра сверху вниз и поднимать его вверх. Ребенок при этом находится в   центре обруча. Взрослый и ребенок держат обруч друг напротив друга и делают   наклоны в стороны.

Ползание

«Партизан на   животе». Ползание на животе. Ребенок ложится на живот   и ползет по-пластунски так, как сможет. Взрослый следит за правильностью   выполнения упражнения, фиксирует внимание на проблемных зонах ребенка и   помогает ему. Если ребенок при ползании игнорирует ноги, то ему надо ползать   без рук. Если игнорирует левую или правую ногу/руку, взрослый помогает   сгибать нужную руку/ногу ребенку, удерживая противоположную от движения.   Способы ползания на животе:   1)   отталкиваясь руками и ногами, подняты только плечи и голова, остальные части   тела прижаты к полу; 2) только при помощи рук, отталкиваясь сразу обеими   руками; 3) только при помощи рук,   отталкиваясь каждой рукой попеременно; 4) только при помощи ног (руки лежат   на спине).

«Партизан на спине -1». Ребенок ложится на спину, кладет сцепленные в   замочек руки на живот, а ноги сгибает в коленях. Он доложен доползти до цели,   отталкиваясь одновременно двумя ногами. При этом следите, чтобы при   передвижении ребенок бережно и мягко опускал на пол копчик, голову и плечи.

«Партизан на спине-2». Упражнение выполняется   так же, как предыдущее, но отталкиваться надо поочередно – то левой ногой, то   правой.

«Гусеница». Сидя на полу с вытянутыми   ногами и опираясь на руки, ребенок передвигается вперед, а потом назад, то   сгибая ноги в коленях, то выпрямляя.

«Кошка». Ребенок передвигается на   четвереньках вперед и назад (пятится   задом).

«Паучок». Ребенок сидит на полу с   согнутыми коленями и опершись на выставленные сзади руки. Из этого положения   он приподнимает ягодицы, опираясь на руки и ноги, перемещается вперед, а   потом – назад.

Игры для укрепления рук

«Забивание «гвоздей»» кто-то с трех лет   забивает настоящие гвоздив   пенопласт и землю под присмотром взрослого, кто-то использует специальные   детские игры-«молотки», конструкторы (пробковая доска, к которой   прибиваются-пришпиливаются геометрические фигурки).

«Тачка»/Хождение на   руках. Ребенок   стоит на четвереньках. Из этого положения взрослый аккуратно поднимает и   распрямляет его ноги. Удерживает ребенка за голени или бедра (за суставы не   держите), а малыш передвигается на руках до какой-либо желанной цели.

«Вис на перекладине». Дома или на площадке   подвесьте ребенка за руки на перекладине. Большие пальцы рук обхватывают   перекладину кольцом. Обязательно страхуйте ребенка от падения, если высота   планки выше его возможности дотянуться до нее самому. Если у ребенка очень   снижен тонус рук, то лучше начинать упражняться после сеансов массажа. Не   ждите, что ребенок будет висеть сразу 10-20 с, начинайте с 1-2 с.

«Перетягивание обруча или   каната».   В этом случае главное условие для взрослых – соизмерять свои силы с силами   ребенка. Чтобы при резком разжатии рук   ребенка сильно не отбросило в сторону.

Игры на меткость и   ловкость рук

«Кольца». Набрасывание пластиковых   колец на вертикульную палку. Начинать с расстояния 50 см.

«Городки». В настоящие городки с палкой играть в   квартире не получится. А вот вместо палки подойдет мягкий мяч, который и   будет «сбивать «городки», т.е. кегли, башенки из кубиков и т.п. При этом мяч можно не только бросать, но и катить.

«Катание мячей». Катайте друг другу мячи   и шарики разного размера. Двумя руками, потом по очереди левой/правой, каждым   пальчиком.

«Катание обруча». 1) Ребенок катит обруч   впереди себя, перехватывая его по очереди то левой, то правой рукой; 2)   ребенок и взрослый катят друг другу обруч с расстояния.

«Съедобное и   несъедобное». Можно просто бросать друг другу мяч. При этом важно следить, чтобы   малыш выставлял руки в правильную позу, когда мяч готовится словить. Если ребенку   неинтересно просто ловить мяч, поиграйте в «съедобное-несъедобное». Детям до   3-4 лет эту игру необходимо проводить со зрительной опорой на карточки с   изображением еды и предметов или соответствующие игрушки.

«Баскетбол». В пустую корзину из-под   игрушек, пластмассовый таз, обруч забрасывать мячики, пластмассовые шарики,   маленькие мягкие игрушки, бумажные «снежки» то левой, то правой рукой.

«Дартс» в виде шариков или стрел   на липучках.

На баланс и равновесие

«Цапля/Аист» Ребенок стоит, как аист   то на одной ноге, то на другой. Сначала взрослый поддерживает ребенка, потом постепенно отпускает. Доведите умение   стоять на одной ноге до нескольких секунд.

«Волчок». Ребенок крутится влево и вправо вокруг своей оси   в положении стоя/ на четвереньках/сидя с согнутыми коленями и опорой сзади на   руки

«Мешочек». На голову ( в положении   стоя) или спину (на четвереньках) кладется мешочек с крупой или легкая   плоская игрушка. И ребенок должен доставить мешочек до цели, не уронив его на   пол.

«Шарик в ложке». Маленький мячик или   шарик необходимо донести до цели в   ложке или ситечке для заварки, не уронив его на пол.

«Узкая дорожка». На улице ходить по узким   бордюрам, старым автомобильным   покрышкам. Ребенок балансирует, вытянув руки в стороны. Дома такой   дорожкой может послужить лента   шириной 5-7 см, дорожка из   блоков конструктора шириной 10 см, маленькие деревянные бруски и даже обруч. В последнем случае ребенок   становится серединой стопы на обруч и перемещается боком по кругу.

Игры на концентрацию,   переключение внимания, освоение движения разным способом                                                                                                                                                     

«Стоп-игра – 1»., «Когда бубен (колокольчик и т.п.) звенит – мы бежим, когда не звенит   – стоим ровно, как солдатики. Упражнения выполняются сначала за ручку, каждое   отрабатываем, далее ребенок сзади или впереди, когда получается, только тогда   он самостоятельно выполняет заданную инструкцию.  

«Стоп-игра – 2». Проговариваем инструкцию: бубен звенит – бежишь вперед, маракас гремит   – пятишься задом. Если мы переходим от простой инструкции к этому более   сложному варианту, а ребенок не умеет пятиться – предварительно играем в хождение спинкой вперед.

«Извилистая дорожка» На пути ребенка выстраиваем маршрут –   ориентиры (кубики, кегли и т.п.),   которые он должен будет обегать то слева, то справа змейкой. Условие, как в «Стоп-игре 1».

«Зоопарк». Ребенку предлагается   поиграть в зоопарк или волшебный лес. «Мы с тобой отправились в волшебный лес   и встретили там кенгуру. Чтобы подойти к нему поближе и не испугать его,   давай прыгать, как он… А теперь мы встретили жабу, давай ходить жабой… а вот   снова кенгуру, только маленький… и т.д.».     За одну игру используйте 3-4 животных по 2-3 раза, чтобы не утомить   малыша. Примеры животных и способы их   передвижения : (мышка – ходьба/бег   на цыпочках, медведь – ходьба на внешней стороне стопы, пингвин – на пятках, утка – ходьба на корточках, жаба   – на корточках и опорой на руки, лягушка   – прыжки из положения сидя с опорой на руки, лошадь – ходьба с высоко поднятыми ногами, цокая языком, заяц — прыжки полуприсед мелкие, кенгуру – как заяц, только прыжки длиннее и т.п.

«Козлик»/ «Галоп» — бег приставным шагом.   Сначала вперед. Потом – влево-вправо.

И «Зоопарк» и «Галоп» можно   использовать как стоп-игры.

«Прыжки в длину». Запрыгивать в обруч   («Давай спрячем всех от крокодилов на остров. Так, слоника принесли, зайку   принесли, надо еще с ежиком запрыгнуть, он ведь тоже не умеет плавать»).   Перепрыгивать плоские игрушки. Прыгать по кочкам (большим овалам из картона   или ткани).

Читайте также:  5 лет что ждать от ребенка

Источник