Достигнутый ребенком уровень развития это

Картинка взята с сайта smartprogress.do

Выдающийся отечественный педагог, психолог, дефектолог Л.С. Выготский показал, что реальное соотношение умственного развития к возможностям обучения может быть выявлено с помощью определения уровня актуального развития ребенка и его зоны ближайшего развития. Обучение, создавая последнюю, ведет за собой развитие; и только то обучение действенно, которое идет впереди развития.

Зона актуального развития – это психические функции, умения и навыки ребенка, которые уже сформировались, созрели, причем ребенок выполняет задачи, связанные с этими умениями и навыками без помощи взрослых.

Зона ближайшего развития –это расхождения между уровнем актуального развития (он определяется степенью трудности задач, решаемых ребенком самостоятельно) и уровнем потенциального развития (которого ребенок может достигнуть, решая задачи под руководством взрослого и в сотрудничестве со сверстниками).

Зона ближайшего развития – следствие становления высших психических функций, которые формируются сначала в совместной деятельности, в сотрудничестве с другими людьми, и постепенно становятся внутренними психическими процессами субъекта.

В зоне ближайшего развития решаются задачи, которые ребенок самостоятельно выполняет еще неуверенно и ему требуется помощь. Те задачи, которые дети делают сегодня с нашей помощью – завтра будут делать сами, это уже станет актуальным развитием. Иными словами, когда умение переходит в зону актуального развития, оно открывает для малыша новые возможности, поскольку освоенные действия являются опорой для дальнейшего развития. И наоборот.

Зона ближайшего развития (ЗБР) свидетельствует о ведущей роли обучения в умственном развитии детей. «Обучение только тогда хорошо,– писал Л.С. Выготский, – когда оно идет впереди развития». Тогда оно пробуждает и вызывает к жизни много других функций, лежащих в зоне ближайшего развития.

Обучение может ориентироваться на уже пройденные циклы развития – это низший порог обучения, но оно может ориентироваться на еще не созревшие функции, на ЗБР, – это высший порог обучения; между этими порогами и находится оптимальный период обучения.

ЗБР дает представление о внутреннем состоянии, потенциальных возможностях развития ребенка и на этой основе позволяет дать обоснованный прогноз и практические рекомендации об оптимальных сроках обучения как для массы детей, так и для каждого отдельного ребенка.

Воспитание и обучение, ориентируясь на «зону ближайшего развития», идет впереди сегодняшнего уровня развития и продвигает развитие ребенка.

Здесь, уважаемые читатели, мы должны понимать, что требования к ребёнку не должны завышаться. Ребёнок не может «прыгнуть выше головы». Вы должны трезво оценивать возможности своего ребёнка и не перегружать его. Иначе, можете спровоцировать негативизм, снижение мотивации, работоспособности и даже развитие проблем со здоровьем.

Зона ближайшего развития – это промежуточный этап в развитии ребенка, лежащий между зонами актуального и недоступного. Его можно определить и как потенциальный уровень развития малыша, при этом у каждого ребенка он будет свой, неповторимый.

Продуктивное сотрудничество со взрослым помогает перевести задачу из зоны ближайшего развития в зону актуального.

Понравилась статья? Не забывайте ставить лайки и подписываться на мой канал. Здесь вы найдёте много интересное о развитии и воспитании детей. Ваша Виктория.

Источник

Кондратьев М. Ю., Ильин В. А. Азбука социального психолога-практика. — М.: ПЕР СЭ, 2007. — 464 с.

Зона ближайшего развития — уровень развития, достигаемый ребенком в процессе его взаимодействия со взрослым, реализуемый развивающейся личностью в ходе совместной деятельности со взрослым, но не проявляющийся в рамках индивидуальной деятельности. Понятие «зона ближайшего развития» было введено в психологический лексикон Л. С. Выготским, с одной стороны, для того, чтобы подчеркнуть принципиальную особенность развития личности на ранних стадиях онтогенеза, когда ребенок усваивает и присваивает накопленный социальный опыт, прежде всего, путем партнерского деятельностного и общенческого взаимодействия со взрослым, а с другой — для того, чтобы качественно развести актуальный уровень развития ребенка, который проявляется им в индивидуальной деятельности и тот, более высокий уровень развития, который реализуется развивающейся личностью, но лишь в рамках совместной деятельности со взрослым, выступая как «область несозревших, но созревающих процессов» (Л. С. Выготский). Понятие «зона ближайшего развития» традиционно рассматривается как одно из важнейших в психологии развития и педагогической психологии. Более того, подобный теоретико-методологический ракурс рассмотрения процесса развития личности ребенка и позволяет выстроить содержательно углубленную диагностику уровня развития становящейся, формирующейся личности. «Традиционная диагностика психического развития ребенка ориентируется на определение актуального уровня развития. Но прогноз, составленный на основе подобных методов, недостаточно надежен. Для определения перспективы развития необходимо знать и «завтрашний день развития», а он определяется именно измерением зоны ближайшего развития. Так, например, измерение готовности к школе на основе уже сформированных у ребенка способностей оказывается недостаточным. Необходимо определить, как ребенок может сотрудничать со взрослым, то есть какова его зона ближайшего развития. Разработанные на этом принципе методы определения готовности к школе оказываются более надежными» (К. Н. Поливанова). В последние годы, помимо психологии развития и педагогической психологии, понятие «зона ближайшего развития» нередко используется и в рамках социально-психологической науки. Понятно, что в этом случае привычная смысловая нагрузка данного термина приобретает определенное своеобразие. Так, применительно к психологии групп этот термин используют, говоря о перспективах развития конкретного контактного сообщества, которые оно «отрабатывает» с внешней инстанцией социального контроля (особенно если это официальная общность) или с лидером (особенно, если это неформальная группа).

Собственно говоря, основная идея теории зоны ближайшего развития направлена на наиболее адекватную оценку перспектив развития ребенка и его способностей к школьному обучению. Как отмечает А. В. Брушлинский, «разрабатывая свое понимание зоны ближайшего развития, Выготский стремится прежде всего преодолеть широко распространенную традиционную трактовку, согласно которой показательным для умственного развития детей может быть не подражание ребенка взрослым, а лишь самостоятельное решение им той или иной мыслительной задачи»1. Таким образом, с точки зрения Л. С. Выготского, может быть получено лишь представление об актуальном уровне развития ребенка, но никак не о его способности к усвоению нового материала. Для того, чтобы оценить потенциал развития, необходимо оценить «разрыв» между результатами самостоятельной деятельности ребенка и тем, что он может достичь при помощи взрослых.

Эту идею Л. С. Выготский иллюстрировал результатами эксперимента, в рамках которого двум мальчикам предлагалось выполнить стандартный тест интеллекта для 8-летних детей (что соответствовало их реальному возрасту). После того, как каждый из них успешно справился с заданием, им предлагалось при помощи экспериментатора решить более сложные задачи. На этом этапе один из испытуемых показал результат, соответствующий уровню развития 9-летнего ребенка, в то время как другой — 12-летнего. По мнению Л. С. Выготского, это является доказательством различного потенциала к обучению у двух данных детей, а выявленная таким образом «дистанция между уровнем фактического (актуального) развития, определяемым по результатам самостоятельного выполнения заданий, и уровнем потенциального развития, определяемым по результатам выполнения заданий под руководством взрослого или в сотрудничестве с более способными сверстниками»2 и является зоной ближайшего развития.

Читайте также:  Особенности развития ребенка с тяжелой умственной отсталостью

В качестве эмпирического подтверждения теории зоны ближайшего развития Л. С. Выготский приводил и результаты некоторых зарубежных исследований. Так, например, в работе «Умственное развитие детей в процессе обучения» он пишет: «Американская исследовательница Мак-Карти показала в отношении дошкольного возраста, что если ребенка от 3 до 5 лет подвергнуть исследованию, то у него окажется группа функций, которую ребенок уже имеет, но есть и другая группа функций, которой ребенок самостоятельно не владеет, но владеет под руководством, в коллективе, в сотрудничестве. Оказывается, что эта вторая группа функций в возрасте от 5 до 7 лет находится в основном на уровне актуального развития. Этим исследованием показано, что то, что ребенок умеет в 3—5 лет делать только под руководством, в сотрудничестве и коллективно, тот же самый ребенок от 5 до 7 лет умеет делать самостоятельно…»

«В теоретико-экспериментальной работе Выготского и Шиф была предпринята… попытка выявить это соотношение между актуальным (достигнутым) и потенциальным уровнями детского развития применительно уже не к дошкольникам, а к учащимся II и IV классов. В указанном контексте и было проведено детальное исследование у детей так называемых житейских (спонтанных) и научных (неспонтанных) понятий. Как подчеркивает Выготский, спонтанные (т. е. еще не “социализированные”, не испытавшие влияния взрослых) понятия изучены в классической работе Ж. Пиаже, который пришел к выводу, что их главной особенностью является отсутствие в них единой системы. … В отличие от них, по мнению раннего Пиаже, может быть выделена еще и другая группа детских понятий, которые возникли под решающим воздействием знаний, усвоенных ребенком от взрослых. Таковы “неспонтанные” понятия, формирующиеся у детей, например, в ходе школьного обучения. Именно их Выготский охарактеризовал как научные… По предположению Выготского, уровень мышления у ребенка более высокий в случае развития научных понятий (например, понятие эксплуатации или революции), нежели спонтанных (житейских) понятий (например, понятие “брат”). Он считает, что эксперименты Шиф в общем подтвердили это предположение»1.

Нельзя не отметить, что выдвинув в целом обоснованную и бесспорно перспективную идею зоны ближайшего развития ребенка, Л. С. Выготский рассматривал ее, по сути дела, исключительно в контексте когнитивного развития личности. При этом эмоциональный и социально-психологический аспекты развития фактически игнорировались. Как известно, Л. С. Выготский был убежденным сторонником формального школьного обучения, в основе которого лежит, прежде всего, «вертикальное» взаимодействие «учитель-ученик», и первостепенную роль играет именно усвоение научных понятий. Более того, по мнению авторов коллективной монографии «Психологическая наука в России XX столетия: проблемы теории и истории», «можно сделать вывод, что, с точки зрения Выготского, понятия обучения и зоны ближайшего развития — это синонимы или даже тавтология. Обучение, по его мнению, специфично лишь для человека, но не для животных, которые способны только к выучке посредством дрессировки. … Обучаем лишь человек, и в школе ребенок обучается, прежде всего, научным понятиям. В отличие от последних, житейские понятия … возникают, по мнению Выготского, из собственного жизненного опыта ребенка, т. е. вначале вне обучения, вне зоны ближайшего развития, и потому не являются чисто социальными, не относятся к высшим психическим функциям. Правда, он прямо не называет их натуральными (т. е. низшими) психологическими функциями, но сопоставляет их с научными понятиями как низшее с высшим»2. Не случайно многие критики Л. С. Выготского во многом справедливо упрекают его в том, что, призывая «…к изучению взаимодействия как внутренних, так и культурных факторов, сам он уделял внимание преимущественно последним»3.

Однако наиболее резкой и обоснованной критике подвергалась именно концепция обучения Л. С. Выготского. Прежде всего, критики отмечают, что одна из опасностей, непосредственно связанная с зоной ближайшего развития в трактовке Л. С. Выготского, заключается в том, «…что нельзя пытаться подтолкнуть ребенка вперед до того, как у него разовьются способности, соответствующие той стадии развития, на которой он находится в данный момент»4. Это особенно важно с точки зрения эпигенетического принципа, сформулированного Э. Эриксоном. Как показано в работах самого Э. Эриксона (вышедших, заметим, много лет спустя после смерти Л. С. Выготского) и его последователей, игнорирование актуальных потребностей развития приводит к серьезным личностным деформациям и, более того, психическим расстройствам. Как демонстрирует это практика, чрезвычайно «модные» сегодня попытки родителей «развивать» своих детей дошкольного возраста посредством обучения их счету и письму, иностранным языкам, музыке и т. п. зачастую нередко не только наносят ущерб физическому и психическому здоровью, ни и резко снижают мотивацию ребенка к обучению по достижении им школьного возраста.

По сути дела, и еще одну опасность подчеркивают некоторые критики Л. С. Выготского: «С помощью других ребенок в состоянии решать задачи, с которыми он не смог бы справиться самостоятельно. В этом Выготский, безусловно, прав, но он не учитывает, что постоянная необходимость в посторонней помощи может подорвать независимость. Сторонники естественного развития неоднократно предупреждали, что каждый раз давая ребенку помощь или указания, мы тем самым укрепляем его зависимость от нашего мнения о том, о чем и как он должен думать, и подрываем его способность к самостоятельному мышлению»1.

Тем не менее сама по себе идея зоны ближайшего развития является бесспорно плодотворной, о чем свидетельствует и интерес, проявленный к ней не только у нас в стране, но и за рубежом. Уже в наше время был проведен целый ряд практикоориентированных исследований, базирующихся на теоретических представлениях Л. С. Выготского. Так, например, по сообщению У. Крэйна, в 1985 г. А. Браун и Р. Феррара «…предприняли попытку оценить, насколько этот показатель (зона ближайшего развития — В. И., М. К.) действительно помогает определить потенциал обучаемости детей, и результаты их исследований оптимистичны». Кроме того, концепция Л. С. Выготского «…также стимулировала возобновление интереса к самому процессу обучения — к вопросу о том, как взрослые могут помочь детям решать задачи и использовать стратегии, в данный момент находящиеся за пределами их индивидуальных возможностей. Один из подходов к этой проблеме предложен в работах Брауна; учитель показывает детям пример того, как нужно пояснять и резюмировать фрагмент текста, после чего используется метод “взаимного обучения” — дети по очереди “становятся учителем”» и руководят работой маленьких групп своих одноклассников по использованию рассмотренных стратегий. Учитель продолжает руководить процессом, но стремится перенести основную ответственность на самих учащихся»2.

Читайте также:  Рост и развитие ребенка рефлексы

Последний пример представляется особенно важным именно с практической точки зрения, поскольку он, во-первых, позволяет выявить отчетливые перспективы реализации идеи зоны ближайшего развития в таких прикладных сферах деятельности, как создание команд и повышение эффективности управления в организациях, и, во-вторых, наметить пути преодоления определенной ограниченности и догматичности трактовки понятия «зона ближайшего развития», присущей как самому Л. С. Выготскому, так и его ортодоксальным последователям.

Прежде всего, в эксперименте А. Брауна, внешняя поддержка деятельности индивида организована преимущественно по горизонтали, а не по вертикали: главный источник необходимой помощи и стимуляции — группа сверстников, а не учитель. Во-вторых, организованная таким образом деятельность, будучи просоциальной и нося подчеркнуто совместный, групповой характер, в полной мере способствует личностному развитию, в том числе и в психоэмоциональной сфере. При этом она отвечает и актуальным потребностям развития младших школьников: носит отчасти игровой характер, но направлена на создание реального социально значимого продукта и позволяет проявить себя в межличностном взаимодействии в малой группе. Кроме того, такая организация деятельности позволяет каждому участнику «попробовать» себя в роли официального лидера малой группы.

Все перечисленные факторы целесообразно задействовать в процессе командообразования. Кроме того, идея зоны ближайшего развития может быть эффективно использована при разработке программ внутрикорпоративного обучения и повышения мотивации сотрудников, при делегировании полномочий, планировании профессиональной карьеры и т. п.

Практический социальный психолог, если он работает в образовательном учреждении или является семейным психологом, должен уделять пристальное внимание созданию всех условий для организации совместной деятельности ребенка со взрослым в форме подлинного сотрудничества, так как лишь в этом случае будут сформированы необходимые предпосылки для последовательного повышения актуального уровня развития ребенка через формирование просоциальной зоны его ближайшего развития. Что касается практических социальных психологов, работающих с группами, если так можно выразиться, во «взрослых» организациях, то его внимание должно быть, в частности, обращено на то, в каком направлении развивается сообщество и кто в решающей степени «задает» ему зону его ближайшего развития.

Зона ближайшего развития — понятие, введенное Л.С. Выготским — . Характеризует процесс подтягивания психического развития вслед за обучением. Эта зона определяется содержанием таких задач, которые ребенок может решить лишь с помощью взрослого, но после приобретения опыта совместной деятельности — он становится способным к самостоятельному решению аналогичных задач.

Источник

Ñîâñåì ïëîõî ñòàëî, êîãäà ìàìà íà÷àëà ïðîäàâàòü åãî èãðóøêè.

– Âîò, ñìîòðèòå, – ãîâîðèëà îíà, âûíîñÿ èç êîìíàòû êîðîáêó. – Ñîâåðøåííî íîâûå ñîëäàòèêè! Âàøåìó ìàëü÷èêó î÷åíü ïîíðàâèòñÿ!

Äîðîäíàÿ äàìà ñ ÿðêî-àëûìè ãóáàìè êðèâèëà ðîò, áðåçãëèâî âîðîøèëà ðóêîé åãî áîãàòñòâî.

– Êàêèå æ îíè íîâûå, – öåäèëà îíà íåäîâîëüíî, – âîí, êðàñêà îáëóïèëàñü ñîâñåì. Ïîäè, âàø ìàëåö çàèãðàë èõ äî íåâîçìîæíîñòè, à òåïåðü äåâàòü íåêóäà…

– Îíè áûëè â áîþ! – âñòðåâàë îí âîçìóùåííî, è òîãäà ìàìà äåðãàëà åãî çà ðóêó.

Îí ñìèðèëñÿ ñ òåì, ÷òî ñ íåêîòîðûìè èãðóøêàìè ïðèäåòñÿ ðàññòàòüñÿ, íî íå ìîã ñòåðïåòü ïðåíåáðåæèòåëüíîãî îòíîøåíèÿ ê åãî áðàâîìó âîéñêó, âìåñòå ñ íèì ïîáûâàâøåìó â òàêîì êîëè÷åñòâå ïåðåäåëîê.

– Âîçüìó, ïîæàëóé, – íàêîíåö ðåøèëà äàìà, çàêðûâàÿ êîðîáêó è äåëîâèòî ïåðåìåùàÿ åå ïîä ìûøêó. – Òîëüêî, êîíå÷íî, íå êàê íîâûõ.

Îíà ñóíóëà ìàìå ñìÿòûå áóìàæêè è âûøëà, íå ïîïðîùàâøèñü. Îí ñòîÿë íà ïîðîãå êîìíàòû è ñìîòðåë, êàê ìàòü ìåäëåííî, áåðåæíî ðàçãëàæèâàåò äåíüãè, áåççâó÷íî øåâåëÿ ãóáàìè.  òàêèå ìèíóòû åìó õîòåëîñü ïëàêàòü è çëèòüñÿ îäíîâðåìåííî. Ïî÷åìó, íó ïî÷åìó îòåö íå âåðíóëñÿ?

Ìàëü÷èê çíàë, ÷òî òàêîå âîéíà. Îòåö ñàì ðàññêàçûâàë î íåé, ïîêàçûâàë ñòàðûé, ïîòåìíåâøèé îò âðåìåíè ïèñòîëåò. È ýòî îí êóïèë åìó ïåðâûõ ñîëäàòèêîâ. Îòåö âîîáùå ëþáèë ïîêóïàòü ìàëü÷èêó èãðóøêè.

Ïëþøåâûé ùåíîê ñïàë ñ íèì öåëûõ òðè ãîäà, ïîêà íå óøåë íà òîé íåäåëå âìåñòå ñ êàêîé-òî ñîâñåì ìàëåíüêîé äåâî÷êîé. Ìàëü÷èê óòåøàë ñåáÿ ìûñëüþ, ÷òî îí ñîâñåì âûðîñ, à ìàëåíüêèì äåòÿì òîæå íóæíû ñîáàêè.

Çàáàâíàÿ ìàðèîíåòêà, ïðèâåçåííàÿ îòöîì èç êàêîé-òî äàëüíåé ïîåçäêè, òîæå ïîêèíóëà åãî. Îíà òàê ñìåøíî ïîçâÿêèâàëà ñâîèìè êîëîêîëü÷èêàìè, íåóâåðåííî (óïðàâëÿòü òàêîé êóêëîé – öåëàÿ íàóêà) øàãàÿ ïî ïîëó è ñèëüíî êðåíÿñü íàëåâî. Ðàçìàëåâàííîå ëèöî, êàçàëîñü, ñìåÿëîñü â òàêò êàæäîìó øàãó. Îíà òàê è óøëà, ïîçâÿêèâàÿ è ñìåÿñü, âíèç ïî ëåñòíèöå, óïðàâëÿåìàÿ êóäà áîëåå îïûòíûìè, ñòàð÷åñêèìè ðóêàìè.

Îãðîìíûé íåïîâîðîòëèâûé êðåéñåð óïëûë â íåèçâåäàííûå äàëè ñ ìîëîäûì ìóæ÷èíîé è áåðåìåííîé äåâóøêîé. Îíè áûëè ïðèÿòíûìè, óëûáàëèñü è î÷åíü áëàãîäàðèëè ìàìó çà ÷òî-òî. Ìàëü÷èê íå î÷åíü æàëåë ñâîé êîðàáëü – åìó ïîíðàâèëàñü òà äåâóøêà, è áûëî ïðèÿòíî, ÷òî åé òàê ïðèãëÿíóëàñü åãî èãðóøêà. Îíà ïðèæàëà åå ê ñâîåìó áîëüøîìó êðóãëîìó æèâîòó è ñêàçàëà, ÷òî åå ñûí íàâåðíÿêà áóäåò çíàòíûì ìîðÿêîì.

Ìàìà ïëàêàëà êàæäûé ðàç, êîãäà çà íåçíàêîìûìè ëþäüìè çàêðûâàëàñü äâåðü. Îíà áåññèëüíî îñåäàëà íà ìàëåíüêóþ òàáóðåòêó ó âõîäà è òèõî âñõëèïûâàëà, òî è äåëî ïîäíîñÿ ðóêó ê ãëàçàì.

Îí óòåøàë åå. Ìàëü÷èê ñ÷èòàë, ÷òî ìóæ÷èíà äîëæåí óòåøàòü ïëà÷óùóþ æåíùèíó, äàæå åñëè ýòîò ìóæ÷èíà òîëüêî ÷òî ëèøèëñÿ ñâîèõ ñàìûõ áîëüøèõ äðàãîöåííîñòåé.

– Åñëè áû òâîé îòåö òîëüêî âåðíóëñÿ, – ïëàêàëà ìàìà, – åñëè áû îí òîëüêî âåðíóëñÿ…

Íî îí íå âîçâðàùàëñÿ. Óæå âåðíóëèñü âñå îòöû, ïðî êîòîðûõ çíàë ìàëü÷èê. Âåðíóëñÿ ñîñåä ñíèçó – ïîñåäåâøèé, áóäòî ñïóñòèâøèéñÿ ñ ãîð; âåðíóëñÿ îäèí èç äâóõ áðàòüåâ, æèâóùèõ â êîíöå óëèöû; âåðíóëñÿ îòåö åãî ëó÷øåãî äðóãà, ñ ÷åðíîé íàøëåïêîé íà ãëàçó, äåëàâøóþ åãî òàê ïîõîæèì íà ïèðàòà…Âñå îíè â ðàçíîå âðåìÿ îòêðûëè êëþ÷àìè ñîáñòâåííûå äâåðè, è èõ ìàòåðè, äåòè è æåíû áðîñèëèñü èì íà øåþ. Òîëüêî èì äâîèì íå ê êîìó áûëî êèíóòüñÿ.

Ìàòü âñõëèïíóëà, óáèðàÿ äåíüãè â êàðìàí. Ïîâåðíóëàñü ê ìàëü÷èêó, è, ñèëÿñü óëûáíóòüñÿ, ïðîãîâîðèëà:

– Íó âîò. Òåïåðü ìû ñìîæåì ïîåñòü ãîðÿ÷åãî. Öåëûõ äâà äíÿ, ïðåäñòàâëÿåøü?

Îí êèâíóë, ñ òðóäîì ðàñòÿãèâàÿ óëûáêó íà ãóáàõ. Â åãî êîìíàòêå åùå îñòàâàëèñü èãðóøêè. À âîò êîìíàòà ìàòåðè áûëà ñîâñåì ïóñòîé.

Òîëüêî ÷åðåç äåíü èì âûïàäàëî ÷òî-òî, ïîìèìî õëåáà è âîäû. Îâîùíàÿ ïîõëåáêà, êîòîðóþ ìàìà íàçûâàëà “ãîðÿ÷èì”, áûëà íàñòîÿùèì ïèðîì.

Читайте также:  Как влияет группа крови на развитие ребенка

Ìàëü÷èê áûë íåìíîãî ðàä: ïîñëåäíèå äíè ó íåãî îò ãîëîäà òî è äåëî áîëåë æèâîò. Îí íèêîãäà íå æàëîâàëñÿ, ÷óâñòâóÿ, ÷òî ýòî åùå áîëüøå ðàññòðîèò ìàìó, è òà íà÷íåò óñòóïàòü åìó ñâîþ ïîðöèþ åäû. À âåäü ìàìà åäâà ñòîÿëà íà íîãàõ ñ òåõ ïîð, êàê çàêðûëè ìàãàçèí, â êîòîðîì îíà ðàáîòàëà.

Îí óøåë â ñâîþ êîìíàòó è ëåã íà êðîâàòü, áåçó÷àñòíî ñêîëüçíóâ âçãëÿäîì ïî ïîëêàì. Áîëüøîé ìÿãêèé ìåäâåäü ñî øêàôà ïîäìèãíóë ìàëü÷èêó, íî òîò íå îòâåòèë. ×òî òîëêó ïðèâÿçûâàòüñÿ ê ñâîèì äðóçüÿì, åñëè ñêîðî îíè åãî ïîêèíóò.

Íà íèæíåé ïîëêå âûñòðîèëñÿ ñ äåñÿòîê êíèæåê. Ìàìà ñêàçàëà, ÷òî èõ îíà õî÷åò ñîõðàíèòü âî ÷òî áû òî íè ñòàëî. Ê íèì ìîæíî ïðèâÿçûâàòüñÿ. Ê íèì ìàëü÷èê áûë ïðèâÿçàí.

Îí ëþáèë ÷èòàòü, è, áûâàëî, îòåö ïðèíîñèë îòêóäà-òî òîëñòåííûå êíèãè, ïîëíûå êðàñî÷íûõ èñòîðèé ïðî ïèðàòîâ, äðàêîíîâ, ïðèêëþ÷åíèÿ è âîëøåáñòâî. Ìàëü÷èê æàäíî ÷èòàë ñòðàíèöó çà ñòðàíèöåé, ïîñëå ÷åãî îòåö óíîñèë êíèãó îáðàòíî – êàê îí ãîâîðèë, “íóæíî äàòü ïî÷èòàòü äðóãèì”. Ïîçæå ìàëü÷èê óçíàë ïðî áèáëèîòåêè. Îí áû è ñåé÷àñ ñ óäîâîëüñòâèåì õîäèë áû â íèõ, íî ÷èòàòåëüñêèé áèëåò ñòîèë äåíåã. Äåíåã íå áûëî.

Âçãëÿä åãî íàòêíóëñÿ íà ïóñòîå ìåñòî íà ïîëêå. Ðàíüøå òàì ñòîÿëà êîðîáêà ñ ñîëäàòèêàìè. Ìàëü÷èê óáåäèëñÿ, ÷òî äâåðü â êîìíàòó çàêðûòà, ïîñëå ÷åãî íåñëûøíî çàëèëñÿ ñëåçàìè. Ñðåäè ñîëäàòèêîâ áûë è åãî îòåö – ñàìûé áðàâûé, ñàìûé áîåâîé âîèí. Ïðàâäà, ó íåãî îò êîëè÷åñòâà ñðàæåíèé îòâàëèëàñü íîãà, íî ýòî åãî íè÷óòü íå ïîðòèëî. Îòåö î÷åíü ñìåÿëñÿ, êîãäà óçíàë, ÷òî ýòî – îí.

– Ãîâîðèøü, âîò ýòîò, îäíîíîãèé? – îí ïðèïîäíèìàë ñîëäàòèêà íà óðîâåíü ãëàç, è òîò ãðîçíî íàñòàâëÿë íà íåãî ïèñòîëåò. – Ïîõîæ, ïîõîæ! Íàäåþñü, îí íèêîãäà íå áåæàë ñ ïîëÿ áîÿ?

– Íèêîãäà! – êëÿëñÿ ìàëü÷èê. – Îí ñàìûé õðàáðûé!

Îòåö óäîâëåòâîðåííî êèâàë è âîçâðàùàë ôèãóðêó ñûíó.

Ñåé÷àñ ó ìàëü÷èêà íå áûëî íè íàñòîÿùåãî îòöà, íè îòöà-ñîëäàòèêà. Òîëüêî òîíêèé çàïàõ ñëàäêîâàòûõ äóõîâ òîé íàêðàøåííîé æåíùèíû. Ýòîò íàñòîé÷èâûé, íàñòûðíûé, íåïðèÿòíûé àðîìàò ïðîñî÷èëñÿ äàæå â åãî êîìíàòó èç êîðèäîðà – íàñòîëüêî âúåäëèâûì îí îêàçàëñÿ. À ÷òî, åñëè…

Ìàëü÷èê ñåë íà êðîâàòè, âðàç çàáûâ ïðî ñëåçû. À ÷òî, åñëè âûñëåäèòü ýòó æåíùèíó è îòíÿòü ó íåå êîðîáêó? Íó, õîòÿ áû îäíîãî, òîãî ñîëäàòèêà?

Îí òîðîïëèâî ñîñêî÷èë íà ïîë, ãëóáîêî âòÿíóë âîçäóõ. Çàïàõ, îò êîòîðîãî ìàëü÷èê ìå÷òàë èçáàâèòüñÿ âñåãî ñåêóíäó íàçàä, ñòàë ñàìûì âàæíûì íà ñâåòå. Îáóâàÿñü íà õîäó, îí âûñêî÷èë â êîðèäîð è õëîïíóë âõîäíîé äâåðüþ.

Çàïàõ ñîõðàíèëñÿ è íà ëåñòíèöå. Ïðèíþõèâàÿñü èçî âñåõ ñèë, ìàëü÷èê êóáàðåì ñêàòèëñÿ âíèç è âûñêî÷èë íà óëèöó. Ïîñìîòðåë íàïðàâî, íàëåâî…

Âîí îíà! Äàëåêî-äàëåêî, åäâà ðàçëè÷èìî, ìàÿ÷èëà ïîëíàÿ ôèãóðà ñ çàæàòîé ïîä ìûøêîé êîðîáêîé. Ìàëü÷èê çàìåòèë åå âîâðåìÿ – åùå ñåêóíäà, è òà áû ñêðûëàñü â ïåðåóëêå.

Çàäûõàÿñü îò âîëíåíèÿ, îí ïðèïóñòèë ñëåäîì. Æåíùèíà ñâåðíóëà íà ñîñåäíþþ óëèöó, íî ìàëü÷èê óñïåë çàìåòèòü, êóäà èìåííî. Ìûñëü î òîì, ÷òî îíà ìîæåò ïîâåðíóòü åùå ðàç è íàâñåãäà çàòåðÿòüñÿ, ïðèáàâèëà åìó ñèë. Îí äîì÷àë äî ïîâîðîòà è íûðíóë íàëåâî, åäâà íå óïàâ îò âîçáóæäåíèÿ è ñêîðîñòè.

Îíà áûëà ñîâñåì ðÿäîì, è ìàëü÷èê íå âûäåðæàë.

– Ñòîéòå! Ýé, ñòîéòå!

Îíà íåäîóìåííî îáåðíóëàñü, âíîâü ñêðèâèâ ñâîè àëûå ãóáû. Ïëîòíî çàæàòàÿ êîðîáêà äåðíóëàñü, áóäòî ñîëäàòèêè, óñëûøàâ åãî ãîëîñ, çàêîïîøèëèñü, òðåáóÿ âûïóñòèòü èõ íàðóæó.

Îí ïîäáåæàë, çàïûõàâøèñü íàñòîëüêî, ÷òî åäâà ìîã ïðîèçíîñèòü ñëîâà:

– Òàì…òàì…òàì ìîé ïàïà…

Îí ñîãíóëñÿ, óïèðàÿñü ðóêàìè â êîëåíè. Æèâîò ñíîâà íà÷èíàë áîëåòü. Æåíùèíà íåäîóìåííî èçîãíóëà óõîæåííóþ áðîâü:

– ×åãî? Êàêîé åùå ïàïà? Ãäå, â êîðîáêå?

Îí ìîë÷à êèâíóë, ñèëÿñü âîññòàíîâèòü äûõàíèå. Òîëüêî ñåé÷àñ ìàëü÷èê ïîíÿë, êàêîé ãëóïîé áûëà èäåÿ. Æåíùèíà çíàëà åãî â ëèöî è, êîíå÷íî æå, îïîçíàëà áû, íàïàäè îí íà íåå è îòíèìè êîðîáêó. Îí áû òîëüêî äîáàâèë ïðîáëåì ñåáå è ìàìå.

– Èøü êàêîé, – ôûðêíóëà îíà, ðàçâîðà÷èâàÿñü ê ìàëü÷èêó. – À ìàìû òàì òâîåé íåò? Ó÷èñü áûòü âçðîñëûì, ìàëåö. Ýòî áîëüøå íå òâîè èãðóøêè, ïðèäóìàé ñåáå äðóãîãî ïàïó.

Ôðàçà áóäòî õëåñòíóëà åãî ïî ëèöó. Îí îòøàòíóëñÿ, âûïðÿìèëñÿ, â ãíåâå ñæèìàÿ êóëàêè:

– Äðóãîãî ïàïó?

Îíà ïîïÿòèëàñü îò ñóìàñøåäøåãî ìàëü÷èêà, è òîò áðîñèëñÿ íà íåå. Äâà ìåòðà, îäèí…îí íàöåëèëñÿ íà êîðîáêó – îí âûáüåò åå, âûõâàòèò è óáåæèò, è áóäü, ÷òî áóäåò!

Êàê âäðóã ñèëüíûå ðóêè ïåðåõâàòèëè åãî â ñàíòèìåòðå îò æåíùèíû.

– Íó, íó, – ðàçäàëñÿ ãóñòîé, ïðîïàõøèé òàáàêîì ãîëîñ. – Òû ÷òî ýòî òâîðèøü?

Îí èçâåðíóëñÿ â ðóêàõ, ñîáèðàÿñü óäàðèòü íîãîé ñõâàòèâøåãî åãî íåçíàêîìöà, óêóñèòü è âûðâàòüñÿ…

È çàìåð, ãëÿäÿ â ëèöî ìóæ÷èíû.  ãëàçà, êîòîðûå òàê ïîõîæè íà åãî ñîáñòâåííûå.

– Îòöà ðîäíîãî íå óçíàë! – ñìåÿñü, âîñêëèêíóë òîò. – Íåò, âû ïîãëÿäèòå!

Îí êðåïêî ïðèæàë ê ñåáå ìàëü÷èêà, è òîò çàðûëñÿ ëèöîì â êîëþ÷óþ, íåçíàêîìóþ òêàíü, òàê îñòðî ïàõíóùóþ êàêèì-òî äûìîì è æåëåçîì.

– ß…ÿ… – ãëóõî ïðîñòîíàë îí â øèíåëü îòöà. – ß õîòåë çàáðàòü ñâîåãî ñîëäàòèêà…êîòîðûé êàê òû…ïîìíèøü?

– À êàê æå, – ëåãêî ñîãëàñèëñÿ îòåö. – Ïðîðî÷åñêèé òâîé ñîëäàòèê îêàçàëñÿ, ãëÿäè.

Îí îòïóñòèë ìàëü÷èêà è îòñòóïèë íà øàã. Ñ ñóõèì ñòóêîì äåðåâÿøêè, êîòîðàÿ çàìåíÿëà ëåâóþ íîãó.

– Ïîòåðçàëè ìåíÿ, áðàò, – ïîäìèãíóë îí ìàëü÷èêó. – Òåïåðü óæ ÿ íå òàêîé áûñòðûé. Âèäèøü, ñêîëüêî äî äîìà äîáèðàëñÿ.

Îí ïîâåðíóëñÿ ê îøàðàøåííîé æåíùèíå, âñå åùå ñæèìàþùåé â ðóêàõ êîðîáêó.

– Ìàäàì, – ó÷òèâî îáðàòèëñÿ ê íåé îòåö. – Ïîçâîëüòå, ìû çàáåðåì ñâîèõ ñîëäàòèêîâ.

Îíà íàêîíåö îòìåðëà, ïîêðåï÷å âöåïèëàñü â ñâîå ïðèîáðåòåíèå.

– Âîò åùå! – çàïàëü÷èâî âûêðèêíóëà îíà. – Åãî ìàòü ìíå èõ ïðîäàëà!

Ëåãêàÿ òåíü ïðîáåæàëà ïî ëèöó îòöà. Îí áðîñèë âçãëÿä íà ìàëü÷èêà, íà åãî õóäîå, èçìîæäåííîå ëèöî è îäåæäó íå ïî ðàçìåðó, íà èñòðåïàííûå áîòèíêè è çàïëàòû íà øòàíàõ.

– Îíà ïîãîðÿ÷èëàñü, – ÷óòü õðèïëîâàòî ñîîáùèë îòåö, äîñòàâàÿ áóìàæíèê. – Áóäüòå ëþáåçíû, ïðèìèòå îáðàòíî âàøè äåíüãè. Ñêîëüêî òàì áûëî?

Îáðàòíî, ê äîìó, îíè øëè ìåäëåííî, íî òðèóìôàòîðàìè. Îòåö êðåïêî äåðæàë çà ðóêó ìàëü÷èêà, à òîò âòîðîé ðóêîé ïðèæèìàë ê ñåáå êîðîáêó ñ ñîëäàòèêàìè èõ ñëàâíûì îäíîíîãèì êîìàíäèðîì.

Ãðóïïà âêîíòàêòå ñ ìîèìè òåêñòàìè: https://vk.com/samopisanina

Источник