Дошкольное развитие ребенка искусство
Ольга Сульдина
Развитие и воспитание дошкольников посредством художественного творчества
Воспитать творческую личность, то — есть сформировать контекст, условия и установку на творчество, с одной стороны, и потребность и побуждение к творчеству, с другой, нельзя без специальных усилий общества, без соответствующей политики, направленной на эту культурную цель. Будучи по своей природе существом творческим, человек обладает склонностью к художественной деятельности. С раннего возраста дети пробуют свои силы в области пения, рисования, искусства слова.
Развивать и совершенствовать эти склонности и способности – одна из задач эстетического и художественного воспитания и развития, которые являются одним из важнейших средств качественного совершенствования человеческой природы.
Художественное воспитание дошкольников включает в себя занятия графикой, лепкой, живописью, оригами и многим другим видами искусства. Любая художественная деятельность ребенка и занятия творчеством формируют у него образное мышление, способствуют развитию фантазии, а также помогают выразить свои ощущения и эмоции. Ребенок, который еще плохо выражает свои мысли словами, всегда сможет выразить их в творчестве, в искусстве. Творчество открывает перед ним широкий простор для выбора средств передачи своих чувств и эмоций внешнему миру, помогает поделиться переживаниями. Художественная деятельность успокаивает ребенка и его нервную систему, способствуют развитию терпения и усидчивости.
Цель обучения навыкам художественной деятельности заключается не только в том, чтобы дать детям знания и навыки в пении, рисовании, чтении стихов, но и в том, чтобы вызвать у них интерес и желание самостоятельной творческой деятельности.
Цель художественного воспитания дошкольников – это создание условий для целостного эмоционального и эстетического развития детей дошкольного возраста, приобщение их к искусству различных жанров, художественному творчеству. Дошкольники учатся лепке, рисованию, различным поделкам и многому другому. Изобразительная и другие виды искусства развивают фантазию, усидчивость, память и мелкую моторику рук. Кроме того, занятия доставляют детям массу удовольствия.
Художественное воспитание дошкольников – это одно из самых важных направлений в развитии ребенка, которое требует особого внимания. Это составная часть эстетического воспитания детей, и начинается она фактически с момента рождения. Художественное воспитание эффективно влияет на общее развитие личности ребенка, способствует его интеллектуальному и нравственному развитию.
Приобщение ребенка дошкольного возраста к искусству формируется такими средствами,как:
• ознакомление дошкольников с творчеством и различными произведениями искусства, увлечение их этим занятием, нахождение у них творческого потенциала;
• занятия с дошкольниками, в зависимости от возрастных и личностных особенностей, различными видами художественной творческой деятельности, обеспечение свободного выбора ребенком направления в творчестве.
Художественная литература и художественное творчествонаправлены на формирование у детей:
• самостоятельности мышления;
• любознательности;
• познавательного интереса;
• художественного вкуса;
• творческих умений;
• чувства прекрасного.
Справедливо утверждение, что если люди перестанут читать – они перестанут думать. В наши дни необходимо признание процесса чтения, определяющим в образовании и нравственном становлении человека.
Формирование ребенка как читателя начинается с раннего возраста, а старший дошкольный возраст специалисты называют «библиотечным» – за интерес детей к книгам. Но для того, чтобы ребенок вырос умеющим хорошо ориентироваться в книжном мире, риторически грамотным, вдумчивым, способным сопереживать героям книг, а затем и окружающим, необходимы дополнительные специальные «библиотечные» занятия. Знакомство с огромным литературным наследием будет опираться на фундамент, который мы закладываем в дошкольном детстве.
Основная задача педагога – привить детям любовь к художественному слову, уважение к книге.
Художественная литература открывает и объясняет детям жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она не только развлекает, радует детей, но и закладывает основы нравственности, развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции, дает образцы литературного языка.
«Одна из самых важных проблем педагогики – дать ребенку жизнь в мире книг. Я вижу воспитательную задачу исключительной важности в том, чтобы чтение стало самой сильной, неодолимой духовной страстью каждого ребенка, чтобы в книге человек на всю жизнь нашел привлекательное и роскошное общение с мыслью, красотой, величием русского духа, неисчерпаемым источником знаний. Этому надо учить, учить и учить – приобщению к радостям жизни в мире книг». Эти слова принадлежат российскому педагогу В. А. Сухомлинскому.
В настоящее время в российском образовании провозглашен принцип вариативности, дающий возможность педагогическим коллективам выбирать и моделировать педагогический процесс в любом ракурсе. Это направление является прогрессивным в образовании, так как открываются возможности для разработки различных вариантов содержания образовательного процесса, использования средств современной дидактики в повышении эффективности образовательных структур, научной разработки и практического обоснования новых идей и технологий.
Для ознакомления с художественной литературой используется различный дидактический материал, иллюстрации к программным художественным произведениям, пальчиковые куклы, настольный театр, что способствует повышению интереса детей к занятиям, активации речевой деятельности.
В системе инновационных методов и приёмов в педагогике всё больше места занимают специальные техники,такие как: сказкотерапия, куклотерапия, краскография, использование предметов-заменителей.
В старшем дошкольном возрасте дети способны понимать идею, содержание и выразительные средства языка, осознавать прекрасное значение слов и словосочетаний.
Постепенно у детей вырабатывается избирательное отношение к литературным произведениям, формируется художественный вкус.
Изобразительная деятельность – одно из первых и наиболее доступных средств самовыражения ребенка, в котором проявляется своеобразие многих сторон детской психики. Рисунок, детская поделка являются мощным средством познания и отображения действительности, в них раскрываются особенности мышления, воображения, эмоционально-волевой сферы.
Один из любимых видов детской деятельности – рисование. Рисунки детей ярко и многосторонне отражают окружающий их мир. Дети любят рисовать положительных персонажей, вызвавших их симпатии. Этим они выявляют свои положительные эмоции, правильно оценивают поступки героев.
Лепка – один из видов изобразительной деятельности детей дошкольного возраста. Лепка имеет большое значение для обучения и воспитания детей дошкольного возраста. Она благотворно влияет на всестороннее развитие ребёнка. Она способствует развитию зрительного восприятия, памяти, образного мышления, привитию ручных умений и навыков, необходимых для ребёнка.
Лепка, также как и другие виды изобразительной деятельности формирует, эстетические вкусы, развивает чувство прекрасного, умение понимать прекрасное во всем его многообразии. Лепка по своему характеру требует, с одной стороны развитых ощущений и восприятия, а с другой – сама совершенствует эти восприятия и ощущения. Считается, что ведущим в познании предметов реального мира является зрение, но на первых этапах становления у детей опорой для зрения является осязание предмета.
Таким образом, занятия художественным творчеством способствуют оптимальному и интенсивному развитию всех психических процессов и функций, приучают ребенка думать и анализировать, соизмерять и сравнивать, сочинять и воображать.
Педагогический смысл этого состоит в том, что в воспитании нельзя ограничиваться лишь одним жанром искусства. Только их совокупность обеспечит полноценное эстетическое развитие ребенка.
Источник
Валентина
Воспитание искусством в ДОУ
«Воспитание искусством в дошкольном учреждении»
Воспитатель: Крылова Ирина Ивановна
Не секрет, что искусство как специфическая форма познания действительности вызывает сильный эмоциональный отклик. Происходит это благодаря ярким средствам выразительности, используемым мастерами. Произведения искусства неизменно вызывают у человека радость от их восприятия, стремление любоваться ими, внимательно вслушиваться (музыка, поэзия, вглядываться (изобразительное искусство, живопись, графика, скульптура, архитектура).
Но человек может остаться равнодушным к искусству, если с детства его не приучали к прекрасному. К.Маркс писал: «Если вы хотите наслаждаться искусством, то вы должны быть художественно образованным человеком».
Искусство оказывает огромное влияние на формирование личности ребёнка на всех этапах его развития, позволяет шире и глубже познавать окружающую жизнь, разнообразие её проявлений, увидеть её красоту и неприглядные стороны. По отношению к воспринимающему и познающему искусство ребёнку оно выполняет разнообразные функции: воспитательную и образовательную, приобщает к социальным явлениям, доставляет наслаждение, радость, формирует чувство прекрасного.
Из этого следует, что искусство, как классическое, так и народное, должно входить в жизнь детей с раннего возраста.
В дошкольном учреждении произведения искусства могут использоваться в трёх направлениях.
Искусство, в том числе народное, включается в повседневную жизнь детей как неотъемлемая часть эстетической среды. Так, на занятиях и вне их может звучать музыка, а произведения изобразительного искусства используются в оформлении дошкольного учреждения.
Искусство (изобразительное, музыкальное, литература и др.) составляет содержание образования. Детей знакомят с искусством разных видов, событиями, явлениями, объектами, раскрываемыми художниками, музыкантами, писателями и поэтами, выразительными средствами.
Искусство используется в разных видах художественной деятельности, служит развитию детского художественного творчества. Образы искусства являются эталонами прекрасного.
Что же мы вкладываем в понятие эстетическое развитие личности в процессе ознакомления с искусством? Прежде всего — развитие эстетического восприятия, формирование умения наблюдать, вглядываться, вслушиваться, обводить предмет руками,выделяя его свойства: форму, строение, величину, пропорции, цвета, расположение в пространстве; в музыке — выделять звуки, их силу, гармонию, характер (торжественная, лирическая, весёлая, грустная). Постепенно под влиянием взрослых дети приобретают способность образной эмоциональной оценки предметов. В эстетическом воспитании пути познания мира идут через художественное восприятие, поскольку оценочная работа мысли является результатом пережитого в художественных образах. С годами удельный вес осмысления увеличивается — дети овладевают содержанием, формой и выразительными средствами. Ребёнок формируется на основе эстетического восприятия образных представлений. Эстетическое развитие включает в себя формирование эстетических вкусов и эстетических чувств.
Таким образом, искусство, оказывая сильное воздействие на ребёнка, позволяет развивать психические процессы, необходимые для успешного освоения разнообразных видов деятельности. Особое значение в связи с этим имеет интегрирование искусства в разнообразных видах художественной деятельности детей дошкольного возраста.
С одной стороны, интеграция основывается на общности психических процессов, развитие которых необходимо для успешного осуществления любой художественной деятельности (эстетического восприятия, образных представлений, образного мышления, воображения, эмоционально — положительного отношения к деятельности, а также памяти, внимания, с другой — основой интеграции применительно к предметам и содержанию эстетического служит образ, замысливаемый и передаваемый в разных видах художественной деятельности специфическими средствами выразительности.
Механизмом интеграции является именно образ, созданный средствами разных видов искусстваи создаваемый детьми в разных видах художественной деятельности:
В литературе — слово (образные представления, определения, эпитеты, сравнения, ритм, метафора);
Театрализованной деятельности — движения, жесты, мимика, голос, интонация, позы;
Изобразительной деятельности — рисунок (форма, величина, цвет, композиция, ритм, лепка, аппликация;
Музыке — мелодия, ритм, гармония, динамика, интонация.
Искусство — особая форма познания и видения жизни. Оно отличается от науки, которая тоже форма отражающей жизнь в виде формул, законов, умозаключений тем, что рисует наш мир в образах.
При интеграции разных видов искусства, художественной деятельности, других средств эстетического воспитания всё содержание включается в процесс разработки и создания образа практически на равных основаниях. Вместе с тем, какое — то тематическое содержание всегда выступает в роли стержневого. Именно вокруг этого стержня объединяются и другие формы работы, виды искусства и художественной деятельности. Применительно к интеграции в работе по эстетическому воспитаниюи развитию художественно — творческих способностей детей дошкольного возраста в качестве таких стержневых содержаний чаще всего выступают: игра, особенно в работе с младшими дошкольниками, природа, детская художественная литература, театрализованная и изобразительная деятельность.
Интеграция художественного содержания как путь формирования творческих способностей позволяет предоставить детям возможность ярче проявлять себя в том или ином виде художественно-творческой деятельности. Совершенствование художественно-творческих способностей в одном направлении поможет более успешному развитию способностей и в другом, что определяется общностью психических процессов, на которых базируется любая другая художественная деятельность.
Исходя из выработанного положения о том, что наиболее полно гуманизация педагогического процесса может быть обеспечена путём широкого включения в жизнь детей художественно-творческой деятельности, углубления и расширения их эстетического воспитания вообще необходимо поставить в центр педагогического процесса в ДОУ эстетическое воспитание и развитие художественных способностей и одарённости у детей.
Художественная культура является способом духовно — практического освоения мира и включает в себя различные виды художественно — творческой деятельности:
Освоение произведений искусства;
Собственное участие в том или ином виде художественной деятельности;
Создание «своих» произведений искусства;
Сохранение художественных ценностей;
Распространение художественных знаний.
Духовное развитие человека, включая эстетическое, начинается с раннего детства. Одна из отличительных особенностей ребёнка дошкольного возраста — способность эмоционально реагировать на окружающий мир людей, предметов, явлений, произведений искусства.
Разработка проблемы влияния комплекса искусств на процесс развития личности ребёнка требует определения понятий, связанных с использованием произведений различных видов искусствав педагогическом процессе:
Взаимодействие искусств;
Комплекс;
Синтез;
Интеграция.
Понятие взаимодействие искусств обозначает сложную форму причинно-следственных связей между различными видами искусства, с одной стороны, и эстетически развивающейся личностью — с другой. Под комплексом искусств в педагогической практике понимается сочетание различных видов искусства, необходимое для решения определённых учебных задач.
По мнению Б. И. Ивасива, в педагогическом процессе реализуются внешние (тематические) и внутренние (генетические, морфологические и функциональные) типы комплексного взаимодействия искусств.
Морфологическая взаимосвязь основывается на комплексном анализе выразительных средств различных видов искусства. Функциональная особенность комплексной взаимосвязи искусств заключается в развитии у детей способности эстетически оценивать художественные произведения путём сопоставления и сравнения аналогичных и контрастных образов, настроения самых разнообразных произведений. Генетическая взаимосвязь различных видов искусства в единстве происхождения и синкретизме (нерасчленённость, неразвитое состояние, какого — либо явления) форм, что ярко проявляется в народном искусстве.
Введение в теорию и практику эстетического воспитания и художественного образования понятия ИНТЕГРАЦИЯ ИСКУССТВ вызвано потребностью обозначить концептуально новый подход к решению проблемы развития ребёнка средствами комплекса искусств: соединение искусств в одной образной системе с целью формирования универсальных способностей и интегративных качеств личности.
Выделяются следующие формы организации образовательного процесса на основе интеграции искусства:
пластообразная;
спиралевидная;
контрастная;
взаимопроникающая;
индивидуально — дифференцированная.
Эти формы используются как структура интегрированных занятий, развлечений, свободной творческой деятельности детей. В зависимости от поставленных целей педагог может использовать ту или иную форму.
Пластообразная — наслоение пластов различных видов искусства и деятельности содержание которых пронизано одной целью (образ «золотой осени» познаётся в различных видах искусства (изо, поэзии, музыке) через средства выразительности этих видов искусства (колорит, эпитеты, музыкальную интонацию) и передаётся детьми в песне, составлении рассказов или изо деятельности.
Спиралевидная — содержание, виды деятельности будут постоянно нарастать количественно и качественно, изменяясь на каждом витке (оценить красоту пейзажа можно на основе восприятия красоты одного времени года и прийти к пониманию красоты в произведениях художественной литературы, музыке, изо) В центре спирали — содержание художественно — творческой деятельности.
Контрастная — заключается в рассуждениях между педагогом и детьми о явлениях, событиях, понятиях, переданных в произведениях искусства (как поэты, художники передают своё отношение к явлению, событию, поступку героев). Ведущие методы — сопоставление и сравнение, проблемные вопросы.
Взаимопроникающая — организация такого вида деятельности,в который органично вливаются другие виды деятельности: слушание музыки, литературного текста. (игра и театрализованная деятельность — системообразующий стержень). Данная модель может быть использована для планирования и проведения праздников, развлечений и досугов.
Индивидуально — дифференцированная — ориентирована на создание условий для творческого развития ребёнка. С этой целью необходимо так организовать предметно — развивающую среду и социокультурное окружение в ДОУ, чтобы они способствовали творческим проявлениям и побуждали к активной творческой деятельности (организуются уголки творчества, изо, театрализованные уголки). В такой среде педагог умело выстраивает работу, переводя детей из одного вида художественно — творческой деятельности в другой, выполняя роль соавтора, творческого партнёра.
Литература:
Аксёнова Е. М. Воспитание чувств художественным словом. М. ,1962
Казакова Р. Г. Рисование с детьми дошкольного возраста. М. ,2005
Штанько И. В. Воспитание искусством в детском саду. М., 2007
Источник