Дошкольное детство это особый период в развитии ребенка

Дошкольное детство это особый период в развитии ребенка thumbnail

статья для чтения родителям

Дошкольное детство – особый период!

Автор: Коваленко Е.В., воспитатель МДОУ № 15 г. Тейково

Важным периодом становления личности является дошкольный возраст. Этот период благоприятен для овладения социальным пространством человеческих отношений через общение со взрослыми, сверстниками, родителями. Этот возраст приносит ребенку все новое и важное для дальнейшего развития его личности. В период дошкольного детства важно уметь выбрать правильный подход к ребенку.

В дошкольный период закладывается способность ребенка доверять себе и другим и определяется развитие его разума.

Старший дошкольный возраст играет определяющую роль в развитии черт мужественности у мальчика и черт женственности у девочки.

При этом важны социально значимые эталоны поведения, которыми становятся литературные герои и непосредственно окружающие ребенка люди. Особое значение в качестве эталонов поведения для дошкольника имеют персонажи сказок, где в конкретной, образной, доступной ему форме акцентируются положительные и отрицательные черты характера, что облегчает первоначальную ориентацию ребенка в сложной структуре личностных свойств человека. Личность ребенка дошкольника формируется в процессе реального взаимодействия ребенка с миром, включая социальное окружение, и путем усвоения им нравственных критериев, регулирующих его поведение. Этот процесс управляется взрослыми, родителями, которые способствуют отбору и тренировке социально значимых свойств.

Мотивационная сфера ребенка активно развивается в дошкольные годы. Существенное влияние на поведение дошкольника начинают оказывать такие побуждения, как интерес к миру взрослых, стремление быть похожим на них, интересы к новым осваиваемым видам деятельности (игра, лепка, рисование, конструирование и др.), установление и сохранение положительных взаимоотношений со взрослыми в семье, детском саду. Это делает ребенка, особенно к концу дошкольного возраста, весьма чувствительным к оценкам родителей и педагогов. Мотивом деятельности дошкольников нередко выступают и стремление завоевать «благосклонность», симпатию сверстников, которые им нравятся, пользуются авторитетом в группе, и самолюбие, желание самоутвердиться, соревновательные мотивы (быть лучше других, выиграть, победить).

Дошкольное детство — особый период. Это время, когда эмоции господствуют над всеми другими сторонами жизни ребенка, когда он находится как бы в их плену. Дети существенно различаются своей эмоциональной сферой. Прежде всего, эмоциональной впечатлительностью. На протяжении дошкольного возраста увеличивается устойчивость чувств, они становятся более глубокими, осознанными и обобщенными. Возрастает умение ребенка контролировать свои эмоциональные реакции. Появляются новые, высшие чувства (нравственные, эстетические, познавательные)

Чем гордится ребенок, чего он стыдится – решающую роль в этом играют окружающие и в первую очередь – родители, воспитатели, их отношение к ребенку, оценка его достижений. Дошкольник не безразличен к прекрасному и безобразному, он способен откликнуться на музыку, художественную картину, поэзию, на прекрасное в природе, проявить чувство юмора. В дошкольный период развиваются и познавательные чувства, ребенок проявляет не только любопытство, но и любознательность, стремление утвердиться в истине. Чувства к концу дошкольного возраста нередко становятся мотивом поведения ребенка. Постепенно происходит и интеллектуализация детских чувств.

Дошкольное детство – большой отрезок жизни ребенка, в котором интенсивно происходит формирование личности!

Источник

Раннее детство – особый период в развитии ребёнка.

         Ранний возраст – чрезвычайно важный и ответственный период психического развития ребёнка. Это возраст, когда всё впервые, всё только начинается – речь, игра, общение со сверстниками, первые представления о себе, о других, о мире. В первые три года жизни закладываются наиболее важные и фундаментальные человеческие способности – познавательная активность,  любознательность, уверенность в себе и доверие к другим людям, целенаправленность и настойчивость, воображение, творческая позиция и многие другое. Прич­­­­­­­­­­­­ём все эти способности не возникают сами по себе, а  требуют непременного участия взрослого и соответствующих возрасту форм деятельности.

         Что представляет собой ребёнок раннего возраста?

         Психологи считают, что первые три года –это самый важный период в развитии ребёнка. В этот  период закладывается основание всей будущей жизни. Уверенность в себе, знание, что ты желаем и любим, чувство собственного достоинства, поведение в стрессовых ситуациях – всё это восходит к самому раннему детству, к отношениям малыша с родителями. Этот период имеет решающее значение для формирования личности, важно знать что представляет собой  ребёнок этого возраста.

         Основной особенностью периода раннего детства является наиболее интенсивный темп развития всех органов и систем.

         В период от 1 до 3 лет у ребёнка прорезываются все молочные зубы, он быстро растёт и прибавляет в весе,  развивается его речь и память. Ребёнок начинает ориентироваться в окружающем мире, активно познаёт его. В этот период огромное значение для малыша имеет игра.

От рождения до года.

Лучший способ узнать ребёнка- понаблюдать за ним и прислушаться к нему. Полезно знать об общих чертах детей этого возраста:

·        Познаёт мир через ощущения

·        Полностью зависим

·        Сосредоточен на себе

·        Воспринимает звуки, зрительные образы, тон разговора(ласковый или сердитый)

·        Быстро растёт и изменяется

·        Играет сам с собой

·        Узнаёт людей и реагирует на них.

·        Учится хватать

·        Другие моторные навыки: учится ползать, сидеть, стоять

Читайте также:  Значение развития речи ребенка

·        К концу года начинает ходить.

От года до двух лет.

         В два года ребёнок перешагивает через несколько препятствий чередующимся шагом, удерживает равновесие при ходьбе по доске, лежащей на полу. В подвижные игры для детей двух лет можно включать прыжки, бег, бросание мяча и скатывание его с горки.

·        Ходит всё увереннее

·        Требует внимания к себе

·        Познаёт мир через ощущения

·        Внимание быстро рассеивается

·        Полностью может концентрироваться только на одной вещи

·        Восприятия конкретны, воображение ещё не развито(думает только о том что видит)

·        Слабая координация движений

·        Нет «тормозов» его трудно остановить

·        Решителен

·        Любопытен ,жаждет исследовать мир

·        Подражает взрослым

·        Непослушен

·        Любит постоянный распорядок дня, чувствуя себя так безопасней

·        Сосредоточен на себе

От двух до трёх лет.

         В три года ребёнок называет правильно четыре основных цвета и несколько оттенков .Ориентируется в семи цветах спектра (знает чёрный  белый цвета) находит по образцу, по просьбе взрослого.

·        По-прежнему сосредоточен на себе.

·        Любопытен

·        Координация движений ещё не совершенна.

·        Активен.

·        Исследователь, интересуется окружающим миром.

·        Играет большей частью один.

·        Импульсивен, действует по первому пробуждению.

·        Склонен проверять «границы дозволенного».

·        Становится все более независимым.

·        Любит учиться.

·        Ему не надоедает повторять одно и то же.

·        Нелогичен.

·        Возникает чувство прекрасного.

·        Подражает взрослым.

·        Внушаем.

·        Сравнивает себя с другими.

·        Развивает самосознание.

·        Формируется словарь (у трех летних он уже довольно большой)

Быстрый темп развития организма – особенность раннего возраста.

         Быстрый темп развития ребенка раннего возраста имеет ряд особенностей. Прежде всего – это скачкообразность развития. Скачкообразность отражает нормальный закономерный процесс развития организма ребенка, и наоборот, отсутствие скачков является следствием дефектов в развитии и воспитании детей.

         Быстрый темп развитие ребенка обусловлен быстрым установлением связи с окружающим миром и в то же время медленным закреплением реакции. Поэтому очень важно как можно больше повторять, закреплять новые навыки, учить малыша делать что – либо новое самостоятельно. Это лучше закрепит полученные знания.   

В чём уникальность раннего детства?

                                                Самоценность раннего детства – в остроте восприятия                                         окружающего мира, особом мире чувств и                                                             представлений.

                                                                           (Н.С. Ежкова)

         Период раннего возраста отличается уникальностью и неповторимостью. Его правомерно выделяют в общем развитии и воспитании детей дошкольного возраста.

         Период раннего детства уникален тем, что именно в этот временной отрезок ребенок развивается столь стремительно как ни когда в последующие годы жизни.

Источник

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Социальное развитие ребёнка в период дошкольного детства

Описание слайда:

Социальное развитие ребёнка в период дошкольного детства

2 слайд

Детство – это период становления ребенка полноценным членом человеческого соо

Описание слайда:

Детство – это период становления ребенка полноценным членом человеческого сообщества. Это особая фаза не только в психофизическом, но и социальном созревании, когда определяются основные линии развития индивида, формируется и закладывается фундамент личности.

3 слайд

Социализация - это «процесс вхождения индивида в социальную среду», «усвоени

Описание слайда:

Социализация — это «процесс вхождения индивида в социальную среду», «усвоения им социальных влияний», «приобщение его к системе социальных связей» (Андреева Г.М.) Социализация — это особый процесс включения ребенка в общество, процесс и результат усвоения, активного воспроизводства индивидом социального опыта. Он может происходить как стихийно, так и целенаправленно (воспитание) в ходе социальной адаптации.

4 слайд

Социальная адаптация - процесс активного приспособления индивида к условиям

Описание слайда:

Социальная адаптация — процесс активного приспособления индивида к условиям социальной среды, а также как результат этого процесса, проявляющийся в формировании самосознания и ролевого поведения, самоконтроля, способности к адекватным связям к окружающим.

5 слайд

Агенты социализации Важнейшую роль в том, каким вырастает человек, как пройде

Описание слайда:

Агенты социализации Важнейшую роль в том, каким вырастает человек, как пройдет его становление играют люди, в непосредственном взаимодействии с которыми протекает его жизнь. Их принято называть агентами социализации. На разных возрастных этапах состав агентов специфичен. Так, по отношению к детям и подросткам таковыми выступают родители, братья и сестры, родственники, сверстники, соседи, воспитатели, учителя.

6 слайд

Современные факторы, влияющие и определяющие характер качественных изменений

Описание слайда:

Современные факторы, влияющие и определяющие характер качественных изменений в развитии личности ребенка в период дошкольного детства

7 слайд

Социальные факторы

Описание слайда:

Социальные факторы

8 слайд

Положительное Отрицательное Социальное лицо человека определяется прежде всег

Описание слайда:

Положительное Отрицательное Социальное лицо человека определяется прежде всего его государственной принадлежностью: человек рождается гражданином того, или иного государства, с определенной системой общественно-экономических отношений, которая определяет классовое положение человека Под влиянием общества ребенок развивается и совершенствуется, «впитывает» социально-исторический опыт, культуру, правила и нормы поведения, принятых в обществе, доминирующие общественные идеи и ценности Период глубоких социальных и экономических трансформаций, переживаемых Россией в последние десятилетия, породил в стране такие почти забытые социальные явления, как бродяжничество, попрошайничество, беспризорность детей. Влияние макрофакторов страна, общество, государство

9 слайд

Положительное 	Отрицательное Национальное самосознание или этническая иденти

Описание слайда:

Положительное Отрицательное Национальное самосознание или этническая идентичность, как осознание своей принадлежности к определенному этносу, формируется у человека в первые годы его жизни. Именно этот период является определяющим в становлении основ характера, выработке норм поведения, активной жизненной позиции, установки межэтнического толерантного поведения. Благодаря этносу ребенок осознает общность происхождения, языка, традиций, культуры, национальные особенности, социальные установки и ценностные ориентации своего народа Общение детей разных национальностей оказывает благотворное влияние на развитие толерантности. Обострение межнациональных взаимоотношений, этнические стереотипы, проявления со стороны взрослых негативного отношения к представителям тех или иных народов отрицательно влияет на формирующуюся личность, ставит ребенка в поле социально-психологического напряжения. Последствия такого влияния обнаруживаются в процессе общения детей разных национальностей, приводящих к межличностным, межэтническим конфликтам, агрессии, жестокости, нетерпимости к сверстникам другой национальности Влияние мезофакторов этнос, национальность

Читайте также:  Чем заниматься с ребенком для развития мальчик 3 года

10 слайд

Положительное Отрицательное Средства массовой информации являются одним из

Описание слайда:

Положительное Отрицательное Средства массовой информации являются одним из факторов, обуславливающих развитие личности человека, особенности и характеристику его когнитивной, эмоциональной и поведенческой составляющей. СМИ — важные источники национальной и культурной социализации СМИ являются серьезными каналами трансляции новых смыслов, образов, моделей поведения и ценностных ориентаций В художественной, наглядной форме, СМИ способны порой донести до ребенка те идеалы гуманизма, которые очень сложно объяснить не только семье, но и опытному педагогу. могут облегчить самостоятельное освоение учебного материала. Информационная среда активно влияет на всю систему пространств отношений ребенка, постепенно подменяя их «телеэкранной социализацией», трансформируя ценностные ориентации и базовые потребности ребенка, такие, как потребность в игре и общении со взрослым и сверстником.   Просмотр телепередач замещает социально желательные виды деятельности (чтение, занятия спортом), препятствует полноценн6ому развитию речи, блокирует творческие игры и естественное движение. Дети, которые видят много насилия на телеэкране, склоны оправдывать агрессивное поведение, у них также повышается порог чувствительности к агрессии в реальной жизни, и они менее склонны проявлять сочувствие. Влияние мезофакторов Средства массовой информации

11 слайд

Положительное 	 	Отрицательное Работа за компьютером способна повысить урове

Описание слайда:

Положительное Отрицательное Работа за компьютером способна повысить уровень интеллектуального развития, предоставляет возможность адаптироваться к этому миру и к основам компьютерной технике занятия на компьютере способствуют формированию зрительно-моторной координации, познавательной мотивации, произвольной памяти и вниманию. Дидактические компьютерные игры обучают детей мышлению на высоком уровне и развивают умственные способности и навыки, необходимые в реальной жизни. Компьютеризация образования и досуга детей влечет за собой ряд негативных моментов, которые могут оказывать неблагоприятное влияние на здоровье ребенка: нагрузка на зрение, на опорно-двигательный аппарат, психическая нагрузка и электромагнитное излучение постоянное нахождение ребенка с малых лет у монитора компьютера ведет к отсутствию самых элементарных навыков в устной речи и навыков общения Дети, постоянно играющие в компьютерные игры, обретают патологическую зависимость от них. Влияние мезофакторов компьютер

12 слайд

Положительное Отрицательное Семья - первичный источник социализации в дошколь

Описание слайда:

Положительное Отрицательное Семья — первичный источник социализации в дошкольные годы. Семья во многом определяет круг интересов и потребностей, взглядов и ценностных ориентаций ребенка; половую социализацию; Семья предоставляет условия (в том числе материальные) для развития природных задатков ребенка; В семье закладываются нравственные и социальные качества личности Семейные отношения играют центральную роль в развитии самосознания ребенка. В современном обществе наблюдается процесс ослабления семьи как социального института, изменение ее социальных функций, неролевых семейных отношений. Семья утрачивает свои ведущие позиции в социализации индивидов, в организации досуга и других важнейших функциях. Это является прямой угрозой психологической безопасности маленького ребенка. Нарушения внутрисемейных отношений негативно влияют на формирование личности ребенка, его характера, самооценки и других психических качеств личности; у этих детей могут возникать различные проблемы: состояние повышенной тревожности, трудности в общении и др. Влияние микрофакторов семья

13 слайд

Положительное Отрицательное Система детских учреждений является первой внесем

Описание слайда:

Положительное Отрицательное Система детских учреждений является первой внесемейной ступенью социализации. Детские дошкольные учреждения в значительной мере закладывают основы социального облика личности. способствуют началу процесса самореализации личности, ее творческой активности, самостоятельности, инициативности. формируют социальную грамотность, активность, нормы поведения, устойчивость к влияниям антисоциальной среды. осуществляют социализацию детей путем взаимодействия с семьей. Реализуют важные для социализации детей функции: оздоровительную, воспитательную, образовательную. Увеличение дидактической составляющей дошкольного образования приводит к физической, психической, умственной нагрузке, в следствие которой дети пребывают в состоянии стресса и как следствие у них начинают нарушаться функции психологической и физиологической адаптации. Влияние микрофакторов институты воспитания

14 слайд

Положительное Отрицательное В группе сверстников ребенок усваивает важнейшие

Описание слайда:

Положительное Отрицательное В группе сверстников ребенок усваивает важнейшие социальные навыки: учится самостоятельному взаимодействию со сверстниками, приобретает опыт отстаивания своей позиции усваивает нормы и стиль полоролевого поведения, приобщается к детской субкультуре, общение со сверстниками дает ощущение своей принятости социумом, общение со сверстниками создает условия для формирования «Я-концепции» членов группы (сравнения себя с другими, оценки своих действий и отношений, реализации себя в конкретных поступках) Общение со сверстниками — один из важных источников развития познавательной деятельности ребенка. Отсутствие общества сверстников у дошкольников отрицательно сказывается на развитии коммуникативных способностей и самосознания личности, притупляет способность понимания других людей. Отсутствие разумного контроля за характером взаимоотношений в среде сверстников со стороны взрослого сообщества нередко приводит к культивированию в детской и подростковой среде деструктивных или искаженных моделей поведения, создающих реальную угрозу психологическому и социальному здоровью ребенка. Влияние микрофакторов группы сверстников

Читайте также:  Влияние акдс на развитие речи ребенка

15 слайд

Культурный фактор

Описание слайда:

Культурный фактор

16 слайд

Положительное Отрицательное Способствует приобщению к родному языку, ребёнка

Описание слайда:

Положительное Отрицательное Способствует приобщению к родному языку, ребёнка к духовной и материальной культуре и ценностным ориентациям народа формированию национального самосознания ребенка формирует унаследованный стереотипный способ поведения, нравственные чувства оказывают эмоционально-психологические воздействия на ребенка Обычаи выступают в качестве эффективного средства социального регулирования Способствует формированию этикета взаимоотношений в обществе Традиции способствуют укреплению преемственности поколений этническая замкнутость на традициях и ценностях лишь своего народа способствует формированию этноцентризма, враждебности к другим, «чужим» народам. Пренебрежение или незнание традиций способствует упадку духовных ценностей подрастающего поколения Влияние культурных факторов Этническая (народная) культура, традиции, обычаи

17 слайд

Положительное Отрицательное Географическая среда влияет на темпы развития, на

Описание слайда:

Положительное Отрицательное Географическая среда влияет на темпы развития, накладывает свой отпечаток на духовные феномены Географическая среда обитания, оказывает специфическое влияние на национальное самосознание, демографическую структуру, межличностные отношения, образ жизни, обычаи, привычки. Специфика географической среды формирует структуру этнической общности, региональную специфику, культуру, физический тип людей, расовые признаки (цвет кожи, глаз, форма и цвет волос, форма черепа, рост и др.) У детей, живущих в трудных географических районах, ограничивается доступ к интеллектуальным источникам, социализация личности задерживается, или носит более примитивный характер Влияние природных факторов Природная (географическая) среда

18 слайд

Факторы, воздействующие на социализацию ребенка в городской местности Фактор

Описание слайда:

Факторы, воздействующие на социализацию ребенка в городской местности Факторы, воздействующие на социализацию ребенка в сельской местности Городское население состоит из многочисленных социальных слоев и профессиональных групп, имеющих самые разные ценностные ориентации и стили жизни В городе ребенок сталкивается с огромным количеством людей, что позволяет ему приобрести опыт социальных взаимодействий, помогающих лучше ориентироваться в окружающей действительности. Это же развивает у ребенка способность к наблюдению и пробуждает интерес к социальной жизни Город предоставляет личности возможность широкого выбора кругов и групп общения, системы ценностей, стиля жизни. Здесь растущий человек имеет многообразные возможности для самореализации В жизненном укладе сел довольно стабильный состав жителей, слаба его социально-профессиональная и культурная дифференциация, тесные родственные и соседские связи Для села характерна «открытость» общения. Отсутствие больших социальных и культурных различий между жителями создает условия для близкого общения взрослых и детей, причем чем меньше деревня, тем «интимнее» общение детей со взрослыми, со старшими и младшими по возрасту Влияние среды обитания

19 слайд

Социальное развитие детей дошкольного возраста Дошкольный возраст является се

Описание слайда:

Социальное развитие детей дошкольного возраста Дошкольный возраст является сензитивным периодом в социальном развитии человека. Социальное развитие – это процесс, во время которого ребенок усваивает ценности, традиции своего народа, культуру общества, в котором ему предстоит жить. Этот опыт представлен в структуре личности неповторимым сочетанием находящихся в тесной взаимозависимости четырех компонентов:

20 слайд

1 компонент - культурные навыки – представляют собой совокупность специфическ

Описание слайда:

1 компонент — культурные навыки – представляют собой совокупность специфических навыков, вменяемых обществом человеку в различных ситуациях как обязательные. Например: навык порядкового счета до десяти перед поступлением в школу. 2 компонент — специфические знания – представления полученные человеком в индивидуальном опыте освоения окружающего мира и несущие на себе отпечатки его взаимодействия с действительностью в виде индивидуальных пристрастий, интересов, системы ценностей. Их отличительная особенность – тесная смысловая и эмоциональная взаимосвязь между собой. Их совокупность образует индивидуальную картину мира.

21 слайд

3 компонент - ролевое поведение – поведение в конкретной ситуации, обусловлен

Описание слайда:

3 компонент — ролевое поведение – поведение в конкретной ситуации, обусловленной природной и социокультурной средой. Отражает знакомство человека с нормами, обычаями, правилами, регулирует его поведение в тех или иных ситуациях, определяется его социальной компетентностью.  Даже в дошкольном детстве у ребенка уже много ролей: сын или дочь, воспитанник детского сада, чей-то друг. Недаром маленький ребенок дома ведет себя иначе, чем в детском саду, а с приятелями общается не так, как с незнакомыми взрослыми.

22 слайд

4 компонент - социальные качества, которые можно объединить в пять комплексны

Описание слайда:

4 компонент — социальные качества, которые можно объединить в пять комплексных характеристик: сотрудничество и забота об окружающих, соперничество и инициативность, самостоятельность и независимость, социальная адаптированность, открытость и социальная гибкость. Все компоненты социального развития находятся в тесной взаимосвязи.

23 слайд

 Благодарю за внимание!

Описание слайда:

Благодарю за внимание!

Выберите книгу со скидкой:

Дошкольное детство это особый период в развитии ребенка

БОЛЕЕ 58 000 КНИГ И ШИРОКИЙ ВЫБОР КАНЦТОВАРОВ! ИНФОЛАВКА

Инфолавка — книжный магазин для педагогов и родителей от проекта «Инфоурок»

Дошкольное детство это особый период в развитии ребенка

Курс профессиональной переподготовки

Социальный педагог

Дошкольное детство это особый период в развитии ребенка

Курс повышения квалификации

Дошкольное детство это особый период в развитии ребенка

Курс повышения квалификации

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

Общая информация

Номер материала:

ДБ-1108133

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Источник