Доречевое развитие ребенка с алалией

По опыту знаю, что у родителей детей с нарушениями развития до трёх лет очень часто возникает вопрос о том, чем же отличается алалия и аутизм. Врачи и специалисты тоже особую ясность в этот вопрос не вносят, что неудивительно — на раннем этапе эти нарушения ОЧЕНЬ похожи по симптомам. Тем не менее, есть у алалии характерные черты, не свойственные аутизму. О них, и об алалии в целом, и пойдёт речь ниже.

Если вы спросите поисковики, что такое алалия, то увидите, что их существует 3 типа: моторная, сенсорная и сенсомоторная (тотальная).

  • Моторная алалия — это отсутствие активной речи у ребёнка с первично сохранным интеллектом. Ребёнок всё понимает, но не говорит. Помните тургеневского Герасима из рассказа «Муму»? Это классический пример моторной алалии. Раньше этот диагноз назывался просто — «немота».
  • Сенсорная алалия — ребёнок не понимает постороннюю речь. Собственная речь может быть, но при этом она бессмысленная — набор звуков, эхолалии, слова «не в тему», словесный «понос». При сенсорной алалии ребёнок говорит, но не понимает.
  • Сенсомоторная (тотальная) алалия — ребёнок не говорит и не понимает речь.

В реальности такое разделение алалий довольно условное. Редко когда бывает чистая моторная, или чистая сенсорная алалия. Даже тотальная алалия, когда ребёнок, СОВСЕМ ничего не понимает и не говорит, встречается нечасто. Обычно алалические компоненты смешаны между собой с перекосом в одну или в другую сторону. Периодически проступают то черты сенсорной алалии, то моторной.

Например, ребенок может более-менее, но не так чтобы хорошо, понимать речь, но не говорит и с трудом этому учится. Или, наоборот — говорит и учится говорить сносно, зато с пониманием трудно.

картинка из открытых источников

Считается, что причиной алалии является повреждение и незрелость речевых зон мозга: зоны Брока (левая лобная часть — говорение) и зоны Вернике (левая височная часть — понимание).

Кстати, у взрослых после инсульта тоже встречаются подобные нарушения. Но так как у взрослых речь была сформирована ДО повреждения, у этого расстройства другое название — сенсорная и моторная афазия, и получше прогноз (конечно, в зависимости от объема кровоизлияния).

Где-то до двух лет алалия, особенно чистая сенсорная или с сенсорным компонентом, то есть, где есть проблемы с пониманием речи, выглядит как типичный аутизм. Мы начали походы по врачам с полутора лет. Так вот наш первый диагноз от невролога так и выглядел: «Аутизм ?» В общем, да, алалию и аутизм в раннем возрасте отличить очень сложно. Что же у нас было аутичного? Очень много чего:

  • Отсутствие зрительного контакта;
  • Никакой реакции на имя и обращенную речь при сохранном слухе;
  • Совсем не было своей речи, даже лепетной. Только случайные обрывки слогов, которые ничего конкретного не значили;
  • Нарушение привязанности и самостоятельность не по возрасту— сын не замечал моего отсутствия, не радовался при моём появлении, в незнакомых местах летел без оглядки куда глаза глядят, до истерики отказывался ходить за руку;
  • Отсутствие жестов (не мог головой показать «да/нет», не махал «пока-пока», не было указательного жеста);
  • Обилие стереотипий (стимов): бег по кругу, взмахи руками — «крылышки», вокализации (монотонное мычание, звонкий визг), рассматривание пальцев рук, выкладывание в ряд игрушек, кручение колес и всего что можно покрутить, зависание на вентиляторах, маршруты, игры с глазами: завести зрачки в бок и кружится по кругу.

Но у алалии, даже в самом раннем возрасте (до 3 лет), всё равно есть отличия от аутизма. Эти отличия не видны врачам, а видны только в повседневной жизни. Поэтому нередко врачи или ставят неверный поспешный диагноз, или пишут расплывчатые формулировки типа «ЗРР» и т.д., понимая, что ещё всё может измениться.

Вот эти отличия:

  • Самое главное — алалик не отказывается от несловесного общения, тесного, такого как обнимашки, поцелуи, ручки, в том числе;
  • Как правило, нет негатива к посторонним людям. Может быть равнодушие, отсутствие интереса, но истерик нет;
  • Нет истерик от смены обстановки, смены распорядка дня;
  • Ребёнок не против того, что вы вмешиваетесь в его игру — у него не будет психов потому, что вы переставили куда-то его игрушки;
  • Нормально воспринимаются не речевыесигналы общения — мимика и интонация — ребёнок понимает их и правильно интерпретирует;
  • Для моторной алалии характерны трудности с мелкой моторикой из-за того, что зона Брока (центр говорения) в мозге находится рядом с центром мелкой моторики (тонкие движения пальцев рук). В норме малыш до года начинает брать предметы пинцетным захватом. Алалики долго и неуклюже хватают предметы всей пятерней. Мы отточили этот навык до приемлемого уровня только к 1,9. У аутистов этой проблемы обычно нет;
  • Есть сочувствие — может пожалеть другого ребёнка или взрослого (появляется позже, чем у нормы — в 2,5-3 года);
  • Сюжетно-ролевая игра развивается сама без обучения и каких-то специальных мер (появляется позже, чем у нормы — ближе к 2-2,5 годам, усложнённая — к 3-3,5);
  • Легко отвлечь и переключить с истерики.

фото из открытых источников

Читайте также:  Центр всестороннего развития ребенка

То есть, проблемы с коммуникацией — основным критерием для постановки диагноза «Аутизм», детей с алалией касаются не так остро и только со стороны речевого общения. В неречевом общении эти дети норма или близки к ней.

Грубо говоря: ребёнок при алалии хочет, но НЕ МОЖЕТ полноценно общаться из-за повреждения речевых зон. Ребёнок с аутизмом, если не имеет повреждения речевых зон, общаться может, но НЕ ХОЧЕТ.

И в том, и в другом случае, проблемы с общением тянут за собой вереницу похожих симптомов. Именно поэтому диагнозы так похожи.

Когда алалик начинает говорить, диагноз ставится врачами более уверенно, так как речевые особенности, свойственные алалии, становятся очевидными:

  1. Долго ставятся звуки. Прям очень долго. Например, мы звук «ш» ставили полгода, занимаясь по 5-6 раз в неделю с логопедами и дома. Требуется усиленное закрепление. Бывает поставишь, а ребёнок всё равно упорно сваливается на произношение не как правильно, а как ему легче. Есть проблемы с артикуляцией;
  2. Понимание речи растёт не само по себе, интуитивно, а через упорное заучивание. Характерны сложности с пониманием предложений, где переставлены слова. Например, «Вася, дай мяч» ребёнок поймёт, а «Дай мяч, Вася» — может поплыть (более характерно для сенсорных алаликов);
  3. Плохо с грамматикой. Ребёнок долго учится склонению слов по родам, падежам. Долго сохраняются в речи такие перлы, как «Моя папа», «Твой мама»;
  4. Трудности с абстрактными понятиями: пословицы, поговорки, времена года придётся объяснять очень долго;

На исправление речевого дефекта уходят годы. Греет в этой ситуации то, что поправить алалию и добиться хороших результатов можно, главное систематически работать с ребёнком.

Спасибо всем, кто дочитал до конца. Здоровья вам и вашим родным! 🙂

Ставьте лайк и подписывайтесь!

Вам могут быть интересны другие статьи по теме:

Как усадить и мотивировать заниматься ребенка с аутизмом, ЗПР или алалией

Незаметные хитрости, чтобы ребенок быстрее заговорил

Как я научила сына отзываться на имя (для родителей алаликов и аутистов)

Источник

Алалия — органическое нарушение (недоразвитие) речи центрального характера. При алалии у детей запаздывает созревание нервных клеток в определенных областях коры головного мозга. Нервные клетки прекращают свое развитие, оставаясь на молодой незрелой стадии — нейробластов. Это нарушение может быть врожденным или рано приобретенным в доречевом периоде. Доречевым периодом принято считать первые три года жизни ребенка, когда происходит интенсивное формирование клеток коры головного мозга и ребенок пользуется речью еще очень малый промежуток времени. Мозговые системы, наиболее значимые для речевой функции, не прекращают своего развития после окончания внутриутробного периода, а продолжает развиваться после рождения ребенка.

Причины:

Черепно-мозговые травмы во время родов и асфиксии новорожденных. Родовые травмы и асфиксии в некоторых случаях бывают последствием внутриутробной патологии. Это вызывает хроническое кислородное голодание. Клетки мозга, являются наиболее чувствительными к кислородному голоданию. Поражается тот слой коры головного мозга, который обеспечивает формирование высших корковых функций человека, в первую очередь — речи и психики.

Причинами так же могут быть внутриутробные энцефалиты, менингиты, интоксикация плода, внутриутробные или ранние прижизненные травмы мозга, болезни раннего детства с осложнением на мозг и т. д.

Внутриутробная патология приводит к диффузному поражению вещества мозга, родовые черепно-мозговые травмы и асфиксия новорожденных вызывают более локальные нарушения.

Алалия один из наиболее сложных дефектов речи, при котором нарушены операции отбора и программирования на всех этапах порождения и приема речевого высказывания, вследствие чего оказывается не сформированной вся речевая деятельность ребенка. Система языковых средств (фонематических, грамматических, лексических) не формируется, страдает мотивационно-побудительный уровень речепорождения. Наблюдаются грубые семантические (смысловые) дефекты. Нарушено управление речевыми движениями, что отражается на воспроизведении звукового и слогового состава слов.

Алалия наблюдается у детей с сохранными периферическим (физиологическим) слухом и артикуляционным аппаратом, имеющих достаточные для развития речи интеллектуальные возможности.

Отсутствие речи резко ограничивает полноценное развитие и общение ребенка с окружающими. А это в свою очередь приводит к постепенному отставанию в умственном развитии, которое в данном случае носит вторичный характер. Дети — алалики существенно отличаются от умственно отсталых, по мере становления речи и под воздействием специального обучения интеллектуальное отставание постепенно исчезает.

При алалии имеют место речевые и неречевые симптомы, между которыми существуют сложные опосредованные соотношения. В симптоматике расстройств, при алалии преобладающими являются языковые нарушения. Среди неречевых расстройств выделяют моторные, сенсорные, психопатологические симптомы.

Нарушения речи отрицательно влияют на все психическое развитие ребенка, отражаются на его деятельности, поведении. Тяжелые нарушения речи могут влиять на умственное развитие, особенно на формирование высших уровней познавательной деятельности, что обусловлено тесной взаимосвязью речи и мышления и ограниченностью социальных, в частности речевых, контактов, в процессе которых осуществляется познание ребенком окружающей действительности.

Нарушения речи, ограниченность речевого общения могут отрицательно влиять на формирование личности ребенка, вызывать психические наслоения, специфические особенности эмоционально-волевой сферы, способствовать развитию отрицательных качеств характера (застенчивости, нерешительности, замкнутости, негативизма, чувства неполноценности).

У алаликов серьёзно снижена работоспособность, внимание, они быстро утомляются, устают даже после непродолжительной умственной работы, они раздражительны. Часто при выходе из алалии у детей возникает заикание.

В зависимости от преимущественной локализации поражения речевых областей больших полушарий головного мозга (центр Вернике, центр Брока) различают две основные формы алалии: моторную и сенсорную.

Моторная алалия связана с нарушением деятельности речедвигательного анализатора, а сенсорная — с нарушением речеслухового анализатора. Однако такое деление в настоящее время уже не исчерпывает всего многообразия проявлений алалии у детей.

Моторная алалия — это системное недоразвитие экспрессивной речи (активное устное высказывание) центрального органического характера, вызванное поражением речевых зон коры головного мозга во внутриутробном или раннем периоде развития речи. Это нарушение обусловлено несформированностью языковых операций процесса порождения речевых высказываний при относительной сохранности смысловых и сенсомоторных операций.

Причины возникновения моторной алалии:

Родовые травмы и асфиксии.

Внутриутробные энцефалиты и менингиты.

Неблагоприятные условия развития.

Интоксикация плода.

Врождённая отягощённость.

Внутриутробные или ранние прижизненные травмы мозга.

Болезни раннего детства с отягощением на мозг.

Моторная алалия не просто временная задержка речевого развития. Весь процесс становления речи при этом нарушении проходит в условиях патологического состояния ЦНС.Отдельные проявления моторной алалии внешне оказываются сходными с нормальным развитием ребёнка на более ранней стадии.

Моторная алалия представляет собой сложный синдром, комплекс речевых и неречевых симптомов, отношения между которыми неоднозначны. В структуре речевого дефекта при моторной алалии ведущими являются языковые нарушения.

Симптомы моторной алалии:

Речевые:

Дети, страдающие этой формой алалии имеют достаточные произносительные возможности, но они не способны ими пользоваться. Нарушения носят фонематический характер, у них нарушена операция выбора звука для оформления речевого высказывания. В речи моторных алаликов изобилуют литеральные парафазии (замена звука в слове на другой), персеверации (навязчивое воспроизведение звуков или слов), элизии (выпадение звуков).

Так же имеются нарушения смысловой стороны речи. В пассивном словаре у этих детей слов значительно больше чем они используют в активной речи. Наблюдается преобладание предметного словаря, в то время как глагольный словарь резко ограничен, как понимание глаголов, так и использование в речи.

Дети заменяют одни слова другими, близкими по смыслу входящими вместе с ними в одно ассоциативное поле, например, вместо слова стол говорят стул и т. д. В речи могут наблюдаться контаминации, когда ребёнок в речи объединяет слоги, относящихся к разным словам, в одно слово например — трашет – трактор пашет.

Нарушение грамматического строя речи проявляется в неправильном согласовании слов по числу, роду, падежу, времени. Дети опускают в речи предлоги. Обращенную речь большинство моторных алаликов понимают на номинативном уровнена (знают в основном названия предметов).

Неречевые:

Наблюдаются выраженные неврологические нарушения:

· Оральная апраксия (двигательные нарушения целенаправленных движений и действий лицевой мускулатуры с расстройством сложных движений губ и языка).

· Общая моторная неловкость, у детей с моторной алалией нарушено равновесия.

· Нарушение мелкой моторики.

· Признаки минимальной мозговой дисфункции.

· выраженные вегетативно-сосудистые изменения.

Психопатологические симптомы:

· Очень характерен речевой негативизм (нежелание говорить).

· Психическое развитие детей в различной степени отстаёт от нормы.

· Неравномерно формируются высшие психические функций (память, внимание, мышление и т. д.).

· Локальные поражения коры головного мозга затрагивают и близ лежащие речевые зоны.

· Затруднено программирование своих действий, наблюдается снижение произвольности действий.

· Дети бывают заторможены, но чаще расторможены и импульсивны.

· Плохо адаптируются к условиям, которые их окружают.

· Присутствует выраженная несформированость игровых действий.

· Дети обидчивы, замкнуты и нередко агрессивны.

В последнее время логопеды и неврологи диагноз моторная алалия ставят гораздо чаще, чем он имеет место быть. Моторная алалия нечто вроде расхожего диагноза ОРВИ и ОРЗ, все не говорящие дети автоматически записываются в моторные алалики, хотя таковыми являются далеко не всегда.

Сенсорная алалия
  

Ребенок с сенсорной алалией имеет сохранный слух и способности к развитию активной речи, но у него имеется разрыв между значением и звучанием слов, и, как следствие, понимание речи окружающих затруднено. Дети не понимают речь, не пользуются ею, что вызывает сопутствующие нарушения – затруднены контакты с окружающими людьми, зрительного восприятие искажено, происходит задержка умственного развития и т.д.

Таким детям, как правило, ставится неверный диагноз: олигофрения, аутизм, тугоухость и т.д., и разумеется проводимая коррекция будет неадекватной.

У детей с сенсорной алалией, отмечается невнимательность к звукам, они могут слышать тихие звуки, а могут совсем не реагировать на звуковые раздражители, с большим трудом заучивают отдельные слова и с трудом удерживают их в памяти, их пассивный словарь обогащается медленно, возникает разрыв между называемым предметом и пониманием слова, его обозначающего.

Иногда дети лучше воспринимают речь окружающих утром — после сна рабочая функция коры мозга выше, а к вечеру по мере нарастания утомления понимание речи такими детьми значительно ухудшается. Реже происходит наоборот, дети лучше воспринимают речь вечером, когда после ночного сна действует тормозной фон, а к вечеру, восприятие несколько улучшается, клетки мозга в включаются в рабочий ритм.

Увеличение громкости обращенной речи не улучшает понимание у детей с сенсорной алалией, это позволяет отличить их от слабослышащих детей. Сильные раздражители вызывают запредельно охранительное торможение в коре головного мозга, и недоразвитые клетки выключаются из деятельности. Тихая спокойная речь воспринимается ребёнком значительно лучше, чем громкая речь, крик. Использование слуховых аппаратов, у сенсорных алаликов не улучшает восприятие речи, в то время как у слабослышащих функция восприятия значительно улудшается.

У детей с сенсорной алалией часто присутствует гиперакузия (повышенная чувствительность к звукам, безразличным для окружающих: шум сминаемой бумаги, звук капающей воды, тихий скрип и т. д). Здоровые люди слышат такие звуки, но не реагируют на них, за исключением моментов утомления, раздражения. Дети с сенсорной алалией воспринимают эти звуки обостренно, и очень болезненно на них реагируют: проявляют беспокойство, плачут, жалуются на боль в ушах и голове, на другие неприятные ощущения.

Дети, страдающие сенсорной недостаточностью, обладают высокой речевой активностью.

У них наблюдается логоррея — ребенок бессвязно воспроизводит все известные ему слова. Не улавливая смысла, ребенок проговаривает, отражая как эхо, слова и словосочетания, услышанные им ранние или в данный момент. Произнесенные таким образом слова и словосочетания не осмысливаются и не закрепляются.

Ребенок с сенсорной алалией с упоением слушает собственную речь, интонацию своего голоса. Речь сенсорного алалика сопровождается живой мимикой и жестами, имеет выразительную интонацию.

Дети сенсорной алалией не способны контролировать собственную речь. Высказывания ошибочны по форме и не точны по содержанию, часто бывает трудно понять, о чем так горячо он говорит. Обильно присутствуют парафразии (замены), элизии (пропуски звуков, частей слова) персеверации, контаминации (части разных слов соединяются друг с другом). В целом, речь ребенка с сенсорной алалией – это повышенная речевая активность на фоне пониженного внимания к речи окружающих и отсутствия контроля за своей речью. Грубо нарушенная речь при сенсорной алалии не может использоваться как средство общения.

Также у сенсорных алаликов наблюдаются нарушения личности; разнообразные трудности поведения, особенности эмоционально-волевой сферы, вторичная задержка умственного развития. Речь не является регулятором и саморегулятором поведения и деятельности такого ребенка.

Итог таков, что у детей с сенсорной алалией нарушена не сама возможность развития речи, а преимущественно возможность обучаться речи на основе слуха, что является ведущим фактором в определении специфики коррекционной работы с этой категорией детей.

Источник