Дополнительное образование как условие развития личности ребенка

Дополнительное образование как условие развития личности ребенка thumbnail

Дополнительное образование как условие гармоничного развития личности ребенка

Если представить образование в виде саженца, то почвой для его развития и роста будут предметы художественно-эстетического цикла, как предметы, формирующие и развивающие творческую личность, а уже затем зазеленеют ветви осознанно востребованными специальными знаниями (математическими, естественнонаучными и т.д.). Это позволит гармонично развиваться всему саженцу. К сожалению, наше общее образование зачастую берет за основу не почву, а сам саженец, в надежде, что от него начнут расти побеги творческого развития. Предметы художественно-эстетического цикла в школе считаются второстепенными, а декоративно-прикладная деятельность на занятиях изобразительным искусством и уроках трудового обучения больше ориентируется на формирование определенных знаний, умений и навыков.

На мой взгляд, занятия ДПД должны и могут способствовать гармоничному развитию детей. Развивая чувственную сферу личности ребенка, они развивают его духовно, формируют способность к сопереживанию, восприимчивость и отзывчивость ко всему прекрасному в жизни. На таких занятиях ребенок приобретает чувство единства с миром, родственное внимание к нему. Односторонне интеллектуализированная школа до сих пор не решает этих задач.

Все это и побудило меня на составление авторской технологии, цель которой развить способность детей создавать и адекватно воспринимать художественный образ. Приобретение знаний языка изобразительного искусства, умений и навыков различных видов и техник ДПД является лишь средством достижения этой цели, и они не должны подменять собою цель в сознании ученика и самого педагога.

Занятия художественным творчеством предполагают адекватные методы и формы преподавания, тогда и только тогда они принесут ожидаемые результаты. Преподавание искусства требует диалогического общения педагога с детьми. В нашей школе преобладает метод сообщения знаний, метод монолога. На мой взгляд, педагог и ученик – собеседники, они совместно выясняют и находят. Важное значение имеет «овеществление в слове» мысли ребенка. Хотя «мысль изреченная есть ложь», т.е. в слове мысль внутренняя никогда не проявляется полностью, но только через речь она может получить логическую форму и быть глубже осознанной ребенком. В чем преимущество восприятия художника перед обыденным восприятием? Прежде всего в деятельном его характере. Для художника «смотреть» значит «видеть», а «видеть» значит «понимать». И потому занятия изобразительным творчеством прежде всего должны поддержать и развить зарождающийся интерес ребенка к сравнениям, к самостоятельному мышлению, от формы вглубь, к содержанию. Именно поэтому в обсуждении всех тем должен постепенно возникать вопрос «Зачем?». Не только «Что?» и «Как?» изображено, декорировано – но ЗАЧЕМ это делалось, ЧТО этим выражалось. Существенным переходом от узнавания («Что?») к пониманию («Зачем?») является поиск ответа на вопрос «Какой?», т.е. эмоциональная оценка увиденного детьми (какой характер, настроение, отношение к изображаемому?).

На первых порах в студии таких «рассматривания вслух» мы выполняем коллективно, причем я участвую в них на равных условиях. Каждое из найденных слов-образов обсуждается, дети учатся творить сами, и учатся ценить найденное другими. По мере развития эмоционального восприятия детей, накопления ими словарного запаса, такие задания становятся индивидуальными. Появляется возможность использования следующих форм заданий:

  1. Накопление словаря ощущений и впечатлений.

  2. Мини-сочинения (по теме, по произведению, о каком-либо предмете – одушевление предмета).

  3. Составление словаря образов (Слова – Хорошие слова – Прекрасные слова – Самые замечательные слова).

Необходимым условием гармоничного развития детей является единство восприятия и создания на занятиях ДПИ. Ребенок переживает, глубоко осознает каждую тему в целостности всех видов восприятия: смотря репродукции, слушая стихи, прозу, музыку. Но школьные программы, предоставляя детям возможность самовыражения только средствами изобразительного искусства, ограничивают их развитие. Я считаю, что детям нужно давать широкий простор для проявления своих творческих способностей. И поэтому рядом с основными направлениями изобразительной деятельности ребенка, определяющими его развитие в области ДПИ (выражение впечатлений через цвет, линию, композицию) на наших занятиях являются другие, не менее важные, — слово (обращение к литературным произведениям, создание собственных словесных образов); движение (пластические этюды); звук (озвучивание шумами и музыкой, созданных в воображении, на бумаге и в материале образов).

Преподавание искусства должно не просто учитывать возможности и особенности детей того или другого возраста, но сознательно опираться на благоприятные возрастные предпосылки. Следует так организовать учебный процесс, чтобы эти качества детей, закрепляясь и развиваясь, при переходе на следующую возрастную ступень включились в новый виток развития, а не подавлялись и утрачивались.

Читайте также:  Классика для развития ребенка

Для младшего школьника это в первую очередь интерес к разнообразным чувственным впечатлениям и эмоциональная отзывчивость на них, готовность отнестись ко всему как к живому, богатый игровой опыт. У подростка преобладает готовность осваивать явления художественной культуры, формы и способы работы взрослых людей. Для юношеского возраста характерно стремление к личностному самоопределению, к осознанию собственной неповторимости. С учетом этих особенностей я ввожу те или иные формы проведения занятий.

В работе с младшими школьниками делаю акцент на создание игровой ситуации. Игры изобразительные, пластические, словотворчество, игры-сказки присутствуют на каждом занятии, что помогает развить восприятие, внимание, мышление, творческие способности у детей, сделать процесс приобретения новых знаний, умений, навыков увлекательным. По мере взросления игра усложняется, перед детьми ставятся новые задачи, решение которых требует не только более глубокого эмоционального погружения в игровую ситуацию, но и определенного уровня овладения практическими знаниями в различных видах деятельности. Появляются и новые типы занятий – занятия-праздники как формы коллективной работы, занятия-образы, занятия — экспериментирование, занятия — наблюдения и обсуждения.

Хочется особо сказать о такой форме работы как домашние задания, которые повсеместно задаются в школах на дом – дорисовать то, что не успел закончить на уроке, что малопривлекательно и не интересно для ребенка. К тому же зачастую перегружают детей не только интеллектуально, но и психически.

Поэтому мой принцип – не давать таких домашних заданий, которые бы снова усаживали детей за стол, вся домашняя работа сводится к созерцанию и наблюдению. Такие задания учат детей не только различать цвета и линии в предметах и явлениях природы, замечать как их друзья-животные выражают свое настроение, характер, но и способствуют психической разгрузке школьников.

Ребенок – не только представитель той или иной возрастной ступени, но и неповторимая индивидуальность. В искусстве это проявляется в работе над творческими заданиями. И здесь встает вопрос – по каким критериям оценивать детские работы и нужна ли эта оценка детям. Оценивать в баллах можно степень овладения изобразительной техникой, умение и навыки пользования материалами и средствами ДПИ, но и в эту оценку уже проникает приблизительность и субъективизм.

В наших школах до сих пор преобладает репродуктивная форма обучения искусству (по образцу). Соответственно и оценивается работа ребенка на столько, на сколько она соответствует этому образцу. А отход от стандарта, проявление воображения, индивидуальности ребенка иногда не только не поощряется педагогами, но и служит поводом для снижения оценки. Для оценки же творческих работ отметка, на мой взгляд, вообще не пригодна. Но сама оценка работы нужна ребенку: ему интересно знать как воспринимается его работа зрителями. Это должна быть качественная оценка, развернутое оценочное суждение, которое сравнивает ребенка «с самим собой», а не с другими – на что толкает, явно или неявно, количественная отметка. Это, по сути, мини-рецензия на детскую работу, что конечно прибавляет забот педагогу, который и так перегружен бумагами.

В нашей студии мы каждое завершенное задание заканчиваем коллективным просмотром и обсуждением. Это способствует формированию у детей способности к адекватной оценке, дает возможность каждому ребенку высказать свои впечатления, принять творческое участие в обсуждении работ товарищей.

Творческие задания оцениваются по критериям, с которыми дети знакомятся заранее:

1.Выразительность работы, т.е. присутствие того, ЧТО требует выражения (план содержания) и поиск того, как это выразить (план выражения).

2. Владение техникой, материалами.

3. Старательность, настойчивость в работе.

Внимание, доброжелательность обстановки, в которой проходит обсуждение, компенсирует даже не очень лестные отзывы.

Главное, что ребенок выносит из таких обсуждений – возможность дальнейшей работы над своим обсужденным (но не осужденным!) творением.

Вопросы, которых я коснулась, поднимают далеко не все проблемы преподавания искусства. Ситуация в настоящее время сложилась так, что эти проблемы успешнее решаются именно в дополнительном образовании. С этих позиций дополнительное образование можно рассматривать как дополнительное условие (или возможность) гармоничного развития ребенка.

Источник

Дополнительное образование как фактор развития личности ребенка .

В любое время, для любой страны одним из приоритетов развития общества было становление социально зрелой, умеющей грамотно взаимодействовать с другими людьми, личности. И чем раньше эта личность начнет формироваться, тем более эффективным будет ее развитие.

Читайте также:  Особенности эмоционального развития ребенка с заиканием

Одно из определений понятия «личности» звучит так: «Личность — это человек, взятый со стороны таких его психологических характеристик, которые социально обусловлены и проявляются в его связях и отношениях с социальной средой. (Р.С.Немов) Эти характеристики определяют разнообразные действия и поступки человека, значимые для него самого и окружающих людей». В связи с этим, всегда актуальна задача педагогов уметь правильно влиять на эти характеристики, грамотно направляя человека в его становлении. В современных условиях общество оказывает свое влияние на подрастающее поколение через различные социальные институты воспитания. Особая роль среди них принадлежит организациям дополнительного образования. Они являются частью социальной микросреды, в которой личность реализует свой творческий потенциал, потребности в индивидуальной психической, физической и социальной компетенции в свободное время. Рыночные отношения, конкуренция, свободный выбор стимулируют потребность детей и подростков в дополнительном образовании, раннем профессиональном самоопределении, усиливается интерес родителей к внешкольной деятельности детей.

Дополнительное образование — вид образования, который направлен на всестороннее удовлетворение образовательных потребностей человека в интеллектуальном, духовно-нравственном, физическом и (или) профессиональном совершенствовании и не сопровождается повышением уровня образования. Посещение ребенком, развивающейся личностью, объединений дополнительного образования не должно остаться для него незамеченным. Определяя главную цель воспитания и обучения как развитие личности, мы исходим из того, что каждое учебное занятие, каждое воспитательное мероприятие в учреждении дополнительного образования детей должно обеспечивать интеллектуальное и социальное развитие личности.Цельюдеятельности МБУДО «ЦДТ «Радуга» является формирование личности обучающегося, адаптированной к социуму, через современные подходы к воспитанию и социализации на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей, общепринятых норм и правил поведения в интересах человека, семьи, общества и государства.

Образовательная деятельность по дополнительным общеобразовательным программам направлена на:

— формирование и развитие творческих способностей обучающихся; удовлетворение индивидуальных потребностей обучающихся в интеллектуальном, нравственном, художественно-эстетическом развитии, а также в занятиях физической культурой и спортом;

— формирование культуры здорового и безопасного образа жизни;

— обеспечение духовно-нравственного, гражданско-патриотического, военно- патриотического, трудового воспитания обучающихся;

— выявление, развитие и поддержку талантливых обучающихся, а также лиц, проявивших выдающиеся способности;

— профессиональную ориентацию обучающихся;

— создание и обеспечение необходимых условий для личностного развития, профессионального самоопределения и творческого труда обучающихся;

— социализацию и адаптацию обучающихся к жизни в обществе;

— формирование общей культуры обучающихся;

— удовлетворение иных образовательных потребностей и интересов обучающихся, не противоречащих законодательству Российской Федерации, осуществляемых за пределами федеральных государственных образовательных стандартов и федеральных государственных требований Следует этому принципу и объединение «Увлекательный английский», которое работает на базе МБУДО «ЦДТ «Радуга» города Бузулука. Дополнительные занятия по английскому языку оказывают самое благоприятное воздействие на развитие детей, их познавательных и языковых способностей, содействует решению многих воспитательных и образовательных задач. Возможности влияния дополнительного образования по английскому языку на развитие личности ученика поистине уникальны, у детей развиваются интеллектуальные, речевые и эмоциональные способности, а также личностные качества, общечеловеческие ценностные ориентации, интересы, воля и другие. Кроме того, приобщение ребёнка с помощью дополнительных занятий по английскому языку к иной культуре позволяет ему осознать себя как личность, принадлежащую к определенной социокультурной общности людей, с одной стороны, а с другой — воспитывает в нем уважение и терпимость к другому образу жизни. Правильно организованные занятия достаточно эмоциональны, способствуют возможности снять у детей скованность, застенчивость, помогают раскрепостить ребенка в его общении с детьми и педагогом. Эффективности работы объединения способствует максимальный учет способностей обучающихся, их наклонностей, психологической совместимости при подборе партнеров для общения. Для реализации целей дополнительного образования необходимо использовать разнообразные методы, приемы, чтобы активизировать деятельность ребенка вообще, чтобы занятие стало эмоциональным, интересным, дающим возможность познания. Дополнительное образование не только углубляет и расширяет знания английского языка, развивает умения и совершенствует навыки коммуникативной деятельности, но и способствует раскрытию творческих способностей учащихся, их социокультурному развитию и, тем самым, повышает мотивацию к изучению языка и культуры другой страны, учит толерантности, что особенно актуально в нашей многонациональной стране. Ведь в связи с интенсивными процессами социокультурной интеграции в современном мире возникает актуальная необходимость формировать и развивать у учащихся толерантное отношение к межкультурным различиям. Практическое применение данного объединения дополнительного образования занимает важное место в процессе обучения английскому языку, создаёт условия для развития творческой активности детей, реализуя при этом профессиональный и личностный потенциал педагога. Тематическое разнообразие содержания программы объединения определяется его центрацией на изучении двух коммуникативных сфер: повседневно-бытовой и социально-культурной, тем самым обучающийся не только узнает новый дополнительный материал, но и учится взаимодействовать с другими детьми, учится правильному выстраиванию диалога, обретает коммуникативные навыки, столь необходимые в наше время.

Читайте также:  Методические материалы для развития ребенка

В современной стремительно развивающейся ситуации цифровизации дети чаще выбирают выбирают виртуальное общение при помощи гаджетов, многие из них не обладают навыками взаимодействия друг с другом, сторонятся сверстников, избегают коллективных видов деятельности.

На занятиях в нашем объединении происходит моделирование и воссоздание

организационных форм, имеющих место в реальном общении.

Очень хорошо «работают» в этом плане разнообразные дидактические игры.

Объясняется это тем, что игра является действенным средством социализации личности. Игровая деятельность способна изменить и расширить сферу деятельности личности. Управляя содержанием игры, педагог может программировать определенные положительные чувства играющих.

Например, игра «Каждому ёжику –своя еда». Основной задачей игры является закрепление грамматического материала, в частности форм глагола to be.

Задача детей разложить фрукты и овощи для каждого ежика в соответствии с формой глагола. (Например, помидор с надписью «you» кладем к ёжику с формой are) Вместе c тем в игре дети учатся договариваться, принимать мнение другого, оспаривать свое, причем именно коллективная форма этой игры вызывает больший интерес у детей, чем индивидуальный ее вариант.

Играть можно поочередно небольшими группами, тем самым направляя детей на то, чтобы они наблюдали за действиями других участников игры, выслушивали мнения сверстников. По окончании игры проводится анализ результатов групп. У каждой группы подчеркивается основное достижение (правильность выбора, готовность помочь сверстнику, быстрота работы и т. д).

Порой на занятиях становится заметным то, что у ребенка не развиты базовые навыки общения: он не умеет слушать, перебивает, выказывает недовольство, когда ему делают замечания, и так далее. Все это несомненно вредит его развивающейся личности и задача объединения «помочь» и в этой ситуации.

Для самых маленьких наших обучающихся используются такие задания как «Послушай и раскрась правильно». Каждому ребенку даётся лист с заданием, где нарисованы предметы, которые он уже знает (игрушки, еда, транспорт, школьные принадлежности) и пустые круги рядом с ними. Послушав задание, ребенку необходимо выбрать нужный предмет и раскрасить круг в заданный цвет. Например, a trainred colour, a hat yellow colour. Решая несколько задач, ребенок учится правильно воспринимать информацию, быстро её анализировать, получать правильный результат от своей работы. После выполнения задания педагог читает правильный вариант ответов и дети смотря на свои работы, видят свои успехи или промахи, которые обсуждаются педагогом и детьми совместно. Нужно отметить, что оценивается именно выполненное задание, но никак не ребенок, который его сделал.

Одним из интересных заданий, имеющих целью дать правильное развитие определенных личностных качеств, является защита мини-проектов на тему «Я супер-герой». Обучающимся на выбор даются шаблоны супер-героев (мальчика или девочки). Дети, используя английский язык, должны придумать имя своему герою, его суперспособности и качества, которые помогают людям. Мини-проекты мы используем как для самостоятельной работы на занятии, так и в качестве домашнего задания. После подготовки, каждый обучающийся показывает своего героя и зачитывает рассказ о нём. Задача педагога состоит в том, чтобы побудить детей в своих героях выразить себя и возможно те качества, которых у них нет и они хотели бы иметь, чтобы правдивости было больше, чем выдумки.

Таким образом, мы видим, что обучающиеся в нашем объединении входят посредством занятий в многообразный мир социальных взаимодействий, для них открывается простор для творчества социальных отношений. В этой деятельности возникают предпосылки к рефлексии как чисто человеческой способности осмысливать свои действия, предвидя реакцию других людей, а также для реализации своих возможностей. При этих условиях дополнительное образование становится основой непрерывного процесса саморазвития и самосовершенствования человека как субъекта культуры и деятельности.

.

Источник