Дополнительное образование детей зона свободного развития ребенка

Дополнительное образование детей зона свободного развития ребенка thumbnail

СИСТЕМА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Ответственный за работу блока дополнительного образования: Галкина Татьяна Станиславовна (495) 389-23-00

Браганец Лидия Анатольевна (495)382-79-80

Здоровье, образование, РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ обучающихся, его познавательных способностей — стало главным в организации единого образовательного пространства школы.

Дополнительное образование детей – неотъемлемая часть общего образования, которая выходит за рамки государственных образовательных стандартов, и предполагает свободный выбор ребенком сфер и видов деятельности, ориентированных на развитие в процессе практико-ориентированных занятий таких его личностных качеств, способностей, интересов, которые ведут к социальной и культурной самореализации, к саморазвитию и самовоспитанию. Учебный план дополнительного образования школы, а также программы дополнительного образования разработаны в соответствии с Законом РФ «Об образовании», Типовым положением об образовательном учреждении дополнительного образования детей, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 19 марта 2001 г № 196 , в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами «Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях СанПиН 2.4.2.2821-10», утвержденным Главным государственным санитарнымврачом Российской Федерациив постановлении от 29 декабря 2010 г. N 189 г. Москва.

Дополнительное образование в школе строится на следующих приоритетных принципах:

  • Свободный выбор ребенком видов и сфер деятельности
  • Ориентация на личностные интересы, потребности, способности ребенка
  • Возможность свободного самоопределения и самореализации ребенка
  • Единство обучения, воспитания, развития
  • Практико-деятельностная основа образовательного процесса

Дополнительное образование в школе было ориентировано на включение детей в практическое освоение разных образовательных областей. Практико-деятельностная основа дополнительного образования выражается не только в том, что ребенок принимает участие в создании конкретного продукта, но пытается самостоятельно решать жизненно важные для него проблемы. Это и общение с друзьями, людьми старшего возраста, с организацией досуга, поиском путей повышения своего статуса в группе. Поэтому в дополнительном образовании школы большое внимание уделяется личному опыту ребенка, который обязательно учитывается при определении содержания занятий и форм практической деятельности

Успешность развития дополнительного образования детей в условиях образовательного учреждения во многом зависит от уровня его организованности.

В ГБОУ Школе №924 дополнительное образование как структурное подразделение функционирует с 1996 года, и существует в тесной взаимосвязи и на равных правах с учебно-воспитательным процессом. Успех работы зависит от сотрудничества педагогов дополнительного образования с классными руководителями, воспитателями, социальными педагогами, психологами.

Особенностями функционирования является :

  • создание здоровьесберегающих условий организации образовательного процесса;
  • образовательный процесс ведется круглогодично, как в течение учебного года, так и в период школьных каникул.

ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

  • Ценностно-ориентационная, направленная на освоение ребенком социальных, культурных, нравственных ценностей через систему личностно-значимой деятельности;
  • Коммуникативная, позволяющая расширить круг общения, узнать правила и формы сотрудничества, уважительного отношения к партнерам, умения вести диалог;
  • Социально-адаптационная, обеспечивающая ребенку умение решать реальные жизненные проблемы, становиться активным членом сообщества
  • Психотератевтическая,создающая комфортные отношения в коллективе, где ребенок имеет право на ошибку, где он может пережить ситуацию успеха; Профориентационная, позволяющая подрастающему поколению достаточно рано получить представление о мире профессий, снизить риск неверного определения своего профессионального труда;
  • Культурообразующая, способствующая активному включению ребенка в самые разные пласты культуры, позволяющие не только расширить свой кругозор, но и освоить продуктивные способы обогащения культурного окружения.

Основные задачи дополнительного образования

  • развитие творческих способностей и творческой активности учащихся;
  • развитие познавательных интересов;
  • формирование мотивации успеха;
  • создание условий для самоутверждения и самореализации личности;
  • создание условий всестороннего развития личности

Также в системе дополнительного образование не мене важным считается решение следующих задач:

  • Построение образовательного процесса в соответствии с целями и принципами гуманистического образования;
  • Создание у учащихся устойчивой мотивации на здоровье и обучение их здоровой жизнедеятельности;
  • Освоение здоровьесберегающих педагогических технологий;
  • Создание здоровьесберегающей образовательной среды;
  • Формирование у учащихся общей культуры и как ее неотъемлемой части – культуры здоровья.

Во всех объединениях дополнительного образования уроки строятся с соблюдением:

  1. Строгой дозированной учебной нагрузки;
  2. Построение урока с учетом динамичности учащихся, их работоспособности;
  3. Соблюдение гигиенических требований (свежий воздух, оптимальный тепловой режим, хорошая освещенность, чистота);
  4. Благоприятного эмоционального настроя.
Читайте также:  Развитие ребенка при поступлении в школу

Огромнейшее внимание уделяется работе с детьми инвалидами, детьми с особенностями развития, детям испытывающим дискомфорт в школьной среде. К каждому ребенку педагог старается найти индивидуальный подход, учитывая его особенности физического и умственного здоровья.

В дополнительном образовании нашей школы сама специфика деятельности детей требует организации образовательного процесса с позиции развивающего обучения. Здесь образовательный процесс имеет менее формализованный характер, по сравнению с базовым образованием, поэтому он ближе к природным основам развития ребенка. Если на основных уроках обучение инициируется со стороны учителя, то в системе дополнительного образования детей – прежде всего со стороны самого ребенка, который сам осуществляет выбор интересного для себя вида деятельности, интересного, следовательно, здоровьесберегающего.

Результаты работы объединений ДО, кружков и секций в 2017-2018 учебном году:

Название /Руководитель

Олимпиады

Проектная деятельность

Результаты межрайонных и городских мероприятий

Юный лингвист/

Мещерякова Н.А.

МОШ филология 14 призеров

«Не прервется связь поколений» 3 призера , 2 победителя.

ВОШ русский язык – 3 призера (муниципальный тур)

Конкурс проектных работ- 3 победителя , 1 призер(муниципальный тур)

Олимпиада «Россия- моя история» 18 победителей, 10 призеров.

«История и культура храмов столицы»- 3 победителя.

«Музеи парки усадьбы» — 3 победителя

«Экологическое краеведение» Мельникова –Поддубная М.А

VII Московский городской конкурс социально-значимых экологических проектов 4 место межрайон

«Биолог»

Батюта А.В.

ВОШ биология 3 призера муниципальный тур

МОШ биология, 1 призер городской тур

«Хочу исследовать»

Калачев С.С.

НПК защита проектов в лицейских классах ,

успешная защита школьный уровень

«Юный эколог-исследователь»

Ткачева Л.Б.

НПК защита проектов в лицейских классах

успешная защита школьный уровень

Изостудия «Солнышко» Гармаш Л.А.

МОШ по ИЗО ШКОЛЬНЫЙ — 28 чел,

ОКРУЖНОЙ — 8 чел. Победители — Сидоренко (8 кл.); Дорохова (9 кл.); Алекперли ; Горулева ( 5кл.);

Призеры- Иванова (9кл.); Красовская ( ) ;Панфилова ( 6кл);

ГОРОДСКОЙ- 3 чел.- Призеры- Дорохова Полина, Сидоренко Анна, Панфилова Лена.

Конкурс «Золотая Русь». — региональный

Призер: 5 человека

Международный конкурс детского и юношеского рисунка им. Н. Рушевой- 4 чел .

«Гармония»

Цивадзе Е.А.

Межрайонный фестиваль детского творчества «Мы разные, но мы вместе»

Хор 1 классов – 2 место

Дуэт Бармосина Наталья и Григорян Адриан – 1 место

Окружной музыкальный фестиваль «Мой дом Россия», хор 1 классов – диплом 2 степени

Ступеньки роста

Участвовали:

Хор 1 классов

Дуэт Бармосина Н., Григорян А.

Отборочный заочный тур (видео) – победители

Очный этап

Хор – 3 место

Дуэт – 3 место

Город

Анисимова Д. – участник

Хмаладзе С. – лауреат I степени

Фейерверк созвучий в рамках фестиваля «Эстафета искусств»

Номинация «Класс – хор»

I тур (округ) – призеры

Город – участие

Номинация «Музыка слова»

I тур

Анисимова Д. – призер

Хмаладзе Саба – победитель

Город

Анисимова Д. – участник

Хмаладзе С. – лауреат I степени

X Московский фестиваль детской патриотической песни. (Офицеры России)

Участие

Хор 1 классов

Кутузов Ярослав

Фестиваль детской патриотической песни Национальной гвардии России

межрайон:

Хор — участие

Бармосина Наталья – победитель, стала участником финального отборочного тура.

ОФП Футбол

Лазовик Д.Р.

«Волейбол»

Поддубный Т.Б.

Участие в Спартакиаде школ г. Москвы :

Волейбол (Школьная спортивная лига)

Девушки 2000-2002 г.р. – 1 место в межрайоне(6 место в Москве)

Девушки 2003-2004 г.р. – 1 место в межрайоне

Юноши 2003-2004 г.р. — 2 место в межрайоне

Юноши 2005-2006 г.р. — 1 место в межрайоне

Девушки 2005-2006 г.р. – 1 место в межрайоне

Мини-футбол (Школьная спортивная лига)

Юноши 2004-2005 г.р. — 1место в межрайоне

Футбол

Юноши 2004-2005 г.р. — 1место в межрайоне

Президентские соревнования- 11 класс Б – 1 место в межрайоне

11 класс Б – 1 место в Округе ЮАО, 9 место по городу Москва

Шахматы «Белая ладья» — 3 место в межрайоне

Шахматы «Пешка и ферзь» — 2 место в межрайоне

Баскетбол «Победный мяч» Девушки 2000-2002 г.р. – 3 место в межрайоне

«Биолог» Батюта О.В.

Всероссийская олимпиада школьников по биологии

Муниципальный тур 2 призера

«Первые шаги в мире информатики»

Бакалдина Т.Ю.

МОШ по информатике

Конкурс по игровому программированию «Инфостар» в рамках Второго открытого городского фестиваля «Ступеньки роста»(Городской тур) 5 человек.

«Пути реализации предпрофессионального образования. Организация и проведение предпрофессиональной олимпиады» Робосет (Московский международный форум «Город образования») — участие

«Робототехника» Самусевич О.В.

МОШ по робототехнике

Призеры 2 чел.

Фестиваль «Юные техники и изобретатели» 3 призера

Конкурс по игровому программированию «Инфостар» в рамках Второго открытого городского фестиваля «Ступеньки роста» Городской суперфинал 6 человек.

Читайте также:  Физический недостаток вызывающий нарушение нормального развития ребенка

Источник

По итогам Всероссийского конкурса «500 лучших образовательных организаций страны — 2019» Центра творчества «На Вадковском» стал одним из лауреатов в номинации «Лучшее учреждение дополнительного образования». О новых возможностях в обучении детей рассказала директор Центра, заслуженный учитель РФ Юлия Лившиц.

— Ваш Центр попал в топ лучших учреждений дополнительного образования, подскажите, что дает учреждению присутствие в этом списке?

— Проводился Всероссийский конкурс «500 лучших образовательных организаций страны — 2019» по всем номинациям — образовательные, школьные, дошкольные, организации высшего профессионального образования. Мы стали лауреатами конкурса в номинации «Лучшее учреждение дополнительного образования».

Это высокая оценка результативности нашей работы. Мы получили дипломы, почетный знак. Эта награда, наверное, делает нас более востребованными среди детей и подтверждает то, что мы идем в правильном направлении, достойно работаем.

— Что такое дополнительное образование и в чем его отличие от общего образования?

Дополнительное образование — это уникальная форма образования, поскольку она строится не на обязательности, как общее образование, а на основе удовлетворения личных интересов, потребностей и способностей ребенка. В дополнительном образовании у каждого ребенка есть своя траектория развития, где результаты учитываются от его начального уровня, а не от общих стандартов, которых он должен достичь.

И конечно же, в нашем центре все знают фразу: «ребенок голосует ногами». Ребенок может в любой момент перейти из одного объединения в другое, может начать заниматься во многих одновременно, а потом выбрать то занятие, что ему ближе, и конечно, может в любой момент уйти.

Дополнительное образование дает не только знания, умения и навыки, а формирует мотивацию к творчеству и познанию. Это то, к чему общее образование только стремится, но пока не у всех получается.

Сфера дополнительного образования необъятна. Виды и профили занятий могут быть настолько разнообразны, что каждый ребенок может найти интересы себе по душе. К тому же дополнительное образование способствует профессиональной ориентации и самоопределению ребенка.

Занятия в объединениях строятся на взаимном интересе к предмету взрослого и ребенка. Как правило, педагоги дополнительного образования — это фанаты своего дела и стараются передать это ребятам. Педагоги и учащиеся объединения — соратники и единомышленники.

На занятиях не ставят отметки. Часто бывает, что ребенок, который плохо учится в школе, становится мастером на все руки. Здесь он может стать лучшим.

— Какая ситуация с дополнительным образованием сейчас в Москве?

— В городе самостоятельных государственных учреждений дополнительного образования осталось мало. Когда-то их было больше 150, сейчас меньше 30. Большая часть влилась в состав школ. С одной стороны, это правильно, так как ребенок не выходя из учебного заведения может получать дополнительное образование. С другой стороны, это немного ограничивает наши возможности. Часто в школах на эти занятия привлекаются учителя, а не педагоги дополнительного образования. Во-вторых, диапазон предлагаемых дополнительных образовательных услуг в школах уже по сравнению со специализированными учреждениями, не каждый ребенок может выбрать себе кружок по душе. В-третьих, дети не всегда хотят провести весь день в стенах школы.

— Какие приоритетные направления вы могли бы выделить в дополнительном образовании на данный момент?

— На данный момент это научно-техническое творчество. Это требование времени и той современности, в которой постоянно что-то стремительно меняется.

Также популярно физкультурно-оздоровительное направление, т. к. в нынешних условиях занятия спортом — необходимость для ребенка, который часто перегружен интеллектуально.

Кроме того, художественное творчество, которое развивает креативные возможности ребенка, во всех видах деятельности (танцы, вокал, рисование, декоративно-прикладное творчество и пр.). Не менее значима сейчас гражданско-патриотическая работа, необходимая для того, чтобы ребенок осознавал свою причастность к истории, традициям страны, чтобы просто мог бережнее относиться к ней.

— Что сейчас интересует больше всего детей? Какие направления, кружки? И поменялись ли интересы детей за последние пару лет?

— Сейчас многие дети интересуются IT-технологиями. Если говорить о массовых интересах, то, безусловно, появляются такие интересы, как блогерство, поскольку ребята пытаются зарабатывать на этом деньги, ведение социальных сетей.

Если это танцы, то сейчас многих ребят интересуют танцы уличных направлений. Но интерес детей к иностранным языкам, спорту и ИЗО остается неизменным.

Читайте также:  Карточки развития на одного ребенка

У нас, например, одни из самых переполненных студий — это танцевальные, объединения иностранных языков, спортивные объединения, такие как футбол, теннис, тхэквондо и прочее.

Очень большой интерес у детей вызывает изобразительное творчество. После обучения в студии ребята выбирают разные профессии (художник, архитектор, дизайнер и пр.). И многие выпускники продолжают работать именно по своему профилю, который они получили в дополнительном образовании Нашего центра.

— Каким вы видите дополнительное образование через пять лет?

— Дополнительное образование станет еще более гибким, будет подстраиваться под плотный график ученика, учитывать массу интересов людей. И по этой причине станет еще более индивидуализированным. Оно станет реализовываться с еще более современным и совершенным оборудованием, чтобы отвечать требованиям времени. И конечно же, хотелось бы верить, что станет более значимо для общества, поскольку дополнительное образование в плане будущего самоопределения, на мой взгляд, дает ребенку больше, чем общее образование.

— В каком возрасте лучше всего включать дополнительное образование в жизнь ребенка?

— До четырех лет ребенок должен проводить основное время в семье, тем не менее в последние два года мы начинаем включать дополнительное образование в жизнь детей начиная с 1,5 лет (совместные занятия с родителями, например, в объединении «Зернышки»).

Но мы открываем группы для взрослых. Они могут заниматься по своему желанию, например, танцами, рисованием, 3d-моделированием, ушу и другими предметами. Дополнительное образование в осознанном возрасте может пригодиться в любой момент, когда у человека появляется интерес к тому или иному виду деятельности.

— Как лучше организовать время, чтобы ребенку везде успевать?

Уже давно общепринято, что если ребенок посещает дополнительные занятия, то он лучше учится организовывать свое время. То есть, если ребенок не занят ничем, кроме школы, то он скорее всего и уроки будет делать плохо.

С другой стороны, нельзя забывать, что у ребенка должно быть просто свободное время, поэтому перегружать его дополнительными занятиями тоже не стоит. В любом случае, если таких занятий несколько, то они должны быть разными — можно сочетать занятия интеллектуальные с занятиями спортивными.

— Как определиться с выбором кружка для ребенка? Что вы посоветуете родителям?

— Сначала понаблюдать за тем, что ему интересно. В объединениях дополнительного образования бывают дни открытых дверей, где ребенок может пройти и попробовать себя сразу в нескольких направлениях. Никакое занятие в дополнительном образовании не может быть навязанным. На данный момент в Центре творчества «На Вадковском» обучается около 4500 детей, работают более 80 педагогов (80% которых имеют первую и высшую квалификационную категорию) дополнительного образования, реализующие более 190 дополнительных общеразвивающих программ по всем направлениям дополнительного образования. Так же в центре работают 19 педагогов-организаторов, которые ведут 15 семейных клубов разных направлений: туризм, театр, шахматы, танцы, и другие клубы по интересам.

— Доступно ли сейчас дополнительное образование для социальных категорий детей в городе Москве?

— Наш центр для того и перешел в ведение Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы, чтобы защитить в первую очередь тех детей, чьи родители не имеют возможности оплачивать их занятия дополнительным образованием. Таким образом, дети, одаренные в разных видах деятельности, имеют возможность проявить себя. Поэтому мы стараемся обеспечить именно доступное дополнительное образование для этих категорий семей не только на базе нашего центра, но и на базе центров социальной помощи семьи и детям, чтобы это было территориально и материально доступно. На мой взгляд, такая доступность должна существовать для каждого ребенка независимо от возможностей семьи.

— Какова доступность образовательной среды дополнительного образования для детей с инвалидностью?

— Сейчас в Москве этот вопрос стоит достаточно остро, и именно на уровне Москвы его стараются решить. В частности, у нас обеспечена доступная среда для таких детей, открыты семейные клубы и инклюзивные занятия. В рамках семейных клубов дети занимаются в самых разных объединениях: они играют на музыкальных инструментах, осваивают информационные технологии, танцы, декоративно-прикладное творчество и другие вещи, которые им посильны и интересны. Также наш центр оборудован специальными подъемными платформами для инвалидов.

У нас уже много лет прекрасно выступает музыкальный оркестр, участники которого — дети с синдромом Дауна. Эти дети освоили игру на разных инструментах.

— Как можно попасть на занятия в ЦТ «На Вадковском»?

— На сайте центра можно выбрать то, что интересно. Записаться можно на портале Госуслуг или просто прийти в центр, познакомиться с диапазоном всех программ и подать заявление.

Мы принимаем каждого ребенка в течение учебного года, и главное для нас — не только обучение по программам, но и душевная атмосфера.

Пресс-служба Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы

Источник