Домашний кукольный спектакль ребенку на 2 года

Нашла очень хорошую статью, помогающую организовать интересную забаву для детей, самостоятельно! Пригодится для организации дней рождения и др. праздников!!!

Домашний кукольный спектакль. Главное — участие!

Многие родители радуют своих малышей домашними кукольными представлениями. Ведь для того, чтобы доставить собственному ребёнку такую радость, не нужны ни дорогие специальные куклы, ни сложные декорации. Главными героями спектакля могут быть любимые игрушки малыша, а ширмой — просто затянутые одеялом пара стульев.

Но когда представление нужно показать не только своим, но и чужим детям (например, на дне рождения малыша), даже самые творческие родители нередко смущаются и выбирают для маленьких гостей другие развлечения. Ещё бы! Вдруг сюжет покажется детям неинтересным, и они заскучают? Вдруг декорации упадут с импровизированной сцены? Вдруг…

На самом деле ничего сложного в том, чтобы увлечь ваших маленьких гостей кукольным представлением, нет. Я уже несколько лет показываю кукольные спектакли на днях рождения своих детей, и это неизменно одна из самых ярких и запоминающихся частей нашего праздника.

Поддерживаем интерес

Кукольный спектакль — очень удобный способ развлечь малышей во время торжества. Но тут есть некоторые нюансы, так как удержать внимание нескольких малознакомых карапузов труднее, чем парочки собственных детей.

Чтобы малыши 2-3 лет сосредоточились на представлении и не баловались, их надо как-то мотивировать. Поэтому в самом начале спектакля я обязательно обещаю, что в конце все зрители получат подарки. Примеры из наших домашних постановок:

  • главный герой Крот несёт подарки на день рождения, а Злой Волк в самом начале представления их похищает, и далее весь спектакль мы пытаемся вернуть подарки;
  • Золушка идёт на день рождения к имениннице и несёт подарки, а по дороге встречает различных сказочных героев и помогает им. «Подарки» — это обычно мешочек с шоколадными яйцами. Можно использовать и другие мелкие сувениры (блокнотики, магнитики, для девочек — небольшие, можно самодельные, украшения).

По ходу представления можно также поддерживать детский интерес небольшими презентами (например, зайчик за спасение от волка угощает малышей морковкой, мишка — мёдом или малиной, печка — пирожками и т.п.). Это помогает деткам не только сохранить интерес, но и почувствовать себя настоящими героями сказки.

Предлагаем поучаствовать

Для маленьких детей в представлении большое значение имеет момент интерактива. Возможность поучаствовать в спектакле для них гораздо важнее красивых декораций и замысловатого сюжета.

Вот несколько способов вовлечь зрителей в разворачивающееся перед ними действие — большинство из этих элементов я обычно включаю в сценарий спектакля.

Хоровое пение. Предлагаем малышам спеть вместе с куклой известную песню. Например, главный герой Крот встречает по дороге Крокодила Гену (ориентируйтесь на те игрушки, которые есть у вас дома). Крокодил спешит на встречу с Чебурашкой и не может пойти с Кротом на праздник, но предлагает спеть для именинника песенку. Включаете фонограмму на магнитофоне, кукла поёт со сцены, дети подпевают.

Ещё веселее будет, если вы раздадите деткам для исполнения песни какие-нибудь музыкальные инструменты (погремушки, бубны, барабан, ксилофон, деревянные ложки и т.п.). Подпевать кто-то из малышей, возможно, постесняется, а уж погреметь погремушкой не откажется никто!

Отгадывание загадок. В интернете сейчас без труда можно найти загадки на любую тему: времена года, сказочные персонажи,Новый год, фрукты-овощи, звери-птицы и т.д. Можно загадывать загадки в конце, перед получением заветных подарков. Можно проверять сообразительность маленьких зрителей перед каким-то ответственным поворотом сюжета (например, перед встречей с Хитрой Лисой) или попросить их продемонстрировать свою осведомлённость перед положительными героями (например, чтобы Доктор Айболит согласился помочь, надо отгадать три его загадки про зверей).

Физическая активность. Маленьким детям трудно долго сидеть на одном месте, поэтому в сюжет нужно обязательно включать своего рода «физкультминутки». Например, перед встречей со Злым Волком один из положительных героев, Медвежонок, может предложить малышам сделать вместе с ним зарядку под весёлый стишок:

Медвежата в чаще жили,
Головой своей крутили.
Вот так, вот так (круговые движения головой)
Головой своей крутили

Медвежата мед искали,
Дружно дерево качали. (поднять руки вверх и делать наклоны вправо и влево)
Вот так, вот так,
Дружно дерево качали.

И вразвалочку ходили, (ходьба по-медвежьи)
И из речки воду пили. (наклоны туловища вперед)
Вот так, вот так,
И из речки воду пили.

А потом они плясали, («пружинка» с поворотом туловища влево и вправо)
Лапки кверху поднимали. (прыжки, хлопая руками вверху)
Вот так, вот так,
Лапки кверху поднимали

Девочкам можно предложить потанцевать вместе с Золушкой, а мальчикам — изобразить гоночные машинки (жужжать и переключать скорости) вместе с любимым Мак Квином.

Помогаем персонажам. Продумывая сценарий, не забывайте о вопросах зрителям, которые также делают их участниками действия. Вопросы могут быть, например, такими:

  • «Пробегал здесь Волк? А в какую сторону побежал? Влево? Вправо?»
  • «Как вы думаете, чей это домик? А почему? Постучим?»
  • «Как же нам победить злодея? А вы поможете?»
  • «Какую песенку споём? Какая ваша самая любимая? Какая понравится Мишке? Почему?»

Также детям очень нравится помогать персонажам действиями, например:

  • «Помогите кораблику быстрее плыть, подуйте вместе с ветром!»
  • «Поддержите клоуна, похлопайте!»
  • «Помогите зайчику собрать морковку, чтобы он тоже смог пойти на наш праздник, — выдерните каждый по одной.»
  • «Давайте отвлечём Бабу Ягу, чтобы она не заметила, как Машенька спасёт братца.»
  • «Злой Волк уже ушёл? Когда уйдёт, ребята, подайте, пожалуйста, зайчику знак.»
Читайте также:  Ребенок отказывается от еды в 2 года причины комаровский

Под конец представления малышам полезно разрядиться. Я использую для этого самодельные «снежки» (маленькие мягкие мячики из белой ткани, набитые ватой). Если времени на шитьё мало, то можно высушить два десятка влажных салфеток и зашить комочки ваты в них, просто присборив по краю. На худой конец можно скатать шарики из обычных бумажных салфеток.

Полученные мячики в зависимости от сюжета можно назвать как снежками, так и шишками, камнями и т.д. «Камни» можно использовать, чтобы, например, помочь принцу сломать стену (из картона или из поставленных друг на друга рулонов туалетной бумаги), за которой злодей спрятал принцессу. «Шишками» обстрелять Злого Волка, укравшего подарки, а «снежками» просто покидаться с лесными зверями ради забавы.

Такая игра с мягкими мячиками всегда вызывает у малышей бурную радость. Но устраивать её можно только в конце представления, потому что остановить деток после этого трудно, да и сидеть снова тихо они вряд ли смогут. В одном из моих спектаклей после обстрела шишками Злой Волк по сценарию должен был загадывать загадки, но ему пришлось отдать подарки просто так, потому что как только его голова появлялась из-за ширмы, чтобы что-то спросить, на него сыпался град мячиков.

Пишем сценарий

Сюжет спектакля для детей 2-3 лет лучше выбирать попроще, получасового представления таким малышам будет вполне достаточно.

Варианты:

  • на тему сказки «Заюшкина избушка» (злодей в самом начале совершает какую-то проделку, а потом разные герои стараются его «победить»);
  • на тему сказки «Колобок» (главный герой идёт куда-то и встречает по пути остальных персонажей);
  • на тему сказки «Репка» (главному герою требуется выполнить какую-то работу, и остальные персонажи по очереди пытаются ему помочь, демонстрируя и свои сильные стороны).

Подобные простые сюжеты хороши тем, что позволяют использовать любые игрушки, имеющиеся у вас дома. Нету «бабки» — позовите на помощь Винни-Пуха, вместо «внучки» — Барби, а вместо мышки — Супермена!

Если показывать спектакль приходится в одиночку, то «отыгравших» персонажей можно по мере продвижения сюжета отдавать маленьким зрителям в руки. Например, в одном из наших спектаклей Золушка собирала гостей на бал, посвящённый дню рождения моей дочки. Я не могла одновременно управлять целой вереницей собранных гостей, поэтому после каждой встречи согласившийся приглашённый попадал в руки зрителей, а Золушка отправлялась дальше приглашать остальных.

Если зрителям больше 3 лет, то сюжет можно выбрать посложнее, и длиться такой спектакль может до 45-60 минут. С 3 лет я устраиваю своим детям тематические дни рождения. Продумываю сценарий праздника и подбираю конкурсы, сервировку и угощения, соответствующие теме. И если показываю кукольный спектакль, то тоже на заданную тему.

Для мальчиков

Например, для «пиратского» дня рождения отлично подойдёт спектакль про поиск сокровищ. Сценарий для него можно поискать в интернете, в специальной литературе о детских праздниках или взять за основу историю из книги («Остров сокровищ» и т.п.). А можно сочинить свой сценарий, подходящий возрасту и темпераменту вашего ребёнка. В сценарии должна быть завязка, основная часть и развязка. Например:

Завязка. Пираты находят записку с картой Острова сокровищ и решают отправиться на их поиски. Можно показать, как они искали корабль, набирали команду, запасали припасы и т.д. — и во всех этих действиях можно просить «помощь зала». Тут же можно ввести и «злодея-конкурента», который будет мешать главным героям в достижении цели.

Основная часть. Описываем путешествие пиратов к острову. На них нападают морские чудовища (например, осьминог, сшитый из колготок), корабль садится на мель (зрители помогают его вытащить — тянут за «канаты»), заезжает за припасами на экзотические острова, населённые колоритными туземцами (вместе со зрителями исполняем «танец аборигенов», чтобы задобрить местных жителей и получить провиант). Вдохновение черпаем из «Приключений капитана Врунгеля». «Злодей-конкурент» пытается навредить (испортить припасы, пробить дыру в корпусе корабля, украсть карту и т.п.), но главные герои с помощью внимательных зрителей раскрывают все козни. Если среди зрителей будут девочки, то можно добавить любовную линию (например, спасённая из индейского плена красавица влюбляется в капитана). Для вдохновения вспоминаем романы Жюля Верна «Пятнадцатилетний капитан» и «Вокруг света за 80 дней».

Развязка. Пираты добрались до острова, нашли сокровище (поделились со зрителями, конечно). «Злодей-конкурент» повержен, а капитан женится на красавице.

Для девочек

Второй вариант: день рождения для девочек, тема «Принцессы». Вспоминаем диснеевские мультики о принцессах. Там у главной героини всегда есть помощники (у Золушки — мышки, у Белоснежки — гномы, у Русалочки — рыбка Флаундер и краб Себастьян, у Спящей красавицы — феи). Вот этими помощниками и будут ваши зрители.

Завязка. В некотором царстве, в некотором государстве однажды родилась (или жила-была) прекрасная принцесса. Слава о её красоте разнеслась по всему миру, и Злодей решил украсть её. Однажды она гуляла в лесу и встретила там прекрасного принца. Принц сразу (или не сразу) влюбился в принцессу, и уже назначили дату свадьбы. Но перед самой свадьбой Злодей украл принцессу и заточил у себя в замке.

Читайте также:  Сироп пиковит ребенку 2 года

Основная часть. Принц отправляется на поиски своей возлюбленной. По пути он узнаёт, кто её украл и как Злодея победить. Зрители ему помогают, указывая, на что обратить внимание. Злодей может расставить на пути принца ловушки, зрители помогут принцу из них выбраться. Параллельно показываем, как страдает в темнице принцесса. Зрители её подбадривают, передают приветы от принца, успокаивают, что помощь уже близко.

Развязка. Финальная битва принца и Злодея (можно закидать Злодея и его замок описанными выше «снежками», и он сдастся и пообещает исправиться (как Бармалей в сказке Чуковского: «О, я буду добрей! Полюблю я детей!..»). Свадьба принца и принцессы.

Действующие лица и декорации

Декорации, конечно, очень украшают спектакль. Но если действие происходит в разных местах, а показывает спектакль всего один человек, то быстро заменять декорации очень трудно. А любая заминка даёт маленьким зрителям повод отвлечься, и вернуть их внимание потом может оказаться сложно.

Очень эффектная, универсальная и лёгкая в исполнении декорация — домик. Я делаю его объёмным вот по такой выкройке.

По бокам от окна на канцелярских скрепках прикрепляю соответствующие сюжету детали: для медвежьего домика — улей и куст малины, для заячьего — морковку и капусту, и т.п.

Если какой-то куклы у вас не оказалось, а использовать подобный образ очень хочется, сделайте ее сами. Можно сшить настоящую перчаточную куклу, можно вырезать недостающий персонаж из картона или сложить методом оригами. И пусть вас не смущает, что полученный герой немного выделяется среди остальных «покупных» артистов, — для малышей это не имеет большого значения.

Как-то раз у нас потерялась кукла-перчатка Волк — прямо перед спектаклем. Без Волка было никак (он участвовал в сцене с Красной Шапочкой), так что я просто надела на руку большой серый шерстяной носок и сыграла Волка им. Маленькие зрители были в восторге и очень смеялись, увидев главного злодея в таком смешном обличье. Кроме того, этот случай помог деткам раскрепоститься, и они охотно принимали участие в постановке и помогали героям, подпевая, подыгрывая и подсказывая.

Не бойтесь шутить во время показа, детки любят посмеяться. Не страшно, если куклы или декорации случайно повалятся, в домашнем спектакле это вовсе не беда. Деткам будет только веселее, и их смех разрядит обстановку. Не забывайте вставлять смешные моменты и при написании сценария. Малыши оценят даже самые простые шутки. Пусть, например, Баба Яга, погнавшись за героями, застрянет в своей ступе, а Злой Волк долго будет гадать, откуда же в него летят шишки: «Да что ж такое? Что за безобразие? Кто кидается?!»

Дайте волю своей фантазии и не зацикливайтесь на мелочах — тогда показанное вами представление обязательно запомнится всем маленьким гостям, и они с нетерпением будут ждать приглашения на следующий праздник у вас дома.

28.10.2009

Чубченко Ольга

Источник

Ольга Шатова
Мастер-класс для родителей детей 2–3 лет «Играем дома в театр»

Мастер-класс для родителей детей 2-3 лет «Играем в театр».

Цель: Развитие творческих способностей детей раннего возраста через создание и реализацию системы работы в разных видах детской деятельности.

Задачи для родителей:

• Создавать в семье благоприятные условия для развития личности ребенка;

• Создавать условия для самостоятельных импровизаций с помощью кукольного театра;

• Привлекать детей к совместному изготовлению кукол для кукольного театра;

• Поддерживать, развивать и укреплять стремление ребенка самостоятельно участвовать в кукольном спектакле

• Способствовать общему развитию ребенка средствами театрализованной деятельности.

Задачи для детей:

• Развивать игровые, познавательные, речевые, музыкально – сенсорные способности, учитывая индивидуальные и возрастные особенности ребенка;

• Побуждать ребенка к общению с куклами;

• Формировать у ребенка эмоционально – эстетическое и бережное отношение к игрушкам;

Материалы и оборудование:

• Куклы (пальчиковые, би-ба-бо, игрушки мягкие, резиновые и деревянные, ложки)

• Ширма настольная

Ход.

Театр является одной из самых ярких, красочных и доступных восприятию дошкольника сфер искусства. Он развивает воображение и фантазию, способствует творческому развитию ребенка и формированию базиса его личностной культуры. Театр обладает удивительной способностью влиять на детскую психику «играючи». Ребенок вливается в действие на сцене, сопереживает героям, активно помогает им бороться с трудностями. Он подражает мимике, голосовым интонациям, движениям актеров. По эстетической значимости и влиянию театр занимает почетное место рядом с музыкой, изобразительной деятельностью. Встреча с театральной куклой помогает детям расслабиться, снять напряжение, создает радостную атмосферу. Просмотр спектакля развивает речь, насыщая ее эмоционально-выразительными оттенками. Ребенок легче запоминает новые слова и выражения, при этом в его сознании формируется грамматическая структура языка.

Именно в младшем возрасте закладываются черты характера, привычки, ответственность за близких людей, желание помочь и поддержать даже незнакомого человека. Нужно научить малышей уважать чувства и желания другого человека. Конечно, двухлетнему ребенку трудно объяснить это словами. Здесь неоценимую роль играет детский фольклор, сказки, песенки, стихи. Однако, только специально организованная, обогащенная замыслом и средствами совместная деятельность ребенка и взрослого способствует усилению, углублению детского развития.

Читайте также:  Ребенок 2 года отказывается от пищи

В младшем дошкольном возрасте дети смотрят небольшие кукольные спектакли и инсценировки, которые разыгрывают взрослые. Они могут но-сить как развлекательный, так и поучительный характер. Постепенно у ре-бенка возникает потребность в новых впечатлениях, которая проявляется в любознательности, стимулирует развитие восприятия, мышления, речи, воображения.

А для родителей использование кукольного театра в домашних условиях предоставляет замечательную возможность поиграть со своим ребенком. Играя вместе со взрослым, ребенок овладевает ценными качествами общения.

Будьте эмоциональны, заражайте малышей своим радостным настроением, поощряйте их попытки к игре, взаимодействию с куклой, хвалите за инициативу. Играйте, пока у детей сохраняется интерес.

Виды театра:

— пальчиковый (бумажные колпачки, на которых рисуются глазки, бумажные головки – гуси, петушок, зайка, мышка и т. д., бумажные фигурки с прорезями для пальцев «ног», оригами (головки различных животных, разноцветные перчатки с пуговицами-глазками, пришитыми волосами, ушками; можно просто нарисовать на подушечках пальцев глазки, носик и ротик)

— настольной кукольный театр (игрушки вязаные, резиновые, деревянные, бумажные, из пластилина, из кружек и т. д.)

— би-ба-бо – головка из папье-маше, от старой резиновой игрушки с рубашкой, которая надевается на руку

Театр-фланелеграф – вырезанные из книжек картинки приклеить на фланель и показывать сказку на специальном планшете, обтянутом фланелью

Требования к игрушке:

— Куклы для кукольного театра должны быть приблизительно одного размера (мышка не должна быть больше кошки)

— Все мелкие детали должны быть прочно закреплены (пришиты, приклеены, если раскрашены, можно оклеить скотчем)

Для домашнего кукольного театра вам понадобится:

— ширма (простыня, натянутая между двумя стульями, в дверном проеме)

— стол (можно вырезать из бумаги полянку с цветочками, речку, тропинку, деревья сделать, домик из конструктора, из бумаги)

— любые материалы для изготовления кукол (нитки, ткань, стаканчики из-под йогурта, палочки от мороженного и т. д., либо готовые куклы

Правила кукловождения:

— Игрушка должна ожить в руках взрослого и начать разговаривать с малышами. Для этого во время чтения потешки, стихотворения, пения песенки, кукла должна плавно покачиваться в такт речи взрослого, общаясь с ребенком. Если одновременно участвуют 2 куклы,говорить могут они по очереди: 1 говорит (покачивается, 2 – замирает (слушает, затем меняются.

— Во время разговора лицом кукла повернута к зрителю

Этапы работы с куклой:

1. Знакомство. Рассмотреть куклу – показать глазки, носик, лапки, гребешок, крылышки. Как кукла разговаривает

2. Показать этюд с куклой (кукла походила, побежала, попрыгала)

3. Показ сказки, разыгрывание диалога, стихотворения, песенки. Сначала взрослый, затем ребенок

4. Речь должна быть очень выразительной (образец). Обговаривайте с ребенком настроение персонажа, черты характера, каким голосом говорит, как двигается. (Например, «Мышка маленькая – голос у нее тоненький, она быстро бегает, ищет крошки»; «Папа-медведь большой, голос у него низкий, он идет не спеша. Когда он сердится, он громко рычит» и т. д.)

Примерный репертуар (песни, загадки, сказки, разговоры, стихи) Здесь особое место занимает детский фольклор, русские народные сказки, пальчиковые игры, диалоги, песенки. Повтор может быть неоднократный. Подталкивайте малыша к совместному рассказыванию (помоги мне, я забыла… Кто там дальше идет? А собачка большая или маленькая) Так ребенок будет быстрее запоминать. Давайте ему играть с куклой, поощряйте игру, играйте вместе.

«СОБАЧКА»

К нам пришла собачка, умная собачка.

С детками играет,очень громко лает: «Гав!»

(показать, как лает большая собачка (мама, а как маленькая (ребенок, уго-стить косточкой, вырезанной из бумаги, вылепленной из пластилина)

ПТИЧКА

Села птичка на окошко (ладошку, дорожку)

Посиди у нас немножко!

Посиди, не улетай!

Улетела. Ай!

(птичку можно сделать на палочке (гапите). Она летает и садится в разные места, прячется. Покормить птичку «зернышками» из ладошки)

КОШКА

Киска к детям подошла, молочка просила,

Молочка просила, «Мяу» говорила. «Мяу…Мяу…Мяу…»

Угостили молочком, кисонька поела,

Кисонька поела,песенку запела: «Мурр…Мурр… Мурр…»

(Взрослый поет песенку, ребенок мяукает. Можно показать, как кошка мо-лочко лакает)

ПЕТУШОК

Петушок, петушок, золотой гребешок,

Маслена головушка, шелкова бородушка.

Что ты рано встаешь? Громко песни поешь?

Деткам спать не даешь? Кукареку!

(ребенок кукарекает)

Можно спросить, как петушок ходит, как зернышки клюет.

Дома можно пойти на некоторый компромисс в оценке исполнительских умений ребят, подбодрить, поддержать их творческие проявления. Осторожное, тактичное вовлечение детей в театральное действие очень скоро принесет первые положительные результаты.

В театральной игре ребенок воспроизводит знакомые литературные сюжеты, и это активизирует его мышление, тренирует память и художе-ственно-образное восприятие, развивает воображение и фантазию, совершенствует речь. Выступая перед зрителем, дети преодолевают робость и смущение, мобилизуют свое внимание. Все эти качества благотворно скажутся на учебной деятельности ребенка в школе, помогут ему почувствовать себя уверенно среди сверстников.

Источник