Дочисловой этап развития ребенка

Дочисловой этап развития ребенка thumbnail

МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ КОЛИЧЕСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ
У ДОШКОЛЬНИКОВ В ПЕРИОД ДОЧИСЛОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
(3-4 ГОДА)

ПЛАН

  1. Анализ программных задач.
  2. Методика решения каждой задачи:

а)        предварительная работа;

б)        особенности наглядного материала;

в)        методика обучения;

г)        этапы усложнения;

д)        дидактические игры и упражнения.

Анализ программных задач

Учить видеть, называть и различать отдельные предметы, замечать их существенные признаки: цвет, форму, размер и др.

  1. Учить видеть множество и выделять его элементы:

а)        на ограниченном пространстве;

б)        в подготовленной обстановке.

Активизация словаря: учить понимать вопрос «сколько?», при ответе пользоваться словами: «один», «много», «мало», «ни одного», «немного», «несколько».

3.        Учить составлять множества:

а)        из одинаковых элементов;

б)        из разных элементов;

в)        из подмножеств.

Активизация словаря: учить понимать вопрос «поскольку?», при ответе использовать слова: «по одному», «по многу».

4.        Учить сравнивать множества по количеству:

а)        на глаз (резко контрастные по количеству);

б)        путем соотнесения  «один к одному»  (установлением
взаимно однозначного соответствия):

  • способом наложения;
  • способом приложения;
  • составлением пар;
  • соединением рисунков линиями и др.

Активизация словаря: учить пользоваться словами: «столько — сколько», «поровну», «одинаково»; «больше», «меньше».

5.        Учить уравнивать множества, добавляя или убирая один
элемент.        

Активизация словаря: учить понимать вопрос «как сделать
поровну?».

Методика обучения понятиям «один», «много», «ни одного» (задачи № 1, 2, 3, 4-а)

Предварительная работа

В 1-й младшей группе детского сада занятия по математике не проводятся, но работа по математическому развитию детей уже идет на других занятиях и в других режимных процессах. Накапливаются знания об окружающих предметах («что это?», «какой?») и их совокупностях («сколько?»), формируется предметно-практическая деятельность, идет обогащение сенсорного опыта На занятиях по развитию речи детей делят на подгруппы по 5-6 человек, близких по уровню развития речи (говорящие хорошо, говорящие своеобразно, не говорящие). Вводят понятия «много» (больше трех), «мало» (меньше трех), учат использовать существительные во множественном и единственном числе

Особенности наглядного материала

Демонстрационный материал является раздаточным. Используются объемные предметы, игрушки, кубики, шарики строительный материал, вкладыши, пирамидки с тремя колечками, матрешки двух-, трехместные, палочки с наборными шариками, музыкальные инструменты и др.

Методика обучения

Вначале занятия по математике проводятся в форме дидактической игры, затем дидактическая игра является одной из частей занятия. В дошкольных учреждениях общего вида в начале года во 2-й младшей группе дети делятся по подгруппам по уровню развития, затем занятия проводятся со всей группой. В специализированных детских садах деление по подгруппам на математических занятиях идет на всех годах обучения.

Так как мышление у детей наглядно-действенное, каждое слово воспитателя сопровождается показом, а любое действие сопровождается словом. Ребенок обязательно должен каждый объект взять в руки, рассмотреть его, подействовать с ним, многократно проговорить нужные термины (повторить за воспитателем или ответить на вопрос).

Фрагмент игры «Мячики»

Наглядный материал: большие синие мячи, маленькие красные мячи, корзина, коробка.

Организация: подгруппа детей (или один ребенок) и воспитатель сидят на ковре, вокруг лежат много мячей.

Речь воспитателя

Речь детей

— Возьми один мяч

— Какой он? Погладь его

— Маленький, красный, гладкий

— Что с ним можно делать?

— Покатать, поиграть

— Покатай, поиграй

— Возьми еще один мяч, другой

— Расскажи о нем

— Большой, синий, гладкий

— Дай мне один мяч

— Сколько у тебя мячей?

— Один мяч

— А у меня сколько мячей?

— Один мяч

— По скольку у нас мячей?

— По одному мячу

— Собери все красные мячи в коробку

— Один мяч, один мяч,…

— Сколько мячей в коробке?

— Много мячей

— А у тебя в руках сколько мячей?

— Ни одного мяча

— Собери все синие мячи в корзину

— Один мяч, один мяч,…

Речь воспитателя

Речь детей

— Сколько мячей в корзине?

— Много мячей

— А в коробке?

— Много мячей

— Поскольку синих и красных мячей?

— Синих и красных мячей по многу

— Дай мне несколько красных мячей

— Сколько красных мячей осталось в коробке?

— Мало мячей. Немного мячей

— Где больше мячей: в коробке или в корзине?

— В корзине мячей больше, чем в коробке

— Где меньше мячей?

— В коробке мячей меньше, чем в корзине

Дидактические игры

Наглядный материал и организация

Основная задача

Ключевые задания и вопросы

«Мячики»

Много маленьких красных и больших синих мячей на ковре. В стороне коробка и корзинка

Учить видеть «один», «много», «ни одного» в подготовленной обстановке. Учить выделять и называть различные свойства предметов. Учить

 составлять множества из одинаковых элементов. Учить сравнивать множества по количеству на глаз

— Что это? — Сколько? — Какой? — Возьми. — Что с ним можно делать? — Покатай, погладь, покидай. — Дай. — Поскольку? — Собери. — Чего больше? — Чего меньше?

«Догони мяч»

Воспитатель вносит корзину с мячами (по количеству детей)

Учить видеть и составлять множества из одинаковых элементов. Учить выделять один элемент из множества

— Что это? — Сколько? — Догоните по одному. — Поскольку у каждого? — Какой? — Что с ним можно делать? — Соберите мячи в корзинку

«Отбери от кубиков шарики»

Воспитатель ввозит машину с кубиками и шариками (по количеству детей). В стороне коробки двух цветов

Повторить понятия «один», «много», «ни одного», «по одному», «по многу». Учить узнавать и называть цвет и форму предмета.

Учить группировать предметы по указанному признаку

— Что это? — Какой? — Что с ним можно делать? — Покатай. — Построй. — Сколько? — Поскольку?

— Собери кубики в красную коробку, а шарики в синюю коробку

«Прогулка кукол»

Машина с разными куклами (по количеству детей). На полу короткая и длинная дорожка

Учить видеть и составлять множества из разных элементов.

Повторить понятия «один», «много», «ни одного», «по одному».

Повторить понятия «длинный», «короткий»

— Что это? Сколько? Какие?

— Девочки проведут кукол по длинной дорожке, а мальчики — по короткой дорожке.

— Как сделать так, чтобы в машине стало много кукол?

«Игрушки на столе»

Разные игрушки (по количеству детей) на столе

Закрепить умение видеть и составлять множества из разных элементов.

Повторить понятия «один», «много», «ни одного», «по одному»

— Что это? Это? Это?…

— Как их можно назвать, одним словом?

— Сколько игрушек?

— Возьми одну. Расскажи о ней. Поиграй.

— Поскольку у вас игрушек?

— Как сделать так, чтобы на столе стало много игрушек?

«Сбор урожая», «В лесу», «Поможем белке собрать грибы» и др.

На ковре различные предметы (яблоки, шишки, грибы…)

Закрепить умение видеть и составлять множества из одинаковых и разных элементов.

Повторить понятия «один», «много», «ни одного», «по одному», «по многу»

— Что это? — Сколько? — Возьмите по одному. — Сколько взял? — Поскольку у каждого? — Как сделать много? — Поставьте по одному. — Сколько стало? — Как сделали много?

«Вазы с  флажками»

Три вазы с желтыми, красными,

зелеными флажками

на столе

Учить составлять множество из подмножеств.

Повторить понятия

«вверху», «внизу»,

«впереди», «сзади»,

«справа», «слева».

Повторить понятия

«один», «много», «ни

одного», «по одному»,

«по многу»

— Что это?

— Какие?

— Сколько?

— Возьмите по одному.

— Помашите вверху, внизу,

справа…

— Красные флажки поставьте

в красную вазу, желтые —

в желтую, зеленые — в зеленую.

— Поскольку флажков в каждой вазе?

— Поставим все флажки в одну

вазу.

— Сколько стало?

«Рыбки

в пруду»

Таз с водой, пластмассовые рыбки трех цветов

(по количеству

детей)

Закрепить умение составлять множество из

подмножеств.

Повторить понятия

«один», «много», «ни

одного», «по одному»,

«по многу»

— Давайте сделаем пруд.

— Кто плавает в пруду?

— Что это?

— Сколько? Какие?

— Возьмите по одной.

— Запустите красных рыбок

в пруд, теперь желтых …

— Поскольку рыбок каждого

цвета?

— Сколько всего рыбок?

«Матрешки

на прогулке»

На грузовике

двухместные матрешки, на столе

два круга, две полоски двух размеров (большие и

маленькие)

Повторить понятия

«один», «много», «ни

одного», «по одному»,

«по многу».

Повторить понятия

«большой», «маленький».

Закрепить умение рас-

полагать предметы вряд и по кругу

— Как матрешки пляшут?

— Что это стучит внутри?

— Кто это? Какие?

— Поставьте больших матрешек

на большой круг, маленьких

— на маленький.

— Какой это хоровод? Это?

— Сделайте

на большой полоске

ручеек из больших матрешек, на маленькой — из маленьких.

— Какой это ручеек? Это?

«Возьми и,

отнеси»

(1 вариант)

На стульях разложены игрушки

(1 мишка, много

матрешек, 1 ведро, много сов-

ков…)

Учить находить «много»

и «один» на ограничен-

ной площади

— Какие предметы лежат на

стульях? Сколько их?

— Возьми одного мишку, отнеси

туда, где много матрешек…

— Сколько взял?

— Сколько на стуле предметов?

Читайте также:  Развитие и воспитание ребенка в доме ребенка

Методика обучения сравнению множеств по количеству способами наложения и приложения (задачи № 4-6, 5)

Предварительная работа

Во второй младшей группе дети уже умеют работать с множествами. Видят и составляют группы предметов, выделяя их существенные признаки. Им интересно сравнивать группы по количеству, причем они испытывают тягу к составлению равночисленных множеств. Это является основой для обучения сравнению множеств путем наложения. Необходимо научить их правильно устанавливать взаимно однозначные соответствия («один к одному») между предметными множествами, уравнивать группы по количеству, добавляя и убирая один предмет. Это подготовит детей к счетной деятельности и к усвоению понятия числа (образованию соседних чисел).

Наглядный материал

  • Игрушки, строительный материал;
  • Конструкторы, объемные геометрические формы;
  • Всевозможные вкладыши (матрешки, ведерки и др.).
  • Наборы картинок и геометрических фигур (демонстрационные и раздаточные).
  • Однополосные (для наложения) (рис. 1) и двухполосные (для приложения) (рис. 2)    карточки-считалочки (демонстрационные и раздаточные).

Последовательность использования наглядного материала

Объемные игрушки и предметы ——— карточки –считалочки с картинками —— картинки и чистые карточки —— геометрические фигуры

Методика обучения

Сначала учим детей сравнению множеств по количеству приемом наложения, затем — приложения. Понятия даются небольшими порциями с предварительным закреплением. Все термины отрабатываются на большом разнообразии наглядного материала.

 Фрагмент занятий

Программные задачи

Наглядный материал

Речь воспитателя

Речь детей

Дать понятия «больше —

меньше»

Однополосные карточки-считалочки демонстрационные и раздаточные

— Что это?

— Цветы

— Сколько?

— Много цветов

— Что это?

— Бабочки

— Сколько?

— Много бабочек

—Поскольку цветов и бабочек?

— Цветов и бабочек по многу

— Бабочки сели на цветочки. Один цветок— одна бабочка, один цветок — одна бабочка…

— Один цветок —одна бабочка, один цветок — одна бабочка…

— На все цветочки сели бабочки?

-Да

— Что можно сказать про цветы и бабочек?

Дети используют разные формулировки.)

— Как еще можно сказать?

— Одна бабочка улетела. Что теперь можно сказать?

— Чего меньше?

— Бабочек меньше, чем цветов

— Чего больше?

— Цветов больше, чем бабочек

— Бабочка прилетела. Что можно сказать?

— Их стало опять поровну

— Цветочек сорвали. Чего теперь меньше?

— Цветов меньше, чем бабочек

— Чего больше?

— Бабочек больше, чем цветов

Работа с демонстрационным материалом

Научить уравнивать множества по количеству, добавляя и убирая один предмет

Картинки демонстрационные

— Кто это?

— Белочки

— Сколько?

— Много белок

— Что это?

— Шишки

— Сколько?

— Много шишек

—Покольку белок и шишек?

— Белок и шишек по многу

— Белочки стали собирать шишки

— Одна белка — одна шишка…

— Всем ли белкам хватило шишек?

— Нет, одной белке не хватило шишки

— Что можно сказать про белок и шишки?

— Шишек меньше, чем белок. Белок больше, чем шишек

— А что нужно сделать, чтобы белок и шишек стало поровну?

— Добавить одну шишку

— Добавим одну шишку

—Что теперь можно сказать?

— Стало поровну (и другие формулировки)

— Что мы сделали, чтобы белок и шишек стало поровну?

— Добавили одну шишку

— А как можно было сделать по-другому? (Воспитатель убирает одну шишку.)

— Убрать одну белку

— Уберем одну белку. Что теперь можно сказать?

(Различные формулировки)

— Как мы сделали поровну?

— Убрали одну белочку

Работа с раздаточным материалом

Раздаточные чистые полоски и геометрические фигуры (5 квадратов, 4 круга) у каждого ребенка на парте

— Положите перед собой полоски

— что у вас на подносе

— квадраты, круги

— возьмите в руку один квадрат. Что вы про него знаете?

(дети вспоминают свойства фигур)

— возьмите в руку один круг. Что вы про него знаете?

— по скольку квадратов и  кругов?

— квадратов и кругов по многу

— разложите квадраты на полоске в ряд. Берите по одному правой рукой. Раскладывайте слева направо

— один квадрат, один квадрат…

— а теперь на каждый квадрат положите по одному кругу

— один квадрат – один круг, один квадрат – один круг…

— на всех ли квадратах лежат круги?

— нет. На одном квадрате нет круга

— что про них можно сказать?

— квадратов больше, чем кругов

— как еще можно сказать?

— кругов меньше, чем квадратов

— а как сделать поровну?

— добавить один круг

— возьмите у меня по одному кругу, добавьте

— что теперь можно сделать?

— квадратов и кругов поровну (и другие формулировки)

— что мы сделали, чтобы квадратов и кругов стало поровну?

— добавили один круг

— ну-ка, верните мне по одному кругу. А как можно сделать поровну по-другому?

— убрать один квадрат

— уберите один квадрат. Что теперь можно сказать?

(дети делают различные формулировки)

— как мы сделали поровну?

— убрали один квадрат

вывод: поровну мы делали двумя способами: добавляли один предмет и убирали один предмет

Читайте также:  Занятия развитие эмоциональной сферы ребенка

Замечание. Понятия «больше» и «меньше» даются одновременно. Необходимо добиваться от детей различных вариантов ответов на один вопрос и обязательно проговаривать концовки («кругов меньше, чем квадратов»).

Обучение сравнению множеств по количеству способом приложения идет в той же последовательности, что и способом наложения. Чтобы предотвратить ошибки детей, необходимо:

  • показать переход от способа сравнения множеств наложением к способу приложения;
  • обсудить правила работы на карточке, понятия «над» и «под» применительно к ориентировке на листе бумаги;
  • показать приемы работы сначала на вертикально расположенной плоскости (чтобы не подсовывали один предмет под другой);
  • требовать проговаривать при работе: «один цветок — одна бабочка,…» (чтобы не увлекались обкладыванием со всех сторон).

Дидактические игры

«Зайцы в огороде», «Белки на прогулке», «Угостим кукол чаем», «Петрушкины гости», «Что изменилось?» и др.

Источник

КОЛИЧЕСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ

ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Дочисловой период формирования количественных представлений

у детей дошкольного возраста

В младшей группе начинают проводить специальную работу по формированию элементарных математических представлений. От того, насколько успешно будет организовано первое восприятие количественных отношений и пространственных форм реальных предметов, зависит дальнейшее математическое развитие детей.

Современная математика при обосновании таких важнейших понятий, как «число», «геометрическая фигура» и т. д., опирается на теорию множеств. Поэтому формирование понятий в школьном курсе математики происходит на теоретико-множественной основе.

Выполнение детьми дошкольного возраста различных операций с предметными множествами позволяет в дальнейшем развить у малышей понимание количественных отношений и сформировать понятие о натуральном числе. Умение выделять качественные признаки предметов и объединять предметы в группу на основе одного общего для всех их признака — важное условие перехода от качественных наблюдений к количественным.

Работу с малышами начинают с заданий на подбор и объединение предметов в группы по общему признаку («Отбери все синие кубики» и т п.) Пользуясь приемами наложения или приложения, дети устанавливают наличие или отсутствие взаимно-однозначного соответствия между элементами групп предметов (множеств).

Понятие взаимно-однозначного соответствия для двух групп состоит в том, что каждому элементу первой группы соответствует только один элемент второй и, наоборот, каждому элементу второй группы соответствует только один элемент первой (чашек столько, сколько блюдец; кисточек столько, сколько детей, и т. п.). В современном обучении математике в основе формирования понятия о натуральном числе лежит установление взаимно-однозначного соответствия между элементами сравниваемых групп предметов.

Малышей не учат считать, но, организуя разнообразные действия с предметами, подводят к усвоению счета, создают возможности для формирования понятия о натуральном числе.

Дочисловой период обучения является пропедевтическим не только для обучения счету. Большое внимание в младшей группе уделяется упражнениям в сравнении предметов по длине, ширине, высоте, объему. Малыши получают первоначальное представление о величинах и их свойствах, их начинают знакомить с геометрическими фигурами, учат различать и называть круг, квадрат, треугольник, узнавать модели этих фигур, несмотря на различия в их окраске или размерах. Детей учит ориентироваться в пространственных направлениях (впереди, сзади, слева, справа), а также во времени, правильно употреблять слова утро, день, вечер, ночь.

Уже в раннем возрасте у детей накапливаются представления о совокупностях, состоящих из однородных и разнородных предметов. Они овладевают рядом практических действий, направленных на восприятие численности множества предметов.

Дети первого и второго года жизни осваивают способы действий с группами однородных предметов (шарики, пуговицы, кольца и др.). Они их перебирают, перекладывают, пересыпают, вновь собирают, раскладывают на столе по горизонтали, в виде кривой линии; выполняют более сложные действия: группировка предметов разной численности по форме, цвету. Восприятию множественности предметов, явлений способствует все окружение ребенка — множество людей, знакомых и незнакомых, множество двигающихся перед глазами предметов, однородно повторяющиеся звуки. Множественность предметов и явлений ребенок воспринимает разными анализаторами: слуховым, зрительным, кинестетическим и др.

Читайте также:  Целевые ориентиры развития ребенка по фгос до

Первоначальное формирование представлений о множественности предметов (много) и единичности (один) происходит очень рано (на втором году жизни). Показателем этого является различение детьми единственного и множественного числа уже в 15-16-месячном возрасте. При выполнении экспериментальных заданий на показ и выполнение действий («Покажи утку», «Покажи уток», «Построй домик», «Построй домики») малыши обнаруживают способность различить один и несколько предметов. В 1,5 года при назывании предметов дети самостоятельно пользуются единственным и множественным числом имен существительных, прилагательных, глаголов.

На втором году жизни дети начинают понимать смысл слов много, мало при разнице между совокупностями в два предмета. Однако слова много и мало не имеют для них четкой количественной характеристики. Слово много ассоциируется у них и со словом большой, а слово мало — со словом маленький. Слово много относят как к совокупности предметов, так и к их размеру. Например, при восприятии и оценке совокупности, состоящей из больших и маленьких предметов (четыре маленькие машины и одна большая), слово мало они произносят, показывая на маленькие машины, а слово много относят к одной большой машине. Следовательно, количественные представления у детей еще не отдифференцировались от пространственных.

При относительно раннем практическом уровне умения различать совокупности с контрастной численностью элементов множества слово мало в активном словаре детей появляется позже, чем слово много. Количественная сторона в совокупности предметов не является еще особым признаком, значимым для детей второго года жизни.

К концу второго года жизни дети уже небезразличны к словам сколько и посчитай. Такие слова стимулируют у них подражательные взрослым действия счета. При этом малыши называют случайные числительные.

На третьем году жизни зарождается тенденция к умению различать разные по численности группы предметов. Слова один, много, мало дети соотносят с определенным количеством предметов, выполняют действия в ответ на просьбу взрослых: «Принеси один шарик», «Дай мне много картинок» и т. д. К концу третьего года дети овладевают умением дифференцировать не только предметные совокупности, но и множества звуков.

У детей конца второго — начала третьего года жизни появляется стремление самим создавать совокупность предметов. В этом возрасте наблюдается склонность «сравнивать» совокупности, когда один предмет накладывается на другой. Но движения детей еще не точны, к тому же дети еще не видят отношений между сравниваемыми совокупностями, их интересует главным образом сам процесс дробления совокупностей на отдельные предметы и их объединение.

Выполняя задание наложить пуговицы на карточку с пятью нарисованными пуговицами, дети обычно раскладывают все имеющиеся у них пуговицы. При этой они действуют двумя руками в определенном направлении: от середины к краям, от краев к середине, постепенно переходя на действия одной рукой в удобном направлении.

Иногда при выполнении аналогичных заданий дети ограничиваются фиксацией лишь крайних, наиболее легко и зримо воспринимаемых предметов: ребенок кормит лишь первую и последнюю в ряду куклу, не обращая внимания на промежуточные между ними. Ребенку предлагают убрать все кубики в коробку или собрать на столе все ложки и отнести их. Он же ограничивается лишь тем, что убирает несколько кубиков и относит несколько ложек и считает, что уже выполнил задание. Это свидетельствует о недостаточно дифференцированном восприятии предметов.

Дети третьего года жизни в разных условиях правильно понимают и соотносят слова много, мало в пределах пяти предметов. Количественная сторона постепенно начинает абстрагироваться от предметного содержания. У детей появляется умение принимать задания, действовать по указанию, что свидетельствует об их интеллектуальной активности и развитии произвольного мышления. Так, приняв задание наложить предметы одной совокупности на предметы другой, ребенок старается поставить столько игрушек, сколько кружков нарисовано на карточке.

У детей появляется интерес к подобным действиям, что создает основу для понимания отношений «больше», «меньше», «равно». Овладение детьми умением сочетать слова больше, меньше с названиями сравниваемых предметов («Больше, чем кукол»), использование слова лишние свидетельствует о понимании отношений равенства, неравенства.

Постепенно дети начинают овладевать способом простейшего сравнения элементов двух множеств. Они накладывают (прикладывают) предметы одной совокупности на предметы другой, устанавливая между ними взаимно однозначное соответствие, и видят равенство их по количеству.

Однако при самостоятельном выполнении заданий на воспроизведение (заполнение промежутков между изображениями) у детей часто возникают ошибки.

Наиболее доступными для различения и осмысливания отношения «больше — меньше» являются сочетания предметов в количестве: 1 и 3, 2 и 4, 5 и 2, 3 и 5. Группы в два-три предмета воспринимаются детьми как «мало» и обозначаются словами два, мало. Под влиянием упражнений у детей развивается представление об относительности слов много и мало: одно и то же множество воспринимается то как «много», то как «мало» в зависимости от того, с чем оно сопоставляется. Дети начинают самостоятельно составлять «много» из отдельных предметов, сопровождая действия словами: «еще… еще…» или «вот… вот», что говорит о понимании ими увеличения группы предметов и об умении дробить множество на отдельные элементы.

В процессе обучения у детей формируется также способность дифференцировать звуки (при двух и четырех ударах). В условиях игры они правильно отвечают на вопрос: «Кто постучал много, кто мало, кто один раз?»

На третьем году жизни при постепенном систематическом обучении дети могут сопоставлять множество звуков с множеством предметов. Тенденция устанавливать соответствие «один к одному» с возрастом развивается. К концу третьего года жизни большинство детей легко справляется с заданием: постучать молоточком столько раз, сколько кружков расположено в ряду на карточке. В процессе организованных действий с совокупностями предметов под руководством взрослого у детей начинает развиваться умение выделять признак количества независимо от названия предметов, их качеств и свойств.

Под влиянием обучения дети проявляют способность различать множества предметов и множества звуков, самостоятельно создавать множества из предметов, усваивать смысл слов много, мало, один, относить их к соответствующим группам предметов, звуков, движений.

Источник