До 5 лет ребенку позволено все

До 5 лет ребенку позволено все thumbnail

От автора: Пара слова о правилах в жизни детей, о вредности жестких запретов и вседзволенности. Чем аукнутся ошибки воспитания избалованного малыша? Чем это плохо для его социализации?

Каждому родителю рано или поздно приходится искать «золотую середину» между вседозволенностью и слишком жесткими запретами. Обе из этих крайностей вредят развитию и социализации малыша. В чем же опасность и ошибки воспитания вседозволяющих родителей?

          Почему нельзя позволять ребенку вс
Designed by Freepik

Социализация ребенка в детском коллективе

Самые большие проблемы у крохи со вседозволяющими родителями возникают в момент, когда он приходит в детский коллектив. Будь то садик или группа развития – там всегда есть определенные правила, что разрешено и что нельзя. В противном случае педагог просто не сможет работать и проводить занятия. Да и просто совместные свободные игры невозможны без некоторых правил взаимодействия детей: нельзя бить друг друга, нельзя забирать игрушки из рук другого, например.

Малыш, которому всегда и всё разрешали, попадает в ситуацию жесткого ограничения для себя: что-то брать нельзя, чем-то надо делиться и т.п. Для маленького человека – это сильнейший стресс, являющийся прямым следствием ошибок воспитания в семье. Достаточно много времени может уйти в такой ситуации на то, чтобы он привык и научился исполнять правила. На каждый запрет, скорее всего, ребёнок выдаст бурную эмоциональную реакцию. Особенно вероятны истерики у тех мальчиков и девочек, которые привыкли, что на их слезы мама с папой реагируют исполнением любого желания.

Малыш, которому родители разрешали всё, крайне сложно адаптируется в детском коллективе. Это отягощает и без того непростой период адаптации к садику. Если маме сложно самой устанавливать ребенку границы дозволенного, ей лучше походить на какие-нибудь развивающие занятия и посмотреть, как это делают педагоги. Вседозволяющим родителям бывает трудно исправлять ошибки воспитания. Не обязательно делать это в одиночестве. Пример взаимодействия психолога или воспитателя с детьми на занятиях – хорошее подспорье для таких мам и пап. Да и ребенок из уст другого взрослого легче примет новые для него правила, чем от родителей, которые позволяли всё.

Жесткие запреты и вседозволенность

Но и не только в детском коллективе проявляются трудности у детей, которым позволяли всё. Детская психика нуждается в правилах, но они должны быть не сильно жесткими. Постоянные запреты и «нельзя» купируют активность малыша и его любознательность. Про эту крайность многие родители знают (про вред слишком большого количества «нельзя») и впадают в противоположную: вообще не вводят для ребенка правила поведения. У вседозволяющих родителей даже в опасных ситуациях сын или дочка поведет себя по-своему, как он хочет, а не как говорит мама, потому что обычно ее легко склонить на свою сторону (просьбами ли, слезами ли). Сам ребенок может спровоцировать опасность: выбежит на дорогу на красный свет, засунет  что-то в розетку и т.д.

Как устанавливать правила для ребенка

Чтобы он понял цену запрета (нельзя значит нельзя при любых истериках), родителям нужно сначала озвучить правила, ввести их в жизнь малыша, а затем выдержать их проверку. Каждый ребенок проверяет границы дозволенного, расширяя их с возрастом.

В год залезать на высокую горку по лесенке опасно, запрещено, но в 3-4 уже позволено. Как узнать об этом? Только попробовать. При этом есть незыблемые правила: никогда нельзя брать папины документы, например. Не стоит ожидать, что с первого раза, как родители озвучили запрет, ребенок немедленно его примет. Из раза в раз его придется повторять, останавливая запрещенную деятельность малыша. Тогда он поймет, что данное правило действует всегда и его надо соблюдать. Взрослым же в этом процессе важно иметь терпение и быть последовательными, правила не должны меняться день ото дня, согласованность мамы с папой и бабушками – тоже принципиальный момент. Если один что-то запрещает, другой не должен разрешать, иначе ребенок запутывается, перестает верить установленным границам и спокойно нарушает их.

У каждой семьи свой путь развития. Родители учатся воспитывать своих детей со временем, учатся видеть свои ошибки воспитания. Иногда нужно на собственном опыте пройти через обе крайности (вседозволенность и жесткие запреты), чтобы найти свою адекватную линию поведения с собственным ребенком.

Возможно, вам также будут интерсны такие статьи:

Телесные наказания — прямой путь воспитать драчуна

Как научить ребенка самостоятельно одеваться. Советы психолога

С чего начинается ответственность? Рекомендации психолога для молодых мам

Источник: https://www.психолог-екб.рф/методическая-копилка/статьи/нельзя-позволять-всё.html

Текст данной публикации скопирован из Интернета или других открытых источников.

Источник

Одна женщина психолог сказала мне, что ребенку до 5 лет нужно разрешать делать все,что он хочет. Только тогда он будет расти с чувством, что его любят. По-моему так нельзя, ребенок вырастет эгоистом, если будет получать все,что захочет. Ведь его желания будут стоять на первом месте. Он не научится думать о других,хотя бы осамых родных людях. И к тому же если разрешать все, то это может првести к несчастному случаю.

Как думаете вы?

Не стоит путать родительскую любовь со вседозволенностью! Если ребенку во всем потакать, то из него вырастет неблагодарный, испорченный и своенравный эгоист. Мудрые и любящие родители с самого мальства устанавливают для своих чад четкие и разумные правила. Ребенку необходимо становление как личности, поэтому он нуждается в родительском руководстве, и в любящем наказании. Разве родители не хотят, чтобы их дети выросли ответственными людьми, умеющими принимать разумные решения и решать возникающие проблемы? Но одного желания здесь мало, необходимо с самого детства направлять их и подготавливать. Разве это будет возможным, если ребенку все разрешать?!

автор вопроса выбрал этот ответ лучшим

Lina Caro
[7.9K]

6 лет назад

Нет, я против такой позиции.

Дети очень хорошо еще с детства запоминают, что можно и что нельзя, и даже стараются применить свои детские хитрости, чтобы добиться желаемого, а уж если разрешать все, то к пяти годам они сядут к нам на голову и никаких ограничений уже не потерпят.

Поэтому я сторонник традиционного воспитания, каждая мать и так всегда дает ребенку понять, что он любим.

tk-taro
[4.5K]

6 лет назад

Просто, в качестве примера, расскажу случай из жизни. Ехала как-то в метро. Вместе со мной в вагоне ехала молодая женщина с дочкой лет четырех. Девочка вела себя просто ужасно: бегала, прыгала, кричала, залезала ногами на сидение, приставала к пассажирам. На замечание маме успокоить и занять ребенка, та ответила, что она воспитывает дочку по какой-то там системе и позволяет ей все, что той угодно. У дверей вагона, собираясь выходить, стоял, жуя жвачку, молодой человек. Он тоже наблюдал за этой девочкой, потом подошел к ней, приклеил ей на лоб свою жвачку и, выходя, сказал маме: «Меня тоже воспитывали по системе и я позволяю себе делать все, что захочу!»

Конечно нет! Ребенок моментально поймет, что ему все дозволенно. И как потом интересно объяснить ребенку, что что-то делать нельзя, когда ему исполнится 5? Вчера тебе все можно было, а сегодня ты большой уже и должен делать то-то и то-то и категорически не делать этого. Так?

Irina­8
[39.3K]

5 лет назад

Знаю, что ему ничего нельзя запрещать и никогда не говорить слова — «нельзя». Необходимо как можно раньше, объяснять что хорошо, а что плохо. С ребёнком надо много говорить, читать сказки и на примере героев , пытаться объяснить каждого поступок и делать выводы, пытаться разобраться должен именно ребёнок, а родители задавая вопросы выводят его на рассуждение и осмысливание ситуаций, поступков.

Как можно разрешать делать то, что может быть не приемлемым? Но и запрещать нельзя, а только объяснять, почему не стоит делать, то или другое.

Такое правило рассчитано, на диалог с ребёнком, на внимание и понимание, когда ребёнок самостоятельный и сам уже понимает, чувствует , что хорошо, а что плохо. Когда сами родители ведут себя с ребёнком должным образом, как со взрослым – беседуют, объясняют и уделяют необходимое внимание ребёнку. А если всё это пустить на самотёк, то можно допустить того, что ребёнок сядет на голову.

Борис­ов Игорь
[168K]

6 лет назад

Недавно вычитал в одной умной книжке, как учили обращаться отца с сыном в Древней Руси. До пяти лет с сыном обращаются как с царём. От пяти лет до пятнадцати с сыном обращаются как со слугой. После пятнадцати лет с сыном следует обращаться как с лучшим другом. Как по моему разумению, очень правильное суждение и заслуживает того, что бы внедрить его в современную практику воспитанию детей.

Мария Ламки­на
[7]

6 лет назад

нет нельзя, иначе он сядет Вам на шею, когда выростит!

fanta­syger­le
[2.5K]

5 лет назад

Конечно нельзя. Маленькие эгоисты обычно вырастают в больших эгоистов. Но это так сложно! Отказать ребенку, когда он смотрит на тебя жалостливо и просит «Ну мааамочка». И требуется большая сила воли что бы сказать нет. Лично у меня ее не всегда хватает.

Если ребенку все-все разрешать, то он рискует в принципе до 5 лет и не дожить.

Знаете ответ?

Источник

Далёкая и таинственная Япония не перестаёт нас удивлять своими высокими технологиями, образом жизни, традициями. Жители Страны восходящего солнца знамениты своей вежливостью, уникальной трудоспособностью, заботой о здоровье. Вполне естественно, что и детей здесь воспитывают совершенно по-особенному, а некоторые моменты могут просто поразить российских родителей. Например, в Японии малышам до 5 лет почему-то разрешают абсолютно всё. Правда это или миф? Можно ли проводить подобные эксперименты с нашими детьми?

Читайте также:  Народные средства при запоре у ребенка 5 лет

Почему в Японии детям до 5 лет можно всё

Воспитание детей в Японии подразделяется на три этапа:

  1. До 5 лет — возраст «императора». Именно в это время ребёнку дозволяется практически всё.
  2. 6–15 лет — возраст «раба». Жизнь малыша кардинально меняется: он идёт в школу, где его ждёт строгая дисциплина и воспитание чувства коллективизма.
  3. После 15 лет — ребёнок становится «равным». Это долгожданный этап взросления, когда дети соблюдают общественные правила, но в то же время получают право на самовыражение.

Ребёнок до 5 лет в Японии — это император, которому дозволено всё

Получается, что пресловутое время «баловства», когда ребёнку позволено всё, длится всего лишь 5 лет. При этом нужно отметить, что современные японские родители отличаются от тех, что были несколько десятков лет назад. Раньше в семьях было больше детей, да и взрослые не были такими трудоголиками. Сегодня же некоторые японцы вообще предпочитают не заводить малыша, чтобы вести «свободную» жизнь. Однако представление о возрасте «маленького императора», в принципе, не изменилось.

Когда русские родители слышат фразу «ребёнку дозволено всё», то воображение сразу рисует картинку капризного карапуза, маленького беспредельщика, требующего в магазине у мамы очередную игрушку и, конечно же, он её получает. Однако не нужно забывать, что Япония — страна с особым этикетом и манерами. Здесь, кстати, есть свой аналог русской поговорки «Яблоко от яблони недалеко падает». Ведь дети всегда подражают поведению своих родителей, впитывают их мировоззрение, пресловутую вежливость и уважение к окружающим А японские взрослые, к примеру, уже годовалому крохе напоминают, что нужно поклониться, приветствуя человека, обязательно поблагодарить за подарок, извиниться, входя в чужой дом.

Возможно, в другом обществе метод вседозволенности и превратил бы ребёнка в маленького диктатора, но только не в Японии. То, что для наших, европейских, американских родителей кажется потаканием и отсутствием контроля, здесь является уважением к ребёнку, воздействием на него личным примером и обращением к чувствам.

Нужно сразу отметить, что в Японии воспитанием маленького ребёнка занимается исключительно мама. Папа же постоянно находится на работе, чтобы обеспечить семье достойное содержание, а малышу может уделить время только по выходным. Здесь не принято оставлять детей на бабушек — мама справляется со своими обязанностями только сама. Первый год кроха даже является как бы частью матери: она везде его с собой носит с помощью специальных приспособлений, кладёт спать рядом, даёт грудь по требованию. В японском языке мать называется «амаэ», а производный глагол от этого слова «амаэру» переводится, как «баловать», «покровительствовать».

В Японии маленького ребёнка воспитывает мама, папа же в его жизни появляется, по сути, лишь по выходным, на бабушек здесь детей никто не «вешает»

Мама с малышом очень много разговаривает, объясняет ценность семьи, учит уважать ценность других людей, их чувства, личные вещи. Если ребёнок что-то делает не так, женщина с улыбкой старается отвлечь его внимание. Не допускаются запреты: мама может лишь сказать «это опасно» (горячо, больно и т. п.). Ведь кроха ещё не умеет делать логических выводов. К примеру, если он разольёт кашу из тарелки, то крики взрослого, что теперь нужно будет всё убирать и заново варить еду, для него ничего не значат.

Если мама начнёт кричать, то ребёнок только усваивает, что побеждает всегда тот, кто взрослее и сильнее. Японцы полагают, что запреты и наказания в таком раннем возрасте приводят к развитию инфантильности во взрослой жизни, человек подсознательно будет стараться занять позицию подчинённого.

Если в России за провинность родители могут поставить ребёнка в угол или ещё как-то наказать, то в Японии такого не бывает. Мама, конечно, не будет гладить карапуза по головке, но и кричать, а тем более бить, никогда не станет. Поскольку женщина очень хорошо знает своего малыша (они неразлучны с рождения), она умеет тонко чувствовать его настроение, способна предугадать, что он собирается сделать в следующий момент. В зависимости от этого мама может предостеречь ребёнка от неправильного поступка. Но даже если это не помогло, малыш упал, обжёгся, испачкался, то женщина считает виноватой себя и извиняется перед крохой, что не уберегла его. Также она объясняет ребёнку, что ей больно оттого, что он её не послушал.

Мама-японка никогда не станет кричать, наказывать малыша — она его очень хорошо чувствует и старается предугадать его проступки

Интересно, что сами японцы ни о какой особенной методике воспитания не знают. Они воспитывают детей совершенно естественным образом, так, как это исторически сложилось в их обществе.

Конкретные ситуации, иллюстрирующие японский подход к воспитанию дошколят

Лучше осознать систему раннего воспитания ребёнка в Японии можно, рассмотрев конкретные ситуации:

  1. Мама с сыном приходят в парикмахерскую. Не выдержав скучного ожидания, пока женщина закончит свои процедуры, ребёнок начинает баловаться с кремами в баночках, открывать их и рисовать узоры на зеркале. Однако никто не делает замечания, все улыбаются.
  2. Малыш на улице садится в лужу и балуется там. Мама садится рядышком и начинает монотонно (без повышенных ноток) объяснять, что сидеть в луже нехорошо. Продолжаться это может очень долго, пока ребёнку самому станет скучно, тогда он выйдет из лужи.
  3. Ребёнок хочет погулять под дождём. Мама не ругается, а просто достаёт резиновые сапожки и плащ-дождевик.

    Если японски малыш хочет гулять под дождем, мама не станет ругаться, а предложит резиновые саподки и дождевик

  4. Малыш капризничает в поезде. Окружающие пассажиры не раздражаются, а с радостью приходят на помощь — развлекают ребёнка доступными способами.
  5. Карапуз сломал игрушечную машинку. Японка не станет читать нотаций о том, как много родителям пришлось поработать, чтобы купить её. Она просто скажет: «Не нужно больше так делать, ты делаешь игрушке больно».
  6. В книге Дж. Дэвиса, И. Осаму «Япония. Как её понять» описывается интересный эксперимент. Японских и европейских мам попросили вместе с ребёнком собрать пирамиду. Европейки начали подробно объяснять малышам, как это делается. У японок же была совсем другая тактика: вначале они сами всё собрали, на практике показывая крохам, как нужно делать. После этого процесс сбора повторился вместе с детьми. Если же возникал какой-то вопрос, всё повторялось сначала.
  7. Японский ребёнок по какой-то причине плачет:
    • мама старается рассмешить его разными способами;
    • ждёт, пока он устанет плакать, и тогда предлагает какое-то интересное дело;
    • берёт на ручки и ходит с малышом;
    • усаживает его в машину, и вместе они куда-то едут.

Конечно, не нужно считать, что абсолютно все японские мамы действуют по указанному шаблону. Наши соотечественники, побывавшие в этой стране, отмечают, что там также можно встретить детей, которые устраивают истерику в магазине, или тех, на кого ругаются родители. Но в целом приведённые примеры ситуаций являются типичными.

Будет ли такая методика работать на благо воспитания в России

Конечно, за счёт развития информационных технологий сегодня нам стало доступнее знакомиться с традициями других стран, да и путешествуют люди сегодня гораздо больше, чем раньше. Что-то нас удивляет, что-то явно противоречит нашему менталитету, а какие-то вещи мы начинаем «примерять» на себя. Так, родители могут задуматься, как будет работать японская методика воспитания на российских детях.

Такой эксперимент, скорее всего, будет обречён на провал. Ведь менталитет у японцев и россиян слишком отличается. Первые очень щепетильны к требованиям закона, правилам, инструкциям.

Так, ни один японец никогда не повезёт ребёнка в машине без автокресла. Или если мама с плачущим грудничком в автолюльке едет по скоростной трассе, где запрещены остановки, она никогда не будет останавливаться, чтобы взять его на руки и успокоить.

У японок над материнскими чувствами всё же преобладает здравый смысл. Например, в этой стране рано темнеет, летом детям одним здесь можно гулять лишь до шести часов вечера, зимой же — до пяти. И после указанного времени нельзя встретить на улице ребёнка без сопровождения взрослого.

Естественно, малыш с ранних лет наблюдает, как родители строго соблюдают предписанные правила и начинает вести себя так же. Для сравнения, если у нас ребёнок видит, что папа регулярно паркуется в неположенном месте, при этом бравируя своим нарушением правил, то и сын будет осознавать, что и ему можно делать многие запрещённые вещи. Именно поэтому понятие детской вседозволенности в Японии и России совершенно разное.

Наши дети и так зачастую слишком избалованы, чтобы открыто разрешать им делать всё, что хочется.

Ну, не лепится японская система воспитания к нашему менталитету…

Если в Японии ребёнок от 0 до 5 лет — царь, то в наших условиях он так и будет «царём», не научившимся ни работать (убирать игрушки, например), ни общаться с равными (с детками) и т. д. Потому что в России царь — это одно понятие, отличное от других стран. Его то убивали, то свергали, то изгоняли, заменяя коллективизацией и социализмом. А в Японии король так король! Он и ведёт себя по-королевски, вся страна, все люди то-есть, и его, и королеву, и страну, и власть, и экономику — уважают!

Ещё один момент — в воспитании многих русских детей (в отличие от японских) активно участвуют бабушки. Мама же постоянно находится на работе, да и в остальное время не слишком жаждет проявлять свои педагогические способности (ведь есть, на кого всегда можно оставить малыша). А когда ребёнку начинают предъявлять разные требования (бабушки, как правило, балуют, мама более строгая), то может вырасти капризный человек, не признающий авторитетов.

В нашей стране в воспитании детей активно участвуют бабушки, чего нет в Японии

Видео: 8 правил японских родителей, которые пригодятся всем

Отзывы родителей о японской методике воспитания

Конечно, все нации разные: у каждой свои традиции, менталитет, а также свой взгляд на воспитание детей. И методы японцев актуальны именно в их стране, где развитие ребёнка делится на определённые периоды, к каждому из которых выдвигаются свои требования. Поэтому российским родителям нет смысла критиковать данную методику, пытаясь спроецировать её на своего малыша. А вот поучиться у жителей Страны восходящего солнца спокойному и терпеливому отношению к детям всё же стоит.

Источник