Дневник развития ребенка штерн

Дневник развития ребенка штерн thumbnail

ðÏÄÐÉÓÁÔØÓÑ

âÅÓÐÌÁÔÎÁÑ «óÅÒÅÂÒÑÎÁÑ» ÎÏ×ÏÓÔÎÁÑ ÒÁÓÓÙÌËÁ
.

ðÏÄÐÉÓÞÉËÏ× 2.130

RSS


 

ñÎ×ÁÒØ
2012

 

 1

 2

 3

 4

 5

 6

 7

 8

 9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31


úÁ ÐÏÓÌÅÄÎÉÅ 60 ÄÎÅÊ ÎÉ ÒÁÚÕ ÎÅ ×ÙÈÏÄÉÌÁ


óÁÊÔ ÒÁÓÓÙÌËÉ:
https://pedlib.ru

ïÔËÒÙÔÁ:
21-01-2002

óÔÁÔÉÓÔÉËÁ

2.130 ÐÏÄÐÉÓÞÉËÏ×

0 ÚÁ ÎÅÄÅÌÀ

óÔÅÒÎ ä.î. äÎÅ×ÎÉË ÍÌÁÄÅÎÃÁ: þ

óÔÅÒÎ ä.î. äÎÅ×ÎÉË ÍÌÁÄÅÎÃÁ: þ
2012-01-09 12:28
óÔÅÒÎ ä.î. äÎÅ×ÎÉË ÍÌÁÄÅÎÃÁ: þÔÏ ×ÉÄÉÔ, ÞÕ×ÓÔ×ÕÅÔ É ÐÅÒÅÖÉ×ÁÅÔ ×ÁÛ ÍÁÌÙÛ / ðÅÒ. Ó ÁÎÇÌ. í& çÅÎÅÚÉÓ, 2001. — 192 Ó.
(ïÇÒÏÍÎÏÅ óðáóéâï Letstry ÚÁ ÜÌÅËÔÒÏÎÎÙÊ ÍÁÔÅÒÉÁÌ)

æÁÔÉÈÏ×Á ì.æ. ïÂÕÞÅÎÉÅ ÄÏÛËÏÌØ
2012-01-09 12:39
æÁÔÉÈÏ×Á ì.æ. ïÂÕÞÅÎÉÅ ÄÏÛËÏÌØÎÉËÏ× Ó ÎÁÒÕÛÅÎÉÅÍ ÉÎÔÅÌÌÅËÔÁ ÒÅÛÅÎÉÀ ÁÒÉÆÍÅÔÉÞÅÓËÉÈ ÚÁÄÁÞ. // óÏ×ÒÅÍÅÎÎÏÅ ÄÏÛËÏÌØÎÏÅ ÏÂÒÁÚÏ×ÁÎÉÅ. – í.: éÚÄÁÔÅÌØÓÔ×Ï «íÏÚÁÉËÁ-óÉÎÔÅÚ», 2008. — № 6. — ó. 36-42. (ïÇÒÏÍÎÏÅ óðáóéâï lidiajune4 ÚÁ ÜÌÅËÔÒÏÎÎÙÊ ÍÁÔÅÒÉÁÌ)

æÁÔÉÈÏ×Á ì.æ. ïÂÕÞÅÎÉÅ ÄÅÔÅÊ Ó
2012-01-09 12:40
æÁÔÉÈÏ×Á ì.æ. ïÂÕÞÅÎÉÅ ÄÅÔÅÊ Ó ÉÎÔÅÌÌÅËÔÕÁÌØÎÙÍÉ ÎÁÒÕÛÅÎÉÑÍÉ ÏÒÉÅÎÔÉÒÏ×ËÅ × ÐÒÏÓÔÒÁÎÓÔ×Å // óÏ×ÒÅÍÅÎÎÏÅ ÄÏÛËÏÌØÎÏÅ ÏÂÒÁÚÏ×ÁÎÉÅ. – í.: éÚÄÁÔÅÌØÓÔ×Ï «íÏÚÁÉËÁ-óÉÎÔÅÚ», 2009. — № 6. –ó. 32-40. (ïÇÒÏÍÎÏÅ óðáóéâï lidiajune4 ÚÁ ÜÌÅËÔÒÏÎÎÙÊ ÍÁÔÅÒÉÁÌ)

æÁÔÉÈÏ×Á ì.æ. äÉÁÇÎÏÓÔÉËÁ ÓÏÃÉ
2012-01-09 12:44
æÁÔÉÈÏ×Á ì.æ. äÉÁÇÎÏÓÔÉËÁ ÓÏÃÉÁÌØÎÏÇÏ ÉÎÔÅÌÌÅËÔÁ ÄÅÔÅÊ Ó ÏÔËÌÏÎÅÎÉÑÍÉ × ÒÁÚ×ÉÔÉÉ. // îÁÕÞÎÏÅ Ô×ÏÒÞÅÓÔ×Ï XXI ×ÅËÁ: ÍÁÔÅÒÉÁÌÙ II ÷ÓÅÒÏÓÓÉÊÓËÏÊ ÎÁÕÞÎÏÊ ËÏÎÆÅÒÅÎÃÉÉ. – ëÒÁÓÎÏÑÒÓË // ÷ ÍÉÒÅ ÎÁÕÞÎÙÈ ÏÔËÒÙÔÉÊ. – 2010. № 4 (10). þÁÓÔØ 8. – ó. 82-84. (ïÇÒÏÍÎÏÅ óðáóéâï lidiajune4 ÚÁ ÜÌÅËÔÒÏÎÎÙÊ ÍÁÔÅÒÉÁÌ)

æÁÔÉÈÏ×Á ì.æ. ë ×ÏÐÒÏÓÕ ÄÉÆÆÅÒ
2012-01-09 12:47
æÁÔÉÈÏ×Á ì.æ. ë ×ÏÐÒÏÓÕ ÄÉÆÆÅÒÅÎÃÉÁÌØÎÏÊ ÄÉÁÇÎÏÓÔÉËÉ ÄÅÔÅÊ Ó ÉÎÔÅÌÌÅËÔÕÁÌØÎÙÍÉ ÎÁÒÕÛÅÎÉÑÍÉ // óÏÃÉÁÌØÎÏ-ÇÕÍÁÎÉÔÁÒÎÙÅ ÚÎÁÎÉÑ. – õÆÁ: éÚÄÁÔÅÌØÓÔ×Ï âçðõ, 2006. — № 10. — ó. 185-189. (ïÇÒÏÍÎÏÅ óðáóéâï lidiajune4 ÚÁ ÜÌÅËÔÒÏÎÎÙÊ ÍÁÔÅÒÉÁÌ)

îÏ×ÙÅ ÐÏÓÔÕÐÌÅÎÉÑ

óÔÅÒÎ ä.î. äÎÅ×ÎÉË ÍÌÁÄÅÎÃÁ: þ
2012-01-09 12:28
óÔÅÒÎ ä.î. äÎÅ×ÎÉË ÍÌÁÄÅÎÃÁ: þÔÏ ×ÉÄÉÔ, ÞÕ×ÓÔ×ÕÅÔ É ÐÅÒÅÖÉ×ÁÅÔ ×ÁÛ ÍÁÌÙÛ / ðÅÒ. Ó ÁÎÇÌ. í& çÅÎÅÚÉÓ, 2001. — 192 Ó.
(ïÇÒÏÍÎÏÅ óðáóéâï Letstry ÚÁ ÜÌÅËÔÒÏÎÎÙÊ ÍÁÔÅÒÉÁÌ)

æÁÔÉÈÏ×Á ì.æ. ïÂÕÞÅÎÉÅ ÄÏÛËÏÌØ
2012-01-09 12:39
æÁÔÉÈÏ×Á ì.æ. ïÂÕÞÅÎÉÅ ÄÏÛËÏÌØÎÉËÏ× Ó ÎÁÒÕÛÅÎÉÅÍ ÉÎÔÅÌÌÅËÔÁ ÒÅÛÅÎÉÀ ÁÒÉÆÍÅÔÉÞÅÓËÉÈ ÚÁÄÁÞ. // óÏ×ÒÅÍÅÎÎÏÅ ÄÏÛËÏÌØÎÏÅ ÏÂÒÁÚÏ×ÁÎÉÅ. – í.: éÚÄÁÔÅÌØÓÔ×Ï «íÏÚÁÉËÁ-óÉÎÔÅÚ», 2008. — № 6. — ó. 36-42. (ïÇÒÏÍÎÏÅ óðáóéâï lidiajune4 ÚÁ ÜÌÅËÔÒÏÎÎÙÊ ÍÁÔÅÒÉÁÌ)

æÁÔÉÈÏ×Á ì.æ. ïÂÕÞÅÎÉÅ ÄÅÔÅÊ Ó
2012-01-09 12:40
æÁÔÉÈÏ×Á ì.æ. ïÂÕÞÅÎÉÅ ÄÅÔÅÊ Ó ÉÎÔÅÌÌÅËÔÕÁÌØÎÙÍÉ ÎÁÒÕÛÅÎÉÑÍÉ ÏÒÉÅÎÔÉÒÏ×ËÅ × ÐÒÏÓÔÒÁÎÓÔ×Å // óÏ×ÒÅÍÅÎÎÏÅ ÄÏÛËÏÌØÎÏÅ ÏÂÒÁÚÏ×ÁÎÉÅ. – í.: éÚÄÁÔÅÌØÓÔ×Ï «íÏÚÁÉËÁ-óÉÎÔÅÚ», 2009. — № 6. –ó. 32-40. (ïÇÒÏÍÎÏÅ óðáóéâï lidiajune4 ÚÁ ÜÌÅËÔÒÏÎÎÙÊ ÍÁÔÅÒÉÁÌ)

æÁÔÉÈÏ×Á ì.æ. äÉÁÇÎÏÓÔÉËÁ ÓÏÃÉ
2012-01-09 12:44
æÁÔÉÈÏ×Á ì.æ. äÉÁÇÎÏÓÔÉËÁ ÓÏÃÉÁÌØÎÏÇÏ ÉÎÔÅÌÌÅËÔÁ ÄÅÔÅÊ Ó ÏÔËÌÏÎÅÎÉÑÍÉ × ÒÁÚ×ÉÔÉÉ. // îÁÕÞÎÏÅ Ô×ÏÒÞÅÓÔ×Ï XXI ×ÅËÁ: ÍÁÔÅÒÉÁÌÙ II ÷ÓÅÒÏÓÓÉÊÓËÏÊ ÎÁÕÞÎÏÊ ËÏÎÆÅÒÅÎÃÉÉ. – ëÒÁÓÎÏÑÒÓË // ÷ ÍÉÒÅ ÎÁÕÞÎÙÈ ÏÔËÒÙÔÉÊ. – 2010. № 4 (10). þÁÓÔØ 8. – ó. 82-84. (ïÇÒÏÍÎÏÅ óðáóéâï lidiajune4 ÚÁ ÜÌÅËÔÒÏÎÎÙÊ ÍÁÔÅÒÉÁÌ)

æÁÔÉÈÏ×Á ì.æ. ë ×ÏÐÒÏÓÕ ÄÉÆÆÅÒ
2012-01-09 12:47
æÁÔÉÈÏ×Á ì.æ. ë ×ÏÐÒÏÓÕ ÄÉÆÆÅÒÅÎÃÉÁÌØÎÏÊ ÄÉÁÇÎÏÓÔÉËÉ ÄÅÔÅÊ Ó ÉÎÔÅÌÌÅËÔÕÁÌØÎÙÍÉ ÎÁÒÕÛÅÎÉÑÍÉ // óÏÃÉÁÌØÎÏ-ÇÕÍÁÎÉÔÁÒÎÙÅ ÚÎÁÎÉÑ. – õÆÁ: éÚÄÁÔÅÌØÓÔ×Ï âçðõ, 2006. — № 10. — ó. 185-189. (ïÇÒÏÍÎÏÅ óðáóéâï lidiajune4 ÚÁ ÜÌÅËÔÒÏÎÎÙÊ ÍÁÔÅÒÉÁÌ)

Источник

ФОТО Getty Images 

Мир без названия

Давайте войдем в первый мир младенца и вспомним то, что на самом деле мы никогда и не забывали. Пред­ставьте себе, что у вещей, которые вы видите, трогаете или слышите, нет ни названий, ни функций, и лишь с некоторы­ми из них связаны какие-то воспоминания. Он восприни­мает и переживает объекты главным образом как чувства, которые они в нем возбуждают. Недавно появившийся на свет ребенок не воспринимает их ни в качестве объектов как таковых, ни с точки зрения того, что с ними делать или как они называются. Различия между «внутри» и «снаружи» пока еще очень туманны и потому переживаются как два элемента единого непрерывного пространства.

В каждый отдельный краткий момент времени чувства Джоя изменяются вместе с восприятием, и каждый раз создается совершенно особая картина чувств в движении: внезапный всплеск интереса; поднимающаяся, а затем спа­дающая волна голода; приливы и отливы удовольствия. Джой переживает жизнь как последовательность наплывающих друг на друга моментов. Ему пока неясно, как пос­ле одного момента он оказывается в следующем, происхо­дит ли что-то между ними и что именно. Его чувства все время сосредотачиваются на том или ином моменте, и каж­дый из них он переживает весьма интенсивно.

Для младенца, в отличие от взрос­лого, пространство не является непрерывным и целостным. Оно напоминает, скорее, пузырь, окружающий его на рас­стоянии вытянутой руки. Даже слепые дети, когда начи­нают хватать и дотягиваться до объектов, тянутся к зву­чащей игрушке только в том случае, когда она находится в пределах этого радиуса. Они, также как и зрячие дети, делят пространство на две части, достижимое и недостижимое, но делают это не глаза­ми, а ушами.

Читайте также:  Беременность развитие ребенка день за днем

Младенец приступает к решению зада­чи огромной значимости: ему предстоит практически одно­временно наполнить смыслом все различные составляющие его мира.

ВЗГЛЯД В ГЛАЗА (4,5 месяца)

Дети ведут себя так, будто глаза действительно являются окнами души. Семи недель от роду они реагируют на них не просто как на центральную «географическую» достопримечательность лица. Если вы когда-либо играли с ребенком в «ку-ку», вы понимаете, что я имею в виду. Ребенок наполнен радостным ожиданием уже тогда, когда вы начинаете медленно опускать платок, которым накрыли лицо, и становятся видны волосы и верхняя часть лба. Но бурное выражение радости наступает лишь в тот момент, когда он увидит ваши глаза.

Шестилетний ребенок обнаруживает центральную для него психологическую роль глаз по-другому. Спросите у шестилетней девочки, которая закрыла оба глаза руками, думает ли она, что вы можете ее увидеть? Скорее всего, она ответит: «Нет!» Но причина такого ответа не в том, что ребенок не может представить, что вы видите его, когда он сам не видит вас. Мы привыкли так думать, но суть ответа заключена в другом. Она прекрасно понимает, что вы видите не только ее, но и ее руки, закрывающие глаза. Своим «нет!» она фактически говорит: «Раз ты не видишь моих глаз, значит, ты не видишь меня по-настоящему!» Видеть кого-то значит смотреть в его глаза.

Смотреть в глаза человеку, который отвечает на ваш взгляд, – это совершенно особый опыт. В такие моменты мы не только воспринимаем чью-то внутреннюю жизнь, обмен взглядами необыкновенно тревожит, так, что взрослые не в силах выдерживать прямой взгляд больше нескольких секунд (за исключением случаев влюбленности, сексуального влечения или агрессии, борьбы). Прямой молчаливый взгляд провоцирует у зверей приступ ярости. Похоже, у людей обмен взглядами вызывает либо сильные позитивные, либо сильные негативные чувства. В этом, между прочим, заключается секрет притягательности всевозможных игр в «гляделки» для детей. Маневры взрослых, связанные с прямым взглядом в глаза, основаны на том же: кто первым отведет взгляд? Проиграет он тем самым или выиграет?

К трем с половиной месяцам малыш может контролировать свой взгляд почти так же хорошо, как и взрослый. Пользуясь новой способностью, он может теперь начинать и останавливать близкое общение. Просто взглянув на маму, он может начать «встречу» с ней. Он может от­клонить приглашение к общению, отводя глаза, и закончить встречу, решительно посмотрев в другую сторону. Он ста­новится настоящим экспертом в мимическом регулировании подобного рода социальных взаимодействий «лицом к лицу».

В этом возрасте общение ребенка с матерью или отцом не определяется ничем конкретным. Они не ведут еще раз­говоров на определенную тему: о погоде или других вещах. Им не нужно ничего объяснять друг другу, нечего вспоми­нать, не нужно планировать будущее. Единственной «темой» становится момент, в котором они — два человеческих су­щества — переживают прямую и глубокую связанность. Их взаимодействия преследуют единственную цель — продлить этот «опыт».

книга на тему

Сделать счастливыми наших детей В издательстве CLEVER MEDIA Group вышли несколько книг этой серии. Это совместный проект PSYCHOLOGIES и CLEVER, основанный на материалах журнала. Каждая книга посвящена определенному возрасту или одной из трудностей (сон, еда, истерики…), с которыми сталкиваются родители, воспитывая детей.

СОЗДАНИЕ ИСТОРИЙ (2,5 года)

Создавая историю, дети создают новую реальность. И получается две реальности: пережитая в непосредственном субъективном опыте и рассказанная. Они связаны друг с другом, но не одинаковы, они сосуществуют.

Задача ребенка при создании истории заключается в том, чтобы передать родителям поток своих переживаний. При этом он не просто создает новый, альтернативный вариант того, что было, – он предлагает версию, которая вполне может стать «официальной», общепринятой. Рассказы о прошлом во многом определяют для нас, «что же на самом деле произошло», поскольку в них отобраны лишь некоторые из множества пережитых событий. И в этом смысле ребенок занимается необыкновенным делом: изо дня в день он учится создавать свое прошлое.

А что происходит, если пережитое прошлое и рассказанное прошлое очень сильно расходятся или даже противоречат друг другу? В связи с этим нужно иметь в виду, что истории о прошлом, особенно «официальные», обычно создаются ребенком с «помощью» родителей. Это результат совместного творчества. Например, ребенок, подвергающийся физическим наказаниям, рассказывает историю, в которой он оправдывает своих родителей: «Они бьют меня потому, что очень заботятся обо мне». Эта история может удержать окружающих от конфликта с родителями наказываемого ребенка и, тем самым, спасти ребенка от новых побоев. Но опасность в том, что ребенок сам может поверить в эту историю, она может стать тем, что он считает правдой о самом себе.

Читайте также:  Взрослый с развитием ребенка

Или, допустим, глаза отца светятся от радости, когда он смотрит на старшего сына, и начинают тускнеть, когда он переводит взгляд на младшего. При этом младший рассказывает историю, которая успела стать его собственной правдой: «Мой папа любит нас обоих одинаково. Он даже сам все время говорит об этом». Итак, создание таких историй может приводить к искаженному восприятию реальности и закреплять его, тем самым определяя последующие психические расстройства. Действительно, значительная часть работы психотерапевтов связана с «раскапыванием», извлечением на свет и точным описанием реально пережитой действительности человека, последующим сравнением ее с рассказанной и приведением их в достаточно гармоничное соответствие путем изменения одной или обеих. Обычно изменяются рассказанные истории.
При нормальном развитии создание историй выполняет важную функцию: поддерживает постоянный процесс самоопределения, поиска ответов на вопросы – кто я, какой я? Когда ребенок рассказывает о том, что случилось в детском саду, или что он ел на завтрак, или как он ходил с мамой в магазин, или как поссорился с сестрой, он не только определяет прошлое – он создает свою идентичность. Создавать и рассказывать истории – это все равно что участвовать в семинаре по самопознанию, где можно проводить эксперименты по «становлению самим собой». Это принципиально важно, поскольку так же постоянно и непрерывно, как растет и развивается ребенок, изменяется его идентичность. Маленькому человеку надо экспериментировать сразу с несколькими версиями себя – от общественных до самых личных.

Д. Стерн «Дневник младенца» (Генезис, 2001).

Источник

Daniel
N. Stern, M.D.

BasicBooks
A
Division of
HarperCollinsPublishers

Дэниэл н. Стерн

Дневник
младенца

Москва
2001

Дневник развития ребенка штернЧто
видит, чувствует и переживает ваш малыш

УДК
159.922.7 ББК 88.8 С 797

Права
на издание книги получены по соглашению
с
MillerAgency.

Стерн
Д.Н.

С
797 Дневник младенца: Что видит, чувствует
и переживает ваш малыш / Пер. с англ. М&
Генезис, 2001. — 192 с.

ISBN-5-85297-032-8

Книга
выдающегося американского психолога
Д.
Стерна
необычна, она представляет собой
одновременно и научное, и художественное
произведение.

Это
— дневник младенца, основанный на
реальных наблюдениях и событиях. Автор
дает возможность ребенку «рассказать»
о себе то, что можно узнать лишь в
результате многочисленных кропотливых
исследо­ваний: что и как он видит,
слышит, чувствует, как переживает
различ­ные ситуации.

Специалисты
получат уникальную возможность вместе
с автором шаг за шагом провести тонкий
психологический анализ поведения и
реальных переживаний младенца, по-новому
открывая для себя, казалось бы, хоро­шо
известные закономерности развития
ребенка от 1 месяца до 4,5 лет.

Вместе
с тем эта книга — уникальное руководство
по воспитанию ма­лыша, в ней содержится
бесценная информация, необходимая
каждой маме.

Книга
адресована психологам, психотерапевтам,
врачам-педиатрам, воспитателям и,
конечно же, родителям, а также всем,
кому интересен внутренний мир ребенка,
особенности его развития.

ISBN-5-85297-032-8

©
1990 by Daniel N. Stern, M.D.

©
Издательство ЦСПА «Генезис», 2001

©
Патяева Е.Ю., Локтионова А.В., перевод с
английского, 2001

©
Герасимов СВ., оформление, 2001

От
издательства…………………………………………………….4

ВВЕДЕНИЕ:
Какие миры открываются ребенку .7

I.
МИР ЧУВСТВ:

ДЖОЮ
ШЕСТЬ НЕДЕЛЬ .10

Глава 1. Пятно солнечного света: утро, 07:05 11

Глава
2. Песни пространства: утро, 07:07 14

Глава
3. Буря голода: утро, 07:20 17

Глава
4. Буря голода затихает: утро, 07:25 19

II.
МИР НЕПОСРЕДСТВЕННОГО ОБЩЕНИЯ:

ДЖОЮ
ЧЕТЫРЕ С ПОЛОВИНОЙ МЕСЯЦА 23

Глава
5. Диалог без слов: утро, 09:30 28

Глава
6. Пространственно-временной поток:
полдень ……. 34

III. МИР
ВНУТРЕННЕЙ ЖИЗНИ:

ДЖОЮ
ДВЕНАДЦАТЬ МЕСЯЦЕВ .38

Глава
7. Плавание: утро, 10:30 ….41

Глава
8. Разделенное чувство: утро, 11:50 …45

IV. МИР
СЛОВ:

ДЖОЮ
ДВАДЦАТЬ МЕСЯЦЕВ …48

Глава
9. «Топс: утро, 07:05 … 50

Глава
10. Столкновение миров: утро, 07:21 ….53

V. МИР
ИСТОРИЙ:

ДЖОЮ
ЧЕТЫРЕ ГОДА …56

Глава
11. Параллельные миры: утро, 08:00 и
09:00……………..60

Избранная
библиография ….68

Благодарности ….71

Об
авторе …72

Что
представляет собой только что родившийся
чело­век? Строительный материал, из
которого общество создаст то, что ему
подойдет, или же уникальную самобытность?
Развитие человека — всегда поступательный,
прогрессивный процесс, или же по мере
взросления утрачиваются, теря­ются
уникальные способности, присущие
ребенку? Только тонко чувствующий
художник, способный превратить на­уку
психологию в ювелирное искусство, может
заглянуть за речевой барьер, открыть
мир, в котором еще нет названий, помочь
найти ответы на эти вопросы.

В
1990 году известный исследователь раннего
детства, профессор психиатрии медицинского
центра Корнельского университета,
профессор психологии Женевского
универси­тета, автор нескольких
научных монографий, психоаналитик
Дэниэл Стерн создал книгу, жанр которой
находится на грани научной и художественной
литературы. В ней пред­ставлены
фрагменты внутреннего опыта младенца:
что и как он видит, слышит, чувствует;
что с ним происходит, когда он переживает
голод, страх разлуки с мамой, течение
времени; как он узнает, что он — это он.

Читайте также:  Что такое нарушение внутриутробного развития ребенка

Эта
книга — «Дневник младенца». Но как же
мог по­явиться такой дневник?

30-летний
опыт исследовательской деятельности
в обла­сти раннего развития, богатая
психотерапевтическая прак­тика,
анализ огромного количества видеозаписей
младенцев, их взаимодействия с мамами
и папами, постоянные дискус­сии с
коллегами и, наконец, собственный опыт
отцовства (Д. Стерн — отец пятерых детей)
позволили автору про­никнуть в ту
реальность, доступ к которой для
большинства людей закрыт.

Итак,
перед Вами дневник, описывающий реальные
со­бытия, основанный на реальных
наблюдениях: автор отве­чает за каждое
слово как ученый. Каждому фрагменту
днев­ника предшествует введение, в
котором автор решает проблему художника:
как описать, например, полосу солнеч­ного
света на стене, как передать словами
переживания, впечатления младенца?
Дэниэл Стерн ищет точные слова, опираясь
на результаты своих наблюдений, а также
на ис­следования коллег. В ясных
комментариях, следующих за фрагментами
дневника, кристаллизован огромный опыт
на­учных исследований, практической
работы, наблюдений за взаимоотношениями
детей и матерей.

Слой
за слоем автор открывает доречевые
«миры» мла­денца. Он делает это
настолько точно, что любая мама
бе­зошибочно узнает в этом описании
свой опыт. Вместе с малышом мы начинаем
постигать окружающую действитель­ность,
последовательно проникая в те новые
Миры, которые он открывает для себя.
Каждая глава — совершенно осо­бый
источник новых психологических знаний,
который по­может научиться лучше
понимать младенцев и по-иному взглянуть
на взрослых.

Родители
новорожденных смогут получить бесценную
информацию о малышах. Они узнают не
только о том, как ухаживать за младенцем,
но и об особенностях общения с ним, о
его переживаниях в различных ситуациях.

Родители
всегда с нетерпением ждут, когда же их
ребе­нок заговорит. В этой книге они
узнают много нового о том, как ребенок
постигает слова, об опасностях, которые
под­стерегают его на этом пути, а
также о том, почему именно на дословесном
опыте младенца основывается его будущее
успешное взаимодействие с другими
людьми.

«Дневник
младенца» — одна из немногих книг, где
ак­цент ставится на личности
матери,
а не только на последо­вательности
действий, которые она должна совершать,
уха­живая за малышом. Эта книга окажет
поддержку молодой женщине в процессе
ее превращения в хорошую маму.

Автор
дает важные ориентиры в уникальном
доречевом, часто игнорируемом взрослыми,
мире. Он дает представле­ние о том,
какое поведение взрослого способствует
успеш­ному развитию ребенка и какую
работу совершает сам ре­бенок в
процессе становления его независимого
«Я».Дневник развития ребенка штерн

Специалисты
получат уникальную возможность вместе
с автором шаг за шагом провести тонкий
психологический анализ поведения и
реальных переживаний младенца, по-новому
открывая для себя, казалось бы, хорошо
известные психологические закономерности.
Д. Стерн существенно раз­вивает
представления Э. Эриксона о первом годе
жизни ребенка, о возникновении «базового
доверия» к миру, и опровергает принятое
в некоторых психологических школах
мнение о длительном симбиозе младенца
и матери. Иссле­довательский опыт
автора свидетельствует о том, что
ребе­нок начинает воспринимать себя
отдельно довольно рано. Д. Стерн подробно
описывает, как у младенца появляется
знание о своей «отдельности», отличии
от других и о соб­ственных границах.

Для
психотерапевтов особый интерес может
представ­лять глава, посвященная
непосредственному невербальному
взаимодействию матери с ребенком. В
ней автор описыва­ет феномен прямого
контакта, понимание которого помо­жет
терапевту научиться ценить аналогичные
моменты, воз­никающие в процессе
психотерапевтической работы, и понимать
их важность для исцеления клиента.

В
книге представлена периодизация
развития личности, в основе которой
лежит понятие «самости», описаны
фено­мен прямого контакта и явление
интерсубъективности, их значение для
развития. Автор впервые уделяет внимание
несоответствию при возникновении речи
у детей вербального и невербального
миров, которое нарушает целостный опыт
ребенка и может привести к негативным
психологическим последствиям:
неуверенности в себе, страхам, переживанию
отчуждения. Проводя психологический
анализ происходящих с младенцем событий,
автор делает это настолько тонко и
деликатно, что книга остается доступной,
понятной и инте­ресной не только
профессиональным психологам, но и
ши­рокому кругу читателей.

«Дневник
младенца» давно стал бестселлером.
Книга уже переведена на 14 языков, и мы
счастливы представить ее нашим читателям.

Научный
редактор издания А.В. Локтионова

Это,
книга посвящается
моей
жене, Наде.

Прогуливаясь
вчера, я еще раз по­разилась тому, как
эти моменты моего бытия вырастают из
неви­димой и умолкнувшей основы моей
жизни — детства.

Вирджиния
Вульф

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник