Дневник развития ребенка штерн

ðÏÄÐÉÓÁÔØÓÑ
âÅÓÐÌÁÔÎÁÑ «óÅÒÅÂÒÑÎÁÑ» ÎÏ×ÏÓÔÎÁÑ ÒÁÓÓÙÌËÁ
.
ðÏÄÐÉÓÞÉËÏ× 2.130
RSS
← ñÎ×ÁÒØ
→ | ||||||
1 | ||||||
---|---|---|---|---|---|---|
2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 |
16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 |
23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 |
30 | 31 |
úÁ ÐÏÓÌÅÄÎÉÅ 60 ÄÎÅÊ ÎÉ ÒÁÚÕ ÎÅ ×ÙÈÏÄÉÌÁ
óÁÊÔ ÒÁÓÓÙÌËÉ:
https://pedlib.ru
ïÔËÒÙÔÁ:
21-01-2002
óÔÁÔÉÓÔÉËÁ
2.130 ÐÏÄÐÉÓÞÉËÏ×
0 ÚÁ ÎÅÄÅÌÀ
óÔÅÒÎ ä.î. äÎÅ×ÎÉË ÍÌÁÄÅÎÃÁ: þ
óÔÅÒÎ ä.î. äÎÅ×ÎÉË ÍÌÁÄÅÎÃÁ: þ æÁÔÉÈÏ×Á ì.æ. ïÂÕÞÅÎÉÅ ÄÏÛËÏÌØ æÁÔÉÈÏ×Á ì.æ. ïÂÕÞÅÎÉÅ ÄÅÔÅÊ Ó æÁÔÉÈÏ×Á ì.æ. äÉÁÇÎÏÓÔÉËÁ ÓÏÃÉ æÁÔÉÈÏ×Á ì.æ. ë ×ÏÐÒÏÓÕ ÄÉÆÆÅÒ | îÏ×ÙÅ ÐÏÓÔÕÐÌÅÎÉÑ óÔÅÒÎ ä.î. äÎÅ×ÎÉË ÍÌÁÄÅÎÃÁ: þ æÁÔÉÈÏ×Á ì.æ. ïÂÕÞÅÎÉÅ ÄÏÛËÏÌØ æÁÔÉÈÏ×Á ì.æ. ïÂÕÞÅÎÉÅ ÄÅÔÅÊ Ó æÁÔÉÈÏ×Á ì.æ. äÉÁÇÎÏÓÔÉËÁ ÓÏÃÉ æÁÔÉÈÏ×Á ì.æ. ë ×ÏÐÒÏÓÕ ÄÉÆÆÅÒ |
Источник
ФОТО Getty Images
Мир без названия
Давайте войдем в первый мир младенца и вспомним то, что на самом деле мы никогда и не забывали. Представьте себе, что у вещей, которые вы видите, трогаете или слышите, нет ни названий, ни функций, и лишь с некоторыми из них связаны какие-то воспоминания. Он воспринимает и переживает объекты главным образом как чувства, которые они в нем возбуждают. Недавно появившийся на свет ребенок не воспринимает их ни в качестве объектов как таковых, ни с точки зрения того, что с ними делать или как они называются. Различия между «внутри» и «снаружи» пока еще очень туманны и потому переживаются как два элемента единого непрерывного пространства.
В каждый отдельный краткий момент времени чувства Джоя изменяются вместе с восприятием, и каждый раз создается совершенно особая картина чувств в движении: внезапный всплеск интереса; поднимающаяся, а затем спадающая волна голода; приливы и отливы удовольствия. Джой переживает жизнь как последовательность наплывающих друг на друга моментов. Ему пока неясно, как после одного момента он оказывается в следующем, происходит ли что-то между ними и что именно. Его чувства все время сосредотачиваются на том или ином моменте, и каждый из них он переживает весьма интенсивно.
Для младенца, в отличие от взрослого, пространство не является непрерывным и целостным. Оно напоминает, скорее, пузырь, окружающий его на расстоянии вытянутой руки. Даже слепые дети, когда начинают хватать и дотягиваться до объектов, тянутся к звучащей игрушке только в том случае, когда она находится в пределах этого радиуса. Они, также как и зрячие дети, делят пространство на две части, достижимое и недостижимое, но делают это не глазами, а ушами.
Младенец приступает к решению задачи огромной значимости: ему предстоит практически одновременно наполнить смыслом все различные составляющие его мира.
ВЗГЛЯД В ГЛАЗА (4,5 месяца)
Дети ведут себя так, будто глаза действительно являются окнами души. Семи недель от роду они реагируют на них не просто как на центральную «географическую» достопримечательность лица. Если вы когда-либо играли с ребенком в «ку-ку», вы понимаете, что я имею в виду. Ребенок наполнен радостным ожиданием уже тогда, когда вы начинаете медленно опускать платок, которым накрыли лицо, и становятся видны волосы и верхняя часть лба. Но бурное выражение радости наступает лишь в тот момент, когда он увидит ваши глаза.
Шестилетний ребенок обнаруживает центральную для него психологическую роль глаз по-другому. Спросите у шестилетней девочки, которая закрыла оба глаза руками, думает ли она, что вы можете ее увидеть? Скорее всего, она ответит: «Нет!» Но причина такого ответа не в том, что ребенок не может представить, что вы видите его, когда он сам не видит вас. Мы привыкли так думать, но суть ответа заключена в другом. Она прекрасно понимает, что вы видите не только ее, но и ее руки, закрывающие глаза. Своим «нет!» она фактически говорит: «Раз ты не видишь моих глаз, значит, ты не видишь меня по-настоящему!» Видеть кого-то значит смотреть в его глаза.
Смотреть в глаза человеку, который отвечает на ваш взгляд, – это совершенно особый опыт. В такие моменты мы не только воспринимаем чью-то внутреннюю жизнь, обмен взглядами необыкновенно тревожит, так, что взрослые не в силах выдерживать прямой взгляд больше нескольких секунд (за исключением случаев влюбленности, сексуального влечения или агрессии, борьбы). Прямой молчаливый взгляд провоцирует у зверей приступ ярости. Похоже, у людей обмен взглядами вызывает либо сильные позитивные, либо сильные негативные чувства. В этом, между прочим, заключается секрет притягательности всевозможных игр в «гляделки» для детей. Маневры взрослых, связанные с прямым взглядом в глаза, основаны на том же: кто первым отведет взгляд? Проиграет он тем самым или выиграет?
К трем с половиной месяцам малыш может контролировать свой взгляд почти так же хорошо, как и взрослый. Пользуясь новой способностью, он может теперь начинать и останавливать близкое общение. Просто взглянув на маму, он может начать «встречу» с ней. Он может отклонить приглашение к общению, отводя глаза, и закончить встречу, решительно посмотрев в другую сторону. Он становится настоящим экспертом в мимическом регулировании подобного рода социальных взаимодействий «лицом к лицу».
В этом возрасте общение ребенка с матерью или отцом не определяется ничем конкретным. Они не ведут еще разговоров на определенную тему: о погоде или других вещах. Им не нужно ничего объяснять друг другу, нечего вспоминать, не нужно планировать будущее. Единственной «темой» становится момент, в котором они — два человеческих существа — переживают прямую и глубокую связанность. Их взаимодействия преследуют единственную цель — продлить этот «опыт».
книга на тему
Сделать счастливыми наших детей В издательстве CLEVER MEDIA Group вышли несколько книг этой серии. Это совместный проект PSYCHOLOGIES и CLEVER, основанный на материалах журнала. Каждая книга посвящена определенному возрасту или одной из трудностей (сон, еда, истерики…), с которыми сталкиваются родители, воспитывая детей.
СОЗДАНИЕ ИСТОРИЙ (2,5 года)
Создавая историю, дети создают новую реальность. И получается две реальности: пережитая в непосредственном субъективном опыте и рассказанная. Они связаны друг с другом, но не одинаковы, они сосуществуют.
Задача ребенка при создании истории заключается в том, чтобы передать родителям поток своих переживаний. При этом он не просто создает новый, альтернативный вариант того, что было, – он предлагает версию, которая вполне может стать «официальной», общепринятой. Рассказы о прошлом во многом определяют для нас, «что же на самом деле произошло», поскольку в них отобраны лишь некоторые из множества пережитых событий. И в этом смысле ребенок занимается необыкновенным делом: изо дня в день он учится создавать свое прошлое.
А что происходит, если пережитое прошлое и рассказанное прошлое очень сильно расходятся или даже противоречат друг другу? В связи с этим нужно иметь в виду, что истории о прошлом, особенно «официальные», обычно создаются ребенком с «помощью» родителей. Это результат совместного творчества. Например, ребенок, подвергающийся физическим наказаниям, рассказывает историю, в которой он оправдывает своих родителей: «Они бьют меня потому, что очень заботятся обо мне». Эта история может удержать окружающих от конфликта с родителями наказываемого ребенка и, тем самым, спасти ребенка от новых побоев. Но опасность в том, что ребенок сам может поверить в эту историю, она может стать тем, что он считает правдой о самом себе.
Или, допустим, глаза отца светятся от радости, когда он смотрит на старшего сына, и начинают тускнеть, когда он переводит взгляд на младшего. При этом младший рассказывает историю, которая успела стать его собственной правдой: «Мой папа любит нас обоих одинаково. Он даже сам все время говорит об этом». Итак, создание таких историй может приводить к искаженному восприятию реальности и закреплять его, тем самым определяя последующие психические расстройства. Действительно, значительная часть работы психотерапевтов связана с «раскапыванием», извлечением на свет и точным описанием реально пережитой действительности человека, последующим сравнением ее с рассказанной и приведением их в достаточно гармоничное соответствие путем изменения одной или обеих. Обычно изменяются рассказанные истории.
При нормальном развитии создание историй выполняет важную функцию: поддерживает постоянный процесс самоопределения, поиска ответов на вопросы – кто я, какой я? Когда ребенок рассказывает о том, что случилось в детском саду, или что он ел на завтрак, или как он ходил с мамой в магазин, или как поссорился с сестрой, он не только определяет прошлое – он создает свою идентичность. Создавать и рассказывать истории – это все равно что участвовать в семинаре по самопознанию, где можно проводить эксперименты по «становлению самим собой». Это принципиально важно, поскольку так же постоянно и непрерывно, как растет и развивается ребенок, изменяется его идентичность. Маленькому человеку надо экспериментировать сразу с несколькими версиями себя – от общественных до самых личных.
Д. Стерн «Дневник младенца» (Генезис, 2001).
Источник
Daniel
N. Stern, M.D.
BasicBooks
A
Division of HarperCollinsPublishers
Дэниэл н. Стерн
Дневник
младенца
Москва
2001
Что
видит, чувствует и переживает ваш малыш
УДК
159.922.7 ББК 88.8 С 797
Права
на издание книги получены по соглашению
с MillerAgency.
Стерн
Д.Н.
С
797 Дневник младенца: Что видит, чувствует
и переживает ваш малыш / Пер. с англ. М&
Генезис, 2001. — 192 с.
ISBN-5-85297-032-8
Книга
выдающегося американского психолога
Д.
Стерна
необычна, она представляет собой
одновременно и научное, и художественное
произведение.
Это
— дневник младенца, основанный на
реальных наблюдениях и событиях. Автор
дает возможность ребенку «рассказать»
о себе то, что можно узнать лишь в
результате многочисленных кропотливых
исследований: что и как он видит,
слышит, чувствует, как переживает
различные ситуации.
Специалисты
получат уникальную возможность вместе
с автором шаг за шагом провести тонкий
психологический анализ поведения и
реальных переживаний младенца, по-новому
открывая для себя, казалось бы, хорошо
известные закономерности развития
ребенка от 1 месяца до 4,5 лет.
Вместе
с тем эта книга — уникальное руководство
по воспитанию малыша, в ней содержится
бесценная информация, необходимая
каждой маме.
Книга
адресована психологам, психотерапевтам,
врачам-педиатрам, воспитателям и,
конечно же, родителям, а также всем,
кому интересен внутренний мир ребенка,
особенности его развития.
ISBN-5-85297-032-8
©
1990 by Daniel N. Stern, M.D.
©
Издательство ЦСПА «Генезис», 2001
©
Патяева Е.Ю., Локтионова А.В., перевод с
английского, 2001
©
Герасимов СВ., оформление, 2001
От
издательства…………………………………………………….4
ВВЕДЕНИЕ:
Какие миры открываются ребенку .7
I.
МИР ЧУВСТВ:
ДЖОЮ
ШЕСТЬ НЕДЕЛЬ .10
Глава 1. Пятно солнечного света: утро, 07:05 11
Глава
2. Песни пространства: утро, 07:07 14
Глава
3. Буря голода: утро, 07:20 17
Глава
4. Буря голода затихает: утро, 07:25 19
II.
МИР НЕПОСРЕДСТВЕННОГО ОБЩЕНИЯ:
ДЖОЮ
ЧЕТЫРЕ С ПОЛОВИНОЙ МЕСЯЦА 23
Глава
5. Диалог без слов: утро, 09:30 28
Глава
6. Пространственно-временной поток:
полдень ……. 34
III. МИР
ВНУТРЕННЕЙ ЖИЗНИ:
ДЖОЮ
ДВЕНАДЦАТЬ МЕСЯЦЕВ .38
Глава
7. Плавание: утро, 10:30 ….41
Глава
8. Разделенное чувство: утро, 11:50 …45
IV. МИР
СЛОВ:
ДЖОЮ
ДВАДЦАТЬ МЕСЯЦЕВ …48
Глава
9. «Топс: утро, 07:05 … 50
Глава
10. Столкновение миров: утро, 07:21 ….53
V. МИР
ИСТОРИЙ:
ДЖОЮ
ЧЕТЫРЕ ГОДА …56
Глава
11. Параллельные миры: утро, 08:00 и
09:00……………..60
Избранная
библиография ….68
Благодарности ….71
Об
авторе …72
Что
представляет собой только что родившийся
человек? Строительный материал, из
которого общество создаст то, что ему
подойдет, или же уникальную самобытность?
Развитие человека — всегда поступательный,
прогрессивный процесс, или же по мере
взросления утрачиваются, теряются
уникальные способности, присущие
ребенку? Только тонко чувствующий
художник, способный превратить науку
психологию в ювелирное искусство, может
заглянуть за речевой барьер, открыть
мир, в котором еще нет названий, помочь
найти ответы на эти вопросы.
В
1990 году известный исследователь раннего
детства, профессор психиатрии медицинского
центра Корнельского университета,
профессор психологии Женевского
университета, автор нескольких
научных монографий, психоаналитик
Дэниэл Стерн создал книгу, жанр которой
находится на грани научной и художественной
литературы. В ней представлены
фрагменты внутреннего опыта младенца:
что и как он видит, слышит, чувствует;
что с ним происходит, когда он переживает
голод, страх разлуки с мамой, течение
времени; как он узнает, что он — это он.
Эта
книга — «Дневник младенца». Но как же
мог появиться такой дневник?
30-летний
опыт исследовательской деятельности
в области раннего развития, богатая
психотерапевтическая практика,
анализ огромного количества видеозаписей
младенцев, их взаимодействия с мамами
и папами, постоянные дискуссии с
коллегами и, наконец, собственный опыт
отцовства (Д. Стерн — отец пятерых детей)
позволили автору проникнуть в ту
реальность, доступ к которой для
большинства людей закрыт.
Итак,
перед Вами дневник, описывающий реальные
события, основанный на реальных
наблюдениях: автор отвечает за каждое
слово как ученый. Каждому фрагменту
дневника предшествует введение, в
котором автор решает проблему художника:
как описать, например, полосу солнечного
света на стене, как передать словами
переживания, впечатления младенца?
Дэниэл Стерн ищет точные слова, опираясь
на результаты своих наблюдений, а также
на исследования коллег. В ясных
комментариях, следующих за фрагментами
дневника, кристаллизован огромный опыт
научных исследований, практической
работы, наблюдений за взаимоотношениями
детей и матерей.
Слой
за слоем автор открывает доречевые
«миры» младенца. Он делает это
настолько точно, что любая мама
безошибочно узнает в этом описании
свой опыт. Вместе с малышом мы начинаем
постигать окружающую действительность,
последовательно проникая в те новые
Миры, которые он открывает для себя.
Каждая глава — совершенно особый
источник новых психологических знаний,
который поможет научиться лучше
понимать младенцев и по-иному взглянуть
на взрослых.
Родители
новорожденных смогут получить бесценную
информацию о малышах. Они узнают не
только о том, как ухаживать за младенцем,
но и об особенностях общения с ним, о
его переживаниях в различных ситуациях.
Родители
всегда с нетерпением ждут, когда же их
ребенок заговорит. В этой книге они
узнают много нового о том, как ребенок
постигает слова, об опасностях, которые
подстерегают его на этом пути, а
также о том, почему именно на дословесном
опыте младенца основывается его будущее
успешное взаимодействие с другими
людьми.
«Дневник
младенца» — одна из немногих книг, где
акцент ставится на личности
матери,
а не только на последовательности
действий, которые она должна совершать,
ухаживая за малышом. Эта книга окажет
поддержку молодой женщине в процессе
ее превращения в хорошую маму.
Автор
дает важные ориентиры в уникальном
доречевом, часто игнорируемом взрослыми,
мире. Он дает представление о том,
какое поведение взрослого способствует
успешному развитию ребенка и какую
работу совершает сам ребенок в
процессе становления его независимого
«Я».
Специалисты
получат уникальную возможность вместе
с автором шаг за шагом провести тонкий
психологический анализ поведения и
реальных переживаний младенца, по-новому
открывая для себя, казалось бы, хорошо
известные психологические закономерности.
Д. Стерн существенно развивает
представления Э. Эриксона о первом годе
жизни ребенка, о возникновении «базового
доверия» к миру, и опровергает принятое
в некоторых психологических школах
мнение о длительном симбиозе младенца
и матери. Исследовательский опыт
автора свидетельствует о том, что
ребенок начинает воспринимать себя
отдельно довольно рано. Д. Стерн подробно
описывает, как у младенца появляется
знание о своей «отдельности», отличии
от других и о собственных границах.
Для
психотерапевтов особый интерес может
представлять глава, посвященная
непосредственному невербальному
взаимодействию матери с ребенком. В
ней автор описывает феномен прямого
контакта, понимание которого поможет
терапевту научиться ценить аналогичные
моменты, возникающие в процессе
психотерапевтической работы, и понимать
их важность для исцеления клиента.
В
книге представлена периодизация
развития личности, в основе которой
лежит понятие «самости», описаны
феномен прямого контакта и явление
интерсубъективности, их значение для
развития. Автор впервые уделяет внимание
несоответствию при возникновении речи
у детей вербального и невербального
миров, которое нарушает целостный опыт
ребенка и может привести к негативным
психологическим последствиям:
неуверенности в себе, страхам, переживанию
отчуждения. Проводя психологический
анализ происходящих с младенцем событий,
автор делает это настолько тонко и
деликатно, что книга остается доступной,
понятной и интересной не только
профессиональным психологам, но и
широкому кругу читателей.
«Дневник
младенца» давно стал бестселлером.
Книга уже переведена на 14 языков, и мы
счастливы представить ее нашим читателям.
Научный
редактор издания А.В. Локтионова
Это,
книга посвящается моей
жене, Наде.
Прогуливаясь
вчера, я еще раз поразилась тому, как
эти моменты моего бытия вырастают из
невидимой и умолкнувшей основы моей
жизни — детства.
Вирджиния
Вульф
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Источник