Дневник развития ребенка от рождения

Дневник развития ребенка от рождения thumbnail
  • Развитие от А до Я

Дневник развития ребенка

Молодые родители очень часто беспокоятся о том, правильно ли развивается их малыш, особенно, если этот ребёнок — первый. Когда малыш должен научиться приподнимать голову? В каком возрасте должен сам садиться? Когда начнет ходить? Не отстает ли ребенок от сверстников?

Мамы и папы начинают штудировать всевозможную литературу, консультироваться у врачей и знакомых, искать ответы на форумах в Интернете. Чтобы облегчить жизнь родителей и избавить их от лишних тревог, российскими специалистами был разработан «Дневник развития ребёнка от рождения до трех лет».

Что такое «Дневник развития ребёнка»

Как выглядит дневник развития ребенкаЭтот «Дневник» написали кандидаты медицинских наук, практикующие детские неврологи и психологи Казьмин А.М. и Казьмина Л. В. Оба специалиста заслужили репутацию профессионалов, способных даже у совсем маленького ребенка увидеть отклонения в развитии и рекомендовать эффективную программу реабилитации.

«Дневник развития ребёнка» можно скачать в интернете или просто купить — благо стоит он совсем недорого. Книга была создана на основе зарубежных анкет наблюдений за развитием малышей, а также опыта и результатов, полученных российскими учеными.

«Дневник развития ребенка» — это удобный и полезный инструмент наблюдения за малышом. И, одновременно, отличная подсказка для родителей — на какие особенности развития нужно обращать внимание, какие упражнения и игры будут полезны вашей крохе.

Книга состоит из 9-ти разделов, каждый из которых посвящен какой-либо одной стороне развития ребёнка. В начале каждой главы есть вступление, которое кратко характеризует эту область развития, описывает её суть и значение.

В большинстве разделов приведены сводные таблицы с перечислением наиболее важных реакций малыша, самые главные из них выделены жирным шрифтом — именно им необходимо уделять особое внимание!

После описания реакции идут две графы: «Приблизительный возраст проявления реакции» и «Возраст первого проявления реакции». Первая графа заполнена — в ней приведены примерные цифры для нормально развивающихся детей, а вот вторую графу вы будете заполнять сами.

Зачем нужен «Дневник»

Эта книжка предназначена, в первую очередь, родителям. «Дневник» поможет определить, насколько правильно развивается ваш ребёнок, отстаёт ли он от сверстников или же, наоборот, опережает их.

Дневник малышаКроме этого «дневник»:

  • Поможет вам лучше узнать и понять своего малыша. Помня о том, что дневник необходимо заполнять, вы будете внимательнее наблюдать за ребенком, отмечать и анализировать нюансы, которые иначе могли бы пропустить.
  • Подскажет вам, как правильно развивать ребёнка — какие упражнения, игры и игрушки использовать, на что обращать внимание. В таблицах перечислены «правильные» реакции ребёнка того или иного возраста. Невольно, вы будете ориентироваться именно на них, а значит, подбирать игры, игрушки и упражнения, рекомендованные авторами, для тренировки этих навыков.
  • Пригодится, чтобы быстрее познакомить нового врача с вашим ребёнком при смене места жительства и лечебного учреждения.
  • Понадобится при визите к детскому психологу, неврологу, логопеду.
  • Поможет воспитателю детского сада учесть индивидуальные особенности вашего малыша.
  • Станет для вас и ваших детей отличным воспоминанием. Ведь это только сейчас вам кажется, что забыть то или иное событие просто невозможно, и вы всегда будете помнить, когда пошёл ваш ребёнок, когда он впервые сказал «ма» и прочие милые и очень важные вещи. На самом деле, всё очень быстро забывается. В памяти остается лишь общая информация, а факты, отмеченные в «Дневнике», будет легко вспомнить в любой момент.
  • Станет подспорьем при воспитании следующих детей. Заполняя «Дневник» для каждого ребёнка, вы сможете сравнивать их успехи и примерно ориентироваться на достижения предыдущих детей.>

Ремонт холодильников по Москве и области от Холод Групп

Где приобрести «Дневник»

  • «Дневник развития ребенка» можно скачать бесплатно, например, отсюда. Файл в формате PDF можно распечатать, переплести или вставить в папку и заполнять «Дневник» вручную.
  • Можно купить книжку — стоит она недорого. Тогда вам не придётся думать о том, как не потерять отдельные листочки распечатанного документа.
  • Можно скачать таблицы в формате MS Word и заполнять «Дневник» на компьютере. Правда, в них обычно нет пояснений авторов.

Вероятно, эта ссылка предназначена для родителей, уже купивших книгу для старшего ребенка и теперь нуждающихся только в новых таблицах для новорожденного.

Как заполнять «Дневник»

Перед тем, как приступить к заполнению, обязательно внимательно прочитайте книгу. Так вы познакомитесь с закономерностями развития ребёнка до трех лет, увидите, какие разделы нужно будет заполнять, прочтете список рекомендованных игрушек.

Заполнение «Дневника» не займет много времени — делайте это тогда, когда у вас есть желание и настроение. Правда, регулярность всё-таки надо соблюдать.

Авторы рекомендую вносить данные:

  • до года — 1 раз в месяц;
  • от года до двух лет — 1 раз в 3 месяца;
  • от двух лет до трёх лет — 1 раз в 4 месяца.

В каждом разделе, после таблиц, есть место для записей наблюдений, которые вы сочтете важными. Например: «узнал бабушку», «ему нравится мелодия из такого-то «мультика» и т. д.

В таблицах одна графа уже заполнена. Это — приблизительный возраст появления той или иной реакции для малышей с нормальным развитием. Ваша задача заполнить графу, расположенную рядом, «своими» данными. Учтите, что для недоношенных детей, цифры нужно корректировать.

«Дневник развития ребенка от рождения до трёх лет» Казьмина А.М. и Казьминой Л.В. — верный и надежный советчик. Главная задача этой книги — сделать так, чтобы родители могли сами следить за развитием ребенка и, в случае необходимости, быстро прийти ему на помощь.

Некоторые мамы и папы считают, что приведенные в таблицах цифры-ориентиры слишком занижены и любой ребенок их опережает, в этом есть доля истины. Сами авторы говорят, что 95% нормально развивающихся детей будут «обгонять» эти показатели.

А вот если ребёнок отстает от сроков, приведенных в таблицах, то это серьезный повод обратиться к детскому врачу, ведь главное — не упустить момент. И тогда ваш малыш обязательно вырастет крепким и здоровым!

Девочки! Давайте делать репосты.

Благодаря этому к нам заглядывают специалисты и дают ответы на наши вопросы!
А еще, вы можете задать свой вопрос ниже. Такие как вы или специалисты дадут ответ.
Спасибки 😉
Всем здоровых малышей!
Пс. Мальчиков это тоже касается! Просто девочек тут больше 😉

Читайте также:  Значение семьи в развитии ребенка родительское собрание

Gnomik.ru
©

Источник

Каждая мамочка тщательно следит за развитием своего ребёнка, желая знать, правильно ли происходят различные процессы в его организме. Особое внимание уделяется возрасту от одного до трёх лет. Важна каждая мелочь: как малыш двигается, разговаривает, воспринимает окружающую обстановку. Нередко изменения в его поведении фиксируются в книжечке или блокнотике. Перечитывается очень много литературы и просматривается много специализированных сайтов и форумов, чтобы понять, насколько развитие ребёнка соответствует норме. Также периодически мамочки консультируются с врачами.

Специальный дневник развития ребёнка

Систематизировать все эти данные поможет специальный дневник развития ребёнка, написанный А.М. Казьминым и Л.В. Казьминой. В нём указаны нормы развития малыша от одного до трёх лет. Также он предназначен для самостоятельного заполнения.

развитие ребенка

В специальной графе вы указываете рост, вес, поведение малыша в определённом возрасте и сравниваете его с параметрами из этой книги. Дневник можно бесплатно скачать на специальных порталах для мамочек и малышей.

Оба автора книги – кандидаты медицинских наук. А.М. Казьмин – профессор, заведующий кафедрой МГППУ клинической психологии раннего детства на факультете клинической и специальной психологии. Казьмина Л.В. – детский врач-невролог.

Все нормы развития для детей от одного до трёх лет указаны ориентировочно. Некоторые дети приобретают эти способности чуть раньше, другие – чуть позже. Это абсолютно нормально, поэтому не переживайте, если вы увидите незначительное отклонение от нормы. Если вам кажется, что процесс развития ребёнка протекает медленнее, чем указано или же он происходит чересчур быстро, обратитесь к педиатру или детскому психологу – в зависимости от сферы, в которой происходит отклонение.

Содержание дневника развития ребёнка

Дневник развития ребёнка содержит основные закономерности психического и двигательного развития ребёнка в возрасте от одного до трёх лет.

дневник развития ребенкаЗадача дневника – помочь мамочкам лучше понять процессы развития ребёнка и оценить их соответствие нормам. В дневнике есть несколько разделов.

Общие движения

Здесь говорится о том, как ребёнок должен двигаться, и в какие основные положения тела он должен уметь удерживать. Ребёнок учится управлять своим телом в процессе развития центральной нервной системы. Особенности и скорость развития во многом определены генетическими факторами. Также на эти процессы влияют условия, в которых развивается ребёнок, и его состояние здоровья.

Под общими движениями подразумевается:

  1. Самоощущение своего тела в окружающем пространстве и его частей отдельно друг от друга.
  2. Регуляция сокращения мышц, их силы и тонуса.
  3. Выбор цели и направления движения, а также поиск способов преодоления препятствий с помощью зрения.
  4. Двигательная память, автоматизирующая часто повторяющиеся движения, которые со временем становятся более быстрыми и ловкими.

Движения рук

Смотрим, что ребёнок делает руками, и каким образом он управляет их движениями. Здесь описываются:

  1. Чувствительность пальцев. Ребёнок учится изучать предметы на ощупь, понимать, где твёрдое и мягкое, большое и маленькое, горячее и холодное. Это помогает ему лучше понимать, как нужно действовать с этими предметами: с какой силой их захватывать и как дальше с ними поступать.
  2. Зрение. Понимание расположения предметов в пространстве. Оценка их свойств: размера, цвета и формы.
  3. Регуляция силы мышц.
  4. Двигательная память.

Постепенно движения рук ребёнка становятся не хаотичными, а целенаправленными. Малыш понимает, что он делает и зачем. Например, он понимает, что зубную пасту можно выдавить из тюбика и почистить ею зубы, а не есть её.

Слух

Слуховая чувствительность новорождённого невысока. Пока он весьма примитивно реагирует на звуки: вздрагивает, моргает или просто замирает. В 1,5-2 месяца ребёнок учится различать звуки. К 3-6 месяцам – узнаёт звуки родного языка. К 6 месяцам он воспринимает звуки уже полностью как взрослый.

слух ребенкаВ 14-18 месяцев может запоминать короткие стихотворения. В 18-24 месяца в памяти ребёнка – несколько сотен часто употребляющихся слов и устойчивых словосочетаний. В 3 года ребёнок знаком с основами грамматического строя родного языка.

Зрение

Человеческое зрение – это совместная работа глаз, глазных мышц и множества нервных окончаний. Нормальное человеческое зрение позволяет адекватно видеть форму и размер объектов, объём и оттенок, а также обходить препятствия.

Человеческий глаз различает свет и темноту, поэтому организм выстраивает свой биоритм и понимает время, когда следует спать или бодрствовать.

Зрительная память сохраняет воспоминания об уже увиденном и помогает воспроизвести это в голове. Маленький ребёнок не сохраняет в голове зрительные образы долгое время. Поэтому большинство людей помнит себя примерно с 3-4 лет.

Общение и речь

Ребёнок получает сигналы от других людей и о происходящем вокруг него разными способами.

Процесс делится на этапы:

  • Приём информации с помощью органов чувств.
  • Понимание значения того, что было услышано, увидено.
  • Передача сообщения собеседнику словами, действиями или интонацией.
  • Общение.

Понимание других людей

Сначала ребёнок не понимает движения и речь взрослых людей. Они кажутся ему бессмысленными. Следовательно, реакция на них ещё не выработана. Но уже с опытом он учится различать способы поведения взрослых и адекватно реагировать на них.

Читайте также:  Зона ближайшего развития в онтогенетическом развитии ребенка

развитие ребенкаС 3-8 месяцев малыш запоминает и начинает понимать часто повторяющиеся события. К 9 месяцев он учится понимать соответствующие данным событиям слова и жесты. С 10 месяцев малыш прекрасно понимает, как следует вести себя в ситуации, которая ему уже знакома.

Этапы развития общения

  • 1 месяц

Приспособление к окружающему миру. Реакция на происходящие в собственном организме процессы. Появление рефлекторных реакций на объекты: например, фиксация взгляда на блестящем предмете, так как он контрастирует по своему цвету с окружающими объектами.

  • 1-3 месяца

Начало «психического рождения». Ребёнок смотрит и улыбается всем, прислушивается к вашей речи, сам пытается издавать звуки. Пока что ребёнок ничего не запоминает – для него существует лишь то, что перед ним в данную секунду.

  • 3-8 месяцев

Различение «своих» и «чужих». Малыш начинает длительное время удерживать в памяти полученные впечатления от увиденного. Появляется привязанность к близким и недоверие к чужим. Ребёнок требует внимания.

  • 8 месяцев – 1,5 года

Открытие себя. Начало понимания слов и жестов. Попытка повторить увиденное.

  • 1,5-2 года

Увеличение словарного запаса. Стремление к самостоятельности.

  • 2-3 года

Понимание своей половой принадлежности. Умение строить длинные связные предложения. Проявление упрямства и непослушания. Поиск выхода из конфликтных ситуаций.

Активная речь

Ребёнок начинает издавать звуки уже в 1,5-2 месяца. К 2-7 месяцам он уже знает несколько интонаций. В 7-9 месяцам начинает «лопотать». В 9-11 месяцам пытается повторить звуки взрослых. 11-13 месяцев – произношение отдельных слов. К 2-3 годам начинается овладение фразовой речью.

Это лишь несколько основных разделов, из которых состоит дневник развития ребёнка. Они описаны вкратце, а в самой книге к каждому разделу прилагается подробная таблица, где описывается, как может вести себя малыш в определённой ситуации в конкретном возрасте. Также описывается, как он мыслит, как осознаёт себя, какие игрушки ему лучше купить в месяц и в год и другие особенности.

Источник

С рождения Яны я веду дневник её развития. Думаю он может быть интересен вам. Вы можете сравнивать темпы развития Яны с темпами развития своего малыша, а также смотреть хронологию, когда мне пригодилась та или иная информация опубликованная в блоге. Сейчас Яне уже 6, дневники развития за другие года смотрите тут.

Я начала вести дневник Яны в свободной форме, так как не знала, что существует уже готовый шаблон с примерными возрастными нормами (скачать его можно здесь). 

29.03.2013
Начало новой жизни!Параметры Яны при рождении: вес — 3200 , рост — 53 см. Апгар 7/8.4 дняНас выписали из роддома с физиологичной желтушкой и частым плачем. Желтушка прошла только через 2 месяца. Начались трудные будни – непрерывный плач и становление грудного вскармливания.5 днейПедиатр диагностировал колики. Продолжались они два месяца.7 днейНабрались храбрости и искупали!1 месяц 7 дней Вес — 4700 гр, рост — 58 см. Невролог диагностировал родовую травму шейного отдела позвоночника на основании плохого УЗИ, которое назначили  потому что плохо для своего возраста держали головку. Диагноз вызывает сомнения. Как отличить этот диагноз от индивидуальных особенностей развития до сих пор ломаю голову.2 месяца Вес — 6100 гр, рост — 61 см. Начали проходить первый курс массажа. Массажист стращала опасностью нестабильности позвонков и необходимости соблюдения кучи ограничений всю жизнь. К этой информации отношусь с сомнением, тем не менее с прогнозом медленных темпов развития она была права.2 месяца 16 днейЯна начала поднимать головку из положения лежа на животике. На животике лежит непродолжительное время, иногда минут 15. Дотягивается до подвешенных игрушек. Улыбается. Головка почти вся полысела.2 месяца 25 днейПервые перевороты со спинки на бочок. Научилась брать в руки небольшие игрушки и тащить в рот (подборка наших самых удачных игрушек тут)! Бъет с интересом по игрушкам в развивающем коврике ножками.3 месяца 8 дней Вес — 7400 гр, рост — 64 см.3 месяца 26 днейЯна начала играть ручками из положения лежа на животе4 месяца 8 дней Вес — 8500 гр, рост — 69 см.4 месяца 27 днейНаучились хорошо переворачиваться на животик5 месяцев 14 дней Вес — 9900 гр, рост — 73 см. Яна утроила свой вес при рождении — одна из причин медленных темпов развития на первом году жизни.5 месяцев 25 днейНачали активно интересоваться игрушками, переворачиваемся в обоих направлениях — со спины на живот чаще, пытаемся отталкиваться ножками чтобы ползать — на ручках не догадываемся подниматься5 месяцев 27 днейИграем в «ку-ку». Научилась приподниматься подниматься на ручках. При многочисленных переворотах в разные стороны получается перемещаться уже на значительные расстояния.6 месяцевНеожиданно прорезались первые зубки! Два нижних резца! Накануне руки в рот не тянула, никаких слюней и других признаков тоже не было. Хотя зубки ожидали еще раньше, когда в 5 месяцев кусала кулачки и я не могла подобрать удобный прорезыватель.
Была попытка ввести прикорм! Но обнаружился выраженный выталкивающий рефлекс и полное отсутствие интереса. Учитывая ГВ и огромные прибавки, ввод прикорма перенесли. В итоге получилось, что прикорм начали с 8 месяцев.
Решила практиковать методику Домана — впоследствии изучила вопрос лучше (тут об этом подробно), разочаровалась и бросила. До сих пор негативно отношусь к использованию карточек для развития малышей до 9 месяцев — причины расписаны тут.6 месяцев 12 дней Вес — 10700 гр, рост — 73 см. Начался период «ласточки» на животике (вытягивает в стороны ручки и ножки и отрывает их от пола.  Начали делать упражнения для стимуляции мышц спинки.7 месяцев 12 днейПосле нескольких упражнений по обучению ползания Яна поползла по пластунски. Упражнение: в положении лежа на животике, рукой вперед коленки по одной подводить немного вперед немного под животик. Позже напишу об этом подробный пост. Разумеется упражнение не волшебное — но оно поможет малышу освоить технику ползания, в том случае если готовы мышцы. Продолжаем  укреплять спинку и готовится сесть.7 месяцев 14 дней Вес — 10900 гр, рост — 75 см. Появились первые громкие нечленораздельные звуки с применением языка — ма, ииий, ыыба, гяя, дяя. Кладем шарик в отверстие игрового центра-ходунков (тут  обзор ходунков и подробный опыт их использования) когда я держу Яну столбиком. Складываем выложенные фигурки назад в отсек игрового центра-ходунков! Очень медленно ползем на животе за особо интересными предметами — чашка с водой, телефон. Продолжаем  укреплять спинку и готовится сесть.7 месяцев 28 днейПервые попытки вставать на четвереньки8 месяцев 6 дней Вес — 11300 гр, рост — 77 см. Большую часть времени проводит в раскачивании на четвереньках, также делает много упражнений на четвереньках — опирается на ручки и ножку — вторую ножку загибает, разгибает в разные стороны, делает скручивания корпуса.
Вводим прикорм, никогда не съедаем даже половину нормы.Продолжаем  укреплять спинку и готовится сесть.8 месяцев 22 дняМного ползаем если есть интерес — отличный вариант для этих целей заводная игрушка. Начала садиться сама из положения на четвереньках. Спинку прямо не держит — большой наклон спинки вперед и почти все время опирается при этом ручками об пол. Начала сидя в стульчике кидать игрушки на пол.9 месяцев 7 дней Вес — 11100 гр, рост — 80 см. Научились сидеть с ровной спинкой и хлопать в ладошки!9 месяцев 14 днейНаучились ползать на четвереньках (но предпочитаем по пластунски), доставать маленький предмет из узкого стаканчика двумя пальцами (первый пинцетный захват)9 месяцев 21 деньПрорезались два верхних зуба! Научились хлопать в ладошки при словах «ладушки-ладушки». Целыми днями хлопаем в ладошки и радуемся. Машем «пока». Полюбили ползать на четвереньках — ползаем быстро, пытаемся привставать держась за диваны.10 месяцев 7 дней Вес — 11500 гр, рост — 80 см. Научились открывать и перелистывать книжку с толстыми страничками. Ползаем очень быстро по квартире. Грызем яблоки и не давимся.
Начала приучать играть с крупой для развития мелкой моторики. Уже после выяснила, что выбрала неправильную крупу для первого знакомства — чересчур мелкую манку. Как выбрать правильно крупу и мелочь я написала отдельный пост.10 месяцев 18 днейНачали вставать, стоим у дивана, стоим у стула, стоим везде!10 месяцев 23 дняЗнаем игрушки — собачку, куклу, неваляшку и еще несколько. При словах «где кукла» , Яна подползает, поднимает и протягивает мне. Также и с другими знакомыми игрушками. Умеет показывать глазки, ушки.10 месяцев 26 днейНаучилась залезать на низкий диван. Начала осознавать понятие высоты.10 месяцев 28 днейПрорезался пятый зуб — правый верхний боковой резец11 месяцев 4 дней Вес — 10600 гр, рост — 81 см. Говорит на собачку «Ах» и делает попытки сказать «Мяу»11 месяцев 19 днейСтоит у опоры уже сколько угодно, ходит немного вдоль дивана. Стоит у ходунков — они оказались неустойчивые. Надо уметь хорошо стоять чтобы с ними ходить. Часто пытается стоять самостоятельно, но очень непродолжительно. Знает игры: прятки — прячется за шторкой, догонялки — уползает, при словах «идет коза рогатая» много веселья и попытки убежать от козы, разрушает башни из кубиков, листает хорошо картонные книжки. В картонной книжке с секретиками открывает сама клапаны. Показывает пальчиками (иногда несколькими, иногда двумя — указательным и большим) объект на картинке если попросить показать.11 месяцев 21 днейПрорезались очередные зубки — шестой левый верхний резец и 7 и 8 зубки нижние правый и левый резец. Научились аккуратно слазить с дивана — ножками вперед.11
месяца 28 днейНаучилась отпускать мячик чтобы он падал и толкать ладошкой чтобы катился.29.03.2014
1 год Вес — 11700 гр, рост — 82 см.
Подробные итоги нашего первого года я описала в отдельном посте, когда у нее было день рождение.
Продолжение в дневнике развития Яны (2-ой год)

Источник