Дневник наблюдения за речевым развитием ребенка

Дневник наблюдения за речевым развитием ребенка thumbnail

Показатели речевого развития

Время появления

в норме

Достижения

Вашего малыша

(время появления)

Ваши

наблюдения

Слуховое сосредоточение на речевые звуки

1 мес.

Улыбка при общении со знакомыми людьми, первые звуки

2 мес.

Появление гуления

Улыбается, когда слышит своё имя или просто ласковый голос.

3 мес.

Комплекс оживления

3 мес.

Смех при общении со взрослыми

Поворачивается, услышав , что его зовут.

Гулит- «гхы», «ыхы», «гы». Разговаривает таким образом с мамой, если она ему подражает.

4 мес.

Появление «свирели» (певучего гуления)

Услышав звук, поворачивается и ищет его источник.

5 мес.

     Появление лепета.

Прекращает действия, когда слышит своё имя.

6 мес.

Начало подражаниям действиям взрослых

Понимает, когда его ругают.

6 мес.

Появления и развитие модулированного лепета. Прекращает то, чем занимается, когда ему говорят «нельзя».

8 мес.

Развитие подражательных движений(«Ладушки»).

Реагирует на слова «Иди ко мне», протягивая ручки.

Подражает покашливанию, мычанию, цоканью.

9 мес.

Начало понимания речи.

Чётко произносит одно слово (чаще всего «мама»)

Понимает, когда с ним прощаются.

10 мес.

Первые лепетные слова с соотнесением.

Понимает названия знакомых предметов.

Интересуется фотографиями.

10-11 мес.

Понимание простой инструкции, дополняемой жестами, пять- шесть лепетных слов

11-12 мес.

.

Вас должно насторожить, если в 1 месяц:

  1. Отсутствует зрительное сосредоточение. Не следит глазками за движением яркой или звучащей игрушки справа-налево.
  2. Крик пронзительный или очень тихий, в виде всхлипывания или вскрикивания, обычно на вдохе.
  3. Не реагирует на голос взрослого (хаотичные движения руками и ногами или замирает).

2 месяца

1.Плохо реагирует на обращение к нему.

2.Не прислушивается к звону колокольчика и не следит глазами за погремушкой, которую перемещают из стороны в сторону

3.Недостаточная выразительность интонации при агуканьи.

4.Не смотрит на мать, когда она заговаривает с ним.

3 месяца

1.Не поворачивается в поисках источника звука.

2.Отсутствует начальное гуление

3.Не тянется полу открытой ручкой к красному предмету.

4. Не улыбается, когда к нему обращается взрослый.

4 месяца.

1.Не улыбается, когда вы с ним разговариваете.

2.Не реагирует на перемену  интонации вашего голоса.

3.Не оборачивается, не поднимает голову в поисках звука.

5 месяцев.

1.Не может отличить доброжелательный и недовольный тон.

2. К концу пятого месяца ребёнок не произносит отдельные звуки или слоги (га-га, ба-ба)

3.Не пытается отыскивать глазами людей, которых ему называют (где папа).

6 месяцев.

1.Ребёнок не отличает мать от других женщин

2.Не даёт ориентировочной или отрицательной реакции на новое лицо.

3.Лепет отсутствует или малоактивные, без интонации; в нём нет звуков П Б М

4.Не может ухватить кубик .

7 месяцев.

1.Не может стучать кубиком по столу.

2.Не пытается контактировать со взрослыми с помощью звуков.

3.Отсутствует готовность к совместной игровой деятельности со взрослыми.

8 месяцев.

1.Для привлечения внимания использует только плач.

2.Не оборачивается, когда к нему обращаются или зовут.

3.Отсутствуют подражательные игровые действия –«Ладушки», «Сорока-ворона»

4.Обильное слюнотечение, высовывает язык.

5.Не может удержать между большим и указательным пальцем пуговицу.      

9 месяцев.

1.Не может повторить за взрослым 8 различных звукосочетаний и слогов.

2.Не может стучать кубиками друг о друга.

3.Не пугается и не стесняется чужих людей.

4. Не пытается самостоятельно пить из чашки и сдёргивать шапочку с головы.

10 месяцев.

1.Не машет головой в знак отрицания или рукой при прощании.

2.Не повторяет или не имитирует такое действие , которое вызывает смех у окружающих.

11  месяцев.

      1.  Не поддерживает чашку при питье или не может самостоятельно есть   сухарь.

     2. Реакция на нового человека, на незнакомое неадекватная.

12 месяцев

  1. Не прислушивается к музыке, не проявляет интерес к автомашинам

     Не может произнести осмысленно слова – дай, мама, ляля, на, джж-  машина, кхх-кошка, гав- собака.

  1. поведение ребенка не регулируется словами, малыш не откликается на предложение взрослых- закрой шкаф, сними шапку и т.д.
  2. не может удержать одной рукой 2 кубика маленьких или подать игрушку взрослому.
  3. обильное слюнотечение, часто открыт рот, язык лежит на нижней губе.

Дневник наблюдений

за речевым развитием

вашего крохи

Показатели речевого развития

Время появления

в норме

Достижения

Вашего малыша

(время появления)

Ваши

наблюдения

Слуховое сосредоточение на речевые звуки

1 мес.

Улыбка при общении со знакомыми людьми, первые звуки

2 мес.

Появление гуления

Улыбается, когда слышит своё имя или просто ласковый голос.

3 мес.

Комплекс оживления

3 мес.

Смех при общении со взрослыми

Поворачивается, услышав , что его зовут.

Гулит- «гхы», «ыхы», «гы». Разговаривает таким образом с мамой, если она ему подражает.

4 мес.

Появление «свирели» (певучего гуления)

Услышав звук, поворачивается и ищет его источник.

5 мес.

     Появление лепета.

Прекращает действия, когда слышит своё имя.

6 мес.

Начало подражаниям действиям взрослых

Понимает, когда его ругают.

6 мес.

Появления и развитие модулированного лепета. Прекращает то, чем занимается, когда ему говорят «нельзя».

8 мес.

Развитие подражательных движений(«Ладушки»).

Реагирует на слова «Иди ко мне», протягивая ручки.

Подражает покашливанию, мычанию, цоканью.

9 мес.

Начало понимания речи.

Чётко произносит одно слово (чаще всего «мама»)

Понимает, когда с ним прощаются.

10 мес.

Читайте также:  Развитие крупной моторики ребенка 2 года

Вас должно насторожить, если в 1 месяц:

  1. Отсутствует зрительное сосредоточение. Не следит глазками за движением яркой или звучащей игрушки справа-налево.
  2. Крик пронзительный или очень тихий, в виде всхлипывания или вскрикивания, обычно на вдохе.
  3. Не реагирует на голос взрослого (хаотичные движения руками и ногами или замирает).

2 месяца

1.Плохо реагирует на обращение к нему.

2.Не прислушивается к звону колокольчика и не следит глазами за погремушкой, которую перемещают из стороны в сторону

3.Недостаточная выразительность интонации при агуканьи.

4.Не смотрит на мать, когда она заговаривает с ним.

3 месяца

1.Не поворачивается в поисках источника звука.

2.Отсутствует начальное гуление

3.Не тянется полу открытой ручкой к красному предмету.

4. Не улыбается, когда к нему обращается взрослый.

4 месяца.

1.Не улыбается, когда вы с ним разговариваете.

2.Не реагирует на перемену  интонации вашего голоса.

3.Не оборачивается, не поднимает голову в поисках звука.

5 месяцев.

1.Не может отличить доброжелательный и недовольный тон.

2. К концу пятого месяца ребёнок не произносит отдельные звуки или слоги (га-га, ба-ба)

3.Не пытается отыскивать глазами людей, которых ему называют (где папа).

6 месяцев.

1.Ребёнок не отличает мать от других женщин

2.Не даёт ориентировочной или отрицательной реакции на новое лицо.

3.Лепет отсутствует или малоактивные, без интонации; в нём нет звуков П Б М

4.Не может ухватить кубик .

7 месяцев.

1.Не может стучать кубиком по столу.

2.Не пытается контактировать со взрослыми с помощью звуков.

3.Отсутствует готовность к совместной игровой деятельности со взрослыми.

8 месяцев.

1.Для привлечения внимания использует только плач.

2.Не оборачивается, когда к нему обращаются или зовут.

3.Отсутствуют подражательные игровые действия –«Ладушки», «Сорока-ворона»

4.Обильное слюнотечение, высовывает язык.

5.Не может удержать между большим и указательным пальцем пуговицу.      

9 месяцев.

1.Не может повторить за взрослым 8 различных звукосочетаний и слогов.

2.Не может стучать кубиками друг о друга.

3.Не пугается и не стесняется чужих людей.

4. Не пытается самостоятельно пить из чашки и сдёргивать шапочку с головы.

10 месяцев.

1.Не машет головой в знак отрицания или рукой при прощании.

2.Не повторяет или не имитирует такое действие , которое вызывает смех у окружающих.

11  месяцев.

      1.  Не поддерживает чашку при питье или не может самостоятельно есть   сухарь.

     2. Реакция на нового человека, на незнакомое неадекватная.

12 месяцев

  1. Не прислушивается к музыке, не проявляет интерес к автомашинам

     Не может произнести осмысленно слова – дай, мама, ляля, на, джж-  машина, кхх-кошка, гав- собака.

  1. поведение ребенка не регулируется словами, малыш не откликается на предложение взрослых- закрой шкаф, сними шапку и т.д.
  2. не может удержать одной рукой 2 кубика маленьких или подать игрушку взрослому.
  3. обильное слюнотечение, часто открыт рот, язык лежит на нижней губе.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Источник

Показатели речевого развития

Время появления

в норме

Достижения

Вашего малыша

(время появления)

Ваши

наблюдения

Слуховое сосредоточение на речевые звуки

1 мес.

Улыбка при общении со знакомыми людьми, первые звуки

2 мес.

Появление гуления

3 мес.

Комплекс оживления

3 мес.

Смех при общении со взрослыми

4 мес.

Появление «свирели» (певучего гуления)

5 мес.

Лепет

6 мес.

Начало подражаниям действиям взрослых

6 мес.

Появления и развитие модулированного лепета

8 мес.

Развитие подражательных движений(«Ладушки»)

9 мес.

Начало понимания речи

10 мес.

Первые лепетные слова с соотнесением

10-11 мес.

Понимание простой инструкции, дополняемой жестами, пять- шесть лепетных слов

11-12 мес.

Дневник наблюдений за речевым развитием нашего малыша.

Вас должно насторожить, если в 1 месяц:

  1. Отсутствует зрительное сосредоточение.
  2. Крик пронзительный или очень тихий, в виде всхлипывания или вскрикивания, обычно на вдохе.
  3. Не реагирует на голос взрослого (хаотичные движения руками и ногами или замирает).

2 месяца

1.Плохо реагирует на обращение к нему.

2.Не прислушивается к звону колокольчика и не следит глазами за погремушкой, которую перемещают из стороны в сторону

3.Недостаточная выразительность интонации при гуканьи

3 месяца

1.Не поворачивается в поисках источника звука.

2.Отсутствует начальное гуление

3.Не тянется полу открытой ручкой к красному предмету.

4 месяца.

1.Не улыбается, когда вы с ним разговариваете.

2.Не реагирует на перемену  интонации вашего голоса.

3.Не оборачивается, не поднимает голову в поисках звука.

5 месяцев.

1.Не может отличить доброжелательный и недовольный тон.

2. К концу пятого месяца ребёнок не произносит отдельные звуки или слоги (га-га, ба-ба)

3.Не пытается отыскивать глазами людей, которых ему называют (где папа).

Читайте также:  Осознание себя в развитии речи ребенка

6 месяцев.

1.Ребёнок не отличает мать от других женщин

2.Не даёт ориентировочной или отрицательной реакции на новое лицо.

3.Лепет отсутствует или малоактивные, без интонации; в нём нет звуков П Б М

4.Не может ухватить кубик

7 месяцев.

1.Не может стучать кубиком по столу.

2.Не пытается контактировать со взрослыми с помощью звуков.

3.Отсутствует готовность к совместной игровой деятельности со взрослыми.

8 месяцев.

1.Для привлечения внимания использует только плач.

2.Не оборачивается, когда к нему обращаются или зовут

3.Отсутствуют подражательные игровые действия –Ладушки, Сорока-ворона

4.Обильное слюнотечение, высовывает язык.

5.Не может удержать между большим и указательным пальцем пуговицу.      

9 месяцев.

1.Не может повторить за взрослым 8 различных звукосочетаний и слогов.

2.Не может стучать кубиками друг о друга.

3.Не пугается и не стесняется чужих людей.

10 месяцев.

1.Не машет головой в знак отрицания или рукой при прощании.

2.Не повторяет или не имитирует такое действие , которое вызывает смех у окружающих.

11  месяцев.

      1.  Не поддерживает чашку при питье или не может самостоятельно есть   сухарь.

     2. Реакция на нового человека, на незнакомое неадекватная.

12 месяцев

  1. Не прислушивается к музыке, не проявляет интерес к автомашинам

     Не может произнести осмысленно слова – дай, мама, ляля, на, джж-  машина, кхх-кошка, гав- собака.

  1. поведение ребенка не регулируется словами, малыш не откликается на предложение взрослых- закрой шкаф, сними шапку и т.д.
  2. не может удержать одной рукой 2 кубика маленьких или подать игрушку взрослому.
  3. обильное слюнотечение, часто открыт рот, язык лежит на нижней губе.

Речевое развитие  ребенка после года

Показатели речевого развития

Время появления

В норме

Достижения вашего малыша

(время появления)

Предложение из двух слов-корней .

1 год 3 мес.

Активный словарь достигает 50 слов.

1 год 6 мес.

Множественное число существительных.

1 год 8 мес.

Предложения из трёх слов, употребление винительного падежа существительных .

1 год 10 мес.

Активный словарь состоит из 200-400 слов.

2 года

Произнесение твёрдых согласных звуков [т], [д], [т]

2 года

Вас должно насторожить, если

  1. Отсутствует речь в 2 года при сохранном слухе.
  2. Ребенок в 2.5 года не говорит

Речевое развитие ребенка после 2-х лет

Показатели речевого развития

Время появления

В норме

Достижения вашего малыша

(время появления)

Употребляет местоимение «я».

2 года 3 мес.

Адекватно использует названия цветов.

2 года 6 мес.

Согласует имена прилагательных с существительными в роде(кроме среднего рода) .

К 3 годам

Согласует глаголы прошедшего времени с существительными в роде .

К 3 годам

Активно пользуется предложно-падежными конструкциями.

С 2 лет 1 мес.

Понимает слова-обобщения, начинает использовать их в активной речи.

К 3 годам

Понимает значение пространственных наречий, употребляет их в речи.

2 года 3 месяца

Произносит твёрдые звуки [с], [з], [ц].

С 2 лет 1 мес.

Замечает неправильное звукопроизношение у других детей.

К 3 годам

Начинает подбирать рифмы к словам.

К 3 годам

Вас должно насторожить,

1.Отсутствие фразовой речи или резко аграмматичная фраза при сохранном слухе и нормальном интеллекте.

2.На фоне ускоренного развития речи и высокого интеллекта наблюдается нарушение плавности речи из-за судорог в артикуляционном или дыхательном отделах речевого аппарата («заикание развития»). Возможной причиной является излишняя стимуляция речи, переизбыток речевой активности, приведший к перегрузке и как следствие, к заиканию.

Показатели речевого развития

Время появления

В норме

Достижения вашего малыша

(время появления)

Употребляет в активной речи слова- названия частей предметов.

3 года 6 мес.

Пользуется уменьшительно-ласкательными суффиксами.

С 3 лет

Использует в речи приставочные глаголы.

3 года 1 мес.

Появляется словотворчество.

С 3 лет

Различает слова, отличающиеся одной фонемой(типа «жук»-«лук»).

К 4 годам

Произносит звуки [ш] [ж] [щ] [ч] [л] [р].

К 4 годам

Замечает неправильное звукопроизношение в собственной речи.

К 4 годам

Может пересказать знакомую сказку близко к тексту.

К 4 годам

Побуждает взрослых играть с ним в сказки, распределяет роли, изображает голосом различных героев сказки.

К 4 годам

 Звукопроизношение далеко от нормы. В речи множественные замены: вместо шипящих произносятся свистящие([ш]-[с],  [ж] – [з],  [щ] – [с]); звук «р» заменяется на [л], [л’] или [й]. Кроме этого, возможны замены твёрдых согласных соответствующими мягкими. Речь звучит как у двухлетних.

Искажённое  произношение отдельных согласных звуков: [р] горловое; [р], произносимое без вибрации кончика языка,- одноударное; [л] двугубное, похожее на английское w ;  свистящие звуки [с]  [з]  [ц], произносимые между зубами- межзубные.

Показатели речевого развития

Время появления

В норме

Достижения вашего малыша

(время появления)

Использует родовые названия предметов.

4 года 6 мес.

Пользуется суффиксами, образующими названия профессий.

4 года 6 мес.

Может подобрать к словам  антонимы.

К 5 годам

Продолжается словотворчество.

В течение дошкольного возраста

Различает слова, отличающиеся одной фонемой (типа «рак»-«лак»).

4 года 6 мес.

Определяет наличие звука в слове.

4 года 6 мес.

Находит место звука в слове по трём позициям (начало, середина, конец).

К 5 годам

Может составить рассказ по картинке или серии картинок.

К 5 годам

Начало формирования внутренней(планирующей) речи.

К 5 годам

Звукопроизношение полностью соответствует норме.

С 4 лет 6 мес.

Читайте также:  Трудности развития ребенка нарушения поведения

Неразвитая речь, низкая речевая активность, отсутствие любознательности, бедный словарный запас- такие проявления речевого недоразвития характерны для тяжёлых речевых нарушений.

Источник

23.10.2015,

 Статьи  

Речевой дневник ребенка

Достаточно часто молодых родителей беспокоит вопрос: «В правильном ли темпе развивается речь нашего ребенка?» И не напрасно! Ведь речь – это основное средство мышления и общения!

Мамы и папы штудируют различную литературу, консультируются со специалистами, знакомыми и ищут ответы на свои вопросы на просторах интернета.

Детские специалисты (психологи, педиатры, логопеды) и внимательные родители выявляют явную связь между развитием речи ребенка и участием взрослых в этом развитии. Все дети растут и совершенствуются, но бывает что эти процессы протекают неблагоприятно и не соответствуют нормам .

Планомерное развитие речи (т.е. систематизированное, организованное) всегда стоит на ступень выше спонтанного. При планомерном развитии родители заинтересованы в процессе, участвуют в нем, находят свои ошибки, радуются достижениям и поэтому, если возникают какие-то проблемы в развитии речи,  раньше отмечают их и быстрее с ними справляются.

Бесценную помощь в этом деле может принести ведение речевого дневника ребенка.

В дневнике развития речи ребенка записываются понимание речи взрослого, умения подражать речи окружающих, произношение звуков, слогов, первые слова, выстраивание предложений. Любопытно описывать чувства и эмоции ребенка при общении, т.е. его умение радоваться, удивляться, настаивать на своем, сердиться, жаловаться, делиться, уступать и т.д. Интересно отмечать развитие способности ребенка проявлять инициативу в общении, умение развивать общение, боязнь общения с кем либо, предпочтения в общении, умение переносить навыки общения  в игровую ситуацию. Так же можно описывать речевое окружение ребенка.

Какие бывают речевые дневники?

Формат дневника может быть различным: от простого блокнота с пометками до онлайн-дневника. Так же это могут быть аудиозаписи на диктофон или видеосъемка и создание  фильма с комментариями родителей.

Для того чтобы выбрать для себя форму ведения речевого дневника и какую информацию записывать в него, нужно заглянуть немного вперед и подумать, кому и зачем могут быть полезны данные записи. 

Зачем нужен речевой дневник?

  • Заполняя дневник, последовательно выстраиваются этапы развития речи ребенка, которые можно сопоставить с возрастными нормами (читайте подробнее о нормах развития речи детей 1 года, 2 лет, 3 лет, 4 лет, 5 лет, 6 -7 лет) и к которым можно обратиться в случае возникновения проблем на последующих этапах развития. Так, например, логопед, проводя обследование речи ребенка, может поинтересоваться у родителей, в каком возрасте появилось гуление, в каком лепет, когда появились первые слова и т.д. Такая информация помогает поставить конкретный диагноз. Дневник в этом случае поможет родителям найти подробную и точную информацию.rechevli-dnevnik-rebenka2
  • Иногда необходимо воссоздать цепочку причинно-следственных событий и этому отлично может поспособствовать дневник. Например, ребенок начал заикаться. Одной из причин возникновения заикания может быть раннее развитие речи. Когда в возрасте 1,5-1,8 лет у ребенка интенсивно растет активный словарь и он овладевает фразовой речью. При произнесении длинной фразы может сбиваться дыхание. А рассказать-то хочется все и сразу! Но язычок и легкие малыша еще не в состоянии справиться с длинными предложениями. Наряду с этим, заикание может возникнуть на фоне позднего развития речи. Обычно причина этому двигательная расторможенность нервной системы. В этом случае дети часто нечетко произносят звуки и речь их невнятна.  На самом деле причин заикания больше (в одной из предыдущих статей мы подробнее уже рассматривали причины заикания) , но мы говорим о том, что дневник может помочь зафиксировать моменты связанные с отклонениями в речевом развитии в определенном периоде и установить причины заикания.rechevli-dnevnik-rebenka3
  • Если ваш ребенок, по тем или иным причинам, уже занимается с логопедом, то дневник позволяет отследить динамику развития. Необходимо знать, что результаты работы с речью малыша не всегда проявляются быстро. Записывайте в дневник появляющиеся слова, фразы, предложения, а так же число и месяц их появления. Пролистав свои записи за три-четыре месяца, можно четко увидеть результаты общего труда ребенка, логопеда и родителей.rechevli-dnevnik-rebenka5
  • А в будущем дневник может стать ценным подарком уже повзрослевшим детям. Очень интересно и весело читать о себе маленьком!rechevli-dnevnik-rebenka4

Для детей имеет огромное значение видеть и знать, что родители уделяли внимание его личности, его развитию, его успехам. Поэтому постарайтесь записывать то, как развивается речь  вашего малыша, фотографируйте ребенка и подписывайте фото его словами и высказываниями, снимайте видео, сохраняйте память о радостном и прекрасном в жизни вашего малыша-детстве! Успехов!

Источник