Для улучшения памяти и развития ребенка
Причины плохой памяти у ребенка. Обзор медицинских препаратов и занятий для улучшения памяти детей.
В последние несколько лет нагрузка на школьников существенно увеличилась. В особенности это касается первоклашек, которые еще до недавнего времени ходили в детский сад, и понятия не имели о том, что им придется посещать школу. В этой статье мы расскажем о плохой памяти у детей, а также о способах ее улучшения.
Плохая память у ребенка: причины
Стоит отметить, что многие дети, а точнее их родители, не знают о плохой памяти ребенка до того, как он поступит в первый класс. Ведь именно в этот момент увеличивается количество заданий, поэтому ребенку очень сложно сосредоточиться и проявить себя как нельзя лучше. Существует несколько основных причин, по которым ребенок может страдать плохой памятью.
Первоклассник
Причины плохой памяти у ребенка:
- Неправильный режим дня. Дело в том, чтобы активизировать все мозговые центры, сделать запоминание более простым, нет необходимости давить на ребенка и загружать его постоянной зубрежкой. Попытайтесь сделать нагрузки при помощи чередования. То есть чередовать физическую, а также умственную активности. Соответственно оптимальным вариантом будет заниматься около часа уроками, потом идти на прогулку или какую-то секцию, где ребенок может позаниматься физическими упражнениями, бегом, или силовыми тренировками. Это оптимальный распорядок. Обратите внимание на время засыпания, а также пробуждение вашего малыша. Очень часто плохая память может быть обусловлена тем, что ребенок плохо засыпает или поздно ложиться. Соответственно количества сна ему не хватает, из-за этого он не может сосредоточиться и продуктивно поработать в течение дня.
- Недостаточное количество витаминов и минералов. Дело в том, что некоторые витамины, а также микроэлементы, способствуют улучшению памяти. Соответственно их недостаток может спровоцировать плохое запоминание. В таком случае необходимо периодически давать ребенку витамины, а также пересмотреть его питание, в сторону увеличения количества полезных продуктов. Отдавайте предпочтение свежим фруктам, овощам, рыбе и мясу. Не забудьте про молочные продукты. Нельзя ребенку давать разнообразный фастфуд и сладости. Хотя от двух конфет ничего плохого не будет. Ведь быстрые углеводы в виде сахара являются отличным источником питания мозга. Они будут как нельзя кстати, когда ребенок будет немного уставшим, и помогут включить мозговые центры в работу.
- Недостаточная тренировка памяти. То есть ребенок педагогически запущенный. Чаще всего это проявляется у детей с плохой речью. Ведь действительно развитие речи говорит о том, насколько хорошо развивается память ребенка. Если ребенок плохо говорит, глотает слова, ему трудно выразить свои мысли, он долго думает, что хочет сказать. Вероятнее всего имеются какие-то проблемы с запоминанием и памятью.
- Еще одной причины плохой памяти у ребенка могут быть неврологические нарушения. Чаще всего это связано с тяжелыми родами, кесаревым, а также недоношенностью ребенка. Чаще всего таких детей, сразу после рождения, ставят на учет у невропатолога, и дают препараты, которые стимулируют мозговую деятельность. Соответственно, если у вас особых проблем в родах не было, но ребенок страдает плохой памятью и все занятия не дают никакого результата, имеет смысл обратиться к неврологу. Действительно опытный специалист может назначить препараты, которые стимулируют работу головного мозга, и помогут вашему ребенку в обучении.
ВАЖНО: Лучше всего с этим не затягивать, потому что со временем эти проблемы станут гораздо более серьезными и школьнику будет сложно усваивать большой объем информации. Ведь и именно начиная с садика, в начальных классах, происходит формирование памяти ребенка, чтобы подготовить его к дальнейшему обучению.
В школе
Плохая память у ребенка: виды лекарств и их действие
Изначально необходимо попытаться улучшить память ребенка при помощи тренировок. Для этого существуют целые комплексы. Самый простой вариант — это разучивать стихотворения с детьми. Лучше всего этот способ подходит для малышей, которые ходят в детский сад. К слову, это будет хорошая тренировка для дальнейшей подготовки к школе. Хорошо разучивая стихи, ребенок быстро запомнить алфавит и научиться читать.
Однако если такие способы не дают результата, и вы не сдвинулись с мертвой точки, малыш по-прежнему очень сложно запоминает стихи, а маленькое четверостишие разучивает на протяжении нескольких часов, то имеет смысл обратиться к лекарственным препаратам. Стоит отметить, что средств для улучшения памяти огромное количество, их действие может быть основано на разных веществах. Наиболее безопасными, безобидными, являются специальные витамины комплексы для памяти. Они содержат большое количество минералов, и микроэлементов, а также витаминов, которые способствуют запоминанию.
На учебе
Виды препаратов при плохой памяти у ребенка:
- В улучшении памяти помогут успокоительные препараты, антидепрессанты. Вы спросите, какое отношение данные лекарства помогут в улучшении памяти? Дело в том, что ученые установили, люди, прибывающие в депрессии, действительно страдают ухудшением памяти. Такое состояние отрицательно сказывается на запоминании и ухудшается работа головного мозга, всех систем в организме в целом. Соответственно, если ребенок страдает депрессией, наблюдается буллинг или травля в школе, то, конечно, лучше всего давать ребенку антидепрессанты и устранить раздражающий фактор. Кроме того, такие препараты могут действовать несколько иначе. Сейчас с этой целью дают травяные настои, а также специальные растительные компоненты. Многие из них действительно способны существенно улучшить память.
- Вещества, которые сказываются на работе головного мозга, улучшая его активность. Чаще всего такие препараты назначают при черепно-мозговых травмах, инсультах, ишемической болезни. Их часто дают при восстановлении после сотрясения мозга. Однако эти препараты пользуются популярностью у невропатолога в том случае, если плохая память у ребенка обусловлена каким-то заболеванием. В частности, это может быть повышенное внутричерепное давление, родовые травмы, а также какие-то органические поражения мозга. Возможно, ребенок пострадал и сильно ударился головой. В таком случае действительно эти препараты помогут улучшить кровообращение в головном мозге, из-за чего и память ребенка улучшится.
- Стоит отметить, что лекарственные препараты, которые стимулируют работу головного мозга, продаются исключительно по рецепту врача. То есть, в свободной продаже их нет. Но их и не рекомендуется давать детям, которые не страдают неврологическими недугами, заболеваниями. Однако, если у ребенка есть какие-то показания к приему, то обязательно необходимо обратиться к невропатологу. Однако это чаще всего бывает в исключительных случаях, когда у ребенка действительно серьезные проблемы с запоминанием, и он в течении двух часов не может запомнить четверостишие. Действительно, в таком случае необходимо бить тревогу. Советуем для вашего ребенка, который абсолютно здоров, воспользоваться препаратами на основе лекарственных трав.
Домашнее задание
Плохая память у ребенка: препараты
Обзор препаратов при плохой памяти у ребенка:
- Отлично зарекомендовал себя экстракт гинкго-билоба, носит название препарат Билобил. Хорошо влияет на запоминание экстракт женьшеня. Он также является довольно хорошим средством и стимулирует работу головного мозга. В целом женьшень улучшает работу всего организма и укрепляет все системы.
Билобил
- Одним из наиболее эффективных препаратов при депрессии является Глицин. Это не что иное, как успокоительный препарат, который улучшает работу головного мозга, из-за того, что успокаивает организм. Соответственно препарат имеет смысл давать в том случае, если ребенок очень нервный, страдает чрезмерными нагрузками, а также находится в состоянии депрессии. Его также назначают младенцам, в случае если ребенок родился недоношенным, в результате этого очень плохо спит, постоянно плачет и наблюдаются нервные тики. В таком случае действительно показан этот препарат.
Глицин
- Лекарства, улучшающие работу головного мозга и стимулируют кровообращение в нем. Чаще всего такие препараты назначаются после черепно-мозговых травм или в результате очень тяжелых родов. Данные препараты не стоит приобретать самостоятельно. Чаще всего они продаются по рецепту, поэтому приобрести их вряд ли получится. Они являются наиболее эффективными, показаны лишь в том случае, если у ребенка имеется какое-то неврологическое нарушение. Среди них можно выделить Кортексин.
Кортексин
- Интеллан. Это комбинированное средство, которое содержит в себе экстракты растительных растений. То есть, никаких химических, искусственных веществ в нем нет. В препарате содержится гинкго билоба и еще пять экстрактов разнообразных растений. В целом препарат оказывает успокоительное действие, а также помогает улучшить кровообращение в головном мозге. Действительно его рекомендуют детям, которые отстают в развитии, плохо учатся. Так как препарат является полностью растительным, от него наблюдаются лишь положительные эффекты, и практически нет противопоказаний.
Интеллан
- Пирацетам содержит в себе одноименное вещество, которое является синтетическим аналогом аминомасляной кислоты. Благодаря воздействию этого препарата, сосуды головного мозга расширяются, сокращается восприимчивость к разным нервным импульсам. Соответственно ребенок быстрее соображает, запоминает информацию. Этот препарат также рекомендовано использовать перед экзаменами, при сильных учебных нагрузках. Препарат назначается также пожилым людям, чтобы уменьшить проявление склероза и других заболеваний, связанных с ухудшением памяти.
Пирацетам
- Биотредин. Этот препарат содержит аминокислоты, которые улучшают деятельность головного мозга. Не стоит пугаться, прочитав в инструкции, что этот препарат назначается при лечении алкоголизма. Да действительно, данное лекарство назначается больным алкоголизмом для восстановления и улучшения функции головного мозга. Однако в препарате есть и назначение подросткам, а также детям до 15 лет, при чрезмерной утомляемости и ухудшении памяти. Аминокислоты, которые входят в состав препарата, также улучшают состояние головного мозга, улучшая в нем кровообращение. Кроме того, препарат отличается успокоительным действием и расслабляет в целом весь организм.
Биотредин
- Церебролизин. Это препарат, который продается в виде инъекций, является своеобразной скорой помощью для улучшения функции головного мозга. Чаще всего уколами пользуются при черепно-мозговых травмах, после перенесенного инсульта или серьезных поражениях головного мозга. Этот препарат однозначно не стоит использовать абсолютно здоровым школьникам, которые страдают повышенной утомляемостью. Однако это отличный препарат, в том случае, если ребенок страдает неврологическими нарушениями и органическими поражениями мозга, нервной системы.
Церебролизин
- Фенибут. Этот препарат относится к психостимуляторам, ноотропным препаратам. Стоит отметить, что он назначается в случае снижения памяти, плохой обучаемости, а также при повышенной тревожности. Чаще всего препарат назначают при наличии нервных тиков, ухудшении обучения, в результате энуреза, при заикании, детям после 8 лет. В целом препарат является успокоительным, и стимулирует работу головного мозга, улучшая память. Препарат не стоит использовать без рецепта. Это лекарство, которое назначается исключительно врачом, и принимается по показаниям. Чаще всего препарат назначается в случае наличия нервных тиков у ребенка, на фоне этого снижается память. Абсолютно здоровым детям давать такой препарат нет необходимости.
Фенибут
- Цераксон. В составе препарата содержится цитиколин. Это вещество, которое помогает улучшить работу головного мозга. Чаще всего назначается после черепно-мозговых травм, для улучшения работы мозга. Кроме того, назначается при дегенеративных нарушениях в работе мозга и отмирании части его клеток. Рекомендован препарат после инсультов, также он показан детям, которые страдают синдромом сниженной внимательности, и очень плохо обучаются. Чаще всего этот препарат назначается после неврологических нарушений, которые отмечались в детском возрасте. Он помогает улучшить работу головного мозга, также препятствует ухудшению ситуации. Препарат продается в виде инъекции, а также сиропа для детей.
Цераксон
- Сомазина. Этот препарат также содержит цитиколин, то есть является аналогом предыдущего. Назначаются при нарушениях запоминания, а также ухудшении памяти. Кроме того, дается после черепно-мозговых травм, для улучшения работы головного мозга и снижения травматического синдрома. Продается препарат в виде саше, а также сиропа. Препарат не назначается детям, однако неврологи дают этот препарат даже малышам в возрасте до 1 года. Препарат стимулирует работу головного мозга, также помогает существенно улучшить память. Чаще всего используется при лечении детей, которые имеют неврологические нарушения, из-за этого и страдают ухудшением памяти.
Сомазина
Плохая память у ребенка — что делать?
Плохая память у ребенка — советы:
- Если вы не желаете давать лекарственные препараты детям, можете попробовать улучшить ее специальными занятиями. Если вы видите, что ваш ребенок улавливает какую-то определенную информацию гораздо лучше, пытайтесь давать ее именно в таком виде.
- Ни для кого не секрет, что у некоторых детей действительно зрительная память лучше, а у других наоборот, гораздо эффективнее воспринимается информация на слух. То есть слуховая память гораздо лучше. В зависимости от восприимчивости ребенка, выбирайте метод подачи материала.
- То есть, если у ребенка зрительная память, то давайте ему информацию в виде каких-то рисунков, букв, печатного текста или каких-то презентаций. Если у ребенка развита слуховая память, старайтесь больше говорить и читать вслух.
- Просите его при выполнении заданий все произносить вслух, а также читать задачи вслух, чтобы уши уловили информацию. Стоит отметить, что для улучшения памяти при помощи упражнений, выполняется комплекс, а также специальные занятия. Если есть возможность, отдайте ребенка в центр развития памяти. Если же нет, он может заниматься дома самостоятельно.
Плохая память у ребенка
Как улучшить память ребенка: задания, способы
Что касается детей дошкольного возраста, то лучше всего им подавать информацию в игровой форме, а также развивать память при помощи стихов, скороговорок, интересных считалок. Начинайте с самого простого и веселого. Это могут быть какие-то частушки, песенки, стихотворения. Все, что учиться в садике, делается не просто так, а с целью развить память ребенка и стимулировать работу головного мозга. Это своего рода подготовка ребенка к школе.
Задания при плохой памяти у ребенка:
- Ребенок может действительно плохо схватывать информацию, но расстраиваться не стоит. Самым простым вариантом является использование четверостишия. Произнесите четверостишие несколько раз, и, начиная с третьего раза, попросите ребенка заканчивать предложение. Сделайте так, чтобы ребенок произносил сначала последнее слово в строке, потом два последних слова в строке, а потом три. Таким образом, ребенок сможет освоить полностью все стихотворение.
- Как ни странно, но развитию памяти также способствует и разучивание танцев. Самым простым вариантом является танец маленьких утят. Какое отношение танец имеет к памяти? Дело в том, что в случае изучения танцев, улучшается зрительная память ребенка, и заостряется его внимание именно на движениях. Соответственно ребенок улавливает колебательные, поступательные движение рук и ног, и сможет их воспроизводить. Если ребенок плохо запоминает стихи, попробуйте научить его танцам. Это действительно способствует улучшению памяти.
- Рассказывайте сказки ребенку. Старайтесь где-нибудь в середине или вначале спросить о том, что малыш думает по поводу главного героя, как он его представляет. Такие небольшие отступления действительно способствуют улучшению памяти и запоминанию. В следующий раз ребенок уже сможет отчетливо рассказать вам, о чем была сказка, кто является главным героем. Расскажите сказку о Сером волке и Красной шапочке, потом спросите, какого цвета была шерсть волка, шапочка у главной героини сказки. Внимание к деталям также развивает память у ребенка.
- Постарайтесь спрашивать у крохи, чем он занимался в течение дня в саду, что он сегодня ел, и запомнил. Одевая утром ребенка в детский сад, в школу, акцентируйте внимание на цвете нижнего белья или каких-то деталях, которые изображены на плавках. Когда ребенок придет со школы, спросите, запомнил ли он какого цвета у него плавки, что на них изображено. Как ни странно, это действительно работает, и помогает тренировать память. Кроме того, будьте внимательны и заостряйте внимание на деталях в процессе выходных дней или при проведении времени дома. Спрашивайте, где он оставил свои вещи, каким образом разбираются колеса, и какого цвета был автобус, на котором сегодня ездили. Это все помогает концентрировать внимание и улучшать память.
Занятия с ребенком
Какими бы странными эти методы не казались, но к началу учебного года ребенок действительно будет показывать хорошие успехи в запоминании. Дети, родители которых акцентировали внимание на деталях и мелочах, действительно быстрей учиться читать писать и легко обучаемы.
ВИДЕО: Плохая память у детей
Источник
Память – одна их важнейших психических функций человека. Без неё невозможно отождествлять себя, принимать опыт, учиться, развиваться и пр. Память основана на запоминании, удержании и воспроизведении информации. Для запоминания необходимо образование в мозге следа от прошедшего сигнала возбуждения и сохранение нейронных связей, возникших при возбуждении. Развитие памяти начинается ещё до рождения ребёнка. Есть множество данных о том, что дети узнают голоса, которые они слышали, находясь в утробе матери. Однако память ребёнка – это совсем не то же, что память взрослого человека. В этой статье мы расскажем вам о том, какие проблемы с памятью могут возникнуть у детей и как развить память у ребёнка. В этой статье специально для CogniFit («КогниФит»)психолог Ирины Гладких даёт полезные советы и рекомендации, а также примеры игр и упражнений.
Как развить память и внимание у ребёнка? Советы, рекомендации и упражнения
Как развивается память у ребёнка. Особенности
Память ребёнка, в отличие от памяти взрослых, в основном кратковременная и непроизвольная. Т.е. ребёнок хранит в памяти информацию меньший период времени, чем взрослый, и запоминает в основном непроизвольно – т.е без приложения каких-либо усилий и специального формирования образа. Непроизвольная память не обеспечивает “сплошного запоминания” и запоминания целого ряда событий. Запоминаются только некоторые, наиболее эмоционально окрашенные моменты. Взрослые же запоминают в основном произвольно, т.е. прилагая усилия и стараясь запомнить весь ряд требуемой информации. Долговременная память у взрослых развита намного лучше, чем у детей.
Память у ребёнка развивается в несколько этапов. На первоначальном этапе (примерно до года) у ребёнка формируется моторная память. Малыш запоминает движения, которые он выполняет, особенно если они получают яркую эмоциональную окраску. Если малыша берут на руки, чтобы успокоить или покормить – он уже “узнаёт” это действие и затихает. Более взрослые малыши показывают своё оживление или пытаются найти игрушку, поворачивая голову или переворачиваясь.
Общий когнитивный онлайн тест CogniFit: с помощью научно разработанной программы быстро и точно оцените здоровье вашего мозга, узнайте ваши сильные и слабые когнитивные стороны. Результаты данного нейропсихологического теста помогают определить, являются ли нормальными происходящие у человека когнитивные изменения, или есть подозрение на какое-либо неврологическое расстройство. Получите ваш результат менее, чем за 30-40 минут. CogniFit (“КогниФит”) – самая рекомендуемая и используемая профессионалами программа когнитивного тестирования.
Инновационный общий когнитивный тест CogniFit: узнайте всё о своём мозге!
Память ребенка имеет крепкую связь с его телесными ощущениями. Ребёнок в прямом смысле слова познает мир через тело – трогая, облизывая, перебирая, щипая и пр. Через телесные ощущения активизируется мозг, и в нём возникают новые нейронные связи.
В возрасте около года ребёнок уже узнаёт близких ему людей, любимые игрушки. Нервная система формируется более активно, дети начинают ходить, и это дополнительно обогащает их двигательный опыт и помогает формированию памяти. В этом возрасте ребёнок помнит о чём-то только несколько дней.
За долговременную память отвечает область нашего мозга, называемая гиппокамп. Его формирование идёт вплоть до 2-3 лет, и до этого момента у большинства людей практически нет ранних детских воспоминаний. Первые осознанные воспоминания появляются как раз ближе к 2-3 годам. В этом возрасте ребёнок уже удерживает в памяти яркие эмоциональные события, начинает активно учить стихи. Но не все эти воспоминания способны сохраниться на всю жизнь, так как, повторюсь еще раз, зона хранения долговременной памяти еще не сформирована.
В возрасте 3-6 лет у ребёнка начинают развиваться социальные навыки, речь становится более наполненной, и начинает формироваться первая долговременная память. Основная информация по-прежнему хранится преимущественно в кратковременной памяти, однако если её постоянно вызывать, т.е. закреплять эти нейронные связи, то она перейдет в долговременную. Лучше всего в этом возрасте запоминается информация, связанная с каким-либо сюжетом или игрой. Также должна присутствовать яркая эмоциональная окраска, но дополнительно уже нужно вовлечение воображения и образного мышления. Сам процесс мышления становится сложнее, нейронных связей устанавливается больше и они более прочные по сравнению с более ранним возрастом.
Возраст 7-10 лет – это ранний школьный возраст. Его основным признаком является формирование произвольного внимания и произвольной памяти. Для улучшения запоминания ребёнку по-прежнему необходима эмоциональная окраска запоминаемой информации, а также понимание, для чего именно он запоминает. Чтобы информация из кратковременной памяти лучше переходила в долговременную, нужно постоянно повторять заученное (повторение – мать учения, известная школьная истина).
В среднем и старшем школьном возрасте стиль запоминания уже напоминает взрослый. Преобладает долговременная и произвольная память. Ребёнок старается запомнить информацию целенаправленно. Многие всю жизнь помнят формулы по физике или химии или любимые предметы, которые они изучали в школе.
Признаки и симптомы нарушений памяти у ребёнка
Каковы признаки и симптомы того, что у ребёнка возникли проблемы с памятью? В каких случаях можно справиться самостоятельно и когда стоит обратиться к врачу? К сожалению, не всегда формирование памяти проходит гладко и хорошо. Какие же признаки и симптомы нарушения памяти могут заметить родители и/или педагог? По статистике около 20-25% всех жителей земли регулярно сталкиваются с теми или иными нарушениями памяти. В их число, конечно, входят и дети.
Симптомами нарушения работы памяти могут быть сложности при воспроизведении многократно прочитанных сказок, узнавания своей одежды при нахождении рядом подобной, забывание имен детей и взрослых, полное или частичное забывание недавних событий (срок воспоминания зависит от возраста ребенка).
Какие признаки и симптомы нарушения памяти могут наблюдаться у ребёнка?
Как же понять, в каких случаях помочь ребенку можно самостоятельно, а в каких нужно обязательно обращаться к специалистам?
Если вы замечаете, что ребенок прилагает больше, чем другие дети его возраста, усилий для запоминания информации (дольше учит стих, новые слова, в школьном возрасте запоминает правила и пр), если он не запоминает, где оставил одежду, не сразу может вспомнить как зовут детей в группе/классе, воспитателей, испытывает трудности с узнаванием маршрута, которым вы регулярно передвигаетесь, с пересказом хорошо известных сказок – то нужно помогать в развитии и укреплении памяти у ребенка.
В случае, если симптомы нарушения имеют постоянный и более значительный масштаб, то нужно обязательно обратиться к неврологу.
Виды нарушений памяти у ребёнка
Стойкие нарушения памяти у детей возникают достаточно редко. Их причинами являются различные интоксикации, гипоксия и/или травма. Чаше всего в детском возрасте встречается снижение объёма запоминаемой информации. Под распространённым термином – у ребёнка плохая память- чаще всего понимают именно это. При незначительном снижении объёма запоминаемой информации возможно укрепить и натренировать память ребёнка в домашних условиях.
Существует несколько видов нарушений памяти. Каждое характеризуется определённым симптомом:
- Потеря способности запоминать новую информацию (фиксационная амнезия)
- Сложность с вспоминанием ранее полученной информации (анекфория)
- Снижение объёма запоминаемой информации (гипомнезия – это наиболее частое нарушение)
- Потеря воспоминаний, не связанных с эмоциями (скотомизация)
- Забывание неприятных моментов (аффектогенная и истерическая амнезия)
- Замещение одних воспоминаний другими, происходящими в иной временной промежуток (псевдореминесценция)
- Замещение пробелов в памяти сюжетами или информацией, полученной из книг, газет, журналов и пр. (криптамнезия)
- Заполнение пробелов в памяти выдуманными событиями (конфабуляция)
- Частые или постоянные дежавю (эхомнезия).
Если те или иные симптомы проявляются редко или единично, то причин для серьёзных волнений нет. Нужно и можно заниматься укреплением памяти ребёнка самостоятельно. Однако если вы замечаете постоянные проявления тех или иных симптомов, особенно в большом количестве, то обязательно посетите вместе с ребёнком врача.
Ваш ребёнок постоянно увлекается, не может сконцентрироваться и удержать внимание, усидеть на месте? С помощью инновационного нейропсихологического теста CogniFit на СДВГ проверьте прямо сейчас, присутствуют ли у вашего ребёнка когнитивные симптомы, которые могут указывать на наличие синдрома дефицита внимания с гиперактивностью или без неё, или развитие когнитивных навыков соответствует норме. Получите результаты теста менее, чем за 30-40 минут!
Когнитивный тест CogniFit на синдром дефицита внимания и/или гиперактивности
Какие виды памяти нужно развивать у ребёнка?
В детстве основным видом памяти является тактильная память. Ребёнок помнит свои тактильные ощущения. Затем он начинает удерживать в памяти эмоции, в основном связанные с движениями и тактильными ощущениями, и лишь затем начнётся формирование других видов памяти. Формировании памяти – процесс тонкий, и лучше, если в этом процессе у ребёнка будет надежный помощник.
Итак, какие виды памяти необходимо помогать развивать?
– Образную память. Это память на образы, сформированные и полученные с помощью различных органов чувств. Включает в себя зрительную, слуховую. обонятельную, тактильную и вкусовую память. Чем полнее представлен образ, тем более вероятно, что он закрепится в памяти (так как каналов для запоминания образа будет больше).
– Произвольную. Это особый психический процесс запоминания. Он осуществляется под контролем сознания и характеризуется наличием цели и применением специальных приёмов для запоминания информации, а также применения волевого усилия. Т.е. информация запоминается целенаправленно.
– Непроизвольную. Процесс запоминания не регулируется ничем. Запоминание происходит без напряжения и без определённой цели.
– Опосредованную. Запоминание происходит с помощью неких техник, связанных с привлечением дополнительных средств (поставить “якорь”, “завязать узелок на память” и пр). Запоминание накладывается на некий предмет или действие, и затем этот предмет или действие помогают воспроизвести в памяти необходимую информацию.
– Непосредственную. Запоминание происходит при воздействии на органы чувств человека того, что нужно запомнить. Здесь мы запоминаем ушами, носом, глазами. Удерживается очень короткий промежуток времени.
– Кратковременную. Это память, которая позволяет в течение короткого промежутка времени (до 20-30 секунд) удерживать незначительный объём информации (измеряется обычно величиной 7 + 2 единицы информации).
– Долговременную. Эта память является нашей базой данных. В ней информация хранится без ограничения по времени и по объёмам.
Методы развития памяти у детей
Какими же методами и способами можно улучшить память у детей?
Первое – память нужно постоянно тренировать. Станьте тренером мозга своего ребёнка или, возможно, своего собственного. Развивать и укреплять память ребёнка можно в любой момент времени, необязательно это проводить как специальное занятие. Обязательными условиями наличие желания у ребёнка и компонент игры в тренировке. Узнайте, какие бывают игры и упражнения для стимуляции мозга детей.
Вы хотите улучшить память, внимание и другие когнитивные функции? Тренируйте основные способности вашего мозга с помощью персональной когнитивной тренировки CogniFit! Программа автоматически определяет наиболее ослабленные когнитивные функции и предлагает режим тренировок, который подходит именно вам! Тренируйтесь регулярно 2-3 раза в неделю в течение 15-20 минут, и уже через несколько месяцев вы сможете заметить улучшения.
Персональная тренировка CogniFit: тренируйтесь 2-3 раза в неделю по 15-0 минут
Постоянно повторяйте уже усвоенный материал, пройденные уроки, выученную информацию и вообще всё, что предполагает запоминание. Кривая забывания Эббингауза наглядно показывает, что только про постоянном повторении материала возможно его закрепление в памяти на длительный промежуток времени. Лучше всего запоминается информация, которая уже частично присутствует в нашем мозге, так как мозг постоянно связывается с уже имеющейся информацией и привязывается к ней. Так что если хотите улучшить и развить память – больше учите наизусть. Чем больше информации хранится в мозге, тем легче запоминается новое.
Спрашивайте у ребёнка, как прошёл его день, попросите назвать уточняющие детали – с какой игрушкой играл, что ел на обед/ завтрак, в каком платье была учитель или подружка, какую книжку им читали и пр.
Освойте различные мнемотехники для улучшения запоминания информации.
Мнемотехника “цепочка” или “репка” подходит для запоминания ряда слов. Нужно представить каждое слово в виде образа, и затем мысленно присоединить его к следующему слову. Важная деталь – образы должны быть равными по величине.
Мнемотехника “метод Цицерона” или “карта” также хорошо подходит для запоминания ряда слов. Каждое слово также представляется образом и раскладывается на хорошо известной территории – в квартире, в комнате, на столе. Затем нужно представить привычный маршрут следования и/или действий и просто “видеть” слова/образы. Например: захожу в квартиру – на коврике лежит апельсин, включаю свет – на выключателе приклеен слон, и т.д. Все образы также должны быть равной величины.
Мнемотехника для запоминания цифр очень хорошо помогает для запоминания номеров телефонов и прочей цифровой информации. Каждую цифру нужно представить в виде фигурки или некоего образа. Затем из образов составляется цепочка, которая запоминается так же, как и цепочка слов.
Как тренировать память дома? Полезные советы
Для развития памяти необходима комплексная работа. Помимо постоянных тренировок памяти:
– Обеспечьте ребёнку полноценное питание. Он должен получать в достаточном количестве витамины, особенно витамины группы В, жирные омега кислоты и магний. Узнайте, какие продукты полезны для мозга.
– Обеспечьте правильный режим дня. Ребенок должен иметь достаточное количество часов для сна. Сон необходим для восстановления и снятия нервного напряжения, которое может вызвать сложности с запоминанием или воспроизведением информации. Как справиться с бессонницей?
– Запишите ребенка в спортивную секцию. Спортивные нагрузки помогают работе мозга.
– Больше гуляйте. Обеспечьте ребенку возможность получения достаточного количества кислорода.
– Выполняйте кинезологические упражнения. Они помогают работе мозга и снимают лишнее напряжение.
– Освойте с ребенком дыхательную гимнастику. Это поможет ему научиться контролировать свое тело, снимет лишнее напряжение и увеличит насыщение мозга кислородом.
Как тренировать память и внимание детей в домашних условиях? Игры и упражнения
10 способов развить память
Игры для развития памяти дома:
- Играйте в повторения цифр (номера телефонов или просто произвольный набор цифр) – как в прямом, так и в обратном порядке.
- Играйте в пары слов. Придумайте 10 пар слов, Затем медленно повторите их вслух. После этого называйте первое слово, а ребёнок должен повторить второе. Сначала называйте связанные ассоциативно слова, а затем усложняя задачу – не связанные.
- Играйте в поход в магазин. Напишите список покупок и распределите роли. Покупатель должен купить всё строго по списку, а продавец проверить правильность покупки.
- Угадай, что это? Завязываем ребенку глаза и даём в руки небольшие предметы. Ребенок наощупь должен узнать предмет. После узнавания 5-7 предметов просим назвать их в первоначальном порядке.
- Играйте в карточки – найди пару. Игра хороша известна, но от этого не становится менее эффективной. Переверните рисунком вниз несколько пар одинаковых карточек, и затем, переворачивая попарно, находите одинаковые. Если перевернуты непарные карточки, то они вновь переворачиваются картинкой к столу. Если открыта верная пара, то она или убирается или остаётся лежать открытой на столе.
- Что изменилось, или кто лишний? На столе располагается 5-7-9 предметов/игрушек. Ребёнку предлагается запомнить, что именно находится на столе. После этого ребёнок отворачивается, а взрослый изменяет местоположение предметов и меняет часть из них на новые или добавляет/ убирает имеющиеся. Задача ребёнка – обнаружить изменения. Чем больше изменений будет найдено – тем лучше. Можно просить назвать изменение местоположения, что именно изменилось – добавилось, убавилось или повернулось другой стороной.
- Сравни списки. Разновидность игры “поход в магазин”. Родитель пишет ребёнку список слов (примерно 10 шт). Задача ребёнка – за 1 минуту запомнить этот список. После этого родитель даёт ребенку другой список, в котором 7 слов заменены. Задача ребёнка – найти те слова, которые были в первоначальном списке (то что он уже “купил”).
- Нарисуй по памяти. Родитель показывает ребёнку картинку на несколько секунд. После этого ребёнок должен зарисовать картинку по памяти. Картинка необязательно должна быть полноценным изображением, как мы привыкли ее понимать,