Для развития речи ребенка особенно важно

Для развития речи ребенка особенно важно thumbnail

Дети находятся в процессе постоянного развития. Они развиваются как физически, так и психически. Наиболее значимым признаком полноценного психического развития отдельно взятого ребенка является освоение им разговорной речи. Причем развитая речь отнюдь не является природной способностью. Для того чтобы сегодняшний малыш стал интересным собеседником в будущем, смог без труда находить друзей потребуются совместные усилия его и родителей.

Почему развивать речевые навыки у ребенка так важно?

Речь – это важнейшее средство коммуникации, способное удовлетворить одну из основных человеческих потребностей – потребность в общении. Задержка в речевом развитии не позволяет ребенку полноценно включаться в игру со сверстниками, а значит, затрудняет социализацию. Игра с другими детьми способствует формированию адекватной поведенческой линии личности, эмоциональной сферы и характера человека. Особенно негативно сказывается нехватка речевого развития на эмоционально-психологическом состоянии маленького человека.

Полезно знать: если коммуникативная деятельность ограничена, то ребенок может замкнуться в себе, стать неуверенным или, напротив, драчуном, не находя иного способа выразить свои эмоции.

Причем из-за легкой возбудимости еще несовершенной нервной системы негативизм со стороны детей проявляется чаще.

Развитая речь - развитый ребенокНесовершенство речевых умений создает трудности в познании окружающего мира, отрицательно сказывается на словесно-логическом мышлении, даже если изначально малыш обладает всеми предпосылками для освоения мыслительных операций. Если ребенок мало разговаривает, то его языковые навыки не совершенствуются, возникают трудности с овладением различными понятиями, обобщением, классификацией, выполнением анализа. При этом малыш теряет возможность восприятия информации, полученной от окружающих.

Полезно знать: дети, неспособные связно выражать свои мысли, часто импульсивны, при этом увещевания взрослых на них практически не действуют. Интеллектуальные операции у таких малышей вызывают определенные трудности.

Им сложно сосредотачиваться, поэтому они не могут последовательно выполнить поставленную задачу, совершают множество ошибок в процессе, но даже не замечают их, часто забываю конечную цель, которой необходимо достичь.

Таким образом, пробелы в речевых навыках препятствуют развитию основных функций речи, а именно коммуникативной и познавательной, обобщающей и регулирующей.

Первые шаги на пути освоения речи

В развитии речи своего ребенка родители принимают участие с первых дней его жизни. Благодаря врожденной способности к имитации дети уже с двухмесячного возраста стараются воспроизводить речь и мимику человека, который находится с ними в близком контакте, то есть обеспечивает уход и заботу, как правило, матери. Доказано, что речевое развитие ребенка стимулирует речь, которую он слышит. Но важно, чтобы эта речь была обращена именно к нему. Разговоры взрослых между собой, звуки, которые издает радио или телевизор, не способны заменить ребенку такого живого общения.

Развитая речь - развитый ребенокПервым проявлением способности младенцев к имитации является гуление. Произнося еще совсем непонятные звуки, малыш надеется вызвать ответную реакцию, улыбку. В ответ на такие призывы малыша нужно не только улыбаться, но и повторять звуки, которые он произносит, говорить, можно комментировать все происходящее. При этом кроха должен видеть лицо говорящего с ним человека.

Со временем гуление превратится в лепет, станут различимыми отдельные слоги вроде «ба», «па», «ма». Такие слова можно заканчивать, договаривать, превращая их в «мама» или «папа».

На этой стадии следует активно использовать игрушки, картинки и книжки с изображениями животных и различных механизмов и озвучивать их. Так, показывая на собачку, следует говорить «ав-ав», на коровку – «му-у», на самолет – «у-у-у-у», на поезд – «ту-ту» и так далее. Самое время начать изучать части тела. Развитая речь - развитый ребенокИх проще всего показывать на куклах и мягких игрушках. Например, можно задать вопрос малышу – «где у зайки ушки?» и дать на него ответ – «вот они» (показать). Пройдет совсем немного времени и кроха сам начнет отвечать на подобные вопросы, сначала жестами, а затем и словами.

Не только полноценное общение важно для развития речи ребенка.

Развитие мелкой и крупной моторики также влияет на этот процесс, поскольку в человеческом мозге двигательный и речевой центры находятся в непосредственной близости.

Для развития мелкой моторики малышам предлагаются различные книжки-шнуровки, конструкторы, пазлы, лепка из пластилина, нанизывание бусин. Но такие игрушки больше подойдут ребенку после двух-трех лет. Годовалому карапузу можно предложить складывать пирамидку или в качестве динамичных игрушек использовать кастрюли, различные баночки, коробочки. Малыш будет в восторге, если ему позволят поиграть с «взрослыми» вещами.

Накопление словарного запаса

Дети все разные. Одни начинают ходить в девять месяцев, а другие в полтора года. Одни уже вовсю бегают, а другие опасливо передвигаются у опоры или за руку с родителями. Аналогично можно говорить и о речевых способностях малышей, хотя родители в силах поспособствовать развитию речи своего чада. Одни дети относятся к «говорунам», а другие к «молчунам». Если первые начинают разговаривать очень рано, задают много вопросов, то вторые впервые заговаривают поздно, но в их речи практически не встречаются дефекты.

Развитая речь - развитый ребенокНа бытовом уровне родную речь малыши осваивают достаточно быстро. Уже в год они понимают, что от них хотят. Так, если попросить ребенка сесть, бросить мячик, дать ручку, то он сможет это выполнить. В этот момент можно начинать задавать ребенку вопросы, на которые можно односложно ответить. Сначала он буде кивать головой в знак согласия или отрицания, а затем начнет употреблять эти простые слова «да» и «нет».

Но ребенку важно освоить все богатство языка, а для этого на первом этапе становления речи ему необходимо накопить словарный запас. Как и при изучении иностранного языка в этом деле важна регулярность.

Полезно знать: заниматься с ребенком лучше ежедневно по 15 минут, чем целый час, но раз в неделю. Можно и нужно использовать для этого песенки, сказки, потешки, стихотворения, скороговорки, которые являются прекрасными средствами речевого развития и тренировки памяти.

Успех обучения зависит от настроения малыша, а также от атмосферы и эмоционального контакта, которые царят между взрослым и ребенком. Отношения между ними должны быть доверительными, а настрой как у малыша, так и у взрослого – позитивным. Дети очень тонко чувствуют, насколько искренен с ними взрослый, поэтому если последний не буде получать радости от общения, играя в развивающие игры или занимаясь с крохой, то такие занятия не возымеют желаемого эффекта.

Не стоит ограничиваться познанием мира только по книжкам или с помощью игрушек. С момента, когда кроха научится сидеть и перестанет засыпать во время прогулок на свежем воздухе, следует показывать ему небо, деревья, траву, песок, снег, птиц, собак, кошек, коров и коз, если есть такая возможность (например, в сельской местности). Как только малыш научится хорошо ходить, ему нужно дать возможность босиком пройтись по песку, траве. Следует познакомить ребенка с временами года, объяснить, что летом жарко, а зимой холодно, показать как ведет себя вода под воздействием различных температур. Можно, например, принести домой сосульку и дать ей растаять. Все действия ребенка обязательно нужно сопровождать комментариями.

Развитая речь - развитый ребенокНа втором году жизни ребенок стремится разговаривать все активней и, несмотря на то, что способности у всех разные, словарный запас двухлетки в среднем составляет 150 слов. Он уже сможет называть еду и питье, некоторые основные действия. В этом возрасте дети начинают задавать первые вопросы. Сначала они ограничиваются лишь ориентировочными (где?, куда?), но затем превращаются в настоящих почемучек.

Возникновение у ребенка вопроса «почему?» свидетельствует о том, что его умственное развитие перешло на новый этап. Если этого не происходит, то познавательную деятельность ребенка родители обязаны стимулировать, задавая этот вопрос самостоятельно и тут же отвечая на него.

Отмахиваться от маленького почемучки ни в коем случае нельзя. Ответы на вопросы – источник знаний. К трем годам количество слов, которыми может оперировать ребенок может возрасти в десять раз. Это зависит от условий его жизни и того, как много с ним общаются взрослые, а если с ним заниматься по указанной выше схеме, то он также научится строить короткие предложения. Если трехлетнего малыша не понимают даже близкие люди, то это повод обратиться к специалистам – педиатру, логопеду, отоларингологу (для слабослышащих детей), неврологу.

Дети четвертого года жизни склонны вести разговоры с самим собой. Это еще один этап развития речи, очень важный этап. С помощью этих разговоров дети учатся строить планы и искать пути их осуществления. Помимо бесед с игрушками они озвучивают свои действия, которых в реальности может и не быть. Так, сидя на стуле, малыш может сказать «поехали», а через время «приехали». Действия при этом он не совершает, но называет и считает его свершившимся на самом деле.

Развитая речь - развитый ребенокПосле трех лет словарный запас накапливается с приобретением ребенком нового жизненного опыта. Параллельно с этим пока на подсознательном уровне, но уже довольно активно развивается грамматический строй речи. Задача родителей на этом этапе исправлять ошибки ребенка и ни в коем случае не критиковать его за неправильное произношение, не смеяться. В некоторых случаях ребенок может сам исправить ошибку в собственном произношении, поскольку уже воспринимает их на слух. То есть у него начинает формироваться фонематическое восприятие.

Составляем рассказы

На пятом году жизни следует начинать учить ребенка составлять рассказы. Это поможет ему правильно и последовательно выражать свои мысли, давать логические объяснения, строить доказательства. Составление рассказа – это творческий процесс, который поспособствует освоению ребенком ораторского искусства и сочинительства.

Начать следует с коротеньких рассказов-описаний. Малышу следует предлагать описать знакомый ему живой или неживой предмет или объект. От повторов и запинок помогут избавиться заранее заготовленные схемы рассказа. Если речь идет о неживом объекте, то для начала нужно ответить на вопрос, о чем пойдет речь в повествовании, а затем определить из каких частей этот предмет состоит, из чего сделан и для чего используется. А когда необходимо рассказать о живом объекте, то следует для начала сказать о ком пойдет речь, дать его описание, где он живет и чем питается, описать особенности этого объекта.

Развитая речь - развитый ребенок

Так, рассказ о кошках, например, может иметь следующее содержание:

«Кошки – хищники по своей природе. Они бывают домашние и дикие. К диким относятся тигры и львы, которые живут в природе. Рядом с человеком живут домашние кошки. Они тоже бывают разных видов. Одни имеют длинную шерсть, а другие бесшерстные, среди них есть маленькие кошки карликовых пород, а есть настоящие гиганты. Поскольку кошки являются хищниками, то они питаются мясом или специальным кормом. Диким кошкам для добычи пропитания нужно охотиться, а домашних кормят люди. В сельской местности от кошек большая польза, они ловят мышей и крыс.»

Совет: следует обучить ребенка составлять рассказы по серии картинок и затем только при наличии одной картинки.

Поскольку любое действие имеет начало и конец, даже такое простое, как почистить зубы или вскипятить чайник, то малышу нужно научиться раскладывать картинки в определенной последовательности, создавать логическую цепочку и выстраивать по ней свой рассказ. Если же картинка одна, то малышу нужно придумать начало и конец истории самостоятельно. Изображенных на рисунках детей и предметы необходимо отождествлять с реальными детьми и предметами. Главным героем при этом должен выступать сам ребенок. Пусть он рассказывает, что сделал бы на месте персонажа, что сказал или почувствовал. Однако, если малышу незнаком род деятельности изображенного персонажа, то ему нужно рассказать о нем, а лучше показать. Так, если на картинках нарисованы рыбаки, то лучше всего отправиться на речку, где их можно увидеть, а заодно и поучаствовать в процессе ловли рыбы.

Развитая речь - развитый ребенокСложнее всего детям дается умение составлять рассказы о природе по единственному изображению, например, лесной поляны весной. Но тут на выручку должно прийти воображение, которым не обделен ни один ребенок. В этом случае рассказывать можно не только о том, как шумят деревья или распускается листва, а и о лесных жителях, о том, что происходит в чаще леса.

Рассказ может выглядеть и так:

«Хорошо весной в лесу. Все длинней становятся дни, ярче светит солнце. На деревьях и кустарниках появляется молодая листва, на полянках пробивается зеленая травка. Уже прилетели птицы и их пение слышится в каждом уголке леса. Зайцы сбрасывают зимние белые шубки, а из берлоги вылезает медведь.»

Такие занятия помогают дошкольнику приобрести необходимые знания и навыки, которые ему обязательно пригодятся в школе. Таким образом, к семи годам дети учатся не только излагать свои мысли, но и аргументировать свои убеждения, желания, приводить доводы, давать оценку происходящему.

Развитие речи школьника

Развитие речи у детей в школьные годы имеет одну особенность в сравнении с годами дошкольного детства. Ранее речь ими воспринималась неосознанно, а теперь им предстоит сознательно использовать все языковые средства, осваивать письменную речь. Если малыши до семи лет не приобрели необходимых навыков, то в будущем им будет значительно сложнее овладевать звуковым анализом, усваивать грамматические правила, новые понятия и определения. Развитая речь - развитый ребенокВ школе дети приобретают навыки словообразования и словоизменения, если не умели делать этого раньше, то учатся пересказывать и рассказывать, их словарный запас обогащается прилагательными, наречиями, местоимениями.

У ребенка с недостатками речевого развития в школьные годы, помимо сложностей в общении, возникают трудности с изучением предметов, которые требуют пересказа, как история или география, затруднения с восприятием звуков на слух вызовут осложнения с освоением письма и чтения, а неумение обобщать неминуемо создаст проблемы на уроках математики. Родители должны сделать все возможное, чтобы их малыш не столкнулся с подобными проблемами. В их силах уделять 15 минут времени в день для развития его речевых навыков, а при наличии отклонений обратиться за помощью к специалистам.

Как развивать речь ребенка? Видео

Источник

Развитие речи у детей – сложный процесс, на который влияет множество факторов. В России 60% детей к 7 годам не могут связно и четко излагать свои мысли, что негативно сказывается на адаптации в коллективе и школьной успеваемости. В большинстве случаев родители могут самостоятельно помочь ребенку развить и обогатить речь, не обращаясь за помощью к логопедам и другим специалистам.

Развитие речи у детей – важный процесс как для малышей, так и для их мам.

Причины задержки и нарушения речи

На развитие речи влияют разные факторы: физиологические, психологические, социальные.

Родители не разговаривают с ребенком

С самого рождения важно говорить с ребенком, описывать окружающий мир, петь песни и читать стихи. Проблема 21 века в том, что чаще родители не общаются с ребенком, а дают ему в руки телефон или планшет. Ребенок сидит тихо и не мешает окружающим. Однако заговорит он позже, чем его сверстники, которые игрались с обычными, а не цифровыми игрушками.

Гиперопека родителей и лень ребенка

Некоторые родители сильно опекают ребенка и не дают ему возможность заговорить самому. Они понимают ребенка с полувзгляда и удовлетворяют его потребности до того, как он их озвучит. Ребенок обходится языком жестов и гримасами, у него нет нужды выражать потребности словами, поэтому он ленится говорить.

Индивидуальное развитие ребенка

Все дети разные, и у всех разные темпы и способности к обучению. Дети, у которых раннее развитие, разговаривают предложениями уже в год, но таких единицы. Есть и другая крайность нормы: дети, начинающие говорить в 3-4 года. В этой ситуации следует обратить внимание на родителей, поскольку генетика имеет значение. Если родители тоже заговорили поздно, то нет поводов для беспокойства.

Стрессы

К сожалению, не все дети растут в благоприятной среде. Ссоры родителей, крики и необоснованная критика не способствуют тому, чтобы ребенок заговорил. Они приводят к задержке психического и речевого развития, заиканию.

Заболевания

Существуют ситуации, в которых методики по развитию речи не работают, поскольку некоторые дети физически не способны хорошо говорить или говорить вообще. Это связано с состоянием здоровья ребенка. Врожденная глухота, аномальный речевой аппарат, неправильный прикус, задержка интеллектуального развития требуют лечения.

Не только эти причины могут быть источником проблем. Дефицит внимания к ребенку тоже приводит к нарушениям речи. Поэтому стоит помнить, что первые 3 года развития ребёнка самые важные в формировании речи. Исправить проблему намного сложнее, чем предупредить.

Дети с ранним развитием могут уже в 2 года хорошо говорить, но таких единицы. Но если ребенок к этому возрасту не говорит вообще, то его следует показать специалистам.

Куда обращаться, если заметили нарушения в развитии  речи ребёнка? 

Эффективность решения проблемы зависит от того, насколько рано ее заметили, и стали ей заниматься. Чтобы вовремя насторожиться, следует знать, какие речевые проявления соответствуют возрасту Вашего ребёнка:

  • 1,5 – 3 месяца: малыш добавляет эмоции в крики. Крики удовольствия и неудовольствия различимы;
  • 4 – 5 месяцев: ребенок гулит, осваивает гласные и согласные звуки, простые слоги
  • 8 месяцев – 1 год 4 месяца: лепетание. Ребёнок говорит простые слова из 2-3 слогов и имитирует звуки животных. Понимает речь и реагирует на слова больше, чем на ситуацию;
  • 1 год 6 месяцев – 2 года 2 месяца: малыш составляет фразы из двух слов. Для этого возраста нормально искажать и путать звуки;
  • 1 год 9 месяцев — 2 года 6 месяцев: активное пополнение словарного запаса, ребёнок спрашивает названия предметов;
  • 2 года 4 месяца — 3 года 6 месяцев: малыш изменяет грамматические формы слов: падежи, числа, рода;
  • 2 года 6 месяцев – 3 года 5 месяцев: ребёнок придумывает новые, несуществующие слова, соблюдая правила родного языка;
  • 2 года 8 месяцев – 3 года 6 месяцев: ребёнок проговаривает свои действия.

В идеале ребёнок развивается согласно этой схеме. Незначительные отклонения допустимы, но есть признаки, при появлении которых следует обратиться к специалисту. Если к 2 годам ребёнок не говорит, то следует показать его оториноларингологу, детскому стоматологу и неврологу. Врачи должны исключить проблемы со слухом, аномалии речевого аппарата и неврологические нарушения.

Дети с проблемами слуха делятся на 2 категории — слабослышащие и глухие:

  1. При глухоте дети не способны пополнять словарный запас.
  2. У слабослышащих более благоприятный прогноз.

Существует возможность улучшить слух с помощью слухового аппарата, благодаря чему слабослышащие дети быстро догоняют в развитии сверстников.

Аномалии речевого аппарата – расщелины мягкого и твёрдого неба, неправильный прикус, короткая уздечка языка. Расщелины выявляются после родов и незамедлительно подлежат хирургическому лечению. Оставшиеся две патологии выявить сложнее. Неправильный прикус мешает правильно расположить язык, а короткая уздечка причиняет боль и дискомфорт при попытке заговорить. Иногда уздечка достаточно длинная, чтобы говорить, но недостаточно, чтобы чётко выговаривать все звуки, в особенности звук [р].

До обращения к логопеду пройдите комплексное обследование у врачей. Не все логопеды достаточно компетентны, чтобы сразу распознать патологию. Занятия в таком случае будут зря выброшенными на ветер временем и деньгами.

Консультация у невролога обязательна, доктор выявляет задержку интеллектуального развития и возможные сопутствующие заболевания нервной системы.

Если, согласно заключению врачей, ребенок здоров, однако его речь не соответствует возрасту, то следующий шаг – посещение логопеда. Это специалист, исправляющий речевые нарушения. Перед поступлением в детский сад и школу посещение логопеда обязательно. Однако, если есть желание или необходимость, можно посетить его раньше.

Нужно быть готовым, что результаты обследований и консультаций могут вас обескуражить. Не стоит отчаиваться: покажите ребенка еще нескольким специалистам данного профиля. Если они будут сходиться во мнениях, то начинайте работу с ребенком как можно раньше, поскольку от этого зависит эффективность лечения.

Развитие понимания речи 

Методика «развития понимания речи» хороша тем, что работать по ней можно без логопеда.

Специалисты делят речь на:

  1. Активную – то, что человек говорит.
  2. Пассивную – то, что человек понимает, но не употребляет в собственной речи либо употребляет крайне редко.

Развитию пассивной речи малыша необходимо уделять особое внимание: именно она является фундаментом для развития речи в дальнейшем, поскольку обогащает словарный запас.

Главный инструмент – создание речевой среды. Этот способ подходит детям младшего возраста. Для ее создания используются несложные в исполнении приемы. Один из них – постоянный разговор с ребенком. С ним надо много говорить, проговаривать бытовые ситуации, эмоционально комментировать игры с игрушками и картинками. Задавать ребенку вопросы, выжидать паузу и самому отвечать на вопрос. Так ребенок пополняет словарный запас новыми словами и фразами.

Обучение ребенка пониманию словесной инструкции происходит за счет увеличения количества слов в инструкции и введения различных признаков предмета: “Принеси красную чашку”. Правильное выполнение инструкций следует поощрять морально и материально, например, похвалить и дать конфету.

Развитие активной речи

Данная методика стимулирует речевое подражание за счет использования на занятиях ритмических текстов. Чтобы речь малыша развивалась своевременно, придется потрудиться, уделяя время ежедневным упражнениям. Эти упражнения включают в себя потешки, стишки, песенки, игры с рифмованными загадками.

Помимо занятий следует соблюдать еще несколько рекомендаций:

  1. От жеста к слову: все обращения ребенка переводить в речевое общение.
  2. Не предугадывать желания: даже если понимаете, на что малыш указывает жестами, не выполняйте сразу просьбу, а предложите ребенку сказать, что ему нужно: «Скажи, что тебе нужно?».
  3. Задавать вопросы: если ребенок смотрит на полку с игрушками и показывает, что хочет одну из них, можно спросить его, какую именно: «Ты хочешь мишку или кораблик?» Малыш постарается выразить свою просьбу конкретнее при помощи речи.
  4. Предлагать ребенку исправить ошибку: полезно делать глупые ошибки, давая возможность малышу их исправить. Например, показывать ребенку куклу и спрашивать: «Это машинка? Нет? Правильно, это кукла!».
  5. Все эти рекомендации побуждают малыша к активному диалогу, используйте любую возможность для развития речи ребенка.

Сразу выяснить характер и степень нарушения у маленьких детей непросто. Однако если проводить с детьми работы по развитию речи, то они наверстывают упущенное и догоняют сверстников. Даже если у некоторых трудности сохраняются на протяжении нескольких лет. В этом случае следует уделять больше времени работе над речью ребенка и не опускать руки. Ваши усилия не будут напрасны.

Читайте далее: развитие памяти у детей

Источник