Для исследовательской деятельности ребенка важно как развитие

Муниципальное бюджетное

дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребёнка – детский сад  № 5 «Колокольчик»

города Белёва Тульской области

Значение

исследовательской деятельности

ребёнка для его развития

                                                                          Выступление

воспитателя Романовой Ирины Вячеславовны

на заседании педагогическом совете МБДОУ

Актуальность темы

        В настоящее время развитие общества характеризуется все возрастающей динамичностью, проникновением на новые уровни познания природы, изменением социального устройства и возникновением качественно новых видов деятельности в ранее неизвестных областях.

       Особое значение здесь приобретает стремление и способность личности активно исследовать новизну и сложность меняющегося мира, а также создавать, изобретать новые оригинальные стратегии поведения и деятельности.

       Это активное познавательное отношение к действительности должно формироваться с детства.

      Для успешной исследовательской деятельности необходима не только соответствующая мотивация, но и развитое мышление. Принципиальной особенностью, определяющей специфику познавательной деятельности человека в современных условиях, является то, что здесь часто необходимо управление сразу множеством новых и разнообразных объектов и явлений, связанных между собой. Это требует от субъекта отхода от простых канонических схем «одно действие — один эффект» («одна причина — одно следствие»). Необходима иная система организации познавательной деятельности — качественно более высокого уровня.

     Современная ситуация развития человечества — ситуация нестандартных, неопределенных задач, ситуация где приходится действовать с ненадежной информацией, учитывая точки зрения партнеров реальных и потенциальных — востребует от каждого отдельного человека исследовательского отношения к окружающему миру.

     В «Концепции модернизации российского образования» зафиксировано положение о том, что система образования «должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетенции, определяющие современное качество образования» [Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года.- М.: 2002. с.10]

      Исследования последних лет показали, что уже применительно к ранним ступеням онтогенеза можно говорить о зарождении исследовательской деятельности. В работах ученых определился подход к исследовательской деятельности как личностному свойству. Изучением потребностно-мотивационной стороны, предполагающей наличие у человека собственной активности в познании, занимались Авдеева Н.Н., Мещерякова С.Ю., Берлайн Д.Е., Галимузова Л.Н., Князева О.Л. и др.

      Внутреннюю инициативу, побуждающую к поискам нового, исследовали Годовикова Д.Б., Землянухина Т.М., Лисина М.И. и др.

      Вопросам операционно-техническим, подразумевающим наличие у субъекта определенных умений для выполнения той или иной деятельности, посвящены работы Князевой О.Л., Поддьякова Н.Н., Савинкова А.И.

      Подход к исследовательской деятельности в его возрастном аспекте предполагает также анализ с точки зрения его развития, связи с самыми существенными моментами жизни ребенка: с характером его ведущей деятельности.

Концепция (основная идея) проекта

       Дошкольники – прирожденные исследователи. И тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации.

       Задача педагога – не пресекать эту деятельность, а наоборот, активно помогать.

         Непосредственный контакт ребенка с предметами или материалами, элементарные опыты с ними позволяют познать их свойства, качества, возможности, пробуждают любознательность, желание узнать больше, обогащают яркими образами окружающего мира. В ходе опытной деятельности дошкольник учится наблюдать, размышлять, сравнивать, отвечать на вопросы, делать выводы, устанавливать причинно-следственную связь, соблюдать правила безопасности.

        Экспериментальная работа вызывает у ребенка интерес к исследованию,  развивает мыслительные операции (анализ, синтез, классификацию, обобщение), стимулирует познавательную активность и любознательность, активизирует восприятие учебного материала по ознакомлению с природными явлениями, с основами математических знаний, с этическими правилами в жизни общества.

Экспериментирование как ведущая деятельность

в период дошкольного детства

        Знания формируются как результат взаимодействия субъекта (ребенка) с той или иной информацией. Именно присвоение информации через ее изменение, дополнение, самостоятельное применение в различных ситуациях и порождает знание (Л.А. Парамонова).

        Организацией осмысленной деятельности, в процессе которой детям предоставляется возможность открывать новые свойства предметов, их сходство и различия, Н.Н. Поддьяков выделяет экспериментирование как основной вид ориентировочно-исследовательской (поисковой) деятельности. 

       И неслучайно. Ученый считает, что экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного детства, основу которой составляет познавательное ориентирование; что потребность ребенка в новых впечатлениях лежит в основе возникновения и развития неистощимой исследовательской деятельности, направленной на познание окружающего мира.

     Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается. 

     При этом поисковая деятельность принципиально отличается от любой другой. Суть в том, что образ цели, определяющий эту деятельность, сам еще не сформирован и характеризуется неопределенностью, неустойчивостью. В ходе поиска он уточняется, проясняется. Это и накладывает особый отпечаток на все действия, входящие в поисковую деятельность: они чрезвычайно гибки, подвижны и носят «пробующий» характер.

     Н.Н.Поддьяков выделяет два основных вида ориентировочно-исследовательской (поисковой) деятельности:

     Первый. Активность в процессе деятельности полностью исходит от ребенка. Вначале ребенок как бы бескорыстно опробует разные объекты, затем выступает как ее полноценный субъект, самостоятельно строящий свою деятельность: ставит цель, ищет пути и способы достижения и т.д. В этом случае ребенок удовлетворяет свои потребности, свои интересы, свою волю.

     Второй. Деятельность организует взрослый, он выделяет существенные элементы ситуации, обучает детей определенному алгоритму действий. Таким образом дети получают те результаты, которые им заранее определили.

     Первый вид экспериментирования имеет огромное значение для развития познавательной активности, поскольку дети самостоятельно знакомятся с различными свойствами объекта как с равнозначными, не выделяя «главные» и «неглавные», включают эти объекты в различные системы. Процесс этот можно считать не только гибким, он к тому же обогащает «исследования», творчески развивает. Однако этот вид экспериментирования, как отмечает Л.А. Парамонова, у значительной части детей может оставаться на достаточно примитивном (операциональном) уровне.

     Решая задачи познавательного характера, педагог имеет возможность использовать экспериментирование не только в структуре занятий по ознакомлению детей с окружающим миром, с природой, но и в продуктивных видах деятельности, предполагает проблемные задачи (необязательно реальные), направленные на формирование потребности решать их опытным путем.

Читайте также:  Задержка развития ребенка в утробе

     Чтобы повысить интерес, педагогу предлагается ставить вопросы, побуждающие детей сравнивать свойства материалов или предметов (глина и пластилин), устанавливать причинно-следственные связи (снег и лед), выдвигать предположения, делать выводы; совместно обсуждает предположения, помогает обобщать полученные результаты. Диалогический принцип в поисково-исследовательской деятельности весьма значим для развития познавательной активности. В тех случаях, когда оба процесса осуществляются в качестве монологических, как считает А.М. Матюшкин, реального развития познавательной активности и становления более высоких форм мышления не происходит. Собственно, об этом свидетельствуют и исследования Н.П. Усовой, Н.Н. Поддьякова, Л.А. Парамоновой, О.Л. Князевой: развитие поисковой деятельности у дошкольников происходит в процессе систематического решения задач проблемного характера, требующих трансформации старых способов или изобретения новых. Новизна этих способов, как отмечает Л.А. Парамонова, отличается субъективностью, т.е. деятельностью конкретных детей.

     Экспериментирование – деятельность, которая позволяет ребенку моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях, ответах, установлении взаимозависимостей, закономерностей и т.д. 

       При этом преобразования, которые он производит с предметами, носят творческий характер – вызывают интерес к исследованию, развивают мыслительные операции, стимулируют познавательную активность, любознательность. И что немаловажно: специально организуемое экспериментирование носит безопасный характер.

    Таким образом, углублять представления о живой и неживой природе, учить самостоятельно проводить исследования, добиваться результатов, размышлять, отстаивать свое мнение, обобщать результаты опытов, является главной целью экспериментальной деятельности дошкольников.

Цели экспериментальной деятельности:

  • Создание условий для формирования основного целостного мировидения ребенка старшего дошкольного возраста средствами физического эксперимента.
  • Развитие наблюдательности, умение сравнивать, анализировать, обобщать, развитие познавательного интереса детей в процессе экспериментирования, установление причинно-следственной зависимости, умение делать выводы.
  • Развитие внимания, зрительной, слуховой чувствительности.
  • Создание предпосылок формирования у детей практических и умственных действий.

Задачи экспериментальной деятельности:

  1. Расширять представление детей о физических свойствах окружающего мира.
  2. Знакомить с различными свойствами веществ (твердость, мягкость, сыпучесть, вязкость, плавучесть, растворимость).
  3. Знакомить с основными видами и характеристиками движения (скорость, направление).
  4. Развивать представления об основных физических явлениях (отражение, преломление света, магнитное притяжении). 
  5. Развивать представления детей о некоторых факторах среды (свет, температура воздуха и её изменчивость; вода — переход в различные состояния: жидкое, твердое, газообразное, их отличие друг от друга; воздух — его давление и сила; почва — состав, влажность, сухость).
  6. Расширять представление об использовании человеком факторов     природной среды: солнце, земля, воздух, вода, растения и животные — для удовлетворения своих потребностей. Расширять представление детей о значимости воды и воздуха в жизни человека.
  7. Знакомить детей со свойствами почвы и входящих в её состав песком и глиной.
  8. Формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении физических экспериментов.
  9. Развивать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру.

Источник

Наталья Бойцова
Консультация «Познавательно-исследовательская деятельность в развитии личности детей дошкольного возраста»

Дошкольное детство – важнейший этап развития личности. В этот период происходит становление основ личностных качеств, развиваются представления детей о самом себе, окружающем мире, обществе. Дети учатся руководствоваться общественными нормами, правилами, развивают свои способности, получая общественно значимый результат своей деятельности, приобретают уверенность в своих силах, гордость за собственные достижения.

На современном этапе в дошкольной педагогике все больше уделяется внимания значению познавательно-исследовательской деятельности. В процессе познавательно-исследовательской деятельности важно:

— поддерживать собственную активность ребенка, когда он выступает как полноценная личность, творец собственной деятельности, ставящий ее цели, ищущий способы их достижений;

— предоставить возможность выступать как свободная личность, реализовывать свою волю, интересы, потребности.

Личностному развитию ребенка способствует его познавательная активность. Познавательная активность — естественное состояние ребенка, главный источник получения представлений о мире.

У детей в дошкольном возрасте познавательнаяактивность проявляется в многочисленных вопросах: «почему?», «зачем?», «для чего?». У детей 4-7 лет наблюдается пик познавательных вопросов. Их познавательныепотребности можно выразить девизом: «Хочу все знать!» Развивающее мышление ребенка, способность устанавливать связи и отношения между объектами, пробуждает интерес к окружающему миру.

Происходит накапливание знаний о своих возможностях, умениях, способностях, социальной значимости. Знания детей о своих возможностях накапливаются постепенно благодаря опыту разнообразной деятельности, общения со взрослыми и сверстниками, в том числе благодаря поисково-познавательной деятельности. Основным фактором, развития уверенности в себе, в дошкольном детстве выступает общение с взрослым. Взрослый, организует познавательно-исследовательскую деятельность ребенка, дает оценочные суждения деятельности ребенка, обеспечивает накапливание опыта индивидуальной деятельности. Ребенок приобретает уверенность и гордость за собственные достижения.

Участие детей в коллективных исследованиях существенно изменяет их межличностные отношения, дети приобретают опыт продуктивного взаимодействия, умение слышать другого и выражать свое отношение к различным сторонам реальности, учатся руководствоваться общепринятыми нормами культурного поведения.

Одной из характеристик личности является креативность. «Креативность – это, значит, копать глубже, смотреть лучше, исправлять ошибки, беседовать с кошкой, нырять в глубину, проходить сквозь стены, зажигать солнце, строить замок на песке, приветствовать будущее» (американский психолог Торранс Е. П.). Креативность рассматривают как характеристику творческого потенциала личности и учитывается развитие способности человека приобретать новые знания, что является одной из целей поисково-познавательной деятельности. Творческий человек – человек, открытый новому опыту, способный быстро учиться.

При оценке креативности учитываются обычно четыре параметра:

— Продуктивность – способность к продуцированию максимально большего количества идей. В поисково-познавательной деятельности это проявляется как способность детей делать как можно больше предположений о результатах исследования, способах проверки гипотез.

— Гибкость – представляет собой способность устанавливать ассоциативные связи, легко переходить от явлений одного класса к явлениям другого класса, умении сравнивать, сопоставлять, анализировать.

— Оригинальность – это способность выдвигать новые, неожиданные идеи, отличающиеся от широко известных, общепринятых. Например, дети предлагают проверить, возможно ли в условиях детского сада из ненужной бумаги сделать новую бумагу, пригодную для рисования.

— Разработанность – в процессе проведения экспериментов, исследований у детей формируется и развивается способность детально, творчески разрабатывать существующие идеи, умение планировать деятельность.

Цель познавательно-исследовательской деятельности:

интеллектуально-личностное, творческое развитие детей дошкольного возраста.

Задачи:

1. Воспитание уверенности в себе и своих возможностях, осознание себя как личности.

Читайте также:  Стили воспитания в семье его влияние на развитие ребенка

2. Развитие инициативности, любознательности, сообразительности, активности и самостоятельности, креативности.

3. Формирование перспектив поисково-познавательной деятельности путем включения детей в мыслительные, моделирующие, преобразующие действия.

4. Привлечение родителей к поддержанию познавательно интереса у детей, организации исследовательской деятельности дома.

Познавательно-исследовательскую деятельность развиваю в процессе:

— обучающих занятий с демонстрационными опытами,

— совместных экспериментов, опытов в центре исследовательской деятельности,

— самостоятельного проведения экспериментов детьми в пространственно-предметной среде группы,

— исследовательской деятельности совместно с родителями.

Работу по формированию и развитию познавательно-исследовательской деятельности с детьми организовываю в форме партнерской деятельности с детьми, происходящей как исследование вещей и явлений окружающего мира, доступное и привлекательное для детей, где дети получают возможность проявить собственную исследовательскую активность. Ребенок чувствует, что его воспринимают как активного участника взаимодействия. Очень важно общаться с ребенком как с личностью, стремясь разъяснить свою позицию и способствовать выражению его собственной.

При организации познавательно-исследовательской деятельности учитываю сферы интересов познания каждого ребенка, которые условно можно разделить на типы исследований, позволяющие ребенку занять активную исследовательскую позицию.

Типы исследований:

— Опыты, эксперименты с предметами и их свойствами.

— Коллекционирование.

— Путешествие по карте.

— Путешествие по реке времени.

Такие типы исследований создают благоприятные условия для реализации развивающих задач:

Освоение причинно-следственных связей и отношений (представление о связях и взаимосвязях в живой и неживой природе и т. п.);

Освоение родовидовых отношений (представление о видовом разнообразии в природе, о видах рукотворных предметов);

Освоение пространственных схем и отношений (представление о пространстве мира, частях света, родной страны);

Освоение временных отношений (представление об историческом времени – от прошлого к настоящему,на примере материальной цивилизации: истории жилища, транспорта и т. п.).

В процессе проведения познавательно-исследовательской деятельности у детей формируются умения:

• Видеть проблемы,

• Задавать вопросы,

• Выдвигать гипотезы,

• Давать определения понятиям,

• Классифицировать,

• Наблюдать,

• Умения и навыки проведения экспериментов, исследований,

• Структурировать полученный в ходе исследования материал,

• Делать выводы и умозаключения,

• Доказывать и защищать свои идеи.

Умение видеть проблемы – дело непростое. В плане развития исследовательских навыков очень важен вопрос о том, следует ли требовать чтобы ребенок, начиная собственное исследование, четко сформулировал проблему, то есть определил то, что будет исследовать, а потом уже начал действовать. Но реальный исследователь, начиная поиск, далеко не всегда ясно осознает, зачем он это делает (особенно в младшем дошкольном возрасте). Вполне достаточно общей, приблизительной формулировки проблемы. Умение видеть проблемы развивается в течение длительного времени,для этого использую специальные упражнения:

«Сколько значений у предмета?» — поощряю самые оригинальные и неожиданные ответы;

«Смотреть на мир чужими глазами»развивается способность изменять свою точку зрения, ребенок становится на место другого человека, живого и даже неживого объекта;

«Наблюдение очевидного» — ребенок говорит о том, что он видит в данный момент, без опоры на предыдущий опыт.

Важным умением для любого исследователя является умение задавать вопросы. В процессе любого познания вопрос играет ключевую роль, познание начинается с вопроса. Он направляет мышление ребенка на поиск ответа, пробуждая, таким образом, потребность в познании. Стимулировать способность задавать вопросы очень важно,для этого использую задания типа:

— Показываю детям картинки с изображением человека, животного и предлагаю задать вопрос тому, кто изображен, либо попытаться ответить на вопрос о том, какие вопросы мог бы задать тебе тот, кто изображен на картинке;

— Ребенку предлагаю ситуацию: «Представь, что к тебе подошел незнакомый человек. Какие три вопроса он бы задал тебе?»;

— Предлагаю задать вопросы, которые помогут узнать новое о предмете, лежащем на столе, например, о кукле, пожарной машине и т. п.

Одним из главных, базовых умений является умение выдвигать гипотезы, строить предположения. В этом процесс обязательно требуется оригинальность и гибкость мышления, продуктивность, а также такие личностные качества, как решительность и смелость. Гипотеза (или гипотезы) возникает как возможные варианты решения проблемы, должна указывать путь исследовательского поиска.В умении вырабатывать гипотезы специально тренируемся с помощью заданий:

— Предлагаю детям найти возможную причину события: «Дети стали больше играть во дворе», «Милицейский автомобиль долго стоял у дороги», «Друзья поссорились» и т. п. ;

— «Представь, что воробьи стали размером с больших орлов, что бы произошло?» (или слоны стали меньше кошек).

Понятие – одна из форм логического мышления. Определить понятие – значит указать, что оно означает, выявить признаки, входящие в его содержание. Для того чтобы учиться определять понятия,пользуюсь относительно простыми приемами:

— Описание:ответить на вопросы: «Что это такое?», «Чем это отличается от других объектов?» «Чем это похоже на другие объекты»;

— Характеристика – предполагает перечисление некоторых внутренних, существенных свойств объекта. Например,ребенок пытается охарактеризовать животное: «Белочка – подвижное, доброе животное, любит делать запасы в своей кладовке, пугливая, очень пугается резких звуков»;

— Сравнение — «Подбери сравнение для велосипеда, стула, тигра и т. п.» Например, велосипед похож на мотоцикл, только у него нет мотора.

Классификация – распределение предметов на группы с указанием принципа деления. Для развитияумения классифицировать предлагаю задания:

«Четвертый лишний» по принципу деления – цвет, форма, назначение и т. д. ;

— Задания на классификацию с явными ошибками. Например, делим деревья на лиственные, хвойные, нарисованные в книжке, плодовые, волшебные.

Наблюдение – самый доступный и самый популярный метод исследования. Для того, чтобы наблюдение стало возможным, важно иметь наблюдательность. Почему ребенок по собственной инициативе подмечает в предмете какие-то новые стороны и специфические особенности? Потому что его восприятие и наблюдательность носят аналитический характер – он не только фиксирует внешний мир, для восприятия ему необходимы внешние действия. Использую игры на развитие наблюдательности,требующие аналитического мышления:

«Что изменилось?»;

«Найди отличия в картинках»;

«Найди два одинаковых изображения предмета»;

«Найди ошибки животных»;

«На какую геометрическую фигуру похоже?».

Эксперимент – важнейший из методов исследования и от исследовательского поведения неотделим. Но эксперименты бывают мысленными, то есть такие, которые можно делать только в уме –задания типа: «Что можно сделать из шишки?», «Что будет, если все станут выше ростом?»

Читайте также:  Нормативная база защиты прав ребенка на развитие способностей

Но самые интересные эксперименты – это реальные опыты с реальными предметами. Дети активно познают окружающее, интересуются всем вокруг. Любят проводить опыты с магнитом, с удовольствием обследуют песок и глину, познавая их свойства; узнают тайны воды; выясняют особенности взаимодействия воды, льда, снега; изучают свойства магнита.

Структура детского экспериментирования:

— постановка проблемы, которую нужно решить,

— целеполагание (что нужно сделать, что бы решить проблему,

— выдвижение гипотез (поиск возможных путей решения,

— проверка гипотез (практические действия,

— анализ полученного результата,

— формулирование вывода.

На первом этапе развития умения экспериментирования определяю проблему, вместе с детьми намечаю пути ее решения, а само решение и его поиск самостоятельно подбирают дети. Учу детей самостоятельно подбирать необходимый материал и оборудование, выполнять простейшие действия, видеть результат деятельности, и тем самым развивать собственную исследовательскую активность детей. Уважительно отношусь к любым высказываниям детей, их действиям, развиваю в детях чувство психологической защищенности; оказываю помощь в формулировании действий и умозаключений, предоставляю свободу выбора, свободу пространства, что способствует проявлению активности и самостоятельности, настойчивости и уверенности в себе.

На втором этапе только ставлю проблему, а метод ее решения ребенок ищет самостоятельно, учу детей разными способами находить решение проблемных задач,используя проблемные вопросы: «Что надо сделать?», «Как можно это проверить?», «Что получится, если?» Для развития навыков экспериментирования у пассивных и застенчивых детей использую метод моделирования исследовательской деятельности – определение, проговаривание, создание модели предстоящих действий.

На третьем этапе обучения постановка проблемы, определение метода и разработка самого решения осуществляется детьми самостоятельно с небольшой помощью взрослого.

Умение делать выводы и умозаключения – качество необходимое при обработке материалов, добытых в исследовании, подготовке к публичному выступлению. Для развитияумения делать умозаключения и выводы использую задания:

— Выясняем, на что похоже узоры на окне, движение веток деревьев и т. д. ;

— Сопоставляем два объекта на основе их сходства и различия («Назови как можно больше предметов, которые одновременно являются прозрачными и твердыми»);

— Предлагаю объяснить значение выражения, пословицы.

Одним из методов развитияумения доказывать свои идеи являются:

— Использование простых графических схем;

— Фиксирование графическим способом этапов эксперимента.

Поисково-познавательная деятельность, проводимая совместно со взрослым, придает импульс свободной самостоятельной деятельности дошкольника, которая осуществляется в пространстве предметно-развивающей среды.

Создавая предметно-развивающую среду:

— привлекаю детей к обсуждению расположения центров поисково-познавательной деятельности;

— учитываю сферы интересов познания каждого ребенка;

— подбираю материал и оборудование, ориентируясь на детей разного уровня развития исследовательской деятельности;

Предметно-развивающую среду организовываю таким образом, чтобы она способствовала обогащению собственного познавательного опыта каждого ребенка, т. е.

Развивающая направленность предметно-развивающей среды обеспечивает развитие у ребенка уверенности в своих силах, открытость, самостоятельность, т. е. атмосферу, стимулирующую активность дошкольника, его любознательность, стремление к познанию.

В группе созданы:

«Сенсорный центр» — место, где подобранны предметы и материалы, познать которые можно с помощью различных органов чувств.Например: коробочки с различным наполнением («Узнай, что находится внутри», баночки с ароматизированными веществами, разного вида и фактуры ткани и т. д.

— Для детей в удобном месте расположен центр для экспериментирования «Почемучка», где имеются в достаточном количестве оборудование для опытов (см. Приложение 2, различные материалы, предметы рукотворного мира для обследования и преобразования, схемы проведения экспериментов, познавательная литература. Вместе с воспитанниками собираем коллекции камней Мурманской области, гербарии, открыток с видами животных. Для развития у детей способности овладения моделирующей деятельностью, используем условные символы,модели: календари наблюдений в природе, протоколы опытов, схемы строения моделей, алгоритмы познавательной деятельности.В группе имеется запас дополнительного материала: коробок разного размера и формы, бечевок, катушек, лоскутков ткани, палочек, трубочек и пр.

Расширяя познавательный опыт детей, проводим наблюдения, опыты, эксперименты в экологическом центре, организуем труд природоведческого содержания.

В центре «Мастерилка» дети учатся преобразовывать познавательный опыт в продуктивную деятельность, развиваются творческие способности детей. С детьми изготавливали поделки из природного и бросового материала и организовали выставки «Осенний калейдоскоп», «Необычное в обычном», «Фантик и фантазия», «Волшебная бумага».

Накапливаю у детей опыт совместный познавательно-исследовательской деятельности. Предметно-развивающая среда организована по принципу небольших полузамкнутых микро пространств, что позволяет детям объединяться в небольшие группы — дети любят обозначать территорию с помощью ширм, ковриков, заборчиков.

Неотъемлемой частью работы по развитию познавательно-исследовательской деятельности является тесное взаимодействие с родителями воспитанников, вовлечение их в дела детского сада. Провела анкетирование родителей «Маленький исследователь». Сделала вывод, что дети часто рассказывают дома об опытах, проведенных в детском саду, но дома не созданы условия для исследовательской деятельности детей. Рекомендовала, для проведения дома, развивающие игры, опыты, подготовила консультации «Неизведанное рядом», «Возраст почемучек». «Растим любознательных», «Прогулка – это серьезно!», в постоянной рубрике «Советы заботливым родителям» даю советы, рекомендации по организации познавательной деятельности с детьми дома.

Привлекаю родителей к участию в исследовательских проектах, В проекте «Бумажных дел мастера» дети и родители дома сравнивали разные виды бумаги, выбирали бумагу заданных свойств и приносили в детский сад, делали поделки из фантиков, ненужной бумаги и дарили их своим друзьям.

Успешное осуществление поставленных целей и задач во многом зависит от понятия и принятия их родителями детей. Для этого родителям предоставляю информацию по проводимым в детском саду исследованиям и предлагаю опыты, эксперименты для проведения дома, знакомлю с педагогической литературой по данной теме. Родители принимают участие в создании центров исследовательской деятельности в группе, пополняют его оборудованием.

Таким образом, познавательно-исследовательской деятельность, будучи внутренне мотивированной деятельностью, таит в себе огромный потенциал для развития творческой исследовательской активности и самостоятельности детей дошкольного возраста.

Поисково-познавательная деятельность развивает:

• творческие способности ребенка;

• навыки исследовательского поведения;

• коммуникативные качества;

• способствует становлению целостной картины мира.

Используемая литература:

1. О. В. Дыбина «Неизвестное рядом. Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников». – М.: ТЦ Сфера, 2002.

2. И. Э. Куликовская, Н. Н. Совгир Детское экспериментирование, 2003.

3. Тугушева Г. П. Чистякова А. Е. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста, 2007.

Источник