Дизонтогенез речевого развития ребенка

Громова О.Е., Москва
В детской логопедии раннее речевое развитие ребенка стало рассматриваться как предмет научного исследования сравнительно недавно.
Исторически первой организационной формой выявления детей с речевыми нарушениями была поликлиническая диспансеризация детей в возрасте 3 лет. Однако за последнее десятилетие сама жизнь внесла серьезные коррективы в логопедическую теорию и практику:
— резко возросло число детей раннего возраста с выявленными проблемами в развитии;
— усугубились тяжесть и стойкость речевых недостатков у дошкольников;
— качественно изменился состав детей, нуждающихся в логопедической помощи; многократно возросла численность социальных сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, – вынужденных переселенцев из стран СНГ, детей-беженцев.
С одной стороны, нарушились сложившиеся за годы советской власти социальные и классовые границы в обществе, изменились требования, предъявляемые к содержанию и методам специального образования. С другой стороны, появились технологии выявления и коррекции сложных форм нарушений развития. Многочисленные зарубежные методики и сомнительные педагогические «открытия», захлестнувшие систему государственного образования в годы перестройки, постепенно сошли на нет, а ученые и практики постепенно вернулись к истокам классической отечественной педагогики. Однако далеко не все в педагогическом наследии однозначно подходит к реалиям сегодняшней жизни. За примерами далеко ходить не надо: обратимся к фундаментальным для логопедии работам Р.Е. Левиной «Теория и практика логопедии» и А.Н. Гвоздева «Вопросы изучения детской речи». Если сопоставить две эти блистательные работы с повседневной практикой современных логопедов, то трудно не согласиться с тем, что такие положения логопедической теории, как усвоение звуковой стороны речи к 3 годам или характеристика первого уровня речевого развития как отсутствия общеупотребительных средств общения у детей 5-6 лет с нормальным слухом и интеллектом, устарели.
Но простое исключение отдельных устаревших положений из этих методологических работ не решит существующие на сегодняшний день насущные педагогические вопросы:
— когда и каким образом можно выявить ранние признаки стойких отклонений в развитии детской речи;
— как долго нужно наблюдать за развитием речи ребенка, если нам кажется, что его речь вообще не развивается;
— как на развитие речи влияют такие микросоциальные факторы, как образовательный уровень родителей и их профессиональная занятость, региональные и климатические условия, в которых проживает семья ребенка.
Чтобы найти ответы на эти вопросы, лаборатория логопедии ИКП РАО начала впервые проводить масштабный мониторинг детей раннего, до-школьного и школьного возраста с речевыми нарушениями.
Детально изучая доречевое и раннее речевое развитие в рамках этой проблематики, лаборатория логопедии тесно сотрудничает с лабораторией психологии детской речи Института психологии РАН под руководством доктора психологических наук, академика РАО Т.Н. Ушаковой, кафедрой детской речи РГПУ им. А.И. Герцена под руководством С.Н. Цейтлин, Институтом лингвистических проблем РАН (СПб).
Первые результаты, полученные пока только в Москве и Санкт-Петербурге, выявили интересные факты и закономерности.
Было установлено, что доминирующее влияние на процесс развития речи ребенка старше 1 года 6 мес. оказывает период «лексического взрыва» («vocabulary spurt») – короткого временного периода в раннем возрасте, когда происходит стремительный переход слов из пассивного в активный словарный запас.
Различия в темпах усвоения начального детского лексикона у девочек и мальчиков определяются прежде всего некоторым временным сдвигом: у девочек этот процесс начинается на несколько месяцев раньше. По данным исследования, проведенного в Институте коррекционной педагогики РАО, девочки, как правило, начинают «больше говорить» в возрасте старше 1 года 8 мес., мальчики после 1 года 10 мес. Лексический взрыв протекает у мальчиков несколько позже, чем у девочек, однако в онтогенезе разрыв не превышает 2-2,5 мес.
Эти данные несколько расходятся с данными А.Н. Гвоздева о речевом развитии его сына, который произнес свою первую фразу в 1 год 8 мес. Однако в целом они не противоречат «Схеме нормального речевого развития», составленной Н.С. Жуковой по материалам научной книги «Вопросы изучения детской речи» (А.Н. Гвоздев, 1961).
Успехи девочек в лексическом развитии в период от 1 года 6 мес. до 1 года 9 мес. достигаются за счет хорошего накопления глаголов в активном словарном запасе. Именно с этим связано и некоторое опережение в появлении коротких двухсловных высказываний девочек по сравнению с мальчиками. Однако родители девочек чаще всего не воспринимают фразы типа «Аля п(р)ыг» как предложение, что связано с отсутствием какого-либо грамматического оформления данного высказывания.
В онтогенезе артикуляционные возможности и формирующиеся фонематические способности детей проходят чрезвычайно серьезную проверку в период лексического взрыва, когда необходимо активизировать в произношении значительное число слов с достаточно развернутой слоговой структурой и широким репертуаром используемых звуков. Именно в возрасте около 1 года 9 мес. заметны максимальные различия в активном словарном запасе девочек и мальчиков, у которых лексический взрыв еще впереди. Приведем некоторые наиболее яркие примеры речи детей 1 года 6 мес. – 1 года 9 мес.
Продукты питания
Амина А.: бабан (банан), куку (цыпленок), тай (чай).
Кристина Х.: ка (кефир).
Елена З.: песин, банянь, бука, гуса, (в)ода, пуся (капуста), тося (картошка), кася (каша), мася (масло), мокко (молоко), мяся, печенье (ценя), рыба (ыба), сёк, сосика, сюп, сый, хеб, цай, ябака, яцо.
Таня З.: (а)писин, а(р)бус, банан, (в)адичка, го(р)ох, ибоки (грибы), гуша (груша), каська (каша), абаська (колбаса), ака (конфета), усёк (лук), мо(ло)ко, мясько (мясо), ибка (рыба), иссек (сахар), (с)упик, сяй, сяку (чай), аико (яйцо), ака (ягода).
Миша Г.: малина (машина).
Иван Т.: моко (молоко), ка (каша).
Илья К.: банан, огу (огурец), мяу (мясо), чача (чай).
Предметы
Маша К.: тисы (часы), ца-ца (сережки); вне дома: кати-кати (качели), пака (палка), циты (цветы).
Елена З.: бака (банка), умазька (бумага), утпля (бутылочка), (в)еник, ви(л)ка, (гв)остик, госёк, катина, куська (кружка), (л)ампа, мо(ло)ток, дияя (одеяло), типицей (телевизор), дидик (холодильник).
Максим Е.: о-о (лампа), ля-ля (магнитофон), ж-ж (пылесос), фу (чайник), тик-так (часы).
Илья К.: очи (очки), жи (пылесос), чиси (часы).

Читайте также:  Протокол педсовета на тему речевое развитие ребенка

Обычно развитие грамматики детской речи строится через описание по частям речи – усвоение существительных, глаголов, местоимений (А.Н. Гвоздев, С.Н. Цейтлин). Объясняется это тем, что в лингвистике, начиная с работы В.В. Виноградова «Русский язык. Грамматическое учение о слове» (1961), принято подобным образом описывать грамматические феномены. Ребенок не постигает отдельно существительные, прилагательные и глаголы, происходит становление всей системы языка, но не в целом, а изначально отдельными фрагментами. Однако среди первых слов все-таки больше лексем, употребляемых в речи как существительные.
В активном словаре ребенка до периода лексического взрыва содержится не более десяти глаголов, причем это даже не собственно глаголы, а лепетные субституты глаголов (бам, прыг, бух), скорее, это просто предикаты, формирующие структуру высказывания, но не требующие грамматического оформления. Грамматически они действуют примерно так же, как наречия («зая бух», «мяч прыг»).
Ситуация качественно меняется после лексического взрыва. Это подтверждается данными большинства исследователей детской речи (С.Н. Цейтлин, М.Б. Елисеева, И.Г. Овчинникова). Все они сходятся в том, что мальчики при овладении начальным детским лексиконом отдают предпочтение накоплению и активизации глагольного словаря. Эти сведения подтвердил и наш материал (рис. 1).
После лексического взрыва число глаголов в речи отдельных детей может доходить до 80 слов, в среднем у мальчиков в возрасте до 2 лет оно достигает 50, у девочек – 25-28 при общем объеме активного словаря в пределах 300-400 слов.
Фонетически первые слова, выражающие действия, могут быть оформлены как полноценные глаголы, а могут иметь специфическое «детское» оформление. Относятся эти глаголы к самым разным тематическим группам. Например:
1. Режимные действия: кушать (кутя), (к)ушать, куси, ам-ам, ням, ам, пить (тить), какать (а-а, кака), дай, гудеть (у-у, ту-ту), на, дуть (фу-фу), нюхать (нюхает), писать (пипи, пись-пись, пись, писи), стучать (тук-тук), дуй (уф), бить (бьитя), бери (беи), брось (бось), спи (бай), купаться (паться, упаться, купася, куп-куп, куп), копать (апать), мыться (чупахаться); закрой, открой (окить), (от)кить, о(т)к(р)ой); одеваться (одень), скажи, сломал, не трогай (не тога), спать (пать), смотри (отри), прятать (ку-ку), щекотать, собирать (билать), хотеть, включать (чик), шептать (подставляет ухо), подметать (потятять).
2. Движения: упасть (бух, патать), упала (упа), иди (топать, ди, ди-ди, топ-топ, топ), идём (дём), пошли (падзе); ездить, поехали (р-р-р); прыгать (прыг), уходи (ди), остановись (ста), садись (дись), встань (тань), лежать (лязя), беги.
3. Эмоции: плакать (пка-пка, патю), обними (оби, обять), любишь (люби, ублю, юбю), поцелуй (тялуй), ругалась (ну-ну), пожалей (о-о-й), улыбнись (ха-ха), хлопать (хопать), целовать (цэю).
4. Игры, занятия: танцевать, петь, катать (кати), футболить (гол, бух), играть (игать), качаться (кач-кач), хлопать, гулять (гуять, гуля), читать (титять, тать, итать), прятать (пятать).
При всей условности отнесения первых слов ребенка к тому или другому грамматическому разряду определение значения слов – глаголов имеет некоторое преимущество по сравнению с другими группами слов: даже невнятное или усеченное их произнесение ребенком сопровождается выполнением им соответствующего действия или настойчивым требованием к взрослому сделать что-либо нужное в данный момент («пить» – просьба пить, «гиять» – требование пойти на прогулку).
Изучение речевой продукции детей в период до и после лексического взрыва позволило уточнить некоторые возрастные границы этого явления и его гендерные особенности. У большинства девочек период раннего речевого развития до лексического взрыва ограничивался временными пределами от 12 до 20 мес., т.е. лексический взрыв приходился примерно на возраст 1 года 8 мес. У мальчиков с нормальным речевым развитием аналогичный период сдвигался ближе к концу второго года жизни: от 12 до 22 мес., и лексический взрыв начинался преимущественно к 1 году 10 мес. При этом наиболее значимым и заметным разрыв между активным словарным запасом в лексической группе «глаголы» у мальчиков и девочек был заметен в конце второго года жизни (рис. 2).
У детей с нормальным развитием речи к концу второго года объем активного словаря может различаться в несколько раз. Однако с помощью даже небольшого запаса слов уже возможно построение распространенных вы-сказываний из нескольких слов. А.Н. Гвоздев, Н.С. Жукова и другие исследователи неоднократно подчеркивали, что именно усвоение глагольной лексики является «пусковым» механизмом для развития фразовой речи.
По нашим данным, в начальном детском лексиконе наблюдается стандартная зависимость между ростом глагольного словаря и успешностью накопления слов в таких морфологических группах, как существительные и прилагательные, а именно: при численных значениях глаголов менее десяти все лексическое развитие задерживается. При этом звуковой состав первых глаголов таков, что их фонетическая и слоговая основа близка к лепет ным паттернам, и по мере усвоения всех лепетных вариантов (бай-бай, бух, куп-куп) дальнейшее лексическое развитие становится возможным только при достаточно совершенных для раннего возраста имитационных возможностях ребенка.

Читайте также:  Презентация развития ребенка в утробе

Источник

Ðå÷ü êàê ñïåöèàëüíàÿ ôîðìà ïñèõè÷åñêîé äåÿòåëüíîñòè. Îñíîâíûå ýòàïû ðàçâèòèÿ ðå÷è äåòåé ñ àíîìàëèåé. Èçó÷åíèå ïñèõîëîãè÷åñêèõ îñîáåííîñòåé îâëàäåíèÿ ëåêñèêîé äåòüìè äîøêîëüíîãî âîçðàñòà ñ îáùèì íåäîðàçâèòèåì ðå÷è è íåñôîðìèðîâàííûì çâóêîïðîèçíîøåíèåì.

ÐóáðèêàÏñèõîëîãèÿ
Âèäêóðñîâàÿ ðàáîòà
ßçûêðóññêèé
Äàòà äîáàâëåíèÿ06.03.2013
Ðàçìåð ôàéëà36,0 K

Îòïðàâèòü ñâîþ õîðîøóþ ðàáîòó â áàçó çíàíèé ïðîñòî. Èñïîëüçóéòå ôîðìó, ðàñïîëîæåííóþ íèæå

Ñòóäåíòû, àñïèðàíòû, ìîëîäûå ó÷åíûå, èñïîëüçóþùèå áàçó çíàíèé â ñâîåé ó÷åáå è ðàáîòå, áóäóò âàì î÷åíü áëàãîäàðíû.

Ðàçìåùåíî íà https://www.allbest.ru/

Ðàçìåùåíî íà https://www.allbest.ru/

Ñîäåðæàíèå

Ââåäåíèå

1. Ðàçâèòèå ðå÷è â äèçîíòîãåíåçå

2. Ïðè÷èíû îáùåãî íåäîðàçâèòèÿ ðå÷è

3. Õàðàêòåðèñòèêà îáùåãî íåäîðàçâèòèÿ ðå÷è

4. Îñîáåííîñòè îâëàäåíèÿ ðå÷üþ äåòüìè äîøêîëüíîãî âîçðàñòà ñ ÎÍÐ

Çàêëþ÷åíèå

Ñïèñîê èñïîëüçóåìîé ëèòåðàòóðû

Ââåäåíèå

Îâëàäåíèå ðîäíûì ÿçûêîì êàê ñðåäñòâîì è ñïîñîáîì îáùåíèÿ è ïîçíàíèÿ ÿâëÿåòñÿ îäíèì èç ñàìûõ âàæíûõ ïðèîáðåòåíèé ðåáåíêà â äîøêîëüíîì äåòñòâå. Èìåííî äîøêîëüíîå äåòñòâî îñîáåííî ïîçèòèâíî ê óñâîåíèþ ðå÷è: åñëè îïðåäåëåííûé óðîâåíü îâëàäåíèÿ ðîäíûì ÿçûêîì íå äîñòèãíóò ê 5-6 ãîäàì, òî ýòîò ïóòü, êàê ïðàâèëî, íå ìîæåò áûòü óñïåøíî ïðîéäåí íà áîëåå ïîçäíèõ âîçðàñòíûõ ýòàïàõ.

ãîëóáü

äåâî÷êà

çàé÷èê

ÿéöî

èäè

ãî

äå

âà

ò¸

äè

Ïîäîáíûå äîêóìåíòû

  • Ïîíÿòèå ïàìÿòè è îñîáåííîñòè å¸ ðàçâèòèÿ â îíòîãåíåçå, îñîáåííîñòè è ïóòè åå ðàçâèòèÿ ó äåòåé ñ îáùèì íåäîðàçâèòèåì ðå÷è. Ñðàâíèòåëüíûé àíàëèç ïàìÿòè äåòåé äîøêîëüíîãî âîçðàñòà ñ íîðìàëüíûì îíòîãåíåçîì è äåòåé ñ îáùèì íåäîðàçâèòèåì ðå÷è, âûâîäû.

    äèïëîìíàÿ ðàáîòà [189,2 K], äîáàâëåí 09.08.2010

  • Àíàëèç ðîëè ðå÷è â ñòàíîâëåíèè ðåáåíêà êàê ëè÷íîñòè. Ïñèõîëîãè÷åñêàÿ ïðèðîäà ñâÿçíîé ðå÷è, åå ìåõàíèçìû è îñîáåííîñòè ðàçâèòèÿ ó äåòåé. Îïèñàíèå ôîðìèðóþùåãî ýêñïåðèìåíòà ïî îáó÷åíèþ ñâÿçíîé ìîíîëîãè÷åñêîé ðå÷è äåòåé ñòàðøåãî äîøêîëüíîãî âîçðàñòà ñ ÎÍÐ.

    êóðñîâàÿ ðàáîòà [93,3 K], äîáàâëåí 08.06.2013

  • Òåîðåòè÷åñêèå ïîäõîäû ê îïðåäåëåíèþ âîñïðèÿòèÿ â çàðóáåæíîé è îòå÷åñòâåííîé ïñèõîëîãèè. Ýòàïû è íàïðàâëåíèÿ ðàçâèòèÿ âîñïðèÿòèÿ â ñòàðøåì äîøêîëüíîì âîçðàñòå. Ïîäõîäû ê äàííîìó ïðîöåññó äåòåé ñòàðøåãî äîøêîëüíîãî âîçðàñòà ñ îáùèì íåäîðàçâèòèåì ðå÷è.

    êóðñîâàÿ ðàáîòà [50,4 K], äîáàâëåí 06.04.2011

  • Îñîáåííîñòè ñåíñîðíîãî ðàçâèòèÿ â äîøêîëüíîì âîçðàñòå, åãî îñîáåííîñòè ó äåòåé ñ îáùèì íåäîðàçâèòèåì ðå÷è. Ñðàâíèòåëüíûé àíàëèç ñåíñîðíîãî ðàçâèòèÿ äåòåé áåç ïàòîëîãèè ðå÷è è äåòåé ñ îáùèì íåäîðàçâèòèåì ðå÷è, ïóòè è íàïðàâëåíèÿ ðàçðåøåíèÿ äàííûõ ïðîáëåì.

    äèïëîìíàÿ ðàáîòà [117,5 K], äîáàâëåí 09.08.2010

  • Çíà÷èìîñòü ðàííåãî äîøêîëüíîãî âîçðàñòà äëÿ âîñïèòàíèÿ, êîððåêöèè è êîìïåíñàöèè îòêëîíåíèé â ðàçâèòèè äåòåé. Èñòîðèÿ èçó÷åíèÿ ïàìÿòè, åå ôèçèîëîãè÷åñêèå îñíîâû. Âûÿâëåíèå îòêëîíåíèé ðàçâèòèÿ ïàìÿòè ó äåòåé äîøêîëüíîãî âîçðàñòà ñ îáùèì íåäîðàçâèòèåì ðå÷è.

    êóðñîâàÿ ðàáîòà [46,6 K], äîáàâëåí 26.12.2010

  • ãëàâíàÿ
  • ðóáðèêè
  • ïî àëôàâèòó
  • âåðíóòüñÿ â íà÷àëî ñòðàíèöû
  • âåðíóòüñÿ ê íà÷àëó òåêñòà
  • âåðíóòüñÿ ê ïîäîáíûì ðàáîòàì

Источник

Подробности

Категория: Статьи

Опубликовано: 07.08.2018 09:42

Автор: администратор

Просмотров: 1740

Шереметьева Елена Викторовна., к.п.н.. доцент

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Челябинский государственный педагогический университет»

Известно, что речь как высшая психическая функция в онтогенезе возникает значительно позже всех высших психических функций. Поэтому любая патологическая девиация развития ребенка раннего возраста, прежде всего отрицательно сказывается на его речестановлении. В таких случаях речевое развитие или тормозится или идет по другому, часто нарушенному, пути. Поэтому правильное понимание такого состояния речевого дизонтогенеза, которое можно трактовать как «отклонения речевого развития» или «отклонения в овладении речью» в раннем возрасте, своевременное выявление отклонений речевого развития (когда психические процессы находятся на начальных стадиях формирования), дифференциация отклонений от темповых вариантов индивидуального развития речи являются достаточно актуальными проблемами современной специальной педагогики.

В последние десятилетия большое внимание уделяется детям раннего возраста, имеющим в анамнезе факторы риска по возникновению различных форм патологии [Н.М. Аксарина, 1972; Е.Н. Винарская, 1987; Мастюкова Е.М, Московкина А.Г., 2003; К.Л. Печора, Г.В. Пантюхина, Л.Г. Голубева, 2003; Ю.А. Разенкова, 1998, 2004; Е.А. Стребелева, 1998 и др.]

Читайте также:  Ребенок сказка социальное развитие

В логопедии разработана диагностика и система коррекционной помощи детям раннего возраста с выраженной патологией развития, которая ярко проявляется уже в доречевой период [Е.Ф. Архипова, 1991; Т.В. Волосовец, 1995; Г.В. Чиркина, 1969]

Проблема выявления отклонений в овладении речью в самом начале сензитивного периода формирования речевой деятельности, т.е. с 2 до 3 лет, исследовалась мало. Это обусловлено тем, что в этом возрасте речь динамично меняется в своем становлении, не представляет собой завершенный процесс и, следовательно, возникают сложности с толкованием самого понятия «отклонения в овладении речью».

Подлинное раскрытие законов нормального и аномального речевого развития возможно лишь на путях комплексного изучения [Р.Е. Левина, 1959, 1961]. В данном случае Р. Е. Левина конкретизирует: «дело идет о взаимопроникновении теоретических достижений каждой из областей, разрабатывающих проблематику речевых нарушений» [3]. Следовательно, мы рассматривали исследуемую проблему с точки зрения лингвистики, психолингвистики, нейрофизиологии и психологии.

Каждый речевой процесс формируется на базе определенных предпосылочных функций, которые как бы подготавливают его возникновение [1]. Исходя из принципа системно-динамической организации речевой деятельности, мы проанализировали непосредственные связи между слуховым восприятием и речедвигательной функцией, между фонетикой и фонемообразованием. Формирование данных процессов возможно при физиологической готовности ребенка в условиях коммуникации.

Детальный анализ теоретических источников по лингвистике, психолингвистике, психологии и физиологии, экспериментальное исследование речевого развития более 250 детей раннего возраста позволили нам представить психоречевое развитие ребенка раннего возраста в виде модели иерархически построенных речевых систем, соответствующих пяти стадиям речевого развития (рисунок 1.) [4]. Каждая стадия и соответствующая речевая система представлена нами взаимодействием трех компонентов: психофизиологического (см. стрелки слева); языкового (см. эллипсы); когнитивного (см. стрелки справа).

Языковой компонент каждой из речевых систем в свою очередь состоит их трех составляющих: интонационного, ритмического и собственно экспрессивного (см. сегменты эллипса). Пусковыми процессами речевого развития I и II стадий становятся врожденные синергии (крик) и голосовые реакции (гуление) (см. нижние сегменты эллипсов). На их основе при условии зрелости психофизиологической составляющей (см. стрелки слева) и при формирующем воздействии микросоциально обусловленных когнитивных компонентов (см. стрелки справа) развивается следующий языковой компонент (см. правый сегмент), который и определяет развитие «узлового образования» стадии речевого развития (см. левый сегмент). Понятие «узловое образование»предложено Р.Е. Левиной для обозначения языковых процессов, от которых зависит нормальное протекание не одного, а целого ряда речевых процессов. Таким образом, отклонения в развитии одного из речевых компонентов вследствие нарушения психофизиологических, языковых, когнитивных компонентов, а также их баланса обуславливает недоразвитие других речевых процессов и формирования стадии речевого развития в целом.

Данная модель позволяет наглядно представить процесс раннего речевого онтогенеза, факторы, влияющие на речевое развитие, условия его протекания на разных этапах. В случае речевого дизонтогенеза в раннем возрасте она дает возможность установить стадию речевого становления, в рамках которой задержалось речевое развитие ребенка, выявить процесс/ы и/или фактор/ы, условия, вызвавший/ие отклонения речевого развития и разработать соответствующий план коррекционно-предупредительного воздействия. Словами Р.Е. Левиной раскрывает «преемственности отношений между отдельными звеньями речевого развития» и позволяет «изучить детерминируемые явления, которые служат целям активного вмешательства в этот процесс для разработки путей предупредительного педагогического воздействия» [1].

Таким образом, нами определены «узловые образования» (в терминологии Р.Е. Левиной) двух порядков. Целостное узловое образование первого порядка состоит из психофизиологического, языкового и когнитивного компонентов, взаимодействие которых определяет каждую последующую стадию речевого онтогенеза. Узловое образование второго порядка определяет становление собственно языкового развития и состоит из тесного взаимодействия интонационного, ритмического и только потом вербального компонентов.

Такой подход к пониманию овладения речью ребенком раннего возраста позволяет утверждать, что отклонения в овладении речью ребенком раннего возраста – это недоразвитие вербальных, интонационно-ритмических процессов в пределах языковой системы определенной стадии речестановления, обусловленное незрелостью фонематического восприятия и/или двигательных основ артикуляции и/или неадекватностью требований близких взрослых.

Мы считаем, что уточнение понятия «отклонения в овладении речью, позволит специалистам, работающим в области детской речи дифференцировать физиологические девиации в индивидуальном темпе освоения родного языка и патологические отклонения и, следовательно, своевременно организовать коррекционно-предупредительное воздействие. Начало коррекционно-предупредительного процесса в раннем возрасте, наиболее сензитивном в формировании всех высших психических функций, позволит восстановить нормальный ход речевого развития и вовремя включить детей в образовательный процесс массового детского сада.

Литература

  1. Левина Р.Е. Вопросы патологии речи / Под ред. Э.А. Бабаяна, М.С. Лебединского и др. – Харьков, МЗ УССР, 1959. – С. 23-27.

  2. Чиркина Г.В. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с нарушениями речи // Специальная дошкольная педагогика / Под ред. Е.А. Стребелевой. – М., Издательский центр «Академия», 2002. – С. 164.

  3. Шереметьева Е.В. Предупреждение отклонений речевого развития у детей раннего возраста. – М.: Национальный книжный центр, 2012.

Источник