Дизайн как способ развития ребенка

Дизайн как способ развития ребенка thumbnail

татьяна нигматуллина
Дизайн — как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста.

Сл. 2

Дизайн — как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста.

Свое выступление мне хотелось бы начать со слов

Сл. 3

«Творчество – это не удел только гениев,

создавших великие художественные произведения.

Творчество существует везде, где человек воображает,

комбинирует, создает что-либо новое»

Л. С. Выготский

Сл. 4

В современном мире, где рядом с надеждами живет тревога о судьбах человечества, наиболее прогрессивно мыслящие люди видят всю важность воспитания будущих поколений в духе гуманизма.

Человек будущего должен быть созидателем, личностью с развитым чувством красоты и активным творческим началом.

Проблема развития творческой личности особенно актуальна в нынешнее время и является одним из приоритетных направлений в современной системе образования.

«я убежден, что никогда до сих пор в мировой истории художественное воспитание не было так важно, как теперь, и как оно будет важно для грядущих лет» (Херберт Рид)

Сл. 5

Роль художественного воспитания – не подготовка художников, музыкантов, художников и дизайнеров, а раскрытие творческого потенциала маленького человека, воспитание чувств и развитие эмоциональной сферы, что является основой любого вида творческой активности.

Способность видеть необычное в обычном, по — особому ярко воспринимать мир, находить нестандартные решения и уметь делать свой собственный неповторимый выбор.

Сл. 6

Как же этому научить ребенка в обычном детском саду?

Как уйти от шаблонности, стереотипности в творчестве каждого ребенка?

Сл. 7

Ответить можно положительно, если педагоги, даже не обладая какими – либо особыми талантами, видят перед собой эту задачу и стремятся создать условия для художественного самовыражения и творческого развития каждого ребенка.

На сегодняшний день активно обращается внимание педагогов на новое направление художественного воспитания дошкольников – детский дизайн, который даёт широкий простор детскому творчеству.

Таблица худож ТВ-во – дизайн

Сл. 8

в русском языке слово «дизайн» появилось относительно недавно. Пришло оно из итальянского языка и в переводе имеет множество значений. “Disegno” — это замысел, план, цель, набросок, рисунок, узор, модель, лежащая в основе схема, композиция.

В связи с бурным развитием современных технологий, понятие дизайна приобрело новый, более широкий смысл и теперь обозначает не только какой-то отдельный предмет, а является целым направлением, применимым ко всем областям современной деятельности человека.

Сл. 9

Первые шаги в искусство дизайна настолько просты, что не требуют от ребенка больших усилий. Он с удовольствием открывает для себя мир материй. Постепенно придет опыт, сформируются навыки, и он с легкостью выполнит большое, сложное произведение самостоятельно.

Сл. 10

В ходе творческой деятельности маленький мастер делает множество открытий, добивается личных достижений. Хотя объективно он не создает ничего абсолютно нового, неизвестного, результат его труда носит субъективный характер, так как в самом этом процессе заключена для ребенка его первостепенность. Полученный результат – первая и очень важная ступенька детского творчества.

В процессе дизайн — деятельности углубляются представления детей об окружающем мире, они осмысливают качества предметов, запоминают их характерные особенности и детали, овладевают изобразительными навыками и умениями, учатся осознанно их использовать

Сл. 11

Так что же такое «Детский дизайн»?

Детский дизайн – особый вид художественной деятельности, объединяющий в себе различные виды и техники художественного творчества, основанный на собственном видении мира по законам целесообразной красоты.

Сл. 12

В процессе своей деятельности я использую учебно – методический комплект, предлагаемый авторм программ «Цветные ладошки» и «Умелые ручки» Лыковой Ириной Александровной.

Сл. 13

Целью моей деятельности является «Приобщение детей к творчеству, развитие умения видеть мир глазами художника формирование наблюдательности и внимательности, развитие нестандартного мышления, фантазии, воображения, раскрытие личности ребенка, его индивидуальности, ознакомление с основами дизайнерской деятельности

Сл. 14

ЗАДАЧИ

Развивать интерес к дизайну, самостоятельность, познавательную активность, общение, художественный и творческий потенциал, образное мышление, воображение внимание, наблюдательность и аккуратность.

Развивать мелкую моторику рук, глазомер.

Развивать фантазию, воображение, индивидуальность в работе.

Формировать оценочное отношение к окружающему миру, эстетический вкус, способность последовательно осуществлять свой замысел, умело обращаться с материалами и инструментами, способности к анализу, самооценке при выполнении работ.

Формировать у детей навыки и умения действовать с разными материалами для творчества.

Стимулировать сотворчество со сверстниками и взрослыми в дизайн деятельности, используя результат творческой деятельности в быту, играх, декоре помещений в детском саду, дома.

Сл. 15,16

В своей деятельности я руководствуюсь следующими дидактическими принципами, общепедагогическими и специфическими, свойственными для дизайн – деятельности (см. слайды)

Сл. 17

Наряду с традиционными методами обучения дошкольников я использую нетрадиционные методы стимулирования творческого таланта.

Сл. 18, 19, 20

Сл. 21

Условия для реализации дизайн – деятельности с детьми

Сл. 22

Формы работы с детьми

Сл. 23 – 32

Я считаю, что наиболее эффективной является такая форма работы с воспитанниками как непроизвольное обучение в игровой форме, позволяющее ребенку овладевать каким-то знанием не в результате каких-то специальных сознательных усилий, а в результате деятельности, направленной на другую цель.

Сл. 33, 34, 35,36,37

Детский дизайн носит утилитарный характер, т. е. он должен быть полезен. Детским работам обязательно находится практическое применение. Мы используем их как подарки малышам, сверстникам, взрослым, как атрибуты к играм, для оформления интерьера группы и детского сада, оформляем выставки детского творчества, применяем для украшения костюмов к праздникам и развлечениям.

Читайте также:  Развитие ребенка по коридорам

Сл. 38

Работа с родителями

Сл. 39 (4 фото)

Считаю, что объединение воспитателей, детей и родителей в совместной работе по приобщению к миру творчества позволяет совершенствовать педагогическую подготовленность родителей в вопросах воспитания собственных детей, способствует расширению форм сотрудничества семьи и детского сада.

Сл. 40, 41

Формы работы с педагогами

Сл. 42

Результат

Таким образом, можно говорить о том, что в результате творческого процесса работа каждого ребенка становится маленьким шедевром, отличающимся индивидуальностью и уникальностью.

Сл. 43

Творческих вам успехов!

Источник

Светлана Грезина
Роль детского дизайна в развитии творчества и эстетического мировоззрения дошкольников

Для формирования гармонически развитой личности, необходимо большое внимание уделять художественно-эстетическому воспитанию, развитию эстетического мировоззрения, художественных интересов, фантазии, творческих способностей детей,

Детский дизайн – новое направление художественного воспитания детей дошкольного возраста, это искусство, имеющее высокий эстетический уровень, которое является функциональным в современном мире. Современный дизайн приобрел более широкий смысл и является целым направлением, применяемым ко всем областям деятельности человека. Он способствует творческой самореализации, раскрытию уникальной индивидуальности, расширению мировоззрения. Это художественное конструирование, моделирование,художественно-декоративная деятельность ребенка: аппликация, рисование, лепка, ручной труд, Из природного, бросового материала можно сотворить настоящий шедевр.

Изучением и внедрением детского дизайнав практику занимаются педагоги: Пантелеев Г. Н., Валиулина Е. А, Кузнецова О. В. и др.

Выделяется три типа детского дизайна — объемный (предметно-декоративный, пространственный (архитекртурно-художественный) плоскостной (аппликативно-графический).

Дизайн развивает эстетическое мировоззрение, художественное восприятие и творческие способности детей, повышает стремление к самостоятельному творчеству, позволяет самостоятельно решать творческие задачи, развивает способность к анализу и обобщению. Применяя опыт дизайна, украшая мир вокруг себя, у детей развивается пространственное воображение, образное мышление, эстетический вкус. Создавая дизайнерские работы, дети учатся благоустраивать быт в детском саду и дома.

Сегодня важную роль играет телевидение и интернет. И дизайн является разносторонним способом познания мира, расширения мировоззрения детей. Занимаясь дизайном, дошкольники раскрывают и развивают в себе творческий потенциал с помощью новых техник и материалов, которые формируют у дошкольников новые знания, умения и навыки в изготовлении неповторимых детских работ. Дети смело отходят от предложенных вариантов и моделей, придумывают свои элементы украшения, конструируют изделия по своему вкусу и желанию, с удовольствием занимаются творческой деятельностью.

Работа по дизайну проходит во время непосредственно образовательной и самостоятельной деятельности.

Определены следующие задачи:

развивать интерес к дизайну, самостоятельность, познавательную активность, общение, художественный и творческий потенциал, образное мышление, воображение, устойчивое внимание, наблюдательность и аккуратность;

— создавать условия для формирования знаний, умений, навыков для достижения определенных результатов;

формировать оценочное отношение к окружающему миру, эстетический вкус, культуру поведения, способность последовательно осуществлять свой замысел, умело обращаться с материалами и инструментами, способности к анализу, самооценке при выполнении работ;

— воспитывать внимание и уважение к людям;

— стимулировать сотворчество со сверстниками и взрослыми в дизайн деятельности, используя результат творческой деятельности в быту, играх, декоре помещений в детском саду, дома.

Поделки ребенка можно рассматривать как его проектную деятельность, потому что уже на начальной стадии он планирует определенный результат. Ребенок знакомится с разными художественными приемами, доступными способами изготовления и украшения своих изделий, а так же с поделочными материалами — цветной бумагой, природными материалами, нитками, тканью, перьями и др. Дети делают открытки, украшения и сувениры, одежду для кукол, костюмы и декорации к своим спектаклям и утренникам.

Обучение детей элементам дизайнаэффективно при соблюдении следующих требований:

— донесение до детей смысла и значения дизайнерской деятельности, ее практической направленности; использования продуктов этой деятельности в детском саду;

— цикл непосредственно образовательной деятельности строится последовательно и включает в себя разные виды деятельности: моделирование одежды, графический дизайн, аранжировки, декоративно-пространственный дизайн, флористика;

— организации восприятия детьми образцов искусства, организации взаимодействия ДОУ с семьей (задания на дом, консультации для родителей). Создание благоприятной атмосферы и наличия необходимых материалов для детского дизайна.

Важным мотивом в развитии творчества дошкольников являются сознательная постановка цели для достижения успеха и волевая регуляция поведения, позволяющая ребенку добиваться этой цели. Каждый ребенок, занимаясь дизайнерской деятельностью, сможет реализовать свои творческие способности, раскрыть свою уникальную индивидуальность, сформировать основные ценности и нравственные ориентиры. Он всегда сможет использовать художественный опыт в благоустройстве своей жизни.

Детский дизайн играет большую роль в развитии творчества и эстетического мировоззрения дошкольников.

Источник

В школьной программе пока нет предметов, которые бы учили детей придумывать крутые идеи для приложений и сервисов, грамотно решать бизнес-задачи и вообще понимать, что нужно людям здесь и сейчас. Кураторы Британской высшей школы дизайна, где открылся набор на летние курсы для школьников Design Thinking и Digital Test Drive, рассказывают, почему важно развивать всё это в детях.

Рассылка «Мела»

Мы отправляем нашу интересную и очень полезную рассылку два раза в неделю: во вторник и пятницу

Читайте также:  Особенности развития зубов у ребенка

Зачем детям дизайн-мышление

Дизайн-мышление — это творческий эмоциональный подход к решению любой задачи, попытка взглянуть на неё глазами другого человека: клиента, партнёра или просто коллеги. Его начали использовать в США на рубеже XX и XXI веков, и сегодня про дизайн-мышление вы можете услышать в тех отраслях, с которыми слово «дизайн» сложно ассоциировать. Умение увидеть потребности других людей, гибкость, индивидуальный подход и вообще всё, что зовётся soft skills (мягкими навыками), с годами будет только востребованнее. В российских школах этому практически не учат.

В основе дизайн-мышления — эмпатия, то есть понимание, принятие, готовность помочь. Этим трём навыкам школьников будут учить на летнем интенсиве Британки Design Thinking. Подробнее рассказывает куратор курса Надежда Исаева:

«Сначала мы учим детей понимать то, что происходит с другим человеком. Его действия, эмоциональное состояние, потребности. Дети (да и взрослые) часто слушают, но не слышат. Важно точно воспринимать именно ту информацию, что доносит собеседник, не домысливать за него, не искажать его посыл у себя в голове.

Второй шаг — научиться принимать то, что мы услышали. Не отвергать, не противоречить и ни в коем случае не игнорировать. Воспринимать сказанное как данность, не примешивая собственный опыт.

Третий шаг — сопричастность. Ключевой вопрос в дизайн-мышлении: «Как мы можем помочь?». Разница между проблемой и задачей очень простая. Проблема — это то, на что люди жалуются, а задача — то, что нужно решить. Когда дети понимают, как жалоба превращается в задачу, им уже не кажется, что решение невозможно. И они начинают действовать».

Как научить ребёнка работать с цифровыми проектами

Говоря о цифровой реальности, мы часто чувствуем себя не вполне уверенно. Нам кажется, что её невозможно пощупать прямо сейчас. Для многих родителей это до сих пор как гипотезы в физике или любой другой науке: пока не проверено на практике, это просто догадка. С другой стороны, цифровая среда окружает нас сегодня: общение, покупки, учёбу, транспорт и многое другое уже нельзя представить себе без приложений-помощников. Более того, для наших детей это уже не меньшая реальность, чем мы сами, причем подростки готовы не только пользоваться ей, но и активно эту реальность создают.

Чтобы помочь им в этом, нужно помнить, что здесь пригодятся уже не только soft skills, но и конкретные знания — например, владение фотошопом и сервисами для дизайн-систем. Как донести это до современных школьников, рассказывает Роман Квартальнов, куратор интенсива Digital Test Drive:

«Наша задача — рассказать, что такое диджитал-проекты, а потом погрузить детей в создание реального продукта. Сначала научить, как правильно общаться с заказчиками, разбирать их брифы, анализировать, генерировать идеи, визуализировать их с помощью Photoshop, Sketch, Figma, да даже обычной доски или бумаги.

Затем дети могут переходить ко второму шагу — превращать идею в прототип с помощью разных диджитал-инструментов и презентовать его заказчику. Студенты нашего интенсива будут выполнять реальные заказы крупных российских и мировых компаний: Сбербанка, Московского метрополитена, Wargaming, Darwinapps».

Программа по дизайн-мышлению рассчитана на школьников 13-15 лет, программа по ведению диджитал-проектов — для 14-16 лет. Занятия будут проходить по будням с 11.00 до 17.00 на русском и английском языках. Каждый курс длится две с половиной недели. Узнать о летних интенсивах подробнее и записаться на любой из них можно по этой ссылке.

Источник

Надежда Аширова
Консультация «Дизайн-деятельность, как средство развития творческой личности дошкольника»

Дизайн – деятельность как средство развития творческой личности дошкольника»

Подготовила: воспитатель МБДОУ «Лямбирский

д/с № 3 комбинированного вида» Аширова Н. Х.

Одним из средств развития творческих способностей детей дошкольного возраста является дизайн – деятельность, носящая образно – творческий характер и создает условия для формирования творческой личности в целом. Структура дизайна сложная и многогранная. Её делят на дизайн для детей и дизайн – деятельность детей. К понятию дизайн –деятельность детей относят:

• Архитектурно – художественное моделирование среды,где дети работают в трех измерениях: кукольная среда, детская среда, взрослая среда.

Дизайн одежды.

• Прикладные аранжировки из разных материалов.

Дизайн для детей включает:

Благоустройство предметно — пространственной среды.

Благоустройство природной среды.

Дизайн – деятельность детей и дизайн для детей тесно взаимосвязаны между собой и их гармоничное сочетание определяет высокий уровень развития художественных способностей. Развитие творческих способностей в дизайн – деятельности возможно лишь в процессе усвоения и практического применения специальных знаний, умений и навыков.

Основу дизайн – деятельности составляет исполнительство и творчество. Исполнительство заключается в умении использовать изобразительно – технические навыки для создания изображения. Связь исполнительства и творчества находятся во взаимосвязи.

С целью формирования творческой личности ребенка, элементарных умений, навыков и способностей в дизайн –деятельности педагогам необходимо решать следующие задачи:

воспитывать эмоциональный отклик, эстетическое отношение к природному окружению и дизайну своего быта;

создавать аранжировки из природных и искусственных материалов, использовать их для украшения одежды и комнат с учетом специфики материала (цвет, форма, фактура) и пространства;

приобщать детей к совместно — раздельной дизайн – деятельности по благоустройству и декоративному оформлению интерьера.

Для решения поставленных задач воспитатель направляет восприятие детьми произведений искусства, эстетического в природе и быту, поощряет изобразительное творчество, привлекает к участию в детском дизайне. У детей формируется пространственное воображение, которое является основой «проектного мышления». Вначале совместно с воспитателем, а затем самостоятельно дети подбирают и украшают игрушки – сувениры, предметы быта, одежду, участвуют в убранстве групповой комнаты.

Занятия дизайном способствует формированию у детей устойчивого замысла, мотивации выбора художественных средств, помогают им планировать результат. У детей пробуждается чувство творческого удовлетворения («Я – директор», «Я – модельер», «Я – архитектор»). В сотворчестве с другими детьми ярче выступают индивидуальность каждого ребенка,различия в работах девочек и мальчиков: выбор цели (девочки – декоративность, мальчики – сюжет, особенности творческого почерка, техники исполнения.

Читайте также:  Центры развития ребенка в новокосино

Дети дошкольного возраста способны видеть различия в костюмах персонажей, одежде сверстников и взрослых, подражать опрятно и нарядно быть одетыми. В этом возрасте ребенок способен подбирать обстановку кукольных комнат по назначению (гостиная, кухня – столовая, спальня). Наблюдая и оценивая особенности убранства комнат (дома, в детском саду) дети переносят доступные им принципы этого убранства (сервиз, гарнитур мебели, ансамбль декора) в собственную практику создания кукольно – игрового интерьера.

Это делает возможным, наряду с традиционными видами изобразительной деятельности,приобщения детей к новым ее видам: архитектурно — художественному дизайну и моделированию одежды с аранжировками – украшениями из разных материалов.

Архитектурно — художественный дизайн отвечает фундаментальным задачам развития ребенка, поскольку вся окружающая его обстановка, интерьер как элементы общей культуры формируют эстетическое отношение к быту.

Занимаясь архитектурно – художественным дизайном,дети работают в трех измерениях: кукольная, детская, взрослая среда. Воспитатель поэтапно планирует детский дизайн в интерьере. Вначале дети учатся благоустраивать свое ближайшее кукольно – игровое пространство, затем переходят в соразмерный с ними «детский интерьер» (ширмы – перегородки, мебель, декоративные изделия). Они чувствуют себя «Гулливерами» и «хозяевами» своих пространств. Игры в «дом», «семью», «куклы» приобретают устойчивый характер, отличающийся стремлением к созданию «красоты быта», «домашнего уюта» (дети постепенно переносят это в общение с близкими). Дети учатся подбирать несложные элементы обстановки для напольных и настольных кукольно – игровых пространств (обои, занавески, мебель, скатерти и дорожки и т. д., а также декорации к спектаклям, развлечениям и помещения к праздничным утренникам.

Сначала педагог направляет усилия детей на доработку так называемых «белых пятен» убранства, что предполагает их сотворчество с художником: дети завершают работу – создают различного рода миниатюры (рисунки, панно, фризы) по типу «Дорису», «Докрась», «Дострой» и тому подобное. Затем вместе с педагогом переходят к созданию творческих композиций, выполняемых ими от замысла до реализации. Например, «Русский терем», «Дом – новостройка». Дети оживляют эти панно, вставляя свои рисунки в проемы окон. Перед занятием воспитатель предлагает детям представить обстановку современного дома и сказочного терема, как бы заглянув в эти окна снаружи. В подобной работе, как показывает опыт, пробуждаются чувства авторства, соавторства, коллективизма.

В дизайн – деятельности «Дети – модельеры» предусматривается приобщение детей к тому, что мы обычно называем повседневной и празднично — театральной одеждой (платье, костюм, обувь, головные уборы, аксессуары). Дети начинают понимать, что одежда должна соответствовать условиям ее использования, что мода в одежде (цветосочетания, фасоны, ткани) – явление приходящее, что особенности гардероба определяются не только модой и назначением, но и своеобразием культуры и традиций разных народов. Опыт изобразительной деятельности и аранжировок, просмотры «альбомов мод» и собственные наблюдения помогают им при создании гардероба «королевы и пастушки», «колдуна и феи». Дети знакомятся с новыми для них оборудованием, инструментами, тканями (манекены, лекала, выкройки и другое).

Воспитатель учит детей создавать рисунки тканей для разной одежды, подбирать ткани для разных фасонов и фасоны для разных тканей. Например, тематическое занятие «Одежда вчера, сегодня, завтра». Дети сначала рассматривают иллюстрации, слайды, запоминают, в какой одежде ходили крестьяне и бояре, воины и царедворцы, купцы и дворяне в прошлом, что носят их современники, представляют, что будут носить потом.

Интересен и полезен детский дизайн аранжировок (композиций) из природных и искусственных материалов (зелень, сухостой, минералы, бумага, лоскут, дерево, синтетика и другое). Занимаясь рукоделием из материалов живой и неживой природы, дети приобщаются к красоте. Аранжировки обогащают детскую деятельность новым содержанием. Работа с разнофактурными материалами (мягкий – твердый, блестящий – тусклый и другое) развивает сенсорные художественные способности и интеллект ребенка.

Развитие элементарных умений в дизайн – деятельности требует от педагога творческого руководства детской деятельностью, не терпит формализма, скуки. Разнообразие обстановки создает эффект новизны, способствует выработке у детей вариативного подхода к организации свободной деятельности. Педагог должен обладать творческим воображением, уметь пользоваться им при решении тех или иных композиционных задач, тонко чувствовать красоту и выразительные свойства различных материалов. Прежде чем приступать к теоретическому исполнению, необходимо поразмыслить и решить как использовать материал, чтобы в конечном итоге создать образ темы, который вызовет определенный эмоциональный отклик.

Изображать предметы, явления, создавать узоры, воплощать в рисунке задуманное дети могут лишь при условии овладения техникой. Несмотря на то, что техническое исполнение работ не является главным, овладение правильной и разнообразной техникой необходимо. Прежде всего, необходимо научить детей правильно держать инструменты.

Неумение правильно держать кисть, карандаш, ножницы тормозит развитие рисовальных движений и затрудняет создание изображений. Овладение техникой изображения позволяет детям свободно отражать в объекте свой творческий замысел, создавать интересные выразительные работы. Хорошее владение техникой изображения делает процесс создания продуктов деятельности свободным и приятным для ребенка, повышает его интерес к деятельности и творческие возможности.

Источник