Дислалия ребенку 5 лет

Дислалия – это расстройство речи, связанное с неверным произношением некоторых звуков при условии, что у ребенка нет проблем со слухом, мышлением, а его речевой аппарат полностью контролируется ЦНС. Обычно нарушение обнаруживается у детей в возрасте 3-6 лет, когда малыш активно осваивает речь.

Причины

  • пороки и особенности развития речевых органов;
  • педагогическая запущенность;
  • нарушения механизмов восприятия, анализа и воспроизведения речи (в результате снижения слуха, травмы и т. д.);
  • наличие в окружении ребенка человека, который плохо выговаривает отдельные звуки;
  • злоупотребление родителями искаженными «детскими» псевдословами, типа «кися», «вава» и т. п.
  • использование в семье двух и более языков.

Ребенок обычно правильно выговаривает большинство звуков и слогов, трудность для него представляют только звуки, схожие по месту и способу образования. Нарушение может проявляться как одним дефектом, так и их сочетанием.

Признаки

Понять, что у ребенка есть это расстройство, можно по следующим признакам:

  • пропуск некоторых звуков в любой части слова;
  • замена звуков на похожие, правда, иногда все же появляются и правильные звуки;
  • искажение слова, хорошо знакомого малышу.

При этом грамматическая и лексическая стороны речи никак не страдают. Сохраняется слоговая структура слова, с возрастом словарный запас неуклонно растет, ребенок правильно употребляет падежи, различает множественное и единственное число, может построить связанное высказывание без логических ошибок.

Виды дислалии и их особенности

В зависимости от первопричины специалисты выделяют несколько видов нарушения.

  1. Органическая дислалия (ее также называют механической) возникает из-за анатомических особенностей речевых органов: короткая уздечка языка, порок челюстно-лицевого скелета, нёба, губ, языка. Здесь требуется сначала исправить недостаток хирургическим путем и только потом приступать к постановке звуков.
  2. Функциональная дислалия возникает либо из-за проблем с центром мозга, который управляет движением языка и губ (моторная форма), либо из-за нарушений работы слухоречевого анализатора. Отсутствие проблем с произносительным аппаратом – это сенсорная форма. Для лечения требуется помощь невролога и логопеда.

    • При моторной форме ребенок произносит звуки очень нечетко, с помехами, призвуками, гнусавостью.
    • При сенсорной форме путает похожие и парные звуки, например, твердые на мягкие, глухие на звонкие и т. д. Среди причин: нарушение слуховой функции, проблемы с фонематическим слухом, травмы, педагогическая запущенность.

    Читайте также: Когда ребенок начинает понимать речь?

    В функциональной дислалии также выделяют:

    • артикуляционно-фонетическую форму – в речи звук присутствует, но при его произнесении речевые органы находятся в неправильном положении, поэтому он получается искаженным, но фонематический слух запоминает его как правильный;
    • артикуляционно-фонематическую форму – подмена сложного по способу образованию звука более легким, для произнесения которого требуется меньше усилий;
    • акустико-фонематическая форма объясняется тем, что ребенок не различает фонемы.
  3. Физиологическая (или возрастная дислалия) – здесь нечеткое, неправильное произношение связано с развитием артикуляционного аппарата. Патологий нет, просто речевые органы, скажем так, еще не готовы к артикуляции тех или иных звуков в силу возраста малыша. Расстройство обычно диагностируется у детей 5 лет и проходит к 6 годам самостоятельно.

Диагностика

Постановка диагноза возможна только после тщательного обследования у невролога и логопеда. Если ребенок вялый, проявляет мало интереса к окружающему миру, общению со сверстниками, необходимо подтвердить или исключить дизартрию.
В ходе обследования врач и логопед обязательно проверяют:

  • развитие моторики;
  • сохранность слуха, зрения;
  • произносительную функцию речевых органов;
  • устную речь;
  • способность различать фонемы.

Как помочь ребенку?

При механической форме выполняют хирургическую коррекцию недостатков речевых органов. Наилучшее время для этого – возраст до 7 лет. После заживления тканей начинают занятия с логопедом.
При функциональной форме невролог назначает курс медикаментозного лечения, если это необходимо. Логопедическая помощь осуществляется в несколько этапов:

  • развитие слуховой памяти, формирование умения различать фонемы, для этого назначается артикуляционная гимнастика, массаж, речевая моторика;
  • постановка звуков, запоминание их ребенком. Упражнения основаны на принципе подражания;
  • развитие навыков общения.

При возрастной форме особой помощи ребенку не требуется, однако родителям необходимо внимательно следить за развитием речи. Если после 6 лет ошибки в произношении звуков не исчезли, то это свидетельствует о серьезном нарушении, нужно срочно посетить логопеда.

Читайте также: Индивидуальные занятия по подготовке к школе

Прогноз

При своевременной и грамотной коррекции у 95% детей расстройство корректируется полностью в течение 4-6 месяцев. Главное условие успеха – регулярные занятия, строгое соблюдение рекомендаций врача и логопеда.

Опасна ли дислалия? К сожалению, некоторых родителей может даже умилять шепелявящее чадо, и они ждут, когда ребенок «перерастет» и волшебным образом сам справится с данной проблемой. Но нарушение опасно тем, что на его фоне легко развиваются более сложные смешанные дефекты речи, которые требуют трудной и длительной коррекции.

Источник

Дислалия – это различные дефекты звукопроизношения у лиц с нормальным слухом и сохранной иннервацией артикуляционного аппарата. Дислалия проявляется отсутствием, заменами, смешением или искажениями звуков в устной речи. При дислалии проводится логопедическое обследование строения и подвижности речевого аппарата, состояния звукопроизношения и фонематического слуха, при необходимости – консультации стоматолога, невролога, отоларинголога. Логопедическое воздействие при дислалии включает 3 этапа: подготовительный, формирование первичных произносительных навыков, формирование коммуникативных навыков.

Общие сведения

Дислалия – нарушение нормированного произношения и употребления звуков речи, не связанное с органическим повреждением ЦНС или органов слуха. Дислалия является наиболее распространенным в логопедии речевым нарушением, которое встречается у 25-30% (по некоторым данным – у 52,5%) дошкольников (5-6 лет), 17-20% младших школьников (1-2 класс) и у 1% детей более старшего возраста. В последние годы в структуре дислалии преобладающими стали полиморфные нарушения звукопроизношения, которые препятствуют дальнейшему нормальному овладению письменной речью и способствуют возникновению дисграфии и дислексии.

Дислалия

Дислалия

Причины

Причины механической дислалии

В основе неправильного звукопроизношения при механической дислалии лежат органические дефекты периферического артикуляционного аппарата (языка, губ, зубов, челюстей). Среди аномалий строения языка и губ, приводящих к дислалии, встречаются:

  • короткая уздечка языка или верхней губы. При укороченной подъязычной связке, прежде всего, страдает произношение верхнеязычных звуков.
  • макроглоссия (массивный, язык), микроглоссия (узкий, маленький язык). Макро- и микроглоссия обычно наблюдаются у детей с общим физическим или умственным недоразвитием
  • толстые, малоподвижные губы. При аномалиях губ отмечаются дефекты губных и губно-зубных звуков.
Читайте также:  Ребенок не знает чем заняться 5 лет

Анатомические дефекты зубочелюстной системы, обусловливающие механическую дислалию, могут иметь врожденный характер либо возникать вследствие заболеваний и травм. Дефекты строения костной основы речевого аппарата представлены:

  • неправильным прикусом (глубоким, перекрестным, открытым, прогенией, прогнатией);
  • аномалиями зубных рядов (диастемами, редко расположенными или мелкими зубы и т. д.);
  • высоким узким (готическим) или низким плоским верхним нёбом.

Следует отметить, что нарушения произношения, связанные с такими органическими дефектами речевого аппарата, как расщелины верхней губы, мягкого и твердого нёба, относятся не к дислалии, а к ринолалии.

Причины функциональной дислалии

При функциональной дислалии строение артикуляционного аппарата не изменено, т. е. отсутствует органическая основа для нарушения звукопроизношения. В этом случае причинами дислалии выступают неблагоприятные социальные или биологические факторы.

  • Социальные факторы: подражание детей неправильной речи взрослых (торопливой, косноязычной, диалектной), подражание взрослых детскому лепету («сюсюканье»), случаи билингвизма в семье, педагогическая запущенность.
  • Биологические факторы: общая физическая ослабленность у часто болеющих детей, минимальная мозговая дисфункция (ММД), способствующая запаздыванию речевого развития, несформированности фонематического слуха, речевых укладов и их переключений.

Классификация

С учетом причин нарушения звукопроизношения выделяют механическую (органическую) и функциональную дислалию. Механическая дислалия связана с дефектами анатомического строения артикуляционного аппарата. Функциональная дислалия обусловлена социальными факторами либо обратимыми нейродинамическими нарушениями в коре головного мозга. Функциональная дислалия, в свою очередь, подразделяется на:

  • моторную (обусловленную нейродинамическими сдвигами в центральных отделах речедвигательного анализатора). При моторной дислалии движения губ и языка становятся в некоторой степени неточными и недифференцированными, что обусловливает приблизительность артикуляции звуков, т. е. их искажение (фонетический дефект).
  • сенсорную (обусловленную нейродинамическими сдвигами в центральных отделах речеслухового анализатора). При сенсорной функциональной дислалии затрудняется слуховая дифференциация акустически сходных фонем (твердых и мягких, глухих и звонких, шипящих и свистящих), что сопровождается смешением и заменами звуков в устной речи (фонематический дефект) и однотипным заменам букв на письме.
  • сенсомотрную. В случае одновременного наличия сенсорной и моторной недостаточности говорят о сенсомоторной форме дислалии.

В зависимости от несформированности тех или иных признаков звуков (акустических или артикуляторных) и характера дефекта (фонетического или фонематического) выделяют дислалию:

  • акустико-фонематическую;
  • артикуляторно-фонематическую;
  • артикуляторно-фонетическую.

С учетом количества нарушенных звуков дислалия может быть простой (при неправильном произношении 1-4 звуков) и сложной (при дефектном произношении более 4-х звуков). Если нарушается произношение звуков из одной артикуляционной группы (например, только шипящих или свистящих), говорят о мономорфной дислалии; если из разных артикуляционных групп (например, свистящих и шипящих одновременно) – о полиморфной дислалии.

Фонетические дефекты произношения звуков разных групп (искажения) при дислалии принято обозначать терминами, образованными от букв греческого алфавита:

  • Ротацизм – недостатки произношения [р] и [р’]
  • Ламбдацизм — недостатки произношения [л] и [л’]
  • Сигматизм — недостатки произношения шипящих [ж], [ш], [щ], [ч] и свистящих [с], [с’], [з], [з’]
  • Йотацизм – недостатки произношения [й]
  • Гаммацизм – недостатки произношения [г] и [г’]
  • Каппацизм – недостатки произношения [к] и [к’]
  • Хитизм — недостатки произношения [х] и [х’]
  • Дефекты озвончения и оглушения – замены звонких согласных парными глухими и наоборот
  • Дефекты смягчения и твердости — замены мягких согласных парными твердыми звуками и наоборот

При дислалии часто встречаются сложные комбинированные дефекты (сигматизм + ротацизм, ламбдацизм + ротацизм, сигматизм/ротацизм + дефекты смягчения и т. д.).

В том случае, если при дислалии имеет место фонематический дефект (замены звуков), к названию недостатки звукопроизношения прибавляется приставка «пара-»: параротацизм, параламбдацизм, парасигматизм, парайотацизм, парагаммацизм, паракаппацизм, парахитизм.

Симптомы дислалии

Дефекты звукопроизношения при дислалии представлены пропусками, заменами, смешениями и искажениями звуков.

  1. Пропуск звука — его полное выпадение в той или иной позиции (в начале, в середине либо в конце слова).
  2. Замена звука – это стойкое замещение одного звука другим, также присутствующим в фонетической системе родного языка. Звуковые замены вызваны неразличением фонем по тонким артикуляторным или акустическим признакам. При дислалии могут заменяться звуки, различные по месту артикуляции или способу образования, по признаку звонкости-глухости или твердости-мягкости.
  3. Смешение звуков — ребенок постоянно путает два правильно произносимых звука в речевом потоке (т. е. употребляет их то уместно, то неуместно). В этом случае механизм дислалии связан с незаконченностью усвоения системы фонем.
  4. Искажение звуков – это ненормированное произношение, использование в речи звуков, отсутствующих в фонетической системе русского языка (например, велярное или увулярное произнесение [р], межзубное или боковое произнесение [с] и др.). Искажение звуков обычно встречается при механической дислалии.

При функциональной дислалии, как правило, нарушается произношение одного или нескольких звуков; в случае механической дислалии – группы сходных по артикуляции звуков. Так, открытый передний прикус будет способствовать межзубному воспроизведению звуков переднеязычной артикуляции ([з], [с], [ц], [ч], [ж], [ш], [щ], [д], [т], [л], [н]), поскольку кончик языка не может удерживаться за передними зубами.

Лексико-грамматическая сторона речи при дислалии формируется в соответствии с возрастом: имеется достаточно развитая словарная база, не искажается слоговая структура слова, правильно используются падежные окончания, единичное и множественное число, имеется достаточно высокий уровень развития связной речи.

Наряду с патологическими формами дислалии в логопедии выделяют так называемую физиологическую дислалию, возрастное косноязычие или физиологические несовершенства речи, обусловленные возрастной несформированностью фонематического слуха или движений органов артикуляции. Такие недостатки звукопроизношения в норме исчезают самостоятельно к 5 годам.

Диагностика

Диагностическое обследование речи при дислалии начинают с выяснения особенностей течения беременности и родов у матери, перенесенных заболеваний у ребенка, раннего психомоторного и речевого развития, состояния биологического слуха и зрения, опорно-двигательного аппарата (по медицинской документации). Затем логопед переходит к исследованию строения и подвижности органов артикуляционного аппарата путем визуального осмотра и оценки выполнения серии упражнений по подражанию.

Читайте также:  Большое сердце у ребенка 5 лет

Собственно диагностика устной речи при дислалии включает обследование состояния звукопроизношения и выявление дефектно произносимых звуков с использованием соответствующего дидактического материала. В процессе логопедического обследования выявляется характер нарушения (отсутствие, замена, смешение, искажение звуков) в различных позициях — изолированно, в слогах (открытых, закрытых, со стечением согласных), словах (в начале, середине, конце), фразах, текстах. Затем проверяется состояние фонематического слуха – способность к слуховой дифференциации всех коррелирующих фонем.

В логопедическом заключении отражается форма дислалии (механическая или функциональная), вид дислалии (артикуляторно-фонематическая, акустико-фонематическая, артикуляторно-фонетическая), разновидность неправильного звукопроизношения (ротацизм, сигматизм и т. д.).

Дифференциальная диагностика

При механической дислалии ребенку может потребоваться консультация стоматолога (стоматолога-хирурга, ортодонта); при функциональной дислалии – детского невролога. Для исключения тугоухости проводится консультация детского отоларинголога и исследование функции слухового анализатора. Дифференциальную диагностику дислалии, прежде всего, следует проводить со стертой дизартрией.

Коррекция дислалии

Работа по коррекции дислалии выстраивается в соответствии с тремя этапами работы: подготовительным, этапом формирования первичных произносительных навыков и этапом формирования коммуникативных навыков.

  1. Подготовительный этап. При механической дислалии необходимо устранение анатомических дефектов в строении артикуляционного аппарата (пластика уздечки языка или верхней губы, курс ортодонтического лечения). При моторной функциональной дислалии проводится развитие речевой моторики (артикуляционная гимнастика, логомассаж); при сенсорной функциональной дислалии – развитие фонематических процессов. Также для правильного звукопроизношения важным является формирование направленной воздушной струи, развитие мелкой моторики, отработка произношения опорных звуков.
  2. Этап формирования первичных произносительных навыков. Включает постановку изолированного звука (по подражанию, с механической помощью, т. е. с использованием логопедических зондов или смешанным способом); автоматизацию звука в слогах, словах, предложениях и текстах и дифференциацию звуков (при их смешении).
  3. Этап формирования коммуникативных навыков. На заключительном этапе по коррекции дислалии формируются навыки безошибочного употребления отработанных звуков во всех ситуациях общения.

Логопедические занятия по коррекции дислалии должны проводиться регулярно, не реже 2-3-х раз в неделю. Важно, чтобы дома также выполнялись задания логопеда и артикуляционная гимнастика. Продолжительность занятий при простой дислалии — от 1 до 3-х мес.; при сложной дислалии – 3-6 мес.

Прогноз и профилактика

В большинстве случаев дислалия успешно поддается коррекции. Успешность и сроки преодоления дислалии определяются сложностью дефекта, возрастными и индивидуальными особенностями ребенка, регулярностью занятий, участием родителей. У дошкольников дефекты звукопроизношения корригируются быстрее, чем у школьников, у учеников младших классов – быстрее, чем у учеников среднего и старшего звена.

Профилактика дислалии требует своевременного выявления анатомических нарушений в строении органов речи, окружение ребенка правильными образцами для речевого подражания, всестороннюю заботу о физическом развитии и здоровье детей.

Источник

Дислалия — это дефекты произношения, возникающие при совершенно здоровом слухе и сохранности иннервации речевого аппарата. Обычно подобные вербальные отклонения можно наблюдать у детей дошкольного возраста и младших школьников. Проявляются они искажением, смещением, замещением или полным отсутствием одного или нескольких звуков устной речи.

Типы нарушений и их симптомы

Такой термин, как «звукопроизношение» охватывает собой фонетическое (звуковое) оформление разговорной речи и речедвигательные навыки. Среди различных расстройств звукопроизношения чаще всего можно встретить отдельные аномалии ее звукового оформления, в то время как другие операции высказываний остаются естественными. Нельзя не принимать во внимание, что дислалия сегодня остается одним из наиболее распространенных логопедических нарушений, которые не связаны с нарушениями в работе центральной нервной системы или слухового аппарата.

Симптоматику заболевания в каждом случае определяет конкретная форма патологии. В соответствии с классификацией заболевания различают физиологическую, механическую (или органическую), а также функциональную дислалию.

При этом физиологическая дислалия обуславливается возрастной невнятностью речи ребенка. Механическая же вызывается врожденными или приобретенными отклонениями в строении и развитии речевого аппарата.

Причины дислалии

Различные формы заболевания могут развиваться вследствие разных причин. В одних случаях это могут быть нарушения в строении речевого аппарата, в других случаях заболевание развивается вследствие неправильного вербального воспитания ребенка.

  • В основе физиологической формы недуга лежит обусловленная возрастом недоразвитость органических структур, поддающаяся коррекции по мере того, как ребенок взрослеет.
  • Механическая дислалия возникает вследствие обусловленных генетически приобретенных или врожденных патологий органов речевого аппарата.
  • Функциональная дислалия никак не связывается с патологиями строения органов, ответственных за устную речь. Эта группа более развернута и в свою очередь объединяет несколько видов болезни.

Функциональная дислалия означает, у ребенка нет нарушений речевого аппарата, однако он произносит звуки неправильно

Прежде всего, различают моторную и сенсорную дислалии.

  • Первый тип развивается в связи с функциональными нарушениями речедвигательного анализатора. Проще говоря, при подобной патологии у ребенка во время разговора неправильно двигаются губы и язык – это и становится причиной искажения звуков.
  • При сенсорной дислалии неправильно функционирует речеслуховой анализатор, из-за чего разделение на составные части акустически схожих между собой звуков происходит некорректно и малыш, естественно, не может их правильно повторить.

Случается и так, что оба упомянутых типа недуга наслаиваются один на другой, то есть ребенок пытается изначально некорректно произнести услышанный звук, еще и неправильно двигая губами и языком при этом.

Названия дефектов произношения звуков с описанием приводятся в таблице:

Название дефектаЗвуки, произношение которых страдает
Ротацизм[р] и [р’]
Сигматизмсвистящие [з], [з’], [с], [с’] и шипящие [ж], [ш], [щ], [ч]
Ламбдацизм[л] и [л’]
Каппацизм[к] и [к’]
Гаммацизм[г] и [г’]
Йотацизм[й]
Хитизм[х] и [х’]

Также могут иметь место недостатки твердости и смягчения звуков, когда мягкие согласные ребенок заменяет сдвоенными твердыми и наоборот, а также некорректное выговаривание звонких и глухих звуков, когда глухие согласные звуки заменяются на твердые и наоборот. Кроме того, можно встретить мономорфную или простую и полиморфную (сложную) дислалии. В первом случае ребенок неправильно выговаривает один звук или несколько звуков, принадлежащих к одной группе (рекомендуем прочитать: учимся с ребенком выговаривать букву Р). В случае же полиморфной дислалии всегда нарушено выговаривание сразу нескольких звуков, принадлежащих к различным группам.

Читайте также:  Кровь при цистите у ребенка 5 лет

Чаще всего при заболевании не страдает лексико-грамматическая сторона устной речи. Ребенок развивается нормально и накапливает словарный запас, который соответствует его возрасту, прекрасно понимает, что говорят ему. Однако что именно он говорит и отвечает, в некоторых случаях тяжело понять даже родным.

Неумение выговаривать определенный звук или звуки не говорит о неправильном развитии или низком уровне интеллекта ребенка

Физиологические предпосылки механической дислалии

Механическая дислалия часто возникает, как следствие короткой подъязычной уздечки, которая затрудняет движение языка (подробнее в статье: как лечится короткая уздечка у новорожденного?). Диспропорциональные размеры самого языка также могут быть причиной невозможности развития правильной артикуляции. Способствовать развитию заболевания также могут различные патологии в строении зубочелюстного аппарата, такие как сильное выступание вперед верхней или нижней челюсти, большие промежутки в рядах зубов, аномальное строение неба или его расщепление, укороченная уздечка верхней губы.

Социальные предпосылки функциональной дислалии

Функциональная форма недуга может обуславливаться следующими социальными факторами:

  • Изначально неправильное речевое воспитание ребенка. В частности, частое копирование взрослыми «детского лепета» и постоянные «уси-пусечки».
  • Ребенок воспитывается в семье, где говорят на двух языках. Малыш просто-напросто переносит особенности артикуляции из одного языка в другой. В результате страдает произношение, когда ребенок говорит на обоих языках. Это же может наблюдаться и в случае, когда в семье ребенка говорят на одном языке, а, например, в детском саду – на другом.
  • Недостаточно развито слуховое восприятие фонем.
  • Педагогическая запущенность, а именно – ситуация, когда родители не обращают внимание на неправильное произношение ребенка.
  • Недостаточная подвижность речевого аппарата, которая в результате становится причиной неверного произношения звуков.
  • Умственные отклонения.

Скудное общение с ребенком или, напротив, чрезмерное “сюсюканье” могут стать причиной развития функциональной дислалии

Вообще же можно считать, что любые отклонения в психическом развитии ребенка могут стать причиной заболевания. Значение педагогической составляющей также нельзя недооценивать.

Обследование

В результате подобного обследования специалистом может быть сделан вывод о наличии или отсутствии патологий.

Исследование заболевания начинают с того, что собирают полную информацию о течении беременности у матери ребенка. Тщательно анализируется история развития самого ребенка и перенесенные им в разное время болезни. Врач-логопед проводит зрительный осмотр маленького пациента, в ходе которого изучает строение и уровень подвижности речевого аппарата малыша, после чего предлагает ему выполнить несколько упражнений по подражанию.

Анализ уровня развития устной речи специалист проводит с помощью специально разработанных для выявления аномалий произношения дидактических материалов. Определяется природа существующих у малыша нарушений в различных позициях. Кроме того, оценивается фонематический слух маленького пациента, то есть его умение различать звуки, без которого невозможно нормальное понимание смысла сказанного. При постановке диагноза указывается не только форма, но и тип заболевания.

Если обнаруживается, что заболевание относится к механическому типу, ребенок направляется на консультацию к стоматологу-ортодонту или хирургу. В случае, если заболевание носит функциональный характер, ребенку будет рекомендована консультация детского невролога. А для исключения патологий слуха полезно будет пройти осмотр отоларинголога.

Иногда выявить причину нарушения речи помогает обследование у стоматолога

Лечение и профилактика

Способы лечения нарушения звукопроизношения определяются в зависимости от этиологии заболевания.

  • В случаях механической дислалии терапия будет направлена на исправление прикуса, коррекцию уздечки хирургическим путем и т.д. Устранение таких дефектов проводится в стоматологическом кабинете врачом-ортодонтом. Лучший возраст, в котором подобные патологии поддаются исправлению – 5-6 лет.
  • Лечение функциональной дислалии состоит из нескольких этапов, которые проводятся под контролем врача-логопеда. Чтобы заинтересовать ребенка в обучении, на протяжении подготовительного этапа лечения большое внимание уделяется применению специальных педагогических методик. В частности, используют различные способы развития концентрации внимания и памяти. Кроме того, с определенным вниманием следует отнестись к развитию логопедических навыков (распознаванию звуков (фонем) и т.д.).
  • Моторный тип недуга требует проведения специфических занятий с ребенком, ориентированных на совершенствование речевой моторики. Это особый логопедический массаж, специальная артикуляционная гимнастика для выработки правильного выговора и прочее (подробнее в статье: как выполняется общая артикуляционная гимнастика для детей?). Не последнее значение в отработке хорошего произношения звуков имеет правильное направление струи воздуха при произношении и развитие мелкой моторики.

Дальнейшие действия следует направлять на постановку звуков и доведение их проговаривания до автоматизма, в том числе и в составе отдельных слогов, слов и целых фраз. Одновременно у малыша развивается навык распознавания звуков. Для отработки качественного выговаривания отдельных звуков применяют методы подражания и механическую коррекцию при помощи особого логопедического зонда (подробнее в статье: как делается коррекция дислексии?).

Во время заключительного этапа лечения дислалии особое внимание уделяется психологической составляющей, поскольку должна развиваться способность малыша к коммуникабельности при любых обстоятельствах. Велико также значение педагогической работы для формирования у ребенка уверенности в себе.

В таблице ниже приводятся примеры упражнений для выработки произношения отдельных звуков:

ЗвукУпражнение
Выработка выговаривания звука «р»Во дворе гора, под горой нора. В той норе крот нору стережет.
Выработка выговаривания звука «с»Сидел воробей на сосне, Заснул – и свалился во сне. Если б он не свалился во сне. До сих пор бы сидел на сосне.
Тренировка выговаривания звука «ж»У ежа ежата, у ужа ужата. Не живут ужи, где живут ежи.
Тренировка выговаривания звука «щ»Щенок жалобно пищит, Тащит он тяжелый щит.

Врач-педиатр 2 категории, аллерголог-иммунолог, окончила БГМУ Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию. Подробнее »

Источник