Дислалия ребенку 5 лет
Дислалия – это расстройство речи, связанное с неверным произношением некоторых звуков при условии, что у ребенка нет проблем со слухом, мышлением, а его речевой аппарат полностью контролируется ЦНС. Обычно нарушение обнаруживается у детей в возрасте 3-6 лет, когда малыш активно осваивает речь.
Причины
- пороки и особенности развития речевых органов;
- педагогическая запущенность;
- нарушения механизмов восприятия, анализа и воспроизведения речи (в результате снижения слуха, травмы и т. д.);
- наличие в окружении ребенка человека, который плохо выговаривает отдельные звуки;
- злоупотребление родителями искаженными «детскими» псевдословами, типа «кися», «вава» и т. п.
- использование в семье двух и более языков.
Ребенок обычно правильно выговаривает большинство звуков и слогов, трудность для него представляют только звуки, схожие по месту и способу образования. Нарушение может проявляться как одним дефектом, так и их сочетанием.
Признаки
Понять, что у ребенка есть это расстройство, можно по следующим признакам:
- пропуск некоторых звуков в любой части слова;
- замена звуков на похожие, правда, иногда все же появляются и правильные звуки;
- искажение слова, хорошо знакомого малышу.
При этом грамматическая и лексическая стороны речи никак не страдают. Сохраняется слоговая структура слова, с возрастом словарный запас неуклонно растет, ребенок правильно употребляет падежи, различает множественное и единственное число, может построить связанное высказывание без логических ошибок.
Виды дислалии и их особенности
В зависимости от первопричины специалисты выделяют несколько видов нарушения.
- Органическая дислалия (ее также называют механической) возникает из-за анатомических особенностей речевых органов: короткая уздечка языка, порок челюстно-лицевого скелета, нёба, губ, языка. Здесь требуется сначала исправить недостаток хирургическим путем и только потом приступать к постановке звуков.
- Функциональная дислалия возникает либо из-за проблем с центром мозга, который управляет движением языка и губ (моторная форма), либо из-за нарушений работы слухоречевого анализатора. Отсутствие проблем с произносительным аппаратом – это сенсорная форма. Для лечения требуется помощь невролога и логопеда.
- При моторной форме ребенок произносит звуки очень нечетко, с помехами, призвуками, гнусавостью.
- При сенсорной форме путает похожие и парные звуки, например, твердые на мягкие, глухие на звонкие и т. д. Среди причин: нарушение слуховой функции, проблемы с фонематическим слухом, травмы, педагогическая запущенность.
Читайте также: Когда ребенок начинает понимать речь?
В функциональной дислалии также выделяют:
- артикуляционно-фонетическую форму – в речи звук присутствует, но при его произнесении речевые органы находятся в неправильном положении, поэтому он получается искаженным, но фонематический слух запоминает его как правильный;
- артикуляционно-фонематическую форму – подмена сложного по способу образованию звука более легким, для произнесения которого требуется меньше усилий;
- акустико-фонематическая форма объясняется тем, что ребенок не различает фонемы.
- Физиологическая (или возрастная дислалия) – здесь нечеткое, неправильное произношение связано с развитием артикуляционного аппарата. Патологий нет, просто речевые органы, скажем так, еще не готовы к артикуляции тех или иных звуков в силу возраста малыша. Расстройство обычно диагностируется у детей 5 лет и проходит к 6 годам самостоятельно.
Диагностика
Постановка диагноза возможна только после тщательного обследования у невролога и логопеда. Если ребенок вялый, проявляет мало интереса к окружающему миру, общению со сверстниками, необходимо подтвердить или исключить дизартрию.
В ходе обследования врач и логопед обязательно проверяют:
- развитие моторики;
- сохранность слуха, зрения;
- произносительную функцию речевых органов;
- устную речь;
- способность различать фонемы.
Как помочь ребенку?
При механической форме выполняют хирургическую коррекцию недостатков речевых органов. Наилучшее время для этого – возраст до 7 лет. После заживления тканей начинают занятия с логопедом.
При функциональной форме невролог назначает курс медикаментозного лечения, если это необходимо. Логопедическая помощь осуществляется в несколько этапов:
- развитие слуховой памяти, формирование умения различать фонемы, для этого назначается артикуляционная гимнастика, массаж, речевая моторика;
- постановка звуков, запоминание их ребенком. Упражнения основаны на принципе подражания;
- развитие навыков общения.
При возрастной форме особой помощи ребенку не требуется, однако родителям необходимо внимательно следить за развитием речи. Если после 6 лет ошибки в произношении звуков не исчезли, то это свидетельствует о серьезном нарушении, нужно срочно посетить логопеда.
Читайте также: Индивидуальные занятия по подготовке к школе
Прогноз
При своевременной и грамотной коррекции у 95% детей расстройство корректируется полностью в течение 4-6 месяцев. Главное условие успеха – регулярные занятия, строгое соблюдение рекомендаций врача и логопеда.
Опасна ли дислалия? К сожалению, некоторых родителей может даже умилять шепелявящее чадо, и они ждут, когда ребенок «перерастет» и волшебным образом сам справится с данной проблемой. Но нарушение опасно тем, что на его фоне легко развиваются более сложные смешанные дефекты речи, которые требуют трудной и длительной коррекции.
Источник
Дислалия – это различные дефекты звукопроизношения у лиц с нормальным слухом и сохранной иннервацией артикуляционного аппарата. Дислалия проявляется отсутствием, заменами, смешением или искажениями звуков в устной речи. При дислалии проводится логопедическое обследование строения и подвижности речевого аппарата, состояния звукопроизношения и фонематического слуха, при необходимости – консультации стоматолога, невролога, отоларинголога. Логопедическое воздействие при дислалии включает 3 этапа: подготовительный, формирование первичных произносительных навыков, формирование коммуникативных навыков.
Общие сведения
Дислалия – нарушение нормированного произношения и употребления звуков речи, не связанное с органическим повреждением ЦНС или органов слуха. Дислалия является наиболее распространенным в логопедии речевым нарушением, которое встречается у 25-30% (по некоторым данным – у 52,5%) дошкольников (5-6 лет), 17-20% младших школьников (1-2 класс) и у 1% детей более старшего возраста. В последние годы в структуре дислалии преобладающими стали полиморфные нарушения звукопроизношения, которые препятствуют дальнейшему нормальному овладению письменной речью и способствуют возникновению дисграфии и дислексии.
Дислалия
Причины
Причины механической дислалии
В основе неправильного звукопроизношения при механической дислалии лежат органические дефекты периферического артикуляционного аппарата (языка, губ, зубов, челюстей). Среди аномалий строения языка и губ, приводящих к дислалии, встречаются:
- короткая уздечка языка или верхней губы. При укороченной подъязычной связке, прежде всего, страдает произношение верхнеязычных звуков.
- макроглоссия (массивный, язык), микроглоссия (узкий, маленький язык). Макро- и микроглоссия обычно наблюдаются у детей с общим физическим или умственным недоразвитием
- толстые, малоподвижные губы. При аномалиях губ отмечаются дефекты губных и губно-зубных звуков.
Анатомические дефекты зубочелюстной системы, обусловливающие механическую дислалию, могут иметь врожденный характер либо возникать вследствие заболеваний и травм. Дефекты строения костной основы речевого аппарата представлены:
- неправильным прикусом (глубоким, перекрестным, открытым, прогенией, прогнатией);
- аномалиями зубных рядов (диастемами, редко расположенными или мелкими зубы и т. д.);
- высоким узким (готическим) или низким плоским верхним нёбом.
Следует отметить, что нарушения произношения, связанные с такими органическими дефектами речевого аппарата, как расщелины верхней губы, мягкого и твердого нёба, относятся не к дислалии, а к ринолалии.
Причины функциональной дислалии
При функциональной дислалии строение артикуляционного аппарата не изменено, т. е. отсутствует органическая основа для нарушения звукопроизношения. В этом случае причинами дислалии выступают неблагоприятные социальные или биологические факторы.
- Социальные факторы: подражание детей неправильной речи взрослых (торопливой, косноязычной, диалектной), подражание взрослых детскому лепету («сюсюканье»), случаи билингвизма в семье, педагогическая запущенность.
- Биологические факторы: общая физическая ослабленность у часто болеющих детей, минимальная мозговая дисфункция (ММД), способствующая запаздыванию речевого развития, несформированности фонематического слуха, речевых укладов и их переключений.
Классификация
С учетом причин нарушения звукопроизношения выделяют механическую (органическую) и функциональную дислалию. Механическая дислалия связана с дефектами анатомического строения артикуляционного аппарата. Функциональная дислалия обусловлена социальными факторами либо обратимыми нейродинамическими нарушениями в коре головного мозга. Функциональная дислалия, в свою очередь, подразделяется на:
- моторную (обусловленную нейродинамическими сдвигами в центральных отделах речедвигательного анализатора). При моторной дислалии движения губ и языка становятся в некоторой степени неточными и недифференцированными, что обусловливает приблизительность артикуляции звуков, т. е. их искажение (фонетический дефект).
- сенсорную (обусловленную нейродинамическими сдвигами в центральных отделах речеслухового анализатора). При сенсорной функциональной дислалии затрудняется слуховая дифференциация акустически сходных фонем (твердых и мягких, глухих и звонких, шипящих и свистящих), что сопровождается смешением и заменами звуков в устной речи (фонематический дефект) и однотипным заменам букв на письме.
- сенсомотрную. В случае одновременного наличия сенсорной и моторной недостаточности говорят о сенсомоторной форме дислалии.
В зависимости от несформированности тех или иных признаков звуков (акустических или артикуляторных) и характера дефекта (фонетического или фонематического) выделяют дислалию:
- акустико-фонематическую;
- артикуляторно-фонематическую;
- артикуляторно-фонетическую.
С учетом количества нарушенных звуков дислалия может быть простой (при неправильном произношении 1-4 звуков) и сложной (при дефектном произношении более 4-х звуков). Если нарушается произношение звуков из одной артикуляционной группы (например, только шипящих или свистящих), говорят о мономорфной дислалии; если из разных артикуляционных групп (например, свистящих и шипящих одновременно) – о полиморфной дислалии.
Фонетические дефекты произношения звуков разных групп (искажения) при дислалии принято обозначать терминами, образованными от букв греческого алфавита:
- Ротацизм – недостатки произношения [р] и [р’]
- Ламбдацизм — недостатки произношения [л] и [л’]
- Сигматизм — недостатки произношения шипящих [ж], [ш], [щ], [ч] и свистящих [с], [с’], [з], [з’]
- Йотацизм – недостатки произношения [й]
- Гаммацизм – недостатки произношения [г] и [г’]
- Каппацизм – недостатки произношения [к] и [к’]
- Хитизм — недостатки произношения [х] и [х’]
- Дефекты озвончения и оглушения – замены звонких согласных парными глухими и наоборот
- Дефекты смягчения и твердости — замены мягких согласных парными твердыми звуками и наоборот
При дислалии часто встречаются сложные комбинированные дефекты (сигматизм + ротацизм, ламбдацизм + ротацизм, сигматизм/ротацизм + дефекты смягчения и т. д.).
В том случае, если при дислалии имеет место фонематический дефект (замены звуков), к названию недостатки звукопроизношения прибавляется приставка «пара-»: параротацизм, параламбдацизм, парасигматизм, парайотацизм, парагаммацизм, паракаппацизм, парахитизм.
Симптомы дислалии
Дефекты звукопроизношения при дислалии представлены пропусками, заменами, смешениями и искажениями звуков.
- Пропуск звука — его полное выпадение в той или иной позиции (в начале, в середине либо в конце слова).
- Замена звука – это стойкое замещение одного звука другим, также присутствующим в фонетической системе родного языка. Звуковые замены вызваны неразличением фонем по тонким артикуляторным или акустическим признакам. При дислалии могут заменяться звуки, различные по месту артикуляции или способу образования, по признаку звонкости-глухости или твердости-мягкости.
- Смешение звуков — ребенок постоянно путает два правильно произносимых звука в речевом потоке (т. е. употребляет их то уместно, то неуместно). В этом случае механизм дислалии связан с незаконченностью усвоения системы фонем.
- Искажение звуков – это ненормированное произношение, использование в речи звуков, отсутствующих в фонетической системе русского языка (например, велярное или увулярное произнесение [р], межзубное или боковое произнесение [с] и др.). Искажение звуков обычно встречается при механической дислалии.
При функциональной дислалии, как правило, нарушается произношение одного или нескольких звуков; в случае механической дислалии – группы сходных по артикуляции звуков. Так, открытый передний прикус будет способствовать межзубному воспроизведению звуков переднеязычной артикуляции ([з], [с], [ц], [ч], [ж], [ш], [щ], [д], [т], [л], [н]), поскольку кончик языка не может удерживаться за передними зубами.
Лексико-грамматическая сторона речи при дислалии формируется в соответствии с возрастом: имеется достаточно развитая словарная база, не искажается слоговая структура слова, правильно используются падежные окончания, единичное и множественное число, имеется достаточно высокий уровень развития связной речи.
Наряду с патологическими формами дислалии в логопедии выделяют так называемую физиологическую дислалию, возрастное косноязычие или физиологические несовершенства речи, обусловленные возрастной несформированностью фонематического слуха или движений органов артикуляции. Такие недостатки звукопроизношения в норме исчезают самостоятельно к 5 годам.
Диагностика
Диагностическое обследование речи при дислалии начинают с выяснения особенностей течения беременности и родов у матери, перенесенных заболеваний у ребенка, раннего психомоторного и речевого развития, состояния биологического слуха и зрения, опорно-двигательного аппарата (по медицинской документации). Затем логопед переходит к исследованию строения и подвижности органов артикуляционного аппарата путем визуального осмотра и оценки выполнения серии упражнений по подражанию.
Собственно диагностика устной речи при дислалии включает обследование состояния звукопроизношения и выявление дефектно произносимых звуков с использованием соответствующего дидактического материала. В процессе логопедического обследования выявляется характер нарушения (отсутствие, замена, смешение, искажение звуков) в различных позициях — изолированно, в слогах (открытых, закрытых, со стечением согласных), словах (в начале, середине, конце), фразах, текстах. Затем проверяется состояние фонематического слуха – способность к слуховой дифференциации всех коррелирующих фонем.
В логопедическом заключении отражается форма дислалии (механическая или функциональная), вид дислалии (артикуляторно-фонематическая, акустико-фонематическая, артикуляторно-фонетическая), разновидность неправильного звукопроизношения (ротацизм, сигматизм и т. д.).
Дифференциальная диагностика
При механической дислалии ребенку может потребоваться консультация стоматолога (стоматолога-хирурга, ортодонта); при функциональной дислалии – детского невролога. Для исключения тугоухости проводится консультация детского отоларинголога и исследование функции слухового анализатора. Дифференциальную диагностику дислалии, прежде всего, следует проводить со стертой дизартрией.
Коррекция дислалии
Работа по коррекции дислалии выстраивается в соответствии с тремя этапами работы: подготовительным, этапом формирования первичных произносительных навыков и этапом формирования коммуникативных навыков.
- Подготовительный этап. При механической дислалии необходимо устранение анатомических дефектов в строении артикуляционного аппарата (пластика уздечки языка или верхней губы, курс ортодонтического лечения). При моторной функциональной дислалии проводится развитие речевой моторики (артикуляционная гимнастика, логомассаж); при сенсорной функциональной дислалии – развитие фонематических процессов. Также для правильного звукопроизношения важным является формирование направленной воздушной струи, развитие мелкой моторики, отработка произношения опорных звуков.
- Этап формирования первичных произносительных навыков. Включает постановку изолированного звука (по подражанию, с механической помощью, т. е. с использованием логопедических зондов или смешанным способом); автоматизацию звука в слогах, словах, предложениях и текстах и дифференциацию звуков (при их смешении).
- Этап формирования коммуникативных навыков. На заключительном этапе по коррекции дислалии формируются навыки безошибочного употребления отработанных звуков во всех ситуациях общения.
Логопедические занятия по коррекции дислалии должны проводиться регулярно, не реже 2-3-х раз в неделю. Важно, чтобы дома также выполнялись задания логопеда и артикуляционная гимнастика. Продолжительность занятий при простой дислалии — от 1 до 3-х мес.; при сложной дислалии – 3-6 мес.
Прогноз и профилактика
В большинстве случаев дислалия успешно поддается коррекции. Успешность и сроки преодоления дислалии определяются сложностью дефекта, возрастными и индивидуальными особенностями ребенка, регулярностью занятий, участием родителей. У дошкольников дефекты звукопроизношения корригируются быстрее, чем у школьников, у учеников младших классов – быстрее, чем у учеников среднего и старшего звена.
Профилактика дислалии требует своевременного выявления анатомических нарушений в строении органов речи, окружение ребенка правильными образцами для речевого подражания, всестороннюю заботу о физическом развитии и здоровье детей.
Источник
Дислалия — это дефекты произношения, возникающие при совершенно здоровом слухе и сохранности иннервации речевого аппарата. Обычно подобные вербальные отклонения можно наблюдать у детей дошкольного возраста и младших школьников. Проявляются они искажением, смещением, замещением или полным отсутствием одного или нескольких звуков устной речи.
Типы нарушений и их симптомы
Такой термин, как «звукопроизношение» охватывает собой фонетическое (звуковое) оформление разговорной речи и речедвигательные навыки. Среди различных расстройств звукопроизношения чаще всего можно встретить отдельные аномалии ее звукового оформления, в то время как другие операции высказываний остаются естественными. Нельзя не принимать во внимание, что дислалия сегодня остается одним из наиболее распространенных логопедических нарушений, которые не связаны с нарушениями в работе центральной нервной системы или слухового аппарата.
Симптоматику заболевания в каждом случае определяет конкретная форма патологии. В соответствии с классификацией заболевания различают физиологическую, механическую (или органическую), а также функциональную дислалию.
При этом физиологическая дислалия обуславливается возрастной невнятностью речи ребенка. Механическая же вызывается врожденными или приобретенными отклонениями в строении и развитии речевого аппарата.
Причины дислалии
Различные формы заболевания могут развиваться вследствие разных причин. В одних случаях это могут быть нарушения в строении речевого аппарата, в других случаях заболевание развивается вследствие неправильного вербального воспитания ребенка.
- В основе физиологической формы недуга лежит обусловленная возрастом недоразвитость органических структур, поддающаяся коррекции по мере того, как ребенок взрослеет.
- Механическая дислалия возникает вследствие обусловленных генетически приобретенных или врожденных патологий органов речевого аппарата.
- Функциональная дислалия никак не связывается с патологиями строения органов, ответственных за устную речь. Эта группа более развернута и в свою очередь объединяет несколько видов болезни.
Функциональная дислалия означает, у ребенка нет нарушений речевого аппарата, однако он произносит звуки неправильно
Прежде всего, различают моторную и сенсорную дислалии.
- Первый тип развивается в связи с функциональными нарушениями речедвигательного анализатора. Проще говоря, при подобной патологии у ребенка во время разговора неправильно двигаются губы и язык – это и становится причиной искажения звуков.
- При сенсорной дислалии неправильно функционирует речеслуховой анализатор, из-за чего разделение на составные части акустически схожих между собой звуков происходит некорректно и малыш, естественно, не может их правильно повторить.
Случается и так, что оба упомянутых типа недуга наслаиваются один на другой, то есть ребенок пытается изначально некорректно произнести услышанный звук, еще и неправильно двигая губами и языком при этом.
Названия дефектов произношения звуков с описанием приводятся в таблице:
Название дефекта | Звуки, произношение которых страдает |
Ротацизм | [р] и [р’] |
Сигматизм | свистящие [з], [з’], [с], [с’] и шипящие [ж], [ш], [щ], [ч] |
Ламбдацизм | [л] и [л’] |
Каппацизм | [к] и [к’] |
Гаммацизм | [г] и [г’] |
Йотацизм | [й] |
Хитизм | [х] и [х’] |
Также могут иметь место недостатки твердости и смягчения звуков, когда мягкие согласные ребенок заменяет сдвоенными твердыми и наоборот, а также некорректное выговаривание звонких и глухих звуков, когда глухие согласные звуки заменяются на твердые и наоборот. Кроме того, можно встретить мономорфную или простую и полиморфную (сложную) дислалии. В первом случае ребенок неправильно выговаривает один звук или несколько звуков, принадлежащих к одной группе (рекомендуем прочитать: учимся с ребенком выговаривать букву Р). В случае же полиморфной дислалии всегда нарушено выговаривание сразу нескольких звуков, принадлежащих к различным группам.
Чаще всего при заболевании не страдает лексико-грамматическая сторона устной речи. Ребенок развивается нормально и накапливает словарный запас, который соответствует его возрасту, прекрасно понимает, что говорят ему. Однако что именно он говорит и отвечает, в некоторых случаях тяжело понять даже родным.
Неумение выговаривать определенный звук или звуки не говорит о неправильном развитии или низком уровне интеллекта ребенка
Физиологические предпосылки механической дислалии
Механическая дислалия часто возникает, как следствие короткой подъязычной уздечки, которая затрудняет движение языка (подробнее в статье: как лечится короткая уздечка у новорожденного?). Диспропорциональные размеры самого языка также могут быть причиной невозможности развития правильной артикуляции. Способствовать развитию заболевания также могут различные патологии в строении зубочелюстного аппарата, такие как сильное выступание вперед верхней или нижней челюсти, большие промежутки в рядах зубов, аномальное строение неба или его расщепление, укороченная уздечка верхней губы.
Социальные предпосылки функциональной дислалии
Функциональная форма недуга может обуславливаться следующими социальными факторами:
- Изначально неправильное речевое воспитание ребенка. В частности, частое копирование взрослыми «детского лепета» и постоянные «уси-пусечки».
- Ребенок воспитывается в семье, где говорят на двух языках. Малыш просто-напросто переносит особенности артикуляции из одного языка в другой. В результате страдает произношение, когда ребенок говорит на обоих языках. Это же может наблюдаться и в случае, когда в семье ребенка говорят на одном языке, а, например, в детском саду – на другом.
- Недостаточно развито слуховое восприятие фонем.
- Педагогическая запущенность, а именно – ситуация, когда родители не обращают внимание на неправильное произношение ребенка.
- Недостаточная подвижность речевого аппарата, которая в результате становится причиной неверного произношения звуков.
- Умственные отклонения.
Скудное общение с ребенком или, напротив, чрезмерное “сюсюканье” могут стать причиной развития функциональной дислалии
Вообще же можно считать, что любые отклонения в психическом развитии ребенка могут стать причиной заболевания. Значение педагогической составляющей также нельзя недооценивать.
Обследование
В результате подобного обследования специалистом может быть сделан вывод о наличии или отсутствии патологий.
Исследование заболевания начинают с того, что собирают полную информацию о течении беременности у матери ребенка. Тщательно анализируется история развития самого ребенка и перенесенные им в разное время болезни. Врач-логопед проводит зрительный осмотр маленького пациента, в ходе которого изучает строение и уровень подвижности речевого аппарата малыша, после чего предлагает ему выполнить несколько упражнений по подражанию.
Анализ уровня развития устной речи специалист проводит с помощью специально разработанных для выявления аномалий произношения дидактических материалов. Определяется природа существующих у малыша нарушений в различных позициях. Кроме того, оценивается фонематический слух маленького пациента, то есть его умение различать звуки, без которого невозможно нормальное понимание смысла сказанного. При постановке диагноза указывается не только форма, но и тип заболевания.
Если обнаруживается, что заболевание относится к механическому типу, ребенок направляется на консультацию к стоматологу-ортодонту или хирургу. В случае, если заболевание носит функциональный характер, ребенку будет рекомендована консультация детского невролога. А для исключения патологий слуха полезно будет пройти осмотр отоларинголога.
Иногда выявить причину нарушения речи помогает обследование у стоматолога
Лечение и профилактика
Способы лечения нарушения звукопроизношения определяются в зависимости от этиологии заболевания.
- В случаях механической дислалии терапия будет направлена на исправление прикуса, коррекцию уздечки хирургическим путем и т.д. Устранение таких дефектов проводится в стоматологическом кабинете врачом-ортодонтом. Лучший возраст, в котором подобные патологии поддаются исправлению – 5-6 лет.
- Лечение функциональной дислалии состоит из нескольких этапов, которые проводятся под контролем врача-логопеда. Чтобы заинтересовать ребенка в обучении, на протяжении подготовительного этапа лечения большое внимание уделяется применению специальных педагогических методик. В частности, используют различные способы развития концентрации внимания и памяти. Кроме того, с определенным вниманием следует отнестись к развитию логопедических навыков (распознаванию звуков (фонем) и т.д.).
- Моторный тип недуга требует проведения специфических занятий с ребенком, ориентированных на совершенствование речевой моторики. Это особый логопедический массаж, специальная артикуляционная гимнастика для выработки правильного выговора и прочее (подробнее в статье: как выполняется общая артикуляционная гимнастика для детей?). Не последнее значение в отработке хорошего произношения звуков имеет правильное направление струи воздуха при произношении и развитие мелкой моторики.
Дальнейшие действия следует направлять на постановку звуков и доведение их проговаривания до автоматизма, в том числе и в составе отдельных слогов, слов и целых фраз. Одновременно у малыша развивается навык распознавания звуков. Для отработки качественного выговаривания отдельных звуков применяют методы подражания и механическую коррекцию при помощи особого логопедического зонда (подробнее в статье: как делается коррекция дислексии?).
Во время заключительного этапа лечения дислалии особое внимание уделяется психологической составляющей, поскольку должна развиваться способность малыша к коммуникабельности при любых обстоятельствах. Велико также значение педагогической работы для формирования у ребенка уверенности в себе.
В таблице ниже приводятся примеры упражнений для выработки произношения отдельных звуков:
Звук | Упражнение |
Выработка выговаривания звука «р» | Во дворе гора, под горой нора. В той норе крот нору стережет. |
Выработка выговаривания звука «с» | Сидел воробей на сосне, Заснул – и свалился во сне. Если б он не свалился во сне. До сих пор бы сидел на сосне. |
Тренировка выговаривания звука «ж» | У ежа ежата, у ужа ужата. Не живут ужи, где живут ежи. |
Тренировка выговаривания звука «щ» | Щенок жалобно пищит, Тащит он тяжелый щит. |
Врач-педиатр 2 категории, аллерголог-иммунолог, окончила БГМУ Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию. Подробнее »
Источник