Дисгармоничное развитие ребенка презентация

Дисгармоничное развитие ребенка презентация thumbnail

Источник

Слайд 1

1 Дисгармоничное психическое развитие

Слайд 2

2 Дисгармоничное психическое развитие это тип дизонтогенеза , основой которого является врожденная или рано приобретенная диспропорциональность развития психики ребенка, преимущественно в эмоционально-волевой сфере. Экстрапунитивный тип Особенности раннего развития – дисгармонический инфантилизм В раннем возрасте эти дети могут быть более демонстративны, более капризны, чем их сверстники. Дети достаточно работоспособны, при хорошей мотивации работоспособность может быть даже повышенной. Но пресыщаемы однотипной деятельностью Произвольная регуляция собственной деятельности соответствует возрастным показателям, а иногда даже развита выше, чем у сверстников. Но существуют варианты и недостаточной сформированности регуляторных функций, что сопровождается импульсивностью, непоследовательностью в демонстративных притязаниях и поведении в целом. Дети могут быть совершенно адекватными в привычных ситуациях, но, когда есть повод «проявить себя», могут быть и демонстративно неадекватны Критичность к своему поведению часто бывает несколько сниженной Общий уровень познавательного развития бывает достаточным. В дошкольном возрасте игра развернутая, драматизированная, с бурным фантазированием. Наблюдаются высокие притязания на успех, как правило, завышенная самооценка. Дети чрезвычайно требовательны к окружающим Отмечается специфика аффективной организации поведения

Слайд 3

3 Дисгармоничное психическое развитие Интропунитивный тип Особенности раннего развития – гармонический и дисгармонический инфантилизм Невысокий фон настроения и часто сниженные показатели общей психической активности (робкие, неуверенные в себе, тревожные) Работоспособность часто оказывается ниже возрастных показателей за счет соматической ослабленности, недостаточности уровня психической активности в целом. В большинстве случаев не отмечается снижение адекватности в ситуации, в которой находится ребенок. Сверхкритичности к результатам своей деятельности Показатели когнитивного развития в целом соответствуют возрасту, однако продуктивность познавательной деятельности у одного и того же ребенка может значительно разниться в зависимости от ситуации Самостоятельная игра может быть очень творческой, развернутой, полностью соответствовать возрастным параметрам и даже превышать их Основной тенденцией развития можно считать наличие тревожности, неуверенности в собственных силах и своей позиции, невозможность принятия решений, выбора. Отмечается низкая помехоустойчивость Отмечается специфика аффективной организации поведения

Читайте также:  Влияние игрушек на развитие личности ребенка

Слайд 4

4 Психопатия ПСИХОПАТИЯ ПАТОЛОГИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ Психопатия – это патологический склад характера, выражающийся в неуравновешенности поведения, плохой приспособляемости к измененным условиям внешней среды, неумении подчиняться требованиям, в повышенной реактивности. ПРИЗНАКИ

Слайд 5

5 Происхождение психопатий Виды психопатий по происхождению

Слайд 6

6 Типы психопатий

Слайд 7

7 Неврозы обратимое расстройство психической деятельности, обусловленное воздействием психотравмирующих факторов и протекающее с осознанием больным факта своего заболевания и без нарушений отражения реального мира НЕВРОЗ функциональность обратимость Причины нервных заболеваний детей кроются не в несовершенстве детской природы, а в ошибках воспитания.

Слайд 8

8 Что провоцирует неврозы у детей

Слайд 9

9 Какие дети больше подвержены невротическим заболеваниям?

Слайд 10

10 Виды неврозов ( А.И.Захаров ) неспособности родителей принять ребенка таким, каков он есть на самом деле. переключение внимания родителей на другого ребенка, появившегося в семье непоследовательность в воспитании родителей и ближайшего окружения — бабушек и дедушек. нарушение семейных отношений. повышенная требовательность родителей, требовательность — ради требований, принципиальность — вопреки здравому смыслу. часто возникает у «домашних» детей, мало общающихся со сверстниками

Слайд 11

11 Системные невротические проявления

Слайд 12

12 Рекомендации педагогу ПСИХОПАТИЯ НЕВРОЗЫ В зависимости от типа психопатии, черты которой проявляются у ребенка, педагогу важно следовать определенным правилам поведения при общении с детьми: тревожными (неуверенными в себе, замкнутыми) гиперактивными агрессивными и т.д. А также поддерживать тесную связь с родителями, чтобы обеспечить единый подход к воспитанию и обучению. Так как причина детских неврозов, как правило, лежит в сфере внутрисемейных отношений, на которые педагог на прямую не может воздействовать, то очень важно для педагога, обходя провоцирующие факторы, нивелировать проявление слабых сторон и путем целенаправленного воспитания усилить сильные стороны, имеющиеся у каждого ребенка.

Источник

1. Дисгармоничное развитие

2.

Дисгармоническое психическое развитие – это
тип дизонтогенеза, основой которого является
врожденная
или
рано
приобретенная
диспропорциональность развития психики
ребенка, преимущественно в эмоциональноволевой сфере.
Этот
вид
дизонтогенеза
клинически
определяется
как
психопатия
или
патологическое развитие личности.
Дисгармоничность
психики
первично
обусловлена нарушениями в эмоциональноволевой сфере ребенка при первично
сохранном интеллекте.

3. Типы дисгармоничного развития:

• Экстрапунитивный тип.
• Интрапунитивный тип.
• Дисгармония,
связанная
с
недостаточностью
психического
тонуса (апатический тип).

4. Экстрапунитивный тип дисгармоничного развития.

Наиболее типичные диагнозы:
— для детского возраста: «формирование
личности по истерическому типу»,
«характерологические и
патохарактерологические реакции»;
— для подросткового возраста: «психопатия
возбудимого типа», «характерологические и
патохарактерологические реакции»,
«патологическое формирование личности»,
«истерический невроз», «вызывающее
оппозиционное расстройство».

5. Для детей данного типа характерно:

Достаточно выраженная специфика поведения ребенка: от нарочитой
независимости
до
выраженной
демонстративности,
порой
демонстративного негативизма.
В дошкольном возрасте игра развернутая, драматизированная, с бурным
фантазированием.
Высокие притязания на успех, завышенная самооценка. Они чрезвычайно
требовательны к окружающим.
Достаточная ориентация в проявлениях эмоционального состояния других
людей по отношению к себе при отсутствии собственно эмоционального
контроля и эмпатии по отношению к другим людям.
Уровень сформированности произвольной регуляции собственной
деятельности соответствует возрастным показателям, а иногда даже
развит выше, чем в среднем по возрасту.
Достаточная работоспособность, но пресыщаемость однотипной
деятельностью, что часто и вызывает демонстративные, агрессивные и
протестные реакции.
Несколько сниженная критичность к своему поведению.
В целом достаточный общий уровень познавательного развития.

6.

• Основной формой работы с детьми данного
типа
является
психокоррекционная
/
психотерапевтическая
помощь
с
целью
гармонизации аффективной сферы, телесноориентированной
практики,
семейной
психотерапии.
• Ведущим специалистом в данном случае
следует
считать
психолога
или
психотерапевта.
• При формах, значительно нарушающих
социальную
адаптацию
необходимо
привлечение врача-психиатра.

7. Интрапунитивный тип дисгармоничного развития

Наиболее типичные диагнозы:
— для детей младшего возраста: «формирование личности по
тормозимому типу», «невротическое развитие личности»,
«расстройства привычек и влечений детского возраста»;
«астено-невротический синдром»;
— для подросткового возраста: «невроз навязчивых состояний»,
«психопатия тормозимого типа», различные варианты
психосоматического развития, «расстройства социального
функционирования, начало которых характерно для детского и
подросткового возрастов», «смешанные расстройства поведения
и эмоций», «эмоциональные расстройства, специфичные для
детского возраста», «другие поведенческие и эмоциональные
расстройства, начинающиеся обычно в детском и подростковом
возрасте».

Читайте также:  Урунтаева особенности развития ребенка

8. Для детей данного типа характерно:

Робость, неуверенность в себе, мнительность. Внешне они выделяются
сутулостью, моторной и эмоциональной «зажатостью».
Невысокий фон настроения и часто сниженные показатели общей
психической активности.
Самостоятельная игра может быть очень творческой, развернутой, полностью
соответствовать возрастным параметрам и даже превышать их. Но при
совместной игре с другими детьми такой ребенок часто теряется, становится
неуверенным, не может настоять на своем.
Достаточно высокая произвольная регуляция поведения, функции
программирования и контроля собственной деятельности, рефлексии при
недостаточной регуляция межличностных взаимодействий.
Сверхкритичность к результатам своей деятельности.
Работоспособность ниже возрастных показателей — за счет соматической
ослабленности, недостаточности уровня психической активности в целом.
В целом соответствие возрасту показателей когнитивного развития .
Однако продуктивность познавательной деятельности у одного и того же
ребенка может значительно разниться в зависимости от ситуации, в которой
предъявляются задания, и стиля общения взрослого, эмоционального
состояния и общего уровня психической активности ребенка.

9.

• Основной формой работы с детьми данного
типа
является
психокоррекционная
/
психотерапевтическая помощь с целью
гармонизации
системы
аффективной
регуляции, создание ситуации успеха и
принятия в широком смысле этого слова. Не
менее важной является и психокоррекционная
работа
с
родителями
и
ближайшим
окружением ребенка.
• Ведущим специалистом следует считать
психолога или психотерапевта.
• При формах, значительно нарушающих
социальную
адаптацию
необходимо
привлечение врача-психиатра.

10. Дисгармония, связанная с недостаточностью психического тонуса (апатический тип).

Наиболее выраженные проявления этого
типа развития наблюдаются в предподростковом и подростковом периоде.
В дошкольном и младшем школьном
возрастах данный тип имеет стертую,
чрезвычайно «смазанную» симптоматику.

11. Для детей данного типа характерно:

• Вялость, собственно апатичность, отсутствие каких-либо
жизненных интересов, опустошенность.
• Безразличие как к результатам собственной деятельности, так и
к их оценке.
• В некоторых случаях возможные проявления негативистичных
и протестных реакций. Однако это «пассивный» негативизм.
• В старшем дошкольном и младшем школьном возрастах этот
тип развития проявляется в общем снижении психического
тонуса, отсутствии специфических детских интересов и
живости реагирования.
• Грубое снижение жизненного тонуса за счет выраженной
недостаточности всей системы аффективной тонизации.
• Одновременное пресыщение и в то же время длительное,
монотонное, «безэмоциональное» и механическое выполнение
какого-либо задания.

12.

Вопрос
о
возможной
развивающей
и
коррекционной
работе
должен
решаться
совместно с психиатром, как ведущим в этом
случае специалистом.
В то же время при невыраженных случаях
апатичного типа дисгармонического развития и
отсутствии противопоказаний к применению
психологической коррекции со стороны врача
может проводиться тонизация аффективной
сферы за счет постепенно нарастающей
сенсорной
стимуляции
в
сочетании
с
психотерапевтической работой с ребенком и его
семьей.

13. Рекомендуемая литература

Беличева С.А. Основы превентивной психологии. – М.: Редакц.-изд. Центр
консорциума «Социальное здоровье России», 1994.
Егоров А.Ю., Игумнов С.А. Расстройства поведения у подростков. клиникопсихологические аспекты. — СПб.: Речь, 2005
Клейберг Ю.А. ПРАКТИКУМ ПО ДЕВИАНТОЛОГИИ. – СПб.: Речь, 2007.
Клейнберг Ю.А. Психология девиантного поведения.- М., 2001.
Леонгард К. Акцентуированные личности. – Киев, 1981.
Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков –Л., 1991.
Мамайчук И. И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в
развитии. – СПб.: Речь, 2006.
Мамайчук И.И. Смирнова М.И. Психологическая помощь детям и подросткам с
расстройствами поведения. – СПб.: Речь, 2010.
Менделевич В.Д. Психология девиантного поведения. – М., 2001
Семаго Н.Я., Семаго М.М. Организация и содержание деятельности психолога
специального образования.(библиотека психолога-практика) – М.: АРКТИ, 2005.
Семаго Н.Я., Семаго М.М. Проблемные дети: основы диагностической и
коррекционной работы психолога. (библиотека психолога-практика) –М.: АРКТИ,
2000.
Фурманов И.А. Агрессия и насилие. диагностика, профилактика и коррекция. –
СПб.: Речь, 2007.

Источник