Дисгармоничное физическое развитие ребенка

Дисгармоничное физическое развитие ребенка thumbnail

Сазанова Г.Ю., Донгузова Е.В., Захарова Т.В.

ГБОУ ВПО Саратовский ГМУ им. В.И. Разумовского Минздрава России, кафедра организации здравоохранения, общественного здоровья и медицинского права

В России повсеместно увеличивается частота дисгармоничного физического развития детей, неуклонно растет число детей с выраженной задержкой роста, снижаются физиометрические показатели. Задержки роста являются большой социальной проблемой. Причины низкорослости могут быть различные, как эндокринного, так и неэндокринного генеза. Выяснение причины низкорослости требует углубленного обследования ребенка. Причина задержки роста может быть установлена на этапе специализированной медицинской помощи.

Цель данного исследования – выявление преобладающего вида задержки роста,определение предрасполагающих факторов низкорослости.

Материалы и методы

Использовались аналитический, статистический  методы. Было проанализировано 126 историй болезни детей в возрасте от 12 месяцев до 15 лет,находящихся на лечении в КПДБ в 2009-2010 году по поводу низкорослости. Доля госпитализированных детей с низкорослостью составила за 2009-2010 г. 7,6 % от всех детей, госпитализированных в клинику пропедевтики детских болезней. Среди них 69% мальчиков и 31% девочек.

Результаты

Почти половина всех случаев задержки роста (46%)выявлялась в пубертатном возрасте. В сельской местности задержка роста встречалась чаще (58%). Основная доля детей с данной патологией (80%) воспитываются в семьях,родители которых имеют среднее или среднее специальное образование.

Основными причинами низкорослости у детей,проживающих  как в городской, так и в сельской местности, являются конституциональная задержка роста и семейная низкорослость.В городе  конституциональная задержка роста составила 57%,семейная низкорослость – 29%; в сельской местности – 68%  и 23% соответственно.

По степени задержки роста умеренно выраженная задержка роста была выявлена в 57% случаев, выраженная задержка роста – в 28% случаев; различные формы нанизма  выявлены у  15% детей.

У детей с различными формами нанизма  недостаточность соматотропного гормона и премордиальный нанизм  были диагностирована в 80% случаев,  синдром Шерешевского-Тернера  — в 20%. Этим детям была назначена заместительная терапия.

У детей, с умеренно выраженной задержкой роста  установлены конституциональная задержка роста (71%), семейная низкорослость (18%) и соматогенные задержки роста(11%).

Выводы:

  • В основном, задержка роста  отмечается  у мальчиков.
  • Отмечается  поздняя диагностика  низкорослости у детей  (в возрасте 11-15 лет), что свидетельствует онедостаточной выявляемости педиатрами причин задержки роста  на ранних этапах развития ребенка.
  • Более половины низкорослых детей  (58%) родились или проживают в сельской местности. У этих детей выше доля конституциональной задержки роста и примордиального нанизма.
  • В 80 % случаев низкий рост имеют дети, родители которых имеют только среднее образование.
  • Различные формы нанизма верифицированы у 15% обследованных, им была назначена заместительная терапия.

Ключевые слова

физическое развитие, дети

Источник

Страница 36 из 60

Нарушение гармонии физического развития

При оценке показателей физического развития обращают внимание на соотношение показателей массы и роста ребенка. Между ними, как правило, существует определенная взаимосвязь, взаимозависимость. При нарушении гармонии физического развития соотношение между показателями массы тела и роста нарушается. Также нарушается соотношение показателей обхватных и продольных размеров туловища. Дисгармоничным считается развитие, при котором у ребенка проявляются половые признаки противоположного пола. У мальчиков в этом случае могут определяться такие признаки, как узкая грудная клетка, широкий таз. У девочек, наоборот, могут отмечаться развитая грудная клетка и плечевой пояс, узкий таз.

Нарушение гармонии физического развития может быть обусловлено особенностями вида деятельности, занятий тем или иным спортом. Особенное значение это приобретает при начале занятий спортом в раннем’ возрасте ребенка.

Возникновение дисгармонии в физическом развитии может быть связано с воздействием на организм ребенка различного рода внешних факторов. Дисгармоничность физического развития может неблагоприятным образом отражаться на процессах физического развития ребенка. Нарушение гармонии физического развития ребенка может быть связано с травматическими повреждениями, которые он перенес в детстве. Наиболее опасными являются повреждения позвоночника. Эти повреждения могут привести к нарушению работы верхних и нижних конечностей, туловища, мускулатуры и т. д. Нарушение гармоничности физического развития также может быть обусловлено различного рода заболеваниями, которые перенес ребенок. Некоторые заболевания отражаются на развитии опорно-двигательного аппарата.

Дисгармоничное физическое развитие может делать ребенка восприимчивым к некоторым заболеваниям.

Плоскостопие

Наиболее частой формой нарушения гармоничности физического развития является плоскостопие. Важной особенностью человека является формирование свода стопы, который имеет большое значение для смягчения толчков при ходьбе и др. Свод стопы обеспечивает правильное осуществление процесса отталкивания при движении, создает наиболее благоприятные условия для осуществления работы компонентов мышечной системы, повышает показатели выносливости организма.

Малая активность в детском возрасте, избыточная масса тела и некоторые другие факторы изменяют нагрузку на свод стопы, способствуют его уплощению. Формирование плоскостопия способствует большей утомляемости мускулатуры при движениях. Негативно развитие плоскостопия отражается на осуществлении отдельных видов деятельности, приобретении некоторых навыков, возможностей.

Для определения плоскостопия используют метод отпечатка подошвы на листке бумаги. Для этого на подошву наносят красящее вещество и получают отпечаток.

При сформированном плоскостопии рекомендуется использование специальных ортопедических стелек, ортопедической обуви. В целях профилактики развития плоскостопия можно рекомендовать проведение комплекса упражнений, направленных на развитие и укрепление мышечного аппарата свода стопы. Возможно использование методов массажа.

Нарушение осанки

Дисгармоничность физического развития может выражаться в виде нарушения осанки. Нарушения осанки формируются в большинстве случаев в связи с искривлением того или иного отдела позвоночника. Искривления позвоночника развиваются из-за поддержания ребенком неправильной позы. Она может быть связана с неправильно подобранной мебелью, чтением в положении лежа и др. Неправильная поза оказывает влияние на развитие мускулатуры спины. В этом случае ее формирование происходит неодинаково, что приводит в дальнейшем к искривлению самого позвоночного столба.

Для профилактики нарушения осанки, искривления позвоночного столба показано использование специальных комплексов физических упражнений, которые воздействуют на мускулатуру спины и шеи. Хорошее развитие мышечного каркаса препятствует развитию искривлений позвоночника, нарушений осанки даже при наличии некоторых неблагоприятных условий.

В случае развившихся нарушений осанки у детей в возрасте 5—6 лет можно провести коррекцию этих нарушений, используя специальные комплексы физических упражнений. У детей от 7 лет и старше, которые должны длительное время находиться в одной позе, тоже требуется применение специальных упражнений. В лечении нарушений осанки определенное значение имеют массаж, электростимуляция мышц.

Источник

Прежде чем говорить о патологии, необходимо определиться с нормальными физиологичными прибавками роста.

У детей до года и у деток постарше существуют разные критерии норм роста — помесячные прибавки и определении нормального темпа роста по центильным таблицам.

Читайте также:  В процессе развития у ребенка формируется

Помесячные прибавки роста у детей первого года жизни

Особенности прибавки в росте в первый год жизни для доношенных детей:

  • В среднем за месячный период кроха прибавляет 3 см.
  • Общая прибавка за первый год жизни должна составлять не менее 25 см. Таким образом, нормальный показатель для годовалого малыша – от 74 до 76 см.
  • Интенсивнее дети растут в первые месяцы после рождения, после чего этот процесс замедляется.

Месяцы жизни:

1-3 месяца — 3- 3,5 см ежемесячно;

4-6 месяцев — 2,5 — 3 см;

7-9 месяцев — 1,5 см;

10 – 12 месяцев — 1 см.

Рост ребенка, а также и его вес (для детей первых трех лет жизни + окружность головы) должны измеряться ежегодно.

За этим родители должны следить, ведь в случае появления каких-либо отклонений от нормы и/или появлении различных симптомов, указывающих на развитие заболеваний, в том числе и эндокринных, эти показатели будут иметь большое значение для своевременной диагностики заболевания, дальнейшего наблюдения и эффективности назначенного лечения.

Как эндокринолог в своей практике часто сталкиваюсь с отставанием роста и веса, и отсутствие ежегодных росто-весовых показателей существенно затрудняет предварительный диагноз – от конституционной задержки роста до снижения физиологических ежегодных приростов при соматической патологии и истинной эндокринной патологии.

Важно знать не только насколько ребенок отстает в росте, но и когда и по какой причине произошли эти изменения – с рождения или через определенный промежуток времени.

Центильные таблицы

После года правильно определяется рост по центильным таблицам, которые определяют уровни роста ребенка.

Для определения примерного соответствия роста и веса возрасту на разных сайтах встречаются различные формулы, они больше для родителей и носят ориентировочный характер. Следует знать, что они имеют значительные погрешности, не учитывают пол ребенка и указывают на средние значения роста и веса.

Центильные таблицы составлены на основании исследований ВОЗ, которые проводились в период 1997—2003 г.г. и в которых прочитаны нормы роста детей зависят, прежде всего, от пола ребенка, поэтому для девочек и мальчиков ВОЗ создала отдельные таблицы с усредненными показателями.

В зависимости от возраста малыша соотношение длины и массы тела, а также прибавка тоже будут отличаться.Кроме этого по центильным таблицам можно определить уровни роста и их ежегодное изменение, можно построить кривую роста и определить ее степень ее отклонения от средних величин, а при низкорослости – динамику изменения до и после лечения.

Уровни роста по центильным таблицам:

  • меньше 3 % — очень низкий рост (низкорослость) — ребенка нужно обязательно обследовать у эндокринолога;
  • от 3% до 10% — низкий рост — требует наблюдения, при наличии дополнительных симптомов необходимо обследование;
  • от 10% до 25% — рост ниже среднего (вариант нормы, наблюдение педиатра);
  • от 25% до 75% — средний рост;
  • от 90% до 97% — высокий рост — наблюдение педиатра, вариант нормы; больше 97% — очень высокий (высокорослость) — наблюдение и обследование у эндокринолога.

Такие же показатели по парацентильным таблицам используют при оценке веса ребенка.

Гармоничность или дисгармоничность физического развития у детей оценивают по индексу массы тела (ИМТ) – масса/рост в квадрате. На сегодняшний день существует много удобных калькуляторов для расчета ИМТ.

  • Развитие гармоничное — при отнесении ребенка от 10 до 90 центильного коридора по ИМТ;
  • дисгармоничное — от 3-го до 10-го и от 90-го до 97-го центильного коридора по ИМТ

Также необходимо определять индекс пропорциональности:

Массо-ростовой коэффициент (у доношенных новорожденных при рождении)

Масса/Рост× 100% в норме = 60 — 65%;

I степень задержки внутриутробного развития — 59-55%;

II степень— 54- 50%;

III степень — менее 50%.

При этом нужно учитывать, что эти таблицы используют только для доношенных новорожденных.

Рост — нормы и патология у недоношенных детей

У недоношенных детей необходимо определять соответствие физического развития гестационному сроку. Развитие соответствует гестационному возрасту при отнесении массы, длины тела, окружности головы, массо-ростового коэффициента от 10 до 90 процентиль.

Задержка внутриутробного развития констатируется при стабильно низких показателях при двух и более измерениях ниже 3-й процентили – при росте меньше 48 см, весе – меньше 2200гр.Все дети с задержкой внутриутробного развития должны обязательно наблюдаться детским эндокринологом.После 43 недели оценку физического развития проводят по диаграммам для детей раннего возраста, но с учетом скорригированного возраста (разница между фактическим постнатальным возрастом в неделях и недостающими до доношенного срока неделями гестации).Наиболее высокие темпы роста недоношенных детей — в первые 3 месяца жизни (3,5-5 см в месяц).

  • В первом полугодии ежемесячная прибавка роста составляет 2,5-5,5 см,
  • во втором полугодии — 0,5-3 см.

Суммарная прибавка роста за год — 27-38 см. Средний рост новорожденного ребенка к году — 70,2-77,5 см. Масса тела недоношенных детей на 1-м году увеличивается в 6-7 раз; адекватна прибавка из расчета 20 г/кг массы тела при рождении. Антропометрические показатели выравниваются с данными у доношенных детей в возрасте примерно 2 лет, но при массе тела до 1500 гр. показатели отстают.

В любом случае при изменении темпов роста, родителям необходимо обратить на это внимание, а при устойчивом отклонении – проконсультироваться у детского эндокринолога.

Главные причины задержки роста

Чаще всего отставание в росте обусловлено конституциональными особенностями роста и развития ребенка.

Выделяют:

  • Конституционную задержку роста и полового созревания (синдром позднего пубертата).
  • Семейную низкорослость.
  • Врожденную соматотропную недостаточность — изолированную или с множественным дефицитом гормонов).
  • Приобретенную соматоропную недостаточность.
  • Синдром Ларона возникает при нарушении чувствительности рецепторов к гормону роста.
  • Гипотиреоз (дефицит гормонов щитовидной железы).
  • Низкорослость при генетических заболеваниях (синдром Шерешевского -Тернера, Нонне).
  • Псевдогипопаратиреоз (синдром Олбрайта).
  • Соматически обусловленные нарушения роста — врожденные и приобретенные хронические заболевания (сердца, почек, печени, крови, кишечника, обменные нарушения, патология костной системы).

Другие причины задержки роста

Многие факторы могут оказывать отрицательное влияние на процессы роста и развития. Главные – это генетические и средовые изменения, которые могут влиять на плод еще во внутриутробном периоде.

Средовые факторы

Повреждающими экзогенными (внешними) факторами в период внутриутробного развития могут быть химические вещества, в том числе многие лекарственные средства, ионизирующее облучение (например, рентгеновское в диагностических дозах), гипоксия, голодание, наркотики, никотин, вирусы и др..

Читайте также:  Колесников речевое развитие ребенка

Химические вещества и лекарства, проникающие через плацентарный барьер, особенно опасны для зародыша в первые 3 месяца беременности, так как они накапливаются в повышенных концентрациях в тканях и органах зародыша. Наркотики нарушают развитие головного мозга. Голодание, вирусы вызывают пороки развития и даже внутриутробную гибель. Хронические заболевания, а также лекарственные препараты могут повлиять на процессы роста и созревание плода и, впоследствии, ребенка.

Поэтому крайне важно оградить будущего малыша от их вредоносного действия:

  • рационально питаться, при этом исключить все продукты, которые могут оказать отрицательное воздействие (аллергены, трасжиры, консерванты, пищевые добавки, много сахара);
  • минимализировать прием лекарственных препаратов;
  • следить за состоянием своего здоровья, что своевременно среагировать на развитие или обострение заболеваний;
  • уменьшить активные двигательные и эмоциональные нагрузки.

Генетические факторы

Распознать роль генетических факторов очень сложно и все же их можно предвидеть — генетическая основа дефицита гормона роста при наличии родственников первой степени родства с той же патологией в 5-30 % случаев. Это связано с различными мутациями в генах PIT-1, PROP1 (prophet of Pit1), GH1, которые регулируют развитие гипофиза в периоде эмбрионального развития. На сегодняшний день, они имеют рецессивный характер наследования (т.е должны присутствовать у обеих родителей важный фактор – близкородственные браки или люди, проживающие длительное время на одной территории – низкорослость считается этнической особенностью некоторых народов.

В данной ситуации при наличии у близких родственников дефицита гормона роста, изолированного или в сочетании с другими проявлениями нарушений гипоталамо-гипофизарной области, детей, страдающих нарушениями роста – возможно молекулярно-генетическое обследование родителей и определение рисков развития у ребенка секреции гормона роста и связанные с этим проблемы со здоровьем в дальнейшем.

Проявления задержки роста и формирование врожденных форм низкорослости заметны уже в первые 3-6 месяцев жизни, если это сочетается с отягощенным семейным анамнезом (наличии родственников первой степени родства с той же патологией с низкорослостью) или близкородственный брак – малыша должен обязательно осмотреть детский эндокринолог.

Задержка роста ребенка в первые годы жизни может быть связана с воздействием на плод отрицательных внешних или внутренних агентов:

  • сложная беременность;
  • прием лекарственных средств;
  • прием алкоголя или наркотиков, курение;
  • частые стрессы в период вынашивания малыша.

Эти дети также должны наблюдаться детским эндокринологом.

Внешние факторы после рождения

Наиболее частой причиной соматотропной недостаточности являются опухоли центральной нервной системы различной этиологии, в первую очередь, затрагивающие гипоталамо-гипофизарную область. После проведенного лечения таких опухолей (операция, лучевая терапия, химиотерапия), как правило, проявления гипопитуитаризма (соматотропной недостаточности) нарастают.

Также возможны травмы, в том числе и родовые с асфиксией и фетальным дистрессом — сложные роды, применяемые пособия (акушерские шпицы, вакуум экстракция плода), стремительные роды.

Значительные снижения темпов роста наблюдаются после лечения опухолей, которые не затрагивают гипоталамо-гипофизарную область – облучение головы и шеи при лейкозе, медуллобластоме, ретинобластоме, лимфогранулематозе. Снижение продукции гормона роста наблюдается после химиотерапии.

Ряд объемных образований анатомически не связанных с гипофизом могут сопровождаться снижением выработки гормона роста — глиома зрительных нервов, астроцитома, локализующиеся в непосредственной близости к гипоталамо-гипофизарной области.

врач-педиатр, детский эндокринолог Сазонова Ольга Ивановна

Источник

Подростковый возраст — это начало полового созревания, когда системы организма переживают настоящую революцию. Но в организме нельзя изменить все сразу и везде. Нужны время и силы. Все органы и системы должны подрасти, перестроиться, приспособиться к новому способу жизни. Не удивительно, что в такую сложную пору падает школьная успеваемость, снижается работоспособность, нарушается внутренняя гармония личности. Иногда взаимоотношения с родителями ухудшаются настолько, что кажется — ребенка подменили. О физиологических причинах, обуславливющих сложности в поведении подростков, рассказывается в этой статье

За подростковым возрастом следует период окончательного полового созревания. Начинается перестройка с подкорковых структур головного мозга и гипофиза, вызывающих соответствующие изменения гормонального фона, который, в свою очередь, сказывается на работе всех клеток организма. Чувствительность разных тканей к гормонам неодинакова, изменения в них порой разнонаправлены и нелегко переносятся организмом. Но зато эти изменения позволяют решить главную задачу завершения развития — достижение способности к размножению как в биологическом, так и в социальном плане.

Вслед за функциональной перестройкой происходит изменение пропорций тела, появление и развитие вторичных половых признаков, перестройка в деятельности дыхательной, сердечно-сосудистой, мышечной, пищеварительной систем, в регуляции совместной работы всех систем на новом уровне. Меняются стереотипы двигательных реакций.

Перестройка деятельности различных органов и систем организма в большей мере связана с изменением размеров, массы и пропорций тела. У девочек эти процессы начинаются приблизительно на 2 года раньше и завершаются быстрее (за 3–4 года), чем у мальчиков (за 4–5 лет).

Рост происходит, в основном, за счет увеличения длины конечностей, причем руки и ноги растут не одновременно и не одинаково. Из-за этого сильно меняется механика движений. Полностью меняется и организация мышечной системы, возрастает роль и доля мышечных волокон, обеспечивающих проявление силы и быстроты. Соответственно укрепляются и кости, на которые теперь приходится большая нагрузка. Строение тела приобретает четко выраженные половые черты.

Занятия оздоровительными физическими упражнениями укрепляют сердечно-сосудистую и дыхательную системы, способствуют повышению работоспособности, экономизации сердечной и мышечной деятельности, становлению взрослого типа энергетического обеспечения мышц.

Развитие сердечной мышцы, соединительной ткани, сосудов у подростков происходит неравномерно. В определенные моменты сердце опережает в развитии кровеносные сосуды или отстает от их развития, а в самом сердце развитие мышечной ткани опережает развитие нервной и соединительной ткани, образующей клапаны сердца. Отставшие в развитии клапаны не полностью перекрывают отверстие между предсердиями и желудочками сердца, при сокращении сердца часть крови из желудочка возвращается обратно в предсердие, в результате может прослушиваться так называемый систолический шум. Когда клапаны в своем развитии догонят мышечную ткань, шум прекратится. Иногда по таким же причинам могут временно наблюдаться резкие изменения артериального давления при изменении положения тела, незначительные нарушения ритма сердца. При хорошем общем состоянии и самочувствии подростка такие явления не должны беспокоить родителей.

Некоторые дети в подростковом возрасте чаще простужаются. Это может быть связано со снижением сопротивляемости организма в сложную пору перестроек, когда к несоразмерной деятельности развивающихся систем организма добавляются еще и серьезные переживания подростков по поводу происходящих с ними перемен — нервные стрессы.

Очень важно, чтобы подростки правильно питались, потому что в это время организму требуется больше витаминов и минеральных веществ, белковых продуктов для строительства костной и мышечной системы, для интенсивной мозговой деятельности и т.п. Особенно могут страдать от недостатка питательных веществ те девочки, которые слишком бдительно следят за своей фигурой, боясь прибавить в весе.

Читайте также:  Ребенок отстает в развитии год и два месяца

Разумеется, вес, а главное — количество жира в теле надо контролировать в любом возрасте. Переедание, несбалансированное (преимущественно углеводное) питание наряду с недостаточной физической активностью (гиподинамией) могут приводить к ожирению, вредному для здоровья. Однако неверно думать, что жир не нужен организму. Жировая ткань — кладовая наиболее калорийных питательных веществ (1 грамм жира дает вдвое больше энергии клеткам организма, чем такое же количество углеводов), а также биологически активных веществ, в частности стероидных гормонов. Эти вещества при необходимости поступают в кровь и с ней попадают в ткани организма. Чрезмерное снижение жира в организме приводит к нарушениям гормональной сферы, работы половых желез — расстройству менструального цикла у женщин и импотенции у мужчин. Для нормального полового развития и поддержания половой функции в мужском организме должно быть около 15% жира, а в женском — до 25%.

В период ускоренного роста особенно легко возникает нарушение осанки. Из-за интенсивного роста ног происходит перемещение центра тяжести тела вверх. Отставание развития мышц от развития скелета и увеличения длины тела приводит к тому, что подростки начинают сутулиться, опускать голову и плечи. Кроме того, кости в это время могут испытывать недостаток фосфора и кальция, а потому легко искривляться. Это может сказываться на развитии плечевого пояса, изгибов позвоночника, привычки держать свое тело.

Такие нарушения являются функциональными и еще не носят стойкого фиксированного характера. Их можно исправить с помощью упражнений, укрепляющих отстающие группы мышц, и навыка правильно держать тело.

К сожалению, иногда плохая осанка оказывается результатом сознательных усилий подростка. Некоторым мальчикам кажется, что широко расставленные ноги, общее напряженное положение тела есть признак силы и мужества. Многие вырабатывают такую манеру держаться после кратковременного посещения какой-нибудь спортивной секции, например единоборств. Это, конечно, лучше, чем гнуться и сутулиться, но порой выглядит комично. Другой способ приобщения к взрослости — нарочито расслабленная походка, общая вялость мужа, утомленного жизнью.

У девочек — другая беда. Одна девочка страдает от худобы, от того, что выше подруг, поэтому сутулится, чтобы казаться меньше ростом. Другая, наоборот, считает, что слишком толста, и время от времени объявляет голодовку, чтобы похудеть. Девочки пока не понимают, что быть по-своему красивой может каждая, и главное условие для этого — здоровье и правильная осанка. А с помощью специальных упражнений можно не только развивать определенные группы мышц, но и при необходимости уменьшать их объем и толщину подкожного жирового слоя, добиваясь желаемой стройности.

Порой врачи говорят, что ребенок по каким-либо показателям отстает от должных возрастных значений или, наоборот, опережает их на год или два. Как к этому относиться родителям? Спокойно, потому что в таком отклонении нет ничего страшного. Индивидуальное разнообразие темпов физического развития достаточно велико, так что календарный (паспортный) возраст и уровень морфофункционального развития (биологический возраст) ребенка могут различаться.

В подростковом возрасте формируются все важнейшие условия для полового созревания, ведь с точки зрения Природы именно продолжение рода является основной задачей каждого биологического вида.

У мужского и женского организмов свои темпы роста и развития, уровни обмена веществ и различные реакции на одни и те же факторы среды, разная продолжительность жизни, свои болезни, свои типичные проявления психологии, свои эмоциональные реакции… Биологические, физиологические и психологические особенности мужского или женского организма тесно связаны между собой.

В период полового созревания перестройка всех функций и систем организма приводит к временному нарушению согласованности их действий, а это плохо сказывается на общем самочувствии подростка. Особенно неустойчивы в этот период эмоциональная сфера и многочисленные механизмы саморегуляции. Все это обязательно должны учитывать педагоги и родители, которые часто не задумываются об особенностях переходного периода и том физиологическом напряжении, которое испытывают в эту пору подростки. Между тем многие психологические проблемы детей связаны с их плохим самочувствием, частой и резкой сменой гормональной ситуации в организме, появлением новых и не всегда приятных телесных ощущений, к которым надо привыкнуть.

Подростки нередко стесняются происходящих с ними изменений, не умеют объяснить свое состояние. В такой момент родителям и учителям надо проявить особый такт. Это вовсе не значит, что подросткам требуется какая-то особая опека, но предъявлять чересчур строгие требования в некоторых случаях не стоит.

Половое влечение, просыпающееся у юношей и девушек на заключительных стадиях полового созревания, не имея выхода, часто перерастает в серьезную проблему. Многие из них находят для себя разнообразные способы разрядки, в том числе с помощью мастурбации. Раньше отношение к ней было резко отрицательным, врачи считали, что мастурбация может привести к импотенции и психическим сдвигам. Однако современные исследования не подтвердили этого предположения. Напротив, теперь принято считать, что мастурбация — нормальное и приемлемое средство для снятия избыточного напряжения.

С фазами биологического созревания совпадают фазы развития интересов. Теряется интерес к тому, что увлекало подростка раньше (презрительное отношение к детским забавам, играм и так далее). Возникают другие интересы — к философии, проблемам происхождения мира, человека. Подростки вдруг начинают любить музыку, самое абстрактное из искусств. Впервые обращают внимание на других лиц. С развитием мышления наступает интенсивное самовосприятие, самонаблюдение, познание мира собственных переживаний. В этом возрасте многие ведут дневник.

Во время смены интересов бывает период, когда кажется, что у подростка вообще отсутствует какой бы то ни было интерес. Эта разрушительная, опустошительная фаза расставания с детством и дала повод Л. Толстому назвать это время «пустыней отрочества».

Еще одно проявление кризиса — негативизм. Подросток как бы отталкивается от окружающих, враждебен, склонен к ссорам, нарушениям дисциплины. Одновременно испытывает внутреннее беспокойство, недовольство, стремление к одиночеству, к самоизоляции. У мальчиков негативизм проявляется ярче и чаще, чем у девочек, и начинается позже — в 14–16 лет. Однако около 20% ребят не страдают негативизмом сильно и не приводят в ярость родителей и учителей.

Валентина Зайцева, профессор,
Институт возрастной физиологии РАО
Статья предоставлена газетой «Здоровье детей», № 8 2008 год

Источник