Дисгармоничная семья и ее влияние на развитие ребенка

Дисгармоничная семья и ее влияние на развитие ребенка thumbnail

«Проблема дисгармоничных отношений в семье» (как результат работы по проекту «Здоровая семья-здоровые дети»)

Автор: Косарева Ирина Михайловна, воспитатель МБДОУ «Детский сад №18» г.о. Самара

Традиционно главным институтом социализации является семья. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института социализации обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. В ней закладываются основы личности ребенка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформировался как личность.

Семья — сложнейшее социальное явление. С точки зрения государства она является социально-экономической ячейкой, из которой в конечном счете состоит общество. В этой роли семья выполняет целый ряд объективно необходимых для нее самой и общества функций — биологических, экономических, хозяйственно-бытовых, социально-психологических.

С точки зрения социальной психологии семья является формализованной малой социальной группой с высочайшим коэффициентом контактности и особо высокой эмоциональной вовлеченностью своих членов. Как и любая социальная группа, семья имеет своих лидеров и ведомых, официальную и неофициальную деловую структуру, развернутую систему отношений.

Рассмотрим понятие «отношение». В педагогической энциклопедии данное понятие толкуется как «взаимная связь различных величин, предметов, явлений, действий; мысленное сопоставление различных объектов или сторон данного объекта»; отношение как философская категория выражает «характер расположения элементов определённой системы и их взаимозависимости; эмоционально-волевую установку личности на что-либо, т. е. выражение её позиции; мысленное сопоставление различных объектов или сторон данного объекта».

По мнению ряда авторов (А.А.Бодалев, В.Н.Мясищев и др.), отношения — это более или менее устойчивые для данной личности тенденции характерным образом отражать действительность, эмоционально на нее откликаться и также характерно себя в этой действительности вести. Следовательно, положительное эмоциональное отношение к окружающим включает адекватное отражение в сознании индивида людей и ситуаций, возникающих в процессе общения, а также умение и желание реагировать на них в соответствии с общепринятыми нормами и правилами поведения. Таким образом, в отношениях представлены познавательная, эмоционально–волевая сферы личности, ее социальные установки, а также ее поведение. Отношения человека в развитом виде выступают как целостная система индивидуальных, избирательных, сознательных связей личности с различными сторонами объективной действительности: с явлениями природы и миром вещей; с людьми и общественными явлениями; личности с самой собой как субъектом деятельности. Система отношений определяется всей историей развития человека, она выражает его личный опыт и внутренне определяет его действия, переживания.

Важнейшими видами отношений В.Н.Мясищев считал потребности, мотивы, эмоциональные отношения (привязанность, неприязнь, любовь, вражда, симпатия, антипатия), интересы, оценки, убеждения, а доминирующим отношением, подчиняющим себе другие и определяющим жизненный путь человека, – направленность. Высшая степень развития личности и ее отношений определяется уровнем сознательного отношения к окружающему и самосознанием как сознательным отношением к самому себе.

Психологические отношения представляют собой целостную систему индивидуальных, избирательных, сознательных связей личности сразличными сторонами объективной действительности, т.е. психологические отношения вотличие от психических обладают еще и свойством сознательности. Они существеннее отражают индивидуальность человека в силу их большей произвольности. Психологические отношения являются целостной формой таких важных образований личности, как потребности, чувства, интересы, убеждения, оценка, а также воля, внимание, мотив. Потребностям в такой структуре отводится роль «основного отношения». Важную роль он отводил «оценочным отношениям», которые по его мнению формируются на основе этических, эстетических, правовых и других общественных критериев оценки поступков, поведения и жизнедеятельности людей.

Оценка — форма проявления отношения, его сознательная объективация. В оценках себя и других людей, по мнению В.Н.Мясищева, проявляются прежде всего отношения самоуважения и уважения других, которые трансформируются во взаимоотношения авторитетности или авторитарности, руководства или подчинения, отзывчивости и невнимательности и т.д. Как отмечает автор, оценочные отношения в этом процессе выполняют функцию преобразования психологических отношений в социально-психологические.

Итак, отношение — это позиция личности ко всему окружающему и к самой себе; это психологические процессы, связанные со сосредоточением внимания, с интересами, чувствами, выражающими отношение человека, его позицию.

Читайте также:  Статистическая и функциональная нормы развития ребенка

А. Е. Личко определяет гармоничную семью как семью, характеризующуюся теплой эмоциональной привязанностью, отсутствием конкуренции и противостояния, эффективным выполнением ролевых обязанностей и демократическим управлением без узурпации власти. К дисгармоничным автор относит семьи, в которых в силу нарушения различных аспектов функционирования семьи систематически не удовлетворяются базовые потребности членов семьи и не реализуются основные задачи семьи, специфические для каждой стадии жизненного цикла.

Известны различные подходы к классификации дисфункциональных семей.

А.А. Бодалев и В.В.Столин говорят о таких вариантах, представляющих собой последовательность нарастания дисфункциональности семьи на пути к распаду, как собственно негармоничная семья, деструктогенная семья, распадающаяся и распавшаяся семья. Еще одним особым вариантом дисгармоничной семьи является ригидная псевдосолидная семья.

Характеристиками собственно негармоничной семьи являются «семейный перекос» как доминирование в семье отношений власти подчинения, существование эмоциональной зависимости несимметричности эмоциональных отношений; игнорирование одним из членов семьи своих обязанностей и функций, связанных с семейной ролью, в ущерб интересам других членов семьи; отсутствие сотрудничества, партнерства, взаимопомощи.

Отличительной особенностью негармоничной семьи является фактическое неравноправие, отношения принуждения: одни (один) члены семьи как бы «эксплуатируют» возможности других, ограничивая возможности их личностного роста. Предназначение» деструктогенной семьи – порождение семейных проблем и конфликтов. Характеристики такой семьи включают неравномерность и не взаимность эмоциональных привязанностей; чрезмерную автономию и независимость членов семьи и отсутствие сотрудничества и взаимопомощи в решении проблем.

Ригидная псевдосолидарная семья сохраняет внешнее благополучие, сплоченность и видимость успешного выполнения функций семьи: достаток в семье, налаженный быт, забота о детях. Однако за внешней благостной картиной семейного благополучия обнаруживается отсутствие или дефицит сущностных характеристик семьи: отсутствие эмоциональной теплоты, поддержки, эмпатии; отсутствие демократического управления – отношения власти строятся по жесткому типу доминирование/подчинение; высокая степень ригидности семьи в регламентации норм и правил поведения членов семьи, включая строгие санкции за их невыполнение. Отношения в семье строятся не на основе любви и привязанности, а на основе зависимости и подчинения. Ригидная псевдосолидарная семья может сохранять стабильность достаточно долго, поскольку члены этой семьи, в силу неудовлетворенности потребности в любви и эмоциональном взаимопонимании, испытывают постоянную высокую тревожность, что вынуждает их подчиняться властному давлению главы семьи, взамен на приобретение определенной стабильности и чувства безопасности.

На основании характера эмоциональных связей, степени гибкости и пластичности управления семьей, а также характера взаимодействия семейных подсистем Е.Г.Силяева выделяет следующие типы дисфункциональных структур семьи:

— несбалансированная семья, характеризующаяся разобщенностью либо чрезмерной эмоциональной связанностью, ригидностью или хаотичностью;

— коалиционная семья, т. е. семья в которой в рамках подсистем или в отношениях подсистем возникают коалиции, находящиеся в конфронтации, противостоянии, антагонизме в отношениях друг с другом, нарушая баланс и функционирование семьи в целом. Видами коалиций могут быть межпоколенная коалиция (коалиции образуются в результате объединения членов семьи, принадлежащих к разным поколениям) и скрытая коалиция. Примерами межпоколенной коалиции могут быть противостояния внутрисемейных групп по типу «родитель и ребенок против второго родителя», «прародитель и ребенок против родителей», «родитель и прародитель против второго родителя» (известные противостояния тещи и жены против мужа и свекрови, и мужа против жены) и т. д. В отличии от открытых, скрытые коалиции внешне солидарны, однако реальные отношения строятся по принципу скрытой враждебности и противостояния. Для скрытых коалиций типична коммуникационная проблема и нарушения межличностного общения. Здесь четко выделяются два плана общения: внешний, соответствующий социальным ожиданиям, и подтекст, раскрывающий подлинный характер взаимоотношений членов семьи;

— коалиционная семья, основой стабилизации которой является приписывание патологической роли одному из членов семьи, получившему в семейной психотерапии название «идентифицированного пациента», носителя дисфункции семьи. Коалиция выполняет в такой семье важную функцию сплочения и сохранения целостности семьи;

— дисгармоничная семья с аутсайдерами, чей социометрический статус крайне низок;

— семья с «перевернутой иерархией», характеризующаяся инверсией ролей в семье. Например, за ребенком закрепляется статус родителя.

А.Спиваковская выделяет следующие семейные факторы дисгармонии семьи:

1. Дестабилизация функционирования семьи:

Читайте также:  Развитие речи ребенка на основе ознакомления с окружающим миром

— неприятности детей, разные подходы к воспитанию;

— хозяйственно-бытовые проблемы;

— нарушение эмоциональной функции семьи;

— отсутствие духовного общения;

— наличие в семье асоциальных личностей и отношений;

— сексуально-эротическая неудовлетворенность;

— отсутствие эмоциональной поддержки, признания.

2. Особенности семейной структуры (неравномерность распределения обязанностей между членами семьи).

3. Динамические особенности семьи (длительность брака).

4. Специфика отношений в семье:

— неудовлетворенная потребность в коммуникации, творчестве, стабильности, необходимости проявления индивидуальности;

— нарушение психологического здоровья семьи (отсутствие совместных семейных ценностей, непринятие ценностей супругов, отсутствие ролевой согласованности и адекватности супругов, отсутствие эмпатии);

— наличие определенного типа и стиля семейных отношений (попустительский или авторитарный);

— направленность деятельности членов семьи «на себя»;

— преобладание антагонизма в отношениях;

— наличие отношений по принуждению, отношений на основе нечестного контракта и отношений, основанных на ритуальном исполнении социально-нормативных установок.

5. Нарушение родительских отношений (неприятие семей супругов).

На фоне определения типов дисгармоничных семей особое значение приобретает вопрос о том, каким требованиям должна отвечать гармоничная семья. Всестороннее описание гармоничной семьи представлено в работе Т.А.Куликовой. Модель эффективной гармоничной семьи включает следующие базовые элементы, соответствующие ключевым аспектам функционирования семейной системы:

— разделенное членами семьи семейное самосознание, основанное на близких эмоционально позитивных отношениях заботы и взаимопомощи («Мы – одна семья», а не «Я в семье»). Характер семейного самосознания определяет то, как личность строит свои отношения с другими членами семьи;

— уважение автономии и индивидуальных различий, учет интересов и потребностей, обеспечивающих успешное развитие и самочувствие членов семьи, включая все поколения от самых молодых до старых;

— взаимоуважение, поддержка, равное распределение прав и обязанностей супругами;

— эффективное авторитетное родительство обеспечивающее защиту и безопасность ребенка, процесс его воспитания и социализации на основе уважения и принятия прав ребенка. Оказание необходимой защиты и поддержки другим уязвимым членам семьи;

— наличие адекватных ресурсов, обеспечивающих экономическую безопасность и психологическую и социальную поддержку семьи в контексте расширенной (прародительской) семьи; социальной группы (друзья, знакомые, коллеги); системы социальных институтов (общество в целом). Поскольку семья испытывает нужду в поддержке извне, особенно в переходные кризисные периоды своего развития и в период ненормативных кризисов, очень важное значение для жизнестойкости и толерантности семьи приобретает социальная политика государства;

— организационная стабильность, характеризующаяся ясностью, последовательностью и предсказуемостью моделей поведения и взаимодействия в рамках семьи;

— адаптивность как гибкость и готовность к изменениям в соответствии с внешними требованиями и внутренними запросами; адаптивность к нормативным и ненормативным кризисам жизненного цикла семьи; адаптивность в направлении готовности справляться со стрессами и высокой эмоциональной напряженностью в семье эффективной реализации психотерапевтической функции семьи;

— открытость коммуникации, характеризующаяся четкостью и ясностью правил коммуникации и ролевых ожиданий (о посредующие процесс коммуникации образы должны быть достаточно ясными).

Итак, современная семья является важнейшей социальной средой формирования личности и основным институтом психологической поддержки и воспитания. Поэтому общество заинтересовано в прочной, духовно и нравственно здоровой семье, а следовательно, в этом смысле – благополучной, психологически здоровой, конструктивной.

К основным критериям конструктивной семьи относятся: сходство семейных ценностей, отражающее совпадение, ориентационное единство взглядов, отношение членов семьи к общечеловеческим нормам, правилам, принципам формирования, развития и функционирования семьи как малой социальной группы.

Гармоничная семья характеризуется теплой эмоциональной привязанностью, отсутствием конкуренции и противостояния, эффективным выполнением ролевых обязанностей и демократическим управлением без узурпации власти. Что касается дисгармоничных семей, то здесь можно говорить о таких вариантах, представляющих собой последовательность нарастания дисфункциональности семьи на пути к распаду, как собственно негармоничная семья, деструктогенная семья, распадающаяся и распавшаяся семья. Еще одним особым вариантом дисгармоничной семьи является ригидная псевдосолидная семья.  

Источник

Мнацаканян А.М.

ВЛИЯНИЕ ДИСФУНКЦИОНАЛЬНОГО ТИПА СЕМЬИ НА УРОВЕНЬ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

Дисфункциональные семьи – это семьи, в которых в силу нарушения различных аспектов семейного функционирования систематически не удовлетворяются базовые потребности членов семьи и не реализуются основные ее задачи, специфические для каждой стадии жизненного цикла. (2)

Читайте также:  Ребенок эпилепсия задержка развития

Существует много различных классификаций дисфункциональных семей (Олсон, Личко, Эйдемиллер, Юстицкис и пр.)

Например, С. Минухин выделяет несколько типов дисфункциональной семьи: разъединенная семья, семья «запутанный клубок», семья с мужчиной на периферии, семья с невключенными родителями.

Д. Олсон выделяет такие типы дисфункциональных структур семьи:

— несбалансированная семья;

— коалиционная семья;

— коалиционная семья, основой стабилизации которой является приписывание патологизирующей роли одному из членов семьи;

— дисгармоничная семья с аутсайдерами;

— семья с «перевернутой иерархией».

А.Е. Личко [1989] так же говорит о вариантах, представляющих собой последовательность нарастания дисфункциональности семьи на пути к распаду, как собственно негармоничная семья, деструктогенная, распадающаяся и распавшаяся.

Мы же будем рассматривать в качестве дисфункциональной семьи распавшуюся семью. Распавшаяся семья – это семья, осуществившая юридическое прекращение брака и фактическое разделение супругов. (2)

Развод представляет собой ненормативный кризис семьи, главным содержанием которого является состояние дисгармоничности, обусловленное нарушением гомеостаза семейной системы, требующее реорганизации семьи как системы. В настоящее время развод как явление оценивают не однозначно. Если раньше его интерпретировали только отрицательно – как угрозу семье, то сегодня возможность расторжения брака рассматривается как неотъемлемый компонент семейной системы, необходимый для реорганизации ее в тех случаях, когда сохранить семью в прежнем составе и структуре невозможно (2).

Статистические данные показываю, что наша страна занимает лидирующее место по количеству разводов в мире, что отражено в Демографическом Ежегоднике Организации Объединенных Наций ДЕООН.

Статистика разводов в России говорит приблизительно о следующем: за 2010 год 153 тысячи разводов на 185 тысяч браков, в процентной ставке это составляет 80%.

Развод тяжело переживается всеми членами семьи, в особенности детьми. В зависимости от возраста ребенка эмоциональное переживание разнится. Так, в старшем дошкольном возрасте происходит интенсивное развитие интеллектуальной, нравственно-волевой и эмоциональной сфер личности ребенка. В старшем дошкольном возрасте дети ориентированы на результат, растут волевые усилия, формируются любознательность, наблюдательность. По мнению Т.П.Гавриловой распавшаяся семья имеет влияние на эмоциональное состояние ребенка старшего дошкольного возраста. Она выявила, что при нарушении контактов с родителями у детей возникают наиболее острые переживания, поскольку для ребенка распад семьи — это ломка устойчивой семейной структуры, привычных отношений с родителями, конфликт между привязанностью к отцу и матери.

По мнению О. Дробот развод ставит перед ребенком непосильные для его возраста задачи: ориентацию в новой ролевой структуре без ее прежней определенности, принятие новых отношений с разведенными родителями.

Исследования показывают, что в течение первого года после развода, как мальчики, так и девочки демонстрируют более требовательное, беспокойное, агрессивное и непослушное поведение в отношениях со сверстниками и взрослыми по сравнению с детьми из нераспавшихся семей.

Актуальность данной проблемы велика и едва ли преувеличена. Распад семьи является острой проблемой современного общества. В настоящее время наблюдается стремительный рост количества разводов. По данным статистики, за последние годы резко возрастает число детей, которые воспитываются в неполных семьях. Развод – это процесс, который приносит много вреда для ребенка, нарушает его психику, в результате чего ребенок растет неполноценным человеком, то есть воспитанным одним родителем. Жизнь в неполной семье так же влияет на дисциплину ребенка и формирование личности. Обычно дети разведенных родителей начинают делать «все наоборот», становятся непослушными, начинаются проблемы с друзьями, с памятью, с общей успеваемостью, более тревожные и, порой, агрессивные.

Таким образом, целью нашей работы является изучение влияния распавшейся семьи на уровень эмоционального развития детей старшего дошкольного возраста.

Для реализации поставленной цели выбраны следующие методики диагностики:

1. Методика диагностики социального интеллекта Гилфорда в адаптации Е.С. Михайловой.

2. Проективная рисуночная методика  «Кинетический рисунок семьи». Помимо отражения семейной ситуации в целом этот рисунок позволяет прояснить внутрисемейную динамику, понять, как воспринимаются семейные отношения, распределяются семейные обязанности.

3. Детский апперцептивный тест (САТ) (Л. Беллак) дети 3-10 лет (рисунки с ситуациями). Тематический апперцептивный тест позволяет судить о склонностях, интересах ребенка, а так же выявляет болезненные состояния психики.

    Источник