Диплом личностное развитие ребенка
Теоретические основы развития личности в педагогической психологии, этапы ее формирования. Типичные факторы, влияющие на авторитет родителей, его виды. Сущность инструментальной и целевой агрессивности. Особенности нравственного воспитания дошкольников.
Подобные документы
Теоретические основы формирования личности младших школьников посредством родительского авторитета, его основные виды и мера влияния на ребенка. Принципы педагогического такта, методика и основные факторы воспитания и развития школьника в семейной среде.
курсовая работа, добавлен 10.11.2014
История становления вопроса о решающей роли нравственного воспитания в развитии личности. Условия формирования нравственного сознания и поведения детей. Психолого-педагогичеcкая характеристика дошкольного возраста в контексте нравственного воспитания.
курсовая работа, добавлен 23.10.2013
Теоретические основы развития физической культуры как важного фактора гармоничного развития личности дошкольников. Анализ психолого-педагогической литературы. Особенности физического развития детей дошкольного возраста. Педагогические условия развития.
курсовая работа, добавлен 17.01.2016
Общие условия семейного воспитания. Особенности умственного развития ребенка. Основные принципы нравственного развития. Роль и задачи всестороннего воспитания ребенка, родительский авторитет (расстояния, подавления, чванства, педантизма, резонерства).
реферат, добавлен 28.05.2015
Понятие социализации как условия развития личности. Характеристика и иерархия факторов социализации и формирования ребенка дошкольного возраста. Диагностика особенностей семейного воспитания дошкольников и взаимоотношений родителей и детей в семье.
контрольная работа, добавлен 27.03.2015
Рассмотрение роли семьи, родителей в процессе воспитания ребенка, становления его личности. Рассмотрение условий воспитания ребенка и влияние внутрисемейных отношений на развитие личности ребенка. Факторы, влияющие на процесс социализации ребенка.
статья, добавлен 01.04.2019
Понятие нравственности, морали, критерий нравственного воспитания. Периодизация развития морального сознания личности. Нравственное воспитание среди подростков. Критерии нравственного развития личности. Этапы нравственного развития ребенка (по Колбергу).
реферат, добавлен 26.05.2012
Пять основных элементов развития детей дошкольного возраста. Социальные факторы в развитии личности ребенка. Основные принципы организации процесса социального воспитания. Дидактическая игра как средство всестороннего воспитания личности ребенка.
курсовая работа, добавлен 09.09.2016
Содержание нравственного воспитания на современном этапе и суть генезиса нравственного воспитания. Педагогические условия повышения уровня нравственного развития детей, критерии и уровни нравственной воспитанности дошкольников в детских учреждениях.
дипломная работа, добавлен 22.10.2012
Понятие, сущность и значение социального воспитания, роль и место родителей в формировании личности ребёнка. Характеристика, классификация типов семейных отношений и стилей воспитания. Особенности всестороннего развития и становления личности ребенка.
курсовая работа, добавлен 31.01.2018
- главная
- рубрики
- по алфавиту
- вернуться в начало страницы
- вернуться к подобным работам
Источник
Личностное развитие детей. Развитие речи и познавательных процессов. Роль игровой деятельности в психическом развитии. Диагностика психологических изменений в развитии ребенка 4-6 лет. Рекомендации по изучению психологической готовности ребенка к школе.
Подобные документы
Роль игры в развитии познавательных процессов ребенка в дошкольном и младшем школьном возрасте. Роль игровой деятельности в развитии мышления, восприятия, словесно-логической и двигательной памяти. Анализ уровней развития познавательных процессов.
реферат, добавлен 15.05.2012
Особенности диагностических критериев психологической готовности ребенка к школе. Методики изучения стартового уровня будущих первоклассников. Характеристика внеситуативно-личностной формы общения, сформированной у детей к концу дошкольного возраста.
курсовая работа, добавлен 22.04.2016
Высокие показатели психологической готовности, обеспечивающие успешность адаптации ребенка к школе. Выявление психологической готовности к обучению у детей дошкольного возраста (по Гуткиной), определение доминирования познавательного или игрового мотива.
статья, добавлен 17.04.2019
Развитие личности детей дошкольного возраста. Формирование словесно-логического мышления, произвольности психических процессов, возможности формирования оценки собственных действий и поведения в дошкольном возрасте. Роль игры в развитии психики ребенка.
реферат, добавлен 05.05.2015
Развитие познавательных процессов, мышления и памяти у детей дошкольного возраста. Экспериментально-психологическое исследование познавательной сферы дошкольников с помощью тестов Венгера и Берштейна, методики Лурия. Общие рекомендации родителям.
курсовая работа, добавлен 18.01.2013
Огромная роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит игре — важнейшему виду деятельности. Она является эффективным средством формирования личности дошкольника, его морально — волевых качеств, в игре реализуются потребность воздействия на мир.
автореферат, добавлен 10.10.2011
Характеристика формирования индивидуальности, психологических особенностей детей дошкольного возраста. Роль игры, сказки, изобразительной деятельности в психическом развитии дошкольника. Анализ основных психологических новообразований и кризиса семи лет.
реферат, добавлен 08.02.2010
Процесс познавательного развития детей для подготовки к школе и дальнейшего обучения. Характерные особенности мышления ребенка. Развитие познавательных процессов у детей: восприятия, памяти, внимания, мышления, обобщений в предметных действиях ребенка.
контрольная работа, добавлен 30.07.2009
Изучение основных теоретических подходов по проблеме психологической готовности ребенка к обучению в школе. Анализ коррекционной программы тревожности у детей младшего школьного возраста. Характеристика влияния родительских установок на развитие детей.
отчет по практике, добавлен 27.06.2013
Психологические возрастные особенности детей. Этапы когнитивного, нравственного, мотивационного и личностного развития. Диагностика психического развития ребенка. Диагностика готовности ребенка к школе. Психодиагностика нарушений в развитии ребенка.
учебное пособие, добавлен 06.12.2015
- главная
- рубрики
- по алфавиту
- вернуться в начало страницы
- вернуться к подобным работам
Источник
Затем
идет предметно-манипулятивная деятельность
ребенка, состоящая в усвоении и
выполнении предметных действий. Ребенок
учится действовать с предметами,
после усвоения предметных действии начинается
установочная связь предмета с его назначением,
для чего нужен предмет, потом овладевают
техничкой его употребления. Ранний возраст
— возраст, зарождения сюжетно-ролевой
игры. Первоначальная игра возникает в
предметной деятельности ребенка, которая
превращается в изображение настоящих
действий.
Но
это еще не сюжетно-ролевая игра.
Возникновение изобразительной
игры и ее переход в сюжетно-ролевую
игру включает ряд последовательных
этапов. Взрослые показывают простые действия
с сюжетными игрушками, а ребенок эти
действия повторяет. Он начинает действовать
с такими предметами, которые не могут
быть использованы для получения реального
результата»: «моет руки» руки кубиком
и другим игровым заместителям реальных
вещей.
Предметы
— заместители используются вместо
настоящих предметов. Ребенок дает
им названия, действует с воображаемыми,
несуществующими предметами. В среднем
дошкольном возрасте ребенка привлекают
сложные малознакомые предметы, теперь
игра имеет определенную тему. Дети
трех, четырех лет играют в «семью», «поликлинику»,
«путешествия», «космонавтов», «зоопарк»,
появляются темы из произведений сказок.
В соответствии с темой строится сюжет
игры — это те события, которые изображаются
в игре.
Разыгрывая,
тот или иной сюжет, ребенок берет
на себя роль (обычно две и больше ролей).
Роль — это главное; что привлекает ребенка
в игре, она выполняется при помощи игровых
действий, где используется игровой материал.
Это — игрушки, чаще всего заместители
настоящих предметов. Дети вступают в
ролевые отношения, где в совместной игре
проявляются реальные отношения между
играющими детьми. У старших дошкольников
сюжетно-ролевая игра приобретает коллективный
характер, отличается большим разнообразием
тематики, сложностью и развернутостью
сюжетов. Дети отражают в играх события
и ситуации далекого выходящие за рамки
их личного опыта, стремятся воспроизвести
то, что происходит в жизни страны и всего
человечества — освоение Северного полюса,
Антарктиды, космические полеты, борьбу
за мир. Заранее планируют игру — договариваются
между собой о теме игры, распределяют
роли, подбирают нужный игровой материал.
Большее внимание дети уделяют точному
соблюдению правил, игровые действия в
основном выполняются условно, более привлекательными
становятся аксессуары (подзорная труба
у капитана, бескозырка для матроса и т.д.).
Наряду с сюжетно-ролевой игрой, развивается
ее разновидность — режиссерская игра.
В ней ребенок не берет на себя никакой
роли, а выступает как режиссер в театре.
Главным
мотивом сюжетно-ролевой игры служит
стремление «быть таким, взрослые», пользоваться
такой же властью над вещами, таким же
авторитетом и уважением. Ребенок развивает
фантазию и свои творческие способности.
В старшем дошкольном возрасте большое
значение приобретают другие виды игр
— подвижная дидактическая (обучающая)
и спокойная. Подвижные и дидактические
игры сходны с сюжетно-ролевой игрой содержат
ее элементы, иногда сюжет, привлекательный
игровой материал содержит явные или скрытые
роли. Младшие дошкольники неспособны
всерьез играть в такие игры. В среднем
дошкольном возрасте дети понемногу начинают
выполнять правила более точно. И только
старшие подчиняются правилам полностью
и стремятся победить в игре, они становятся
для них любимыми играми (42).
По
мнению Артура Петровского, в ролевой
игре ребенок воспроизводит общественные
функции взрослых, поведение взрослых
как личностей, расширяя свой социальный
опыт. У ребенка формируется способность
регулировать свое поведение представлением
о социальной роли и соответствующих действий
(72).
- Игровая
деятельность детей главный шаг к всесторонне
развитой личности
Первым
этапом развития игровой деятельности
является ознакомительная игра. По
мотиву, заданному ребёнку взрослым
с помощью предмета игрушки, она
представляет собой предметно-игровую
деятельность. Её содержание составляют
действия манипуляции, осуществляемые
в процессе обследования предмета. Эта
деятельность младенца весьма скоро меняет
своё содержание: обследование направленно
на выявление особенностей предмета- игрушки
и потому перерастает в ориентированные
действия- операции.
Следующий
этап игровой деятельности получил
название отобразительной игры в
которой отдельные предметно- специфические
операции переходят в ранг действии,
направленных на выявление специфических
свойств предмета и на достижение с помощью
данного предмета определённого эффекта.
Это кульминационный момент развития
психологического содержание игры в раннем
детстве. Именно он создаёт необходимую
почву для формирования у ребёнка соответствующей
предметной деятельности.
На
рубеже первого и второго годов
жизни ребёнка развитие игры и
предметной деятельности смыкается
и одновременно расходится. Теперь
же различия начинают проявляться и
в способах действий ѕ наступает
следующий этап в развитии игры:
она становится сюжетно — отобразительной.
Меняется и ее психологическое содержание:
действия ребенка, оставаясь предметно
опосредованными, имитируют в условной
форме использование предмета по назначению.
Так постепенно заражаются предпосылки
сюжетно-ролевой игры.
На
данном этапе развития игры слово
и дело смыкаются, а ролевое поведение
становится моделью осмысленных
детьми отношений между людьми. Наступает
этап собственно-ролевой игры, в
которой играющие моделируют знакомые
им трудовые и общественные отношения
людей.
Научные
представление о поэтапном развитии
игровой деятельности даёт возможность
выработать более чёткий, систематизированные
рекомендации по руководству игровой
деятельностью детей в различных
возрастных группах.
Чтобы
добиться игры подлинной, эмоционально
насыщенной , включающей интеллектуальное
решение игровой задачи, педагогу необходимо
комплексно руководить формированием,
а именно: целенаправленно обогащать тактический
опыт ребенка, постепенно переводя его
в условный игровой план, во время самостоятельных
игр побуждать дошкольника к творческому
отражению действительности. Кроме того,
хорошее игровое действенное средство
коррекции нарушений в эмоциональной
сфере детей, воспитывающиеся в неблагоприятных
семьях.
Эмоции
цементируют игру, делают её увлекательной,
создают благоприятный климат для взаимоотношений,
повышают тонус, который необходим каждому
ребёнку доля его душевного комфорта,
а это, в свою очередь, становится условием
восприимчивости дошкольника к воспитательным
действиям и совместной со сверстниками
деятельности.
Игра
динамична там, где руководство
направлено на поэтапное её формирование,
с учётом тех факторов, которые
обеспечивают своевременное развитие
игровой деятельности на всех возрастных
ступенях. Здесь очень важно опираться
на личный опыт ребёнка. Сформированные
на его основе игровые действия приобретают
особую эмоциональную окраску. В противном
случае обучение игре становится механическим.
Все компоненты комплексного руководства
формирования игры взаимосвязаны и одинаково
важны при работе с детьми раннего возраста.
По
мере взросления детей меняется и
организация их практического опыта,
который направлен на активное познание
реальных взаимоотношений людей
в процессе совместной деятельности.
В связи с этим обновляется
содержание обучающих игр и условия предметно-
игровой среды. Смещается акцент активизирующего
общения взрослого с детьми: оно становится
деловым, направленным на достижение совместных
целей. Взрослые, выступают в роли одного
из участников игры, побуждая детей к совместным
обсуждениям, высказываниям, спорам, беседам,
способствуют коллективному решению игровых
задач, в которых отражается совместная
общественно-трудовая деятельность людей.
Итак,
сформированность игровой деятельности
создаёт необходимые психологические
условия и благоприятную почву для всестороннего
развития ребенка. Всестороннее воспитания
людей с учетом их возрастных особенностей
требует систематизации используемых
в практике игр, установление связей между
разными формами самостоятельной игровой
и не игровой деятельности, протекающей
в игровой форме. Как известно, любая деятельность
определяется её мотивом, то есть, тем,
на что эта деятельность направлена. Игра
является деятельностью, мотив которой
лежит в ней самой. Это означает, что ребёнок
играет по тому, что ему хочется играть,
а не и ради получения какого-либо конкретного
результата, что типично для бытовой, трудовой
и любой другой продуктивной деятельности.
Игра,
с одной стороны, создаёт зону
ближайшего развития ребёнка, а потому
является ведущей деятельностью в дошкольном
возрасте. Это связанно с тем, что в ней
зарождаются новые, более прогрессивные
виды деятельности и формирование умения
действовать коллективно, творчески, произвольно
управлять своим поведением. С другой
стороны, её содержание питают продуктивные
виды деятельности и постоянно расширяющиеся
жизненный опыт детей.
Развитие
ребёнка в игре происходит, прежде
всего, за счёт разнообразной направленности
её содержания. Есть игры, прямо нацеленные
на физическое воспитание (подвижные),
эстетическое (музыкальные), умственное
(дидактические и сюжетные). Многие из
них в то же время способствуют нравственному
воспитанию (сюжетно-ролевые, игры-драматизации,
подвижные и др.).
Все
виды игр можно объединить в две
большие группы, которые отличаются
мерой непосредственного участия взрослого,
а также разными формами детской активности.
Первая
группа — это игры, где взрослый принимает
косвенное участие в их подготовке
и проведении. Активность детей (при
условии сформированности определённого
уровня игровых действий и умений) имеет
инициативный, творческий характер — ребята
способны самостоятельно поставить игровую
цель, развить замысел игры и найти нужные
способы решения игровых задач. В самостоятельных
играх создаются условия для проявления
детьми инициативы, которая всегда свидетельствует
об определенном уровне развития интеллекта.
Игры этой группы, к которым можно отнести
сюжетные и познавательные, особенно ценны
своей развивающей функцией, имеющей большое
значение для общего психического развития
каждого ребёнка.
Вторая
группа — это различные обучающие
игры, в которых взрослый, сообщая
ребенку правила игры или объясняя
конструкцию игрушки, даёт фиксированную
программу действий для достижения
определённого результата. В этих
играх обычно решаются конкретные задачи
воспитания и обучения; они направленные
на усвоение определённого программного
материала и правил, которым должны следовать
играющие. Важны обучающие игры также
для нравственного — эстетического воспитания
дошкольников.
Активность
детей в обучении играм носит в основном
репродуктивный характер: дети, решая
игровые задачи с данной программой действий,
лишь воспроизводят способы их осуществления.
На основе сформированности и умения детей
могут затевать самостоятельные игры,
в которых будет больше элементов творчества.
В группе игр с фиксированной программой
действия относятся подвижные, дидактические,
музыкальные, игры — драматизации, игры-
развлечения.
Кроме
собственно игр следует сказать
о не игровой деятельности, протекающей
не в игровой форме. Это могут
быть особым образом организованные начальные
формы детского труда, некоторые виды
изобразительной деятельности, ознакомление
с окружающем на прогулке и т.д.
Своевременное
и правильное применение различных
игр в воспитательной практике обеспечивает
решение задач поставленных «программой
воспитания и обучении в детском саду»
в наиболее приемлемой для детей форме.
Нельзя не отметить, что игры имеют существенное
преимущество перед специально организованными
занятиями в том плане, что в них складываются
более благоприятные условия для проявления
активного отражения в детской самостоятельной
деятельности общественно сложившегося
опыта.
Поиск
ответов на возникшие игровые
проблемы повышает познавательную активность
детей и реальной жизни. Достигнутые
в игре процессы психического развития
ребёнка существенно влияют на возможности
его систематического обучения на занятиях,
способствуют совершенствованию его реальной
нравственно- эстетической позиции среди
сверстников и взрослых.
Прогрессивное,
развивающие значение игры состоит
не только в реализации возможностей
всестороннего развития ребенка, но
и в том, что она способствует
расширению сферы их интересов, возникновению
потребности в занятиях становлению
мотива новой деятельности — учебной,
что является одним из важнейших факторов
психологической готовности ребёнка к
обучению в школе.
- Значение
игры в формировании
личностных качеств
ребёнка
Игра
— один из тех видов детской деятельности,
который используется взрослыми
в целях воспитания дошкольников,
обучая их различным действиям с предметами,
способам и средствам общения. В игре ребёнок
развивается как личность, у него формируется
те стороны психики, от которых в последствии
будут зависеть успешность его учебной
и трудовой деятельности, его отношения
с людьми.
Источник