Динамика развития ребенка с опфр
Психофизическое развитие детей – собирательный термин, включающий в себя 2 составляющих: физическое состояние и особенности формирования психики. Оба показателя тесно связаны между собой, и, как правило, отклонения от нормы одного из параметров в раннем возрасте обязательно влечет за собой изменения другого. Психофизическое состояние ребенка оценивают в соответствии с общепринятыми нормами, учитывая возрастные особенности и индивидуальные условия формирования.
Понятие и виды ОПФР
Дети с особенностями психофизического развития (ОФПР) – это категория с нарушениями физического и психологического развития, которые влияют на общее состояние организма и создают сложности в адаптации к окружающему миру и социуму.
Примечание. ОПФР – термин, принятый на государственном уровне в республике Белоруссия. В России на законодательном уровне закреплен термин «Ограниченные возможности здоровья».
Как проявляется ОПФР
Особенности психофизического развития детей с ОВЗ определяют их образ жизни и круг общения. Способность ребят к образованию, самореализации зависит от интенсивности поражения, но для большинства из них характерны следующие качества:
- Выполняя доступные по возрасту действия, нуждаются в помощи взрослого.
- Отсутствует или резко ограничен интерес к окружающему миру, при этом болезненно реагируют на любые изменения во внешней среде (смена обстановки, поведение окружающих).
- Проблемы с координацией, мелкой моторикой, вниманием, отставание в формировании речи, мышления.
- Нервозность, тревожность, высокое психомышечное напряжение.
В плане физического роста оценивают антропометрические показатели тела (рост, вес, пропорции), функциональные показатели (объем легких, сила кистей обеих рук и так далее). Обращают внимание на процентное соотношение мускулатуры, подкожно-жировой клетчатки, оценивают мышечный тонус, опорно-двигательную систему, отмечают нарушения осанки. Совокупность морфологических параметров и функциональных показателей помогает определить состояние эндокринной и нервной системы, внутренних органов и тканей.
Психическое состояние предполагает изменение процессов осознания и реакции на окружающий мир с течением времени, появление новых качеств и функций, преобразование уже сложившихся психических характеристик. Обнаруженные сочетанные нарушения определяют характер ограничения возможностей здоровья у маленьких пациентов.
Варианты патологии в зависимости от интенсивности поражения
Выраженность патологических изменений влияет на дальнейшую адаптацию маленьких пациентов с ОВЗ и определяет размер оказываемой им помощи.
Категории детей с особенностями психофизического развития:
- дошкольники и подростки, испытывающие трудности в получении образования;
- обучающиеся в коррекционных или интеграционных классах;
- нуждающиеся в сопровождение психолога-педагога;
- инвалиды, чьи способности к обучению резко ограничены.
Степень ограничения возможностей здоровья определяется сложностью и выраженностью психофизических изменений.
Классификация ОПФР в зависимости от этиологии и зоны поражения
В соответствии с причинами, которые привели к нарушениям физического и психического развития, различают врожденные и приобретенные процессы. Врожденными называют патологии внутриутробного развития вследствие инфекционных поражений матери или наследственные заболевания. К приобретенным относят родовые травмы, послеродовые поражения, которые приводят к осложнениям и сказываются на психофизическом формировании детей.
Эти аномалии приводят к определенным изменениям в работе органов и систем органов, вызывают сочетанные патологические изменения различных отделов.
Особенности развития детей с психофизическими нарушениями:
- Интеллектуальная недостаточность (олигофрения) – такие дети отстают в физическом росте, у них снижен интерес к окружающему миру, отмечаются нарушения слуха, речевого аппарата.
- Нарушения функции артикуляционного аппарата – наблюдается задержка формирования психических процессов, снижение памяти, неустойчивость внимания, сложности с логическим мышлением.
- Снижение и потеря слуха – страдает речь, нарушается память, наблюдаются изменения в формировании мышления.
- Нарушения зрения формируют ранимую, обидчивую личность, общение и адекватная оценка окружающих людей страдают, детям сложнее наладить коммуникативные процессы.
- Патологии развития опорно-двигательной системы (ДЦП) – у таких детей развивается психический инфантилизм, наблюдается отставание в развитии, неспособность работать в коллективе.
- Нарушения и заболевания психики (ЗПР) приводят к отставанию в формировании мышления, рассеивается внимание, память слабеет, страдает работоспособность.
Важно! Как правило, отклонения в области физического развития со временем ведут к нарушениям психики, и наоборот, неспособность детей с аномалиями психологического состояния вести полноценный образ жизни влияет на функционирование органов и систем.
Психофизическое развитие в зависимости от возраста
Возрастные особенности психофизического развития детей учитывают при постановке диагноза и определении объема психологической и педагогической помощи.
Выделяют несколько этапов психофизического развития в зависимости от возраста:
Важно! Правильное воспитание и психологическая поддержка детей с особенностями психофизического развития важна на любом этапе, любовь и забота родителей вместе с качественной работой специалиста во многом помогают облегчить адаптацию таких ребят к окружающему миру.
Этап | Возраст | Особенности |
Младенчество | От рождения до года | В этот период выявляют аномалии слуха, зрения, нарушения развития двигательного аппарата (не всегда), определяют неврологический статус. |
Преддошкольный возраст | 1 – 3 года | В этом возрасте дети начинают активно познавать мир. Видны основные психофизические нарушения: зрения и слуха, нарушения речи, опорно-двигательной системы, задержка психического развития. |
Дошкольный возраст | 3 – 7 лет | На фоне постановки диагноза определяют категорию, к которой относятся дети с ОПФР. Развивающие занятия на этом этапе помогают снизить выраженность особенности психофизического развития детей дошкольного возраста |
Младший школьный возраст | 7 – 12 лет | В зависимости от выраженности ОПФР дети обучаются, занимаются с психологами и педагогами. Важно помочь таким ребятам адаптироваться к условиям социума, снизить психоэмоциональную нагрузку. |
Подростковый период | От 12 лет | На фоне гормональной перестройки организма возрастает психоэмоциональное напряжение, период быстрого роста сопровождается физиологическими нарушениями. Сложный и ответственный период, требующий максимального внимания к психофизическому состоянию детей. |
Воспитание и обучение детей с ОПФР
Проблемами воспитания и обучения дошкольников и подростков с ОПФР занимается коррекционная педагогика – наука, изучающая возможность максимально развить способности ребенка в зависимости от его уровня развития и восприятия. Обучение детей с особенностями психофизического развития происходит с использованием современных методов и техник, с привлечением педагогов и психологов, специализирующихся в решении этой проблемы.
Коррекционная педагогика учитывает индивидуальные особенности ребят, в ее основу заложены принципы гуманизации, интеграции и фундаментализации. Это означает, что целью данной науки служит возможность сделать жизнь человека с ОВЗ полноценной и достойной, при этом как в дошкольном, так и в старшем возрасте применяют формы совместного обучения и воспитания обычных детей и ребят с ОПФР. При этом, необходимо тщательное изучение и анализ различных отклонений в развитии и вариантов коррекции этих патологий.
Развитие психофизических качеств дошкольников предполагает формирование навыков социальной адаптации, общения в коллективе, диалогового характера взаимоотношений. В этом возрасте начинают коррекцию отклонений (нарушения речи, двигательной активности, познавательных процессов).
Психофизическое развитие дошкольника во многом определяет его дальнейшее обучение. Основными принципами воспитания служат:
- Антропологический подход – целью образования служит личность человека с ее индивидуальными особенностями. Такой подход влияет на содержание обучения: существуют свои стандарты для каждой нозологической группы.
- Гуманистическая позиция педагога, которая заключается в стремлении понять каждого ребенка и принять его со всеми особенностями.
- Синергетический подход позволяет согласовать и усилить влияние отдельных частей специального обучения и общую национальную систему образования.
- Социально-ориентированный подход, который обеспечивает выпускнику адаптацию к обществу.
- Экологичность – уважение внутреннего мира детей, создание в процессе обучения доверительных отношений.
- Культурологический подход подразумевает формирование социального опыта с учетом норм цивилизации и культуры.
Комплексность и универсальность специализированной коррекционной педагогики дает возможность детям с ОПФР получить достойное образование и максимально развить свои способности.
Видео
001
Источник
Организация мониторинговой
деятельности
в классах интегрированного
(совместного) обучения и воспитания
Среди основных задач
и направлений работы школьного
учителя-дефектолога с учащимися
с нарушениями развития наряду с
такой задачей, как осуществление
коррекционного воздействия, которое
позволило бы максимально компенсировать
недостатки развития каждого ребёнка, стоит
и такая задача, как своевременное выявление,
ранняя диагностика и учёт динамики развития
детей с нарушениями психофизического
или речевого развития.
С этой целью я начала
разработку материалов для организации
мониторинговой деятельности на пункте коррекционно-педагогической
помощи и в классах интегрированного (совместного)
обучения и воспитания в условиях общеобразовательной
школы.
Для учащихся классов
интегрированного (совместного) обучения и воспитания мной разработана «Индивидуальная карта результативности
учебного и коррекционного процесса ученика
с особенностями психофизического развития» (Приложение 5).
В этой карте фиксируются
такие параметры, как:
1).обученность по предметам
(четвертные и годовые оценки
по предметам)
2).уровень умственного развития; для учащихся
младшего школьного возраста я использую
тест Р.Амтхауэра, позволяющий выявить
уровень сформированности таких операций,
как:
- дифференциация существенных и несущественных признаков предметов и явлений – то есть выявление имеющегося запаса знаний
- уровень сформированости операций отвлечения, абстрагирования и классификации
- умение делать умозаключения по аналогии
- умение делать понятийное обобщение
3).также мною используется методика обследования
устной речи Т.А. Фотековой.
4).также у учеников классов интегрированного
обучения обследуются и анализируются
ошибки письма
5).выявляется уровень
сформированности общеучебных умений
и навыков: характеризуется навык
чтения, пересказа, умение работать
с информацией, умение работать в паре, в группе, умение
работать в тетради и с учебником, умение
проводить самооценку и самопроверку
своей работы.
6).анализируется сформированность
учебных умений и навыков по
русскому языку, по белорусскому
языку, по математике.
7).предоставляется характеристика педагога-психолога
(ежегодная)
8).учителя-предметники и классные руководители
предоставляют краткую характеристику
учебных достижений ученика по предметам
(в середине и в конце учебного года).
Обследование устной и письменной речи
учащихся с ОПФР
Для проведения углубленного
обследования устной речи учащихся я использую
стандартизованную методику обследования
речи с балльно-уровневой системой оценки,
разработанную Т.А. Фотековой. Эта методика
удобна для диагностики, для уточнения
структуры речевого нарушения и оценки
степени выраженности нарушений разных
сторон речи, для построения системы индивидуальной
коррекционной работы, для отслеживания
динамики речевого развития ребёнка и
оценки эффективности коррекционного
воздействия.
Мы используем сокращённый вариант этой
методики, предназначенный для экспресс-диагностики,
позволяющий оценить состояние основных
компонентов экспрессивной речи ребёнка.
Сокращённый вариант
методики состоит из 4 серий заданий:
серия №1 – исследование
сенсомоторного уровня речи: проверка фонематического
восприятия, исследование состояния артикуляционной
моторики, исследование состояния звукопроизношения
и звукослоговой структуры слова.
серия №2 – исследование
грамматического строя речи: повторение
и верификация предложений, составление предложений
из слов в начальной форме, добавление
пропущенных предлогов в предложение,
образование существительных множественного
числа в именительном и родительном падежах.
серия №3 – исследование
словаря и процессов словообразования: называние детёнышей животных, образование
относительных, качественных, притяжательных
прилагательных.
серия №4 – исследование
связной речи: составление рассказа
по серии сюжетных картинок и пересказ.
Я модифицировала эту методику, добавив
задания на исследование мелкой моторики,
задания на исследование слуховых ритмов,
задания на образование уменьшительно-ласкательных
форм существительных. Также были включены
задания на понимание сложных логико-грамматических
отношений, на исследование уровня сформированности
пространственно-временных представлений,
речезрительных функций («оптические
пробы»), процессов языкового анализа
и синтеза. Для фиксирования результатов
обследования мною разработана форма
«Протокол углубленного обследования
учащегося СШ № 137».
В начале, середине и в конце учебного
года с учащимися классов интегрированного
обучения проводятся проверочные лексико-грамматические
работы, цель которых – отслеживание динамики
исправления нарушений письменной речи.
Лексико-грамматические проверочные работы
для учащихся младших классов включают
в себя разные виды заданий:
- запись под диктовку текста, соответствующего программным требованиям для данного возраста учащихся;
- определение количества предложений в тексте и слов в заданном предложении;
- постановка ударения в словах и деление слов на слоги;
- обозначение условными знаками гласных звуков, твёрдых и мягких согласных;
- составление из заданных букв слов и из слов предложений и др.
Я провожу качественный и количественный анализ
допущенных ошибок. Результаты обследований
фиксируются в разработанной мною протокольной
форме «Анализ ошибок письма учащегося» (Приложение 6)
Динамику развития речевых
процессов у учащихся классов
интегрированного обучения удобно проследить
на речевых профилях, которые составляются в конце каждого учебного года на каждого
учащегося с особенностями психофизического
развития (Приложение 6).
Исследование уровня умственного
развития учащихся с ОПФР
Для учащихся старших
классов интегрированного обучения мною разработаны
методики исследования умственного развития
подростков для 5-7 классов и для 8-10 классов.
Эти методики включают в себя задания
на исследование общей осведомлённости,
задания на исследование уровня сформированности
операций классификации, обобщения, умозаключений
по аналогии, установления закономерности
и др.
Результаты обследования
фиксируются в разработанном мной «Протоколе обследования
интеллектуального развития учащихся».
Динамика развития хорошо видна на «Профиле
умственного развития».
В соответствии с рекомендациями учителя-дефектолога в нашей школе каждый
учитель, работающий с учащимися с особенностями
психофизического развития, ведёт индивидуальную
папку «Работа с учащимися классов интегрированного
обучения». Учителя-предметники ведут
учёт индивидуальных учебных достижений
учеников с ОПФР по своему предмету в виде
кратких словесных характеристик, диаграмм,
профилей, таблиц, графиков и т.д. Педагогами
отслеживается рейтинг учебных достижений
учащихся классов интегрированного обучения
по предметам.
Так осуществляется в нашей школе мониторинговая деятельность
в классах интегрированного (совместного)
обучения и воспитания.
Средовые ресурсы
обучения и воспитания учащихся с
особенностями психофизического развития
в СШ № 137
Для обучения и воспитания
детей с трудностями в обучении, с интеллектуальной недостаточностью
в СШ № 137 с 2003 года создаются специальные
условия, особая образовательная среда,
в которую в соответствии со структурно-содержательной
характеристикой включаются предметные,
пространственные, организационно-смысловые,
социально-психологические ресурсы. Более
подробно предметеные и прространстенные
ресурсы обучения и воспитания учащихся
с особенностями психофизического развития
в СШ № 137 описаны в Приложении 9.
Результативность интегрированного
(совместного) обучения и воспитания
учащихся с
особенностями психофизического развития
в средней школе № 137
Таким образом, в СШ №
137 созданы все условия для
успешного совместного обучения и воспитания учащихся,
имеющих те или иные нарушения психофизического
развития и их нормально развивающихся
сверстников. В учреждении образования
продолжается работа по созданию адаптивного
образовательного пространства. В школе
оборудован кабинет для оказания коррекционно-образовательных
услуг. Постепенно решаются вопросы учебного
и программно-методического обеспечения,
создаётся резерв дидактических материалов,
учебно-методических пособий для обучения
детей с нарушениями развития.
В своей работе с детьми с ОПФР
особое внимание я уделяю формированию
у них практических навыков и умений, индивидуализации
учебного процесса, его здоровьесберегающей
организации и коррекционной направленности.
Интегрированное обучение
не насаждается административными
мерами и не носит обязательного, а тем более принудительного характера.
На мой взгляд, нам удалось удачно определить
организационные формы интегрированного
обучения: в классе в разное время с учеником
работает и обычный учитель и учитель-дефектолог.
Существующие специальные учебно-методические комплексы
обеспечивают создание адаптивной образовательной
среды в школе общего типа. Учащиеся с
особенностями развития учатся вместе
и в то же время располагают возможностями
удовлетворять свои особые потребности.
Каждый ученик осваивает образовательную
программу, соответствующую его познавательным
возможностям, постепенно переходит от
программы специальной школы к общеобразовательной
программе. Кроме того, все ученики класса
включены в социальное взаимодействие.
Значимым является и тот факт, что учащиеся
с особенностями психофизического развития
получают образование по месту жительства
и не отчуждаются от семьи. И, следовательно,
коррекционную помощь, специальные образовательные
услуги, учащиеся с особенностями развития
получают по месту своей учёбы.
В нашей школе сложился
высококвалифицированный педагогический коллектив, готовый помочь
детям с нарушениями развития, коллектив
готовый принять ребёнка и понять его
проблемы. Из беседы с родителями я сделала
следующие выводы: родители осознанно
выбрали для обучения своих детей нашу
общеобразовательную школу, а не специальную
школу-интернат и довольны результатами.
Дети с особенностями в развитии успешно
учатся в соответствии со своими потенциальными
возможностями и способностями. Мои ученики,
по данным социального педагога, по результатам
психологического анкетирования успешно
социализированы в детский коллектив,
и мы надеемся, уверенно вступят во взрослую
жизнь по окончании школы.
По данным мониторинга
за время обучения в интегрированных классах
60-70% учащихся с ОПФР достигают 2-3 уровня
учебной деятельности, что соответствует
3-6 баллам по 10-бальной системе оценивания.
Мне совместно с командой сопровождения
удалось помочь детям адаптироваться
в классе, в соответствии с моими рекомендациями
на уроке каждый учитель оказывает детям
продуманную помощь, осуществляет индивидуальный
дифференцированный подход, для домашней
работы предлагаются посильные задания.
Учащиеся с ОПФР на уроках стали чувствовать
себя увереннее, самостоятельно ориентируются
в доступном учебном материале, на уроках
работают вместе со всем классом, отвечают
у доски, проявляют самостоятельность
при выполнении доступных заданий. Самое
главное – дети поверили в свои силы и
возможности.
Результативность и
эффективность коррекционной и
учебно-воспитательной работы в классах
интегрированного (совместного) обучения и воспитания можно
проследить на диаграммах (Приложение 8)
и в таблице:
Мониторинг
учебно-воспитательной и коррекционной
работы в классах
интегрированного
(совместного) обучения и воспитания
в СШ № 137
учебный год | общее кол-во учащихся с ОПФР | вышли на норму (кол-во и %) | качественное изменение (кол-во и %) | с улучшением без изменения (кол-во и %) | Приме-чание |
2003-2004 учебный год | 2 ученика (2 класса) | — | — | 2 ученика (100 %) | — |
2004-2005 учебный год | 3 ученика (3 класса) | — | 2 ученика (67%) | 1 ученик (33 %) | — |
2005-2006 учебный год | 6 учеников (5 классов) | 1 ученик (17 %) | 1 ученик (17%) | 4 ученика (66%) | — |
2006-2007 учебный год | 8 учеников (6 классов) | — | 2 ученика (25%) | 6 учеников (75%) | — |
2007-2008 учебный год | 9 учеников (6 классов) | — | — | 9 учеников (100%) | — |
2008-2009 учебный год | 10 учеников (7классов) | 5 учеников (50%) | — | 5 учеников (50%) | Прогноз результата |
Источник