Динамика развития ребенка с онр

Динамика развития ребенка с онр thumbnail

Общее недоразвитие речи (ОНР) – нарушение формирования всех сторон речи (звуковой, лексико-грамматической, семантической) при различных сложных речевых расстройствах у детей с нормальным интеллектом и полноценным слухом. Проявления ОНР зависят от уровня несформированности компонентов речевой системы и могут варьировать от полного отсутствия общеупотребительной речи до наличия связной речи с остаточными элементами фонетико-фонематического и лексико-грамматического недоразвития. ОНР выявляется в ходе специального логопедического обследования. Коррекция ОНР предполагает развитие понимания речи, обогащение словаря, формирование фразовой речи, грамматического строя языка, полноценного звукопроизношения и т. д.

Общие сведения

ОНР (общее недоразвитие речи) – несформированность звуковой и смысловой сторон речи, выражающаяся в грубом или остаточном недоразвитии лексико-грамматических, фонетико-фонематических процессов и связной речи. Среди детей с речевой патологией дети с ОНР составляют самую многочисленную группу — около 40%. Глубокие недостатки в развитии устной речи в дальнейшем неизбежно приведут к нарушению письменной речи – дисграфии и дислексии.

В логопедии термины «фонетико-фонематическое недоразвитие» (ФФН) и «общее недоразвитие речи» (ОНР) используются для обозначения несформированности тех или иных структурных компонентов речевой системы при различных речевых расстройствах. ОНР может наблюдаться при синдроме дизартрии, ринолалии, алалии, афазии.

Общее недоразвитие речи (ОНР)

Общее недоразвитие речи (ОНР)

Классификация ОНР

По клиническому составу категория детей с ОНР неоднородна, в связи с чем ее делят на 3 группы:

  • неосложненные формы ОНР (у детей с минимальной мозговой дисфункцией: недостаточной регуляцией мышечного тонуса, моторных дифференцировок, незрелостью эмоционально-волевой сферы и т. д.)
  • осложненные формы ОНР (у детей с неврологическими и психопатическими синдромами: церебрастеническим, гипертензионно-гидроцефалическим, судорожным, гипердинамическим и др.)
  • грубое недоразвитие речи (у детей с органическими поражениями речевых отделов головного мозга, например, при моторной алалии).

С учетом степени ОНР выделяют 4 уровня речевого развития:

  • 1 уровень речевого развития — «безречевые дети»; общеупотребительная речь отсутствует.
  • 2 уровень речевого развития – начальные элементы общеупотребительной речи, характеризующиеся бедностью словарного запаса, явлениями аграмматизма.
  • 3 уровень речевого развития – появление развернутой фразовой речи с недоразвитием ее звуковой и смысловой сторон.
  • 4 уровень речевого развития – остаточные пробелы в развитии фонетико-фонематической и лексико-грамматической сторон речи.

Подробная характеристика речи детей с ОНР различных уровней будет рассмотрена ниже.

Характеристика ОНР

В анамнезе детей с ОНР часто выявляется внутриутробная гипоксия, резус-конфликт, родовые травмы, асфиксия; в раннем детстве – черепно-мозговые травмы, частые инфекции, хронические заболевания. Неблагоприятная речевая среда, дефицит внимания и общения еще больше тормозят течение речевого развития.

Для всех детей с ОНР характерно позднее появление первых слов – к 3-4, иногда – к 5 годам. Речевая активность детей снижена; речь имеет неправильное звуковое и грамматическое оформление, малопонятна. Вследствие неполноценной речевой деятельности страдает память, внимание, познавательная деятельность, мыслительные операции. Детям с ОНР присуще недостаточное развитие координации движений; общей, тонкой и речевой моторики.

У детей с ОНР 1 уровня фразовая речь не сформирована. В общении дети пользуются лепетными словами, однословными предложениями, дополненными мимикой и жестами, смысл которых вне ситуации непонятен. Словарный запас у детей с ОНР 1 уровня резко ограничен; в основном включает отдельные звуковые комплексы, звукоподражания и некоторые обиходные слова. При ОНР 1 уровня также страдает импрессивная речь: дети не понимают значения многих слов и грамматических категорий. Имеет место грубое нарушение слоговой структуры слова: чаще дети воспроизводят только звукокомплексы, состоящие из одного-двух слогов. Артикуляция нечеткая, произношение звуков неустойчивое, многие из них оказываются недоступными для произношения. Фонематические процессы у детей с ОНР 1 уровня носят зачаточный характер: фонематический слух грубо нарушен, для ребенка неясна и невыполнима задача фонематического анализа слова.

В речи детей с ОНР 2 уровня, наряду с лепетом и жестами, появляются простые предложения, состоящие из 2-3 слов. Однако, высказывания бедны и однотипны по содержанию; чаще выражают предметы и действия. При ОНР 2 уровня отмечается значительное отставание качественного и количественного состава словаря от возрастной нормы: дети не знают значения многих слов, заменяя их похожими по смыслу. Грамматический строй речи не сформирован: дети не правильно употребляют падежные формы, испытывают трудности в согласовании частей речи, употреблении единственного и множественного числа, предлогов и т. д. У детей с ОНР 2 уровня по-прежнему редуцируется произношение слов с простой и сложной слоговой структурой, стечением согласных. Звукопроизношение характеризуется множественными искажениями, заменами и смешениями звуков. Фонематическое восприятие при ОНР 2 уровня отличается выраженной недостаточностью; к звуковому анализу и синтезу дети не готовы.

Дети с ОНР 3 уровня пользуются развернутой фразовой речью, но в речи используют преимущественно простые предложения, затрудняясь в построении сложных. Понимание речи приближено к норме, затруднения составляет понимание и усвоение сложных грамматических форм (причастных и деепричастных оборотов) и логических связей (пространственных, временных, причинно-следственных отношений). Объем словарного запаса у детей с ОНР 3 уровня значительно увеличивается: дети употребляют в речи практически все части речи (в большей степени – существительные и глаголы, в меньшей – прилагательные и наречия); типично неточное употребление названий предметов. Дети допускают ошибки в использовании предлогов, согласовании частей речи, употреблении падежных окончаний и ударений. Звуконаполняемость и слоговая структура слов страдает только в трудных случаях. При ОНР 3 уровня звукопроизношение и фонематическое восприятие по-прежнему нарушены, но в меньшей степени.

Читайте также:  Социальная ситуация развития и новообразования ребенка раннего детства

При ОНР 4 уровня дети испытывают специфические затруднения в звукопроизношении и повторении слов со сложным слоговым составом, имеют низкий уровень фонематического восприятия, допускают ошибки при словообразовании и словоизменении. Словарь у детей с ОНР 4 уровня достаточно разнообразен, однако дети не всегда точно знают и понимают значение редко встречающихся слов, антонимов и синонимов, пословиц и поговорок и т. д. В самостоятельной речи дети с ОНР 4 уровня испытывают трудности в логическом изложении событий, часто пропускают главное и «застревают» на второстепенных деталях, повторяют ранее сказанное.

Логопедическое обследование при ОНР

На предварительном этапе диагностического обследования речи логопед знакомится с медицинской документацией (данными осмотра ребенка с ОНР детским неврологом, педиатром и др. детскими специалистами), выясняет у родителей особенности протекания раннего речевого развития ребенка.

При диагностике устной речи уточняется степень сформированности различных компонентов языковой системы. Обследование детей с ОНР начинается с изучения состояния связной речи — способности к составлению рассказа по картинке, серии картинок, пересказу, рассказу и т. д. Затем логопедом исследуется уровень развития грамматических процессов (правильность словообразования и словоизменения; согласования частей речи; построения предложения и пр.). Обследование словарного запаса при ОНР позволяет оценить умение детей правильно соотносить то или иное слово-понятие с обозначаемым предметом или явлением.

Дальнейший ход обследования ребенка с ОНР предполагает изучение звуковой стороны речи: строения и моторики речевого аппарата, звукопроизношения, слоговой структуры и звуконаполняемости слов, способности к фонематическому восприятию, звуковому анализу и синтезу. У детей с ОНР необходимо проведение диагностики слухоречевой памяти и других психических процессов.

Результатом обследования состояния речевых и неречевых процессов у ребенка с ОНР является логопедическое заключение, отражающее уровень речевого развития и клиническую форму речевого нарушения (например, ОНР 2 уровня у ребенка с моторной алалией). ОНР следует отличать от задержки речевого развития (ЗРР), при которой отстает только темп формирования речи, но не нарушается формирование языковых средств.

Коррекция ОНР

Логопедическая работа по коррекции ОНР выстаивается дифференцированно, с учетом уровня речевого развития. Так, основными направлениями при ОНР 1 уровня является развитие понимания обращенной речи, активизация самостоятельной речевой активности детей и неречевых процессов (внимания, памяти, мышления). При обучении детей с ОНР 1 уровня не ставится задача правильного фонетического оформления высказывания, но обращается внимание на грамматическую сторону речи.

При ОНР 2 уровня ведется работа над развитием речевой активности и понимания речи, лексико-грамматических средств языка, фразовой речи и уточнением звукопроизношения и вызыванием отсутствующих звуков.

На логопедических занятиях по коррекции ОНР 3 уровня проводится развитие связной речи, совершенствование лексико-грамматической стороны речи, закрепление правильного звукопроизношения и фонематического восприятия. На этом этапе уделяется внимание подготовке детей к усвоению грамоты.

Целью логопедической коррекции при ОНР 4 уровня служит достижение детьми возрастной нормы устной речи, необходимой для успешного школьного обучения. Для этого необходимо совершенствовать и закреплять произносительные умения, фонематические процессы, лексико-грамматическую сторону речи, развернутую фразовую речь; развивать графо-моторные навыки и первичные навыки чтения и письма.

Обучение школьников с тяжелыми формами ОНР 1-2 уровня осуществляется в школах для детей с тяжелыми речевыми нарушениями, где главное внимание уделяется преодолению всех сторон речевого недоразвития. Дети с ОНР 3 уровня учатся в классах коррекционного обучения при массовой школе; с ОНР 4 уровня – в обычных классах.

Прогноз и профилактика ОНР

Коррекционно-развивающая работа по преодолению ОНР – очень длительный и трудоемкий процесс, который должен начинаться, как можно раньше (с 3-4-х лет). В настоящее время накоплен достаточный опыт успешного обучения и воспитания детей с различными уровнями речевого развития в специализированных («речевых») дошкольных и школьных учебных заведениях.

Предупреждение ОНР у детей аналогично профилактике тех клинических синдромов, при которых оно возникает (алалии, дизартрии, ринолалии, афазии). Родителям следует уделять должное внимание речевой среде, в которой воспитывается ребенок, с раннего возраста стимулировать развитие его речевой активности и неречевых психических процессов.

Источник



В статье проанализированы результаты обследования сформированности речи и неречевых функций у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи, III уровень. Представлены этапы опытно-экспериментальной работы, основные задачи. Проанализированы результаты констатирующего эксперимента.

Ключевые слова: общее недоразвитие речи; речевые и неречевые процессы; констатирующий эксперимент

Всесторонний анализ речевых нарушений у детей с недостатками речевого развития представлен в трудах Р. Е. Левиной, Л. С. Волковой, Т. Б. Филичевой,

Читайте также:  Развитие ребенка в игре с пазлами

Г. В. Чиркиной и других авторов. Одним из приоритетных направлений логопедии можно рассматривать разработку научно обоснованных методов и содержания психолого-педагогического изучения детей с общим недоразвитием речи. Накоплен определённый опыт работы по организации и проведению диагностики в трудах С. Д. Забрамной,

Т. Б. Филичевой Л. С. Волковой, О. Е. Грибовой, О. Б. Иншаковой и других ученых. Однако, по-прежнему, многие организационно-методические вопросы, касающиеся принципов, методов и конкретно содержания комплексного обследования, остаются недостаточно разработанными. Вышесказанное определяет актуальность и значимость вопроса по детальному рассмотрению научно-методических и практических рекомендаций к организации психолого-педагогического обследования дошкольников с общим недоразвитием речи.

Успешность воспитания и обучения, социальной адаптации детей с ОНР зависит от правильной оценки их возможностей и особенностей развития. Диагностика этих детей является важным этапом в системе мероприятий, обеспечивающих специальное обучение, коррекционно-педагогическую и психологическую помощь. Результаты многочисленных исследований отечественных ученых свидетельствуют о том, что недоразвитие или повреждение различных звеньев речевой системы при отсутствии специальных коррекционных мероприятий приводит к возникновению ряда вторичных и третичных отклонений.

Ещё Л. С. Выготский выдвинул положение о том, что при определённых благоприятных педагогических условиях, возможно предупредить появление вторичных проявлений недоразвития высших психических функций. В условиях детского сада при обследовании на первый план выступает задача комплексного, всестороннего, качественного анализа особенностей познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы, личностного развития, а также исследования сферы знаний, умений, навыков, представлений об окружающем мире, имеющихся у ребёнка. Важно своевременно и полно обследовать речь ребёнка. Диагностика выступает как необходимый структурный компонент коррекционно-педагогического процесса и средством оптимизации этого процесса.

Углубленное всестороннее обследование позволяет построить оптимальные индивидуальные и групповые коррекционно-развивающие и обучающие программы, определить эффективность коррекционно-педагогического воздействия. Всестороннее обследование у детей речевых и неречевых процессов, сенсомоторной сферы, интеллектуального развития, а также личностных особенностей и социального окружения помогает правильно организовать коррекционное обучение и воспитание, что в дальнейшем может привести к положительным результатам в развитии, при поступлении в школу. Вот почему важно и необходимо рано выявлять детей с выраженным недоразвитием речи, с одной стороны, и разработки адекватного коррекционного их обучения, с другой стороны.

Главной целью психолого-педагогической диагностики является определение индивидуально-возрастных особенностей психического развития детей с нарушениями речи. Работая с детьми, имеющими нарушения в речевом развитии, педагог при организации психологического обследования решает следующие задачи:

– определение индивидуального хода психического развития ребёнка в связи с различными видами речевых нарушений;

– определение характера психического развития ребёнка (какие функции, системы, сферы сформированы, какие сформированы недостаточно или сформированы неправильно), т. е. дифференциальная диагностика состояния развития ребёнка;

– оценка соответствия уровня и темпа развития ребёнка с нарушениями речи возрастным нормативам;

– установление возможных причин отклонений в психическом развитии ребёнка (органических, например, перинатальное поражение ЦНС; психологических — отношение окружения и самого ребёнка к дефекту;

– постановка психологического «диагноза» — отнесение к тому или иному типу (группе) психического развития;

– выявление потенциальных возможностей ребёнка, прогноз его психического развития и определение психолого-педагогических условий, необходимых данному ребёнку для гармонизации стабилизации психического, в том числе и его речевого, развития [4, с.53].

Организация и содержание констатирующего эксперимента по обследованию речевых и неречевых процессов у детей пятилетнего возраста в условиях дошкольного образовательного учреждения представлено в данной статье. В исследовании приняли участие десять детей с логопедическим заключением ОНР, III уровень — воспитанники детского сада г. Смоленска. Вся опытно-экспериментальная работа проходила в несколько этапов:

Первый этап — констатирующий: психолого-педагогическое обследование дошкольников с ОНР, анализ результатов, и разработка программы по коррекции неречевых и речевых процессов;

Второй этап — формирующий: коррекционная работа с детьми дошкольного возраста (на основе разработанных программ по уровням);

Третий этап  контрольный: итоговое обследование детей, анализ динамики формирования речи у детей дошкольного возраста с ОНР.

На первом этапе экспериментальной работы нами была изучена медицинская документация и речевые карты. На основе анализа речевых карт мы определили уровни речевого развития и возможностей дошкольников по степени сформированности таких параметров, как артикуляционная моторика, фонематический слух, звукопроизношение, слоговая структура, словообразование, грамматический строй, связная речь.

Речевые уровни развития:

Низкий — 1–2 балла (слабо развиты все основные компоненты).

Ниже среднего — 3–4 балла (навык в начальной степени, носит непостоянный характер).

Средний — 5–6 баллов (навык находится в развитии, требует помощи взрослого или владеет навыком не в полной мере).

Читайте также:  Отклонения познавательного развития ребенка дошкольного возраста

Выше среднего — 7–8 баллов (ребёнок пользуется своими знаниями при умеренной поддержке взрослого).

Высокий — 9–10 баллов (навык устойчиво развит).

Анализ результатов показал, что половина детей имеет уровень речевого развития ниже среднего, и половина — низкий уровень.

Целым рядом исследователей (Л. А. Венгером, О. М. Дьяченко,

С. Д. Забрамной, О. В. Боровиком, Р. С. Немовым и другими) разработана структура психолого-педагогического обследования детей с ОВЗ, но в настоящее время значимым остаётся вопрос определения содержания обследования неречевых процессов у детей дошкольного возраста.

Мы предприняли попытку систематизировать ранее описанные в литературных источниках методики по изучению психических процессов и попытались разработать серии диагностических заданий, направленных на обследование неречевых процессов у дошкольников с ОНР [1,2,3].

Все задания разбили на пять частей. Первая серия заданий направлена на исследование восприятия. Вторая серия заданий — на изучение внимания. Третья серия заданий направлена на исследование состояния процесса воображения. Четвёртая серия — задания направлены на изучение памяти. Пятая серия заданий направлена на исследование мышления: операций обобщения, анализа и синтеза.

Анализ обработки данных, полученных по каждой методике диагностики познавательных процессов показал следующие результаты. Нами было выделено 30 % детей со средним уровнем развития познавательных функций, 60 % детей с низким уровнем развития и 10 % детей с очень низким уровнем развития психических процессов.

Обобщив полученные данные по уровням развития речевых и неречевых процессов нами были выделены следующие группы детей:

Первая группа — это дети со средним уровнем развития психических процессов и ниже среднего уровнем развития речи. Для этих детей характерна недостаточная концентрация внимания, сниженный объём памяти, вследствие этого слабо развито словесно-логическое мышление. Возникают сложности в составлении развёрнутых рассказов. Эту группу детей составили 30 % дошкольников, принимавших участие в обследовании.

Вторая группа — дети с низким уровнем развития психических процессов и ниже среднего уровнем развития речи. Этим детям свойственны недостаточность произвольного внимания, его объёма и концентрации, отмечается низкая способность к переключению и распределению внимания; слабость запоминания, а также повышенная суетливость, возбудимость или, наоборот, заторможенность, вялость, пассивность, что в обоих случаях ведет к недостаточному развитию речи. Недостаточность развития восприятия ведет к трудностям в формировании всех мыслительных операций (анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации). 20 % дошкольников вошли в эту группу.

Третья группа — дети с низким уровнем развития как неречевых, так и речевых процессов. Для детей данной группы характерны пониженная работоспособность, а также недостаточность внимания, снижение объёма памяти, замедленность процесса запоминания, неточность воспроизведения информации, в связи с чем, речь отстает от нормы. Нарушено произношение нескольких групп звуков. 40 % детей составили данную группу.

Четвертая группа — дети с очень низким уровнем развития неречевых процессов и низким уровнем развития речевых процессов. Словарный запас невелик. Используются двух-трехсловные предложения. Нет развернутого рассказывания. В эту группу вошли 10 % дошкольников, принимавших участие в обследовании.

Таким образом, проведенный констатирующий эксперимент показал недостаточность развития речевых и неречевых процессов у дошкольников с общим недоразвитием речи и позволил выявить основные направления дальнейшей коррекционной работы по их исправлению и совершенствованию.

Наш эксперимент подтвердил данные, полученные из теоретического анализа специальной отечественной и зарубежной литературы (Р. М. Боскис, Р. Е. Левина,

М. Е. Хватцев, Е. Ф. Рау, Г. В. Чиркина, Л. С. Волкова, К. П. Беккер, З. Ремлер и других ученых) о том, что у значительной части детей старшего дошкольного возраста имеются отклонения от нормы как в речевом развитии, так и отклонения в развитии неречевых функций.

На основе данных, полученных в ходе первого констатирующего этапа эксперимента, нами была разработана система коррекционных упражнений, направленных на развитие высших психических функций (внимания, памяти, воображения, восприятия, мышления) и формирование речевой деятельности.

Литература:

  1. Забрамная С. Д., Боровик О. В. Практический материал для проведения психолого-педагогического обследования детей. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.
  2. 32 с.; 115 карт.
  3. Меженцева Г. Н. Особенности познавательной деятельности обучающихся с общим недоразвитием речи в начальной школе // Вестник научных конференций. 2017.
  4. № 2–5 (18). С. 60–61.
  5. Немов Р. С. Психология. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. Кн. 3: Психодиагностика. 640 с.
  6. Чернова Е. П. Психологическая помощь дошкольникам с нарушениями речи // Воспитание и обучение детей с нарушениями речи. 2005. № 2. С.51–55.

Основные термины (генерируются автоматически): уровень развития, ребенок, процесс, общее недоразвитие речи, речевое развитие, III, дошкольный возраст, серия заданий, группа, констатирующий эксперимент.

Источник