Динамика физического развития ребенка 3 лет

Динамика физического развития ребенка 3 лет thumbnail

Физическое развитие ребенка в 3 годаВашему ребенку исполнилось 3 года, и это ознаменовало его переход на новый уровень развития – ваш кроха стал младшим дошкольником. Малыш становится более ловким, подвижным, все лучше владеет своим телом. В этой статье мы рассмотрим физическое развитие ребенка в 3 года: что умеет, во что играет кроха этого возраста, и дадим рекомендации по организации активного досуга малыша.

В возрасте 3 лет дети любят физическую активность. Им нравится бегать, прыгать, лазить, танцевать, кататься на качелях или велосипеде. Они напоминают батарейки: работают полным ходом, пока не закончится энергия, а потом могут в любой момент рухнуть в изнеможении. Чтобы этого не происходило, детям 3 лет необходимо чередовать физическую активность и спокойные игры — это одна из особенностей данного возраста. А теперь давайте разберем навыки, которые приобретает малыш на четвертом году жизни.

Физическое развитие ребенка в 3 года:

  • Уверенно крутит педали на трехколесном велосипеде.
  • Умеет стоять, ходить и бегать на носочках.
  • Чувство равновесия развито достаточно, чтобы самостоятельно пройтись по бордюру или балансировать на доске.
  • Хорошо и далеко бросает или пинает мяч, но ловит еще плохо.
  • Прыгает на двух ногах.
  • Стоит до 5 секунд на одной ноге, некоторые умеют прыгать на одной ноге.
  • Хорошо ходит спиной вперед.
  • Поднимается и спускается по лестнице, чередуя ноги «как взрослый».
  • Перешагивает через препятствия на полу высотой до 30 см приставным шагом.
  • Спрыгивает с высоты 40 см и приземляется на ноги (не падая вперед на руки).

 В плане бытовых навыков и мелкой моторики ребенок 3 лет может:

  • Самостоятельно раздеваться и одеваться, используя некоторые застежки: пуговицы, неразъемную молнию, кнопки, липучки.
  • Самостоятельно обувается и разувается, используя липучки и молнию. Шнуровка на обуви для ребенка 3 лет еще не доступна.
  • Умеет вырезать ножницами (может разрезать лист пополам по нарисованной линии).
  • Умеет рисовать круг, овал, квадрат и копирует некоторые заглавные буквы по образцу взрослого.
  • Правильно держит ручку или карандаш в руке. Рисует «людей»: большие головы с руками и ногами (по мере взросления будут добавляться другие детали).
  • Самостоятельно моет руки и лицо.
  • Уверенно пользуется горшком или унитазом в дневное время суток. В чистке зубов и при использовании туалетной бумаги все еще требуется помощь с вашей стороны.
  • Хорошо закручивает и откручивает крышки.
  • Переливает жидкость из одной емкости в другую (немного проливая).
  • Намазывает масло на хлеб тупым ножом.

Все дети растут и развиваются в собственном темпе. Поэтому не беспокойтесь, если ваш ребенок не владеет всеми выше перечисленными навыками. Важно, чтобы вы отмечали прогресс и совершенствование способностей по мере роста и развития малыша.

Рост детей 3 лет составляет 92 — 99 см. Вес ребенка в 3 года в среднем 13,2 – 16,5 кг, а окружность грудной клетки 50-54 см. Эти показатели варьируют в зависимости от пола (у мальчиков больше, у девочек меньше) и конституции ребенка. Если показатели физического развития отличаются от нормы больше чем на 10%, то это повод скорректировать ребенку рацион, режим дня и обеспечить ему психологический комфорт. При завышенных показателях полезной будет консультация врача- эндокринолога.

Потребность во сне у ребенка 3 лет составляет 11-13 часов. Из них дневной сон составляет 1- 1,5 часа. У некоторых детей дневной сон может отсутствовать с 2 лет. Если ребенок при этом ночью спит хорошо и достаточно долго; днем в хорошем настроении,  не перевозбужден, активен и живо интересуется окружающим миром, то такое положение дел для вашего ребенка является нормой.

Игры для физического развития ребенка 3 лет

В возрасте 3 лет ребенок становится социально активным, ему все больше нравится проводить время в компании сверстников и играть в совместные игры. Предлагаем вам несколько простых, веселых игр, которые вы легко сможете организовать для вашего ребенка на детской площадке или в гостях.

Игра «Пес и дети»

Одного человека выбирают «псом». Он сидит и поджидает детей. Дети идут навстречу псу, хлопают в ладоши и рассказывают стих. В какой-то момент «пес» вскакивает, лает и начинает ловить детей. Детвора разбегается в разные стороны.

Вот сидит лохматый пес,

В лапки свой уткнувши нос.

Тихо, мирно он сидит.

Подойдем к нему, разбудим.

И посмотрим, что же будет?

Игра «Волк и зайцы»

Выбирают одного волка, остальные зайцы. На асфальте или песке рисуют круги по количеству зайчат. Круги обозначают кустики, в которых зайцы будут прятаться от волка. Зайцы выходят на полянку «пощипать травку». Зайцы бегают, веселятся. По команде «волк идет» — выбегает волк и начинает ловить зайцев. Задача зайчат спрятаться от волка за «кустом». В качестве «кустов» могут выступать: стулья в помещении; тропинка, на которую волку заходить нельзя, или даже настоящие кусты.

Игра «Светофор»

Выбирают ведущего, поначалу это может быть взрослый. Ведущий поворачивается спиной к игрокам и говорит: «зеленый свет» — дети двигаются по площадке. По команде «красный свет» ведущий поворачивается, а игроки должны замереть на месте и стоять неподвижно. Кто сбился, становится ведущим.

Также эта игра может стать хорошим дополнением к тематической неделе «Правила дорожного движения»

Хотите играть с ребенком легко и с удовольствием?

Узнайте как — из аудиокурса «5 врагов регулярных занятий с ребенком: найти и обезвредить!»

Игра «Дождик»

Дети становятся в круг, а ведущий рассказывает стихотворение. Игроки ходят по кругу и выполняют движения согласно тексту.

Смотрит солнышко в окошко.

Светит в нашу комнатку.

Мы захлопаем в ладоши,

Очень рады солнышку

Топ-топ-топ-топ!

Топ-топ-топ-топ!

Хлоп-хлоп-хлоп-хлоп!

Хлоп-хлоп-хлоп.

Дождь идет, скорей домой!

На словах «дождь идет» дети разбегаются, потом ведущий говорит, что солнышко вышло, и дети становятся обратно в круг. Игра повторяется.

Игра «Курятник»

На площадке определяется место для курятника и хозяина. Между ними свободное пространство – огород. Куры выходят в огород и гуляют: бегают, прыгают. Потом появляется хозяин и прогоняет кур «кыш-кыш куры» — куры убегают в курятник. Хозяин обходит огород и возвращается в свой домик. Куры снова появляются на огороде, так повторяется до тех пор, пока хозяину не удастся поймать курицу, которая станет новым хозяином.

И еще немного простых идей для подвижных музыкальных игр с детьми 3 лет в этом видео:  https://youtu.be/iXiSyXNygJU

Советы родителям по физическому развитию ребенка 3 лет

  • Обеспечьте ребенку возможности для достаточной физической активности: утренняя зарядка, длительные прогулки на свежем воздухе, подвижные игры, физкультминутки и домашний спортзал будут отличным решением для реализации детской потребности в движении.
  • Научите ребенка новым навыкам: езда на велосипеде, плаванье, игра в мяч. Это добавит ребенку уверенности в себе, повысит самооценку и разнообразит игры со сверстниками.
  • Научите ребенка соблюдать правила в играх, но лучше не используйте соревновательные элементы. Соблюдать правила дошкольник уже способен, а вот проигрывать — пока нет.
  • Обеспечьте ребенка достаточным количеством времени для самостоятельного одевания / раздевания. Это сделает его более самостоятельным, да и мелкую моторику позволит потренировать, если на одежде есть застежки.
  • Поощряйте ребенка к совместным играм с другими детьми. Это не только реализует его потребность в игре со сверстникам, но и будет способствовать социальной адаптации.
Читайте также:  Карта индивидуального развития ребенка примерное

Веселых вам игр и гармоничного развития!

А как вы занимаетесь физическим развитием вашего ребенка? Расскажите в комментариях!

Понравилась статья? Поделитесь с другими мамами нажав на кнопочки социальных сетей!

Хотите играть с ребенком легко и с удовольствием?

Узнайте как — из аудиокурса «5 врагов регулярных занятий с ребенком: найти и обезвредить!»

Динамика физического развития ребенка 3 лет

Автор: Виктория Сахно

Все статьи автора

Увлеченная мама дочки Машеньки. Стремлюсь наполнить детство веселыми играми, неожиданными сюрпризами и яркими впечатлениями. Сторонница раннего развития детей и развивающих игрушек своими руками.

Предыдущие записи рубрики

  • Сценарии игр по детским песенкам
  • Сценарий праздника «Детский Тун Пайрам»
  • 3 кулинарных квеста с приготовлением десертов
  • Спектакль и игры по книгам про Квака и Жаба
  • 2 кулинарных квеста с приготовлением пиццы и канапе

Вам будет интересно:

Источник

 Возраст и возрастная периодизация в педиатрии

Онтогенез человека подразделяется на несколько этапов или «эпох», важнейшими из которых являются три: подготовительный (предконцепционныи период — формирование наследственности, соматического и репродуктивного здоровья биологически родителей), внутриутробное развитие (зародышевый , эмбриональный, ранний и поздний фетальный и иптранатльный периоды)   и постнальное paзвитие или собственно детство.

 К настоящему временив соответствии с отечественными

paзработками и рекомендациями экспертов ВОЗ в педиатрии выделяют следующие возрастные периоды:

  • Период новорожденности 1-28 дней.
  • Период грудного возраста (младенческий, pанний ясельный) с 29 дня до 12 мес.
  • Период раннего детства (поздний ясельный, преддошкольный, период молочных зубов) с 1 года до 3-х лет.
  • Дошкольный возраст (период первого детства) с 3-х до 7 лет
  • Младший школьный возраста (период второго детства, отрочество): мальчики с 7 до 13 лет, девочки с 7 до 12 лет
  • Период подрост0ковый ( средний школьный, препубертатный): мальчики с 13 до 16 лет, девочки с 12 до 15 лет.
  • Период юношеского возраста (старший школьный, пубертатный период, период полового созревания): юноши с 17 до 21 года, девушки с 16 до 20 лет.

 Постнатальное развитие, в свою очередь, так же делится на несколько периодов детского возраста

  • Boзрастной период — это время, необходимое для достижения определенного уровня морфофункционального  развития, готовности к той или иной деятельности.
  • В педиатрии классификация возрастных периодов развития впервые была предложена в  1906 году Николаем Петровичем Гундобинным (1860-1906).
  • В дальнейшем она имела  много модификаций.

           
Физическое развитие это совокупность морфологических и функциональных признаков, характеризующих процесс роста и биологического созревания ребенка и определяющих запас физических сил, выносливости и работоспособности его организма.
Физическое развитие является важнейшим интегральным признаком адекватности роста и развития условиям внешней среды.
Любые отклонения от нормы в физическом развитии свидетельствуют о неблагополучии в состоянии здоровья ребенка.

I. Динамика физического развития плода

  • Внутриутробное развитие человека (гестационный период) продолжается с момента зачатия до рождения (перевязки и пересечения пуповины).
  • Физиологический срок гестационного периода составляет в среднем 280 дней (с индивидуальнными колебаниями от 270 до 290дней) или 10 лунных месяцев. 1 лунный месяц = 28 дням или 4-м неделям.
  • Счет ведется oт первого дня последнего перед беременностью менструального цикла матери.
  • Роды, наступившие по истечении нормального срока этого периода (не раньше и не позже), считаются срочными, то есть наступившими в срок.

 Примечание:

В акушерской практике продолжительность нормальной беременности исчисляется «лунными месяцами» и составляет 10 лунных месяцев или 40недель (38— 41, 5 недели): 1 месяц — 4 недели; 2 месяца — 8 недель; 3 месяца -12 недель; 4 месяца — 16 недель; 5 месяцев — 20 недель, 6 месяцев -24 недели; 7 месяцев -28 недель; 8 месяцев -32 недели; 9 месяцев-36 недель; 10 месяцев — 40 недель.

Десять лунных месяцев соответствуют примерно девяти солнечным календарным месяцам. По расчет длительность беременности по солнечным месяцам неточен и в акушерской практике не применяется.

  • Рост плода регулируется; маточным кровотоком, объёмом плацентарной перфузии, плацентарным гормоноподобным фактором роста, хорионическим соматомаммотропином.
  • Гормоны роста и тиреоидные гормоны самого плода на его рост практически не влияют (например, при анэнцефалии рост плода практически не нарушается).
  • Длина тела эмбриона/плода в первые 5 лунных месяцев внутриутробного развития равна сроку гестации, возведенному в квадрат: в 1 месяц -1см в 2 месяца 4 см, в 3 месяца 9 см, в 4 месяца -16 см и в 5 месяцев (20 недель) длина тела плода достигает 25см

В срок: гестации от -25 до, 40 недель: 

  • Длина тела плода (см) = сроку гестации + 10;
  • В срок гестации 30 недель длина тела плода составляет 40 см, а масса 1300 г.
  • За каждую последующую неделю гестации масса плода увеличивается на 200 г, а длина тела на 1 см.
    • Таким образом, в 40 недель плод в среднем весит 3300-3500 г и имеет длину тела 50 см. Это средние массо-ростовые параметры доношенного новорожденного ребенка.
  • Окружность грудной клетки плода = сроку гестации — 7 и в 40 недель составляеет среднем 33см (32-34 см).
  • Окружность головы в срок гестации 34 недели = 32 см. На каждую недостающую до этого срока неделю вычитается 1 см, а на каждую последующую неделю прибавляется 0,5 см.
  • Таким образом, в 40 недель окружность головы плода = 32 + 0,5 х 6 = 35 см (34-36 см).

Регуляция постнатального роста и физического развития

  • • После рождения рост ребенка регулируется соматотропным гормоном гипофиза (СТГ- стимулируетх ондрогенез) и тиреоидными гормонами (стимулируют остеогенез).
  • Благодаря анаболическому действию СТГ стимулирует так же рост мышц и внутренних органов опосредованно через выработку инсулиноподобных ростовых факторов и транспортных белков.
  •  В возрасте до 5 лет определяющую роль в
  • физическом развитии ребенка играет тироксин, а возрасте 3-11 лет — СТГ.
  • В пре- и пубертатном периодах на физическое развитие подростка оказывают влияние половые гормоны.
  • Андрогены усиливают развитие мышц, энхондральное окостенение и хондропластический рост кости.
  • В препубертатном периоде они обеспечивают «ростовой скачок», но в последующем способствуют закрытию эпифизарных зон роста и, таким образом прекращают рост.
  • Генетические (семейно-наследственные) особенности начинают проявляться в физическом paзвити ребенка после 2-х лет. В возрасте с 2-х до 9 лет действует одна группа генов (первый сеченный фактор), а с 13 до 18 лет другая группа генов (второй сеченный фактор). Через эндокринно-гуморальные стимуляторы, белкн-носители, рецепторы к стимулирующим и тормозящим факторам роста они определяют темп и предел роста.

Семейно-наследственные факторы учитываются при прогнозировании окончательного роста ребенка:

Читайте также:  Как стимулировать развитие речи ребенка

1. Исходя из роста родителей рост ребенка к периоду его завершения будет составлять:

а)         для мальчиков = (сумма роста матери и отца) : 2 +5 см.

б)         для девочек = (сумма роста матери и отца): 2-5 см.

2. Формула Таннера: За исходное значение принимается рост ребенка в 3 года.

а)         для мальчиков = 1,27 х рост в 3 года + 54.9

б)         для девочек s 1,29 х рост в 3 года + 42,3

Для объективной оценки физического развития используются следующие показатели:

  1. Соматометрические (антропометрические):
  • длина и масса тела
  • окружность грудной клетки — до 3-х лет
  • окружность головы — до 3-х лет
  1. Соматоскопические:
  • состояние опорно-двигательного аппарата (форма грудной клетки, спины, ног и стоп, осанка, развитие мускулатуры), жироотложение,
  • эластичность кожи,
  • биологический возраст (погодовая прибавка длины тела, «зубной возраст», степень полового созревания)
  1.  Физиометрический (функциональные):
  • жизненная емкость легких (ЖЕЛ)
  • мышечная сила кистей рук (МСКР — ручная динамометрия)
  • физическая подготовленность (учитель физкультуры) показатели функциональных проб физическая  работоспособность

Показатели физического  развития новорожденного ребенка

  • Средняя масса тела доношенного здорового новорожденного ребенка колеблется от 3000 до 4000 г. Масса тела мальчиков в среднем составляет 3500, девочек 3350.
  • Масса тела доношенного новорожденного ребенка в пределах 2500-3000г считается малой (маловесный ребенок), 4000 – 4500 крупный ребенок) и свыше 4500- гигантской(ребенок — гигант). С массой тела менее 2500 рождаются недоношенные дети или дети с задержкой внутриутробного развития.
  • После рождения первоначальная масса ребенка вначале уменьшается.
    Это — физиологическая убыль первоначальной массы тала. Основной ее причиной является отхождение первородного кала (мекония) и мочи. Имеют значение усыхание ocтатка пуповины, испарения жидкости при дыхании, а у некоторых детей — физиологическая рвота заглоченными околоплодными водами.
  • Физиологическая убыль первоначальной массы ребенка составляет в среднем 150-300 i (5 — 7% oт исходной массы). Максимально она выражена на 3-4 сутки после рождения. Затем масса тела ребенка начинает увеличиваться и восстанавливается до исходных показателей на 7-10 сутки после рождения.
  • Длина тела (рост) доношенного новорожденного ребенка составляет 48-52 см(всреднем 50 см).  В первые 2-3 су ток после рождения длина невырожденного может уменьшиться на 0.5 — 1 см да счет схождения родовом опухоли на голове.
  • О гармоничности физического развития новорожденного ребенка свидетельствует массово-ростовой индекс (МРИ — индекс Кетле 1 или индекс Typa). МРИ= -масса тела при рождении : рост при рождении. В норне МРИ = 60 — 70 г/см. Показатель МРИ ниже 60 r/cм является одним из признаков внутриутробной гипотрофии (нарушения физического развития плода).
  • Окружное головы доношенного:
    новорожденного ребенка составляет 34-36 см, а грудной клетки 32-34 см, т.е. окружность головы превышает окружность грудной клетки на 1-2 см.

Динамика физического развития детей первого года жизни

Динамика массы тела детей первого года жизни

  • За первый месяц после рождения (с учетом убыли первоначальной массы) масса увеличивается на 500-600 г, за второй и третий месяцы — по 800-1000 г.
  • Начиная с четвертого месяца ежемесячная прибавка массы в каждый последующий месяц на 50 г меньше, чем в предыдущий.

т,е: за 4-ый — 750 г., за 5-ый — 700 г., за 6-ой-650 Гза 7-ой -600г, за 8-ой-550 г., за 9-ый -500 г., за 10-ый-450 г., за 11-ый-400г., за 12-ый-350г.

  • В среднем за каждый месяц первого полугодия масса тела ребенка увеличивается на 800 г, второго полугодия
  • на 400 г.
  • Существуют формулы для ориентировочного расчета должной массы тела ребенка в каждый конкретный месяц:

а)         для первого полугодия:
Масса должная = Массе при рождении +800 хп
б)        для второго полугодия:

Масса должная = Массе при рождении +
(800 х6) + 400 х (п -в).
Более удобна для применения эта формула в преобразованном виде:
Масса должная = 8200 + 400 х (п -6)
где8200 г-средняя масса тела 6-месячного ребенка, а (п -6) — число месяцев cтаpше 6.

  • Масса тела при рождении удваивается к 4,5 месяцами утраивается году.
  • Общая прибавка массы за первый год жизни составляет 7 — 7,5 кг.
  • Опорными (ориентировочными) значениями должной массы детей первого года жизни являются: в 4,5 месяца — 6800 г; в 6 месяцев — 8200 г:  в 9 месяцев — 9500 г: в 12 месяцев -10500 г.
  • Для маловесных детей (масса тела при рождении 2500 — 2999) за исходное при расчетах должной массы принимается 3000 г.
  • В любом случае при расчетах должной массы детей первых двух месяцев формулой лучше не пользоваться, а использовать конкретные должные прибавки массы (500-600 г и 800-1000 г)

Динамика роста детей первого жизни

  • За 1-ый, 2-oй и 3-ми месяцы первого года жизни (1-ый квартал) ребенок ежемесячно вырастет на 3-3,5 см. Общая прибавка роста за этот период составляет 9-10,5 см.
  • За 4-ый, 5-ый и 6-oй месяцы (2-ой квартал) ребенок ежемесячно вырастает на 2,5см. Общая прибавка роста за этот период составляет 7,5см.
  • За  7-ой 8-ой и 9-ый месяцы (3-ий квартал) ребенок ежемесячно вырастает на 1,5 см. Общая прибавка роста за этот месяц составляет 4,5 см.
  • За 10-ыи, 11-ый и 12-ып месяцы (4-ый квартал) ребенок ежемесячно вырастает на 1 см.-3 см.
  • В целом за весь первый год жизни ребенок вырастает на 25-27 см и к году имеет рост 75-77 см.

РОСТО-BЕСОВОЙ КОЭФФИЦИЕНТ(РВК)

  • РВК отражает пропорциональность и гармоничность физического развития ребенка первого года жизни.
  • Исчисляется путем деления прибавки массы за определенный период времени на прибавку роста за тот же период времени (не путать с МРИ новорожденного). В норме РВК равен 250-300г/см.
    Пример: Ребенок за третий месяц первого года жизни прибавил в массе на 800 г и вырос на 3 см. РВК = 800:3= 266г/см , что подтверждает гармоничность физического развития ребенка.
  • В целом зa первый год жизни окружность головы увеличивается на 11-12 см. а окружность грудной клетки на 12-14 см.
  • В возрасте 1-го года окружность грудной клетки в среднем составляет 46-47 см, т.е. уже окружность заказы 46-47 см, т.е. уже окружность грудной клетки на 1-2 см  превышает окружность головы.

Динамика физического развития детей в возрасте старше одного года жизни

Динамика роста детей в возрасте старше года

—        За 2-ой год жизни ребенок вырастает на 12-13 см и в 2 года имеет рост 87см. За 3-ий год рост увеличивается на 8 см (рост в 3 года 93см), за 4-ый на 7 см (рост в 4 года 100 см).

—        Далее до 8-ми лет ежегодная прибавка роста составляет 7 см, после 8-ми лет — 5 см (исключая препубертатый скачок роста).

—        Удвоение длины тела происходит к 4-м годам, утроение к 12 годам.

—        Опорные точки роста:

  1. 4 года — 100 см. — 8 лет — 130 см.
  2. 12 лет- 150 см.
Читайте также:  Основные проблемы современной социокультурной среды развития ребенка

—        Формулы для ориентировочного расчета должного роста к конкретному возрасту:

  1. Pост детей oт 4 до 8 лет = 130-7х (8-n), где 130 рост ребенка в 8 лет, 7 см -число лет прибавка роста с 4 до 8 лет, (8-n) моложе 8.
  2. Рост детей с 8 до 12 лет = 130 + 5 х (n — 8), где 130 рост ребенка в 8 лет, 5 см — ежегодная прибавка роста с 8 до 12 лет, (п — 8) — число лет старше 8.

Динамика массы тела детей в возрасте старше 1 года

До 10 лет ежегодная прибавка массы детей  составляет 2 кг, старше 10 лет 4 кг (от 3 до 5).

Формулы ориентировочного расчета должной массы (М должн.) к конкретному возрасту:

  • М должн. 0т 1 до 10 лет = 10 + 2 n.
  • М должн. старше 10 лет = 3 x n + последняя цифра возраста.
  • М должн. старше 10 лет = 5n — 20.
  • М должн. старше 10 лет = 30 + 4 x(n — 10).

Примечание: 10 кг-масса тела ребенка в 1 год, 30 кг — масса тела ребенка 10 лет, n- возраст.

Динамика окружности головы и грудной клетки

  • Окружность гаю вы (в год она равна 46-47 см) до 5 лег увеличивается на 1 см, а старше 5 лет на 0,6 см в год и составляет в среднем в 5 лег 50-51 см, в 12 лет 55 см.
  • Окружность трудной клетки в возрасте до 10 лет увеличивается на 1,5 см в год, а после 10 лет на 3 см в год н равна в среднем в 5 лет 55 см, в 10 лет 63 см, в 15 лет 75 см.

ВНИМАНИЕ! 

При пользовании ориентировочными формулами расчета должной к конкретному

возрасту массы или должного роста необходимо помнить, что средние индивидуальные массо-ростовые показатели колеблются в пределах 5-7% выше и ниже полученных при расчетах цифр, что соответствует отклонению в одну сигму регрессии при популяционных статистических исследованиях.

Площадь поверхности тела

В педиатрии используется при расчете дозы некоторых медикаментозных препаратов

ФОРМУЛЫ (КВ.М.):

Поверхность тела = (4М + 7): (М + 90), где М — масса тела

  • В возрасте 1 года поверхноси, тела ребенка — 0,43 М2 
  • Поверхность тела  детей до 1 года = 0,43-0,02 x (12-n), т.е. на каждый недостающий до года месяц
  • Поверхность тело детей от 1 года до 9 лет = 0.43+(0.06 х n), т.е. на каждый последующий год жизни.
  • Т.о. в 9 лет она = 0,43+(0,06 х 9) = 0,43+0,54 = 0,97, в 10 лет -1, 03 м2
  • Поверхность тела детей от 10 до 17 лет = (n- 1):10 ( в 16 лет — 1,5 м2)

Oценка анторопметрических данных детей с  помощью таблиц стандартов физического рaзвития

  • Более современным и000обным метолом оценки массо-ростовых показателей, окружности головы, грудной клетки и других цифровых антропометрических данных является использование таблиц стандартов физического развития, разработанных на основании обследования больших контингентов детей по региональному и возрастно-половому принципу.
  • Региональные таблицы стандартов физического развития детей в Ярославле пересматривались в 1997,2006 и в 2010 годах (В.П.Марутпков и соавт.).
  • Использование таблиц позволяет оценивать показалели физического развития не изолированно, а в сопоставлении и взаимосвязи друг с другом, что дает представление о гармоничности физического развития ребенка.

Формирование возрастных групп

  • Дети года  жизни группируются повозрасту с интервалом в 1 месяц и переходной зоной ± 15 дней  -от 16дея текущего до 15 дня последующего месяца.
  • В возрасте от 1-го года (12 месяцев) до 3 лет возрастные группы формируютя с интервалом в 3 месяца и переходной зоной ± 1,5 месяца.
  • B возрасте от 3 до 7 лет группы формируются с интервалом в 6 месяцев и переходной зоной ± 3 месяца.
  • В возрасте от 7 до 17 лет группы формируются с интервалом в  год и переходной зоной ± 6 месяцев
  • Определяюсяследюующие параметры:
    M — средняя арифметическая величина;
    д (сигма) -среднее квадратическое отклонение;
    dr (сигма регрессии) — частная сигма, характеризующая величину индивидуaльного отклонения признака, сопряженного с другим.
    г — коэффициент корреляции, характеризующий связь двух или нескольких показателей
    Rу/x — коэффициент регрессии, характеризующий величину изменения одного признака при изменении другого на единицу.

Алгоритм работы с таблицами стандартов физического развития

В первую очередь оценивается рост ребенка (вторая графа по вертикали). У здоровых детей возможны следующие индивидуальные варианты показателя  роста (длины тела):

  • Рост средний (М ± 1 6г);
  • Рост выше сродного (М + от 1,1 до 2 5г);
  • Рост высокий (М + от 2Д до 3 or);
  • Рост ниже среднего (М — 01 1,1 до 2 ог);
  • Рост низкий (М — от 2Д до 3 г).

Показатель длины тела, выходящий за пределы ± Зог, свидетельствует о патологии роста:

Гигантизм— при значениях роста в пределах М + более 3 6г.

Нанизм- при значениях роста в пределах М — более 3 6г

  • Далее для конкретого показателя роста (по горизонтали) определяются величины массы тела, окружностей грудной клетки и головы.
  • В зависимости oт cooтветствия показателей массы тела росту обследуемого ребенка возможны следующие варианты физического разнития:

—        Нормальное или гармоничное физическое развитие при значениях массы тела в пределах oт М+ I бг до М -1 бг при росте среднем, выше среднего, ниже среднего, высоком или низком.

—        дефицит массы телаи / степени (физическое pазвитие дисгармоничное с дефицитом массы тела) при значениях массы в пределах М — 1, 1 до М — 2 бг при росьте среднем, выше среднего, ниже среднего, высоком или низком.

—        Дефицит массы тела 2 степени (физическое

—        развитие резко дисгармоничное с дефицитом

—        массы тела) при значениях массы в пределах М — 2,1 до М — 3 бг при росте среднем, выше среднего, ниже среднего высоком или низком.

—        — Избыток массы тела 1 степени (физическое развитие дисгармоничное с избыточной массой тела) при значениях массы в пределах М + 1,1 до М + 2 бг при росте среднем, выше среднего, ниже среднего, высоком или низком.

—        Избыток массы тела 2 степени (физическое развитие резко дисгармоничное с избыточной массой тела) при значениях массы в пределах М + 2,1 до М +3 бг при росте среднем, выше среднего, ниже среднего высоком или низком.

—        NB! Перечисленные выше варианты физического развития детей фиксируются в медицинских документах ребенка, но не являются диагнозом. Cтепень как дефнцита, так и избытка массы тела по отношению к росту рассчитывается в процентах от должной по возрасту массы тела и, с учетом анамнеза и клинических симптомов, обосновывается диагноз дистрофии с дефицитом или избытком массы тела I.II или III степени (для детей до 3-х лет),истощения или ожирення I, II, III нлн IV степени (для детей старше 3-х лет).

Источник