Диагностика восприятия и развития ребенка

Диагностика восприятия и развития ребенка thumbnail

Развиваем восприятие.

Восприятие дано человеку для познания окружа­ющего мира. Главный анализатор окружающего мира — глаза, с помощью которых человек видит. Язык помогает нам ощутить вкус. Чувство слуха про­является благодаря органам слуха — ушам. Пальца­ми рук, прикосновением кожи человек ощущает пред­меты — это осязание.

Большую часть информации дети дошкольного воз­раста воспринимают с помощью зрения и слуха, по­этому очень важно при подготовке к школе обратить особое внимание на развитие зрительного и слухово­го воображения.

Зрительное восприятие определяет скорость запоминания и адекватное воспроизведение чего-либо из книги, с доски или из других по­собий.

■ Уровень слухового восприятия можно выявить, если попросить ребенка рассказать, как он понял прочитанный текст, или составить рассказ по кар­тинке.

У детей 6-7-летнего возраста на достаточно высо­ком уровне развития должно находиться зрительно-пространственное восприятие.

Они должны уметь:

  • Различать геометрические фигуры, выделять их в предметах окружающего мира;

  • Характеризовать пространственные взаимоотношения предметов (справа — слева, над — под, на – за, сверху — снизу и др.);

  • Различать пространственное расположение фигур, деталей на плоскости;

  • Классифицировать фигуры по форме, размеру, цвету;

  • Различать и выделять буквы и цифры, написан­ные разным шрифтом;

  • Мысленно находить часть целого;

  • Достраивать фигуры по схеме, конструировать их из деталей.

Тесты на выявление уровня развития восприятия у детей

Тест на исследование зрительного восприятия

Тест определяет скорость запоминания и адекватное воспроизведение считываемого материала.

Ребенку показываются таблички с изображением предметов.

Задание ребенку:

— Скажи, из каких фигур составлены эти рисунки?

hello_html_7a903400.pnghello_html_27c9eade.pnghello_html_m3c2b01a.jpg

Фигуры представлены по степени сложности.

Результат

Высокий уровень — ребенок правильно нашел все фигуры (круг, треугольник, прямоугольник) или до­пустил 1-2 ошибки.

Средний уровень — ребенок допустил 3-4 ошибки.

Низкий уровень — 5 ошибок и более.

Рекомендуем

Для выявления уровня избирательности внима­ния ребенку можно предложить найти только круг, только треугольник.

hello_html_7a903400.png

hello_html_27c9eade.png

hello_html_m3c2b01a.jpg

Тест на исследование слухового восприятия

Ребенку диктуется предложение «Саша встал, умылся, позавтракал, взял портфель, пошел в школу».

Задание ребенку:

— Перескажи порядок действий Саши.

Результат

Высокий уровень: безошибочный ответ.

Средний уровень: 1-3 ошибки.

Низкий уровень: более трех ошибок.

Тест «Графический диктант»

Для выполнения данного задания приготовьте:

  • цветные карандаши: красного, синего, зеленого, желтого цветов;

  • лист из тетради в клеточку, отметив на нем точку черного цвета — начало выполнения работы.

Задание ребенку:

    • Возьми красный карандаш. Отсчитай от черной точки вправо 2 клеточки. Раскрась третью клеточку красным цветом.

    • Возьми синий карандаш. Отсчитай от красной клетки вверх 4 клеточки.Раскрась синим цветом пятую клеточку.

    • Возьми зеленый карандаш. Раскрась зеленым цветом клеточку, расположенную слева от синей клетки.

    • Возьми желтый карандаш. Отсчитай от зеленой клетки вниз 6 клеточек. Раскрась желтым цветом седьмую клетку.

Результат

■ Если задание выполнено правильно и ровно рас­крашено — отличный результат;

■ Если допущены ошибки — тренируйтесь!

■ К ошибкам относятся: неверный шаг в направ­лении, счете, начале отсчета.

Упражнения на развитие восприятия

1. Упражнения на развитие умения различать и выделять предметы, а также буквы и цифры, написанные разным шрифтом

Упражнение 1.

Рассмотрите с ребенком рисунок (см. илл. № 1).

Задание ребенку:

— Сосчитай, сколько на рисунке спряталось птиц.

Упражнение 2.

  1. Рассмотрите с ребенком рисунок (см. илл. № 2).

Задание ребенку:

— Что изображено на рисунке? Раскрась каранда­шами разного цвета.

2. Рассмотрите с ребенком рисунки (см. илл. № 3).

Задание ребенку:

— Кто изображен на рисунке?

Упражнение 3. «Чуткий слух»

Для выполнения задания нужна небольшая непрозрачная коробка с крышкой, а также штук 7-9 предметов, легко помещающихся в эту коробку.

Задание ребенку:

— Определи на слух количество предметов в коробке.

Ребенок прежде, чем назвать число, может подержать коробку в руках и потрясти ее над ухом.

Рекомендуем

Использовать самые разные предметы: пуговицы, игрушки, шарики, конфеты, кнопки, гайки. Проследите, чтобы крышка коробки не открывалась самопроизвольно.

Упражнение 4. «Точный глаз»

Для выполнения задания нужен прозрачный стакан, а также штук 10-15 небольших предметов, свободно помещающихся в этот стакан.

Задание ребенку:

— Определи на взгляд количество предметов в стакане.

После этого стакан с предметами демонстрируется ребенку в течении 10-15 секунд. Стакан убирается, и ребенок называет, сколько, по его мнению, в стакане находится предметов.

Рекомендуем

Использовать разные предметы: пуговицы, спички, шарики, конфеты. Конфеты после выпол­нения задания можно отдать ребенку и просто съесть.

Упражнение 5. «Нежные пальцы»

Для выполнения задания нужен непрозрачный ме­шочек или пакет и штук 8-10 различных отрезков веревочек, шнурков или проволоки длиной 10-15 см.

Задание ребенку:

— Определи на ощупь количество отрезков в ме­шочке.

Ребенок, пошарив рукой в мешочке, называет, сколь­ко, по его мнению, в мешочке находится различных отрезков.

2. Упражнения на развитие умений характеризовать пространственные

взаимоотношения предметов

(справа — слева, над — под,

на — за, сверху — снизу и др.)

Задачи данных упражнений:

■ научить различать предметы, расположенные спереди и сзади от себя и других людей;

■ научить правильно называть предметы, располо­женные спереди и сзади, слева и справа, сверху и снизу от самого себя и другого человека.

■ научить различать у себя левую и правую руку.

Как познакомить ребенка с понятиями

«вперед — назад», «право — лево», «верх — низ»

Начинать изучать направление «вперед» и «назад» ребенок может на примере своего тела. Впереди расположены глаза (попросите ребенка дотронуться до них), нос, рот и т. д. Сзади человека расположена спина.

После этого ребенок может показать знакомые ему части человеческого лица и тела на кукле или рисунке. Для закрепления понятий «вперед — назад» по­просите ребенка по команде сделать шаг вперед, два шага назад.

С понятиями «право — лево» ребенок знакомится на примере правой и левой половины своего тела: правая и левая рука, ухо, глаз, правая и левая части тела. Для правильного узнавания поначалу можно использовать разноцветные ленточки, которые повязываются ребенку на руки (например, красную — на правую, белую или синюю — на левую).

С понятиями «верх — низ» ребенок также знако­мится на примере своего тела. Голова расположена выше туловища, ноги — ниже и т. п.

Читайте также:  Центр развития ребенка борисов

Рекомендуем

Для закрепления данных понятий выполнять различные виды физминуток.

Упражнение 1.

Расскажите, как расположены элементы узора на карточке (в центре, в левом нижнем углу и т. д.).

hello_html_m60fb79ba.png

hello_html_m60fb79ba.png

Упражнение 2.

Рассмотрите с ребенком рисунки (см. илл. № 4).

Задание ребенку:

— Где находится обезьянка по отношению к пальме? При ответе ребенок должен использовать слова: сле­ва, справа, на, за, перед.

Полезный совет

Поиграйте с ребенком в игру-объяснение, на­правленную на развитие пространственного мыш­ления.

Правила игры.

Играют два человека. Водящий дает команду:

— Положи книгу на … (стол, стул, диван и т. д.). Другой игрок должен показать, куда положить книгу.

Рекомендуем

использовать другие предлоги: в, около, над, у, под, за, перед и др.

Упражнение 3.

Рассмотрите картинку (см. илл. № 5). Помогите ребенку составить рассказ о том, что он видит, используя слова: над, под, на, слева, справа, сверху.

Полезный совет

Вместе с ребенком поиграйте с игрушками вашего малыша. Попросите его посадить, например, куклу посередине стола, медвежонка — справа от куклы, а собачку — слева.

Упражнение-тест 4.

Если вы хотите проверить, как ваш ребенок усвоил понятия «право — лево» и «верх — низ», выполните с ним следующее задание.

Дайте ребенку чистый лист бумаги. Попросите его поставить в центре листа красным карандашом точку. Пусть он нарисует в верхнем левом углу солнышко, в нижнем правом углу — грибок, в верхнем правом углу – тучку, а в нижнем левом углу — цветочек.

Ребенок может рисовать предметы по вашему выбору (машину, куклу, яблоко, геометрические фигуры и т.д.).

Упражнение 5.

Данное задание направлено на развитие понятий «вне» и «внутри».

Задание ребенку:

Отметь синим карандашом точку, которая распо­ложена вне круга, но внутри треугольника.

Отметь красным карандашом точку, которая рас­положена вне круга и вне треугольника.

Отметь зеленым карандашом точку, которая рас­положена внутри круга, но вне треугольника.

Отметь жёлтым карандашом точку, которая рас­положена и внутри круга, и внутри треугольника.

hello_html_m48b61bec.jpg

hello_html_m48b61bec.jpg

Упражнение 6. Графический диктант Эльконина

Графический диктант — рисование узоров на тет­радном листке под диктовку педагога.

Данное упражнение развивает способность ребен­ка ориентироваться в пространстве листа, позволяет повысить его уровень внимательности, умение выпол­нять словесные инструкции. Кроме того, развивает умение работать по указаниям учителя в заданном ритме.

Полезный совет

■ Сначала необходимо проверить знание ребенка левой и правой стороны, его умение слушать и выполнять указания взрослого.

■ Потренировать в рисовании узора «в воздухе»: подняли руку с ручкой вверх, теперь направо, налево, вниз…

■ Все узоры следует диктовать медленно и четко.

■ Предупредить, чтобы ребенок слушал внимательно, т.к. повторять команды нельзя.

■ Если ребенок допускает ошибку, рисуя тренировочный узор, вы можете его поправить, помогая ему точно выполнить инструкцию.

■ Когда ребенок перейдет к рисованию последу­ющих узоров, вы должны следить только за тем, чтобы каждый новый узор начинался от нужной точки.

■ Точки для начала рисования на листе проставляются заранее.

Задание ребенку

— Сейчас мы будем рисовать узоры. Постарайся, чтобы они получились красивые и ровные. Я буду говорить, на сколько клеточек и в какую сторону надо провести линию. Не отрывай карандаш от бумаги, старайся, чтобы линия была непрерывной. Поставь карандаш на первую точку. Это будет начало нашего узора.

Узор 1 (не оценивается)

Для тренировки дать простой узор: одна клеточка вверх, одна — вправо, одна — вниз, одна — вправо, одна клеточка вверх, одна — вправо, одна — вниз, одна — вправо и т. д. Дальше ребенок рисует сам до конца строчки.

Узор 2

Задание ребенку:

— Теперь поставь карандаш на вторую точку. Вни­мание! Начинаем рисовать. Одна клеточка вверх, одна клетка вправо, одна клетка вверх, одна клетка вправо, одна клетка вниз, одна клетка вправо, одна клетка вниз, одна клетка вправо, одна клетка вверх, одна клетка вправо, одна клетка вверх, одна клетка вправо. А теперь продолжай этот же узор сам.

Узор 3

Задание ребенку:

— Поставь карандаш в указанной точке. Вни­мание! Начинаем работу. Две клеточки вправо, две клеточки вниз, одна клеточка влево (выделить голосом), одна клеточка вниз, три клеточки вправо, одна клеточка вверх, одна клеточка влево, две клеточки вверх, три клеточки вправо, две клеточки вниз, одна клеточка влево, одна клеточка вниз, три клеточки вправо, одна клеточка вверх, одна кле­точка влево, две клеточки вверх. А теперь продол­жай этот же узор сам.

Узор 4

Задание ребенку:

— Поставь карандаш в точке, указанной красным карандашом. Внимание! Начинаем работу. Три клеточки вверх, три вправо, две вниз, одна влево, одна вверх, одна влево, две вниз, три вправо, три вверх, три вправо, две вниз, одна влево, одна вверх, одна влево, две вниз, три вправо. А теперь продолжай этот же узор сам. Посмотрим, что получилось.

Рекомендуем

Выполните с ребенком графические диктанты из вклейки (см. ил л. № 6).

Полезный совет

  • Замечательно, если ваш ребенок выполнил это задание абсолютно правильно и сделал все узоры без ошибок.

  • Если ребенок сделал ошибки, посмотрите, какого они типа: путает «право — лево», «верх — низ», не проводит нужное количество клеточек, прерывает линию.

  • Если ребенок не смог справиться с этими заданиями, возможно, у него проблемы с развитием внимания, ориентацией в пространстве листа. Попробуйте еще раз сделать это задание вместе с ним.

  • Придумайте новый узор для ребенка, а потом попросите придумать узор для вас и продиктовать его вам.

3.Упражнения на развитие умения классифицировать фигуры по форме,

размеру, цвету

Упражнение 1

Рассмотрите с ребенком эти фигуры.

hello_html_79a68fe4.png

Задание ребенку:

— Как они называются? Что у нас в комнате похоже на 1-ю, 2-ю, 3-ю фигуру? А во дворе? А на улице?

Рекомендуем

Рассмотреть и назвать лоскуты разного цвета, найти в комнате предметы такого же цвета.

Упражнение 2

Задание ребенку:

— Помоги художнику дорисовать картинки (см, илл. № 7).

Упражнение 3.

Рассмотрите с ребенком рисунок.

hello_html_m5046f06.jpg

hello_html_m5046f06.jpg

Задание ребенку:

— Чем отличаются все фигуры, нарисованные слева, от всех фигур справа?

Читайте также:  Семья как основная среда развития и воспитания ребенка

Упражнение 4.

Рассмотрите эти фигуры.

hello_html_m78ffd8b2.jpg

hello_html_m78ffd8b2.jpg

Задание ребенку:

— В какие группы их можно объединить?

а) квадраты, прямоугольники (четырехугольники), треугольники, круги;

б) большие фигуры, маленькие фигуры;

в) группирование части фигур.

Упражнение 5.

Задание ребенку:

— Раскрась фигуры, которые не являются треугольниками. Нарисуй столько палочек, сколько на рисун­ке треугольников.

hello_html_4e8d0888.png

hello_html_4e8d0888.png

Упражнение 6. «Геометрическое лото»

Такое дидактическое пособие можно подготовить самим.

Оно состоит из 48 геометрических фигур трех форм (круги, треугольники, квадраты), двух размеров (большие, маленькие), четырех цветов (красные, синие, желтые, зеленые) – по две одинаковые фигуры каждого вида.

hello_html_m485ca3e.jpg

К, С, Ж, 3 К, С, Ж, 3 К, С, Ж, 3

Задание ребенку:

  • Выбрать фигуры только красного цвета (синего, желтого, зеленого);

  • Выбрать квадраты (треугольники, круги);

  • Выбрать красные треугольники (синие, желтые, зеленые);

  • Выбрать красные круги (синие, желтые, зеленые);

  • Выбрать фигуры большого размера (маленького);

  • Выбрать фигуры большого размера красного цвета (синие, желтые, зеленые);

  • Выбрать фигуры маленького размера красного цвета (синие, желтые, зеленые) и другие.

Упражнение 7.

Задание ребенку:

— Пофантазируйте, на что похожи эти пятна (см. илл. №8).

Упражнение 8.

Задание ребенку:

— Выбрать предметы одинаковой формы (цвета, размера).

hello_html_2f306d7c.jpg

hello_html_2f306d7c.jpg

4. Упражнения на развитие умения находить часть целого, достраивать фигуры по схеме, конструировать их из деталей

Упражнение 1.

Задание ребенку:

— Расскажи, из каких геометрических фигур со­ставлены цыпленок и рыбка.

hello_html_m6430221a.jpg

hello_html_m6430221a.jpg

Упражнение 2.

Рассмотрите с ребенком роботов.

Задание ребенку:

— Из каких геометрических фигур они состоят? Красными овалами обведи на левом роботе те части, которыми они похожи; синими овалами на правом роботе – те части, которыми они отличаются.

hello_html_m4f610982.jpg

hello_html_m4f610982.jpg

Упражнение 3. «Составь узор»

Задание развивает у детей умение различать предметы по цвету, форме, расположению. Для работы понадобиться набор геометрического лото.

Задание ребенку:

— Составь узор.

Например:

— положи на середину стола (листа бумаги) крас­ный круг, вверху и внизу от круга 2 желтых тре­угольника, справа и слева — 2 красных;

— правее этого узора выложи другой: круг посере­дине, 2 красных и 2 синих квадрата расположи от круга по углам, вверху и внизу — красные, справа и слева — синие квадраты;

— составь любой узор из фигур и расположи его левее первого узора.

Игры на развитие восприятия и воображения

«Откуда голосок?»

Правила игры.

Ребенок становится спиной к играющим, ведущий просит указать, откуда голос: сзади, слева от него или справа, — а затем сказать, чей голос он услышал.

Ведущий молча рукой показывает, кто должен гром­ко не спеша произнести какой-либо звук (слово, пред­ложение).

Рекомендуем

Проводить эту игру в парке, сквере, на детской площадке.

«Построй домик из данных фигур»

Игра учит различать предметы по форме.

Правила игры

Вариант 1.

Ведущий предлагает из подготовленных заранее цветных прямоугольников и треугольников построить домик и назвать, где какая фигура находится.

Рекомендуем

Аналогично провести игры «Построй парусную лодку из данных фигур», «Построй елочку из данных фигур», «Построй катер», «Построй вагон», «Построй поезд из фигур» и т. д.

Вариант 2.

Ведущий предлагает построить домик из 6, 8, 10 палочек.

Рекомендуем

Аналогично построить из палочек снежинку, рыбку, елочку, парусную лодку, звездочку, машинку и посчитать число использованных палочек. Этим заданием вы закрепите умение ребенка считать до 10.

«Угадай загадки Буратино (Веселого Карандаша)»

Правила игры

Ведущий показывает любую фигуру (круг, квадрат, треугольник) и предлагает отгадать загадки Буратино:

  • Что можно нарисовать из круга? (Яблоко, арбуз, мяч и т.д.).

  • Что можно нарисовать из квадрата? (Портфель, ящик, печенье и т.д.).

  • Что можно нарисовать из треугольника? (Елочку, парусную лодку, пилотку, флажок и т. д.).

Рекомендуем

Выполнить это задание «письменно», т. е. нари­совать предметы, которые придумал ребенок.

Источник

Диагностика восприятия

1. Методика «Чего не хватает на этих рисунках?»

Суть этой методики состоит в том, что ребенку предлагается серия рисунков, представленных ниже. На каждой из картинок этой серии не хватает какой-то существенной детали. Ребенок получает задание как можно быстрее определить и назвать отсутствующую деталь.

Проводящий психодиагностику с помощью секундомера фиксирует время, затраченное ребенком на выполнение всего задания. Время работы оценивается в баллах, которые затем служат основой для заключения об уровне развития восприятия ребенка.

Оценка результатов

10 баллов — ребенок справился с заданием за время меньшее, чем 25 сек, назвав при этом все 7 недостающих на картинках предметов.

8-9 баллов — время поиска ребенком всех недостающих предметов заняло от 26 до 30 сек.

6-7 баллов — время поиска всех недостающих предметов заняло от 31 до 35 сек.

4-5 баллов — время поиска всех недостающих предметов составило от 36 до 40 сек.

2-3 балла — время поиска всех недостающих предметов оказалось в пределах от 41 до 45 сек.

0-1 балл — время поиска всех недостающих деталей составило в целом больше чем 45 сек.

hello_html_240ed6d2.jpg

hello_html_6e8153ce.jpg

Выводы об уровне развития

10 баллов — очень высокий.

8-9 баллов — высокий.

4-7 баллов – средний.

2-3 балла — низкий.

0-1 балл — очень низкий.

2. Методика «Узнай, кто это»

Прежде чем применять эту методику, ребенку объясняют, что ему будут показаны части, фрагменты некоторого рисунка, по которым необходимо будет определить то целое, к которому эти части относятся, т.е. по части или фрагменту восстановить целый рисунок.

Психодиагностическое обследование при помощи данной методики проводится следующим образом. Ребенку показывают рисунок, на котором листком бумаги прикрыты все фрагменты, за исключением фрагмента «а». Ребенку предлагается по данному фрагменту сказать, какому общему рисунку принадлежит изображенная деталь. На решение данной задачи отводится 10 сек. Если за это время ребенок не сумел правильно ответить на поставленный вопрос, то на такое же время — 10 сек — ему показывают следующий, чуть более полный рисунок «б», и так далее до тех пор, пока ребенок, наконец, не догадается, что изображено на этом рисунке.

Учитывается время, в целом затраченное ребенком на решение задачи, и количество фрагментов рисунка, которые ему пришлось просмотреть прежде, чем принять окончательное решение.

Читайте также:  Карта развития ребенка истоки

Картинки к методике «Узнай, кто это»

hello_html_mdb4078d.jpg

Оценка результатов

10 баллов — ребенок по фрагменту изображения «а» за время меньшее, чем 10 сек, сумел правильно определить, что на целом рисунке изображена собака.

7-9 баллов — ребенок установил, что на данном рисунке изображена собака, только по фрагменту изображения «б», затратив на это в целом от 11 до 20 сек.

4-6 баллов — ребенок определил, что это собака, только по фрагменту «в», затратив на решение задачи от 21 до 30 сек.

2-3 балла — ребенок догадался, что это собака, лишь по фрагменту «г», затратив от 30 до 40 сек.

0-1 балл — ребенок за время, большее, чем 50 сек, вообще не смог догадаться, что это за животное, просмотрев все три фрагмента: «а», «б» и «в».

Выводы об уровне развития

10 баллов — очень высокий.

8-9 баллов — высокий.

4-7 баллов — средний.

2-3 балла — низкий.

0-1 балл — очень низкий.

2.3. Методика «Какие предметы спрятаны в рисунках?»

Ребенку объясняют, что ему будут показаны несколько контурных рисунков, в которых как бы «спрятаны» многие известные ему предметы. Далее ребенку представляют рисунок и просят последовательно назвать очертания всех предметов, «спрятанных» в трех его частях: 1, 2 и 3.

Время выполнения задания ограничивается 1 минутой. Если за это время ребенок не сумел полностью выполнить задание, то его прерывают. Если ребенок справился с заданием меньше чем за 1 минуту, то фиксируют время, затраченное на выполнение задания.

Примечание.Если проводящий психодиагностику видит, что ребенок начинает спешить и преждевременно, не найдя всех предметов, переходит от одного рисунка к другому, то он должен остановить ребенка и попросить поискать еще на предыдущем рисунке. К следующему рисунку можно переходить лишь тогда, когда будут найдены все предметы, имеющиеся на предыдущем рисунке. Общее число всех предметов, «спрятанных» на рисунках 1, 2 и 3, составляет 14.

Картинки к методике «Какие предметы спрятаны в рисунках?»

hello_html_2a062cb0.png

Оценка результатов

10 баллов — ребенок назвал все 14 предметов, очертания которых имеются на всех трех рисунках, затратив на это меньше чем 20 сек.

8-9 баллов — ребенок назвал все 14 предметов, затратив на их поиск от 21 до 30 сек.

6-7 баллов — ребенок нашел и назвал все предметы за время от 31 до 40 сек.

4-5 баллов — ребенок решил задачу поиска всех предметов за время от 41 до 50 сек.

2-3 балла — ребенок справился с задачей нахождения всех предметов за время от 51 до 60 сек.

0-1 балл — за время, большее, чем 60 сек, ребенок не смог решить задачу по поиску и названию всех 14 предметов, «спрятанных» в трех частях рисунка.

Выводы об уровне развития

10 баллов — очень высокий

8-9 баллов — высокий.

4-7 баллов — средний

2-3 балла — низкий

0-1 балл — очень низкий.

2.4. Методика «Чем залатать коврик?»

Цель этой методики, основанной на прогрессивных матрицах Равена, — определить, насколько ребенок в состоянии, сохраняя в кратковременной и оперативной памяти образы виденного, практически их использовать, решая наглядные задачи. В данной методике применяются картинки теста Равена. Перед его показом ребенку говорят, что на данном рисунке изображены два коврика, а также кусочки материи, которую можно использовать для того, чтобы залатать имеющиеся на ковриках дырки таким образом, чтобы рисунки коврика и заплаты не отличались. Для того чтобы решить задачу, из нескольких кусочков материи, представленных в нижней части рисунка, необходимо подобрать такой, который более всего подходит к рисунку коврика.

Картинки к методике «Чем залатать коврик?»

hello_html_mcfb5a22.jpghello_html_29f5d73c.jpg

Оценка результатов

10 баллов — ребенок справился с заданием меньше, чем за 20 сек.

8-9 баллов — ребенок решил правильно все четыре задачи за время от 21 до 30 сек.

6-7 баллов — ребенок затратил на выполнение задания от 31 до 40 сек.

4-5 баллов — ребенок израсходовал на выполнение задания от 41 до 50 сек.

2-3 балла — время работы ребенка над заданием заняло от 51 до 60 сек.

0-1 балл — ребенок не справился с выполнением задания за время свыше 60 сек.

Выводы об уровне развития

10 баллов — очень высокий 
8-9 баллов — высокий. 
4-7 баллов — средний. 
2-3 балла — низкий. 
0-1 балл — очень низкий.

5. Методика диагностики объема восприятия

На большом листе ватмана, если педагог работает с классом, или на листе бумаги, если работа идёт с одним ребенком, крупно написано:

10 слов (из 4-8 букв каждое);

10 трёхзначных чисел;

10 рисунков (книга, ручка, кружка, ложка, яблоко, квадрат, звезда, молоток, часы, лист дерева).

Все это следует расположить горизонтальными рядами в любой последовательности.

ИНСТРУКЦИЯ: Посмотри на лист, на котором есть слова, числа, картинки. На своем листе бумаги после знакомства с этой информацией в течение 1 минуты запишите, что смогли воспринять, обязательно точно.

ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ: Нормальное восприятие — 7+,-2 объекта

hello_html_m56108d40.png

6. Методика поиска информации для диагностики особенностей восприятия младших школьников

Школьнику предлагается 100-клеточная таблица, заполненная цифрами. Задание — подсчитать, сколько раз встречается каждое число от 0 до 9. Фиксируется время, за которое школьник подсчитывает, сколько раз встречается 0, потом 1, затем – 2 и т.д.

4

3

2

8

2

3

6

5

9

1

7

5

7

6

6

5

9

8

5

3

1

1

3

4

6

5

1

7

2

4

1

6

2

3

7

1

6

5

4

4

3

8

8

3

1

3

8

3

2

1

5

4

9

5

7

6

3

2

6

3

8

2

9

6

1

7

6

9

5

8

5

9

7

4

1

7

5

3

9

2

3

4

6

3

7

6

9

1

9

1

Во время проведения дополнительных занятий можно использовать данную матрицу, проводить информационный поиск каждого из чисел в любой последовательности.

Оценка результатов: Проводиться в целом по классу. Отбрасываются 25% лучших результатов и 25% худших. Остальные 50% составляют учащиеся со средним восприятием.

Результаты выполнения теста примерно таковы:

Возраст

9-10 лет

Цифры

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Время

(сек.)

20

28

27

25

27

29

26

26

29

17

Количество

цифр

8

11

10

12

9

10

8

11

12

9

Неправильный подсчет цифр или более медленный подсчет свидетельствует о снижении восприятия.

hello_html_m8b63617.jpg

8

Источник