Диагностика уровня развития ребенка продуктивная деятельность

Рисование:

Анализ продуктов детской деятельности. Для данного вида работы были взятырисунки 4 детей из одной подготовительной группы «Звездочки» . 1. Ксения И., 2. Марина Ю., 3. Толя П., 4. Ваня Р.

1.Содержание изображения

И. Ф. Учить располагать изображения на листе в соответствии с содержанием рисунка. Закреплять умение рисовать фигуру человека, передавать относительную величину ребёнка и взрослого. Упражнять в рисовании контура простым карандашом и последующем закрашивании цветными карандашами. Учить самостоятельно в выборе сюжета и техники исполнения. Развивать творчество, воображение. Развивать умение видеть красоту созданного образа. Воспитывать чувство уважения к старшим членам семьи
Ксения И В В В В В
Марина Ю В С С В В
Толя П С С Н С С
Ваня Р Н Н Н Н Н

Уровни определены на основе уровней программы «Детство» (В- высокий;; С-средний; Н- низкий). Анализ детских работ представленв кратком описание созданного каждым ребенком изображения.

1.Ксения И. быстро и с радостью принялась за работу.1) Изображение расположены в середине листа в соответствии с содержанием своей работы.2) Умеет рисовать фигуру человека, передала относительную величину ребенка и взрослого. 3) Контур нарисован простым карандашом с последующим закрашиванием цветными карандашами, штрихи четкие расположены в одном направлении. Выбрала самостоятельно сюжет (Моя семья в парке).4)Рисунок украсила в соответствии с выбранной тематикой. 5) Все члены семьи исполнены аккуратно.

2.Марина Ю. С радостью и с желанием взялась за работу. 1) Изображение расположены в середине листа в соответствии с содержанием своей работы.2) Умеет рисовать фигуру человека, но не сумела передать относительную величину ребенка и взрослого, и соответствие величины частей тела.(Голова большая, руки маленькие, ноги тонкие палки) 3) Контур нарисован простым карандашом с последующим закрашиванием простым карандашом, но штрихи четкие расположены в одном направлении. Выбрала самостоятельно сюжет (Моя семья на прогулке). 4) Рисунок украсила цветными карандашами, штрихи расположены в одном направлении. 5) Рассказывая о своем рисунке положительно отозвалась о всех изображенных членах семьи.

3.Толя П. Без особого азарта взялся за работу. 1) Изображение расположены в правой нижней части листа, что не вполне соответствует содержанию работы.2) Умеет рисовать фигуру человека, но не верно передал относительную величину ребенка и взрослого (Папа очень маленький по сравнению со своим изображением). 3) Контур нарисован не простым карандашом (Красным) с последующим закрашиванием цветными карандашами, штрихи нечеткие расположены в хаотичном направлении выходящими за контур. Долго не мог выбрать сюжет. Задавал много вопросов выкрикивая и громко бурчал пока рисовал. 4)Рисунок украсил цветным фоном. 5) Все члены семьи присутствуют и исполнены в сюжете рисунка.

4. Ваня Р Долго не принимался за работу, прежде чем приступить к работе плакал. 1) Изображение расположены в нижней части листа, ноги срезаны краем листа что не вполне соответствует содержанию работы.2) Не умеет рисовать фигуру человека, не передал относительную величину ребенка и взрослого (Не возможно разобрать где взрослые где дети сам Ваня путается когда рассказывает о своем рисунке). 3) Контур нарисован не простым карандашом (Черным) с последующим закрашиванием черным карандашом, штрихи нечеткие расположены в хаотичном направлении. Не мог выбрать сюжет долго сидел не принимался за работу причитал, что у него все равно ничего не получится. Потом поплакал и только после этого взялся за работу 4)Рисунок не украсил фоном. 5) Не понятно, какие члены семьи присутствуют и исполнены в сюжете рисунка.

2. Передача формы:

В -форма передана точно;

С -есть незначительные искажения;

Н -искажения значительные, форма не удалась.

И.Ф. форма передана точно; есть незначительные искажения;
 
искажения значительные, форма не удалась
Ксения И. +    
Марина Ю.   +  
Толя П.   +  
Ваня Р .     +

3. Строение предмета:

В- части расположены, верно;

С- есть незначительные искажения;

Н- части предмета расположены неверно.

И.Ф. части расположены, верно;
 
есть незначительные искажения;
 
части предмета расположены неверно
Ксения И. +    
Марина Ю.   +  
Толя П.   +  
Ваня Р .     +

Высокий уровень у Ксюши, Средний уровень у Марины и Толи, Низкий уровень у Вани.

4.Передача пропорции предмета в изображении:

В- пропорции предмета соблюдаются;

С- есть незначительные искажения;

Н- пропорции предмета переданы неверно.

И.Ф. пропорции предмета соблюдаются;;
 
есть незначительные искажения;
 
пропорции предмета переданы неверно
Ксения И. +    
Марина Ю.   +  
Толя П.   +  
Ваня Р .     +

Высокий уровень у Ксюши, Средний уровень у Марины и Толи, Низкий уровень у Вани.

5. Передача движения.Этот критерий оценивается тогда,когда задача передать движениевыделалась на занятии или вытекает из темы занятия (старший дошкольный возраст) :

Читайте также:  Среда развития ребенка в образовательном учреждении
И.Ф. пропорции предмета соблюдаются;;
 
движение передано неопределенно, изображение статичное.
Ксения И. +    
Марина Ю.   +  
Толя П.   +  
Ваня Р .     +

5. Цвет.В этом критерии мы также выделали две группы показателей:

а)— цветовое решение изображения, характеризует передачу реального цвета предметов и образцов декоративного искусства, творческое отношение ребенка к цвету, свободное обращение с цветом:

б) разнообразие цветовой гаммы изображения, соответствует замыслу и выразительности изображения:

И.Ф. а)передан реальный цвет предметов а)есть отступления от реальной окраски а) цвет предметов передан неверно б) многоцветная или ограниченная гамма: цветовое решение соответствует замыслу и характеристике изображаемого б) преобладание нескольких цветов или оттенков в большей степени случайно б) безразличие к цвету, изображение выполнено в одном цвете ( или случайно взятыми цветами).
 
Ксения И. +     +    
Марина Ю.   +     +  
Толя П.   +     +  
Ваня Р .     +     +

6. Композицияа) расположение изображений на листе:

И.Ф. по всему листу;
 
на полосе листа;
 
носит случайный характер
Ксения И. +    
МаринаЮ.   +  
Толя П.   +  
Ваня Р     +

Конспект занятия по рисованию в подготовительной группе«Моя семья»

Тема: Моя семья

Цель: Учить самостоятельно в выборе сюжета и техники исполнения.

Проследить место ребенка в семье. Формировать устойчивый интерес к изобразительной деятельности; учить активно и творчески применять ранее усвоенные способы изображения в рисовании, используя выразительные средства; продолжать учить детей сюжетному рисованию: размещать изображения на листе в соответствии с их реальным расположением, передавать различия в величине изображаемых предметов.

Задачи:

1. Учить располагать изображения на листе в соответствии с содержанием рисунка.

2. Закреплять умение рисовать фигуру человека, передавать относительную величину ребёнка и взрослого.

3. Упражнять в рисовании контура простым карандашом и последующем закрашивании цветными карандашами. Учить самостоятельно в выборе сюжета и техники исполнения.

4. Развивать творчество, воображение. Развивать умение видеть красоту созданного образа.

5. Воспитывать чувство уважения к старшим членам семьи.

Материал: Бумага белая формата А4, шаблон рамки, цветные карандаши.

Репродукции работ художников с изображением семьи.

Ход НОД.

Воспитатель Дети
I. Вводная часть
Здравствуйте, ребята. Отгадайте загадку:
Очень люблю, когда все собираются,
Белою скатертью стол накрывается.
Бабушка с мамою, папа и я
Мы называемся вместе
(семья).
 
II. Основная часть.
Темой нашего занятия будет «Моя семья». Что такое семья?
(Ответы детей).
 
Семья – это родной дом, самое дорогое, что есть у каждого человека, это люди, которые живут вместе: мама, папа, бабушка, дедушка, сестренка, братишка. Родные, которых мы любим, с кого берем пример, о ком заботимся и кому желаем добра и счастья.
Семью почитали с древних времен и народ сложил много пословиц:
«Мой дом – моя крепость».
«На что и клад, коли в семье лад».
«В гостях хорошо, а дома лучше».
«При солнышке тепло, при матери добро».
«Без корня и полынь не растет».
Дидактическая игра «Подбери признаки»
— А какие же они, родные и дорогие нам люди?
Подберите как можно больше слов, которые расскажут о маме, папе, дедушке, бабушке и т. д.
Мама (какая)
 
добрая, красивая, терпеливая, ласковая, нежная, умная, требовательная.
 
Папа — строгий, умный, сильный
Бабушка- старенькая, добрая, отзывчивая, ласковая, доброжелательная, седая
Дедушка — старый, мудрый, седой
Сестра — весёлая, задорная, непоседливая, старшая, младшая, маленькая, большая
Брат — сильный, слабый, маленький, большой, старший, младший, подвижный.
 
Пальчиковая гимнастика (дружная семья) – согнутый кулак, поочерёдное разгибание пальцев.
Этот пальчик – дедушка,
Этот пальчик – бабушка
Этот пальчик – папочка
Этот пальчик – мамочка
А вот этот пальчик – Я
Вместе дружная семья!
Продуктивная деятельность детей.
— Молодцы, присаживаемся на свои стульчики.
— Ребята, перед вами шаблон рамки, его надо обвести, а в середине нарисовать свою семью. У вас получится портрет семьи в рамке. Рамку оформляете по своему желанию. Например: вы рисуете свою семью во время отдыха на море, рамку можно оформить в морской теме, нарисовать волны, ракушки
 
Приступаем к работе.  
III. Заключительная часть
Анализ работ.
Воспитатель: — Что мы сегодня рисовали? (Портрет семьи). Вы все постарались, у вас получились замечательные портреты своей семьи. Желаю вам, чтобы в семье всегда были мир, дружба, уважение, любовь друг к другу.
 
Ответы детей.
Выставка работ.

Вывод: По всем показателям Ксюша показала высокий результат. Что говорит о благополучии в семье. Ребенок жизнерадостный, но не избалованный. Марина и Толя показали средний результат. А Ваня показал очень низкий результат. С помощью этого рисунка мы определили место ребенка в семье. И по нашим наблюдениям: В семье Толи он занимает главное место. Это прослеживается и в поведении ребенка, что мир крутится весь вокруг него. Ребенок растет эгоистичным уважения к старшим нет. В семье Марины главной является мама это можно предположить из рисунка девочки. Так как мама нарисована яркой, четкой и с ярко красной помадой и с большим ртом. Особое внимание необходимо обратить на Ваню так как весь рисунок в черном цвете. Не имеет каких либо красок. Семья Вани не благополучная, родители часто выпивают и ребенком не занимаются. В семье есть еще дети младшие и старшие, но по сути Ваня один. Им не занимаются ни братья ни сестры не родители.

Читайте также:  Влияние поведения матери на развитие ребенка

Лепкав подготовительной группе.

Тема: «Лепка кошки»

Цель: учить детей лепить четвероногое животное – кота, передавать овальную форму (туловища, округлую (головы, цилиндрическую (лапы, короткие уши, длинный хвост; учить объединять вылепленные части в одно целое, плотно соединять путем примазывания одной части к другой; развивать самостоятельность, вызвать у детей удовольствие, что получается похожее изображение, продолжать воспитывать сочувствие и любовь к животным.

Оборудование: глина, доски, стеки, розетки, салфетки, живой кот Тёма, музыкальный центр, диск с произведениями композитора Гречанинова: «Котик заболел», «Котик выздоровел».

Ход занятия.

Воспитатель Дети
I Вводная часть
Дети, послушайте, пожалуйста, музыку композитора Гречанинова (Прослушивание музыки).
Про кого композитор Гречанинов написал? Про котика
Молодцы! Правильно, это про котика, который веселый, резвый и радостный. А сейчас отгадайте, пожалуйста, мою загадку:
Мохнатенький, усатенький
Молоко пьет, песенки поет.
Это котик
II Основная часть
. Молодцы! Ой, вы слышите, кто-то за дверью царапается, пойду-ка, погляжу. (Возвращается вместе с живым котом, дети здороваются, гладят).
Воспитатель.
Как у нашего кота
Шубка очень хороша,
Как у котика усы
Удивительной красы.
Глазки смелые,
Зубки белые
 
Дети, это – кот Тёма. Я его на наше занятие принесла. Вам он нравится? А сейчас давайте рассмотрим хорошо Тёму и расскажем: из каких частей состоит его тело? Из туловища, головы, лап, хвоста и ушей.
скажи, пожалуйста, какой формы туловище Тёмы? Овальной формы
Правильно, молодец! А голова Круглой формы
Да, круглой формы, но мордочка немного вытянута, видите? А лапы какие и сколько их? Лапы длинные, пушистые и их четыре
А подскажите, хвост какой величины У него пушистый, длинный хвост и еще два ушка.
Какие они? Маленькие.
Посмотрите, ушки маленькие треугольной формы. Вам понравился кот Тёма? Ответы детей.
Какой он? Тёма красивый, пушистый, добрый, ласковый, мягкий.
Что-то Тёма загрустил. Я поняла – почему? У Тёмы есть подружка Маня, они вместе дружат, играют. А я взяла да его в садик принесла. Ему грустно одному, потомучто нет рядом Мани. Дети, вам бывает иногда грустно? Когда грустное настроение, не хочется ничего делать: ни играть, ни рисовать, ни петь. Вы знаете, что от тоски заболевают? И наш Тёма заболел. А сейчас, дети, послушайте, пожалуйста, еще одно произведение композитора Гречанинова. (Звучит музыка композитора Гречанинова «Котик заболел»).  
какую музыку мы прослушали? Грустную, печальную.
Да, Тёме скучно у нас. Давайте, мы его сейчас отпустим, хорошо? (Отпускают Тёму в спальную комнату)
 
 
Дети, мы ему сделаем сюрприз. Каждый слепит кошку, их будет много. Мы ему покажем, а он очень обрадуется и болезнь его пройдет. Хотите, чтобы он выздоровел и с нам поиграл? Да.
У меня кусок глины, я его делю пополам, получилось сколько кусочков? Правильно, два кусочка одинаковой величины. Один кусочек я спрячу под влажную салфетку, чтобы не сох. Давайте, подумаем, с чего нужно начинать лепку?
 
Два
Из этого кусочка я слеплю туловище. Скатаем шар все вместе, а затем слегка раскатываем, получилось… туловище. Беру другой ком глины, его разделим для каких частей тела? Для головы, лап, хвоста.
Правильно, молодец! Делю: вот для головы одна часть, четыре части для ног и одна часть для хвоста.  
Круглую часть, нужно плотно присоединять, примазываем хорошо. А почему? Чтобы крепко держалась
как мы будем лепить лапы? Нужно лепить столбики.
Все лапы одинаковой длины? Да.
Давайте вместе сделаем лапы. Слепили. Положу их рядом, сравниваю: одинаковой ли длины? Если лапа длинная, я ее укорачиваю – излишек глины забираю. Вот и лапы прикрепила, хорошо примазываю. Остается у нас что? Хвост.
 
Мы уже знаем как лепить длинный хвост. Сережа, покажи, пожалуйста. Спасибо, Сережа. Присоединила плотно хвост. Остаются у нас… ушки. Посмотрите, я двумя пальцами прищипываю два маленьких ушка. Сделаю ручкой два глаза и получилась у меня кошка. Нравится вам? Вот и Тёма обрадуется. Хотите чтобы и вы порадовали его?
Воспитатель дает возможность начать работу самостоятельно. По мере необходимости помогает тем, кто затрудняется. Он еще и еще раз показывает прием отдельным детям Советами, вопросами помогает им делать фигуры более выразительными: находить правильную длину лап, хвоста, ушей; напоминает как нужно пользоваться влажной салфеткой.
За пять минут до конца занятия воспитатель предупреждает детей об этом.
 
III.Заключительная часть
В конце занятия появляется кот Тёма вместе с сумкой Он очень «радуется», увидев столько много кошек, перестает «болеть».
Проводится анализ работы от имени кота Тёмы оценивается выразительность образов. После анализа работ кот Тёма угощает детей сладостями, а дети его – колбасой.
Разглядывают работы.
Читайте также:  Как понять что твой ребенок отстает в развитии

Анализ продуктов детской деятельности. Для данного вида работы были взятыработы 4 детей из одной подготовительной группы «Звездочки» . 1. Ксения И., 2. Марина Ю., 3. Толя П., 4. Ваня Р.

Способы

3 балла–владеет всеми способами,работает самостоятельно,

2 балла–не достаточно владеет способами,требуется незначительная помощь педагога,

1 балл–не владеет способами,требуется значительная помощь педагога.

движения Ксения И. МаринаЮ. Толя П. Ваня Р
Прямые
Круговые
Сплющивание
Защипывание
Предметы из частей
Вдавливание
Загибание краев
Оттягивание
Творчество (добавление интересныхдетелей)  
Использование стеки

Способы лепки:

3 балла–передача настроения человека и характера животного(волк злой,лиса хитрая ит.д.),

2 балла–недостаточная передача настроения,

1 балл–не умеет передавать настроение и характер.

Ксения И.
МаринаЮ
Толя П.
Ваня Р



Источник

Оценка продуктов детской деятельности

— способ исследования детского развития, основанный на изучении результатов продуктивной деятельности детей: рисунков, поделок и т.п.

Схема (критерии анализа и оценки, созданных детьми продуктов детской изобразительной деятельности (лепка, рисование, аппликация)

  1. Содержание выполненного изображения 

— краткое описание того, что изображено на рисунке, в лепке, аппликации,

— его оригинальность,

— разнообразие, богатство или, наоборот, бедность содержания.

2.  Передача формы 

— форма простая,

— сложная,

— передана точно,

— немного искажена или вовсе не удалась).

3.  Строение предмета: 

— части предмета расположены верно,

— их местоположение немного искажено,

— части предмета расположены неверно (строение предмета передано неверно).

4.  Передача пропорций предмета в изображении (соблюдены или нет).

5.  Композиция: 

— вытянутое построение,

— скученное изображение,

— нет единства;

— пропорциональность (непропорциональность) построения (отношение по величине разных изображений),

 — симметричное (несимметричное) построение,

 — ритмическое (неритмическое) изображение,

— миниатюрное изображение или увеличенное,

 — расположение на листе отдельных изображений: по всему листу, на полосе листа (фризовое),

 — изображение нескольких моментов одного события на одном листе бумаги.

6.  Передача движения:

— статическое изображение,

 — передача начального момента изображения движения (движение какой-либо части предмета или группы),

—  неумело выраженное движение в целом,

 — передача сложного движения достаточно четко и определенно.

7.  Цвет:

 — передача реальной окраски предметов,

 — в изображении преобладают насыщенные (яркие) цвета или пастельные, бледные или холодные тона,

—  Многоцветная раскраска, преобладание одного или двух цветов,

— отступление от реальной окраски,

— в декоративном рисовании соответствие колориту образца народной декоративной росписи или отступление от него.

8.  Характер линий:

—  сильный, энергичный нажим, иногда продавливающий бумагу,

— линия грубая, жесткая или линия слабая, легкая, слитная, плавная, дрожащая, прерывистая,

—  раскраска мелкими штрихами, мазками или крупными, размашистыми движениями,

— регулирует или нет силу нажима, размах (закрашивает в пределах контура или выходит за линии контура).

9.  Материалы, использованные для создания изображения (при условии самостоятельного их выбора).

10.  Уровень самостоятельности выполнения работы (рисунка, лепки, аппликаций):

а) требовалась ли в ходе выполнения работы помощь педагога, в чем она заключалась;

б) обращался ли ребенок с вопросами, просьбой о помощи к воспитателю;

в) есть ли у ребенка потребность самостоятельно дополнить изображение подходящими по смыслу предметами, деталями.

11.  Эмоционально-эстетическое отношение к процессу создания изображения: 

а) проявляет ли ребенок интерес к изобразительной деятельности, насколько устойчив этот интерес;

б) насколько эмоционально относится ребенок к заданию, к процессу создания изображения, к готовому продукту деятельности своей и других детей;

в) какие виды изобразительной деятельности (рисование, лепка, аппликация) и типы задания (предметное, сюжетное, декоративное) предпочитает, как объясняет свое предпочтение;

г) как оценивает свои работы и работы других детей (эмоционально-эстетическая, нравственная оценка).

12.  Использование ребенком специфических средств выразительности для создания образа.

13.  Творчество. Отметить, что нового внёс ребенок в изображение. Оригинальность изображения. Стремление наиболее полно выразить задуманное.

Источник