Диагностика уровня развития ребенка младшего возраста

Татьяна Красникова
Диагностика детей раннего возраста

ДИАГНОСТИКА ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА (1-3 ГОДА)

Диагностика развития познавательного уровня

При исследовании фиксируется понимание инструкции, быстрота, точность выполнения, адекватность действия, заинтересованность, принятие помощи, установка на результат, обучаемость, реакция на успех.

Цветовой гнозис (4 цвета: красный, синий, желтый, зеленый)

Нормативы:

различение от 1,5—2 лет;

выбор по названию — в 2—3 года;

самостоятельность названия — в 2,5—3 года.

Стимульный материал: цветные наборы дидактических игр «Бабочки и крылья», «Рыбки и хвостики», «Цветочек и лепесточек», «Носки и варежки», «Листочки» и др.

Пример инструкций:

1) «положи к каждому цветочку подходящий по цвету лепесточек»;

2) «покажи, где красный (синий, желтый, зеленый) лепесточек»;

3) «назови, какого цвета этот цветочек».

• Аналогично предъявляются другие задания.

Форма

Нормативы:

сличение — от 1,5—2 лет;

выбор по названию — в 2 года;

самостоятельность названия — в 3 года.

Стимульный материал: круг (шарик, квадрат (кубик, прямоугольник (кирпичик, треугольник (крыша) по два набора четырех основных цветов.

Пример инструкции:

1) «дай такую же» (форма и цвет совпадают);

2) «покажи, где кубик»;

3)»назови форму».

Предметный гнозис

Стимульный материал: 10—12 карточек с изображением знакомых предметов (лото малышам).

Инструкция:

1) «покажи, где нарисован. «;

2) «что нарисовано?» или «что это?»

Нормативы:

В 1,5—2 года называют 4—5 картинок.

В 2,5 года называют многие предметы из групп: игрушки, посуда, одежда, мебель.

В 3 года дети знают и называют все предметы, их свойства и качества,в пассивном словаре сформированы некоторые обобщающие понятия: игрушки, одежда, мебель, обувь.

Методика «Выбор по образцу» (парные картинки)

Стимулъный материал: шесть пар одинаковых предметных картинок.

Нормативы:

выбор из двух карт инок — в 2 года;

выбор из четырех картинок — в 3 года.

Детям старше 4 лет методика предъявляется в случае, если они не справляются с классификацией.

Конструктивный праксис (методика «Разрезные картинки»)

Стимульный материал: картинки, разрезанные на две и три части с разной конфигурацией разреза.

Нормативы:

разрезная картинка из двух фрагментов — в 2,5—3 года;

разрезная картинка из трех фрагментов — в 3 — 3,5 года.

Анализ результатов:

1) совершает целенаправленные действия;

2) соединяет части без анализа полученного целого;

3) прикладывание с разворотами;

4) зрительное соотношение частей без прикладывания.

Конструирование по подражанию (методика предлагается детям 2,5— З лет)

Стимульный материал: кубики, прямоугольные бруски (кирпичики, треугольные призмы (крыша, полусферы разных цветов.

Анализ результатов:

1) подражание внешним манипуляциям взрослого без учета формы, величины и пространственных отношений (что для детей 3 лет является неадекватным);

2) подражание манипуляциям с учетом формы, величины и пространственного расположения;

3) сопоставление и исправление ошибок;

4) точное воспроизведение расстановки фигур без ошибок и исправлений;

5) самостоятельный анализ образца и воспроизведение.

Пространственный гнозис

Стимулъный материал : мелкие игрушки и картинки, уложенные в коробку.

Пример инструкций:

«Посади мишку около коробки», «Положи в коробку», «Посади на коробку», «Спрячь картинку под коробку», «Достань из-под коробки», «Покажи, где верх (низ)«, «Иди вперед (назад)«.

Нормативы :

2,5—3 года — дети понимают предложно-падежные конструкции; ошибаются в 1—2 заданиях, легко корректируются;

3,5—4 года — выполняют все задания.

Диагностика способов деятельности.

Складывание пирамидки. Складывание матрешки

Стимульный материал: пирамидка из четырех и шести колец с колпачком.

Нормативы:

снимают кольца с пирамидки — в 1 год;

собирают пирамидку без учета диаметра колец — в 1,5—2,5 года;

собирают пирамидку с учетом диаметра колец и установки на результат без проб и примеривания — в 3—3,5 года; работа зрительным соотношением.

Анализ результатов:

1) неспецифические манипулятивные действия (ребенок стучит об стол, подносит к уху, гремит, берет в рот и др.). Данные действия являются неадекватными;

2) простое манипулирование (специфическая манипуляция);

3) силовая проба (например, ребенок вкладывает маленькую матрешку в нижнюю часть большой и наоборот, при этом использует силу (вдавливает, не учитывая свойств предмета);

4) целенаправленная проба (ребенок замечает ошибки, исправляет их и находит правильный способ решения);

5) примеривание (ребенок еще не может соотнести предметы на расстоянии и подносит их друг к другу, заметив несоответствие, меняет их);

6) зрительное соотношение (ребенок сразу правильно решает задачу, зрительно соотнося элементы).

Дети 3 лет с сохранным интеллектом могут работать зрительным соотнесением, допустимо примеривание или целенаправленная проба. Отсутствие данных способов к 3 годам свидетельствует о недостатках психического развития. До 2,5 лет правомерно пользоваться силой.

Методика «Вкладыши» («Мисочки»)

Стимульный материал: семь цилиндрических или квадратных чашек (вкладышей) разного размера четырех основных цветов.

Анализ результатов:

1) неспецифические манипуляции (использование вкладыша не по назначению; неадекватные действия);

2) специфические манипуляции (познавательные);

3) силовая проба (действие силой, без учета свойств и величины вкладыша);

4) хаотическая проба (промежуточный способ выполнения задания, когда совмещаются пробные и силовые действия);

5) целенаправленная проба (самостоятельное исправление ошибок с нахождением окончательного решения);

6) примеривание (определение несоответствия вкладышей путем поднесения друг к друг у;

7) зрительное соотнесение (правильное решение на основании только

зрительного анализа);

До 2,5 лет возможна силовая проба. К 3 годам формируется зрительное соотношение, допустима целенаправленная проба или примеривание. Неспецифические манипуляции в деятельности к 2,5—3 годам свидетельствуют о снижении интеллектуального развития.

Учет способов деятельности важен для определения уровня психического развития ребенка. Если ребенок достигает результатов, пользуясь при этом более низкими способами, чем положено по возрасту, следует оценить обучаемость или сделать вывод об определенной форме нарушения психического развития. Высокая обучаемость, т. е. быстрый переход от низкого способа к более высокому, свидетельствует в пользу ребенка. Отсутствие обучаемости и упражняемости, а также установки на результат могут быть связаны с нарушением со стороны как эмоционально-волевой, так и познавательной сферы.

Методика «Почтовый ящик» («Коробочка форм») (Л. А. Венгер, Г. Л. Выгодская, Э. И. Леонгард)

Стимульный материал: деревянный ящик или пластмассовая коробка с пятью прорезями — полукруглой, треугольной, прямоугольной, квадратной, шестиугольной и десять объемных геометрических фигур.

Анализ результатов:

до 3 лет допускается силовая проба;

в 3 года и старше появляются целенаправленные пробы с элементами зрительного соотнесения.

Ребенок действует силой, т. е. толкает фигуру в первую попавшуюся прорезь или в ту, в которую взрослый опустил предыдущую фигуру.Пробы:

ребенок переходит от отверстия к отверстию, пытаясь в каждое из них протолкнуть фигуру;примеривание: ребенок начинает ориентироваться на форму прорези и фигуры. При этом он еще не может соотносить формы зрительно на расстоянии, поэтому прикладывает фигуру к похожей, с его точки зрения, прорези. Так, шестиугольник часто прикладывают к квадрату, затем сразу же переносится в нужную прорезь, полукруг — к треугольнику, и наоборот. При этом способе бывают также затруднения с разворотом треугольника и полукруга.Зрительное соотнесение: ребенок зрительно соотносит форму прорези и фигуры и опускает фигуру всегда в нужную прорезь; разворот фигур при этом производится заранее, в воздухе.

Читайте также:  Условия нормального развития ребенка лебединский

Задания с предметами быта (по О. В. Баженовой)

Стимульный материал и исследование: ребенку предъявляется соответствующий предмет быта с просьбой выполнить с ним определенное действие.

Нормативы:

15 месяцев — подносит ложку ко рту, хорошо сам пьет из чашки, может

вынуть таблетку из бутылочки, рисует каракули карандашом, проявляет интерес к книге;

18 месяцев — снимает варежки, носки, листает книгу, переворачивая

одновременно 2—3 страницы, указывая на картинки, ест самостоятельно густую пищу ложкой. Умеет воспроизводить часто наблюдаемые в жизни действия; если на глазах у ребенка спрятать игрушку под одним из двух одинаковых предметов, а затем поменять предметы местами, он находит

игрушку на новом месте;

2 года — запускает волчок, вставляет ключ в замочную скважину, поворачивает ручку двери, нажимает на кнопку звонка, кормит и баюкает куклу, возит машину, листает книгу — каждую страницу отдельно, сам надевает носки, туфли, штанишки, в игре воспроизводит ряд логически связанных

действий;

2,5 года — подражает большому количеству действий взрослых с бытовыми предметами, в игре действует взаимосвязанно и последовательно (будит куклу, одевает, кормит, ведет на прогулку и т. д.). Самостоятельно одевается, но еще не умеет завязывать шнурки, застегивать пуговицы;

3 года — подражает большому количеству действий взрослых с бытовыми предметами, в игре исполняет роль, одевается самостоятельно, застегивает пуговицы, завязывает шнурки при небольшой помощи взрослого.

Диагностика развития игры.

Детям предлагают поиграть со знакомыми игрушками.

Анализ уровня развития игры:

1) неадекватные действия с игрушкой;

2) манипуляция с предметами — до 2 лет;

3) процессуальные игровые действия — с 2 лет (например, возит, машину, одевает и раздевает куклу и т. п.);

4) процессуальная игра с элементами замысла — от 2—3 лет (например, нагружает кубиками машину, катает куклу и т. п.);

5) сюжетная игра — к 3 годам.

Диагностика развития двигательной сферы.

Общая моторика.

Статическая и динамическая координация определяются по следующим параметрам:

1 год — самостоятельная ходьба;

1,5—2 года — поднимается и опускается по лестнице, держась за поручень; перешагивает через препятствие на полу; встает на лавку 20 см от пола;

2,5 года — подпрыгивает, одновременно отделяя от земли обе ноги, с поддержкой; перешагивает через несколько препятствий; нагибается за предметом;

3 года — поднимается вверх по лестнице в 10 ступеней высотой 12—15 см, поочередно ставит ноги на каждую ступеньку; подпрыгивает на двух ногах без поддержки, стоит на одной ноге в течение 10 с с открытыми глазами.

Одновременность движений: по бокам от коробки располагаются крупные пуговицы или монеты достоинством в 20 руб. по три с каждой стороны. По сигналу ребенок двумя руками одновременно должен брать монету с каждой стороны и класть в коробку. Скорость не учитывается. Тест считается невыполненным при разновременном движении рук.

Отчетливость движений: ребенку 3 лет предлагается сильно ударить перкуссионным молотком по столу. Отмечается наличие (или отсутствие) синкенезий.

Тонкие движения пальцев рук

Оценивается степень дифференцированности движений и возможность действий с мелкими предметами.

Нормативы:

2 года — повторяют штрихи, рисуют круги;

2,5—3 года — рисуют прямые линии, круги по показу; могут нарисовать человека — «головонога».

Оральный праксис:

губ (вытянуть губы трубочкой, растянуть в улыбку);

щек (надуть и втянуть щеки);

языка (положить язык на нижнюю губу, облизать верхнюю губу, сделать из языка «горку»).

Наличие девиации языка, асимметрия оскала свидетельствуют о неврологической симптоматике. Отмечаются сила (сильные, слабые, объем (доводятся ли движения до конца, переключаемость (быстрая, медленная) оральных движений.

Исследование памяти

Выполнить по памяти серию инструкций: встать, открыть дверь, сесть за столик, открыть коробку, взять карандаш.

Нормативы :

1,5 года — выполняют 3 действия;

2 года — выполняют 3—4 действия;

3 года — выполняют 5 действий.

Игра «Что изменилось — чего не стало»

Ребенку предъявляют четыре картинки, которые он называет. Затем ребенка просят отвернуться, а экспериментатор убирает одну из картинок и заменяет другой либо меняет их местами. Просит ребенка найти изменения.

Невыполнение задания свидетельствует о трудностях на этапе воспроизведения.

Исследование внимания

Методика «Зрительный диктант»

Стимульный материал: три таблицы из 16 клеток, где нарисованы знакомые картинки (не по порядку).

Нормативы:

для детей 2—2,5 лет — найти две повторяющиеся картинки;

для детей 3—4 лет — найти две повторяющиеся картинки;

для детей 5 лет — отыскивание картинок в таблице.

Инструкция: «Вот здесь, на табличке, картинки. Посмотри и закрой все одинаковые (например, домики). Как можно быстрее. Но не ошибайся».

Анализ результатов:

скорость выполнения одной таблицы — 1,5 минуты.

Нарушения внимания:

1) повышенная отвлекаемость (нарушение концентрации внимания);

2) генерализация внимания (зависимость внимания от внешних воздействий);

3) «застреваемость» внимания (нарушение переключаемости, слабая способность переходить с одного объекта на другой;

4) ограниченный объем внимания (неспособность воспринять в данный момент нужный объем информации).

При изучении эмоционально-волевой сферы и поведения учитываются: контактность, длительность сосредоточения внимания, эмоциональный фон настроения, реакция на поощрение и порицание, наличие или отсутствие двигательной расторможенности.

1.Контактность:

а) легкий, быстрый контакт;

б) поверхностный;

в) контакт устанавливает с трудом;

г) уходит от контакта;

д) протестная реакция.

2.Внимание:

а) взгляд фиксирует (не фиксирует);

б) устойчивое (неустойчивое);

в) с хорошей переключаемостью с одного предмета на другой;

г) «застревание»;

д) с явлениями генерализации.

3.Фон настроения:

а) нормальный;

б) несколько повышен (снижен);

в) эйфорический;

г) депрессивный;

д) контрастирующий.

4.Реакция на поощрение и порицание:

а)адекватная;

б) индифферентная;

в) с повышением (понижением) результативности работы;

г) корректировка деятельности;

д) отсутствие реакции;

е) отказ от деятельности при порицании;

ж) агрессивная реакция на порицание;

з) дезорганизация деятельности.

Результаты исследования заносятся в карту цифровыми обозначениями в соответствии с диагностическим уровнем и возрастом испытуемого. Перед началом психологического исследования собираются полные анамнестические сведения, социальная характеристика семьи. При составлении заключения трактовка состояния отклоняющегося развития на основе качественного анализа результатов систематизируется только по нозологическому принципу. Соответственно даются рекомендации о направлении ребенка в тот или иной тип детского воспитательного учреждения.

Источник

Диагностический блок методик, применяемых в сентябре.

Исследование уровня умственного развития и познавательной сферы детей младшего дошкольного возраста.

Психодиагностика в младшей группе начинается со шкалы умственного развития Бине-Симона.

Первая шкала (серия тестов) Бине – Симона появилась в 1905 г. Затем она несколько раз пересматривалась авторами, которые стремились изъять из нее все задания, требующие специального обучения. Бине исходил из представления о том, что развитие интеллекта происходит независимо от обучения, в результате биологического созревания.
Задания в шкалах Бине были сгруппированы по возрастам (от 3 до 13 лет). Для каждого возраста подбирались определенные тесты. Они считались соответствующими данной возрастной ступени, если их решало большинство детей данного возраста (80-90 %). Детям до 6 лет предлагали четыре задания, а детям старше 6 лет – шесть заданий. Задания подбирались путем исследования большой группы детей (300 человек).

Читайте также:  Цитата речевое развитие ребенка

Детям предлагаются следующие задания:

1. Показать свои глаза, нос, рот.

2. Повторить предложение длиной до шести слов («Я очень люблю свою добрую маму»).

3. Повторить по памяти два числа.

4. Назвать нарисованные предметы. (Приложение 1)

5. Назвать свою фамилию.

Показателем интеллекта в шкалах Бине был умственный возраст, который мог расходиться с хронологическим. Умственный возраст определялся по успешности выполнения тестовых заданий.

В диагностический журнал, на страницу, отведенную для младшей группы, вносятся условные обозначения, позволяющие быстро фиксировать результаты выполнения заданий (таблица 1):

— задание выполнено – «+»;

— задание выполнено не полностью – «+?»;

— задание не выполнено – «-».

Таблица 1

№п/п

Фамилия,

имя ребенка

Глаза

Нос

Рот

Предложение

Числа

Предметы

Фамилия

3

5

корова

лошадь

собака

мишка

белка

1.

2.

3.

Затем проводится диагностика познавательных процессов: внимания, восприятия, памяти, мышления и речи.

Психолог может оценить уровень развития внимания и речи, используя наблюдения за ребенком в ходе обследования, анализируя его деятельность и ответы на поставленные вопросы.

Для исследования внимания малыша используется игра «Что изменилось?». Перед ребенком в ряд выставляют три цветных пластмассовых стаканчика (формочки) и просят его запомнить их расположение. Затем местоположение стаканчиков меняют и предлагают ребенку определить, что изменилось.

Результаты этого и последующих заданий фиксируются в сводной таблице (таблица 2) с помощью условных обозначений.

Восприятие цвета проверяется в ходе игры «Разложи кружочки по коробочкам». Перед ребенком раскладывают набор кружочков диаметром 3 см, окрашенных в основные цвета (по два на каждый цвет), и коробочек соответствующего цвета. Затем малышу предлагают разложить кружочки по коробочкам в соответствии с их цветом. (В процессе игры взрослый не называет цвет кружочков).

Уровень развития зрительной памяти исследуется с помощью предметных картинок. (Приложение 2) Перед ребенком раскладывают семь картинок с изображением знакомых предметов. Дается инструкция без установки на запоминание: «Внимательно посмотри на картинки». Затем картинки убирают (переворачивают) и ребенка просят назвать те из них, которые он запомнил.

Диагностику мышления удобно проводить с помощью игры «Четвертый лишний», в ходе которой выявляется умение производить анализ, синтез, делать обобщения.

Ребенку поочередно предлагают три таблицы (Приложение 3), на которых изображены четыре геометрические фигуры: на первой таблице фигуры отличаются величиной, на второй – цветом, на третьей таблице фигуры отличаются величиной и формой, необходимо выделить форму.

Таблица 2

№ п/п

Фамилия,

имя ребенка

Внимание

Восприятие

Память

Мышление и речь

II. Диагностический блок методик, применяемых в январе. Исследование динамики развития психического развития детей.

Для выявления динамики развития такого психического процесса как внимание используется методика «Нахождение различий».

Ребенку показывают бланк со стимульным материалом и объясняют, как с ним работать (Приложение 4). Затем дается инструкция: «Посмотри на эти рисунки: они очень похожи, но все же есть различия, попробуй их найти и показать мне. Будь внимателен, работать нужно быстро». Рисунки предлагаются ребенку. Для выполнения задания испытуемому достаточно будет найти 5 отличий. Время работы – не более 5 минут. Психолог замеряет время выполнения задания и по окончании фиксирует результаты в протоколе наблюдения.

Оценка результатов. Общий показатель развития наблюдательности подсчитывается по формуле:

Sоб. = ∑ С / ∑ t,

Где S – общий показатель развития наблюдательности;

C – количество отличий на рисунках, указанных ребенком;

t – затраченное время на выполнение задания.

Необходимо наблюдать за тем, как ребенок работает. После окончания выполнения задания можно уточнить у него, как он это сделал, на что обращал свое внимание – эти данные заносятся в протокол наблюдения.

Диагностика зрительной памяти проводится с помощью методики «Объем памяти».

Перед началом выполнения задания демонстрируют ребенку стимульный бланк (Приложение 5). Инструкция: «Сейчас мы с тобой поиграем в такую игру: я покажу тебе картинку, а ты постарайся запомнить все, что увидел, а когда я ее уберу, ты должен по памяти перечислить, какие предметы увидел». Время демонстрации стимульного материала 30 секунд. Объем памяти оценивается по количеству правильно воспроизведенного материала. Нормой считается воспроизведение 4-5 единиц стимульного материала.

Оценка уровня развития восприятия проводится с помощью методики «Чего не хватает на этих рисунках?». Суть этой методики состоит в том, что ребенку предлагается серия рисунков (Приложение 6) . На каждой из картинок этой серии не хватает какой-то существенной детали. Ребенок получает задание как можно быстрее определить и назвать отсутствующую деталь. Психолог, проводящий психодиагностику, с помощью секундомера фиксирует время, затраченное ребенком на выполнение всего задания. Время работы оценивается в баллах, которые затем служат основой для заключения об уровне развития восприятия ребенка.

Оценка результатов:

10 баллов — ребенок справился с заданием за время меньшее, чем 25 сек, назвав при этом все 7 недостающих на картинках предметов.

8-9 баллов — время поиска ребенком всех недостающих предметов заняло от 26 до 30 сек.

6-7 баллов — время поиска всех недостающих предметов заняло от 31 до 35 сек.

4-5 баллов — время поиска всех недостающих предметов составило от 36 до 40 сек.

2-3 балла — время поиска всех недостающих предметов оказалось в пределах от 41 до 45 сек.

0-1 балл — время поиска всех недостающих деталей составило в целом больше чем 45 сек.

Оценки даются в баллах, в десятибалльной системе и представляются в интервалах, являющихся непосредственным основанием для производства выводов об уровне психологического развития ребёнка. Наряду с такими общими выводами ребёнок в результате его обследования по той или иной методике получает частные оценки, которые позволяют более тонко судить об уровне его развития.

Выводы об уровне развития

10 баллов очень высокий

8-9 баллов высокий.

4-7 баллов. средний

2-3 балла низкий.

0-1 балл очень низкий.

Оценка уровня мышления производится с помощью методики «Помоги зайчишке». Перед началом выполнения задания ребенку показывают стимульный материал (Приложение 7) и объясняют, как с ним работать.

Инструкция: «Перед тобой лежит лист бумаги. Представь себе, что кружочки – это кочки в болоте. Помоги зайцу пробежать по этим кочкам до леса, чтобы не утонуть в болоте. Нужно поставить точки посередине кружочков (психолог показывает, что точка ставится одним прикосновением фломастера). Заяц должен пробежать по болоту очень быстро. Когда я скажу «стоп», нужно остановиться. Сколько раз можно дотронуться до кружочка? Как нужно ставить точки? (Верно, начинай)».

Работа продолжается 60 секунд до команды «стоп». Она может проводиться как индивидуально, так и с группой из 3 – 4 человек.

Читайте также:  Как оценить физическое развитие ребенка по центильным таблицам

При оценке результатов учитывается общее количество точек, поставленных за 60 секунд, и число ошибок. Ошибками считаются точки вне кружочков, точки, попавшие на окружность.

Таблица оценки результатов

Очень высокий уровень

Ребенок за 30 секунд выполнил все задание, при этом не допустил ни одной ошибки

Высокий уровень

Ребенок за 40 секунд выполнил все задание, при этом допустил 1-2 ошибки

Средний уровень

Ребенок за 50 секунд выполнил все задание, при этом допустил 3-4 ошибки

Низкий уровень

Ребенок за 60 секунд выполнил все задание, при этом допустил 5-6 ошибок

Методика «Расскажи по картинке» предназначена для определения активного словарного запаса ребенка. Ребенку показывают картинку (Приложение 8). Далее ему дают 2 минуты для того, чтобы он внимательно ее рассмотрел. Если он отвлекается и или не может понять, что изображено на картинке, то психолог разъясняет и специально обращает его внимание на это. Затем результаты фиксируются в таблице 3.

Таблица 3

Схема протоколирования результатов исследования

№ п/п

Фрагменты речи, фиксируемые в процессе исследования

Частота употребления

1.

Существительные

2.

Глаголы

3.

Прилагательные в обычной форме

4.

Прилагательные в сравнительной степени

5.

Прилагательные в превосходной степени

6.

Наречия

7.

Местоимения

8.

Союзы

9.

Предлоги

10.

Сложные предложения и конструкции

Таблица оценки результатов

Очень высокий уровень

В речи ребенка встречаются все 10 включенных в таблицу фрагментов речи

Высокий уровень

В речи ребенка встречаются 8-9 из включенных в таблицу фрагментов речи

Средний уровень

В речи ребенка встречаются 6-7 из включенных в таблицу фрагментов речи

Низкий уровень

В речи ребенка встречаются 4-5 из включенных в таблицу фрагментов речи

Очень низкий уровень

В речи ребенка встречаются 2-3 из включенных в таблицу фрагментов речи

Все полученные в ходе исследования данные заносятся в сводную таблицу 4 и составляется психологическое заключение об уровне развития психических процессов у испытуемых детей.

Таблица 4

№ п/п

Фамилия, имя ребенка

Внимание

Восприятие

Память

Мышление

Речь

1.

2.

3.

III. Диагностический блок методик, применяемых в мае.

Исследование итоговых показателей уровня психического развития детей.

Для определения результатов коррекционно-развивающих занятий с детьми в конце учебного года проводится диагностика познавательных процессов: внимания, восприятия, памяти, мышления и речи.

Уровень развития внимания малыша диагностируется с помощью методики «Нахождение сходства».Перед началом выполнения задания ребенку показывают стимульный материал (Приложение 9) и объясняют, как с ним работать. Инструкция: «Посмотри на этих зайчиков: они все друг от друга хоть чем-то, да отличаются, но все же два из них совершенно одинаковые, попробуй их найти и показать мне. Будь очень внимателен, работать нужно быстро».

Для обследования необходимо подготовить 2-3 бланка со стимульным материалом. Бланки предлагаются ребенку поочередно. Психолог замеряет время выполнения задания по каждому бланку отдельно и по окончанию фиксирует результаты в бланке ответов. Время работы – не более 5 минут на один стимульный бланк.

Оценка результатов. Общий показатель развития наблюдательности подсчитывается по формуле:

Sоб. = ∑ С / ∑ t,

Где S – общий показатель развития наблюдательности;

C – количество отличий на рисунках, указанных ребенком;

t – затраченное время на выполнение задания.

Необходимо наблюдать за тем, как ребенок работает. После окончания выполнения задания можно уточнить у него, как он это сделал, на что обращал свое внимание – эти данные заносятся в протокол наблюдения.

Тестовое задание в методике «Запомни и нарисуй» предназначено для оценки памяти ребенка. Перед началом выполнения задания ребенку показывают стимульный материал (Приложение 10) и объясняют, как с ним работать. Инструкция: «Сейчас мы поиграем с тобой в такую игру: я покажу тебе картинку, тебе нужно запомнить ее, когда я ее уберу, тебе нужно будет нарисовать все недостающие детали того рисунка, который ты запомнил». Ребенку предъявляется для запоминания на 1 минуту несложная картинка, затем психолог ее убирает, и ребенок должен нарисовать картинку по памяти на приготовленном заранее стимульном бланке.

Объем кратковременной памяти оценивается по количеству дорисованных деталей при воспроизведении рисунка. Для эффективности запоминания можно задать ребенку наводящие вопросы, например:

— Что у домика есть?

— Сколько звезд на небе?

— Что еще интересного ты заметил на рисунке?

— Ты сможешь это нарисовать?

Восприятие цвета проверяется в ходе игры «Разложи кружочки по коробочкам». Перед ребенком раскладывают набор кружочков диаметром 3 см, окрашенных в основные цвета (по два на каждый цвет), и коробочек соответствующего цвета. Затем малышу предлагают разложить кружочки по коробочкам в соответствии с их цветом. (В процессе игры взрослый не называет цвет кружочков).

Диагностику мышления удобно проводить с помощью игры «Четвертый лишний», которая предполагает исключение по признаку родовой категории. Ребенку предлагают таблицу (Приложение 11), на которой изображены предметы: кукла, пирамидка, мяч, сапоги. Дается инструкция: «Посмотри на карточку. Здесь нарисованы четыре предмета. Три из них подходят друг другу, а четвертый – лишний. Какой предмет лишний и почему?»

Для оценки уровня речевого развития ребенка используется методика «Времена года». Ребенку показывают серию рисунков (Приложение 12) и просят, внимательно посмотрев на каждый рисунок, сказать, какое время года изображено на каждом из них.

За отведенное на выполнение этого задания время – 2 минуты – ребенок должен будет не только назвать соответствующее время года, но и обосновать свое мнение о нем, т.е. объяснить, почему он так думает, указать те признаки, которые, по его мнению, свидетельствуют о том, что на данной части рисунка показано именно это, а не какое-либо иное время года.

Таблица оценки результатов

Высокий уровень

Ребенок правильно назвал и связал с нужными временами года все картинки, указав при этом 3-4 признака, подтверждающих его мнение, на всех картинках, вместе взятых

Средний уровень

Ребенок правильно определил временами года на всех картинках, указав при этом 1-2 признака, подтверждающих его мнение

Низкий уровень

Ребенок правильно определил временами года только на 1-2 картинках из четырех и указал только один признак в подтверждение своего мнения

Очень низкий уровень

Ребенок не смог правильно определить ни одного времени года и не назвал точно ни одного призака

Все полученные в ходе исследования данные заносятся в сводную таблицу 5 и составляется психологическое заключение об уровне развития психических процессов у испытуемых детей.

Таблица 5

№ п/п

Фамилия, имя ребенка

Внимание

Восприятие

Память

Мышление

Речь

1.

2.

3.

Список использованной литературы

  1. Шарохина В.Л. Коррекционно-развивающие занятия: младшая, средняя группы. – М.: ООО «Национальный книжный центр», 2011.
  1. Марцинковская Т.Д. Диагностика психического развития детей. – М.: ЛИНКА – ПРЕСС, 1997.
  1. Панфилова М.А. Игротерапия общения. – М.: Издательство «Гном и Д», 2000.
  1. Степанов С.С. Диагностика интеллекта методом рисуночного теста. – М.: Академия, 1996.
  1. Загорная Е.В. Настольная книга детского психолога. – СПб: 

Источник