Диагностика уровня развития ребенка 4 года

Диагностика уровня развития ребенка 4 года thumbnail

ПРОГРАММА ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ ДЕТЕЙ 4-5 ЛЕТ

1. Познавательная сфера:

1.1 Внимание – методика «Найди и зачеркни»;

1.2 Память – методика «8 предметов»;

1.3 Мышление – методики «4-ый лишний».

2. Эмоционально – личностная сфера:

2.1 Детский тест тревожности «Выбери нужное лицо» (Р. Теммл, М. Дорки, В. Амен);

2.2 Цветовой тест Люшера.

1. Познавательная сфера

1.1 Внимание. Методика «Найди и зачеркни»

Цель: определение уровня развития продуктивности и устойчивости внимания.

Инструкция: «Сейчас мы с тобой поиграем в такую игру: я покажу тебе картинку, на которой нарисовано много разных, знакомых тебе предметов. Когда я скажу слово «начинай», ты по строчкам этого рисунка начнешь искать и зачеркивать те предметы, которые я назову. Искать и зачеркивать названные предметы необходимо до тех пор, пока я не скажу слово «стоп». В это время ты должен остановиться и показать мне то изображение предмета, которое ты увидел последним. После этого я отмечу на твоем рисунке место, где ты остановился, и снова скажу слово «начинай». После этого ты продолжишь делать то же самое, т.е. искать и вычеркивать из рисунка заданные предметы. Так будет несколько раз, пока я не скажу слово «конец». На этом выполнение задания завершится».

В этой методике ребенок работает 2,5 мин, в течение которых пять раз подряд (через каждые 30 сек) ему говорят слова «стоп» и «начинай».

Экспериментатор в этой методике дает ребенку задание искать и разными способами зачеркивать какие-либо два разных предмета, например, звездочку перечеркивать вертикальной линией, а домик – горизонтальной. Экспериментатор сам отмечает на рисунке ребенка те места, где даются соответствующие команды.

Обработка и оценка результатов

При обработке и оценке результатов определяется количество предметов на рисунке, просмотренных ребенком в течение 2,5 мин, т.е. за все время выполнения задания, а также отдельно за каждый 30-секундный интервал. Полученные данные вносятся в формулу, по которой определяется общий показатель уровня развитости у ребенка одновременно двух свойств внимания: продуктивности и устойчивости:hello_html_44532804.png

где S – показатель продуктивности и устойчивости внимания обследованного ребенка;

N– количество изображений предметов, просмотренных ребенком за время работы;

t – время работы;

n – количество ошибок, допущенных за время работы. Ошибками считаются пропущенные нужные или зачеркнутые ненужные изображения.

В итоге количественной обработки психодиагностических данных определяются по приведенной выше формуле шесть показателей, один – для всего времени работы над методикой (2,5 мин), а остальные – для каждого 30-секундного интервала. Соответственно, переменная t в методике будет принимать значение 150 и 30.

По всем показателям S, полученным в процессе выполнения задания, строится график следующего вида (рис. 8), на основе анализа которого можно судить о динамике изменения во времени продуктивности и устойчивости внимания ребенка. При построении графика показатели продуктивности и устойчивости переводятся (каждый в отдельности) в баллы по десятибалльной системе следующим образом:


Рис. 1 Варианты графиков, показывающих динамику продуктивности и устойчивости внимания по методике «Найди и вычеркни».

На графике представлены различные зоны продуктивности и типичные кривые, которые могут быть получены в результате психодиагностики внимания ребенка по данной методике. Интерпретируются эти кривые следующим образом

Кривая №1. Это график очень высокопродуктивного и устойчивого внимания.

Кривая №2. Это график низкопродуктивного, но устойчивого внимания

Кривая №3. Представляет собой график среднепродуктивного и среднеустойчивого внимания.

Кривая №4. Является графиком среднепродуктивного, но неустойчивого внимания.

Кривая №5. Представляет график среднепродуктивного и крайне неустойчивого внимания.

Устойчивость внимания в свою очередь в баллах оценивается так:

10 баллов – все точки графика на рисунке 8 не выходят за пределы одной зоны, а сам график своей формой напоминает кривую 1.

8-9 баллов – все точки графика расположены в двух зонах наподобие кривой 2.

6-7 баллов – все точки графика располагаются в трех зонах, а сама кривая похожа на график 3.

4-5 баллов – все точки графика располагаются в четырех разных зонах, а его кривая чем-то напоминает график 4

3 балла – все точки графика располагаются в пяти зонах, а его кривая похожа на график 5.

Выводы об уровне развития

10

баллов

— продуктивность внимания очень высокая, устойчивость внимания очень высокая.

8-9 баллов

— продуктивность внимания высокая, устойчивость внимания высокая.

4-7 баллов

— продуктивность внимания средняя, устойчивость внимания средняя.

2-3 балла

-продуктивность внимания низкая, устойчивость внимания низкая.

0-1 балл

— продуктивность внимания очень низкая, устойчивость внимания очень низкая.

hello_html_m42137646.png
Рис.2 Матрица с фигурками к заданию «Найди и вычеркни» для детей в возрасте от четырех до пяти лет.

Читайте также:  Лечение фарингита ребенку 4 года

1.2 Память. Методика «8 предметов»

Цель: определение уровня развития кратковременной зрительной памяти.

Инструкция: «Сейчас я покажу тебе картинку, на которой нарисованы разные предметы, пожалуйста, посмотри на нее и постарайся запомнить все предметы, которые там нарисованы». Время предъявления картинки – 30с. За каждый правильно названный предмет ребенок получает 1 балл.

Выводы об уровне развития:

8-7 баллов – очень высокий уровень развития;

6-5 баллов – высокий уровень развития;

5-4 баллов – средний уровень развития;

3-2 балла – низкий уровень развития;

1-0 баллов – очень низкий уровень развития.

Рис.3 Картинка к методике «8 предметов».

1.3 Мышление. Методика «4-ый лишний»

Цель: исследовать процессы образно-логического мышления, умственные операции анализа и обобщения у ребенка.

Инструкция: «На каждой из этих картинок один из четырех изображенных на ней предметов является лишним. Внимательно посмотри на картинки и определи, какой предмет и, почему является лишним». На решение задачи отводится не более 3 минут.

hello_html_4fe379e3.jpg

hello_html_27ae4610.png

Рис. 4. Стимулный материал к методике «4-ый лишний»

Оценка результатов. 10 баллов – ребенок решил поставленную перед ним задачу за время меньшее, чем 1 минута, назвав лишние предметы на всех картинках и правильно объяснив, почему они являются лишними. 8-9 баллов – ребенок правильно решил задачу за время от 1 до 1,5 минут. 6-7 баллов – ребенок справился с задачей за время от 1,5 до 2 минут. 4-5 баллов – ребенок решил задачу за время от 2 до 2,5 минут. 2-3 балла – ребенок решил задачу за время от 2,5 до 3 минут. 0-1 балл – ребенок за 3 минуты не справился с заданием.

Выводы об уровне развития. 10 баллов – очень высокий. 8-9 баллов – высокий. 4-7 баллов – средний. 2-3 балла – низкий. 0-1 балл – очень низкий.

2. Эмоционально – личностная сфера

2.1 Детский тест тревожности «Выбери нужное лицо» (Р. Теммл, М. Дорки, В. Амен);

Цель: Тест оценивает внутреннее отношение ребенка к определенным социальным ситуациям, дает полезную информацию о характере взаимоотношений, сложившихся у ребенка с окружающими людьми

Описание методики: Тест оценивает тревожность ребенка в типичных для него жизненных ситуациях, где соответствующее качество личности проявляется в наибольшей степени. При этом сама тревожность рассматривается как черта личности, функция которой состоит в обеспечении безопасности человека на психологическом уровне и которая вместе с тем имеет отрицательные следствия. Они заключаются, в частности, в торможении активности ребенка, направленной на достижение успехов. Высокая тревожность сопровождается обычно высокоразвитой потребностью избегания неудач, что существенно препятствует стремлению к достижению успехов.

Повышенный уровень личностной тревожности свидетельствует о недостаточно хорошей эмоциональной приспособленности, адаптировании ребенка к жизненным ситуациям, вызывающим беспокойство.

Психодиагностический материал представлен серией рисунков, которые представляют собой некоторую типичную для жизни ребенка ситуацию, которая может вызывать у детей повышенную тревожность. Каждый из рисунков выполнен в двух вариантах: для мальчиков и для девочек. В рабочей тетради рисунки собраны в две серии (для мальчиков и для девочек). Методика предназначается для индивидуального проведения.

Рис. 1 (игра с младшими детьми),

рис. 5 (игра со старшими детьми),

рис. 13 (ребенок с родителями)

имеют положительную эмоциональную окраску

рис. 3 (объект агрессии), рис. 8 (выговор), рис. 10 (агрессивное нападение), рис. 12 (изоляция) имеют отрицательную эмоциональную окраску.

рис. 6 (укладывание в постель в одиночестве), рис. 7 (умывание), рис. 9 (игнорирование), рис. 11 (уборка игрушек),

рис. 13 (еда в одиночестве) имеют двойной эмоциональный смысл, который может быть как положительным, так и отрицательным.

Предполагается, что выбор ребенком того или иного лица будет зависеть от его собственного психологического состояния в момент проведения тестирования.

Двусмысленные рисунки в методике имеют основную «проективную» нагрузку. То, какой смысл придает ребенок именно этим рисункам, указывает на типичное для него эмоциональное состояние в подобных жизненных ситуациях.

Показав ребенку рисунок, экспериментатор к каждому из них дает инструкцию-разъяснение следующего содержания:

> К рис. 1. Игра с младшими детьми: «Как ты думаешь, какое у ребенка будет лицо, веселое или печальное?

> К рис. 2. Ребенок и мать с младенцем: «Как ты думаешь, какое у ребенка будет лицо, веселое или печальное? Он (она) гуляет со своей мамой и малышом».

> Крис. 3. Объект агрессии: «Как ты думаешь, какое у ребенка будет лицо, веселое или печальное?».

> К рис. 4. Одевание: «Как ты думаешь, какое у ребенка   будет   лицо,   веселое   или   печальное? Он (она) одевается».

Читайте также:  Чем и как заниматься с ребенком в 4 года дома

> Крис. 5. Игра со старшими детьми: «Как ты думаешь, какое у ребенка будет лицо, веселое или печальное? Он (она) играет со старшими детьми»

> К рис. 6. Укладывание спать в одиночестве: «Как ты думаешь, какое у ребенка будет лицо, веселое или печальное? Он (она) идет спать».

> К рис. 7. Умывание: «Как ты думаешь, какое у ребенка  будет лицо,   веселое  или  печальное? Он (она) в ванне».

> К рис. 8. Выговор: «Как ты думаешь, какое у ребенка будет лицо, веселое или печальное?».

> К рис. 9. Игнорирование: «Как ты думаешь, какое у ребенка будет лицо, веселое или печальное?».

> К рис. 10. Агрессивное нападение: «Как ты думаешь, какое у ребенка будет лицо, веселое или печальное?»

> К рис. 11. Собирание игрушек: «Как ты думаешь, какое у ребенка будет лицо, веселое или печальное? Он (она) убирает игрушки».

> К рис. 12. Изоляция: «Как ты думаешь, какое у ребенка будет лицо, веселое или печальное?».

> К рис. 13. Ребенок с родителями: «Как ты думаешь, какое у ребенка будет лицо, веселое или печальное? Он (она) со своими мамой и папой».

> К рис. 14. Еда в одиночестве: «Как ты думаешь, какое у ребенка будет лицо, веселое или печальное? Он (она) ест».

Ключ, интерпретация.

Количественный анализ. На основании данных протокола вычисляется индекс тревожности ребенка (ИТ), который равен процентному отношению числа эмоционально негативных выборов (печальное лицо) к общему числу рисунков (14):

ИТ = Число эмоциональных негативных выборов х100%

14

В зависимости от уровня индекса тревожности дети подразделяются на 3 группы:

а) высокий уровень тревожности (ИТ выше 50%);

б) средний уровень тревожности (ИТ от 20 до 50%);

в) низкий уровень тревожности (ИТ от 0 до 20%).

Качественный анализ. Делаются выводы относительно возможного характера эмоционального опыта ребенка в данной (и подобной ей) ситуации. Особенно высоким проективным значением обладают рис. 4 («Одевание»), 6 («Укладывание спать в одиночестве»), 14 («Еда в одиночестве»). Дети, делающие в этих ситуациях отрицательный эмоциональный выбор, вероятнее всего, будут обладать наивысшим ИТ. Дети, делающие отрицательные эмоциональные выборы в ситуациях, изображенных на рис. 2 («Ребенок и мать с младенцем»), 7 («Умывание»), 9 («Игнорирование») и 11 («Собирание игрушек»), с большей вероятностью будут обладать высоким или средним ИТ. Как правило, наибольший уровень тревожности проявляется в ситуациях, моделирующих отношения ребенок-ребенок («Игра с младшими детьми», «Объект агрессии», «Игра со старшими детьми», «Агрессивное нападение», «Изоляция»). Значительно ниже уровень тревожности в рисунках, моделирующих отношения ребенок – взрослый («Ребенок и мать с младенцем», «Выговор», «Игнорирование», «Ребенок с родителями»), и в ситуациях, моделирующих повседневные действия («Одевание», «Укладывание спать в одиночестве», «Умывание», «Собирание игрушек», «Еда в одиночестве»).

2.2 Цветовой тест Люшера.

Цель: определение актуального психоэмоционального состояния.

Инструкция: «Посмотри на цвета, которые лежат перед тобой, выбери тот цвет, который тебе больше всего нравится»

Интерпритация:

Значение цвета

1

2

3-4

5-6

7-8

Способ достижения цели

Цел, к которой стремится

Самочувствие

Безразличие к цвету

Негативное отношение к цвету, подавление потребности

СИНИЙ
спокойствие, удовлетворение

Намерение действовать спокойно, без напряжения.

Стремится к спокойствию, избегает конфликтов.

Ощущает себя спокойно, удовлетворен настоящим.

Ребенок связывает свое настроение, эмоции с характеристикой цвета

Неудовлетворена потребность в спокойствии, возможны недопонимания с родителями.

ЗЕЛЕНЫЙ
чувство уверенности, настойчивость, упрямство

Действует уверенно, настойчиво.

Цель — самоутверждение

Твердо стоит на ногах, тяжело идет на компромисс

Снижены волевые качества, угнетенность, раздражение.

КРАСНЫЙ
волевое усилие, агрессивность, возбуждение, желание добиться успеха

Занимает активную позицию, часто добивается успеха.

Повышенная деловая активность, стремление быть лидером.

Ощущает себя успешным, склонен к агрессии.

Состояние стресса, неуверенности, возможно нервное истощение.

ЖЕЛТЫЙ
активность, стремление к общению, веселость, надежда на лучшее

Действует открыто и непосредственно, общителен.

Оптимизм, стремление к контактам, увлеченность.

Коммуникабелен, чувство комфорта.

Нерешительность, тревожност, разочарование.

ФИОЛЕТОВЫЙ
стремление к идеалу, настороженность, неопределенность в настроении

Стрессовое состояние, неудовлетворенность.

Стремление произвести впечатление на окружающих.

Зависимость от похвалы, необходимы яркие впечатления.

Напряжение, вызванное трудностями общения с близкими.

КОРИЧНЕВЫЙ
беспокойство, дискомфорт, чувство напряжения

Тревожность, страхи, подавленность, стрессовое состояние.

Потребность в отдыхе, эмоциональное напряжение.

Напряжен, беспокоен.

Стремление выйти из подчинения, негативное отношение к запретам.

ЧЕРНЫЙ
тревожность, страх, стресс

Тревожность, страхи, подавленность, стрессовое состояние.

Негативное отношение к ситуации, стремление уйти от проблем.

Неудовлетворенность отношением к себе.

Отрицание ограничения своей личности, активное стремление к деятельности.

Читайте также:  Ребенок 4 года светлый кал

СЕРЫЙ
негативное состояние, огорчение

Тревожность, страхи, подавленность, стрессовое состояние.

Угнетенное состояние, стремление выйти из негативной ситуации.

Обида, стремление уйти от проблем без борьбы.

Отрицание ограничения своей личности, активное стремление к деятельности.

Следует обращать внимание на ряд последовательностей расположения цветов, которые позволяют распознать проблемы:

1. Когда основные цвета (синий, зеленый, красный, желтый) стоят с первого по пятое место — говорят об эмоциональном благополучии.

2. Коричневый, Черный или Серый стоят на позициях с первого по четвертое место — тенденция к развитию разных негативных состояний.

3. О конфликте между желаемой целью и действительным состоянием скажут , например, Красный цвет рядом с Серым (красный на втором месте, серый на третьем).

4. Если Зеленый, Красный и Желтый стоят рядом в начале ряда — скажет о хорошей работоспособности и высоком уровне продуктивной деятельности.

5. Если основные цвета стоят на последних местах это говорит о большой степени тревожности ребенка. Например, Красный цвет на седьмом месте скажет о неудовлетворенности ребенка в возможности добиться успеха, его агрессии по этой причине.

9

Источник

Диагностика психического развития детей средней и старшей группы

Педагогам-психологам знакома ситуация, когда необходимо за короткий срок провести диагностику возрастного развития психических процессов всех детей дошкольного образовательного учреждения. При этом многие методики рассчитаны на индивидуальное обследование, которое занимает массу времени и сил, трудоемко в обработке результатов, но при этом бездоказательно для родителей. Диагностические комплекты поступают в продажу без готовых бланков протоколов. Их приходится «сочинять» самим. Дети, даже хорошо отвечающие в процессе игровой деятельности и на занятиях, при слове «тестирование» или «диагностика», неловко произнесенном кем-то из взрослых, теряются, и результат получается искаженным. Время, которое можно было посвятить коррекционно-развивающей работе, тратится на получение данных, еще требующих подтверждения у родителей и протоколирования.

Необходимо искать другие пути решения проблемы, при этом соблюдать следующие условия:
— проведение диагностики с группой детей;
— взаимосвязь заданий в начале и в конце учебного года;
— использование апробированных на практике диагностических материалов;
— легкость в получении результата;
— наличие протоколов обследования;
— наглядность;
— применение игрового метода выполнения заданий.

Все эти требования были учтены при составлении комплекса диагностических методик. За образец брались материалы Семаго М.М., Шарохиной В.Л., Фоминой Л.В., Осиповой А.А. и Забрам-ной С.Д.

Предложенные методики в целом отражают последовательность этапов психологического обследования детей дошкольного возраста. При этом данный материал не исключает использования специалистами ДОУ других диагностических методик, которые могут дополнить полученный результат.

Готовые диагностические бланки легко обрабатывать, и они могут служить наглядным пособием при работе с родителями.

Цель тестирования:
— получить информацию об уровне развития психических процессов каждого ребенка, выявить особенности развития;
— создать условия для развития, обучения и коррекции психических процессов у детей дошкольного возраста;
— обеспечить полноценное развитие каждого ребенка.

Результаты диагностики предполагается использовать:
— при планировании воспитательно-образовательной и коррекционной работы с детьми;
— при отборе общеобразовательных и коррекционных программ;
— при создании предметно-развивающей среды;
— для организации групповой и индивидуальной работы с детьми;
— при комплектовании проблемных групп.

Психические процессы детей дошкольного возраста подвижны и динамичны. Развитие ребенка зависит от того, какие условия созданы ему родителями и педагогами ДОУ Диагностика уровня развития психических процессов призвана помогать взрослым правильно оценить возможности ребенка для более легкого перехода его на следующий возрастной этап.

Диагностический комплекс используется для детей, начиная со 2 младшей группы, с конца учебного года. До этого применяются методики, рекомендованные для детей раннего возраста. Диагностика проводится с группами по 12-15 человек. На каждого ребенка заводится индивидуальный диагностический бланк, где ему предлагается выполнить простым карандашом игровые задания.
Полученные данные заносятся в бланк протокола

Диагностика психического развития детей средней группы
Ф.И. ребенка __________________________________________________________________

Дата рождения____________________Возраст на момент обследования________________

Дата обследования ______________ Детский сад № ____________ Группа _____________

Нарисуй дождик.
Соедини точки
3. Заштопай коврики
4. Закрась мальчика и его собачку в одинаковый цвет.
5. Найди маму и детеныша животных, живущих в доме.

Скачать Диагностика психического развития детей дошкольного возраста

Рекомендуем посмотреть:

Взаимосвязь креативности и невротизации детей старшего дошкольного возраста

Способы разрешения конфликтов в дошкольном возрасте

Родительское собрание в детском саду. Роль игры в развитии ребенка

Семинар для родителей. Кризис 3 лет

Нет комментариев. Ваш будет первым!

Источник