Диагностика умственного развития ребенка 2 года

Диагностика умственного развития ребенка 2 года thumbnail

Статья:

Овладение предметными действиями достигается здоровым малышом к концу третьего года жизни.  Ребенок с интеллектуальной недостаточностью  значительно позже начинает правильно использовать окружающие его предметы. Круг доступных ему предметных действий ограничен, как правило, предметами, наиболее часто встречающимися в обиходе.

Способность к подражанию

Интересна способность ребенка к подражанию действиям других. Подражание может быть осмысленным и механическим. Если ребенок подражает механически, то он переносит в свою деятельность только сами элементы действий, но не стремиться к созданию заданного построения, не умеет целесообразно подобрать материал для конструкции.

При осмысленном подражании дети стремятся создать заданную конструкцию, правильно подбирают строительный материал. Произвольные конструкции здорового ребенка всегда содержат определенный творческий замысел. Ребенок с проблемами в развитии чаще всего хаотически нагромождает кубики или строит примитивные «домики», чем  был заранее обучен.

Графические умения тоже имеют свои особенности. Рисование в логопедии часто используется как психологическая база речи. у детей с интеллектуальной недостаточностью графические навыки развиты крайне слабо.

Направления психолого-педагогического обследования

Обследование интеллектуальных возможностей ребенка включает в себя выяснение запаса простых понятий: количества, цвета, размера, тождества, формы, а также знакомство ребенка с предметами, изображенными на картинках, действиями с этими предметами, понимание смысла сюжетных картин.

Понятие цвета

У здоровых детей, не страдающих нарушениями зрения формируется к 2,5-3 годам. У детей, отстающих в развитии, понятие цвета приходит значительно позже, после многократного повторения и закрепления связей между названием и предметом того же цвета.

Для определения наличия понятия цвета используют цветные палочки, цветные полоски и цветные кубики. Вначале проводят испытание по сличению цвета; при умении правильно сличать цвета ребенок правильно раскладывает цветные кубики на соответствующие по цвету полоски бумаги или счетные палочки. Если испытуемый знаком с на­званием цветов, то он выполняет это задание по речевой инструкции. Проблемный ребенок, обычно, беспорядочно манипулирует со всеми лежащими перед ним цветными предметами, палочками, цветной бумагой.

Понятие количества и счета

Здоровый ребенок к трем годам имеет четкое понятие количества и может пересчитать предметы до трех, а к 4 годам — до 6 и 10. Ребенок с отклонениями в развитии приобретает эти понятия значительно позже; у них трудно формируются представления «много» и «мало», пересчитывание предметов им также недоступно, после длительного обучения они могут прикладывать свои пальцы к предметам. Совершают они подобные действия очень старательно и сосредоточенно, если степень интеллектуального снижения у них не груба, но эти действия таких детей совершенно не относятся к пересчитыванию предметов и к счету вообще.

Понятие размера («большой» — «маленький»)

Формируется у детей одним из первых, достаточно четко уже к двум годам. У проблемного ребенка оно, хотя также возникает одним из первых, но значительно позже и долго остается недостаточно четким.

Понятие тождества, основанное на сличении двух одинако­вых картинок или предметов, формируется в норме к 2-2,5 годам; у детей, отстающих в развитии, — значительно позже и только после длительного педагогического обучения.

Различение формы

К 4 годам большинство здоровых детей спо­собны дифференцировать объемные и плоские фигуры, а сличение форм возникает у них много раньше. Следует отметить, что дети охотно и за­интересованно выполняют эти задания в эксперименте. Различение форм у особых детей носит примитивный характер, они после длительного обучения способны различить хорошо известные им фигуры, например, шар и кубик, но обычно не различают их от плоских форм — круга и квадрата.

Значение картинок

Маленькие дети к двум годам способны точно узнавать изображенные на картинках знакомые им предметы, к 4-5 годам они группируют картинки по тому или иному признаю»’, охотно поясняя принцип своей группировки. Для проблемного ребенка это задание чрезвычайно затруднено.

Раскрытие смысла сюжетных картинок

Здоровый ребенок к 2-2,5 годам при предъявлении сюжетной картинки заинтересованно раз­глядывает картинку и отвечает фразой, понимая смысл картинки. При нарушениях в развитии даже в школьном возрасте ребенок ограничивается про­стым перечислением изображенных на картинке предметов.

Складывание разрезных картинок

Здоровые дети к трем годам быстро складывают картинки из двух частей, большее количество дета­лей, обычно, смущает их, но они легко принимают помощь; попытки комбинирования деталей разрезных картинок всегда носят целесообраз­ный характер.

Читайте также:  Гармоничное развитие ребенка что это

Попытки сложить разрезную картинку особого ребенка носят хаотический и нелепый характер, только после дли­тельного обучения они способны выполнить задание. При этом на картинке должно быть яркое и четкое изображение только одного предмета, знакомого ребенку.

Речевое развитие

Показатели нормального речевого развития у детей со сниженным интеллектом не соответствуют возрасту. Страдают фонетические и фонематические стороны речи, нарушен лексико-грамматический строй, связная речь недостаточно развита. Зачастую нарушены просодические компоненты: речевое дыхание, голосовые возможности, интонационные качества речи. Нередки такие нарушения речи, как тахилалия и брадилалия.

Отличие здорового ребенка от ребенка со сниженным интеллектом

Вообще, особые дети отличаются от своих здоро­вых сверстников не только меньшим объемом знаний и умений, но и характером деятельности: они не проявляют инициативы, творчества, их внимание часто носит «полевой» характер, они нуждаются в организа­ции их деятельности, стимуляции, они инертны, трудно «переключа­ются» на выполнение нового задания, не интересуются результатом вы­полнения задания, не могут правильно реализовать полученную помощь при выполнении аналогичного задания, они продолжают инертно по­вторять свои ошибки при каждом следующем упражнении. Постановка звуков у таких детей затруднена из-за низкого уровня самоконтроля и слабости формирования и автоматизации новых навыков.

Таким образом, диагностика интеллектуального развития показывает, что при организации адекватного воспитания и обучения каждого ребенка с тем или иным дефектом необходимо учи­тывать уровень интеллектуального развития и темп обучения каждого ребенка. Однако, при этом нельзя забывать главной задачи — уважения к личности самого ребенка и воспитания у него всех необходимых нрав­ственных качеств — ведь ему предстоит долгая жизнь в обществе!

В заключение необходимо еще раз отметить, что для организа­ции адекватного воспитания и обучения детей, имеющих различные ин­теллектуальные и физические проблемы, с целью достижения возможно полной социальной адаптации ребенка со сложным дефектом необхо­дима организация единой, комплексной работы врача, психолога и педагога-дефектолога соответствующей специальности. Обязательно в том процессе включение родителей ребенка. Безусловно, эта целенаправлен­ная, совместная длительная работа должна быть социально обеспечена и поддержана.

  Вся информация взята из открытых источников.

Если вы считаете, что ваши авторские права нарушены, пожалуйста,
напишите в чате на этом сайте, приложив скан документа подтверждающего ваше право.
Мы убедимся в этом и сразу снимем публикацию.

Источник

Татьяна Соколова
Психолого-педагогическая диагностика детей 2–3 лет

I. Исследования движений и действий. Моторика.

1.1 Состояние общей моторики и оценка двигательных возможностей ребенка (Статические и изолированные движения. Упражнения на координацию движений):

– синхронно и точно выполняет движения, темп выполнения движений нормальный – 3 б;

– отмечаются незначительные нарушения координации, замедленный или ускоренный темп – 2, 5б;

– отмечаются наличие нарушений – трудности нахождения отдельных поз, переключения с одного движения на другое, персеверации, повышенный тонус – 1,5б;

– действует неадекватно или испытывает серьезные трудности нахождения отдельных поз, движения не координированы –1б.

1.2 Подвижность рук и моторика пальцев («Лови шарик», «Собери изюм в мисочку»):

– манипулятивная функция развита достаточно, использует захват двумя пальцами – большим и указательным, движения рук согласованные владеет предметными действиями, темп нормальный или замедленный – 3б;

– манипулятивная функция несколько ограничена, ребенок использует захват двумя пальцами, но часто работает одной рукой, отмечается не достаточная дифференцированность и координации движений пальцев рук, поэтому ребенок не может самостоятельно зашнуровать ботинки, завязать бантик, темп нормальный или замедленный – 2,5б;

– манипулятивная функция ограничена, ребенок использует ладонный захват, или использует захват верхней или нижней третью пальцев рук, от- сутствует согласованность действий обеих рук, характерны трудности в нахождении поз, наблюдается неловкость пальцевой моторики, нарушения дифференцированности, точности движений координации, тремор, не владеет предметными действиями – 1,5б;

– манипулятивная функция резко ограничена – наблюдаются трудности при манипуляциях с предметами при наличии хватания ребенок, самостоятельно не расстегивает и не застегивает пуговицы на одежде – 1б.

II. Восприятие.

2.1 Практическая ориентировка на величины, наличие соотносящих действий («Спрячь шарик», «Разбери и сложи матрешку», «Разбери и сложи пирамидки»):

– зрительное соотнесение использует соотносящие действия – 3б;

– примеривание или целенаправленные пробы, но трудности при выполнении соотносящих действий эффективно использование указательного жеста или речевой инструкции – 2,5б;

– выполняет задание в условиях подражания действиям взрослого, нет соотносящих действий –1,5б;

Читайте также:  Дидактические игры по фэмп в развитии ребенка

– не сформировано восприятие величины или действует неадекватно – 1б.

2.2 Зрительное восприятия предметных картинок, понимание жестовой инструкции («Найди парные картинки»):

– зрительное восприятие предметных картинок сформировано – уверенно сличает парные картинки – 3б;

– зрительное восприятие предметных картинок несколько снижено допускает одну ошибку, после обучения действует уверенно – 2,5б;

– зрительное восприятие предметных картинок резко страдает – не сличает парные картинки даже после обучения – 1,5б;

– зрительное восприятие предметных картинок не сформировано – действует неадекватно, не фиксирует взгляд на картинке –1б.

2.3 Целостное восприятие предмета («Сложи разрезные картинки»):

– целостное восприятие предмета сформировано – действует самостоятельно методом целенаправленных проб, либо практическим примериванием – 3б;

– целостное восприятие предмета несколько снижено – с заданием справляется самостоятельно после обучения – 2,5б;

– целостное восприятие предмета резко страдает – с заданием не справляется и помощь не эффективна – 1,5б;

– целостное восприятие предмета не сформировано – действия беспорядочные, не адекватные – 1б.

III. Пространственные представления.

3.1 Части тела и лица (Беседа):

– различает и называет части тела, дифференцирует их местоположение, но может ошибаться – 3б;

– показывает по просьбе взрослого части тела и лица (голова, лицо, руки, ноги, спина) – 2,5б;

– показывает части тела и лица по подражанию – 1,5б;

– не ориентируется в частях собственного тела, помощь не принимает –1б.

3.2 Ориентировка в помещении (Беседа, наблюдение):

– самостоятельно ориентируется в пространстве группы, понимает вопросы, может показать, где что находится в группе –3б;

– слабо ориентируется в пространстве группы, но после дополнительных уточняющих вопросов выполняет поручение – 2,5б;

– ориентируется в пространстве группы с помощью взрослого–1,5б;

– не ориентируется в помещении группы и на участке детского сада, помощь не принимает, либо ребенок самостоятельно не передвигается – 1б.

IV. Мышление.

4.1 Наглядно-действенное мышление («Достань тележку»):

– самостоятельно анализирует условия задачи, решает задачу либо методом проб, либо на уровне зрительной ориентировки, имеется почти постоянная потребность помочь себе осмыслить ситуацию путём анализа своих действий и «оречевить» её – 3б;

– анализирует условия, поиск орудия и способа его применения происходит на уровне проб, после двух – трех попыток достигает результат – 2,5б;

– отсутствует этап осмысления ситуации, требующей применения общепринятого орудия, не отбрасывает ошибочные варианты и не фиксирует верные, после некоторых неудачных попыток отказывается от выполнения задания – 1,5б;

– в условиях практической проблемной задачи действует неадекватно – 1б.

4.2 Умение анализировать образец, действовать по подражанию, показу («Построй из палочек»):

– действует целенаправленно, работает по показу или образцу, заинтересован в конечном результате – 3б;

– целенаправленность резко снижается из–за неустойчивости внимания, пресышения деятельностью, выполняет задание только после подражания действиям взрослого – 2б;

– не целенаправленная деятельность, после обучения пытается строить фигуру, но соответствие образцу не достигается – 1,5б;

– действует неадекватно, бесцельно, хаотично, не доступны даже совместные действия – 1б.

4.3 Элементарные математические представления (Беседа)

– различает количество предметов один и много, большой и маленький, кирпичик, куб, шар –3б;

– принимает и выполняет задание по показу, либо по подражанию, но затрудняется различать предметы по величине, форме по слову –2б;

– не различает много и один, предметы по форме и величине, не понимает и не выполняет задание, действует неадекватно – 1б.

V. Запоминание.

Особенности мнемических процессов («Послушай и выполни»):

– действует в соответствии с инструкцией, запоминает и выполняет 3 – 4 действия – 3б;

– инструкцию понимает, запоминает и выполняет 2 – 3 действия – 2,5б;

– запоминает и выполняет одно действие после неоднократного повторения – 1,5б;

– задание не принимает и не выполняет – 1б.

VI. Общий запас знаний и представлений.

Точность осознанность представлений «Беседа»

– представления об окружающем конкретны, развёрнуты, отвечает на все вопросы – 3б;

– представления об окружающем конкретны, осознанны, но знаний недостаточно, в ответах на вопросы допускает грамматические ошибки – 2,5б;

– представления об окружающем неполноценны, ограничены, знания бессистемны, фраза односложная, аграмматичная – 1,5б;

Читайте также:  Развитие ребенка в благополучной семье

– представления об окружающем резко ограничены, или отсутствуют, не дифференцирует имя и фамилию или только откликается на свое имя, узнает себя и родителей на фотографии, либо на вопросы не отвечает и отказывается сотрудничать со взрослым – 1б.

VII. Игровая деятельность.

Уровень развития игры (Наблюдение):

– оптимальный уровень (высокий) – выполняет 2–3 предметно-игровых действия, игровые действия носят отобразительный, сюжетный характер,

начинает играть вдвоём со сверстником; использует заместители; игровые действия сопровождает речью – 3б;

– достаточный уровень (средний)– проявляет интерес к играм сверстников, но неустойчивый предпочитает играть в одиночестве или рядом, игровые действия носят отобразительный характер, заместители почти не использует, игру речью не сопровождает, игра не продолжительна – 2б;

– допустимый уровень (ниже среднего) – интерес к игрушкам поверхностный, игровые действия процессуального характера, действиям других детей не подражает, интерес к игрушкам кратковременный – 1,5б;

– критический уровень (низкий) значительное отставание от возрастных нормативов – ребенок самостоятельно не играет, использует игрушки не по назначению (грызёт, стучит, бросает, ломает) – 1б.

VIII. Продуктивные виды деятельности.

Предпосылки к предметному рисунку, согласованность действий обеих рук («Нарисуй», (дорожку, домик, наблюдение):

– предпосылки к предметному рисунку ярко выражены – уверенно держит карандаш, чертит линии, узнает, и называет, что нарисовал, четко определена ведущая рука, наблюдается согласованность действий обеих рук – 3б;

– предпосылки к предметному рисунку на достаточном уровне – пытается нарисовать дорожку, изображая ее многократными, прерывистыми линиями без определенного направления, понимает конечный результат своих действий, определена ведущая рука, но нет согласованности действий обеих рук – 2,5б;

– предпосылки к предметному рисунку на допустимом уровне – есть стремление что-то изобразить (черкание, к конечному изображению безразличен, не выделена ведущая рука, нет согласованности действий обеих рук –1,6б;

– предпосылки к предметному рисунку не сформированы, не использует карандаш для черкания по бумаге, либо действует неадекватно – 1б.

IX. Состояние речевой деятельности (Беседа, наблюдение, логопедическая диагностика):

9.1 Понимание речи

– понимание речи в полном объеме, принимает активное участие в речевом диалоге 3б;

– понимание речи ситуативное, на бытовом уровне – 2б;

– понимание речи недостаточно (импрессивный аграмматизм) плохое понимание жеста, употребление примитивных стандартных жестов – 1,5б;

– не понимает обращенную речь, не может осуществлять функцию общения, не компенсируется мимико–жестикуляторными средствами –1б.

9.2 Состояние речевого аппарата

– анатомическое строение артикуляционного аппарата без отклонений – 3б;

– незначительные нарушения – 2б;

– значительные нарушения строения артикуляционного аппарата –1б.

9.3 Наличие фразовой речи и ее характеристика

– собственная речь фразовая, хорошо понятная для окружающих – 3б;

– собственная речь фразовая, но малопонятная для окружающих – 2б;

– собственная речь состоит из звукоподражаний и отдельных слов – 1,5б;

– собственная речь отсутствует, либо нет даже отраженной речи – 1б;

9.4 Сформированность грамматического строя речи

– отвечает на вопросы фразой, грамматически правильно строит предложения, употребляет простые предлоги –3б;

– отвечает на вопросы словом – 2,5;

– высказывания на уровне звукоподражания, либо лепета –1б.

9.5 Сформированность фонетической стороны речи

– звукопроизношение соответствует возрасту –3б;

– отмечаются незначительные дефекты произношения – 2,5б;

– не сформирована фонетико-фонематическая сторона речи (звуки отсутствуют или замены и смешение звуков) – 1б.

Вывод: (среднее значение данного блока в баллах):

– развитие речи в пределах возрастной нормы

– незначительное отставание в развитии речи

– значительное или выраженное отставание в развитии речи.

Анализ данных, полученных в результате диагностики детей группы, позволит определить фактический уровень развития каждого ребенка, своевременно отследить отклонения в развитии или поведении малыша и общими усилиями с родителями скорректировать коррекционно-развивающие воздействия, опираясь на зону ближайшего развития, не забегая вперед (что может вызвать у детей перенапряжение, потерю интереса к какой-либо деятельности, и не пропуская ни одну ступень в развитии.

В случае невозможности комплексного усвоения воспитанником Программы из-за тяжести физических и (или) психических нарушений, подтверждённых в установленном порядке психолого-медико-педагогической комиссией или психолого-педагогическим консилиумом учреждения, содержание коррекционно-развивающей программы формируется с акцентом на социализацию воспитанника и формирование практически– ориентированных навыков

Источник