Диагностика темперамента ребенка 5 лет

Диагностика темперамента ребенка 5 лет thumbnail

Анкета для родителей

Анкета для родителей по определению типа темперамента ребенка дошкольного возраста.

Цель: выявить темперамент ребенка дошкольника.

Вопросы анкеты:

1. Как ведет себя ребенок в ситуации, когда необходимо быстро действовать?

а). Легко включается в работу.

б). Активно действует.

в). Действует спокойно без лишних слов.

г). Действует робко, неуверенно.

2. Как реагирует ребенок на замечания взрослого?

а). Говорит, что дальше так делать не будет, но через некоторое время делает то же самое.

б). Не выслушивает и поступает по-своему, бурно реагируя на замечания.

в). Выслушивает молча.

г). Молчит, обижен, переживает.

3. Как разговаривает ребенок с другими детьми в значимых для него ситуациях?

а). Быстро, с жаром, но прислушивается к высказываниям других.

б). Быстро, со страстью, других не слушает.

в). Медленно, спокойно, но уверенно.

г). С большой неуверенностью.

4. Как ведет себя в непривычной обстановке?

а). Легко ориентируется, проявляет активность.

б). Активен, проявляет повышенную возбудимость.

в). Спокойно рассматривает окружающих.

г). Робок, растерян.

5. Какая речь у ребёнка?

а). Речь выразительная, быстрая, живая, с мимикой и жестами.

б). Речь быстрая, отрывистая, эмоциональная. Кричит, как в рупор. Не говорит, а тараторит, глотая слоги и слова.

в). Речь медленная, невыразительная, без жестов, мимики и выплеск эмоций.

г). Речь часто интонационно выразительна, но очень тихая и не уверенная. Не любит пользоваться крайними оценками, предпочитая выражения: «так себе», «по-разному».

6. Как спит и засыпает ребёнок?

а). Обычно засыпает быстро, спит хорошо и просыпается с улыбкой.

б). Засыпает долго и с трудом. Спит беспокойно под впечатление событий дня. Просыпается с разным настроением.

в). Засыпает сразу и спит спокойно, но после сна довольно долго ходит вялый, сонный, как будто не доспал.

г). Обычно долго укладывается спать, но быстро засыпает и просыпается с улыбкой.

7. Как ребёнок привыкал впервые к условиям детского сада?

а). Адоптировался легко и быстро.

б). Очень легко приспособился к новой обстановке детского сада и с трудом к его требованиям.

в). Боялся нового, не хотел перемен, адаптировался очень долго.

г). Пока не мог адоптироваться. Адоптировался с трудом.

Если больше ответов:

А – ребенок-сангвиник;

Б – ребенок-холерик;

В – ребенок-флегматик;

Г – ребенок-меланхолик.

Диагностика типа темперамента дошкольника

Предложите ребёнку ответить на 12 вопросов. Отвечать нужно либо «да», либо «нет».

Сначала анализируются ответы на вопросы № 1-6, затем — № 7-12. Если ребёнок затрудняется ответить на вопрос, или его ответ не соответствует действительности, взрослые могут отвечать на вопросы вместо ребёнка, основываясь на своих наблюдениях за его поведением.

1. Ты больше любишь ходить в гости, чем сидеть дома?
2. Тебе больше нравится играть с ребятами, чем одному?
3. Тебе больше нравится играть на улице, чем дома?
4. Тебе нравится ходить в садик?
5. Ты можешь заговорить первым с незнакомыми тебе детьми?
6. Тебе больше нравятся игры, где можно побегать, чем спокойные?

После того как ребёнок ответил на эти вопросы, посчитайте количество положительных ответов. За каждый положительный ответ дается 1 балл. Чем больше положительных ответов в тесте ребёнка, тем более этот ребёнок открыт окружающему миру, новой информации, тем больше его интересуют внешние обстоятельства, тем он общительнее (экстраверсия). Чем меньше положительных ответов, тем в большей степени ребёнок сконцентрирован на себе, своих чувствах, ощущениях, переживаниях. Он не испытывает особой потребности в частом и активном общении (интроверсия).

Итак, наименьшее количество положительных ответов говорит о том, что человек ближе к интроверсии, наибольшее — к экстраверсии.

Интерпретация результатов

1 балл — интроверсия выражена ярко.

Ребёнок имеет очень узкий круг общения, не стремится обзаводиться новыми приятелями. В свой внутренний мир впускает только близких людей. Он малоэнергичен, медлителен в своих действиях.

2-3 балла — умеренная интроверсия.

Этот ребёнок тоже не испытывает особой потребности в общении (круг друзей ограничен), но может пообщаться, если в какой-то ситуации это необходимо. Он не участвует в коллективных мероприятиях. Отличается ровным настроением, эмоции проявляет сдержанно.

4-5 баллов — умеренная экстраверсия.

Ребёнок не испытывает затруднений в общении, легко устанавливает контакты с незнакомыми людьми. Охотно участвует в коллективных мероприятиях. Слишком сильные эмоциональные реакции может сдерживать, тормозить.

6 баллов — экстраверсия значительная.

Ребёнок общителен, имеет большой круг друзей. Сам стремится к контактам, в том числе и с новыми людьми. Любит играть, гулять со сверстниками. Ребёнок активен, стремится к новым впечатлениям, может дать волю чувствам.

Приступаем к следующим вопросам.

7. Когда ты рисуешь, а на тебя кто-то смотрит, тебе это мешает?
8. Когда тебя дразнят, ты сильно обижаешься?
9. Ты часто просыпаешься по ночам?
10. Ты часто болеешь?
11. Ты боишься оставаться один дома?
12. Когда тебя толкают, ты тоже толкаешься?

За каждый положительный ответ дается 1 балл. Чем больше положительных ответов в тесте ребёнка, тем он чувствительнее, тем более склонен к переживаниям (эмоциональная неустойчивость). Чем меньше положительных ответов, тем его нервная система устойчивее к нагрузкам (эмоциональная устойчивость). Эмоциональная нестабильность может сопровождаться еще и плохим самочувствием.

Итак, наименьшее количество положительных ответов говорит о том, что человек ближе к эмоциональной стабильности, наибольшее — к эмоциональной нестабильности.

Интерпретация результатов

1 балл — высокая эмоциональная устойчивость.

Ребёнок отличается невозмутимостью, из-за пустяков не расстраивается. Он сдержан в общении, в поведении, контролирует свои поступки.

2-3 балла — средняя эмоциональная устойчивость.

Ребёнок эмоционально устойчив, поведение спокойное, непринужденное. Он хорошо понимает действительность, охотно подчиняется правилам, групповым нормам.

4-5 баллов — эмоциональная неустойчивость.

Поведение ребёнка в значительной степени зависит от текущего состояния: в спокойном состоянии он уравновешен, в возбужденном может реагировать бурно. Возможны импульсивность, вспыльчивость, агрессия.

6 баллов — очень высокая эмоциональная неустойчивость.

Ребёнок тревожен, эмоционально возбудим. В поведении и поступках часто руководствуется импульсами. Реакции на события могут быть неадекватными: сила реагирования часто не соответствует силе раздражителя. В состоянии утомления, обиды реагирует бурно, гневно. Для определения типа темперамента ребёнка можно воспользоваться «кругом Айзенка».

hello_html_m70f83bf8.jpg

На горизонтальной оси отметьте сумму баллов по шкале «интроверсия — экстраверсия» (вопросы 1-6), а на вертикальной — сумму баллов по шкале «стабильность — нестабильность» (вопросы 7-12). Отметив на осях обе точки, проведите от каждой перпендикуляр до точки пересечения. В том секторе, где пересеклись линии, обозначен темперамент ребёнка. Чем дальше точка от центра, тем ярче у него выражены черты одного из четырех видов темперамента. Если точка оказалась близко к одной из двух осей, значит, ребёнку свойственны черты двух видов темперамента.

Анкеты для определения типа темперамента у ребенка.

Уважаемые взрослые!

Прочитайте следующие утверждения и отметьте плюсами те из них, которые особенно подходят к характеристики данного ребенка.

Обработка результатов:

Каждому утверждению соответствует 1 балл. Если ребенок по оценке взрослого набрал 4 – 5 балла, свойства данного темперамента выражен довольно ярко. Если баллов 1- 3, говорить о свойствах определенного темперамента рано, желательно организовать специальное наблюдение и подключить к анкетированию нескольких взрослых, чтобы можно было вывести средний балл.

Утверждения, характеризующие сангвиника – 1, 6, 12, 16,  20.

Холерика – 3, 5, 7, 13, 17.

Меланхолика – 2, 9, 10, 14, 19.

Флегматика – 4, 8, 11, 15, 18.

Рекомендации по воспитанию детей с разными типами темперамента:

САНГВИНИК:

-стремитесь выработать у ребёнка устойчивые интересы;
— учите терпению, упорству, тому, что надо доводить любое дело до конца;
— как можно больше поощряйте за нравственные поступки;
— искореняйте небрежность при выполнении разных занятий;
— учитывайте, что жизнерадостность, общительность и оптимизм могут иметь оборотную сторону и стать источником легкомыслия и непостоянства.

ФЛЕГМАТИК:

— попытайтесь выработать у ребёнка самостоятельность и инициативность;
— учите, как правильно переключать внимание при выполнении различных поручений и распределять рационально время;
— не ругайте ребёнка за медлительность, применяйте игровую деятельность, где требуется быстрота реакции, например, игры наперегонки, но всё это делайте в разумных пределах, поощряйте ребёнка за правильное выполнение правил игры;
— учите полнее выражать эмоции и чувства;
— постарайтесь, привить навыки общения, и развивайте коммуникабельность;
— пробудите у ребёнка сообразительность и воображение;
— следите за тем что – бы ребёнок меньше был инертным, вялым, чаще «тормошите» его , иначе вялость может переродиться в леность.

Читайте также:  Налет на языке у ребенка 5 лет причины

ХОЛЕРИК:

— замедляйте  темп действий вашего ребёнка разными «препятствиями»;
— направляйте энергию вашего ребёнка на нужные дела;
— учите ребёнка  обдумывать свои решения, оценивать резервы своих сил;
— воспитывайте настойчивость и сдержанность, собственным примером;
— гасите любую агрессивность;
— подберите своему ребёнку (с помощью педагога) игры спокойные, укрепляющие процессы торможения, предполагающие максимум внимания и минимум эмоций;
— учите вежливости с помощью требований, а не уговоров.

МЕЛАНХОЛИК:

— не требуйте от ребёнка того, что он не может выполнить, приказы с вашей стороны замедляют его действия;
— старайтесь поддерживать, одобрять, быть с ребёнком мягким и ласковым;
— нацеливайте лишь на посильные задания и помогите их выполнить полностью и вовремя;
— учите преодолевать робость и застенчивость, искореняйте в нём неуверенность в себе;
— воспитывайте инициативность, общительность, доверчивость и смелость;
— помогите избавить от постоянного чувства страха;
— старайтесь вызывать больше положительных эмоций, гася отрицательные.

ЖЕЛАЮ УСПЕХА!!!!!

Источник

Тест на определение темперамента ребенка

Определение темперамента ребенка

Диагностика типа темперамента дошкольника

Предложите ребенку ответить на 12 вопросов. Отвечать нужно либо «да», либо «нет».

Сначала анализируются ответы на вопросы № 1—6, затем — № 7—12. Если ребенок затрудняется ответить на вопрос, или его ответ не соответствует действительности, взрослые могут отвечать на вопросы вместо ребенка, основываясь на своих наблюдениях за его поведением.

1. Ты больше любишь ходить в гости, чем сидеть дома?

2. Тебе больше нравится играть с ребятами, чем одному?

3. Тебе больше нравится играть на улице, чем дома?

4. Тебе нравится ходить в садик?

5. Ты можешь заговорить первым с незнакомыми тебе детьми?

6. Тебе больше нравятся игры, где можно побегать, чем спокойные?

После того как ребенок ответил на эти вопросы, посчитайте количество положительных ответов. За каждый положительный ответ дается 1 балл. Чем больше положительных ответов в тесте ребенка, тем более этот ребенок открыт окружающему миру, новой информации, тем больше его интересуют внешние обстоятельства, тем он общительнее (экстраверсия). Чем меньше положительных ответов, тем в большей степени ребенок сконцентрирован на себе, своих чувствах, ощущениях, переживаниях. Он не испытывает особой потребности в частом и активном общении (интроверсия).

Итак, наименьшее количество положительных ответов говорит о том, что человек ближе к интроверсии, наибольшее — к экстраверсии.

Интерпретация результатов

1 балл — интроверсия выражена ярко.

Ребенок имеет очень узкий круг общения, не стремится обзаводиться новыми приятелями. В свой внутренний мир впускает только близких людей. Он малоэнергичен, медлителен в своих действиях.

2—3 балла — умеренная интроверсия.

Этот ребенок тоже не испытывает особой потребности в общении (круг друзей ограничен), но может пообщаться, если в какой-то ситуации это необходимо. Он не участвует в коллективных мероприятиях. Отличается ровным настроением, эмоции проявляет сдержанно.

4—5 баллов — умеренная экстраверсия.

Ребенок не испытывает затруднений в общении, легко устанавливает контакты с незнакомыми людьми. Охотно участвует в коллективных мероприятиях. Слишком сильные эмоциональные реакции может сдерживать, тормозить.

6 баллов — экстраверсия значительная.

Ребенок общителен, имеет большой круг друзей. Сам стремится к контактам, в том числе и с новыми людьми. Любит играть, гулять со сверстниками. Ребенок активен, стремится к новым впечатлениям, может дать волю чувствам.

Приступаем к следующим вопросам.

7. Когда ты рисуешь, а на тебя кто-то смотрит, тебе это мешает?

8. Когда тебя дразнят, ты сильно обижаешься?

9. Ты часто просыпаешься по ночам?

10. Ты часто болеешь?

И. Ты боишься оставаться один дома?

12. Когда тебя толкают, ты тоже толкаешься?

За каждый положительный ответ дается 1 балл. Чем больше положительных ответов в тесте ребенка, тем он чувствительнее, тем более склонен к переживаниям (эмоциональная неустойчивость). Чем меньше положительных ответов, тем его нервная система устойчивее к нагрузкам (эмоциональная устойчивость). Эмоциональная нестабильность может сопровождаться еще и плохим самочувствием.

Итак, наименьшее количество положительных ответов говорит о том, что человек ближе к эмоциональной стабильности, наибольшее — к эмоциональной нестабильности.

Интерпретация результатов

1 балл — высокая эмоциональная устойчивость.

Ребенок отличается невозмутимостью, из-за пустяков не расстраивается. Он сдержан в общении, в поведении, контролирует свои поступки.

2—3 балла — средняя эмоциональная устойчивость.

Ребенок эмоционально устойчив, поведение спокойное, непринужденное. Он хорошо понимает действительность, охотно подчиняется правилам, групповым нормам.

4—5 баллов — эмоциональная неустойчивость.

Поведение ребенка в значительной степени зависит от текущего состояния: в спокойном состоянии он уравновешен, в

возбужденном может реагировать бурно. Возможны импульсивность, вспыльчивость, агрессия.

6 баллов — очень высокая эмоциональная неустойчивость.

Ребенок тревожен, эмоционально возбудим. В поведении и поступках часто руководствуется импульсами. Реакции на события могут быть неадекватными: сила реагирования часто не соответствует силе раздражителя. В состоянии утомления, обиды реагирует бурно, гневно.

Для определения типа темперамента ребенка можно воспользоваться «кругом Айзенка».

Диагностика темперамента ребенка 5 лет

На горизонтальной оси отметьте сумму баллов по шкале «интроверсия — экстраверсия» (вопросы 1—6), а на вертикальной — сумму баллов по шкале «стабильность — нестабильность» (вопросы 7—12). Отметив на осях обе точки, проведите от каждой перпендикуляр до точки пересечения. В том секторе, где пересеклись линии, обозначен темперамент ребенка. Чем дальше точка от центра, тем ярче у него выражены черты одного из четырех видов темперамента. Если точка оказалась близко к одной из двух осей, значит ребенку свойственны черты двух видов темперамента.

Похожие статьи:

Развитие мелкой моторики

Как справиться с излишней жестикуляцией ребенка?

Как определить темперамент ребёнка

Игры на развитие мелкой моторики у дошкольников

Особенности обучения в школе ребят с разными типами темперамента

Нет комментариев. Ваш будет первым!

Источник

   Анкета на определение  темперамента (Гудзик Т.В.)

1. Любит шум и суету вокруг себя.

2. Очень нуждается в близких, которые могли бы поддержать, утешить.

3. Нередко раздражён  чем-то, возбуждён, беспокоен.

4. Быстрых ответов на любые вопросы от него не жди.

5. Любит работу, которую надо делать быстро.

6. Дети считают его весёлым.

7. У него часто меняется настроение.

8. Чаще молчит в обществе детей.

9. Стесняется заговаривать первым с новыми людьми.

10. Не любит шумных игр, предпочитает уединение.

11. Умеет долго играть или выполнять задание, не отвлекаясь.

12. Не прочь похвастать, приукрасить события.

13. Часто не может усидеть на месте.

14. Его легко огорчить.

15. Дольше других сохраняет работоспособность, не устает.

16. Легко переключается с одного поручения на другое.

17. Нетерпелив и несобран, особенно плохо переносит ожидание.

18. Предпочитает кропотливую работу, не требующую быстрых реакций.

19. Быстро устаёт, отключается, перестаёт слушать.

20. Верит в себя, легко переносит неудачи.

Утверждения, характеризующие

сангвиника — 1, 6, 12, 16, 20;

холерика — 3, 5, 7, 13, 17;

меланхолика — 2, 9, 10, 14, 19;

флегматика — 4, 8, 11, 15, 18.

Тест «Определяем темперамент ребёнка (дошкольный возраст)

Помните, что редко встречаются люди, принадлежащие к одному типу темперамента. Обычно это темперамент смешанного типа.

А поэтому не удивляйтесь, если в одних ситуациях ребёнок может проявить себя как сангвиник, а в другой ситуации, поведёт себя как холерик.

Будьте внимательны к своим детям и тогда вы сможете понять их намного лучше.

Каждый вопрос этого текста имеет 4 варианта ответов. Вы из четырёх ответов выбираете один — тот ответ, что более всего характеризует Вашего малыша и запишите себе № вопроса и ответ – а, б, в или с.

Вопросы:

1.Какие игры любит ребёнок

а) тихие, спокойные. Может долго играть в одиночестве;

б) предпочитает тихие игры, но все время отвлекается и быстро устаёт;

в) очень любознателен и любит подвижные игры;

г) Выбирает подвижные, шумные игры, нуждается в новых впечатлениях и зрителях.

2) Реакция ребёнка на критику взрослых

 а) Молча, спокойно соглашается с тем, что виноват;

б) Обеспокоен, обижается, плачет;

в) Обещает, что больше не будет поступать подобным образом, но тут же забывает своё обещание и делает тоже самое;

 г) Кричит в ответ, злится, возмущается, может топать ногами, бросить что-то и все равно поступит по-своему.

Читайте также:  Почему ребенок 5 лет боится людей

3 Общение со сверстниками

а) Говорит спокойно без лишних эмоций, неспешно, но отчётливо;

б) Очень нерешительный — предпочитает оставаться в тени;

 в) Чётко, внятно, быстро. Но при этом слушает, что говорят другие и прислушивается к их мнению;

 г) Громко, быстро, возбуждённо, иногда с раздражением. При этом не учитывает мнение окружающих.

4 Принятие решений

 а) спокойно, сосредоточенно, даже хладнокровно;

 б) очень робко, нерешительно;

в) Действует быстро, любые задачи старается решить мгновенно;

г) Начинает с азартом, энергично, инициативно. Но потом так же быстро может «угаснуть».

5 Место в обществе

а) Спокойно присматривается к непривычной обстановке , интерес проявляет очень сдержанно;

 б) нерешителен скован, смущён;

 в) Быстро приспосабливается к новым обстоятельствам, ведёт себя оживлённо, проявляет интерес к окружающему;

г) активно, быстро возбуждается, нервничает.

 Результаты теста:

Теперь, подсчитав варианты ответов, можно определить, тип темперамента ребёнка!

Если преобладают ответы «а», ваш ребёнок относится к флегматическому типу.

 Если «б» — к меланхолическому типу .

 .Если «в», к сангвиническому типу.

 Если «г»   – холерик.

ТЕСТ на темперамент (дошкольный и  младший школьный возраст)

1.  Как ведёт себя дошкольник, если возникает необходимость быстро, безотлагательно действовать:

а)  легко включается в работу;

 б)  активно действует;

 в)  работает неторопливо, без липших слов;

 г)  действует робко, неуверенно?

2.  Как реагирует дошкольник на замечания воспитателя:

 а)  говорит, что больше так делать не будет, но через некоторое время опять делает то же самое;

 б)  не слушает и поступает по-своему, бурно реагируя на замечания;

 в)  молча принимает к сведению точку зрения взрослого;

 г)  обиженно молчит, долго переживает?

3.  Как разговаривает ребёнок с другими детьми в значимых для него ситуациях:

 а) быстро, с жаром, прислушиваясь к высказываниям других;

 б) стремительно, страстно, никого не слушая;

 в)  спокойно и уверенно;

 г)  с сомнениями, неуверенно, оглядываясь на других?

4. Как ведёт себя в непривычной обстановке (в кабинете врача, заведующего):

 а)  легко ориентируется, проявляет любопытство, активность;

 б)  возбуждён, иногда излишне, беспокоен;

 в)  внимательно, обстоятельно рассматривает все вокруг;

 г)  смущается, ведёт себя застенчиво?

Во всех случаях реакции типа «а» говорят о преобладании сангвинических черт темперамента,

 тип «б» свидетельствует о холерических чертах,

 тип «в» — о флегматическом складе,

 тип «г» — о меланхолическом темпераменте.

    Помните, что чистые типы встречаются редко, гораздо чаще — промежуточные, переходные. К тому же в дошкольном детстве многие особенности темперамента маскируются возрастной импульсивностью, слабостью нервной системы, которая со временем может быть преодолена.

Анкета.

    Предложите взрослому прочитать следующие утверждения и отметить плюсами те из них, которые особенно подходят к характеристике данного ребёнка.

 1.  Любит шум и суету вокруг себя.

 2.  Очень нуждается в близких, которые могли бы поддержать, утешить.

 3.  Нередко раздражён чем-то, возбуждён, беспокоен.

 4.  Быстрых ответов на любые вопросы от него не жди.

 5.  Любит работу, которую надо делать быстро.

 6.  Дети считают его весёлым.

 7.  У него часто меняется настроение.

 8.  Чаще молчит в обществе детей.

 9.  Стесняется заговаривать первым с новыми людьми.

 10. Не любит шумных игр, предпочитает уединение.

 11.  Умеет долго играть или выполнять задание, не отвлекаясь.

 12.  Не прочь похвастать, приукрасить события.

 13.  Часто не может усидеть на месте.

 14.  Его легко огорчить.

 15.  Дольше других сохраняет работоспособность, не устаёт.

 16.  Легко переключается с одного поручения на другое.

 17.  Нетерпелив и несобран, особенно плохо переносит ожидание.

 18. Предпочитает кропотливую работу, не требующую быстрых реакций.

 19.  Быстро устаёт, отключается, перестаёт слушать.

 20.  Верит в себя, легко переносит неудачи.

Утверждения, характеризующие сангвиника — 1, 6, 12, 16, 20;

холерика — 3, 5, 7, 13, 17;

меланхолика — 2, 9, 10, 14, 19;

флегматика — 4, 8, 11, 15, 18.

 Каждому утверждению соответствует 1 балл. Итак, если ребёнок по оценке взрослого набрал 4-5 баллов, свойства данного темперамента выражены довольно ярко. Если баллов всего 1-3, говорить о свойствах определённого темперамента рано, желательно организовать специальное наблюдение и подключить к анкетированию нескольких взрослых, чтобы можно было вывести средний балл.

Тест «Определяем  темперамент ребёнка»

1. Попробуйте описать  ребёнка. Какие черты характера у него наиболее ярко выражены? Какой он?

а.      Жизнелюбивый, оптимистичный, разговорчивый, общительный, склонен к лидерству.

б.      Спокойный, рассудительный, сдержанный, миролюбивый.

в.      Энергичный, неугомонный, вспыльчивый, возбудимый, целеустремленный.

г.       Тревожный, застенчивый, обидчивый, впечатлительный, нерешительный

2. Какие из перечисленных ниже эмоций ребёнок проявляет сильнее и чаще всего?

а.      Удивляется, радуется, смеётся.

б.      Почти никогда не реагирует бурно, преобладают позитивные эмоции.

в.      Злится, гневается.

г.       Грустит, опасается, испытывает растерянность.

3. Как ребёнок обычно реагирует на наказания?

а.      Он спокоен, не злится за наказание. Если злится, то быстро отходит.

б.      Как будто не замечает. Без ярких эмоций.

в.      Всегда по-разному. Бывает спокойно, бывает бурно (крик, протест).

г.       Замыкается в себе, долго дуется, бывает реагирует истерикой, слезами.

4. В неожиданных, нестандартных ситуациях ребёнок

а.      Проявляет любопытство.

б.      Как и всегда спокоен, даже равнодушен.

в.      Сопротивляется, пытается вернуться к прежнему положению вещей.

г.       Избегает нового (иногда просто на просто убегает).

5. В какие игры ребёнок предпочитает играть?

а.      Нравятся любые, которые отвечают его интересам.

б.      Любит играть один в спокойные игры.

в.      Обожает шумные, подвижные игры.

г.       Нравится играть во всевозможные игры, но только с близкими и знакомыми людьми.

6. Можете ли Вы сказать, что Ваш малыш общителен?

а.      Да, ему нравится находиться в обществе и детей, и взрослых. Знакомится с новыми людьми легко.

б.      Нет, малыш больше любит одиночество, играет с хорошо знакомыми детьми и взрослыми.

в.      Да. Любит восхищенных зрителей.

г.       Нет. Предпочитает быть в одиночестве, общается с близкими.

7. Как ребёнок ведёт себя со сверстниками? Можете ли Вы сказать, что он лидер?

а.      Он всегда заметен в любой компании — настоящий лидер.

б.      Лидер среди малочисленной компании друзей.

в.      Сам считает себя лидером. А товарищи по-разному воспринимают его.

.       Мне кажется, он не пользуется авторитетом.

8. Как ребёнок  усваивает новое?

а.      Все новое даётся ему быстро и легко.

б.      Медленно, но малыш все усвоит.

в.      Схватывает все на лету. Но и забывает быстро.

г.       Это зависит от ситуации.

9. Как ребёнок разговаривает?

а.      Выразительно, связно. Помогает себе мимикой, жестами.

б.      Разговаривает медленно, невыразительно, эмоций не проявляет. Иногда бубнит что-то под нос.

в.      Быстро, эмоционально, отрывисто, иногда переходит на крик, торопится, проглатывает звуки, слоги и даже слова.

г.       Выразительно, но тихо и неуверенно.

10. Как ребёнок осваивает возрастные навыки (те, которые «положены» по возрасту)?

а.      Без труда. Все даётся легко.

б.      Навыки осваиваются трудно, но прочно.

в.      Быстро и легко. Но делает только то, что интересно ему самому.

г.       Быстро, но непрочно. При стрессе может случиться откат или остановка в развитии навыка.

11. Как двигается ?

а.      Уверенно, точно, ритмично.

б.      Аккуратно, неторопливо, манерно.

в.      Порывисто, резко, эмоционально

г.       Неуверенно, неточно, суетливо.

12. Как спит  ребёнок?

а.      Быстро и без сложностей засыпает, спит крепко, просыпается легко.

б.      Легко засыпает, спит хорошо, утром долго не может придти в себя.

в.      Не хочет засыпать, приходится уговаривать, спит неспокойно, просыпается каждый раз в новом настроении.

г.       Долго настраивается на сон, но быстро засыпает, просыпается в добром расположении духа, но требуется время на то, чтобы прийти в себя.

Читайте также:  Убрать лишние на картинке для ребенка 5 лет

13. Как проходит  адаптация к новым условиям?

а.      Легко, быстро.

б.      Не хотел менять устоявшийся ход событий, адаптация была долгой.

в.      Новая обстановка понравилась, долго адаптировался к требованиям воспитателей.

г.       Нельзя с уверенностью сказать, что адаптация уже позади. Никак не мог привыкнуть .

Результаты теста:

Если в ответах чаще можно видеть вариант а) — преобладающий тип темперамента ребёнка сангвинический.

Если в ответах чаще можно видеть вариант б) — преобладающий тип темперамента ребёнка флегматический.

Если в ответах чаще можно видеть вариант в) — преобладающий тип темперамента ребёнка холерический.

Если в ответах чаще можно видеть вариант г) — преобладающий тип темперамента ребёнка меланхолический.

Определение темперамента (самодиагностика)

Варианты ответов на вопросы: «да», «нет». Первый ответ, пришедший Вам в голову, является правильным. Ваши ответы — «да» — плюс, «нет» — минус — фиксируйте на листке бумаги.

1)Часто ли Вы испытываете тягу к новым впечатлениям, чтобы испытать сильные ощущения?

 2)Часто ли Вы чувствуете, что нуждаетесь в друзьях, которые могут Вас понять, ободрить, выразить сочувствие?

 3)Считаете ли Вы себя беспечным человеком?

 4)Правда ли, что Вам очень трудно отвечать «нет»?

 5)Обдумываете ли Вы свои дела не спеша и предпочитаете ли подождать, прежде чем действовать?

 6)Всегда ли Вы сдерживаете свои обещания, даже если Вам это не выгодно?

 7)Часто ли у Вас бывают спады и подъёмы настроения?

 8)Быстро ли Вы обычно действуете и говорите, и не растрачиваете ли много времени на обдумывание?

 9)Возникало ли у Вас когда-нибудь чувство, что Вы несчастны, хотя никакой серьёзной причины для этого не было?

 10)Верно ли, что на спор Вы способны решиться на все?

 11)Смущаетесь ли Вы, когда хотите познакомиться с человеком противоположного пола, который Вам симпатичен?

 12)Бывает ли, что, разозлившись, Вы выходите из себя?

 13)Часто ли Вы действуете под влиянием минутного настроения?

 14)Часто ли Вас беспокоят мысли о том, что Вам не следовало бы чего-нибудь делать или говорить?

 15)Предпочитаете ли Вы чтение книг встречам с людьми?

 16)Вас легко обидеть?

 17)Любите ли Вы часто бывать в компании?

 18)Бывают ли у Вас иногда такие мысли, которые Вы хотели бы скрыть от других людей?

 19)Верно, что иногда Вы настолько полны энергии, что все горит в руках, а иногда чувствуете сильную вялость?

 20)Предпочитаете ли Вы иметь друзей поменьше, но особенно близких Вам?

 21)Часто ли Вы мечтаете?

 22)Когда на Вас кричат, Вы отвечаете тем же?

 23)Часто ли Вас тревожит чувство вины?

 24)Все ли ваши привычки хороши и желательны?

 25)Способны ли Вы дать волю собственным чувствам и вовсю повеселиться в шумной компании?

 26)Считаете ли Вы себя человеком возбудимым и чувствительным?

 27)Считают ли Вас человеком живым и веселым?

 28)После того, как дело сделано, часто ли Вы возвращаетесь к нему мысленно и думает, что могли бы сделать лучше?

 29)Вы обычно молчаливый и сдержанный, когда находитесь среди людей?

 30)Вы иногда сплетничаете?

 31)Бывает ли, что Вам не спиться оттого, что разные мысли лезут в голову?

 32)Верно ли, что Вам приятнее и легче прочесть о том, что Вас интересует в книге, хотя можно быстрее и проще узнать об этом у друзей?

 33)Бывает ли у Вас сильное сердцебиение?

 34)Нравиться ли Вам работа, требующая постоянного внимания?

 35)Бывает ли, что Вас «бросает в дрожь»?

 36)Верно ли, что Вы всегда говорите о знакомых Вам людях только хорошее, даже тогда, когда уверены, что они об этом не узнают?

 37)Верно ли, что Вам не приятно бывать в компании, где постоянно подшучивают друг над другом?

 38)Вы раздражительны?

 39)Нравиться ли Вам работа, которая требует быстроты действий?

 40)Верно ли, что Вам не редко не дают покоя мысли о разных неприятностях и «ужасах», которые могли бы произойти, хотя все кончилось благополучно?

 41)Вы ходите медленно и неторопливо?

 42)Вы когда-нибудь опаздывали на свидание, работу или учебу?

 43)Часто ли Вам снятся кошмары?

 44)Верно ли, что Вы такой любитель поговорить, что никогда не упустите удобного случая побеседовать с незнакомым человеком?

 45)Беспокоят ли Вас какие-нибудь боли?

 46)Огорчились бы Вы, если бы долго не могли видеться со своими друзьями?

 47)Можете ли Вы назвать себя нервным человеком?

 48)Есть ли среди Ваших знакомых такие, которые Вам явно не нравятся?

 49)Можете Вы сказать, что Вы уверенный в себе человек?

 50)Легко ли Вас задевает критика Ваших недостатков или Вашей работы?

 51)Трудно ли получить настоящее удовольствие от вечеринки?

 52)Беспокоит ли Вас чувство, что Вы чем-то хуже других?

 53)Сумели бы Вы внести оживление в скучную компанию?

 54)Бывает ли, что Вы говорите о вещах, в которых совсем не разбираетесь?

 55)Беспокоитесь ли Вы о своём здоровье?

 56)Любите ли Вы подшутить над другими?

 57)Страдает ли Вы от бессонницы?

ОБРАБОТКА ТЕСТА

Если ответ «ключа» совпадает с Вашим ответом, Вы прибавляете себе один балл. Если не совпадает, — ноль баллов.

1. Шкала достоверности.

Ответ «да» на вопросы: 6, 24, 36.

Ответ «нет» на вопросы: 12, 18, 30, 42, 48, 54.

 Сосчитайте сумму. Если результат от 5 и больше баллов, это значит, Вы отвечали не так, как есть на самом деле, а так как Вам хотелось бы или так, как принято в обществе. Другими словами, Ваши ответы не достоверны.

 2. Шкала экстраверсии.

 Ответ «да» на вопросы: 1, 3, 8, 10, 13, 17, 22, 25, 27, 37, 39, 44, 46, 49, 53, 56.

Ответ «нет» на вопросы: 5, 15, 20, 29, 32, 34, 41, 51.

Сосчитайте сумму.

 3. Шкала эмоциональной устойчивости.

Ответ «да» на вопросы: 2, 4, 7, 9, 11, 14, 16, 19, 21, 23, 26, 28, 31, 33, 35, 38, 40, 43, 45, 47, 50, 52, 55, 57.

     Получив суммы по значениям «Шкала экстраверсии» и «Шкала эмоциональной устойчивости» отметьте их, соответственно, на горизонтальной оси «Интроверсия-экстраверсия» и вертикальной оси «Эмоциональная устойчивость». Точка пересечения покажет ваш тип темперамента.

Начертите оси координат: горизонтальная ось — «шкала экстраверсии», вертикальная ось — «шкала эмоциональной устойчивости». Каждая шкала от 1 до 24, пересекаются в точке 12. Отметьте свои показатели на осях. Найдите точку пересечения. Точка может лежать на оси, если одна из шкал равна 12.

Результат, который Вы получили, — Ваш преобладающий тип темперамента. По шкале экстраверсии вы можете посмотреть тип направленности личности: экстраверт или интроверт.

Четыре типа меланхоликов

Чистый, ярковыраженный меланхолик: интроверсия (интр.) — от 1 до 9, эмоц. устойчивость (эм. уст.) — 16 до 24 баллов.

Меланхолик флегматичный: интр. — от 1 до 9, эм. уст. — 12 до 16 баллов.

Меланхолик слабовыраженный: интр. — 9 до 12, эм. уст. — 12 до 16 б.

Мелахолик холерический: интр. — от 9 до 12, эм. уст — 16 до 24 б.

Четыре типа флегматиков

Чистый, ярковыраженный флегматик: интроверсия (интр.) — от 1 до 9, эмоц. устойчивость (эм. уст.) — 1 до 9 баллов.

Флегматик сангвинический: интр. — от 9 до 12, эм. уст. — 1 до 9 баллов.

Флегматик слабовыраженный: интр. — 9 до 12, эм. уст. — 9 до 12 б.

Флегматик меланхоличный: интр. — от 1 до 9, эм. уст — 9 до 12 б.

Четыре типа холериков

Чистый, ярковыраженный холерик: интроверсия (интр.) — от 16 до 24, эмоц. устойчивость (эм. уст.) — 16 до 24 баллов.

Холерик меланхоличный: интр. — от 12 до 16, эм. уст. — 16 до 24 баллов.

Холерик слабовыраженный: интр. — 12 до 16, эм. уст. — 12 до 16 б.

 Холерик сангвинический: интр. — от 16 до 24, эм. уст — 12 до 16 б.

Четыре типа сангвиников

Чистый, ярковыраженный сангвиник: интроверсия (интр.) — от 16 до 24, эмоц. устойчивость (эм. уст.) — 1 до 9 баллов.

 Сангвиник холерический: интр. — от 16 до 24, эм. уст. — 9 до 12 баллов.

Сангвиник слабовыраженный: интр. — 12 до 16, эм. уст. — 9 до 12 б.

Сангвиник флегматичный: интр. — от 12 до 16, эм. уст — 1 до 9 б.

Источник