Диагностика социального развития ребенка младшего возраста
Диагностика педагогического процесса. Вторая младшая группа.
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»
Предлагаемая диагностика разработана с целью оптимизации образовательною процесса в любом учреждении, работающим с группой детей 3—4 лет, вне зависимости от приоритетов разработанной программы обучения и воспитания и контингента детей. Это достигается путем использования общепринятых критериев развития детей данного возраста и уровневым подходом к оценке достижений ребенка по принципу: чем ниже балл, тем больше проблем в развитии ребенка или организации педагогического процесса в группе детей. Система мониторинга содержит 5 образовательных областей, соответствующих Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования, приказ Министерства образования и науки № 1155 от 17 октября 2013 года: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно- эстетическое развитие», «Физическое развитие», что позволяет комплексно оценить качество образовательной деятельности в группе и при необходимости индивидуализировать его для достижения достаточного уровня освоения каждым ребенком содержания образовательной программы учреждения.
Оценка педагогического процесса связана с уровнем овладения каждым ребенком необходимыми навыками и умениями по образовательным областям:
- балл — ребенок не может выполнить все параметры оценки, помощь взрослого не принимает;
- балла — ребенок с помощью взрослого выполняет некоторые параметры оценки;
- балла — ребенок выполняет все параметры оценки с частичной помощью взрослого;
- балла — ребенок выполняет самостоятельно и с частичной помощью взрослого все параметры оценки;
- баллов — ребенок выполняет все параметры оценки самостоятельно.
Таблицы педагогической диагностики заполняются дважды в год, если другое не предусмотрено в образовательной организации, — в начале и конце учебного года (лучше использовать ручки разных цветов), для проведения сравнительного анализа. Технология работы с таблицами проста и включает
- этапа.
Этап I. Напротив фамилии и имени каждого ребенка проставляются «баллы в каждой ячейке указанного параметра, по которым затем считается итоговый показатель по каждому ребенку (среднее значение = все баллы сложить (по строке) и разделить на количество параметров, округлять до десятых долей). Этот показатель необходим для написания характеристики на конкретного ребенка и проведения индивидуального учета промежуточных результатов освоения общеобразовательной программы.
Этап 2. Когда все дети прошли диагностику, тогда подсчитывается итоговый показатель по группе (среднее значение = все баллы сложить (по столбцу) и разделить на количество параметров, округлять до десятых долей). Этот показатель необходим для описания общегрупповых тенденций (в группах компенсирующей направленности для подготовки к групповому мсдико-психолого-иедагогичсскому совещанию), а также для ведения учета общегрупповых промежуточных результатов освоения общеобразовательной программы.
Двухступенчатая система мониторинга позволяет оперативно находить неточности в построении педагогического процесса в группе и выделять детей с проблемами в развитии. Это позволяет своевременно разрабатывать для детей индивидуальные образовательные маршруты и оперативно осуществлять психолого-методичсскую поддержку педагогов. Нормативными вариантами развития можно считать средние значения по каждому ребенку или общегрупповому параметру развития больше 3,8. Эти же параметры в интервале средних значений от 2,3 до 3,7 можно считать показателями проблем в развитии ребенка социального иили органического генеза, а также незначительные трудности организации педагогического процесса в группе. Средние значения менее 2,2 будут свидетельствовать о выраженном несоответствии развития ребенка возрасту, а также необходимости корректировки педагогического процесса в группе по данному параметру данной образовательной области. (Указанные интервалы средних значений носят рекомендательный характер, так как получены с помощью применяемых в психолого-педагогических исследованиях психометрических процедур, и будут уточняться по мере поступления результатов мониторинга детей данного возраста.)
Наличие математической обработки результатов педагогической диагностики образовательного процесса оптимизирует хранение и сравнение результатов каждого ребенка и позволяет своевременно оптимизировать педагогический процесс в группе детей образовательной организации.
Рекомендации по описанию инструментария педагогической диагностики во второй младшей группе
Инструментарий педагогической диагностики представляет собой описание rex проблемных ситуаций, вопросов, поручений, ситуаций наблюдения, которые вы используете для определения уровня сформированности у ребенка того или иного параметра оценки. Следует отметить, что часто в период проведения педагогической диагностики данные ситуации, вопросы и поручения могут повторяться, с тем чтобы уточнить качество оцениваемого параметра. Эго возможно, когда ребенок длительно отсутствовал в группе или когда имеются расхождения в оценке определенного параметра между педагогами, работающими с этой группой детей. Музыкальные и физкультурные руководители, педагоги дополнительного образования принимают участие в обсуждении достижений детей группы, но разрабатывают свои диагностические критерии в соответствии со своей должностной инструкцией и направленностью образовательной деятельности.
Важно отмстить, что каждый параметр педагогической оценки может быть диагностирован несколькими методами, с тем чтобы достичь определенной точности. Также одна проблемная ситуация может быть направлена на оценку нескольких параметров, в том числе из разных образовательных областей.
Основные диагностические методы педагога образовательной организации:
- наблюдение;
- проблемная (диагностическая) ситуация;
- беседа.
Формы проведения педагогической диагностики:
- индивидуальная;
- подгрупповая;
- групповая.
Обратите внимание, что диагностируемые параметры могут быть расширены/сокращены в соответствии с потребностями конкретного учреждения, поэтому описание инструментария педагогической диагностики в разных образовательных организациях будет различным. Это объясняется разным наполнением развивающей среды учреждений, разным контингентом воспитанников, разными приоритетными направлениями образовательной деятельности конкретной организации.
Примеры описания инструментария
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»
- Старается соблюдать правила поведения в общественных местах, в общении со взрослыми и сверстниками, в природе.
Методы: наблюдение в быту и в организованной деятельности.
Форма проведения: индивидуальная, подгрупповая.
Задание: фиксировать па прогулке, в самостоятельной деятельности стиль поведения и общения ребенка.
- Понимает социальную оценку поступков сверстников или героев иллюстраций, литературных произведений.
Методы: беседа, проблемная ситуация.
Материал: сказка «Теремок».
Форма проведения: индивидуальная, подгрупповая.
Задание: «Почему звери расстроились? Кто поступил правильно? Кто поступил нечестно? Почему?»
- Разыгрывает самостоятельно и по просьбе взрослого отрывки из знакомых сказок.
Методы: проблемная ситуация.
Материал: игрушки герои сказок по количеству детей.
Форма проведения: индивидуальная, подгрупповая.
Задание: «Давайте расскажем сказку „Колобок»».
Образовательная область «Социально – коммуникативное развитие»
№ пп | ФИО ребенка | Может играть рядом, не мешать другим детям, подражать действиям сверстника и взрослого. Проявляет интерес к совместным играм со сверстниками и взрослым. | Общается в диалоге с воспитателем. Может поделиться информацией, пожаловаться на неудобство и действия сверстника. Обращается с речью к сверстнику. | Следит за действиями героев кукольного театра. Рассматривает иллюстрации в знакомых книжках. | Слушает стихи, сказки, небольшие рассказы без наглядного сопровождения. | Наблюдает за трудовыми процессами воспитателя в уголке природы. Выполняет простейшие трудовые действия. | Проявляет отрицательное отношение к порицаемым личностным качествам сверстников. Проявляет элементарные правила вежливости. | Итоговый показатель по каждому ребенку ( среднее значение) | |||||||
сентябрь | май | сентябрь | май | сентябрь | май | сентябрь | май | сентябрь | май | сентябрь | май | сентябрь | май | ||
1 | |||||||||||||||
2 | |||||||||||||||
3 | |||||||||||||||
4 | |||||||||||||||
5 | |||||||||||||||
6 | |||||||||||||||
7 | |||||||||||||||
8 | |||||||||||||||
9 | |||||||||||||||
10 | |||||||||||||||
11 | |||||||||||||||
12 | |||||||||||||||
13 | |||||||||||||||
14 | |||||||||||||||
15 | |||||||||||||||
16 | |||||||||||||||
17 | |||||||||||||||
Итоговый показатель по группе (среднее значение) |
Выводы (сентябрь) ____________________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Выводы (май) ________________________________________________________________________________________________________________________
Источник
Методика 1
Вопросы для собеседования
(тест разработан С.А.Банковым)
1. Назови свою фамилию, имя, отчество.
2. Назови фамилию, имя, отчество мамы, папы.
3. Ты девочка или мальчик? Кем ты станешь, когда вырастешь:
ей или дядей?
4. У тебя есть брат (сестра), кто из вас старше?
5. Сколько тебе лет? Сколько будет через год, через два?
6. Сейчас утро или вечер (день или утро)?
7. Когда ты завтракаешь — вечером или утром? Обедаешь утром- или днем? Что бывает раньше — обед или ужин? День или ночь?
8. Где живешь? Назови домашний адрес.
9. Кем работает твой отец (мама)?
10. Ты любишь рисовать? Какого цвета этот карандаш (лентой-
, платье)?
11. Какое сейчас время года — зима, весна, лето, осень? Почему ты так думаешь?
12. Когда можно кататься на санках — зимой или летом?
13. Почему снег бывает зимой, а не летом?
14. Что делает почтальон (врач, учитель)?
15. Зачем нужны в школе звонок, парта?
16. Ты сам(а) хочешь пойти в школу?
17. Покажи у себя правый глаз, левое ухо. Для чего нужны гла-
за, уши?
18. Каких животных ты знаешь?
19. Каких птиц?
20. Кто больше: корова или коза? Птица или пчела? У кого
больше ног: у собаки или петуха?
21. Что больше: 8 или 5, 7 или 3? Посчитай от 3 до 6, от 9 до 2.
22. Что ты скажешь, как поступишь, если нечаянно сломаешь
чужую вещь?
Оценка ответов
1. За правильный ответ на все вопросы одного пункта ребенок
может получить 1 балл ( за исключением контрольных).
2. Ребенок может получить 0,5 балла за правильные, но неполные ответы на дополнительные вопросы пункта.
3. Правильными считаются ответы типа: «Папа работает инженером на заводе», «У собаки ног больше, чем у петуха, у собаки
их четыре, у петуха — две». Неверными считаются ответы типа:
«Мама-Таня», «Папа работает на работе», а также ошибки во
временах года, в признаках «больше — меньше».
4. Кконтрольным вопросам относятся 5, 8, 15, 22. Ответы на
них оцениваются так:
5-й: если ребенок может вычислить, сколько ему будет лет — 1
балл, если называет года с учетом месяцев — 3 балла.
8-й: за полный домашний адрес с названием своего города — 2
балла, за обоснованный по признакам ответ (не менее 3 признаков) — 2 балла, менее 3 признаков — 1 балл;
15-й: за каждое правильно указанное применение школьной
атрибутики — 1 балл;
22-й: за правильный ответ — 2 балла.
5. Пункт 16 оценивается совместно с пунктами 15 и 17. Если в
пункте 15 ребенок набрал 3 балла и дал положительный ответ на
пункт 16, в протоколе отмечается положительная мотивация к
обучению в школе (общая сумма баллов при этом должна быть не
менее 4).
Оценка результатов беседы
Вполне зрелыми для школы считаются дети, получившие в
сумме 24-29 баллов, менее подготовленными — получившие 20-
24 балла, не подготовленными — получившие 15 — 20 баллов.
Давая заключение, следует помнить, что беседа, как и любой лабораторный метод изучения ребенка, — вспомогательный метод. Психолого-педагогическое заключение можно дать только на основе анализа всех данных комплексного исследования.
Беседа может проходить и по более широкой программе. Ответы —
детей позволяют составить представление об их нравственных занятиях, ценностных ориентациях, умении выйти из проблемной ситуац
ии, руководствуясь личным опытом.
Методика 2
Вопросы для собеседования
I серия
1. Назови, пожалуйста, свою фамилию, имя, отчество.
2. Как фамилия, имя, отчество твоих родителей?
3. Где и кем работают твои отец и мать? Хочешь ли ты быть похожим
на них? Почему?
4. Какую работу выполняет учитель, врач, портниха, продавец,
милиционер?
5. Сколько тебе лет?
6. У тебя есть сестра или брат (родные или двоюродные)? Ты любишь его (ее, их)? Кто из вас старше, кто моложе? Почему ты так думаешь?
7. Какие правила поведения ты знаешь? Их надо выполнять
всегда или нет?
8. Ты сам(а) себе нравишься? За что тебя любят дома и в дет-
ском саду?
9. У тебя есть недостатки? Какие? Ты хочешь их исправить?
10. Чем занимаются дети в школе?
11. Ты хочешь пойти в школу? А почему? Зачем надо уметь читать-
, писать, считать?
12. Если щенок оставил грязные следы на полу, что ты будешь
делать?
13. Кем ты станешь, когда вырастешь?
14. Каким ты хочешь стать?
II серия
15. Алеся — украинка, Чубо — молдаванин (предъявляется цветная картинка с изображением детей в национальных костюмах), а
ты кто? Почему ты так думаешь?
16. Представь себе, что ты отправился путешествовать по родной —
стране, но вскоре соскучился по маме и решил написать ей письмо. Какой адрес ты укажешь на конверте?
17. Как называется твоя Родина? Ты любишь ее? За что ты ее любишь?
18. Как называется страна, в которой ты живешь?
19. Что надо делать, чтобы люди нашей страны жили счастливо?
20. Что больше: Москва или Россия? Почему ты так думаешь?
21. Какие есть страны кроме России?
22. В какой стране ты хотел бы жить? Почему именно в ней?
23. Хотел бы ты жить там, где мир, или там, где война? Почему?
III серия
24. У тебя есть друг? Как бы ты поступил, если бы:
а) во время урока он не смог ответить на вопрос учителя;
б) обидел кого-нибудь из ребят;
в) его кто-нибудь захотел обидеть;
25. Представь, что в комнате два стола. На каждом из них дети
строят улицы большого города. За одним столом играют Таня,
Алеша, Наташа, Варя и Андрей, за другим — Адия, Сара, Моника,
Марат и Хорст. За каким столом ты стал бы играть? Почему
именно за этим? Что для тебя важно?
26. Как бы ты поступил, если бы нечаянно порвал чужую книгу, но никто этого не видел?
27. Представь себе, что ты с мамой едешь в автобусе, немного
устал, в руках у мамы тяжелые сумки с продуктами. Вдруг освобождается место у окна. Как бы ты поступил?
Ответы оформляются в виде протокола на каждого ребенка.
При проведении диагностики социального развития ребенка используйте метод индивидуальной беседы ( тест С.А. Банкова). В ходе ее педагогу легко установить контакт с ребенком, завоевать его доверие, что чрезвычайно важно для правильной диагностики. Чтобы
достичь этого, ведите беседу доброжелательно, непринужденно, со
знанием дела; не торопите ребенка с ответом, предоставьте ему возможность подумать, вернуться к тем вопросам, на которые он затрудняется ответить; если первоклассник устал — сделайте небольшой
перерыв, затем закончите беседу; записывайте ответы дословно, постарайтесь- дать им правильную оценку.
Задание
Задачи:
-пронаблюдать особенности проявления дисциплинированности младших школьников;
-выявить сформированность у детей навыков организации собственной деятельности и поведения;
-выявить приемы и методы, применяемые учителем для организации детей и их дисциплинирования.
ПЛАН НАБЛЮДЕНИЯ
1.Пронаблюдайте, как дети вашего класса готовятся к уроку:
-достают из портфеля все необходимое к уроку до звонка, аккуратно раскладывают на парте;
-забывают подготовиться к уроку, достают все необходимое к уроку со звонком или после звонка;
-готовятся до звонка, но торопливо, небрежно.
2.Пронаблюдайте, как каждый ребенок организует работу в ходе урока:
-успевает за темпом всего класса, быстро включается в любой вид работы;
-постоянно отстает, проявляет несобранность, неорганизованность.
3.Обратите внимание, кто из детей вашего класса нарушает дисциплину( мешает работе одноклассников разговорами, берет без спроса чужие вещи, пытается испортить в тетради работу другого ученика). Подумайте, почему ребенок ведет себя недисциплинированно:
-ему скучно на уроке, так как учебный материал он не понимает;
-ему неинтересно, так как материал урока он знает;
-ребенку не хватает доброжелательного отношения, он привык, что его относят к «плохим» детям.
4.Пронаблюдайте, какими приемами добивается учитель порядка на уроке, рабочей дисциплины:
-четкой организацией урока, четкими распоряжениями, указаниями (словесными приемами, методами);
-постоянно вовлекает детей в работу, беседу;
-использует на уроке разные виды работ, интересные и практические задания;
-использует в ходе урока разнообразный материал, наглядные пособия;
-использует прием соревнования на уроке;
-применяет метод примера.
5.Пронаблюдайте, как учитель приучает детей к самоорганизации:
-какие указания дает по организации рабочего места, разных видов работ на уроке;
-как поощряет, как порицает за проявление неорганизованности, несобранности, недисциплинированности.
6.Сделайте вывод, какие приемы работы учителя по организации и дисциплинированию детей наиболее результативны.
Тема 4 Речевая подготовка первоклассников
Речь — одна из основных высших психических функций. Известно, что речь у детей формируется на основе восприятия окружающего предметного мира. Понимание речи связано с развитием чувственной основы речи-предметных образов. Важной является та роль речи, которую она выполняет в психической деятельности человека, — она организует все высшие психические функции, входит в их структуру, регулирует деятельность и поведение, т.е. речь, формируясь и развиваясь каксамостоятельный психический процесс, затем начинает выполнять функции опосредования высших психических функций, их связывания и организации. Фонематический слух, чистота фонематического восприятия.
Наблюдение за уроками, их анализ.
Методические рекомендации для студентов
Предметом наблюдений на этот раз сделайте изучение ново-
го материала на уроках.
1. Исследуйте, прежде всего, эффективность выбора учителем содержания и методов изучения нового материала:
какими способами и насколько удалось учителю подготовить учащихся к восприятию нового материала; как актуализировались опорные знания, умения; насколько эффективно осуществлялась мотивация учения первоклассников;
каково содержание учебного материала (научность, связь с жизнью, воспитательное и развивающее значение);
как происходит объяснение нового материала (система, логика, ясность, доступность, реализация межпредметных связей);
насколько рационально использовались методы, приемы обучения (словесные, наглядные, практические, проблемно-по-
исковые методы). Было ли занятие обеспечено техническими
средствами обучения;
применял ли учитель различные способы повышения самостоятельности и активности детей на уроке: учет возрастных и
индивидуальных особенностей; раскрытие перспективы учебной
деятельности; организация самостоятельной учебной деятельности; использование проблемного объяснения, постановка проблемных вопросов; введение заданий программированного характера (тетради с печатной основой); какие использовал пред-
писания, памятки; уделял ли внимание формированию умений
самопроверки; решению учебных задач в занимательной, игровой форме, включению детей в соревнование в процессе учебной
работы, осуществлению внутрипредметных и межпредметных
связей, использованию элементов новых инновационных педагогических технологий;
насколько эффективно сочетались на уроке индивидуальные, групповые, общеклассные формы учебной работы;
каким образом учитель обеспечивал на уроке атмосферу делово-
го сотрудничества, доброжелательности, доверия, взаимопомощи.
2. Отдельно проанализируйте такой важный этап урока, как закрепление нового материала:
рационально ли учитель отобрал материал для закрепления;
какие использованы пути, способы, средства закрепления, обобщения, систематизации нового материала;
о чем свидетельствуют ответы учащихся.
3. Подумайте и попытайтесь определить общую целевую установку, с которой учитель осуществлял воспитательный процесс на
данном или ряде ранее наблюдаемых уроков:
обеспечить прочное и правильное усвоение детьми материала,
предусмотренного программой;
максимально полно реализовать воспитательные возможности
учебного материала урока; обеспечить нравственное, эстетическое, экологическое воспитание, сформировать основы научного
мировоззрения у детей;
выработать у первоклассников прочные учебные умения и на-
выки (чтения, письма, счета и др.);
сформировать у детей первоначальные умения самообразования;
развить умственные способности учащихся в процессе обучения,
обеспечить постепенный переход от наглядно-действенного к абстрактно-логическому способу мышления; развить память, внимание,
воображение ребенка; создать благоприятные условия для выявления задатков детей и максимального развития их творческих способностей;
комплексное решение ранее перечисленных целей.
Возможно, вы обнаружите дополнительные, не названные выше задачи (укажите их).
2.Комплексный тестовый метод диагностики речевого развития
детей дошкольного возраста (Ф.Г.Даскалова)
1-й тест. Свободные словесные ассоциации по определенному слову
. Задача: «Будем играть в игру со словами. Я скажу тебе одно слово,
а ты скажешь мне другое — какое хочешь».
1 — стул;
2 — мяч;
3 — Иван;
4 — зайчик;
5 — пою;
6 — красный.
Оценка: по крайней мере 3 верных ответа (т.е. адекватные слову —
-раздражителю ассоциации).
2-й тест. Ассоциативное дополнение слова в предложении – подбор и активное употребление имен существительных
1 — Ребенок толкает….
2 — Девочка качает….
3 — Зайчик хрупает….
4 — Мама стирает….
5 — Девочка поливает….
Оценка: 5 верных ответов.
Источник