Диагностика ребенка 5 лет тревожность

Диагностика ребенка 5 лет тревожность thumbnail

Наличие беспокоящих состояний у детей в раннем возрасте — проблема многих родителей. Ситуация осложняется трудностями выявления, оценки и интерпретации эмоционального состояния малыша. Для облегчения задачи разработано большое количество различных приёмов, среди них особое место занимают игровые. Так, методика выявление тревожности у дошкольников Паровозик обеспечивает с помощью визуальной выборки цвета, который ассоциируется с определённым настроением.

выявление тревожности у дошкольников

Причины беспокоящих состояний у детей

Состояние тревожности — характерное явление для многих малышей. Оно формируется как психическая реакция организма на любую неопределённость, неизвестность будущего. Для дошкольника, изучающего и узнающего этот мир, факторов неизвестности очень много, поэтому вероятность развития тревожности высока.

Большую роль в формировании беспокоящих состояний у детей играют взрослые, особенно родители. Малыши во всём зависят от мамы и папы. Степень уверенности зависит от поведения и позиции взрослых.

Факторы, повышающие вероятность развития тревожности:

  • критика и упрёки;
  • сравнение с детьми;
  • отсутствие поддержки;
  • нестабильность в повседневной жизни;
  • непонимание происходящих событий;
  • низкая степень вовлечённости родителей в повседневную жизнь малыша;
  • совершение действий, вызывающих страх, тревогу, негативные эмоции;
  • недостаток любви, внимания.

Сложности при диагностике

Определение степени проявления тревожности у дошкольников и школьников младших классов осложнено возрастными особенностями. Ребёнок плохо понимает и не контролирует процессы, которые происходят в его психическом и эмоциональном мире. Он неспособен самостоятельно вычленить отклонения от нормы в восприятии действительности.

выявление тревожности у дошкольников

Первичный способ диагностики тревожности — выявление особенностей в поведении. По поведенческим признакам можно вычленить наличие беспокоящих состояний.

Признаки тревожности ребёнка:

  • суетливость;
  • двигательное беспокойство;
  • повторяющиеся движения — сосание пальцев, закручивание волос, обгрызание ногтей;
  • нарушения сна;
  • скованность;
  • панический страх нового, любых перемен;
  • неуверенность в себе;
  • отказ от новых видов деятельности;
  • серьёзность;
  • нежелание выделяться и стремление к тишине;
  • частые страхи без повода;
  • заниженная самооценка.

По первичным признакам взрослые люди способны определить отклонения в эмоциональном состоянии малыша, но для точной диагностики тревожности, оценки степени её проявления нужно использовать специальные методики.

выявление тревожности у дошкольников

Основные методики

Для определения наличия беспокоящих состояний у малышей дошкольного и младшего школьного возраста разработано большое количество всевозможных методик:

  • «Лесенка». Способ направлен на определение уровня самооценки дошкольника, как он видит отношение к себе сверстников, родителей, взрослых. Отношение ребёнка очень сильно взаимосвязано с беспокоящими состояниями, которые его преследуют. Для проведения нужны: лист бумаги, картон, карандаш, ножницы. На листе рисуется лесенка с семью ступеньками. Ступени одинаковые, кроме третьей, она шире. На картоне рисуют и выстригают фигурку человека. Ребёнка просят ставить фигурку на конкретную ступеньку. Фигурки обозначает самого ребёнка, учителя, воспитателя, других хороших и плохих ребят. По месту размещения фигурки на ступеньку определяется уровень самооценки. Методика используется при диагностике тревожности. Она позволяет определить влияние на беспокоящие состояния самооценки, взаимоотношений с окружающими людьми.
  • Тест «Страхи в домиках». На листе рисуются два домика. Ребёнку задают задачу, нужно «страшные» и «нестрашные» страхи распределить по домикам. Читается 29 страхов. Малыш распределяет их по домикам. На основе сортировки определяются объект, вызывающие страх и тревогу у ребёнка.
  • Выбери нужное лицо. Дошкольнику предлагают посмотреть на 14 картинок, изображающих различные ситуации из детской жизни. На картинках представлен малыш с лицом, которое не прорисовано. Тестируемому ребёнку нужно выбрать «весёлое» или «грустное» лицо, которое ассоциируется у него с ситуацией на картинке. По реакции малыша к конкретным ситуациям определяется наличие тревожности, источники её развития.
  • «Рисунок человека». Необходимые материалы: лист бумаги и карандаш. Ребёнку даётся задание нарисовать человека без уточнений, комментариев и разъяснений. Когда фигурка нарисована, у ребёнка спрашивают, кого он нарисовал. Проводится анализ рисунка, по ярким деталям определяется наличие тревожности у малыша.

  • «Барашек в бутылке». Методика направлена на диагностику психологического самоощущения малыша в семье. Материалы: два листа бумаги и карандаш. На одном листе ребёнок рисует барашка в бутылке. На втором листе — нужно записать о том, как чувствует себя барашек, о чём мечтает, что его тревожит. Если ребёнок не умеет писать, его просят ответить на эти высказывания о барашке. По рисунку и ответам определяется состояние малыша, наличие тревожности, особенности её выражения.

  • «Нарисуй свой страх». Ребёнка просят на листе нарисовать свои страхи. После завершения задания, малыша просят прокомментировать рисунок. На основе рисунка и ответов определяются объекты тревожности ребёнка.

  • «Несуществующее животное». Ребёнка просят нарисовать несуществующее животное, дать ему имя. Малыша просят рассказать о животном, что он любит, его страхи и тревоги. По рисунку и ответам формируется представление о беспокоящих состояниях.

  • «Кактус». Тест на определение эмоционального состояния малыша, наличия агрессивности, её направленности. Ребёнка просят нарисовать кактус. После завершения рисунка с малышом проводят беседу, направленную на уточнение деталей рисунка. На основе рисунка и ответов составляется эмоциональный портрет малыша.
  • «Паровозик».

Особенностью методик для малышей является оформление в виде понятных и естественных для детей проявлений — игра, рисование, составление сложного объекта из простых деталей и т. д.

В некоторых случаях они используются и для подростков.

Инструкция по тестированию на примере методики «Паровозик»

Способ диагностики направлен на установление психологического и эмоционального состояния малышей дошкольного возраста. Минимальный возрастной порог проведения оценки — 2,5 года.

Методика «Паровозик» предназначена для определения у малыша степени проявления следующих состояний:

  • нормальное или пониженное настроение;
  • тревожность;
  • страх;
  • удовлетворительная или низкая адаптация, проявляющаяся в определённой социальной среде, новой или привычной;
  • позитивное (ППС) или негативное психическое состояние (НПС).

Наглядным материалом, необходимым для реализации методической оценки, является:

  • паровозик — не должен иметь цвет, который совпадает с цветом одного из вагончиков;
  • 8 вагончиков разного цвета;
  • белый фон — лист бумаги, картон или ткань.
Читайте также:  Можно ли спать с ребенком 5 лет в одной кровати

выявление тревожности у дошкольников

Инструкция по применению методики «Паровозик»:

  1. На белом фоне беспорядочно раскладываются вагончики и паровозик.
  2. Ребёнку предлагают присмотреться к картинкам.
  3. Он должен построить поезд, разложив вагончики в определённой последовательности.
  4. Последовательность определяется наводящей фразой, которая повторяется.
  5. Первый после паровоза — самый красивый вагон.
  6. Второй — самый красивый из оставшихся и т. д., пока все вагончики не будут выстроены в состав.
  7. При выборе важно следить, чтобы ребёнок удерживал в поле зрения все картинки.
  8. Руками взрослый обводит оставшиеся «свободными» вагончики, чтобы ребёнок не путался с уже выбранными.

Скачать методические материалы для тестирования «Паровозик».

В процессе проведения процедуры родитель, психолог или воспитатель фиксирует последовательность выбора цветов, а также все комментарии ребёнка.

Оценочным критерием методики являются баллы. Они выставляются за конкретную последовательность вагончиков.

Шкала определения количества баллов:

Коли-чество балловЦвет первого вагончика после паровозаВторой вагонТретий вагонШестой вагонСедьмой вагонВосьмой вагон
1ФиолетовыйКоричневый, серый, чёрныйЗелёный, жёлтый, красный
2ФиолетовыйСерый, чёрный, коричневыйЖёлтый, зелёный, красныйСиний
3Чёрный, серый, коричневыйСинийЖёлтый, красный, зелёный

На основе суммы баллов определяется психологическое состояние малыша.

выявление тревожности у дошкольников

Количество балловУровень состояния
Меньше 3ППС
от 4 до 6Низкое НПС
от 7 до 9Среднее НПС
Больше 9Высокое НПС

Метод «Паровозик» может применяться для оценки климата в группе. Для этого игра проводится с каждым ребёнком. Подсчитываются индивидуальные баллы каждого ребёнка, оценивается его состояние.

При оценке групп состояние ребёнка переводится в баллы:

СостояниеБаллы
НПС высокой степени1
НПС средней степени2
НПС низкой степени3
ППС4

Баллы суммируются, делятся на количество малышей в группе. Полученный результат умножают на 100%.

выявление тревожности у дошкольников

Групповое состояние = Сумма баллов всех детей / Количество малышей х 100%

Оценка группового психологического состояния:

69% и болееППС высокой степени
43—68%Средний уровень ППС
25—42%Незначительная ППС
0—4%НПС начальной степени
— 24 до — 1%НПС средней степени
— 25% и нижеНПС сильной степени

Методика «Паровозик» — эффективна и востребована из-за простоты и понятности.

Она построена на основополагающем принципе соотношения цветов и эмоций. У малыша дошкольного возраста такое ассоциативное мышление уже хорошо развито, он воспринимает такие задачи естественно.

Не зря существует выражение «видит в розовых красках». Человек с положительным эмоциональным фоном акцентирует внимание на соответствующих цветах. Люди с отрицательным эмоциональным состоянием видят мир в соответствующих красках. Малыши не являются исключением.

Загрузка…

Источник

Анна Афанасьева
Мониторинг уровня тревожности у детей дошкольного возраста

Исследование уровня тревожности у детей от 3 до 7 лет.

Методика предназначена для выявления уровня детской тревожности на основе сопоставления результатов наблюдения, полученных от самого исследователя, родителей ребенка и воспитателей.

Фиксация наблюдений происходит в несколько этапов. На первом этапе исследователь в течение 2-3 дней наблюдает за ребенком в различных видах деятельности (игре, на занятиях, новой обстановке и т. д.) и заносит результаты в специальный лист наблюдений (см. ниже). В течение дня необходимо отметить наличие или отсутствие данного признака в поведении ребенка знаками «+» или «-«.

Каждый отдельно взятый признак не является свидетельством выраженной тревожности.Необходимо суммировать количество наблюдаемых признаков и сделать вывод исходя из следующей интерпретации:

Наличие 6 — 7 признаков говорит о высокой тревожности,

3 — 5 — о тревожности среднего уровня,

1 — 2 — о низкой тревожности.

Чтобы избежать субъективизма при оценке тревожности дошкольника, на втором этапе необходимо предложить нескольким знающим ребенка взрослым оценить его поведение по каждому из перечисленных семи признаков и вывести средний балл.

Если взрослые, к которым вы обратились за помощью, затрудняются оценить тревожность дошкольника по выделенным показателям, им можно предложить небольшую анкету, ответы на которую конкретизируют проявления тревожности.

Не следует указывать в названии анкеты, что она направлена на изучение тревожности ребенка. Лучше озаглавить ее «Исследование индивидуальных особенностей».

Анкета для исследования индивидуальных особенностей ребенка.

«Если содержащееся в анкете утверждение правильно, с вашей точки зрения, характеризует ребенка, поставьте плюс, если неправильно — минус».

1. Не может долго работать не уставая.

2. Ему трудно сосредоточиться на чем-то.

3. Любое задание вызывает излишнее беспокойство.

4. Во время выполнения заданий очень напряжен, скован.

5. Смущается чаще других.

6. Часто говорит о возможных неприятностях.

7. Как правило, краснеет в незнакомой обстановке.

8. Жалуется, что снятся страшные сны.

9. Руки обычно холодные и влажные.

10. Нередко бывает расстройство стула.

11. Сильно потеет, когда волнуется.

12 Не обладает хорошим аппетитом.

13. Спит беспокойно, засыпает с трудом.

14. Пуглив, многое вызывает у него страх.

15. Обычно беспокоен, легко расстраивается.

16. Часто не может сдержать слезы.

17. Плохо переносит ожидание.

18. Не любит браться за новое дело.

19. Не уверен в себе, своих силах.

20. Боится сталкиваться с трудностями.

Обработка данных по анкете проводится следующим образом. Суммируйте количество «плюсов», чтобы получить общий балл тревожности.

Если по анкете набрано 15-20 баллов, то это говорит о высоком уровне тревожности,

7-14 баллов — о среднем,

1-6 баллов — о низком.

Для сопоставления со своими данными наблюдения попробуйте заполнить анкету самостоятельно и сравнить с результатами, полученными от родителей или воспитателя.

ТЕСТ

А. И. ЗАХАРОВА НА ОЦЕНКУ УРОВНЯ ТРЕВОЖНОСТИ РЕБЕНКА

Инструкция

Внимательно прочитайте эти утверждения и оцените, насколько они характерны для вашего ребенка. Если это выражено — ставьте «+», если это проявление встречается периодически, ставьте «О», если отсутствует «—».

Читайте также:  Картинки для ребенка 5 лет цветные

Тест выполняют родители детей 4—10 лет.

Ваш ребенок:

1. Легко расстраивается, много переживает, все слишком близко принимает к сердцу.

2. Чуть что — в слезы, плачет навзрыд или ноет, ворчит, не может успокоиться.

3. Капризничает ни с того ни с сего, раздражается по пустякам, не может ждать, терпеть.

4. Более чем часто обижается, дуется, не переносит никаких замечаний.

5. Крайне неустойчив в настроении, вплоть до того, что может смеяться и плакать одновременно.

6. Все больше грустит и печалится без видимой причины.

7. Как и в первые годы, снова сосет соску, палец, все вертит в руках.

8. Долго не засыпает без света и присутствия рядом близких, беспокойно спит, просыпается, не может сразу прийти в себя утром.

9. Становится повышенно возбудимым, когда нужно сдерживать себя, или заторможенным и вялым при выполнении заданий.

10. Появляются выраженные страхи, опасения, боязливость в любых новых, неизвестных или ответственных ситуациях.

11. Нарастает неуверенность в себе, нерешительность в действиях и поступках.

12. Все быстрее устает, отвлекается, не может концентрировать внимание продолжительное время.

13. Все труднее найти с ним общий язык,договориться: становится сам не свой, без конца меняет решения или уходит в себя.

14. Начинает жаловаться на головные боли вечером или боли в области живота утром; нередко бледнеет, краснеет, потеет, беспокоит зуд без видимой причины, аллергия, раздражение кожи.

15. Снижается аппетит, часто и подолгу болеет; повышается без причин температура; часто пропускает детский сад или школу.

Возможные варианты ответов:

— данный пункт выражен и возрастает в последнее время — 2 балла;

— данный пункт проявляется периодически — 1 балл;

— данный пункт отсутствует — О баллов.

Подсчитывается сумма баллов и делается вывод о наличии невроза или предрасположенности к нему.

— от 20 до 30 баллов — невроз;

— от 15 до 20 баллов — невроз был или будет в ближайшее время;

— от 10 до 15 баллов — нервное расстройство, но не обязательно достигающее стадии заболевания;

— от 5 до 9 баллов — необходимо внимание к этому ребенку;

— менее 5 баллов — отклонения несущественны и являются выражением проходящих возрастных особенностей ребенка.

ПРОЕКТИВНЫЙ РИСУНОЧНЫЙ ТЕСТ

«НЕСУЩЕСТВУЮЩЕЕ ЖИВОТНОЕ»

Проводится психологом, предназначен для психологического анализа личностных особенностей детей 4,5 лет и старше.

Инструкция

Необходимо нарисовать несуществующее животное, то есть такое, которого нет в реальной жизни.

Детям предлагается лист бумаги и простой карандаш (детям 4,5—6 лет можно дать цветные карандаши или фломастеры). Взрослый не вмешивается в процесс рисования,а по окончании задает вопросы:

— Как зовут это животное?

— С кем оно дружит?

— Чем питается?

— Ответы фиксируются.

При анализе рисунка учитывается следующее:

—размер фигуры: связан с самооценкой ребенка (чем больше, тем выше);

—расположение фигуры: в верхней трети листа — высокие притязания, в нижней трети — заниженные;наиболее адекватен достаточно большой рисунок в средней части листа: уверенность в себе, желание проявить свои возможности, получить высокую оценку, поощрение;

—животное большого размера в верхней части листа: завышенная самооценка, стремление к лидерству, высоким оценкам;

— если рисунок еще и сильно декорирован (украшения, цветы, орнаменты, — демонстративность, стремление. обратить на себя внимание;

—маленькая фигурка животного в самом низу листа: неуверенность, тревожность, беспомощность, потребность в поощрении, низкая самооценка;

—маленькие фигурки расположены в самом верху листа: несовпадение между самооценкой и уровнем притязаний, наличие внутри-личностного конфликта, высокое нервное напряжение, конфликтность, неуверенность и тревога, агрессивность как защита, потребность в любви и защите взрослых;большая фигура внизу листа: несовпадение между высокой самооценкой и низким уровнем притязаний, внутриличностный конфликт, неуверенность, конфликтность, агрессивность как выплеск нереализованных возможностей; фигура,смещенная в левую сторону или смотрящая влево: инфантильность, стремление назад, в детство, может быть связано с появлением второго ребенка в семье; фигура,смещенная в правую сторону или смотрящая вправо: стремление в будущее, желание поскорее вырасти; фигура,вытянутая по горизонтали: неуверенность, тревожность; фигура,вытянутая по вертикали: уверенность, агрессивность, стремление к лидерству; когти, зубы, языки, рога,кулаки: агрессивные тенденции;

сильная прямая штриховка,нажим: внутреннее напряжение, стремление к высокой оценке, лидерству; косая штриховка с сильным нажимом,выходит за пределы контура: нервное напряжение, неуверенность в себе, обидчивость, невротичность;штриховка кругами: инфантилизм, потребность в защите, ласке; броня,панцирь: желание спрятаться, уйти от общения, тревожность, замкнутость; заборы, барьеры,ограждения: желание уйти от общения, неразвитость эмоциональной сферы; птички, бабочки,крылья: желание выйти из неблагоприятной ситуации; — антенны, провода,локаторы и подобное: интерес к окружающим, стремление к контактам.

Важно при анализе рисунка учитывать все его особенности во взаимосвязи, а также ответы на вопросы.

КРИТЕРИИ ВЫЯВЛЕНИЯ ТРЕВОЖНОГО РЕБЕНКА

Ребенок Да Нет

1. Испытывает постоянное беспокойство

2. Испытывает трудности (иногда невозможность) при концентрации внимания на чем-либо

3. Испытывает мускульное напряжение (например, в области лица, шеи)

4. Раздражителен

5. Имеет нарушения сна

Чтобы было основание предположить, что ребенок, за которым вы наблюдаете, тревожен, необходимо, чтобы хотя бы один из критериев, перечисленных выше, постоянно проявлялся в его поведении.

Источник

«Тревожность детей дошкольного возраста» (признаки возникновения, методы диагностики, советы родителям).

     Тревожность – одна из индивидуальных психологических особенностей личности, которая проявляется в  повышенной склонности к опасениям, беспокойству, переживаниям и имеющая негативную эмоциональную окраску. Высокая тревожность может служить основой появления трудностей в обучении и во взаимоотношениях с окружающими т. к. она создаёт эмоциональный дискомфорт в общении и препятствует установлению и поддержанию контакта, снижает продуктивность познавательной деятельности.

Читайте также:  Сколько дают парацетамола ребенку 5 лет

     Тревога может проявляться у детей ситуативно (например, если ребенку предстоит важный поход к врачу, или дальняя поездка). Как правило, тревога связана с будущим, которое еще не известно ребенку. Но если ребенок тревожится очень часто, если его тревога становится устойчивым состоянием, то можно говорить о возможности формирования у него тревожного характера. Ребенок склонный к тревожности, находится в подавленном настроении, у него плохо налажены контакты с внешним миром, который его пугает. Со временем это приводит к заниженной самооценке и пессимизму.


Признаки повышенной тревожности у детей

 Суетливость; двигательное беспокойство; часто повторяющиеся движения (сосание пальцев, дерганье ногой, обгрызание ногтей или кожи вокруг ногтей, кручение волос, частые моргания и т.д.); скованность движений; трудности со сном; боязнь любых, даже незначительных перемен; сильное беспокойство перед началом нового задания, работы; неуверенность в себе, отказ от новой деятельности; серьезность выражения лица (глаза опущены, избегает лишних движений, не шумит, предпочитает не выделяться); заниженная самооценка; частые страхи, тревога и беспокойство, возникающие в безопасной ситуации; также тревожных детей видно и в рисунках (движения быстрые, сильный нажим на карандаш, штриховка, особое внимание к мелким деталям) и многое другое…

Все эти признаки тревожности ребенок проявляет, если:

— Ребенок очень чувствителен и впечатлителен;— Неуверен в себе, и все время живет в ожидании негативных событий и последствий;

— Такие дети имеют склонность к вредным привычкам невротического характера (часто они грызут ногти, выдергивают волосы, и т. д.). Манипуляция с собственным телом снижает у них эмоциональное напряжение, успокаивают;

— У детей серьезное, сдержанное выражение лица, опущенные глаза, на стуле сидят аккуратно, стараются не делать лишних движений, не шуметь, предпочитают не обращать на себя внимание окружающих;

— В семье происходят значимые перемены (рождение второго, третьего и т.д. ребенка, смерть одного из родителей, развод или наоборот брак…);

— В семье принят непоследовательный тип воспитания. Нет четких представлений о том, в каких случаях наказывать детей, в каких нет…)

— Нет разумного распорядка дня, традиций, ритуалов…

— Ребенок из неблагополучной семьи (приемный, усыновленный, родители алкоголики или наркоманы…);

— Вы сами даете ребенку множество тревожных посылов: «Ты плохой… У тебя не получиться… У тебя все и всегда неправильно…» В этих случаях ребенок не будет уверен, что справиться даже с легким заданием;

— Ребенок уже пережил психологическую травму или травмирующее событие, с которым его психика не может справиться самостоятельно;

— Вы настолько «привязали» ребенка к себе, что без вас он теряется и даже если хочет справиться с каким-либо простым заданием, он не может, ему болезненно нужна ваша поддержка или одобрение…

Некоторые методики и тесты по определению тревожности:

1. Методика диагностики самооценки «Лесенка» (С.Г. Якобсон, В.Г. Щур).

2. Тест «Страхи в домиках» (А.И. Захаров и М.Панфилова), на выявление и уточнение преобладающих видов страхов (страх темноты, одиночества …)

3. Методика «Выбери нужное лицо», направлена на изучение эмоционального отношения и тревожности в социальных ситуациях (Тэммл Р., Дорки М., Амен В., адаптация Немов Р.С.).

4. Проективные методики:

«Рисунок человека»,

«Барашек в бутылке»,

«Нарисуй свой страх»,

«Кактус»,

«Несуществующее животное»…

Способы коррекции тревожности:

1. Подбор специальных индивидуальных и групповых коррекционных программ с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка.

2.  Наибольшим эффектом в работе с тревожными детьми обладают игры. Игры —  драматизации и сюжетные игры, по специально выбранным в целях снятия тревожности сюжетом.

3. Совместная деятельность Родитель — Ребенок.

4. Обратная связь педагога родителю (трудности, неудачи, успехи, домашнее задание).

5. Групповая работа с детьми с условно одинаковыми проблемами (дети смогут учиться на ошибках и неудачах, преодолевать трудности вместе…)

Советы Родителям тревожных детей:

— Всегда поддерживайте словом и делом своего ребенка чем бы он не занимался, какую бы деятельность не выполнял  (ребенок должен чувствовать, и постоянно убеждаться в том, что вы его любите и будите любить не зависимо от его достижений);

— В постоянно меняющемся и развивающемся внутреннем мире ребенка важна стабильность (будьте уверены в себе, устойчивы в своей семейной системе, последовательны в воспитании);

— Если перемены в семье неизбежны, поговорите с ребенком об этих изменениях, подготовьте его, принимая во внимание его чувства. Отсутствие информации — источник тревоги;

— Обсуждайте с ребенком предстоящий день: планы, дела, поездки…;

— Давайте ребенку положительные послания относительно его возможностей справляться с чем-то, что ему предстоит пережить или сделать. Не критикуйте, а направляйте, как нужно поступить правильно. Это поможет ребенку заниматься новыми видами деятельности без тревоги и страха за неудачу;

— Формируйте у ребенка адекватную самооценку (не сравнивайте его с другими детьми, все дети разные и особенные);

— Побольше гуляйте с вашим малышом, играйте вместе с ним, полезны игры с камушками, песком, природным материалом…);

— Не заставляйте делать то, что вызывает у ребенка тревогу, подождите пока он сам не захочет проявить себя, имейте терпение;

— И просто любите своих детей такими, какие они есть, ведь дети это самое огромное счаcтье, которое у нас есть…

Уважаемые читатели! Присылайте свои предложения, пожелания, замечания…

Буду рада помочь…

Источник