Диагностика ребенка 5 лет на пмпк

Диагностика ребенка 5 лет на пмпк thumbnail

Екатерина Пачулия
Комплекс диагностических методик для заключения на ПМПК

Методика «Кругозор»

С. А. Банков

(общая осведомленность, ориентация в пространстве и времени)

Цель:выявление общей осведомленности ребенка: о себе, своей семье, окружающим мире, а также способности к анализу и суждениям, установление эмоционального контакта.

Возраст: 5-7 лет.

п/п Вопросы

Общая осведомленность

1 Назови свою фамилию, имя (1 балл, отчество (2 балла)

2 Когда ты родился? Сколько тебе лет? Сколько лет тебе будет через год? (дата или месяц – 1 балл, число, месяц, год – 2 балла

3 Как зовут твоих родителей? (ФИО – 2б, ФИ – 1б)

4 Ты девочка или мальчик? Кем будешь,когда вырастешь: мужчиной или женщиной (1 балл?

5 В каком городе ты живешь (1 балл?

6 Каких ты знаешь диких животных? Назови (1 балл).

7 Каких ты знаешь домашних животных? Назови (1 балл).

8 Что делает почтальон (врач, учитель) (по 1 баллу за каждого?

9 Что больше 8 или 5 (1 балл? Посчитай от 3 до 6, от 9 до 2 (2 балла).

Ориентация во времени

10 Сейчас утро или вечер (1 балл?

11 Какое сейчас время года (1 балл?

12 Назови четыре времени года (в любом порядке) (4 балла).

13 Назови дни недели, начиная с понедельника (2 балл).

Ориентация в пространстве

14 Покажи свой правый глаз, левое ухо (1балл? Зачем нам нужны глаза, уши (1 балл?

Знание цветов

15 Ты любишь рисовать? Каково цвета этот карандаш (платье, книга) (1 балл?

Оценка результатов:

21 и более баллов – высокий уровень

15 — 20 баллов – хороший уровень

7 – 14 баллов – средний уровень

6 и менее баллов – низкий уровень

Методика «Аналогии»

(мышление: анализ, обобщение)

Цель: оценка умственных операций анализа и обобщения.

Возраст: 5-7 лет

Инструкция: «Я буду называть тебе тори слова. Два из них подходят друг другу, являются парой. Тебе надо будет придумать слово, подходящее по смыслу к третьему, то есть найти ему пару».

Слова:

1. ОКУНЬ – РЫБА, а РОМАШКА — …

2. МОРКОВЬ – ОГОРОД, а ГРИБЫ…

3. ЧАСЫ – ВРЕМЯ, а ГРАДУСНИК…

4. ГЛАЗ – ЗРЕНИЕ, а УШИ — …

5. ДОБРО – ЗЛО, а ДЕНЬ …

6. УТЮГ – ГЛАДИТЬ, а ТЕЛЕФОН -…

Оценка результатов: За каждый правильный ответ выставляется по два балла, если ребенок справился без помощи психолога, если с помощью – 1 балл, совсем не справился – 0 баллов.

10-12 – высокий;

7-9 — хороший;

4-6 – средний;

3 и менее – низкий.

Методика «10 картинок»

(зрительная память)

Цель: определение объема произвольного зрительного запоминания.

Возраст: 5-7 лет

Инструкция: «Сейчас я покажу тебе картинки, посмотри на них внимательно и постарайся их запомнить».

Процедура обследования: ребенку предъявляется 10 картинок (время предъявления – 15 секунд).

Оценка результатов:

За каждое правильное воспроизведение выставляется по одному баллу.

8-10 – высокий уровень

6-7 – хороший уровень

4-5 – средний уровень

3 и меньше – низкий

Методика «Четвертое лишнее»

Е. Л. Агаева

(образно-логическое мышление, классификации)

Цель: исследовать процессы образно-логического мышления, умственные операции анализа и обобщения у ребенка.

Возраст: 4-5 лет.

Стимульный материал: картинки с изображением 4 предметов,один из которых не подходит к остальным по следующим признакам: 1) по величине; 2) по форме; 3) по цвету; 4) по родовой категории (дикие – домашние животные, овощи – фрукты, одежда, мебель и др. – 4 шт. от простого к сложному)

Процедура проведения методики: ребенку предлагается серия картинок, на которых представлены разные предметы,в сопровождении следующей инструкции: «На каждой из этих картинок один из четырех изображенных на ней предметов является лишним. Внимательно посмотри на картинки и определи, какой предмет и, почему является лишним». На решение задачи отводится 3 минуты.

Оценка результатов. 10 баллов – ребенок решил поставленную перед ним задачу за время меньшее, чем 1 минута, назвав лишние предметы на всех картинках и правильно объяснив, почему они являются лишними. 8-9 баллов – ребенок правильно решил задачу за время от 1 до 1,5 минут. 6-7 баллов – ребенок справился с задачей за время от 1,5 до 2 минут. 4-5 баллов – ребенок решил задачу за время от 2 до 2,5 минут. 2-3 балла – ребенок решил задачу за время от 2,5 до 3 минут. 0-1 балл – ребенок за 3 минуты не справился с заданием.

Выводы об уровне развития.

10 баллов – очень высокий.

8-9 баллов – высокий.

Читайте также:  Длина кровати ребенка до 5 лет

4-7 баллов – средний.

2-3 балла – низкий.

0-1 балл – очень низкий

Методика «10 слов»

А. Р. Лурия

(слуховая память)

Цель: определение объема кратковременной слуховой памяти.

Возраст: 5-7 лет.

Инструкция: «Сейчас я буду называть тебе слова. Пожалуйста, слушай меня внимательно».

Процедура обследования: ребенку вслух называют 10 слов с интервалом в 1 секунду между словами.

Слова: лес, хлеб, окно, стул, вода, брат, конь, гриб, игла, мед.

Оценка результатов:

За каждое правильное воспроизведенное слова выставляется по одному баллу.

8-10 слов – высокий уровень (запомнил и воспроизвел за 5 попыток)

6-7 слов – хороший уровень (запомнил и воспроизвел за 5 попыток)

4-5 – средний уровень (запомнил и воспроизвел за 5 попыток)

3 и меньше – низкий (запомнил и воспроизвел за 5 попыток)

Методика «Домик»

Н. И. Гуткина

(произвольность внимания)

Цель: оценка уровня произвольности внимания.

Возраст: 5-10 лет.

Инструкция: «Перед тобой лежит лист бумаги, на котором нарисована картинка, и карандаш. На этом листе прошу тебя нарисовать точно такую же картинку. Не торопись, будь внимателен. Если же нарисуешь неправильно, то ничего стирать не нужно, рядом нарисуй правильно».

Когда ребенок говорит об окончании работы, ему надо предложить, все ли верно.

Ошибками считаются:

1. отсутствие какой-либо детали 4б.

2. увеличение отдельных деталей рисунка, 3б.

3. неправильно изображенный элемент рисунка 2б.

4. неправильное расположение деталей в пространстве рисунка (смещение забора вниз или вверх, трубы, отклонение колечек дыма более 30 от горизонтальной линии) 1б.

5. отклонение прямых линий более 30 от заданного направления. 1б.

6. разрывы между линиями в тех местах, где они должны быть соединены. 1б.

7. залезание линий одна за другую. 1б.

Оценка результатов:

0б. – высокий уровень

1-2б. – хороший

3-4б. – средний

более 4б. – низкий

Методика «Последовательные картинки»

А. Н. Бернштейн

(причинно-следственные связи)

Цель: изучение логического мышления, способности устанавливать причинно-следственные зависимости в наглядной ситуации, делать обобщения, составлять рассказ по серии последовательных картинок.

Возраст: 5-7 лет.

Оборудование: рисунок из четырех последовательных изображений. (Ниже представлены два варианта картинок). Картинки вырезаются по линиям. Надо отметить, что эта серия с явным сюжетом является легкой. Более сложные варианты — картинки со скрытым сюжетом, с незавершенным действием.

Процедура проведения: перед ребенком на столе в произвольном порядке кладут четыре картинки и предлагают рассмотреть их в течение 20—30 сек.Инструкция: «Все эти картинки про одного мальчика. Разложи их по порядку, что было сначала, что потом». Если ребенок не начинает работу,уточняют: «Что сначала делал мальчик? Положи эту картинку сюда, первой»; «А что потом?». После того как ребенок разложит картинки, предлагают составить по ним рассказ.

Анализ результатов.

— Дети с нормальным умственным развитием с интересом рассматривают картинки, понимают инструкцию и выполняют задание. Они самостоятельно устанавливают последовательность событий, раскладывают картинки в нужном порядке, сопровождают свои действия речью.Качество рассказа разное: от скупого описания до развернутого рассказа. Некоторые дети вносят в рассказ элементы собственного опыта или наблюдений.

— Дети умственно отсталые справляются с этим заданием значительно позже (к 7—8 годам). В 5—6 лет они ограничиваются называнием отдельных картинок («Мальчик», «Еще еще мальчик», «Кушает») с помощью наводящих вопросов. Последовательности изображенных на картинках действий они не устанавливают. Помощь не используют.

— Дети с задержкой психического развития проявляют интерес к заданию. К 6 годам им доступно понимание последовательности изображенных событий. Однако при раскладывании они часто нуждаются в наводящих вопросах. Затрудняются в составлении развернутого рассказа.

Методика «Найди отличия»

(концентрация внимания)

Цель:определить уровень внимания: насколько ребенок в состоянии, сохраняя в кратковременной и оперативной памяти образы виденного, практически их использовать, решая наглядные задачи.

Возраст: 4-7 лет.

Процедура проведения: перед ребенком на столе кладут по очереди 2 картинки и предлагают рассмотреть их в течение 20-30 сек.Инструкция: «На этик картинка одинаковые изображения, но что-то в них есть разное. Найди отличия на картинках». Необходимо внимательно посмотреть на две пары картинок и отметить, чем они отличаются.

Всего отличительных признаков в первой паре картинок 10, во второй — 7. Следовательно, ребенок максимально может набрать за этот тест 17 баллов. Время на выполнение этого задания – 4 минуты.

Оценка результатов:

16-17баллов — высокий уровень; 4-7балла — ниже среднего;

13-15 баллов — выше среднего; 0-3 балла — низкий уровень.

8-12 баллов – средний уровень;

Методика «Паровозик»

С. В. Велиева

(тревожность)

Цель: определить особенности эмоционального состояния ребёнка: нормальное или пониженное настроение, состояния тревоги, страха, удовлетворительную или низкую адаптацию в новой или привычной, социальной среде.

Читайте также:  Нормальная чсс у ребенка 5 лет

Возраст: 2,5-7 лет.

Направлена на определение степени позитивного (ППС) и негативного (НПС) психического состояния. Применяется индивидуально с детьми с 2,5 лет.

Стимульный материал: паровозик и 8 разноцветных вагончиков (красный, желтый, зеленый, синий, фиолетовый, серый, коричневый, черный). Вагончики беспорядочно размещаются на белом фоне.

Инструкция: «Рассмотри все вагончики. Давай построим необычный поезд. Первым поставь вагончик, который тебе кажется самым красивым. Теперь выбери из оставшихся самый красивый, и т. д.».

Необходимо, чтобы ребенок удерживал все вагончики в поле зрения. Чем младше ребенок, тем чаще повторяется инструкция, одновременно обводятся рукой оставшиеся вагончики.

Фиксируются: позиция цвета вагончиков; высказывания ребенка.

Обработка данных.

1 балл присваивается, если ребенок поставил вагончик фиолетового цвета на вторую позицию; черный, серый, коричневый – на третью; красный, желтый, зеленый – на шестую.

2 балла присваивается, если ребенок поставил вагончик фиолетового цвета на первую позицию; черный, серый, коричневый – на вторую; красный, желтый, зеленый – на седьмую, синий – на восьмую.

3 балла присваивается, если черный, серый или коричневый вагончик поставлен на первую позицию; синий – на седьмую; красный, желтый, зеленый – на восьмую позицию.

Оценка результатов:

Если в результате суммирования полученных данных,баллов оказывается:

менее 3 баллов – позитивное психическое состояние

4-6 балла – негативное психическое состояние низкой степени

7-9 балла – негативное психическое состояние средней степени

более 9 баллов – негативное психическое состояние высокой степени

Наряду с полученным индивидуальным результатом можно определить и общий психологический климат в группе. Для этого определяется сумма всех ППС (а) и НПС (б, разница между ними делится на количество детей и умножается на 100 %.

Оценка результатов:

— 70 % и выше – высокая степень благоприятности психологического климата (сБПК);

— 42 – 69 % — средняя сБПК;

— 26 – 41,9 % — незначительная сБПК;

— 0 – 25 % — начальная степень неблагоприятного психологического климата (сНПК);

-1 до – 25% -средняя сНПК;

— 26 % и ниже – сильная сНПК.

Методика «Какие предметы спрятаны в рисунках?»

(восприятие)

Цель: определить уровень восприятия.

Возраст: 3-7 лет.

Инструкция: Ребенку объясняют, что ему будут показаны несколько контурных рисунков, в которых как бы «спрятаны» многие известные ему предметы. Далее ребенку представляют рисунок и просят последовательно назвать очертания всех предметов, «спрятанных»в трех его частях: 1, 2 и 3.

Время выполнения задания ограничивается одной минутой. Если за это время ребенок не сумел полностью выполнить задание, то его прерывают. Если ребенок справился с заданием меньше чем за 1 минуту, то фиксируют время, затраченное на выполнение задания.

Примечание. Если проводящий психодиагностику видит, что ребенок начинает спешить и преждевременно, не найдя всех предметов, переходит от одного рисунка к другому, то он должен остановить ребенка и попросить поискать еще на предыдущем рисунке. К следующему рисунку можно переходить лишь тогда, когда будут найдены все предметы, имеющиеся на предыдущем ри-сунке. Общее число всех предметов, «спрятанных» на рисунках 1, 2 и 3, составляет 14.

Оценка результатов

10 баллов — ребенок назвал все 14 предметов, очертания которых имеются на всех трех рисунках, затратив на это меньше чем 20 сек.

9 баллов — ребенок назвал все 14 предметов, затратив на их поиск от 21 до 30 сек.

6-7 баллов — ребенок нашел и назвал все предметы за время от 31 до 40 сек.

4-5 баллов — ребенок решил задачу поиска всех предметов за время от 41 до 50 сек.

2-3 Балла — ребенок справился с задачей нахождения всех предметов за время от 51 до 60 сек.

0-1 балл — за время, большее чем 60 сек, ребенок не смог решить задачу по поиску и названию всех 14 предметов, «спрятанных» в трех частях рисунка.

Выводы об уровне восприятия

10 баллов — очень высокий.

8-9 баллов — высокий.

4-7 баллов — средний.

2-3 балла — низкий.

0-1 балл — очень низкий.

Источник

ПАКЕТЫ ДИАГНОСТИЧЕСКИХ МЕТОДИК ДЛЯ КОМПЛЕКСНОЙ ДИАГНОСТИКИ В УСЛОВИЯХ ПМПК
(По материалам группы: https://vk.com/autosanimus)
От 0 до 18 лет
Аннотация
Предлагаемые примерные пакеты диагностических методик разработаны на основе предварительно созданного Реестра диагностических методик для организации психолого-педагогического обследования на ПМПК, включающего следующие позиции: наименование методики, практика применения в Российской Федерации, краткая аннотация. Все диагностические средства Реестра были представлены в необходимом количестве для обследования детей каждой возрастной категории и распределены по соответствующим уровням образования:

Читайте также:  Ребенок от 4 до 5 лет папка передвижка

Дошкольный уровень образования:
— Диагностические методики для детей младенческого и ясельного возраста;
— Диагностические методики для детей для раннего возраста;
— Диагностические методики для детей младшего дошкольного возраста;
— Диагностические методики для детей старшего дошкольного возраста;

Уровень начального общего образования:
— Диагностические методики для детей начального школьного возраста.

Уровень основного общего образования:
— Диагностические методики для детей среднего школьного возраста;
— Диагностические методики для детей старшего школьного возраста и среднего профессионального образования.

На основании данного реестра разработаны примерные пакеты диагностических методик общим количеством 11 штук. В примерных пакетах представлена специфика диагностической деятельности различных специалистов ПМПК (психолога, логопеда, дефектолога) по следующим направлениям деятельности этих специалистов в рамках анализа особенностей развития различных категорий детей:
1. психологическая диагностика;
2. диагностика речевого развития (логопедическая диагностика);
3. диагностика уровней овладения программным материалом соответствующего уровня образования (дефектологическая диагностика в соответствии с категориями МКФ: «обучение и применение знаний: d130-d159»).

Каждая методика, входящая в соответствующий пакет диагностических средств была описана по следующей схеме:
— Краткая историческая аннотация и практика применения в Российской Федерации;
— Цель исследования;
— Стимульный материал;
— Методические рекомендации по процедуре проведения и анализу результатов;
— Анализируемые показатели;
— Профиль функционирования в соответствии с категориями МКФ;
— Ограничения использования с различными категориями детей.

В примерных пакетах / разделах отдельных пакетов диагностических методик, возможных к использованию психологом ПМПК, представлены методики, позволяющие оценить и проанализировать различные сферы психической деятельности ребенка и особенности развития его личности. В рамках каждого пакета / раздела пакета психологических диагностических средств выделяются следующие оцениваемые сферы:
— операциональные характеристики деятельности (темп деятельности, продуктивность деятельности, работоспособность, параметры внимания – устойчивость, возможность распределения, переключения);
— зрелость функции программирования и контроля и собственной регуляции;
— познавательная сфера, включающая оценку: особенностей мнестической деятельности; перцептивного-действенного компонента мышления; сформированность пространственно-временных представлений; вербально-логического компонента познавательной деятельности, в том числе уровня и особенностей понятийного мышления;
— эмоционально-личностные особенности (специфика коммуникации и аффективно-эмоционального реагирования, характер межличностного взаимодействия, личностные и характерологические особенности, включая самооценочные структуры, уровень притязаний).

В каждом пакете / разделе пакета диагностических методик, возможных к использованию логопедом ПМПК, представлены методики, позволяющие оценить особенности состояния всех компонентов и функций речи (логопедическая диагностика).

В каждом пакете / разделе пакета диагностических методик, возможных к использованию дефектологом ПМПК, представлены методики, позволяющие оценить уровень овладения программным материалом соответствующего уровня образования (обучение и применение знаний: d130-d159 в соответствии с МКФ).

В целом для каждого заявляемого возрастного диапазона и соотнесенных с ними примерных пакетах, определяющих специфику диагностической деятельности различных специалистов ПМПК, представлено следующее количество методик, позволяющих произвести качественно-уровневый анализ в четырех градациях для соответствующих доменов здоровья и доменов, связанных со здоровьем (в определениях МКФ):

— Для возрастного диапазона от 0 до 2 лет (младенческий и ясельный возраст) – 13 методик;
— Для возрастного диапазона от 2 до 3 лет (ранний возраст) – 19 методик;
— Для возрастного диапазона от 3 до 5 лет (младший дошкольный возраст) – 40 методик;
— Для возрастного диапазона от 5 до 7 лет (старший дошкольный возраст) – 56 методик;
— Для возрастного диапазона от 7 до 11 лет (младший школьный возраст) – 64 методик;
— Для возрастного диапазона от 11 до 15 лет (среднего школьного возраста) — 31 методика;
— Для возрастного диапазона от 15 до 18 лет (старшего школьного возраста и среднего профессионального образования) — 34 методики.

Логика составления каждого пакета диагностических методик предполагает, что специалист ПМПК (логопед, психолог или дефектолог) может выбрать из имеющегося достаточно широкого набора диагностикумов, именно те методики, которые подходят для обследования конкретного ребенка данного возраста и уровня психического развития. Тем более, что сами диагностические методики представлены по степени их усложнения, как, частично в каждом пакете, так и в разных возрастных диапазонах. Таким образом, использование специалистом всех оригинальных диагностических методик, включенных в данный пакет для обследования одного ребенка нецелесообразно ни по временным, ни по иным соображениям.

Распределение указанных направлений деятельности специалистов ПМПК по примерным пакетам и методическим средствам в соответствии различными возрастными диапазонами и уровнями образования представлено в примерных пакетах расположенных справа.

РЕЕСТР ДИАГНОСТИЧЕСКИХ МЕТОДИК ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ НА ПМПК ОТ 0 ДО 18 ЛЕТ

Источник