Диагностика развития ребенка заключение

Диагностика развития ребенка заключение thumbnail

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

по итогам индивидуального психолого-педагогического обследования

ребенка

Ф.И.О. ребенка: К.М.Д. Возраст: 5,4 года (16.02.13)

Причина обследования: по запросу папы – К.Д.А., с согласия родителей.

Диагност: педагог-психолог МАДОУ №1 д/с «Ласточка» Шпилевая И.Е.

Сроки проведения обследования: с 19.06.18 г. по 20.06.18 г.

Используемые методы: беседа; тест «Способность к обучению в школе» Г. Вицлак (диагностика психологической готовности детей 5,5–7 лет к школьному обучению, уровня умственного развития ребенка); методика определения мотивов учения старших дошкольников М. Р. Гинзбург (выявить относительную выраженность различных мотивов, побуждающих к учению детей старшего дошкольного возраста); методика «Диктант» Д. Б. Эльконина (оценить такие показатели произвольности поведения как умение слушать и понимать, а затем в точности выполнять каждую инструкцию педагога, выполнять действие по инструкции, соблюдая требования и придерживаться образца); методика «Лесенка» В. Г. Щур (определить особенности самооценки ребенка (как общего отношения к себе) и представлений ребенка о том, как его оценивают другие люди); методика «Паровозик» С.В. Велиева (оценка особенностей эмоционального состояния ребёнка: нормальное или пониженное настроение, состояния тревоги, страха, удовлетворительная или низкая адаптация в новой или привычной, социальной среде; определение степени позитивного (ППС) и негативного (НПС) психического состояния); методика исследования эмоционального состояния Э. Т. Дорофеева (оценка эмоционального состояния ребенка через изменение сдвига чувствительности по трем основным цветам).

Результаты: обследование проводилось по запросу и с согласия родителей (папы: К.Д.А.). Причина обращения – оценка возможности поступления Максима в школу на седьмом году жизни (в 6,6 лет).

По результатам проведения теста «Способность к обучению в школе» можно сделать вывод о том, что у Максим уровень интеллектуальной готовности к обучению в школе выше среднего – 76%. По результатам анализа субтеста №1 «История в картинках» ребенок хорошо отразил смысловую связь в картинках; существенные и второстепенные события и признаки описал с одинаковым вниманием, но довольно сухо. С субтестом №2 «Знание цветов» Максим справился хорошо, но перепутал цвета желтый и зеленый (в нескольких заданиях), назвал правильно только после уточнения педагогом. Согласно результатам субтеста №3 «Заучивание четверостиший» и субтеста №12 «Воспроизведение четверостишья» отмечено, что при воспроизведении заученного четверостишья, Максим допускает ошибки: пропускает, либо заменяет слова в обоих частях четверостишья, кроме того ребенок не смог вопроизвести заученное четверостишье через короткий промежуток времени (кратковременная память) – требуется развивать слухо-речевую память. При выполнении субтеста №4 «Знание названий предметов» ребенок легко справился с заданием. Согласно данным полученным при выполнении субтеста №5 «Процесс счёта», субтеста №6 «Порядок счёта», субтеста №8 «Восприятие количества» выявлено, что у мальчика хорошо сформирован навык пересчета до 20, и пересчета количества изображенных предметов (пересчет осуществляет проговариванием вслух), сформировано понятие «больше-меньше». Согласно данным субтеста №7 «Классификация предметов», можно отметить, что ребенок самостоятельно осуществляет классификацию предметов по группам. Субтест № 9 «Размещение фигур» свидетельствует о том, что у Максима достаточно хорошо развито восприятие формы, возникли трудности с определение «ромба». Субтест № 10 «Сравнение картинок» показал, что у Максима достаточно хороший уровень распределения и сосредоточения внимания. Результаты выполнения субтест №11 «Дифференциация цвета и формы» показали, что Максим достаточно хорошо дифференцирует понятие цвет и форма, с заданием справился самостоятельно, однако вновь перепутал желтый и зеленый цвета (правильный ответ дал также после уточнения). Согласно субтеста №13 «Нахождение аналогий» необходимо отметить, что у мальчика достаточно хорошо развито словесно-логическое мышление, в том числе операция аналогии. Субтест № 14 «Срисовывание» Срисовывание фигур» показал, что у ребенка достаточно хорошо сформированы навыки графической деятельности, однако вызвало затруднение повторение узора, напоминающего прописной шрифт. По результатам проведения субтеста №15 «Описание картинки», сделан вывод о том, что при составлении рассказа по картинке Максим использует достаточно беглую речь, но совершает паузы (проявление тревоги), составляет сложные предложения, но стереотипно использует один союз. Кроме того, отмечено нечеткое произношение некоторых звуков – возможно, требуется работа с логопедом по постановке звуков.

Полученные данные являются нормой для обследуемого возрастного периода.

Согласно данным, полученным при проведении методики на определение мотивов учения старших дошкольников М. Р. Гинзбурга, можно отметить, что у Максима сниженный уровень мотивации: преобладание игровых мотивов, из менее значимых мотивов – оценочный. На основании полученных данных по этой методике, можно сделать вывод о том, что для ребенка на данном этапе развития в понятии «школьное обучение» интересует перспектива игрового взаимодействия с детьми, а не получение учебных знаний, кроме того для мальчика не маловажна похвала значимых для него взрослых – мамы, папы и др., это отражается в выборе второстепенного мотива – получение хороших отметок в школе.

На основании проведения методики «Диктант» Д. Б. Эльконина, можно сделать следующие выводы: у Максима закреплено знание пространственных понятий и умение работать на листе бумаги; уровень произвольности поведения соответствует показателям выше среднего. Произвольная регуляция сформирована достаточно – Максим точно выполняет действия, вслед за словесной инструкцией педагога, однако следует обратить внимание на понимание и точное выполнение ребенком сложных словесных инструкций (инструкции в 3 – 4 действия). Самостоятельность при выполнении заданий развита на среднем уровне (выполняет задание по наглядному образцу, практически не нуждаясь в помощи взрослого), однако требуется закрепление данного навыка.

Читайте также:  Развитие ребенка в мытищи

Результаты проведенного психолого-педагогического обследования ребенка по методике «Лесенка» В.Г. Щур, показали, что у Максима адекватная самооценка (ставит себя на 4 ступеньку лестницы, обдумав задание, объясняет это тем, что он бывает хорошим – когда его хвалят взрослые, и не очень хорошим – когда его ругают, за неправильные поступки), при этом она считает, что мама и папа оценивают его выше, чем он сам себя оценил, это говорит о том, что ребенок эмоционально благополучен и психологически защищен в семье, мальчик считает, что мама и папа могут поставить его на нижнюю ступень, только чтоб он не упал (это может говорить об излишней опеке в семье, в этом случае необходимо перестроить линию семейного воспитания в сторону предоставления ребенку большей самостоятельности, возможности самостоятельного выбора чего-либо (варианты на выбор, которые предоставляется ребенку должны быть обязательно приемлемыми и для родителей).

Результаты обследования ребенка по методике «Паровозик» С.В. Велиевой, показали, что нервно-психическое состояние на момент общения с психологом соответствует позитивному психическому состоянию, ребенок не испытывает тревоги, страха, Максим воспринимает ситуацию обследования как привычную для него, эмоциональное состояние положительное.

Согласно данным полученным по методике исследования эмоционального состояния дошкольника Э. Т. Дорофеевой нами сделан вывод о том, что во время диагностического обследования у Максима преобладало положительное эмоциональное состояние, соответствующее функциональному возбуждению ЦНС: ребенок испытывает устойчивые положительные эмоции, связанные с удовлетворением личностной потребности в познавательном взаимодействии; настроение радостное.

Заключение: уровень интеллектуальной готовности Максима к обучению в школе выше среднего; уровень мотивации к учебной деятельности снижен: преобладание игровых мотивов, из менее значимых мотивов – оценочный; уровень произвольности поведения соответствует показателям выше среднего; личностная самооценка адекватная; на момент обследования позитивное психическое состояние, устойчивые положительные эмоции.

Рекомендации родителям:

1. Избегайте чрезмерных требований к ребенку (в области обучающей и развивающей деятельности), следите, чтобы нагрузка не была для ребенка чрезмерной

2. Обратите внимание на понимание и точное выполнение Максимом сложных словесных инструкций (инструкции в 3 – 4 действия).

3. Требуется закрепление навыка самостоятельности выполнения заданий по наглядному образцу.

4. Требуется развивать слухо-речевую память.

5. Перед поступлением в школу необходимо развить у ребенка учебную мотивацию.

Дата: 20.06.18

Педагог-психолог ______________________ Шпилевая И.Е.

Источник

Дзарахохова Светлана
Заключение по результатам психологического обследования детей подготовительной группы

Заключение

по результатам психологического обследования

детей подготовительной группы.

Диагностическое обследование детей проводилось в подгрупповой и индивидуальной форме с 1 декабря по 15 декабря 2015г. Обследовано 13 детей из 14 (один ребенок на момент диагностики отсутствовал).

Уровень сформированности предпосылок к учебной деятельности у детей выявлялся с помощью программы Н. Я. Семаго, М. М. Семаго «Скрининг – обследование готовности к школьному обучению», состоящей из пяти заданий.

Цель скрининг – обследования: оценить уровень умственного развития и познавательной сферы детей старшей группы.

Детям предлагались индивидуально 10 заданий, которые были направлены на изучение психических процессов:

• внимания

• восприятия цвета, формы, величины, слухового

• памяти слуховой, зрительной,опосредованной

• мышления

• речи

По итогам скрининг — обследования были получены следующие результаты.

В задании №1показателем был умственный возраст, который мог расходиться с хронологическим. Умственный возраст определялся по успешности выполнения тестовых заданий.

• Высокий уровень – 1 детей (8%)

• Средний уровень — 5 детей (38%)

• Ниже среднего – 4 ребенка (31%)

• Низкий уровень – 2 ребенка (23%)

В задании № 2 для диагностики внимания используется игровое задание «Сравни картинки».

• Высокий уровень – 6 детей (55%)

• Средний уровень — 6 детей (39%)

• Не справился – 1 ребенок (6%)

В задании № 3изучаетсявосприятия цвета, которое исследуется в ходе игры «Разложи кружочки по коробочкам».

• Высокий уровень – 11 детей (84%)

• Средний уровень – 2 детей (16%)

В задании № 4Восприятие формы проверяется с помощью игры-классификации «Разложи геометрические фигуры».

Все 100% детей справились с заданием.

Задание № 5 диагностика восприятия величины проводится с помощью задания «Разложи полоски».

• Высокий уровень – 9 детей (70%).

• Средний уровень — 2 ребенка (15%).

• Не справились – 2 ребенка (15%)

Задание № 6оценка слухового восприятия осуществляется с помощью пробы «Понимание текста».

• Высокий уровень – 4 ребенка (31%).

• Средний уровень – 4 ребенка (31%).

• Не справились – 5 детей (38%)

Задание №7исследования слуховойпамяти, используется методика «Десять слов».

• Высокий уровень – 6 детей (46%).

• Средний уровень – 3ребенка (23%).

• Не справились – 4 ребенка (31%)

Задание №8 уровень развития зрительной памяти определяется с помощью предметных картинок.

Читайте также:  Стили воспитания в семье его влияние на развитие ребенка

Высокий уровень – 10 детей (77%).

• Средний уровень – 2ребенка (15%).

• Не справились – 8 детей (31%)

Задание №9 оценка уровня речевого развития и процессов мышления позволяет методика «Последовательность событий»

Мышление:

• Высокий уровень – 2 ребенка (15%).

• Средний уровень – 5детей (38%).

• Не справились – 6 детей (47%)

Речь:

• Высокий уровень – 3 ребенка (23%).

• Средний уровень – 6 детей (46%).

• Не справились – 4 детей (31%)

По общим результатам индивидуального обследованияполучены следующие показатели:

30%- высокий уровеньумственного развития и познавательной сферы детей

54%- средний уровень умственного развития и познавательной сферы детей

15%-низкий уровень умственного развития и познавательной сферы детей

ВЫВОДЫ:

В группе у большинства детей отмечается средняя умеренная работоспособность со средней продуктивностью деятельности. У половины детей снижен учебный интерес, наблюдается пресыщение деятельностью к середине или концу занятия. Для продуктивности их деятельности требуется дополнительная мотивация, различные виды помощи и стимуляции, организационные воздействия.

61% детей способны полностью принимать вербальную инструкцию взрослого и сохранять ее до конца задания. У остальных детей наблюдаются трудности в удержании инструкции до конца задания или сохранении программы действий из-за низкой организации психической активности. Этим детям необходима пошаговая подача инструкции (кратко и максимально содержательно) и стимуляция произвольности поведения и учебной деятельности.

Рекомендуется:

дополнительная индивидуальная работа в группе: развитие простой и сложной классификации (сначала на картинках, затем образно вербально);

обобщение предметов по существенному или функциональному признаку, объяснять мотив выделения «лишнего»;

выделять сходство и различия (Чем отличаются лошадь и кошка?Чем они похожи);

групповые игры на активизацию внимания и мышления;

развитие разговорной речи детей по картинкам;

3 детям рекомендовано посещение дополнительных коррекционно — развивающих занятий у психолога (Лана К., Лиза Ч., Азамат Г., а также индивидуальная работа в группе по развитию мышления, внимания и памяти.

Педагог – психолог

Дзарахохова СК___

Источник

галина кривоножкина
Аналитическая справка по итогам педагогической диагностики индивидуального развития дошкольников 4–5 лет

Аналитическая справка

по итогам педагогической диагностики индивидуального развития

дошкольников 4-5 лет группа №5 за 2018-2019 учебный год

Воспитатели: Кривоножкина Галина Васильевна, Алиева Анна Викторовна

Количество детей: 28 ребенок, 2 ребенка отсутствовали во время диагностики.

Цель диагностики: Изучение процесса индивидуального развития детей шестого года жизни, выявление результативности образовательного процесса как основы педагогического планирования и проектирования условий, необходимых для создания социальной ситуации развития детей.

Проектирование проведения диагностики:

Первый этап — проектировочный. Определяем цели диагностики (например, оценить проявления детьми старшей группы активности и любознательности, выявить проявляющиеся при этом индивидуальные особенности).

Второй этап — практический. Проведение диагностики. Для этого необходимо определить ответственных, обозначить время и длительность диагностики, а также способы фиксации результатов (запись в блокноте, на диагностических карточках, на магнитофон, видеокамеру и т. д.).

Третий этап — аналитический. Анализ полученных фактов, получение количественных данных. Анализ позволяет установить, почему результат того или иного ребенка отличается или не отличается от его прежнего результата, от результатов других детей или же существенно отклоняется от нормы (яркое достижение или большая проблема).

Четвертый этап — интерпретация данных. Интерпретация воспитателем полученных фактов — основной путь понимания ребенка и прогнозирования перспектив его развития. Любые количественные показатели обладают возможностью их различного толкования, порой диаметрально противоположного.

Пятый этап –целеобразовательный: он предполагает определение актуальных образовательных задач для каждого ребенка и для группы в целом. Результаты диагностики используются преимущественно для обнаружения сильных сторон ребенка и определения перспектив его развития.

Форма организации мониторинга – диагностическая карта.

Инструментарий:

• Проблемные ситуации

• Вопросы

• Поручения

• Ситуации наблюдения

Оценка педагогическогопроцесса овладения каждым ребенком необходимыми навыками и умениями по образовательным областям:

1 балл — навык не сформирован

2 балла – навык находится на стадии формирования

3 балла – навык сформирован

По итогам проведения диагностикибыли получены следующие результаты:

Образовательная область: «Социально-коммуникативное развитие»

Начало года:

Высокий уровень – 0%

Средний уровень -92,4%

Низкий уровень -7.6%

Конец года:

Высокий уровень – 92,8%

Средний уровень -7,2%

Низкий уровень — 0%

Вывод: В ходе диагностики у большинства воспитанников выявлена положительная динамика освоения образовательной программы в данной образовательной области, Результаты отражают состояние возрастной нормы развития. Выявлена незначительная часть контингента воспитанников, у которых недостаточно сформированы социально-коммуникативные умения в виду особенностей их индивидуального развития. Дети испытывают затруднения в поддержке ролевых диалогов, имеют недостаточные представления о мужских и женских профессиях, не употребляют в своей речи слова, обозначающие эмоциональное состояние человека, этические качества, эстетические характеристики.

Пути решения проблемы: Создать индивидуальную образовательную траекторию для детей с недостаточным уровнем развития. Больше уделять внимания обогащению сюжетных игр, умению вести ролевые диалоги, принимать игровые задачи, общаться со взрослыми и сверстниками. Продолжать работу по формированию представлений у детей о мужских и женских профессиях через использование дидактических и сюжетных игр.

Читайте также:  Примерные ориентиры развития ребенка

Образовательная область: «Познавательное развитие»

Начало года:

Высокий уровень – 0%

Средний уровень -96,2%

Низкий уровень -3,8%

Конец года:

Высокий уровень – 96,4%

Средний уровень -3,6%

Низкий уровень – 0

Вывод: Большая часть детей усвоила программный материал без определенных трудностей. Результаты отражают состояние возрастной нормы развития воспитанников, отмечается положительная динамика. Выявлена незначительная часть контингента воспитанников, у которых недостаточно сформирована познавательная активность в виду особенностей их индивидуального развития. В ходе проведения диагностики выявлены затруднения в ориентации в пространстве (на себе, на другом человеке, от предмета, на плоскости; в назывании времен года, их признаков и последовательности.

Пути решения проблемы: Продолжать работу по формированию целостной картины мира, взаимодействовать с семьей по реализации образовательной программы дошкольного образования. Организация индивидуальной образовательной деятельности с детьми, имеющими затруднения в освоении программного материала по данной образовательной области

Образовательная область: «Речевое развитие»

Начало года:

Высокий уровень –0%

Средний уровень -88,6%

Низкий уровень -11,4%

Конец года:

Высокий уровень – 89,2%

Средней уровень -7,2%

Низкий уровень – 3,6%

Вывод: В целом, результаты большинства детей в пределах возрастной нормы развития, отмечается положительная динамика. Выявлена незначительная часть контингента воспитанников, у которых недостаточно сформированы речевые навыки, в виду особенностей их индивидуального развития. В ходе проведения диагностики выявлены затруднения у детей в поддержании беседы, использовании всех частей речи; в подборе и понимании слов-антонимов; затруднения при составлении рассказов по опорной схеме; в не умении повторить образцы описания игрушки.

Пути решения проблемы: Продолжать знакомить детей со словами — антонимами, учить детей использовать все части речи в монологической и диалогической речи, вести индивидуальную работу по обработке речевых навыков, развивать фонематический слух.

Образовательная область: «Художественно – эстетическое развитие»

Начало года:

Высокий уровень – 0%

Средний уровень -84,8%

Низкий уровень -15,2%

Конец года:

Высокий уровень – 92.8%

Средний уровень – 7,2%

Низкий уровень – 0%

Вывод: Результаты освоения программного материала по образовательной области «Художественно – эстетическое развитие» большей части детей группы в пределах возрастной нормы. Отмечается положительная динамика. В ходе проведения диагностики было выявлено, что у некоторых дети недостаточно сформированы умения правильно держать ножницы, и резать ими, не называют и не узнают песни по мелодии, не знают и не используют элементы некоторых видов народного прикладного творчества.

Пути решения проблемы: Продолжать формировать у детей умения вырезать ножницами, слушать музыкальные произведения, знакомить с элементами некоторых видов народного прикладного творчества, учить использовать их в своей творческой деятельности. Организация индивидуальной образовательной деятельности с детьми, имеющими затруднения в освоении программного материала по данной образовательной области

Образовательная область: «Физическое развитие»

Начало года:

Высокий уровень – 0%

Средний уровень -92,4%

Низкий уровень -7,6%

Конец года:

Высокий уровень – 82,8%

Средней уровень-7,2%

Низкий уровень -0%

Вывод: Результаты большинства детей в пределах возрастной нормы развития, отмечается положительная динамика. Выявлено, что некоторая часть контингента детей испытывают трудности в умении определять положение предметов в пространстве, двигаться в нужном направлении, находить правую и левую руки, строиться по заданию взрослого в шеренгу, в колонну по одному, парами, в круг. Ловить мяч с расстояния. Метать мяч разными способами правой и левой руками, отбивать от пола.

Пути решения проблемы: Продолжить работу по обучению детей строевым упражнениям (строится в шеренгу по заданию педагога, определять левую и правую руку. Проводить подвижные и малоподвижные игры на ориентировку в пространстве, определения своего место положения в пространстве и подвижные и малоподвижные игры с мячом.

Таким образом, у большинства воспитанников выявлена положительная динамика освоения образовательной программы по всем образовательным областям. Результаты отражают состояние возрастной нормы развития воспитанников. Выявлена незначительная часть контингента воспитанников, у которых имеются затруднения в освоении образовательной программы, в виду особенностей их индивидуального развития.

Факторы, положительно повлиявшие на результаты педагогической диагностики: В течение года проводилась работа,направленная на повышение качества усвоения программы детьми: применение проектного метода в рамках комплексно-тематического планирования образовательного процесса, с использованием ИКТ, построение индивидуальной траектории развития дошкольников по индивидуальным образовательным маршрутам, развивающей среды (центров активности, включение родителей (законных представителей) в образовательный процесс ДОО; меры, направленные на улучшение посещаемости (укрепление здоровья детей, закаливающие мероприятия и т. д.,Совершенствование профессионализма через самообразование: участие в вебинарах, дистанционных конкурсах для педагогов, посещение консультаций, мастер – классов, семинаров-практикумов.

Планируемая работа по совершенствованию и корректированию образовательной работы с детьми на следующий учебный год:

1. Продолжать работу, направленную на улучшение посещаемости детей (укрепление здоровья детей, закаливающие мероприятия и т. д.).

2. Продолжать работу по индивидуальным образовательным маршрутам воспитанников с признаками одаренности и детьми, имеющими затруднения.

3. Самообразование педагогов.

4. Работа по взаимодействию педагогов ДОО с семьями воспитанников.

Воспитатели:

Кривоножкина Г. В.

Источник