Диагностика развития ребенка по абдурасуловой

Диагностика развития ребенка по абдурасуловой thumbnail

№ п/п

Название методики, автор

Исследуемый процесс

Возраст

1.

ГБУ НСО «ОЦДК»

Пакеты диагностических методик для комплексной диагностики в условиях ПМПК. Методические рекомендации для специалистов ПМПК

Пакет № 1

Методические средства, для оценки развития детей младенческого и ясельного возраста (от 0 до 2 лет) различными специалистами ПМПК.

Примерные диагностические средства для диагностики уровня овладения программным материалом дошкольного уровня образования детей раннего возраста (от 2 до 3 лет) (учителем-дефектологом).

Пакет № 4 Методики, используемые учителем-дефектологом ПМПК для оценки уровня овладения программным материалом дошкольного уровня образования детьми старшего дошкольного возраста (от 3 до 5 лет).

Пакет № 6  Методики, используемые учителем-дефектологом ПМПК для оценки уровня овладения программным материалом дошкольного уровня образования детьми старшего дошкольного возраста (от 5 до 7 лет).

Пакет № 9  Методики, используемые учителем-дефектологом ПМПК для оценки уровня овладения программным материалом начального общего образования детьми младшего школьного возраста (от 7 до 11 лет).

Пакет № 10 Методические средства для оценки особенностей девиантного поведения несовершеннолетних в возрасте от 11 до 15 лет.

Методические средства для оценки состояния компонентов речевого развития ребенка среднего школьного возраста (от 11 до 15 лет).

Методические рекомендации по специфике проведения диагностики уровня овладения программным материалом общего уровня образования для различных категорий детей среднего школьного возраста (от 11 до 15 лет).

Методические средства для диагностики уровня овладения программным материалом детьми старшего школьного возраста и среднего профессионального образования (от 15 до 18 лет) учителем-дефектологом ПМПК.

от 0 до18 лет

2.

Забрамная С. Д., Боровик О. В. Практический материал для проведения психолого-педагогического обследования детей»

Пространственно-временные понятия и отношения

Сформированность сенсорных эталонов

Особенности развития мышления

Эмоционально-волевая сфера

Связная речь

3-7 лет

3.

Семаго Н. Я., Семаго М. М. «Диагностический альбом для оценки развития познавательной деятельности ребенка»

Зрительное восприятие («Узнавание недорисованных изображений», «Нелепицы»)

Мышление («Исключение понятий», «Исключение предметов», «Понимание прочитанного текста», «Составление рассказа по последовательному ряду картинок» (Х. Бидструп))

Пространственные представления (Понимание и употребление предлогов, обозначающих взаимное расположение объектов

Складывание разрезных картинок (А. Н. Бернштейн)

3-7 лет

4.

Стребелева Е.А., Мишина Г.А., Разенкова Ю.А., Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста

Методика обследования познавательного развития, диагностическое обучение, качественна и количественная оценка действий ребенка 2-3 лет.

Задания для обследования детей 3—4 лет.

Задания для обследования детей 4—5 лет.

Задания для обследования детей 5—6 лет.

Задания для обследования детей 6—7 лет.

Дошк.

Мл.шк

5.

Диагностика уровня развития детей дошкольного возраста/ авт.-сост. М.П. Злобенко и др.

Речь (понимание обращенной речи, связная речь, словарный запас)

ФЭМП (количество, величина, геометрические фигуры, ориентировка в окружающем пространстве, ориентировка во времени)

Логическое мышление: (группировка по цвету, величине, форме; разрезные картинки; выделение лишнего; последовательные картинки; «Сравни пары предметов»; логические задачи)

3-7 лет

6.

Диагностика психофозических процессов и речевого развития детей 3-7 лет/ авт. — сост. О.А. Романович

Запас представлений об окружающем мире (вопросы в соответствии с возрастом ребенка)

Моторная сфера:

— задания на исследование общей моторики

— задания на исследование оптико-кинестетической организации движения (сделать «зайчика», «козу», сложить 1-й и 2-й пальцы в кольцо, «Пальчики здороваются», «Поочередное сгибание и разгибание пальцев на руке», «кулак-ребро-ладонь», «Застегивание пуговиц»)

— задания на исследование зрительно-пространственного гнозиса

— задания на исследование графических навыков

Пространственные представления:

— определи местонахождение предмета, расположение предмета по инструкции в определенном месте

— соотнесение события со временем его происшествия

Мышление:

— «4-й лишний»

— «Разрезные картинки»

— «Назови одним словом все предметы на картинке» (наглядно)

— «Назови одним словом предметы, которые названы» (на слух)

— «Сравни картинки»

— Сериация (по цвету, величине, действию)

— Систематизация («Найди место предмета в пустом окошке»)

Конструктивный праксис:

— «Собери пирамидку»

— «Построй фигуру из палочек»

— «Сложи кубики с картинками»

— «Собери матрешку»

Речь:

Задания на исследования импрессивной речи

Задания на исследование сенсомоторного уровня речи (общее звучание речи, артикуляционная моторика, звукопроизношение, лексика, связная речь)

3-7 лет

7.

Бабкина Н.В. Оценка готовности к школьному обучению детей с задержкой психического развития

Блок 1. Диагностика пространственного восприятия

Блок 2. Диагностика произвольного внимания и регуляции деятельности

Блок 3. Диагностика умственного развития

Блок 4. Диагностика знаний и представлений об окружающем мире и развития речи

Блок 5. Диагностика сформированности учебной мотивации

Дошк.

Мл.шк

8.

Л.С. Цветкова «Методика нейропсихологической диагностики детей»

Исследование общего состояния психической сферы и личности ребенка

Развернутая методика нейропсихологического обследования детей:

— двигательная сфера;

— познавательные процессы: восприятие, память, внимание;

— речь и речевые процессы;

— исследование письма;

— исследование чтения;

— интеллектуальная деятельность;

— исследование счета;

— эмоционально-волевая сфера

Дошк.

Мл.шк

9.

Вархотова Е. К., Дятко Н. В., Сазонова Е. В. – «Экспресс-диагностика готовности к школе»

Читайте также:  Стадии развития ребенка по колбергу

Субтест 1. «Нелепицы»

Субтест 2. Пространственно-арифметический диктант

Субтест 3. Последовательные картинки

Субтест 4. Геометрические фигуры

Субтест 5. Аналогии

Субтест 6. Логопедический

Субтест 7. Запрещенные слова

Субтест 8. Ключи

Субтест 9. Чтение

Субтест 10. Рисунок человека

Субтест 11. Составление слов

Дошк.

10.

Дети-сироты: консультирование и диагностика развития./ Под ред. Е.А.Стребелевой

Методика проведения психолого-педагогического обследования  детей-сирот  разного возраста

Дошк.

Мл.шк.

11.

Верещага И.В. Психолого-педагогическая диагностика детей с тяжелыми и множественными нарушениями, включающими нарушения зрения и слуха

Методика проведения психолого-педагогического обследования  детей с тяжелыми и множественными нарушениями, включающими нарушения зрения, слуха, двигательной и познавательной функций, так и их различные сочетания

Дошк.

Мл.шк.

12.

Школьный  тест  умственного  развития  (ШТУР). К.М.Гуревич, М.К.Акимова, Е.М.Борисова, В.Г.Зархин, В.Т.Козлова, Г.П.Логинова

«Общая осведомленность»,  «Классификация», «Аналогии», «Обобщения», «Правила построения числового ряда»

 6-9 кл.

13.

Тест умственного развития младших школьников (ТУРМШ). К.М.Гуревич, В.П.Арсланьян

«Общая осведомленность»,  «Классификация», «Аналогии», «Обобщения», «Последовательные картинки», «Геометрические аналогии»

2-4 кл.

14.

И.В. Барякина Е.С. Будникова Е.А. Екжанова Н.Д. Копылова Л.М. Лапшина В.А. Левченко Е.Г. Пашнина Т.А. Полуянова  Е.В. Резникова М.Б. Хабибулина Ю.Н. Юмадилова «Контрольно-диагностический инструментарий по русскому языку, чтению и математике для учащихся специальной коррекционной школы (к программам С (К) ОУ VIII вида)»

Раздел I. Контрольно-измерительные материалы для обучающихся 1–4 классов с нарушением интеллекта

Раздел II. Контрольно-измерительные материалы для обучающихся 1–9 классов с умеренной умственной отсталостью

Раздел III. Контрольно-измерительные материалы для обучающихся 5–9 классов с нарушением интеллекта

1-9 кл.

15.

Лусканова Н.Г. Методы исследования детей с трудностями в обучении.

Анкета «Оценка уровня школьной мотивации».

Дошк.

Мл.шк

16.

https://www.inclusive-edu.ru/materialy-proekta-1-pmpk/reestry-diagnosticheskihmetodik/

(Институт проблем инклюзивного образования МГППУ)

Реестры диагностических методик

  • Реестр диагностических методик для организации психолого-педагогического обследования на ПМПК для детей младенческого и ясельного возраста (от 0 до 2 лет)
  • Реестр диагностических методик для организации психолого-педагогического обследования на ПМПК для детей раннего возраста (от 2 до 3 лет)
  • Реестр диагностических методик для организации психолого-педагогического обследования на ПМПК для детей младшего дошкольного возраста (от 3 до 5 лет)
  • Реестр диагностических методик для организации психолого-педагогического обследования на ПМПК для детей старшего дошкольного возраста (от 5 до 7 лет)
  • Реестр диагностических методик для организации психолого-педагогического обследования на ПМПК для детей школьного возраста для уровня начального общего образования (от 7 до 11лет)
  • Реестр диагностических методик для организации психолого-педагогического обследования на ПМПК для детей школьного возраста для уровня основного общего образования (от 11 до 15 лет)
  • Реестр диагностических методик для организации психолого-педагогического обследования на ПМПК для детей школьного возраста уровня старшего школьного возраста и среднего профессионального образования (от 15 до 18 лет)

от 0 до18 лет

17.

Методические рекомендации по организации деятельности психолого-медико-педагогических комиссий в РФ

Организация деятельности учителя-дефектолога на ПМПК по определению специальных условий образования

Методики, используемые учителем-дефектологом

от 0 до18 лет

Источник

Статья:

В статье раскрываются вопросы диагностики нарушений счетных навыков у школьников начальных классов. Представлена типология и примеры заданий, направленных на выявление у учащихся уровня развития памяти, внимания, мышления, пространственных и временных представлений как составляющих комплексной диагностики дискалькулии.

В последнее время наблюдается тенденция к увеличению числа учащихся общеобразовательных школ, имеющих трудности в освоении математических знаний. К характерным ошибкам и затруднениям относятся: незнание состава числа, трудности усвоения принципа образования чисел в натуральном ряду и записи в десятичной позиционной системе счисления; несформированность количественных отношений («больше», «меньше», «столько же»); неосознанное (как считалка) воспроизведение порядка следования чисел в натуральном ряду; трудности установления отношения числа к его «соседям»; затруднения в определении места числа в ряду натуральных чисел; недостаточное овладение математическим словарем (речь отличается терминологической скудностью, неточностью); трудности в освоении устной нумерации (неправильное чтение чисел); некорректное представление о графической структуре цифр; элементарный способ выполнения арифметических операций (с опорой на наглядность и внешние действия, а не на алгоритмы и свойства арифметических действий); незнание таблицы сложения и вычитания, умножения и деления (трудности запоминания); преимущественно конкретный характер мыслительных операций, трудности в ориентировке в пространстве, плоскости и времени.

Перечисленные ошибки характерны для дискалькулии – специфического нарушения счетных навыков, которое обнаруживается на начальной ступени обучения математике.

В распространенных в современном научном знании концепциях дискалькулии приоритет имеют психологическая концепция и нейропсихологическая. Сторонники психологической концепции связывают данное нарушение с несформированностью познавательных и речевых предпосылок – мыслительных операций, памяти, внимания, мышления, пространственных, количественных и временных представлений (А. Гермаковска, А. И. Кацитадзе, Г. М. Капустина, С. Ю. Кондратьева, Р. И. Лалаева, К. С. Лебединская, С. С. Мнухин, Л. С. Цветкова). Исходя из нейропсихологических концепций, выделяют связи дискалькулии с несформированностью целого ряда речевых и неречевых психических функций. Данная концепция строится на основе нейропсихологических концепций. Авторы считают, что системные нарушения речи, несформированность фонематических функций, недоразвитие лексико-грамматической стороны речи, расстройства чтения и письма оказывают существенное отрицательное влияние на процесс овладения счетными операциями. Это приводит к трудностям овладения математическими понятиями, математическим словарем, нарушениям в восприятии текста задачи, к неправильной записи примеров и задач и другим симптомам (А. Гермаковска, Ю. Г. Демьянов, А. Н. Корнев, Р. И. Лалаева).

Читайте также:  Ребенок до года общение и развитие

Исследования детей с дискалькулией выявляют у них недостаточный уровень развития многих психических функций:

• симультанного анализа и синтеза, обеспечивающего овладение понятием числа, его структурой;

• сукцессивного анализа и синтеза, являющегося предпосылкой овладения порядковым счетам и т.д.;

• логических операций сериации и классификаций;

• зрительно-пространственных функций;

• временных представлений;

• лексико-грамматического строя речи и фонематических процессов;

• процессов чтения и письма.

С. Ю. Кондратьева, вслед за L. Kosc, выделяет следующие виды дискалькулии:

1. Вербальная дискалькулия – нарушено словесное обозначение математических понятий, восприятие цвета, формы, величины; не сформированы количественные представления, пространственное восприятие, зрительная и слуховая память; имеет место непонимание связи цифр, обозначающих число, с его вербальным обозначением.

2. Практогностическая дискалькулия – имеется расстройство системы счисления конкретных предметов и их символов; нарушены зрительно-пространственное восприятие, зрительная и слуховая память, зрительно-двигательная координация; не сформированы логические операции.

3. Дислексическая дискалькулия – нарушено чтение математических знаков, словесное обозначение математических понятий, восприятие цвета, формы, величины, количества, пространственное восприятие, зрительная и слуховая память, аналитико-синтетическая деятельность; не сформированы представления об образе математических знаков.

4. Графическая дискалькулия – нарушены запись математических знаков и воспроизведение геометрических фигур, ручная моторика, зрительно-двигательная координация, аналитико-синтетическая деятельность, пространственное восприятие, зрительная память, представления о форме, величине, математической символике.

5. Операциональная дискалькулия – имеет место непонимание математической терминологии, текстов задач; не сформированы логические, математические операции; нарушены восприятие количества, аналитико-синтетическая деятельность, зрительная и слуховая память, лексикограмматический строй речи.

Заметим, что выделение тех или иных видов дискалькулии относительно, поскольку ее механизмы и симптоматика носят сложный, интегративный характер, обусловлены не одним, а несколькими патогенетическими факторами.

Для предупреждения школьной неуспеваемости учитель-логопед должен владеть диагностическими методиками, позволяющими выявить нарушения счета у детей, поскольку счетная деятельность имеет большое значение в жизни ребенка, его психическом и социальном развитии. Вопросы диагностики дискалькулии у учащихся поднимались в исследованиях Б. Баттерводт, А. Германовска, С. Ю. Кондратьева, Р. И. Лалаева.

Представим типологию и приведем примеры заданий, направленных на выявление у учащихся уровня развития памяти, внимания, мышления, пространственных и временных представлений как составляющих комплексной диагностики дискалькулии.

а) Диагностика сформированности зрительных представлений, зрительного анализа, синтеза, зрительной памяти. – Задания на определение различий (общего) у нескольких схожих сюжетных иллюстраций (Чем похожи иллюстрации? Чем отличаются? Найди одинаковые рисунки. Сделай так, чтобы рисунки стали разными). – Задания на определение изменений в предъявленном ряду, картинке, серии картинок (Что изменилось в ряду фигур? Что не изменилось?). – Задания на запоминание нескольких предметов (или их изображений) и воспроизведение их в исходной последовательности, время на запоминание – не более 6 секунд (Запомни и нарисуй последовательность фигур). – Задания на нахождение аналогичной серии, состоящей из нескольких объектов (геометрических фигур, букв, цифр, условных знаков и т.п.) среди сходных по внешним признакам серий. – Задания на нахождение заданного объекта в сложном рисунке (Какие цифры ты видишь на чертеже? (Найди спрятавшиеся в рисунке цифры и обведи их ручкой. Какие цифры ты нашел на рисунке? Напиши каждую из них 3 раза. Обведи все углы на рисунке синим карандашом). – Задания на зрительное восприятие последовательности объектов продолжение закономерности (цепочки).

б) Диагностика развития пространственных представлений. – Задания на определение расположения предметов в пространстве (Отметь любым знаком в клетке: Кто длиннее? Что короче? Что находится вверху? А внизу? Закончи рисунок художника: поставь на стол вазу с цветами, под стул справа посади кошку. Раскрась только те игрушки, которые лежат в песочнице). – Задания на ориентировку на поверхности парты, листе бумаги (Графические диктанты. Дорисуй рыбки так, чтобы все они стали одинаковыми. Нарисуй слева от вазы столько кругов, сколько в букете ромашек, а справа – столько, сколько в нем васильков. Запиши номера рисунков, расположенных слева, справа, вверху, внизу, в середине). – Задания на составление картинок из разрезанных частей (Собери картинку. «Собери» разрезанные цифры, части каждой цифры должны быть одного и того же цвета. «Собери» разрезанные цифры: закрась части каждой цифры одним цветом. Как составить рыбку из цветных деталей?). – Задания на дорисовывание симметричной половины изображения (Дорисуй вторую половину каждого рисунка). – Задание на нахождение адекватной вставки в узор (Напиши номер кусочка, который Карлсон вырезал из фартука Фрекен Бок. Какой кусочек ткани выжег утюг? Запиши его номер).

в) Диагностика развития временных представлений, уточнение речевых обозначений последовательности дней (вчера, сегодня, завтра, послезавтра), времени суток (утро, день, вечер), времен года, последовательности событий (раньше, позже, сначала, потом), дней недели, месяцев в году.

Читайте также:  Культурное развитие ребенка по выготскому

г) Диагностика развития мыслительных операций. – Задания, в которых требуется дать название группе объектов, выделив их общее свойство (Какую надпись ты сделаешь на коробочке, в которой лежат фигуры, изображенные на рисунках? Как одним словом назвать ромашку, колокольчик, василек? Как одним словом назвать предметы, изображенные в каждой рамке? В пустой рамке нарисуй три предмета, которые можно объединить одним словом. Обведи рамки с рисунками, имеющими общий признак.). – Задания, в которых по названию группы нужно подобрать объекты, в нее входящие (Выложи на парту картинки с изображением цветов, животных, транспорта, посуды, обуви, школьных принадлежностей и т.п. Положи в ряд 3 круга, треугольника, фигуры желтого цвета. Напиши над легкими предметами цифру 2, а над тяжелыми – цифру 7). – Задания, в которых нужно найти и добавить несколько объектов, подходящих для данной группы (На полочке стоят игрушки: зайчик, лисичка и медвежонок, какая игрушка больше к ним подходит: волчонок или пингвин? Добавь фигуру, подходящую к изображенной на рисунке. Что общего у фигур на каждом рисунке?). – Задания, в которых требуется определить объект, не подходящий в данную группу (Найди, кто заблудился и пришел из другой сказки: дед, колобок, зайчик, бабка, лисичка, волк. Какая фигура на каждом рисунке отличается от остальных? Обведи рамку с «лишним» рисунком). – Задание на определение основания свойства, признака, по которому произведено разбиение (Вова разложил свои игрушки в две коробки. В первую он положил самолет, паровоз, машинку, кубики, во вторую – медвежонка, обезьянку, собачку, солдатиков. Объясни, почему он так разделил игрушки?). – Задание на разбиение группы объектов по заданному основанию (Разложи овощи в две кучки по цвету. Разбей по форме, разложи фигуры в коробочки по цвету). – Задания на самостоятельное определение основания и разбиение на группы (Разложи на группы фигуры, изображенные на рисунке разными способами. Раздели линии на группы. Что общего у предметов на каждом рисунке Вовы? По каким признакам их можно разделить на группы?).

Усложнение заданий может происходить за счет изменения объектов (реальные предметы, их изображения, геометрические фигуры, знаково-символические объекты), увеличения объектов в группе, числа групп, появления нескольких возможных вариантов разбиения. Возможно использование полифункциональных заданий, например:

– в левом верхнем углу нарисуйте столько треугольников, сколько окон в классе (ориентировка на поверхности бумаги, счет в пределах 10, знание геометрических фигур, умение их изображать);

– напиши цифрой число, соответствующее количеству фигур на наборном полотне (умение соотносить группу предметов, число и цифру);

– в правом нижнем углу нарисуйте пять кругов, раскрасьте их так, чтобы синий оказался слева от желтого и справа от зеленого и т.п. (ориентировка на поверхности, знание названий геометрических фигур, умение их изображать).

По мнению И. В. Дубровиной, «основная цель учителя всегда и при любых обстоятельствах остается неизменной: все ученики должны получить глубокие и прочные знания, быть всесторонне развиты и хорошо воспитаны. При этом каждый школьник должен иметь возможность развиваться в соответствии со своими склонностями и способностями, полностью реализуя природный потенциал». Данная методика диагностики дискалькулии поможет учителю-логопеду выявить причины затруднений, возникших у ученика еще на начальном этапе обучения математике, и своевременно начать работу по коррекции обнаруженного нарушения.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ПО ТЕМЕ ПУБЛИКАЦИИ

1. Баряева Л.Б., Кондратьева С.Ю. Дискалькулия у детей: профилактика и коррекция нарушений в овладении счетной деятельностью: учеб.-метод. пособие [Электронный ресурс]. – Электрон. текст. дан. (1 файл 1,9 Мб). – Киров: МЦНИП, 2013.

2. Гермаковска А., Лалаева Р.И. Дискалькулии у детей // Дети с проблемами в развитии. – 2004. – № 2.

3. Дубровина И.В., Андреева А.Д., Данилова Е.Е., Кравцова Е.М., Москвина О.А., Прихожан А.М., Толстых Н.Н. Младший школьник: развитие познавательных способностей: пособие для учителя / под ред. И.В. Дубровиной. – М.: Просвещение, 2003.

4. Кондратьева С. Ю. Диагностика, профилактика и коррекция нарушений счетных навыков (дискалькулии) у дошкольников «группы риска» // Специальное образование. – 2011. – № 1.

5. Кондратьева С.Ю. Профилактика дискалькулии.– СПб.: СПбАППО, 2007.

6. Лалаева Р.И., Гермаковска А. Нарушения в овладении математикой (дискалькулии) у младших школьников. – СПб.: СОЮЗ, 2005.

7. Лалаева Р.И., Гермаковска А. Предупреждение нарушений в овладении математикой у дошкольников: Профилактика дискалькулии: учеб.-метод. пособие. – СПб.: КАРО, 2007.

  Вся информация взята из открытых источников.

Если вы считаете, что ваши авторские права нарушены, пожалуйста,
напишите в чате на этом сайте, приложив скан документа подтверждающего ваше право.
Мы убедимся в этом и сразу снимем публикацию.

Источник