Диагностика развития общения ребенка второго года жизни

Диагностика развития общения ребенка второго года жизни thumbnail

Как показывает М.И. Лисина помимо ситуативно-делового общения, у малыша в данном возрасте сохраняется ранее сложившаяся потребность в эмоциональных контактах со взрослыми, особенно близкими, и зарождаются элементы внеситуативно-познавательного общения, которые проявляются в интересе ребенка к книжкам, к совместному разглядыванию иллюстраций к ним.

Е.О. Смирнова, Л.Н. Галигузова, Т.В. Ермолова, С.Ю. Мещерякова поддерживая точку зрения М.И.Лисиной, предлагают изучать ситуативно-деловое общение, основными параметрами которого являются инициативность ребенка в общении, чувствительность к воздействиям взрослого, средства общения.

Рассмотрим содержание каждого параметра отдельно с позиций вышеуказанных авторов.

1. Инициативность в общении. Это стремление ребенка привлечь внимание взрослого к своим действиям, приглашение к совместной деятельности, демонстрация собственных умений, просьбы о помощи, вовлечение в совместные действия, поиск оценки своих действий.

2. Чувствительность к воздействиям взрослого. Это желание и готовность ребенка принять предлагаемую взрослым форму сотрудничества. По определению О.Е. Смирновой, Л.Н. Галигузовой, Т.В. Ермоловой, С.Ю. Мещеряковой, наличие чувствительности в поведении ребенка является необходимым условием для овладения культурно-обусловленными способами действий с предметами, развития умения взаимодействовать с другими людьми.

3. Средства общения — это действия, посредством которых ребенок стремится привлечь внимание взрослого к предметам, вовлекает его в совместные действия и участвует в них. Показателями параметра являются: понимание речи взрослого, экспрессивно-мимические средства, в том числе выразительные, предметные действия, активная речь (предречевые вокализации (лепет), отдельные слова, фразы).

Известно, что для ребенка второго года жизни характерно совместное протекание общения и предметной деятельности, поэтому авторы разрабатывают такие диагностические ситуации, которые позволяют выявить и обобщить особенности общения и предметной деятельности при анализе результатов ребенка в процессе диагностики.

Диагностика уровня развития общения ребенка второго года жизни включает описание диагностических ситуаций, разработанных Е.О. Смирновой, Л.Н. Галигузовой, Т.В. Ермоловой, С.Ю. Мещеряковой.

Ситуация 1. «Пассивный взрослый»

Цепь: а) определить предпочтения ребенка в выборе одного из двух видов деятельности — общения или действий с предметами; б) выявить уровень инициативности ребенка в общении и предметной деятельности.

Оборудование. На маленьком детском столике раскладываются предметы: 23 составная матрешка, набор вкладышей, пирамидка (желательно в виде человечка, животного или птички), несколько кубиков, заводная машинка с ключом, колокольчик, небольшая кукла, чашка, ложка, расческа.

Рядом со столиком стоит детский стульчик. Второй стульчик располагается на некотором расстоянии от стола.

Методика выполнения. Подведя ребенка к столику с игрушками, взрослый садится на стульчик неподалеку от него, не проявляя никакой инициативы.

Проба продолжается в течение 1 минуты. За это время ребенок может либо заняться индивидуальной игрой с игрушками, либо инициировать ситуативно-деловое общение со взрослым.

1. Если в течение 1 минуты ребенок остается пассивным, взрослый переходит к ситуации 2.

2. Если ребенок сразу же обращается к взрослому, он отвечает на его инициативу и переходит к ситуации 3.

Ситуация 2. «Индивидуальная предметная деятельность» [39, с. 59-60] Цель: определить уровень развития предметной деятельности ребенка. Оборудование: игровой материал тот же.

Методика выполнения. Психолог привлекает внимание ребенка к игрушкам, просит показать некоторые из них и предлагает поЗанятиеть с ними. Он может обратиться к ребенку, например, с такими словами: «Ирочка, посмотри, какие интересные игрушки я тебе принесла. Где у нас куколка? Правильно, вот она. А где машинка? А это что?»

1. Если ребенок принимает предложение и начинает самостоятельные действия с предметами, взрослый наблюдает за ним в течение 10 минут, делая соответствующие отметки в графе «Индивидуальная предметная деятельность» «Протокола регистрации параметров предметной деятельности» (приложение 12).

2. Если ребенок по ходу индивидуальной игры обращается к взрослому, тот делает соответствующие пометки в графе «Ситуативно-деловое общение» «Протокола регистрации параметров ситуативно-делового общения» (приложение 10).

3. Если ребенок ни разу не обратился к взрослому, по истечении 10 минут следует перейти к следующей ситуации.

Ситуация 3. «Ситуативно-деловое общение» [39, с. 60] Цель: определить уровень ситуативно-делового общения ребенка со взрослым; выявить зону ближайшего развития в предметной деятельности. Оборудование: игровой материал тот же, что и в ситуации 2. Методика выполнения. Психолог придвигает свой стульчик поближе к столику и присоединяется к игре ребенка. Например, если малыш возит машинкой по столу, не обращая внимания на ключик, взрослый может предложить завести ее, обращаясь к ребенку с такими словами: «Как хорошо ездит твоя машинка! А давай заведем ее. Хочешь? Вот ключик. Сейчас мы его вставим и покрутим. Вот так. А теперь отпустим машинку. Смотри, она сама умеет ездить. Как здорово! Хочешь сам завести машинку? Возьми ключик и попробуй, а я тебе помогу. Так… хорошо… Вот молодец! Получилось!»

Вступив, таким образом, в предметное взаимодействие с ребенком, взрослый продолжает общение с учетом желаний и действий малыша, проявляя собственную инициативу и предоставляя ребенку возможность также быть инициативным. Длительность пробы — 10 минут.

По ходу совместной деятельности психолог делает следующее:

1) просит ребенка дать ему поочередно 2-3 предмета. Выявляется понимание ребенком речи взрослого и выполнение инструкции. Например, он говорит «Толенька, а где у нас пирамидка? Дай ее мне, и мы с ней поЗанятиеем»;

2) показывает 3-4 игрушки и просит назвать их, а также спрашивает, что с ними можно делать. Выявляется понимание речи взрослого, умение называть предметы и общаться с помощью речи. Например: «Оленька, что это? (Протягивая девочке расческу). Да, это расческа, правильно. А что делают с расческой?» Если ребенок не отвечает, взрослый, называя предмет и действие с ним, предлагает повторить название «Это расческа. Скажи: «расческа». Давай причешем куколку. Скажем ей: «Вот какая у нас расческа. Теперь ты будешь красивая»;

3) показывает 2-3 образца действий с предметами. Выявляется, принимает ли ребенок образец действия, стремится ли подражать взрослому. Например, строит из кубиков башенку и просит ребенка сделать такую же;

4) предлагает ребенку 2-3 варианта совместной игры, предполагающей обмен действиями, их согласование. Выявляется умение ребенка принимать инициативу взрослого, отвечать на нее, умение продлевать взаимодействие. Например, он говорит: «Давай катать машинку. Смотри, вот она покатилась к тебе. Доехала. А теперь толкай ее ко мне. Вот так»;

5) по ходу выполнения ребенком самостоятельных или совместных действий иногда хвалит ребенка и делает ему несколько замечаний (не больше трех). Выявляется чувствительность ребенка к поощрениям и порицаниям взрослого. Например, наблюдая, как ребенок собирает вкладыши, взрослый говорит: «Молодец! Как хорошо ты собираешь тарелочки (мисочки и т.п.)!» А когда ребенок производит неспецифические манипуляции (например, стучит ложкой по столу, беспорядочно возит по столу кольцами пирамидки, разбрасывает игрушки и т.д.), взрослый делает замечание: «Нет, Маша, так не надо делать»;

Читайте также:  Центр развития ребенка доверие

6) оставляет без ответа 1-2 инициативных действия ребенка. Выявляется, насколько ребенок инициативен в общении. Будет ли он предпринимать повторные попытки вовлечь взрослого в свои действия. Например, когда ребенок протягивает ему игрушку, взрослый делает вид, что не замечает этого. В ходе диагностики следует избегать резкого вмешательства в игру ребенка. Желательно, чтобы взрослый подстраивался к ней, не подавляя инициативы малыша и не нарушая, хода его занятий.

Может случиться так, что ребенок уже в первой же пробе начнет привлекать взрослого к совместной деятельности, т.е. вступать с ним в деловое общение.

1. В этом случае следует пойти навстречу желанию ребенка и сначала провести пробу на ситуативно-деловое общение (ситуация 3), а затем постепенно сократить свое участие в игре и перейти к ситуации 2.

2. Если же ребенок все равно продолжает инициировать совместную игру, проба на индивидуальную предметную деятельность не проводится. Данные об уровне развития предметной деятельности извлекаются из ситуации 3.

Ситуация 4. «Незнакомый предмет» Цель. Выявить особенности познавательной активности ребенка в ситуации, стимулирующей его исследовательскую деятельность, поиск решения незнакомой задачи. Уточнить характер общения ребенка со взрослым.

Оборудование. На столик выкладывается только один незнакомый ребенку предмет. Он представляет собой коробочку с сюрпризом, который виден сквозь прозрачную крышку или стенку коробочки. Коробочка должна иметь необычный, незнакомый ребенку запор. Для того, чтобы открыть ее, ребенку нужно попытаться найти правильный способ, проявить настойчивость. Коробочка должна иметь привлекательный вид. Для ее изготовления можно использовать плотный картон, футляр для духов, пенал, ленту и т.д. Методика выполнения.

1. Пассивный взрослый. Взрослый показывает ребенку коробку и предлагает поиграть с ней, не объясняя правила.

После этого он занимает пассивную позицию и наблюдает за тем, как ребенок пытается справиться с задачей. Свои наблюдения он фиксирует в графе «Незнакомый предмет» «Протокола регистрации параметров предметной деятельности». Дальнейшие действия взрослого строятся в зависимости от поведения ребенка.

2. Активный взрослый. Взрослый присоединяется к действиям ребенка. При этом он не сразу показывает ему правильное решение, а старается найти его вместе с малышом, обследуя коробочку со всех сторон.

После того, как ребенок вместе со взрослым откроет коробочку, его следует похвалить и предложить еще раз воспроизвести образец действия.

Источник

наталья огнева
Сборник диагностических методик по изучению социально-коммуникативного развития дошкольников

Раздел 1 Диагностические методики изучения осведомленности норм и ценностей, принятых в обществе

1.1 Название методики,автор: Методика «Неоконченные ситуации» (А. М. Щетинина, Л. В. Кирс)

Цель: изучение особенностей принятия и осознания детьми нравственной нормы.

Диагностические показатели: осведомленность норм и ценностей принятых в обществе.

Возрастной диапазон: 3-7 лет

Источник информации: ребенок

Форма и условия проведения: индивидуальная.

Инструкция:Ребенку говорят: «Я буду рассказывать тебе истории, а ты их закончи». В каждом случае нужно добиваться от ребенка мотивировки ответа.

Ситуации:

1. Дети строили город. Оля не хотела играть. Она стояла рядом и смотрела, как играют другие.К детям подошла воспитательница и сказала: «Мы сейчас будем ужинать. Пора складывать игрушки. Попросите Олю помочь вам». Тогда Оля ответила. Что ответила Оля? Почему?

2. Кате на день рождения мама подарила красивую куклу. Катя стала с ней играть.Тут к ней подошла ее младшая сестра Вера и сказала: «Я тоже хочу поиграть с этой куклой». Тогда Катя ответила. Что ответила Катя? Почему?

3. Люба и Саша рисовали. Люба рисовала красным карандашом, а Саша — зеленым. Вдруг Любин карандаш сломался. «Саша, — сказала Люба, — можно мне дорисовать картинку твоим карандашом?» Саша ей ответила. Что ответила Саша? Почему?

4. Маша и Света убирали игрушки. Маша быстро сложила кубики в коробку.Воспитатель ей сказал: «Маша, ты сделала свою часть работы. Если хочешь, иди играй или помоги Свете закончить уборку». Маша ответила. Что ответила Маша? Почему?

5. Петя принес в детский сад игрушечный самосвал. Всем детям захотелось поиграть с этой игрушкой. Вдруг к Пете подошел Сережа, выхватил машину и стал с ней играть. Тогда Петя. Что сделал Петя? Почему?

6. Катя и Вера играли в пятнашки. Катя убегала, а Вера догоняла. Вдруг Катя упала. Тогда Вера. Что сделала Вера? Почему?

7. Таня и Оля играли в «дочки-матери».К ним подошел маленький мальчик и попросил: «Я тоже хочу играть. Мы тебя не возьмем, ты еще маленький» — ответила Оля. А Таня сказала. Что сказала Таня? Почему?

8. Коля играл в «лошадки».Он бегал и кричал: «Но, но, но!» В другой комнате мама укладывала спать его маленькую сестренку Свету. Девочка никак не могла заснуть и плакала.Тогда мама подошла к Коле и сказала: «Не шуми, пожалуйста, Света никак не может заснуть» Коля ей ответил. Что ответил Коля? Почему?

9. Саша гулял около дома. Вдруг он увидел маленького котенка, который дрожал от холода и жалобно мяукал. Тогда Саша. Что сделал Саша? Почему?

Обработка результатов: В процессе анализа результатов учитывается характер поступка и его аргументации. По особенностям придуманного ребенком поступка героя ситуации можно судить о степени принятия им нравственной нормы, а по характеру аргументации поступка — об осознании этой нормы.

Высокий уровень: ребенок придумывает поступок героя, адекватный социально принятой этической норме, умеет объяснить этот поступок с позиций нормы.

Средний уровень: ребенок домысливает поступок, соответствующий общепринятой норме, но не может аргументировать его.

Низкий уровень: ребенок придумывает окончание ситуации, в которой герой совершает поступок, не отвечающий социальной нравственной норме.

1.2 Название методики,автор: Методика «Изучение осознания нравственных норм» (Г. А. Урунтаева, Ю. А. Афонькина)

Цель: определение уровня нравственных норм у дошкольников.

Диагностические показатели: Осведомленность о нормах и ценностях принятых в обществе.

Возрастной диапазон: 3-7 лет

Источник информации: дети

Форма и условия проведения: индивидуальная

Инструкция: Воспитатель предлагает ребёнку с перерывом в несколько дней выполнить два задания: сначала ответить на вопросы по стихотворениям и затем закончить рассказы. Малыша просят отвечать полно, развёрнуто, подробно.

Мы поссорились с подругой и уселись по углам.

Очень скучно друг без друга!

Помириться нужно нам.

Я её не обижала, только мишку подержала,

только с мишкой убежала и сказала: «Не отдам».

Читайте также:  Для чего нужно развитие ребенка

После чтения стихотворения детям можно задать вопросы: «Почему поссорились девочки? Кто из них был виноват? Почему? Почему героиня решила помириться с подругой? Как она хочет это сделать? Есть ли у тебя друзья? Назови их. Ссоришься ты с ними или нет? Почему? Если ты вдруг поссорился с другом (подругой, то, как можно с ними помириться?»

Полезно попросить ребёнка придумать окончание к незаконченному рассказу-ситуации, описывающему нравственную проблемную ситуацию.Например:

Дети играли в песочнице. У Маши было две лопатки. Одной она копала, а другая валялась рядом.Подошла Оля и попросила: «Маша, дай мне, пожалуйста, твою лопатку поиграть, а то моя сломалась». Тогда Маша ответила… Что ответила Маша и почему?

Мама стирала.Витя играл: он строил мост из кубиков. «Витя, помоги мне развесить бельё. Я очень устала», — сказала мама. Тогда Витя ответил… Что ответил Витя и почему?

Вова строил из кубиков башню, высокую-превысокую. Наташа подошла, чтобы посмотреть, как он играет, и нечаянно толкнула башню. Кубики рассыпались. И тут Вова… Что сделал Вова и почему?

Обработка результатов:

Какой способ поведения предлагает ребёнок, соответствует ли он социально одобряемому образцу, описанной ситуации?

Мотивирует ли малышам и как предполагаемый поступок?При правильном ответе ссылается на:

• требования взрослого, выполняя норму только под его контролем («Мама всегда говорит, что надо делиться»);

• предполагаемые нежелательные последствия, стремясь избежать общественных санкций, мер воздействия («Надо правду говорить, а то накажут», «Я с ним поделюсь, а то он не будет со мной играть»);

• свои утилитарные потребности, желания, не понимая смысл общественной нормы, выполняя её в целях личной выгоды («Я ей дам куклу, а потом она мне что-нибудь даст»);

• описанную в рассказе ситуацию, но не понимает общественного содержания нормы («Дала лопатку, потому что она валялась рядом»);

• эмоциональное состояние, желание другого, умея вставать на его позицию, понять, но оставаясь в плену конкретной ситуации («Нужно помочь, потому что больно», «Дать куклу, потому что девочка хочет поиграть»);

• нравственное качество или норму, которые превратились в мотив поведения («Жадничать нельзя, надо делиться», «Даст куклу, потому что она не жадная»). Здесь можно говорить о формировании сознательной, а не стихийной нравственности, ведь ребёнок выполняет общественную норму, потому что иначе поступить не может, т. е. исходит из своей внутренней потребности.

При неправильном ответе ссылается на:

— авторитет взрослого («Не дала куклу, мне мама не разрешает»);

— свои интересы и желания («Не даст игрушку, она же одна», «Я тоже хочу играть»);

1.3. Название методики,автор: Методика «Закончи историю» (Р. Р. Калинина)

Цель: изучение осознания детьми таких нравственных норм,как: доброта — злость; щедрость — жадность; трудолюбие — лень; правдивость — лживость

Диагностические показатели: Осведомленность о нормах и ценностях принятых в обществе.

Возрастной диапазон: 4-7 лет

Источник информации: дети

Форма и условия проведения: индивидуальная

Инструкция: Исследование проводится индивидуально.Ребенку говорят следующее: «Я буду рассказывать тебе истории, а ты их закончи». После этого ребенку читают по очереди четыре истории (в произвольном порядке).

1. У девочки из корзинки на дорогу рассыпались игрушки. Рядом стоял мальчик. Он подошел к девочке и сказал… Что сказал мальчик? Почему? Как поступил мальчик? Почему?

2. Кате на день рождения мама подарила красивую куклу. Катя стала с ней играть.К ней подошла ее младшая сестра Вера и сказала: «Я тоже хочу поиграть с этой куклой». Тогда Катя ответила… Что ответила Катя? Почему? Как поступила Катя? Почему?

3. Дети строили город. Оля не хотела играть, она стояла рядом и смотрела, как играют другие.К детям подошла воспитательница и сказала: «Мы сейчас будем ужинать. Пора складывать кубики в коробку. Попросите Олю помочь вам». Тогда Оля ответила… Что ответила Оля? Почему? Как поступила Оля? Почему?

4. Петя и Вова играли вместе и сломали красивую, дорогую игрушку.Пришел папа и спросил: «Кто сломал игрушку?» Тогда Петя ответил… Что ответил Петя? Почему? Как поступил Петя? Почему?

Все ответы ребенка, желательно дословно, фиксируются в протоколе.

Обработка результатов. Если ребенок не может оценить поступки детей, то это говорит о несформированности понятий нравственных норм.

Низкий — ребенок оценивает поведение детей как положительное или отрицательное (правильное или неправильное, хорошее или плохое, но оценку не мотивирует и нравственную норму не формулирует.

Средний — ребенок называет нравственную норму, правильно оценивает поведение детей, но не мотивирует свою оценку.

Высокий — ребенок называет нравственную норму, правильно оценивает поведение детей и мотивирует свою оценку.

1.4. Название методики,автор: Методика «Сюжетные картинки» (Р. Р. Калинина)

Цель: изучение осознания детьми таких нравственных норм,как: доброта — злость; щедрость — жадность; трудолюбие — лень; правдивость – лживость.

Диагностические показатели: Осведомленность о нормах и ценностях принятых в обществе.

Возрастной диапазон: 4-7 лет

Источник информации: дети

Форма и условия проведения: индивидуальная

Инструкция: Исследование проводится индивидуально.Ребенку говорят: «Разложи картинки так, чтобы с одной стороны лежали те, на которых нарисованы хорошие поступки, а с другой — плохие. Рассказывай и объясняй, куда ты положишь каждую картинку и почему».

В протоколе фиксируются эмоциональные реакции ребенка, а также его объяснения (желательно дословно).

Стимулирующий материал приложение №1

Обработка результатов: Ребенок неправильно раскладывает картинки (в одной стопке оказываются картинки с изображением, как положительных поступков, так и отрицательных, эмоциональные реакции неадекватны или отсутствуют, интерпретируется как несформированность понятия нравственных норм.

Низкий(2балла) — ребенок правильно раскладывает картинки, но не может обосновать свои действия; эмоциональные реакции неадекватны.

Средний (3 балла) — правильно раскладывая картинки, ребенок обосновывает свои действия; эмоциональные реакции адекватны, но выражены слабо.

Высокий (4 балла) — ребенок обосновывает свой выбор (возможно, называет моральную норму); эмоциональные реакции адекватны, ярки, проявляются в мимике, активной жестикуляции и т. д.

Следует учитывать, что оценивается не каждый ответ испытуемого, а его ответы в целом. Возрастной нормой считается результат в 3 балла, указывающий на то, что эмоциональные реакции ребёнка адекватны, а нравственные ориентиры сформированы в достаточной степени. Результат в 2 балла также считается удовлетворительным. Если ребёнок справляется с заданиями плохо, набрал 0–1 баллов, рекомендуется индивидуальная беседа с психологом, занимающимся вопросами развития.

Раздел 2 Диагностические методики изучения общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми

Читайте также:  Небольшая задержка в развитии у ребенка 7 месяцев

2.1. Название методики,автор: «Диагностика развития общения со сверстниками» (Орлова И. А., Холмогорова В. М.)

Цель: выявить уровень сформированности коммуникативного навыка детей раннего возраста со сверстниками.

Диагностические показатели: коммуникативная деятельность со сверстниками.

Возрастной диапазон: 2-4 лет

Источник информации: дети

Форма и условия проведения: индивидуальная

Инструкция: диагностика общения предполагает регистрацию интереса ребёнка к сверстнику, чувствительности к воздействиям, инициативности ребёнка в общении, просоциальных действий, сопереживания и средств общения. Для определения уровня развитияобщения со сверстниками предполагается использовать:

• параметры общения со сверстниками;

• шкалы оценки параметров развития общения со сверстниками.

Показателями общения детей со сверстниками служат такие параметры общения как:

Интерес к сверстнику (обращает ли ребенок внимание на сверстника, рассматривает его, знакомится с его внешностью (подходит ближе к сверстнику, рассматривает его одежду, лицо, фигуру).

Инициативность (стремление ребенка привлечь внимание сверстника к своим действиям, взгляды в глаза, адресованные улыбки, демонстрация своих возможностей, вовлечение в совместные действия).

Чувствительность (активность) — стремление ребенка к взаимодействию со сверстником, желание ребенка действовать совместно, способность реагировать на воздействия сверстника и отвечать на них, наблюдение за действиями сверстника, стремление подстроиться под них, подражание действиям сверстника.

Просоциальные действия (способность ребенка учитывать желания сверстника, умение поделиться, помочь, делать что-то вместе).

Средства общения (действия, посредством которых ребенок стремится привлечь к себе внимание сверстника, вовлекает его в совместные действия и участвует в них).Показателями данного параметра являются:

Экспрессивно-мимические средства (эмоциональная окрашенность действий детей, раскованность сверстников);

Активная речь (предречевые вокализации, лепет, отдельные слова, фразы).

Обработка результатов:

Интерес к сверстнику:

0 баллов — ребенок не смотрит на сверстника, не замечает его;

1 балл — ребенок иногда поглядывает на сверстника, внимание не устойчиво, быстро переключается на другой предмет, не проявляет интерес к деятельности сверстника;

2 балла — ребенок обращает внимание на сверстника, с любопытством наблюдает за его действиями, но издалека, не решается приблизиться, сократить дистанцию (пассивная позиция);

3 балла — ребенок сразу же замечает сверстника, приближается к нему, начинает внимательно рассматривать, трогать, сопровождает свои действия вокализациями, речью, не теряет интереса к сверстнику на протяжении длительного времени, не отвлекается.

Инициативность:

0 баллов — ребенок не обращается к сверстнику, не стремится привлечь его внимание;

1 балл — ребенок первым не вступает во взаимодействие, начинает проявлять инициативу только после того, как сверстник проявил активность или с участием взрослого, чаще всего ждет инициативы сверстника (изредка поглядывает в глаза, не решаясь обратиться);

2 балла — ребенок проявляет инициативу, но не всегда, действует неуверенно, инициативные обращения к сверстнику не отличаются настойчивостью, смотрит в глаза сверстнику, улыбается;

3 балла — ребенок постоянно проявляет инициативу в общении, часто смотрит в глаза сверстнику, адресует ему улыбки, демонстрирует свои возможности, пытается вовлечь сверстника в совместные действия, проявляет ярко выраженную настойчивость в общении.

Чувствительность:

0 баллов — ребенок не отвечает на инициативу сверстника;

1 балл — ребенок реагирует на воздействия сверстника, но лишь изредка отвечает на них, не проявляет желания действовать совместно, не подстраивается под действия сверстника;

2 балла — ребенок откликается на инициативу сверстника, стремится к взаимодействию, отвечает на воздействия сверстника, иногда стремится подстроиться по действия сверстника;

3 балла — ребенок охотно откликается на все инициативные действия сверстника, активно подхватывает их, согласовывает свои действия с действиями сверстника, подражает его действиям.

Про социальные действия:

0 баллов — ребенок не обращается к сверстнику, не желает действовать с ним совместно, не реагирует на просьбы и предложения сверстника, не хочет ему помогать, отнимает игрушки, капризничает, сердится, не желает делиться;

1 балл — ребенок сам не проявляет инициативы, но иногда откликается на предложения взрослого сделать что-нибудь вместе со сверстником (построить домик, поменяться игрушками, но предложение отдать игрушку сверстнику вызывает протест;

2 балла — ребенок согласен играть со сверстником, иногда сам проявляет инициативу, но не во всех случаях, иногда делится игрушками, уступает их, откликается на предложение делать что-то совместно, не мешает сверстнику;

3 балла — ребенок проявляет желание действовать совместно, сам предлагает сверстнику игрушки, учитывает его желания, помогает в чем-либо, стремится избегать конфликтов.

Средства общения:

Экспрессивно-мимические

0 баллов — ребенок не смотрит на сверстника, не выражает мимикой своих чувств, равнодушен ко всем обращениям сверстника;

1 балл — ребенок иногда смотрит в глаза сверстнику, эпизодически выражает свое эмоциональное состояние (улыбается, сердится, мимика преимущественно спокойная, не заражается эмоциями от сверстника, если и использует жесты, то не для выражения собственных эмоций, а в ответ на обращения сверстника;

2 балла — ребенок часто смотрит на сверстника, его действия, адресованные сверстнику эмоционально окрашены, ведет себя очень раскованно, заражает сверстника своими действиям (дети вместе прыгают, визжат, кривляются, мимика оживленная, яркая, очень эмоционально выражает и отрицательные эмоции, постоянно привлекает к себе внимание сверстника.

Активная речь

0 баллов — ребенок не произносит слов, не «лепечет», не издает выразительных звуков (ни по собственной инициативе, ни в ответ на обращения сверстника или взрослого);

1 балл — лепет;

2 балла — автономная речь;

3 балла — отдельные слова;

4 балла — фразы.

Протокол регистрации параметров общения со сверстником

Ф. И. ребёнка ___ Возраст ___

Интерес

Непосредственное общение 0 1 2 3

Общение с участием взрослого 0 1 2 3

Совместная деятельность с предметами 0 1 2 3

Один предмет на двоих 0 1 2 3

Инициативность

Непосредственное общение 0 1 2 3

Общение с участием взрослого 0 1 2 3

Совместная деятельность с предметами 0 1 2 3

Один предмет на двоих 0 1 2 3

Чувствительность

Непосредственное общение 0 1 2 3

Общение с участием взрослого 0 1 2 3

Совместная деятельность с предметами 0 1 2 3

Один предмет на двоих 0 1 2 3

Просоциальные действия

Непосредственное общение» не фиксируется 0 1 2 3

Общение с участием взрослого» не фиксируется 0 1 2 3

Совместная деятельность с предметами 0 1 2 3

Один предмет на двоих 0 1 2 3

Средства общения:

экспрессивно-мимические

Непосредственное общение 0 1 2

Общение с участием взрослого 0 1 2

Совместная деятельность с предметами 0 1 2

Один предмет на двоих 0 1 2

активная речь

Непосредственное общение 0 1 2 3 4

Общение с участием взрослого 0 1 2 3 4

Совместная деятельность с предметами 0 1 2 3 4

Один предмет на двоих 0 1 2 3 4

Результаты диагностических исследований заносятся в специальные протоколы.

Для оценки степени развитияобщения со сверстниками используются три уровня: низкий (3 балла, средний (2 балла) и высокий (1 балл).

Низкий уровень общения характеризуется слабой выраженностью всех параметров. Уровень развития общения оценивается как средний, если большинство показателей всех параметров имеют средние значения. Если выраженность разных показателей существенно различается. Ребенок обладает высоким уровнем общения, если по большинству из параметров в каждой пробе, он получил высшие баллы.Допускаются средние баллы по параметрам: активная речь и про социальные действия.

Источник