Диагностика развития общения ребенка со взрослым

Название: Изучение типа общения ребенка со взрослыми
Цель: Изучить тип общения ребенка со взрослым.
Материал: Подобрать интересные игрушки, 2-3 книжки познавательного содержания.
Проведение исследования: Исследование проводится индивидуально с детьми 5-7 лет. На столе разложены игрушки, книжки. Ребенка спрашивают, что бы он хотел: поиграть с игрушками, почитать книжки или поговорить со взрослым? Для исключения случайных результатов эксперимент проводится 3 раза. Продолжительность игры, беседы, чтения ограничена 20 мин. Фиксируют особенности поведения ребенка, высказывания, продолжительность контактов.
Обработка результатов: Выявляют, какой тип общения сформирован у детей. Совместная игра с игрушками — это практическое общение (I ситуация), чтение книг познавательного содержания — познавательное общение (II ситуация), беседа на личностные темы — личностное общение (III ситуация).
Если ребенок последовательно выбирает I ситуацию, потом II и III, то нужно ориентироваться на время, особенности поведения, характер высказываний детей в каждой ситуации. Форму общения констатируют по максимальным достижениям ребенка в каждой из 3 ситуаций, для этого сопоставляют характер всех его проявлений в эксперименте.
Ярослав 6 л. 2 мес.
1 этап.
Я: Ярослав, что бы ты хотел: поиграть с игрушками, почитать книжки или поговорить со мной на интересные тебе темы?
Ярослав: А это энциклопедия?
Я: Да. Может ты хочешь почитать? Узнать что то новое?
Ярослав рассматривает материал.
Ярослав: У меня дома тоже есть энциклопедия про животных, мне бабушка с дедушкой подарили.
Для Ярослава я предоставила выбор между энциклопедией, кногой для дошкольников Азбука, игрой в цветные счетные палочки Кюизенера (набор палочек разного размера и цвета для логических игр) и игрой в конструктор, где нужно собрать птичек из деталей.
Ребенок рассмотрел все предметы.
Я: Ну что ты определился, что мы будем делать? Читать, поговорим или сыграем?
Ярослав: Я хочу поиграть.
Я: Хорошо, какая игра тебя интересует?
Ярослав выбрал игру в конструктор, и подтянул к себе коробку с игрой.
Ярослав: А как в это играть?
Я: Это конструктор. Из деталей которые находятся здесь необходимо собрать все что тебе понравится. С чего ты начнешь?
Ребенок молча собирает из деталей птицу.
Я: Что у тебя получилось?
Ярослав: Это птичка.
Я: Может мы вместе соберем с тобой что нибудь еще? Ведь деталей в коробочке много?
Ярослав: Я сейчас соберу утку.
Собирает утку. И ставит рядом с первой птичкой. После этого Ярослав решил разобрать птичку и утку и собрал новое животное с 2 головами и 2 крыльями.
Я: А это кто у тебя получился?
Ярослав: Похоже на змея- Горыныча.
Мы с ребенком находились в кабинете. За дверью было слышно как дети закричали.
Ярослав: Это Артем, он вечно лезет к нам, к сильным. А потом плачет. Это мальчик из нашей группы.
Я: И вы что его обижаете?
Ярослав: Нет. Получает сдачу.
В коробке имеются детали усы, глаза, уши, рот и нос. Ребенок рассматривает их.
Я: Можно собрать лицо.
Ярослав: Мне птички нравятся.
Разбирает свои игрушки, начинает собирать новые. Новые образы имеют по две головы и 3 крыла. Потом пересобирает их. Получилась птица с 2 головами, 2 крыльями и 2 лапами. Следущей была игрушка с 3 головами, 4 крыльями и 1 хвост.
Я: Летать то она у тебя сможет?
Ярослав: Да.
Во время проведения исследования в кабинет заглянул ребенок. Ярослав показал жест кулаком.
Я: Зачем ты им показываешь кулак? Не обращая на них внимание. Им тоже интересно чем ты тут занимаешься.
Ярослав: Они меня так боятся.
Новый образец имел 2 головы,2 лапы, 2 крыла без хвоста.
Я: Что же у тебя получилось сейчас?
Ярослав: Это дракон.
Ребенок снова разбирает все. Изменил расположение деталей. Придумал новый образ. Он имеет 3 головы, из которых растут крылья.
Ярослав: Мама обещала мне купить новую рогатку, которая, когда ее так бум запускаешь, крутится и летит вниз. Мой дракон так же полетит.
Я: Может мы придумаем имена нашим новым игрушкам.
Ярослав: Да нет.
Ярослав положил готовую игрушку на стол.
Я: Ну что ты наигрался?
Ярослав: Нет. Я еще немного поиграть хочу.
Я: Хорошо давай еще соберем кого-нибудь. Возьми неиспользованные детали. Может мы из них составим что то новое?
Ярослав собирает новую игрушку. У нее 2 пары крыльев и голова.
Я: Она у тебя наверно только плавает и летает, ведь лапок нет.
Ярослав: Нет, я придумал новую. У меня будет красная уточка.
Ребенок выбрал детали красного цвета и собирает утку, напевая: « Ута- ута- ута- уточка»
Я: Ну все, Ярослав, спасибо тебе за игру. Тебе понравилось?
Ярослав: Да. Придете еще?
Я: Обязательно.
Совместная игра проходила 20 минут.
2 этап.
Я: Здравствуй, Ярослав. Сегодня мы с тобой будем решать что нам делать вместе: играть, читать или поговорить.
Ярослав: Вчера мы собирали.
Я: Да, вчера ты играл, а что сегодня выберешь?
Ярослав: И сегодня хочу. На новый год я попросил шар — лабиринт, он развивает.
Я: Хорошая занимательная игра, потом мне расскажешь как в нее играть.
Ребенок рассматривает книги.
Ярослав: У меня дома тоже энциклопедии. Даже 2. Сегодня буду наверное непонятных птичек собирать.
Я: Давай. Что ты выберешь тем и будем заниматься.
Ярослав: Птичку — истребитель сделаю сейчас. (Выбирает конструктор)
Ярослав: Я смотрел, как террористы в самолет положили бомбу и взорвали его. Из — за этого теперь в Египет летать нельзя. А в другом городе началась война.
Я: Да, я тоже слышала про это. А ты много смотришь таких новостей?
Ярослав: Это папа смотрит.
Ярослав собирает новые виды птиц, на предложенную помощь отказался. Упала деталь.
Я: Давай я подниму мне ближе.
Ярослав: Она близко.
Прикрепил к телу 4 лапы, 3 головы, 2 крыла и 1 хвост.
Я: Где- то я видела похожее существо.
Ярослав: на змея- Горыныча похоже.
Я: Да, у него тоже было 4 лапки. И еще он огнем дышал
Ярослав: Зачем?
Я: Он так защищался. Ведь лапки у него коротки и победить он может только огнем.
Собирает другую игрушку.
Ярослав: Птичка- истребитель, только без крыльев.
Я: Может она бегает быстро?
Ярослав: О, спасибо за идею. Я построю птичку Киви. Вы знаете такую?
Я: Да. Ну давай соберем.
Собрал птицу с 4 крыльями.
Я: Это твоя Киви?
Ярослав: Она отжимается.
Добавляет еще 4 лапы.
Ярослав: Это уже другая, четырехлапная. Мне сегодня приснился сон. Во сне была кость саблезубого тигра. Я там шел, а мои друзья испугались. Я им сказал, что они- глупышки.
Ярослав: О! (Собрал другую)
Я: Это какая то супербыстра птичка. Ведь у нее так много крыльев и лап.
Собирает другу. Последняя похожа на первую.
Я: Ну все, Ярослав. Наше время закончилось. Спасибо тебе за игру.
Ярослав: И вам спасибо.
Время проведения 2 этапа 20 минут.
3 этап.
Я: Здравствуй, Ярослав. Наше дело осталось тем же. Тебе нужно выбрать чего ты хочешь сделать сегодня вместе со мной: почитать, поговорить или поиграть в игру. Что ты выбираешь?
Ярослав: Я думаю. ( рассматривает все варианты)
Ребенок снова выбрал конструктор.
Я: Хорошо, это твой выбор. Давай поиграем.
Собирает образ птицы.
Ярослав: Крылья на разном уровне. Птичка.
Я: Можно исправить. Давай помогу. ( от помощи отказался) Понравился тебе так этот конструктор? Здесь можно и лицо собрать. Посмотри: усы, глаза, губы, уши.
Ярослав: У меня дома тоже конструктор. Лего мелкое и большое, и еще обычный.
Собирает из деталей лицо с усами.
Ярослав: Это для чего? ( Показывает деталь)
Я: Наверное для ног. Давай соберем. Я придумала. Посмотрим человека на косолапых ногах.
Я собрала и показала Ярославу фигуру из лица с ногами.
Я: Если ты хочешь- мы можем прервать игру.
Ярослав: Нет, я хочу эту. (Показывает палочки Кюизенера) Хочу построить что- нибудь в вышину.
Я: Построй то что тебе не интересно, ведь это не обязательно строить бо образцу.
Ярослав стал строить из палочек конструкцию.
Ярослав: На что это похоже?
Я: Похоже намост с преградой для воды. Все наше время закончилось. Хочешь взять игру и поиграть в нее. Потом оставишь ее, а я утром заберу.
Ярослав: Нет, спасибо. У нас много игр.
Обработка данных
1 этап | 2 этап | 3 этап | итог | |
Ярослав Г. 6 л. 2 мес. | игра | игра | игра | Практическое общение |
Саша Н. 6 л. 8 мес. | книга | книга | игра | Познавательное общение |
Даша А. 6 л. 4 мес. | игра | книга | книга | Познавательное общение |
Ваня Л. 6 л. 9 мес. | беседа | игра | беседа | Личностное общение |
Маша Е. 6 л. 8 мес. | беседа | книга | книга | Познавательное общение |
Анализ:
Вывод: В ходе диагностики мною были изучены типы общении ребенка со взрослым. Я выявила, что из подгруппы детей 3 ребенка предпочитают чтение книг, а значит, имеют вид познавательного общения. Один ребенок выбрал игры- имеет практический тип общения, а еще один имел предпочтительный выбор в общении, значит его тип общения со взрослым- личностное общение.
Источник
Необходимо помнить, что общение обязательно предполагает взаимность, обоюдность. Это ни в коем случае не воздействие на другого и не подчинение ему. В общении должны быть активны оба партнера и обращение каждого направлено на ответ другого. При диагностике общения необходимо учитывать две стороны — активность и чувствительность к партнеру.
Активность проявляется в стремлении обратить на себя внимание, высказать что-то свое, развить тему разговора, предложить что-то необычное. Чувствительность к партнеру выражается во внимании к нему (в интересе к его словам и действиям, во взглядах), в готовности ответить на его предложение, в способности услышать и пенять другого. Обе стороны одинаково важны для полноценного общения, однако их выраженность может быть различной у разных детей и в разных ситуациях.
Для выявления формы общения следует использовать различные виды взаимодействия в разных ситуациях, моделирующих ту или иную форму общения. Для моделирования ситуативно-деловой формы общения оптимальной ситуацией является совместная игра, внеситуативно-познавательной — беседа по книжке, внеситуативно-личностной разговор по душам. Остановимся на конкретном описании данных ситуаций.
Предложите ребенку на выбор разные формы взаимодействия. Спросите его, что он больше хочет делать вместе с вами: играть с игрушками, читать новую книжку или просто поговорить о чем-нибудь. Если ребенок уверенно и однозначно выбирает совместную игру, значит, он предпочитает ситуативно-деловое общение со взрослым. Выбор новой книжки означает интерес к познавательному общению, а предпочтение разговора может свидетельствовать о стремлении ребенка к личностному общению. Однако сознательный выбор, хотя и является весьма показательным, не может быть единственным основанием для определения формы общения. Например, если ребенок выбирает совместную игру, это еще не означает его неспособности к личностному общению. Некоторые дети сразу не могут осуществить такой выбор или выбирают все три формы взаимодействия, поскольку они в равной мере являются для них привлекательными. Поэтому для более точного определения формы общения важно провести все три вида взаимодействия с одним ребенком.
Начинать лучше с самого простого и доступного для дошкольников — с ситуативно-делового общения, т.е. с совместной игры. Для этого подходят любые игрушки — кубики, куклы, машинки, конструктор. Играя с ребенком, нужно обращать внимание не на саму его способность играть с предметами, а на способность играть вместе со взрослым. Важно отмечать, умеет ли ребенок ориентироваться на партнера, учитывает ли его интересы, увлечен ли он совместной деятельностью или предпочитает играть в одиночку. Как правило, стремление и способность к ситуативно-деловому общению проявляют все дошкольники. Но важно, выяснить, не является ли этот вид общения единственным доступным ребенку, способен ли он к вне ситуативным контактам со взрослым.
Для выяснения способности ребенка к познавательному общению подходит беседа по поводу прочитанной книжки, в которой содержатся новые для ребенка знания — о машинах, животных, птицах, явлениях природы. Эта беседа должна строиться не как пересказ того, что запомнил ребенок или что он понял, а как обсуждение прочитанного или рассказанного воспитателем. В беседе в равной мере должны участвовать и взрослый, и его младший собеседник. При этом взрослый должен отмечать, насколько увлечен ребенок, задает ли он вопросы (и если задает, то какие), рассказывает ли о своих познаниях, как долго он может разговаривать со взрослым, не меняя тему разговора и не отвлекаясь на посторонние действия. Бывает, что ребенок в этой ситуации не проявляет никакого интереса к содержанию книжки и новым знаниям — смотрит по сторонам, перескакивает с одной темы на другую, стремится поскорее закончить скучный для него разговор и заняться более интересной игрой. Это может свидетельствовать о том, что он еще не владеет познавательным общением со взрослым, что его познавательные интересы еще не развиты. Вместе с тем многие дети, достаточно хорошо умея общаться со взрослым на познавательные темы, до конца дошкольного возраста проявляют неспособность к личностному общению. Они не могут рассказать о себе, не проявляют интереса к другим людям, не могут сказать, что они любят, а что им не нравится. Взрослый остается для них только источником новых знаний и партнером по игре.
Для выяснения способности к внеситуативно-личностному общению можно начать простой разговор с ребенком о его отношениях с друзьями. Например, спросить у него, кто из его сверстников ему больше нравится и почему, с кем он чаще всего ссорится, с кем хотел бы дружить. Можно спросить, есть ли у него любимая сказка (или книжка), кто из ее героев обладает какими-либо положительными или отрицательными качествами. Важно, чтобы взрослый не только спрашивал, но и сам высказывал свое отношение к тем или иным персонажам, рассказывал о себе, о других людях, словом, был равноправным участником разговора.
Темы личностного общения могут быть самыми разными; Желательно, чтобы они были связаны с реальными событиями из жизни ребенка, е его личными интересами и опытом общения с другими людьми. Главное — чтобы разговор шел не о предметах или животных (как при познавательном общении), а о людях, об их качествах, поступках, отношениях. При этом нужно выяснить, интересуется ли ребенок мнением взрослого, важно ли ему, чтобы его оценки совпадали с оценками старшего партнера.
Еще одно отличие личностного общения от познавательного заключается в том, что первое происходит без всякого наглядного материала. Здесь ребенок должен говорить о таких вещах, которые невозможно увидеть, потрогать, нарисовать (например, о хороших и дурных качествах, настроениях человека). Именно это делает речевое личностное общение самым сложным и трудным для дошкольников. Но способность к чисто речевому общению, без опоры на наглядный материал, очень важна для дальнейшей жизни и подготовки к школе. Разговаривая с ребенком на личностные темы, важно также следить за тем, насколько он способен слышать партнера, не перебивать его, не отвлекаться на посторонние действия.
Итак, вы осуществили с ребенком все три вида общения. У вас сложилось определенное впечатление о нем -что ему больше нравится делать с вами, что — меньше. Для того чтобы выявить уровень развития общения ребенка, нужно сравнить его активность и заинтересованность в разных ситуациях взаимодействия: когда он чаще всего обращался ко взрослому, когда проявлял максимальную для себя сосредоточенность, в какой ситуации чувствовал себя наиболее свободно и раскованно.
Часто бывает так, что дети очень активно и эмоционально ведут себя во время игры, увлеченно рассматривают и обсуждают книжки, но, когда взрослый начинает с ними разговор о событиях из их жизни, о том, что они любят и чего хотят, они смущаются, отводят глаза в сторону и стремятся избежать такого общения. Это может свидетельствовать о несформированности наиболее сложной для дошкольников внеситуативно-личностной формы общения. Если же ребенок одинаково активен во всех ситуациях и с удовольствием принимает все формы взаимодействия, можно говорить о том, что он овладел всеми доступными для дошкольника формами общения.
Важным показателем может быть также продолжительность того или иного взаимодействия, которую должен регулировать сам ребенок. Чем дольше ему хочется общаться со взрослым той или иной ситуации, тем больше эта ситуация соответствует его потребностям. Конечно, продолжать разговор на личностную тему в течение долгого времени слишком трудно даже для шестилетнего ребенка. Но если он может хотя бы в течение 10 минут поддерживать такой разговор, не отвлекаясь на посторонние действия, это свидетельствует о его способности к личностному общению.
Таким образом, сопоставляя поведение ребенка в разных ситуациях, нужно иметь в виду следующие показатели:
1)выбор ситуации общения;
2)активность ребенка в разных ситуациях: его разговорчивость, способность проявить инициативу и развивать тему общения;
3)чувствительность к словам и действиям партнера, способность слышать высказывания другого и адекватно отвечать на них;
4)общий интерес и настроение ребенка: его сосредоточенность на теме общения, раскованность, эмоциональный комфорт;
5)время, в течение которого ребенок может (хочет) общаться.
Для удобства сравнения ряд показателей (активность, чувствительность, интерес) можно оценивать по следующей шкале:
0- полное отсутствие данного качества;
1- слабая выраженность качества (отдельные проявления);
2- средняя выраженность качества;
3- сильная выраженность качества (яркие и частые проявления инициативы или повышенное внимание к собеседнику).
Сравнивая эти показатели в трех ситуациях общения, можно выяснить, какая из них является наиболее привлекательной для ребенка и, следовательно, какой уровень общения доступен для него. Напомним, что уровень развития общения определяется по высшим достижениям. Так, если ребенок одинаково активно принимает все предложенные ситуации, можно зафиксировать наиболее высокую форму общения со взрослым — внеситуативно-личностную.
Источник

ТОП 10:
Определяя уровень развития общения, необходимо помнить, что общение обязательно предполагает взаимность, обоюдность. Это ни в коем случае не воздействие на другого и не подчинение ему. В общении должны быть активны оба партнера, и обращение каждого направлено на ответ другого. При диагностике общения необходимо учитывать активность ребенка в общении и его чувствительность к партнеру.
Активность проявляется в стремлении обратить на себя внимание, высказать свое мнение, развить тему разговора, предложить что-то необычное и пр. Чувствительность к партнеру выражается во внимании к нему (в интересе к его словам и действиям, во взглядах), в готовности ответить на его пред-
ложение, в способности услышать и понять другого. Обе стороны одинаково важны для полноценного общения, однако их выраженность может быть различной у разных детей и в разных ситуациях.
Для выявления формы общения следует осуществить с ребенком различные виды взаимодействия в разных ситуациях, моделирующих ту или иную форму общения. Для моделирования ситуативно-деловой формы общения оптимальной ситуацией является совместная игра, внеситуативно-познавательной—беседа по книжке с картинками, внеситуативно-личностной — «разговор по душам». Остановимся на конкретном описании данных ситуаций.
Воспитатель предлагает ребенку на выбор разные формы взаимодействия. Спрашивает его, что он больше хочет делать вместе: играть с игрушками, читать новую книжку или просто поговорить о чем-нибудь. Если ребенок уверенно и однозначно выбирает совместную игру, значит, он предпочитает ситуативно-деловое общение с взрослым. Выбор новой книжки означает интерес к познавательному общению. Предпочтение разговора может свидетельствовать о стремлении ребенка к личностному общению с взрослым. Однако сознательный выбор, хотя и является весьма показательным, не может быть единственным для определения ведущей формы общения. Например, если ребенок выбирает совместную игру, это еще не означает, что он не способен к личностному общению. Кроме того, некоторые дети сразу не могут осуществить выбор или выбирают сразу все три формы взаимодействия, поскольку они привлекательны для них в равной мере. Поэтому для более точного определения формы общения важно провести все три вида взаимодействия с ребенком.
Начинать лучше с самого простого и доступного для дошкольников — ситуативно-делового общения, то есть с совместной игры. Для этого подходят любые игрушки — кубики, куклы, машинки, конструктор и пр. Играя с ребенком, нужно обращать внимание не на саму его способность играть с предметами, а на способность играть вместе с взрослым. Для этого важно отмечать, умеет ли ребенок ориентироваться на партнера, учи-
тывает ли его интересы, увлечен ли он совместной деятельностью или предпочитает играть в одиночку. Как правило, стремление и способность к ситуативно-деловому общению проявляют все дошкольники. Но важно выяснить, не является ли этот вид общения единственным, доступным ребенку, способен ли он к внеситуативным контактам с взрослым.
Для выяснения способности ребенка к внеситуативно-познавательному общению подходит беседа по поводу прочитанной книги, в которой содержатся новые для ребенка знания—о машинах, животных, птицах, явлениях природы и пр. Эта беседа должна строиться не как пересказ того, что запомнил ребенок или что он понял, а как обсуждение прочитанного или рассказанного воспитателем. В этой беседе в равной мере должны участвовать и взрослый, и его младший собеседник. При этом взрослый должен отмечать, насколько увлечен ребенок, задает ли он вопросы (если да, то какие), рассказывает ли о своих познаниях, как долго он может разговаривать с взрослым, не меняя тему разговора и не отвлекаясь на посторонние действия. Бывает, что ребенок в этой ситуации не проявляет никакого интереса к содержанию книжки и новым знаниям—смотрит по сторонам, перескакивает с одной темы на другую, стремится поскорей закончить лог скучный для него разговор и заняться более интересной игрой. л)то может свидетельствовать о том, что он еще не владеет познавательным общением с взрослым, что его познавательные интересы еще не развиты. Многие дети, достаточно хороню умея общаться с взрослым на познавательные темы, до конца дошкольного ‘ возраста проявляют неспособность к личностному общению. Они не могут рассказать о себе, не проявляют интереса к другим людям, не могут сказать, что они любит, а что им не нравится. Взрослый остается для них источником новых знаний и партнером по игре.
Для выяснения способности детей к внеситуативно-личностному общению можно начать простой разговор с ребенком о его отношениях с друзьями. Например, спросить у него, кто из его друзей ему больше нравится и почему, с кем он чаще всего ссорится, с кем хотел бы дружить. Можно спросить, есть ли у него
любимая сказка (или книжка), кто из ее героев обладает какими-либо положительными или отрицательными качествами. Важно, чтобы взрослый не только спрашивал у ребенка, но и высказывал свое отношение к тем или иным персонажам, рассказывал о себе, других людях—словом, был равноправным участником разговора. Темы личностного общения могут быть самыми разными. Желательно, чтобы они были связаны с реальными событиями жизни ребенка, с его личными интересами и с его опытом общения с другими людьми. Главное, чтобы разговор шел не о предметах или животных (как при познавательном общении)j. а о людях —их качествах, поступках, отношениях. При этом нужно выяснить, интересуется ли ребенок мнением взрослого^ важно ли ему, чтобы его оценки совпадали с оценками старшего; партнера.
Еще одно отличие личностного общения от познавательного заключается в том, что личностное общение происходит без всякого наглядного материала. Здесь ребенок должен говорить о таких вещах, которые невозможно увидеть, потрогать и даже нарисовать на картинке (например, о хороших и дурных качествах, настроениях человека и пр.). Именно это делан ет речевое личностное общение трудным для дошкольников; Но способность к речевому общению без опоры на наглядный материал очень важна для дальнейшей жизни ребенка и подготовки его к школе.
Разговаривая с ребенком на личностные темы, важно также следить за тем, насколько ребенок способен слышать взрослого, не перебивать его, не отвлекаться на посторонние действия.
После того как воспитатель осуществил с ребенком все три вида общения, у него складывается определенное впечатление о нем —что ему больше нравится делать с вами, что меньше. Для выявления уровня развития общения ребенка нужно; сравнить его активность и заинтересованность в разных видах взаимодействия с взрослым: когда он чаще всего обращался к взрослому, когда проявлял максимальную для себя сосредоточенность, в какой ситуации он чувствовал себя наиболее свободно и раскованно. Часто бывает так, что дети очень активно и эмоционально ведут себя во время игры, увлеченно
рассматривают и обсуждают книжки, но когда взрослый начинает с ними разговор о событиях из их жизни, о том, что они любят и чего хотят, они смущаются, отводят глаза в сторону и стремятся избежать такого общения. Это может свидетельствовать о несформированности наиболее сложной для дошкольников внеситуативно-личностной формы общения. Если же ребенок одинаково активен во всех ситуациях и с удовольствием принимает все формы взаимодействия, можно говорить о том, что он овладел всеми доступными для дошкольника формами общения.
Хорошим показателем может быть также продолжительность того или иного взаимодействия, которую должен регулировать сам ребенок. Чем дольше ему хочется общаться с взрослым в той или иной ситуации, тем более па ситуация соответствует его потребностям. Конечно, продолжать разговор на личностную тему в течение долгого времени слишком трудно даже для 6-летнего ребенка. Но если он может хотя бы в течение 5—7 мин поддерживать такой разговор, не отвлекаясь на посторонние действия, это может свидетельствовать о его способности к личностному общению.
Таким образом, для выявления уровня развитии общения ребенка в разных ситуациях нужно иметь в виду следующие показатели:
1) выбор ситуации общения с взрослым;
2) активность ребенка в разных ситуациях — его разговорчивость, способность проявить инициативу и развивать тему общения;
3) чувствительность к словам и действиям партнера, способность слышать высказывания другого и адекватно отвечать на них;
4) общий интерес и настроение ребенка – его сосредоточенность на теме общения, раскованность, эмоциональный комфорт;
5) время, в течение которого ребенок может и хочет общаться.
Сравнение этих показателей в трех ситуациях общения поможет выяснить, какая из них является более привлекательной для ребенка и, следовательно, какой уровень общения досту-
пен для него. Напомним, что уровень развития общения определяется по его высшим достижениям. Так, если ребенок одинаково активно принимает все предложенные ситуации, можно зафиксировать наиболее высокую форму общения с взрослым — внеситуативно-личностную.
Источник