Диагностика развития личности ребенка в доу
Диагностика формирования личностных качеств дошкольника
Развитие личности ребенка, особенно интенсивное в дошкольном возрасте — центральная педагогическая задача родителей и воспитателей ДОУ. В этот период в ответ на внешние социальные условия формируются личностные качества, которые в последующем сложно поддаются коррекции. Прежде чем организовать работу с детьми, педагог должен понять, на каком уровне находится личностное развитие конкретного ребенка относительно детей его возрастной группы, насколько результативны применяемые методы, формы, технологии воспитания, развитию каких личностных качеств ребенка следует уделить особое внимание.
Ответить на эти и некоторые другие вопросы поможет диагностика личностного развития детей. С помощью методики диагностики сформированности личностных качеств дошкольника «Ориентир».
Она представляет собой карту структурированного наблюдения за поведением воспитанников от трех до семи лет, позволяющую сделать заключение о сформированности девяти важнейших личностных качеств:
- уверенности в себе;
- уважения к другим и дружелюбия;
- альтруистичности;
- оптимистичности;
- любознательности;
- терпения;
- сообразительности;
- любви к прекрасному;
- целеустремленности.
Методика достаточно экономична и проста, но требует понимания и осмысления. Диагностике подвергаются девять важнейших личностных качеств, развитие которых поможет заложить фундамент счастливой и эффективной жизни ребенка и взрослого. При этом оценивается не само личностное качество, которое можно трактовать по-разному, а его проявление в поведении, что, как правило, понимается разными людьми примерно одинаково. Подбор поведенческих проявлений осуществлен педагогами-исследователями и практиками путем обсуждения и согласования.
Процедура проведения диагностики не требует больших затрат времени и организационных усилий. Педагоги получают бланк методики (приложение 1) и ответный лист. Он представляет собой таблицу из 30 столбцов, где отмечаются данные ребенка (порядковый номер, фамилия и имя, возраст). 27 столбцов ответного листа отведены для каждого поведенческого проявления. Число строк равно количеству детей в группе.
Воспитателям предлагается ознакомиться с поведенческими проявлениями, обозначенными в методике, и в течение недели понаблюдать за детьми. Если диагностику выполняет один педагог, то он же заполняет ответный лист, а если два воспитателя, работающие с группой, — то им предлагается заполнить ответный лист после обсуждения результатов своих наблюдений. Результаты наблюдения, выраженные в баллах в ответном листе, переносятся в сводную таблицу для окончательного подсчета. Таблица может быть заполнена в формате Microsoft Office Excel и должна состоять из 13 столбцов, в которых фиксируются порядковый номер, фамилия, имя ребенка и его возраст. Девять столбцов предназначены для каждого личностного качества, в последнем отмечается сред нее значение уровня сформированности личностных качеств дошкольника (отдельная строка).
Значение сформированности каждого личностного качества равно сумме его трех поведенческих проявлений, деленной на три (среднее арифметическое), и представлено в ключе к методике (приложение 2).
Обработка данных состоит из подсчета среднего арифметического значения сформированности всех личностных качеств (заносится в последний столбец) и отдельно каждого личностного
качества дошкольника (фиксируется в последней строке).
Анализ полученных результатов может предусматривать выявление групп детей, имеющих высокий, средний и низкий уровень сформированности личностных качеств. Для этого среднее арифметическое сформированности личностных качеств каждого ребенка сопоставляется со средним значением для данной возрастной группы. Все близкие к указанному показатели относятся к среднему уровню, существенно превышающие — к высокому, уступающие им — к низкому. Таблица средних значений и диапазона среднего уровня для изучаемых возрастов представлена в (приложении 3). Для удобства группы детей можно выделить разными цветами.
Анализируя результаты, педагоги определяют у каждого ребенка те личностные качества, которые требуют более интенсивного развития. Их показатель существенно ниже среднего значения для данной возрастной группы.
Путем сравнения средних групповых значений сформированности каждого качества и средних значений данного качества для данной возрастной группы специалисты определяют также личностные качества дошкольников, развитию которых следует уделить особое внимание. Дополнительного внимания может потребовать развитие качества, в отношении которого установлены существенно более низкие значения.
По итогам диагностики определяется результативность работы педагогов в сфере личностного развития детей. ЕСЛИ диагностика проводится, например, в начале учебного года и в конце, можно определить динамику развития каждого ребенка и группы в целом.
Таким образом, данная диагностика может служить необходимым ориентиром в развивающей работе с дошкольниками, т. к. помогает определять, какие именно личностные качества следует развивать для обеспечения счастливой жизни ребенка, и отслеживать трудности или успехи на пути достижения этой цели. Образно говоря, данная методика позволяет четко понять, «куда нам идти, и где мы находимся, насколько успешно продвигаемся к цели»
Приложение 1
Методика оценивания характеристик поведения дошкольника Уважаемые педагоги!
Оцените, пожалуйста, как часто проявляются следующие характеристики поведения у дошкольников, и поставьте соответствующие баллы в ответном листе.
№ | Характеристика поведения | Всегда | Часто | Иногда | Никогда |
1 | Легко и уверенно отвечает на вопросы педагога в процессе непосредственно образовательной деятельности, высказывает свое мнение в повседневном общении | 3 балла | 2 балла | 1 балл | 0 баллов |
2 | Проявляет уважение к интересам других детей | ||||
3 | Оказывает помощь другим детям (предлагает сам) | ||||
4 | Имеет хорошее настроение | ||||
5 | Задает вопросы | ||||
6 | Умеет дождаться своей очереди в процессе непосредственно образовательной деятельности, общения, игры | ||||
7 | Находит решение (выход) в затруднительных ситуациях (не теряется, проявляет находчивость) | ||||
8 | Замечает красоту в окружающем | ||||
9 | Знает, что хочет | ||||
10 | Уверенная осанка и жестикуляция | ||||
11 | Радуется успехам других детей | ||||
12 | 13Может поделиться игрушкой | ||||
13 | Хвалит других детей | ||||
14 | Проявляет заинтересованность в выполнении заданий | ||||
15 | Может подождать, когда отказывают в выполнении его просьбы | ||||
16 | Импровизирует | ||||
17 | Создает прекрасное (поделки, рисунки, танцует, поет, играет на музыкальных инструментах и т. п.) | ||||
18 | Добивается поставленной цели | ||||
19 | Оказывает влияние на детей в игре и общении (может управлять, командовать) | ||||
20 | Проявляет внимание и заботу о других детях | ||||
21 | Выполняет просьбы взрослых и детей | ||||
22 | Говорит о позитивных моментах и событиях | ||||
23 | Рассказывает о своих впечатлениях | ||||
24 | Доводит начатое дело до конца | ||||
25 | Сам придумывает игры, правила игры | ||||
26 | Говорит или невербально проявляет восхищение прекрасным | ||||
27 | Не останавливается на достигнутом, ставит новые цели |
Приложение 2
№ | Личностное качество | Номера пунктов в методике |
1 | Уверенность в себе | 1,10,19 |
2 | Уважение к другим и дружелюбие | 2,11,20 |
3 | Альтруистичность | 3,12,21 |
4 | Оптимистичность | 4,13,22 |
5 | Любознательность | 5,14,23 |
6 | Терпение | 6, 15,24 |
7 | Сообразительность | 7,16,25 |
8 | Любовь к прекрасному | 8,17,26 |
9 | Целеустремленность | 9,18, 27 |
Приложение 3
Возрастная группа (лет, мес.) | Диапазон среднего уровня | ||||||||||
3,0-3,6 | 0,2 | 0,0 | 0,4 | 0,3 | 0,4 | 0,5 | 0,0 | 0,1 | 0,2 | 0,2 | 0,1-0,3 |
3,7-3,11 | 0,4 | 0,3 | 1,0 | 0,6 | 0,6 | 1,0 | 0,0 | 0,2 | 0,4 | 0,5 | 0,35-0,65 |
4,0-4,6 | 0,8 | 0,6 | 0,9 | 1,0 | 0,9 | 0,7 | 0,5 | 0,5 | 0,7 | 0,7 | 0,55-0,85 |
4,7-4,11 | 1,1 | 1,0 | 1,1 | 1,1 | 1,2 | 1,0 | 0,8 | 0,8 | 1,0 | 1,0 | 0,85-1,15 |
5,0-5,6 | 1,4 | 1,1 | 1,3 | 1,1 | 1,3 | 1,5 | 0,9 | 1,1 | 1,3 | 1,2 | 1,05-1,35 |
5,7-5,11 | 1,6 | 1,3 | 1,6 | 1,4 | 1,7 | 1,6 | 1,1 | 1,4 | 1,7 | 1,5 | 1,35-1,65 |
6,0-6,6 | 1,5 | 1,2 | 1,9 | 1,4 | 1,6 | 1,7 | 1,1 | 1,1 | 1,4 | 1,4 | 1,25-1,55 |
6,7-6,12 | 1,2 | 1,2 | 1,9 | 1,1 | 1,5 | 1,8 | 1,3 | 1,3 | 1,2 | 1,4 | 1,25-1,55 |
Источник
Раиса Маркс
Диагностика развития дошкольника
Диагностика развития дошкольника.
В последнее время в системе дошкольного образования все большее распространение получает практика проведения психолого-педагогической диагностики, в том числе тестирования, детей дошкольного возраста.
Диагностика – деятельность, направленная на постановку диагноза (диагноз – распознание, греч.).
Виды диагностики:
психологическая — психическое состояние ребёнка (изучение индивидуальных особенностей ребёнка, познавательных процессов и эмоциональной сферы;
педагогическая — освоение ребёнком образовательной программы;
Реализация в образовании личностно – ориентированного подхода предполагает построение педагогического процесса на диагностической основе. Диагностика развития детей дошкольного возраста призвана помогать педагогам и родителям ребенка правильно строить с ним педагогическое общение.
Принципы организации диагностической работы:
1. Диагностическая работа должна проводиться на законных основаниях,с соблюдением нормативно-правовых документов: Конвенции о правах ребёнка; «Базовый компонент педагога-психолога» Ростовской области; Закона Российской Федерации «Об образовании»; приказов и инструктивных писем Министерства образования РФ; Устава образовательного учреждения; Договора с родителями; решений педагогического совета ОУ; приказов руководителя ОУ.
2. Принцип научности – предполагает, что диагностическая работа в ОУ должна опираться на научные исследования.
3. Принцип этичности – предполагает, что диагностическая работа должна проводиться с соблюдение этических норм и правил.
4. Принцип оптимальности – предполагает, что минимальными усилиями должно быть получено достаточное количество диагностической информации.
Формы проведения диагностики могут быть групповые и индивидуальные, письменные.
Виды диагностики
В работе педагогом-психологом ОУ используются следующие виды диагностики:
1. Скрининговая диагностика Диагностика проводится с группой детей и направлена на выделение детей, имеющих какие- либо особенности развития и нуждающихся в дополнительной развивающей или коррекционной работе.
2. Углубленная психологическая диагностика проводится после скрининговой диагностики, проводится индивидуально или в малых группах.
3. Итоговая диагностика. Цель данного вида диагностики – оценить состояние ребенка по окончании курса коррекционной работы.
Наиболее приемлемыми методами диагностики являются: наблюдение, беседа, анкетирование, диагностика с помощью тестов.
Анкетирование и наблюдение, являются наиболее распространенными исследовательскими методами. Анкетирование обычно проводится с использованием данных наблюдения, которые (наряду с данными, полученными при помощи других исследовательских методов) используются при составлении анкет.
Беседа – один из методов исследования поведения. Беседу также можно проводить с группой, когда воспитатель задает вопросы всей группе и следит, чтобы в ответах присутствовало мнение всех членов группы, а не только самых активных.
Тест – стандартизированное задание, результат выполнения которого позволяет измерить психологические характеристики испытуемого. Таким образом, целью тестового исследования является испытание, диагностика определенных психологических особенностей человека, а его результатом – количественный показатель, соотносимый с ранее установленными соответствующими нормами и стандартами.
Педагогическое обследование проводиться два раза в год: в начале учебного года и второе — в мае, конце учебного года; возможно третье в середине учебного года для воспитанников группы риска (ПМПк). Педагогическое обследование проводится по всем разделам программы для детей ПМПк, кроме специальных (музыкальное и физическое, которое проводится только в начале и конце года.
Психологическое обследование проводится по разработанным и утверждённым МО педагогов-психологов диагностическим программам развития познавательного уровня детей с учётом возрастных норм психического развития.
Диагностика развитияпознавательного уровня каждого возраста предполагает два среза в течение года: — начало года (сентябрь, октябрь) с целью обеспечения индивидуального подхода гармонизации познавательной сферы ребёнка, выработки рекомендаций педагогам и родителям; — конец года (апрель, май) — отслеживание динамики развития, оценка уровня развития познавательной сферы у дошкольников.
Диагностика эмоционально-волевой и личностной сферы проводится со средней группы в начале года с целью оценки эмоционального состояния ребёнка, наличия тревожности, агрессивности и страхов. Диагностика проводится индивидуально с детьми и с помощью анкетирования педагогов по оценке агрессивности, тревожности, гиперактивности. Используются проективные методики для выявления эмоциональных особенностей дошкольников: тест «Рисунок семьи» Г. Т. Хоментаускаса, графическая методика «Кактус», М. Панфиловой.
После проведённой диагностики даются рекомендации педагогам и родителям, дети группы «РИСКА» выводятся на ПМПк.
Источник
Инна Разумная
Методики выявления уровня развития личности дошкольника
Проведенное теоретическое исследование проблемы развития личности детей дошкольноговозраста 4-5 лет позволило нам определить цель нашего практического исследования данной проблемы: экспериментальным путем выявить влияние занятий художественного цикла на развитие личности детей дошкольного возраста. Нами были обследованы дети 4-5 лет средней группы детского сада № 9 «Ромашка» г. Гуково (5 человек).
Для этого мы провели исследование трех наиболее важных для данной возрастной группы новообразований – развитие речи детей среднего дошкольного возраста, развитие воображения и мелкой моторики.
Для исследования речевого развития мы использовали методику О. С. Ушаковой. Эта методикапредполагает обследование речи детей по следующим направлениям:
— составлять связный текст, соблюдая структуру, используя разнообразные способы связей в описании или повествовании;
— понимать смысловые оттенки слова в зависимости от суффикса, его прямой и переносный смысл;
— употреблять образные слова и выражения в связном высказывании [10].
Рассмотрим кратко речевые задания по отношению к детям пятого года жизни.
Словарь
1) Понимать слова, близкие и противоположные по смыслу, а также разные значения многозначного слова;
2) понимать и употреблять обобщающие слова (мебель, овощи, посуда);
3) подбирать признаки, качества и действия к названию предметов;
4) сравнивать и называть предметы по размеру, цвету, величине.
Грамматика
1) Соотносить названия животных и их детенышей (лиса — лисенок, корова — теленок);
2) употреблять глаголы в повелительном наклонении (побегай, помаши);
3) правильно согласовывать существительные и прилагательные в роде, числе, падеже, ориентируясь на окончание (пушистая кошка, пушистый котик);
4) составлять предложения разных типов.
Фонетика
1) Правильно произносить звуки родного языка;
2) находить слова, сходные и различные по звучанию;
3) правильно пользоваться умеренным темпом речи, силой голоса, интонационными средствами выразительности.
Связная речь
1) Определить умение детей пересказывать короткие сказки и рассказы с незнакомым им ранее содержанием;
2) составлять рассказ по картинке или об игрушке совместно со взрослым;
3) выявить умение описывать предмет, изображенный на картинке, называя признаки, качества, действия, высказывая свою оценку;
4) выявить умение пользоваться разнообразными вежливыми формами речи.
Связная речь:
Оценка по всем заданиям дается в количественном выражении (по баллам). При условности количественных оценок за высказывания разной полноты и правильности они (оценки) помогают выявить уровни речевого развития: I — высокий, II — средний (достаточный) и III (ниже среднего).
3 балла ставится за точный и правильный ответ, данный ребенком самостоятельно. 2 балла получает ребенок, допустивший незначительную неточность, отвечающий по наводящим вопросам и уточнениям взрослого. 1 балл ставится ребенку, если он не соотносит ответы с вопросами взрослого, повторяет за ним слова, демонстрирует непонимание задания.
Примерные (возможные)ответы детей даются после каждого задания в такой последовательности:
1) правильный ответ;
2) частично правильный;
3) неточный ответ.
В конце проверки производится подсчет баллов. Оценка ответов производится следующим образом. Если ответы ребенка подходят под № 1, он получает три балла; если ответы соответствуют № 2 — 2 балла; если ответы соответствуют № 3, ребенок получает 1 балл. В целом, если 2/3 ответов детей оцениваются в 3 балла — это высокий уровень. Если 2/3 ответов оцениваются в 2 балла — это хороший уровень. Если же 2/3 ответов детей получают по 1 баллу — это средний (или ниже среднего) уровень.
Обследовав группу детей среднего дошкольного возраста, мы получили результаты, которые представлены в таблице 1.
Таблица 1. Уровень речевого развития детей 4-5 лет
№ Фамилия и имя ребенка Высокий уровень Средний уровень Низкий уровень
1 Коля П. +
2 Света З. +
3 Света И. +
4 Сережа К. +
5 Кристина М. +
Результаты, представленные в таблице, показывают, что только один ребенок имеет высокий уровень речевого развития и средний уровень. Трое из опрошенных имеют низкий уровень речевого развития.
Далее нами было исследовано воображение детей.
О развитости детского воображения в дошкольном возрасте судят не только по представлениям и ролям, которые дети берут на себя в играх, но и на основе анализа материальных продуктов их творчества, в частности поделок и рисунков.
Изучать воображение можно в словесном творчестве, в речевой и изобразительной деятельности, при понимании сказочных образов, при построении образов сказочных персонажей. Все эти методы по-своему хороши, позволяют выявить и исследовать различные стороны воображения.
Методика 1. Изучение воображения при понимании сказочных образов, предложенная Субботиной Л. Ю. [30].
Подготовка исследования. Подобрать сказку для чтения (например, «Петушок — Золотой гребешок и чудо-меленка», составить вопросы, помогающие ребенку при пересказе сказки в случаях затруднения. Подготовить бумагу, цветные карандаши для рисования.
Проведение исследования. Детям 4-5 лет выразительно читают сказку. После чтения проводят 2 серии экспериментов.
1 серия. Выясняют, насколько ребенок понял сюжет и образы главных героев сказки. Если ребенок затрудняется,то ему задают подготовительные вопросы:
1) назови главных героев сказки.
2) кто тебе понравился в сказке? Почему?
3) Кто не понравился? Почему?
4) О чем эта сказка?
2 серия. Детей просят нарисовать главных персонажей сказки (Петушка -Золотого гребешка, чудо-меленку, горох). Занятие можно проводить коллективно, но при этом необходимо следить, чтобы каждый ребенок выполнял задание индивидуально.
Обработка данных. Определяют степень соответствия оригиналу созданного детьми образа (количество соответствующих деталей, усложнение и обогащение созданного образа). Описывают изменения в понимании согласно возрасту ребенка — воссоздании сказочных образов. Результаты оформляют в таблицу.
Интерпретация результатов.
1) особенности воображения, которые дошкольник проявляет при воспроизведении сказочных образов можно наблюдать и в игровой деятельности (высокий уровень);
2) развитие воображения и развитие игровой деятельности взаимозависимые процессы, важные для нормального развития ребенка (средний уровень);
3) для диагностики и развития воображения необходима специально организованная взрослыми игровая деятельность (низкий уровень).
Таблица 2. Уровни развития воображения детей 4-5- лет.
№ Фамилия и имя ребенка Высокий уровень Средний уровень Низкий уровень
1 Коля П. +
2 Света З. +
3 Света И. +
4 Сережа К. +
5 Кристина М. +
Из таблицы видно, что двое детей имеют высокий уровень развития воображения, один средний и два ребенка имеют низкий уровень. Из чего очевидно, что воображение опрошенных детей находится на недостаточном уровне и необходима целенаправленная работа в этом направлении.
Далее мы провели исследование мелкой моторики детей 4-5 лет с помощью следующей методики, которая состоит из нескольких блоков.
1 блок. Упражнения на повторение фигур из пальцев
— «Петушок» (ладонь вверх, указательный палец упирается на большой, остальные пальцы растопырены и подняты вверх);
— «Зайчик» (вытянуть вверх средний и указательный пальцы, при этом безымянный палец и мизинец прижать большим пальцем к ладони);
— «Флажок» (четыре пальца – указательный, средний, безымянный и мизинец – вместе, а большой палец опущен вниз, тыльная сторона ладони к себе);
— «Вилка» (вытянуть вверх три пальца – указательный, средний и безымянный – расставленные врозь, большой палец удерживает мизинец на ладони).
Все упражнения выполняются после показа. При выполнении сложных фигурок можно помогать ребёнку принять правильную позицию пальцев. Далее ребёнок действует самостоятельно.
2 блок. Упражнения на дорисовывание.
— Дорисуй прямую линию;
— Дорисуй волнистую линию;
— Дорисуй ломаную линию (заборчик).
При выполнении этих упражнений, в начале года, обращается внимание, на то, как ребёнок держит карандаш, в какой руке,как он продолжает линию карандашом: с нажимом или без нажима, линия тонкая, прерывистая, широкая.
3 блок. Работа с бумагой.
— Вырезание ножницами (выявляем, как у ребёнка сформирована координация движений рук);
— сгибание листа бумаги пополам (выявляем содружество обеих рук в работе).
4 блок. Упражнения на координацию движений.
— «Ладонь, кулак, ребро» — вначале показываем детям, как выполнить это упражнение вместе с нами. Когда ребёнок запомнит последовательность, он выполняет упражнение под счёт 1, 2, 3;
— Посолим капусту. Посолим суп (ребёнок как бы растирает комочек соли);
— Катание шарика.
Методика проведения обследования развития мелкой моторики.
(+) – 1 балл – с заданием справился;
(-) – 0 баллов – с заданием не справился;
(=) – 0,5 баллов – справился с помощью взрослого;
2 — балла и ниже – низкий уровень;
2-2,5 баллов – средний уровень;
3-4 баллов – высокий уровень;
2 балла и ниже (низкий уровень) – У таких детей мелкая моторика очень отстаёт от возрастной нормы. Движения скованные, содружество пальцев, ловкость не наблюдаются. Координация движений рук нарушена. Дети затрудняются выполнять работу с ножницами; сгибать лист пополам; не умеют держать правильно карандаш, линии при рисовании прерывистые, ломаные. Нарушена общая координация движений, их целенаправленность, точность. Дети затрудняются в подражательных движениях, в выполнении действий по образцу, упускают их элементы.
2-2,5 баллов (средний уровень) – У детей общая и мелкая моторика развита достаточно хорошо. Но бывает, что дети испытывают не большие трудности при быстрой смене упражнений из пальчиков, при вырезании, конструировании из бумаги.
3-4 балла (высокий уровень) – У детей общая и мелкая моторика сформированы хорошо. Хорошо развита отчётливость и координация движений. Движения пальцев и кистей рук точные, ловкие, со всеми заданиями справляются быстро и легко.
Таблица 3. Уровни развития мелкой моторики детей 4-5 лет.
№ Фамилия и имя ребенка Высокий уровень Средний уровень Низкий уровень
1 Коля П. +
2 Света З. +
3 Света И. +
4 Сережа К. +
5 Кристина М. +
Из таблицы видно, что два ребенка имеют средний уровень развития и три ребенка низкий уровень развития мелкой моторики. Ни один из детей не показал высокий уровень развития данного показателя. Педагогам следует уделить особое внимание развитию данного показателя развития личности опрошенных детей.
Данные проведенного исследования мы обобщили и представили в виде диаграммы.
Диаграмма 1. Результаты констатирующего эксперимента
Уровни
развития
личности
показатели развития личности
Высокий
Средний
Низкий
Мелкая моторика
Речевое развитие. Вообра
жение
.
Из диаграммы видно, что из всех исследуемых показателей развития личности дошкольников 4-5 лет наиболее развито воображение. На более низком уровне находится речевое развитие дошкольников и совсем низкий уровень имеет такой показатель, как развитие мелкой моторики дошкольников. Из чего мы можем сделать вывод о том, что работа педагогов по развитию речи детей и мелкой моторики находится на недостаточно высоком уровне. В этой связи нами был проведен формирующий этап нашего эксперимента, в ходе которого была организована целенаправленная работа на занятиях художественного цикла.
После проведения формирующего этапа эксперимента мы провели диагностику развития исследуемых показателей развития личности детей дошкольного возраста. Мы использовали те же методики, что и в начале эксперимента. Нами были получены результаты, которые мы обработали и представили в виде диаграммы.
Диаграмма 2. Результаты, полученные в ходе формирующего эксперимента
Уровни
развития
личности
показатели развития личности
Высокий
Средний
Низкий
Мелкая моторика
Речевое развитие. Вообра
жение
Из полученных данных очевидно, что работа, проведенная целенаправленно по развитию личности дошкольников, привела к следующим результатам. Занятия художественного цикла способствовали тому, что показатели развития мелкой моторики дошкольников возросли (с низкого уровня до среднего уровня). По показателю речевого развития дошкольников также результаты улучшились. Кроме того, была продолжена работа и по развитию воображения детей средней группы. Из чего мы можем сделать вывод о том, что занятия художественного цикла, которые были организованы целенаправленно по следующим показателям – развитие речи, мелкой моторики и воображения дошкольников – дали положительный результат. Таким образом, занятия художественного цикла положительно влияют на развитие личности дошкольников 4-5 лет.
Источник